ВходОглавление → Крейсера








ГАЛИОНЫ, ФРЕГАТЫ И ФЛЕЙТЫ ПРУССИИ И БРАНДЕНБУРГА (1601-1684)
 

1601. 18-п. "Roter Löwe"

1626.
18-п. "Welcome", "Valentin", "der Hoffnung", "Kameel"

1656. 10-п. (шнява) "Clevescher Lindenbaum"
+ до 6 других кораблей до 1664 г., в т. ч. "Churprinz"

1657. 7-п. "Churfürst von Brandenburg"
1676. 6-п. "Salamander"
1677. 6-п. "Windhund"
1681. 8-п. "Seeritter"
1682. 10-п. "Friede"→"Die sieben Provinzen"
1682. 8-п. "Wolkensäule"→"Derfflinger"
1686. 6-п. "Stad Emden"
1692. 18-п. "Afrikaner"

1663.
26-п. "Herzogtum Cleve"→"Wappen von Cleve",
24-п. "Grafschaft Mark"

1675. 16-п. "Berlin", 12-п. "Potsdam"
1676. 18-п. "König von Spanien"
1677. 20-п. "Maria Catharina"
1679. 12-п. "Princess Maria", 12-п. "Mohrian"
1681. 8-п. "Fortuna"
1692. 16-п. "Fliegender Drache"
1694. 20-п. "Churprinz", 20-п. "Windhund" (недостроены)

1678. 16-п. "Fuchs"
1679. 16-п. "Röther Löwe"
1680. 20-п. "Wappen von Brandenburg"
1681. 20-п. "Brandenburgischer Dragoner", 10-п. "Salamander"
1683. 12-п. "Fuchs"→"Salamander"




1675. 14-п. "Churprinz"
1676. 20-п. "Leopard"
1678. 36-п. "Goldener Löwe"
1679. 44-п. "Friedrich Wilhelm"→"Wappen von Brandeburg"→"Dorothea"
1679. 32-п. "Dorothea"→"Güldener Löwe"
1680. 28-п. "Markgraf von Brandenburg"
1684. 54-п. "Friedrich Wilhelm Zu Pferde"
1684. 20-п. "Churprinz"
1687. 20-п. "Churprinzess"
1692. 32-п. "Friedrich III"
1694. 32-п. "Schloss Oranienburg" (недостроен)



ФРЕГАТЫ И ГАЛИОТЫ ПРУССИИ В СЕМИЛЕТНЕЙ ВОЙНЕ (1755-1762) 11 ед.
 

1757.
34-п. "Lissa",
16-п. "King of Prussia",
16-п. "Emden",
12-п. "Prinz Ferdinand",
?-п. "Lancashire Witch"
1758.
?-п. "King of Prussia" (2-й)

1759. 14-п.
"König von Preußen",
"Prinz von Preußen",
"Prinz Heinrich",
"Prinz Wilhelm"

1760. 12-п.
"Preußen",
"Schlesien"



  


КРЕЙСЕРА ГЕРМАНСКИХ ГОСУДАРСТВ ДО ШЛЕЗВИГСКОЙ ВОЙНЫ (1817-1848) 2 ед.
 


10-п. парусная военная шхуна,
1817. Пруссия
(285 т, до 13 уз., 2-24ф, 8-18ф)
16-п. парусный военный бриг,
1820. Ольденбург
(160 т)
14-п. парусный корвет
1844. Пруссия
(390 т, до 11 уз., 2-32ф 2-24ф 12-18ф)



КРЕЙСЕРА ШЛЕЗВИГСКОЙ ВОЙНЫ (1848-1850) 16 ед.
 

 

ПРУССИЯ

колёсный вооружённый п/х
1848. б. почтовый,
(1170 т, 10,5 уз., 4-36ф)

 

ШЛЕЗВИГ-ГОЛЬШТEЙН

8-п. парусная шхуна,
1848. б. датская,
(140 т, 8-12ф)
колёсный вооружённый п/х
1849. быв. почтовый
(ок. 300 т, 1-84ф, 1-60ф, 2-30ф)

 

СЕВЕРО-ГЕРМАНСКИЙ СОЮЗ (ГАМБУРГ)

32-п. малый парусный фрегат
1848. б. торговый
(716 т, до 11 уз., 14-32ф, 18-18ф)
12-п. парусный корвет
1848. б. торговый
(250 т)
3 колёсных паровых корвета
1848. б. грузовые
(335 - 380 т, 8 уз., 1-56ф, 1-32ф, 2-18ф)
3 колёсных паровых корвета
1849. стр. в Британии как грузовые
(415 - 580 т, 8-9 уз., 2/6-68ф)
2 колёсных паровых фрегата
1849. быв. британские лайнеры
(1313 т, 8 уз., 9-68ф)
колёсный паровой фрегат
1850. б. американский лайнер
(1650 т, 10 уз., 3-84ф, 8-68ф)
парусный фрегат
1850. трофейный датский
(1826 т, до 15 уз., 4-60ф, 46-42ф)

 



РАНГОУТНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ КРЕЙСЕРА ПРУССКОГО И ИМПЕРСКОГО ФЛОТА (1851-1897) 79 ед.
 

 

ПАРУСНЫЕ ФРЕГАТЫ ПРУССИИ

6-п. парусный малый фрегат
1851. быв. торговый
(850 т, до 9 уз., 6-26ф)
50-п. парусный фрегат
1852. повторно, б. датский
(1826 т, до 15 уз., 4-60ф, 46-42ф)
38-п. парусный учебный фрегат
1855. быв. британский
(1508 т, до 15 уз, 38-68ф)
32-п. парусный учебный фрегат
1861. быв. британский
(1270 т, до 14 уз, 16-68ф, 4-30ф, 6-150мм, 6-120мм)

 

БРИГИ И ШХУНЫ ПРУССИИ

парусный бриг
1852. не принят флотом
(250 т, 6 п.)
2 парусные шхуны
1854-1856.
(271 т, до 13-14 уз., 1-30ф)
2 парусных учебных брига
1862. быв. британские
(509 т, до 12 уз., 10-24ф, позже 6-80мм)
парусный учебный бриг
1871.
(598 т, до 10 уз., 8-24ф, позже 6-80мм)

 

АВИЗО ПРУССИИ

2 колёсных деревянных авизо
1851. строились в Британии
(389 т, 13 уз., 4-25ф)
винтовое деревянное авизо
1858. строилось во Франции
(350 т, 13 уз, 2-12ф, позже 1-125мм, 2-80мм)
колёсное деревянное, позже композитное авизо
1859.
(430 т, 10 уз, 2-12ф, позже 1-125мм, 2-80мм)
колёсное железное авизо
1862. повторно, быв. почтовый п/х
(1170 т, 10,5 уз, 4-24ф)
колёсное железное авизо
1870. быв. грузовой п/х
(1000 т, 12 уз, 2-120мм)
колёсное железное авизо
1870. быв. почтовый п/х
(390 т, 12 уз, 2-80мм)

 

КОЛЁСНЫЙ КОРВЕТ ПРУССИИ

деревянный колёсный корвет
1853.
(1450 т, 10 уз, 12-68ф)

 

ВИНТОВЫЕ ФРЕГАТЫ ПРУССИИ

2 деревянных винтовых фрегата
1859-1862.
(1930 т, 8 уз., 6-68ф, 20-36ф, позже 17-150мм)
2 деревянных винтовых фрегата
1864-1865.
(2110 т, 8 уз., 28-68ф, позже 17-150мм, 2-120мм)
деревянный винтовой фрегат
1869.
(2450 т, 9 уз., 6-68ф, 20-36ф, позже 17-150мм, 2-120мм)

 

ВИНТОВЫЕ КОРВЕТЫ ПРУССИИ

2 деревянных винтовых корвета
1863-1867.
(1085 т, 8 уз., 10-36ф, 6-12ф, позже 17-120мм)
2 деревянных винтовых корвета
1864. строились во Франции
(1825 т, 12 уз., 8-24ф, 6-12ф, позже 4-150мм, 6-120мм)

 

ИМПЕРСКИЕ "ОТКРЫТЫЕ" КОРВЕТЫ

2 деревянных "открытых" корвета
1872-1874.
(1690 т, 14 уз., 6-150мм, 2-120мм)
деревянный "открытый" корвет
1876.
(2000 т, 14,5 уз., 8-150мм)
4 железных "открытых" корвета
1881-1882.
(2150 т, 13,5 уз., 10-150мм)
2 стале-железных "открытых" корвета / крейсера-корвета
1886.
(2360 т, 14 уз., 10-150мм)

 

ИМПЕРСКИЕ "ЗАКРЫТЫЕ" КОРВЕТЫ

2 железных "закрытых" корвета
1877.
(3980 т, 14 уз., 22-170мм)
6 железных "закрытых" корветов
1878-1880.
(2840 т, 12 уз., 16-150мм)
стале-железный "закрытый" корвет / крейсер-фрегат
1886.
(3290 т, 13 уз., 18-150мм)

 

ИМПЕРСКИЕ КОЛОНИАЛЬНЫЕ ШЛЮПЫ (до 1884 числились канонерками)

2 деревянных шлюпа / колониальных канонерских лодок
1872-1873.
(710 т, 10 уз., 2-150мм, 2-120мм)
2 железных шлюпа / колониальных канонерских лодок
1880.
(840 т, 11 уз., 1-150мм, 4-120мм)
железный шлюп/ колониальная канонерская лодка
1884.
(880 т, 11 уз., 4-125мм)
2 колониальных крейсера IV класса / с 1899 малые крейсера
1888-1889.
(1110 т, 13,5 уз., 8-105мм)
6 колониальных крейсеров IV класса / с 1899 малые крейсера
1890-1895.
(1610 т, 15,5 уз., 8-105мм)

 

ИМПЕРСКИЕ АВИЗО

винтовое железное авизо
1876. строилось в Британии
(1000 т, 16 уз., 6-50мм)
2 стальных торпедных авизо / с 1899 малые крейсера
1883-1884.
(1380 т, 16 уз., 1-125мм, 4-87мм, позже 6-88мм)
стальное авизо / с 1899 малый крейсер
1887.
(2050 т, 18 уз., 2-105мм, позже 8-88мм)
2 бронепалубных торпедных авизо / с 1899 малые крейсера
1888-1889.
(1250 т, 19 уз., 3-105мм, позже 4-88мм)
2 бронепалубных торпедных авизо / с 1899 малые крейсера
1891-1893.
(960 т, 19 уз., 4-88мм)
бронепалубное торпедное авизо / с 1899 малый крейсер
1896.
(2030 т, 20 уз., 4-88мм, 6-50мм)

 

ПЕРВЫЕ БРОНЕПАЛУБНЫЕ И БРОНЕНОСНЫЕ КРЕЙСЕРА

2 бронепалубных крейсера II класса / с 1899 малые крейсера
1888-1889.
(4270 т, 18 уз., 4-150мм, 8-105мм)
бронепалубный крейсер II класса / с 1899 большой крейсер
1892.
(6070 т, 21 уз., 12-150мм)
бронепалубный крейсер III класса / с 1899 малый крейсер
1894.
(3750 т, 19 уз., 10-105мм)
броненосный крейсер I класса
1897. быв. бронефрегат, 1869
(10000 т, 14 уз., 22-240мм, 1-150мм)
2 броненосных крейсера I класса 1897.
(быв. бронефрегаты, 1875
(8700 т, 14,5 уз., 8-260мм, 7...8-150 и 105мм)

 

НЕСТАНДАРТНЫЕ ИМПЕРСКИЕ КОРАБЛИ КРЕЙСЕРСКОГО КЛАССА

учебно-артиллерийский корабль
1871.
(5692 т, 10 уз., 1-240мм, 1-210мм, 16-150мм)
колёсное авизо - императорская яхта
1880.
(1700 т, 15 уз., 2-125мм)
учебно-артиллерийский корабль
1881.
(3251 т, 12 уз., 1-240мм, 1-210мм, 2-170мм, 2-150мм)
учебный крейсер-корвет
1886.
(1780 т, 9 уз., 8-125мм)
авизо - императорская яхта
1893.
(4180 т, 20 уз., 8-50мм)
вспомогательный крейсер
1895. мобилизованный лайнер на время манёвров
(8720 т, 20,9 уз., 8-150мм, 4-127мм)
яхта-стационер
1896. стр. в США,
( 920 т, 12 уз., 2-50мм)
авизо - императорская яхта
недостроена (1915).
(8000 т, 20 уз., 4-105мм)
 


КРЕЙСЕРА ИМПЕРСКОГО ФЛОТА "ОТКРЫТОГО МОРЯ" (1898-1918) 87 ед. + недостроенные
 

 

БОЛЬШИЕ КРЕЙСЕРА

5 бронепалубных крейсеров II класса
1898-1899.
(5600 т, 19,5 уз., 2-210мм, 8-150мм)
броненосный крейсер I класса
1900.
(10000 т, 18,7 уз., 4-240мм, 12-150мм)
броненосный крейсер I класса
1902.
(9000 т, 20 уз., 2-240мм, 10-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1903-1904.
(9000 т, 20,5 уз., 4-210мм, 10-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1905-1906.
(10000 т, 21 уз., 4-210мм, 10-150мм)
2 броненосных крейсера I класса
1907-1908.
(12000 т, 23,5 уз., 8-210мм, 6-150мм)
броненосный крейсер I класса
1909.
(16000 т, 25,4 уз., 12-210мм, 8-150мм)
линейный крейсер
1910.
(19000 т, 27,4 уз., 8-280мм, 10-150мм)
2 линейных крейсера
1911-1912.
(23000 т, 28 уз., 10-280мм, 12-150мм)
линейный крейсер
1913.
(25000 т, 28 уз., 10-280мм, 12-150мм)
3 линейных крейсера
1914-1917.
(27000 т, 26,5 уз., 8-305мм, 12/14-150мм)
4 линейных крейсера
к 1918 недостроены.
(35000 т, 28 уз., 8-350мм, 12-150мм)
3 линейных крейсера
к 1918 не спущены на воду.
(38000 т, 27,25 уз., 8-381мм, 12-150мм)
проекты линейных крейсеров 1916 г.
(33500-44000 т, 28-32 уз., 8-381мм, 12-150мм)
проекты 4-башенных линейных крейсеров 1918 г.
(45000-50000 т, 28-30 уз., 8-420мм, 8-150мм)
проекты 3-башенных линейных крейсеров 1918 г.
(45000-50000 т, 30-32 уз., 6-420мм, 8-150мм)
проекты 2-башенных линейных крейсеров 1918 г.
(30000-45000 т, 31-32 уз., 4-420мм, 4/8-150мм)

 

МАЛЫЕ КРЕЙСЕРА

10 бронепалубных крейсеров
1898-1904.
(2600 т, 19,5-21,5 уз., 10-105мм)
5 бронепалубных крейсеров
1904-1905.
(3300 т, 22-22,5 уз., 10-105мм)
2 бронепалубных крейсера
1906-1907.
(3300 т, 22 уз., 10-105мм)
бронепалубный крейсер
1907.
(3400 т, 23 уз., 10-105мм)
минный крейсер
1907.
(2300 т, 20 уз., 8-88мм)
минный крейсер
1908.
(2500 т, 20 уз., 8-88мм)
3 бронепалубных крейсера
1907-1908.
(3400 т, 24 уз., 10-105мм)
2 бронепалубных крейсера
1908-1909.
(3700 т, 23,5-24 уз., 10-105мм)
4 бронепалубных крейсера
1909-1911.
(4400 т, 25,5-26 уз., 12-105мм)
4 крейсера с бортовым поясом
1912.
(4500 т, 27 уз., 12-105мм)
2 крейсера с бортовым поясом
1914.
(4900 т, 27 уз., 12-105мм)
2 крейсера с бортовым поясом
1914-1915.
(4900 т, 27,5 уз., 7-150мм)
2 бронепалубных крейсера
1914-1915.
(4390 т, 27,5 уз., 8-150мм)
2 крейсера с бортовым поясом
1915.
(5180 т, 27,5 уз., 8-150мм)
2 крейсера-заградителя
1916.
(4385 т, 28 уз., 4-150мм)
4 крейсера с бортовым поясом
1916-1917.
(5440 т, 27,5 уз., 8-150мм)
2 (+ 5 недостроенных + 3 не спущенных на воду) крейсера с бортовым поясом
1918-∞.
(5620 т, 27,5 уз., 8-150мм)
типы FK I & FK-Ia
проекты флотских крейсеров
(3000 т, 30-32 уз., 5-150мм)
тип FK II
проект флотских крейсеров
(4500 т, 30-33 уз., 5-150мм)
тип FK III
проект флотских крейсеров
(6000 т, 30-32 уз., 7-150мм)
тип FK IV
проект флотских крейсеров
(7500 т, 31-32 уз., 8-150мм)

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КРЕЙСЕРА ПЕРВОЙ МИРОВОЙ

переоборудованные из пассажирских лайнеров по довоенному мобилизационному плану

быв. пассажирский лайнер
1914.
(24300 т, 22 уз., 6-105мм)
быв. пассажирский лайнер
1914.
(24900 т, 22 уз., 2-88мм)
быв. пассажирский лайнер
1914. - не использовался
(24900 т, 22 уз., 4-105мм)
быв. пассажирский лайнер
1914.
(23640 т, 17 уз., 2-105мм)
быв. пассажирский лайнер
1914.
(23700 т, 17,5 уз., 6-105мм)
быв. пассажирский лайнер
1914.
(16000 т, 15 уз., 4-105мм, 6-88мм)
быв. пассажирский лайнер
1915.
(24500 т, 19,9 уз., 4-150мм, 4-88мм)

Ещё до войны переоборудование во вспомогательные крейсера (резервные) было также предусмотрено ещё для 4 пассажирнских лайнеров.
Cap Finisterre (1911) 14503 брт; Kaiserin Auguste Victoria (1905) 24581 брт; George Washington (1908) 25570 брт, Prinz Friedrich Wilhelm (1907) 17082 брт.

переоборудованные из грузовых судов по военному плану (2-я волна)

быв. грузовой п/х
1915.
(9800 т, 14 уз., 4-150мм, 1-105мм)
Wolf (I)
быв. грузовой п/х
1916.
(12900 т, 13 уз., 4-150мм)
Wolf (II)
быв. грузовой п/х
1916.
(11200 т, 10,5 уз., 4-150мм)
быв. грузовой п/х
1916.
(9900 т, 13 уз., 4-150мм, 1-105мм)
быв. грузовой п/х
1917.
(9800 т, 13 уз., 5-150мм, 4-88мм)

В ходе войны в качестве вспомогательных крейсеров были подготовлены, но не проходили оборудование ещё 10 судов.
Bölow (1906) 8965 брт, Derfflinger (1907) 9144 брт, Goeben (1906) 8792 брт; Kigoma (1914) 8156 брт; Kaiser Wilhelm II (1902) 19361 брт, Kleist (1906) 8959 брт, Kronprinzessin Cecilie (1906) 19360 брт, Lützow (1907) 8826 брт, Prinz Ludwig (1906) 9687 брт; Yorck (1906) 8909 брт.

переоборудованные на скорую руку из подручных судов или призов

быв. грузо-пассажирский п/х
1914.
(5200 т, 15 уз., 8-105мм)
быв. грузовой п/х
1915.
(3640 т, 14 уз., 2-88мм)
быв. грузовой п/х
1916.
(9700 т, 12,6 уз., 2-52мм)
быв. грузовой п/х
1917.
(10700 т, 11 уз., 1-52мм)
быв. грузовой парусник
1917.
(4500 т, 9 уз., 2-105мм)
 


ТЯЖЁЛЫЕ И ЛЁГКИЕ КРЕЙСЕРА ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА (1925-1945) 30 ед. + недостроенные
 

 

СТАРЫЕ КРЕЙСЕРА, ОСТАВШИЕСЯ ПО ДОГОВОРУ

старый малый крейсер
1920.
(3300 т, 22-22,5 уз., 10-105мм)
3 старых малых крейсера
1920-1922.
(2600 т, 21,5 уз., 10-105мм)
модернизированный старый малый крейсер
1922.
(3300 т, 22-22,5 уз., 8-105мм)
2 модернизированных старых малых крейсера
1923-1924.
(2600 т, 21,5 уз., 9-105мм)

 

НОВЫЕ КРЕЙСЕРА

лёгкий крейсер
1925.
(6990 т, 29 уз., 8-150мм, 2-88мм)
проектI/10
проект тяжёлого крейсера,
не строился
(10000 т, 22 уз, 8-210мм, 4-88мм)
3 лёгких крейсера
1929-1930.
(7700 т, 32 уз, 9-150мм, 2/6-88мм)
лёгкий крейсер
1931.
(8100 т, 32 уз, 9-150мм, 2/6-88мм)
лёгкий крейсер
1935.
(9000 т, 32 уз, 9-150мм, 8-88мм)
3 (+ 2 недостроенных) тяжёлых крейсера
1939-1940.
(18500 т, 32 уз., 8-203мм, 12-105мм)
M & N & O & P & Q & R
3 не спущенных на воду и 3 не заложенных лёгких крейсера
(10400 т, 35,5 уз., 8-150мм, 4-88мм)
2 не спущенных на воду учебных лёгких крейсера
(8350 т, 35,5 уз., 8-150мм, 4-88мм)
Кроме того Германией в 1943 году были захвачены несколько поврежденных итальянских и французских крейсеров, но ни один из них в состав Кригсмарине не вошел и вопрос об этом даже не подымался.

 


ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ КРЕЙСЕРА
  

тяжёлый вспомогательный крейсер
1939.
(15700 т, 14 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1939.
(14600 т, 16 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1939.
(16800 т, 14 уз., 6-150мм)
лёгкий вспомогательный крейсер
1940.
(9200 т, 18 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1940.
(17600 т, 17 уз., 6-150мм)
лёгкий вспомогательный крейсер
1942.
(11000 т, 14 уз., 6-150мм)
лёгкий вспомогательный крейсер
1940.
(7500 т, 14,8 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1940.
(19900 т, 18 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1940.
(9900 т, 16 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1941.
(12700 т, 16 уз., 6-150мм)
тяжёлый вспомогательный крейсер
1943.
(19200 т, 17 уз., 8-150мм)

Также в качестве вспомогательных крейсеров намечалось переоборудовать ещё 6 судов, но работы не проводились.
NeidenfeLs (1939) 7838 BRT DDG »Hansa« \ 31.8.42
Moltkefels (1939) 7862 брт
Schiff 49 = Amerskerk (1941/1943) 7900 брт
Minden = Lodz (1940/1943) 4742 брт
стр. № 695 (Coburg) (1943) 7898 брт
стр. № 696 (Marburg) (-) 7859 брт

 

 

ПОСЛЕ ВОЙНЫ (1963-1994)

учебный крейсер
1963.
(5680 т, 22 уз, 4-100мм)