ОглавлениеКрейсера → Винтовые паровые корветы типа "Augusta"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

винтовые корветы, позже "открытые" корветы (Schraubenkorvetten / Glattdeckskorvetten) типа

 Augusta 


Пруссия, 1864 г. 2 ед. (строились во Франции, проект L'Arman, 1863 г.)

Augusta 

*
Augusta
*
Victoria
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /куплен /в строю примечания
1 Augusta <L'Arman Freres>, Бордо сер. 1863 строился под "японским" именем Yeddo для Конфедерации Южных Штатов, в феврале 1864 контракт аннулирован.
1864
13.05.1864 в 1872 модернизирован, 2.06.1885 погиб в ураган со всем экипажем в Аденском заливе.
3.07.1864
2 Victoria <L'Arman Freres>, Бордо 1863 строился под "японским" именем Osaka для Конфедерации Южных Штатов, в феврале 1864 контракт аннулирован.
1864
13.05.1864 в 1872 модернизирован, в 1883, 1888 и 1890 гг. использовался как судно Службы охраны рыболовства, 14.04.1891 исключён, в 1892 слом в Гамбурге.
14.09.1864
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1827 т
полное 2272 т
регистровое 728 брт., 506 нрт.
Размерения длина ВЛ 75,2 м
полная 81,5 м
ширина 11,1 м
осадка носом 5,03 м
кормой 5,62 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 гребной винт Ø 4,28 м
1 МКО 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ однократного расширения "Mazeline", Гавр, 56 об/мин.
4 коробчатых ПК "Mazeline" (8 топок, 1,75 атм), позже "Kaiserlich Werft", Вильгельмсхафен (12 топок, 2 атм)
мощность на испытаниях 1300 л.с.
номинальная 400 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 1600 кв. м,
Augusta с 1871 - без грота,
Victoria - с 1879 барк.
Ходовые данные скорость номинальная 12уз.
на испытаниях 13,5 уз.
запас топлива 340 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 2500 миль
Экипаж 230 чел. (15 офицеров, 215 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус деревянный с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме, 3 отсека.
управление 1 руль
плавсредства 1 большая и 5 малых лодок
цена Augusta 1 млн. 702 тыс. DM,
Victoria 1 млн. 689 тыс. DM.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1872
8 - 24ф. коротких пушек 4 - 150 мм/22 нарезных [440 снарядов], 500 м.
6 - 12ф. длинных пушек 6 - 120 мм/23 нарезных [660 снарядов], 590 м.
-------- 1 - 80 мм/23 нарезная
позже + 6 - 37 мм револьверных пушек Гочкиса



 

Недостаток кораблей перед намечающейся войной с Данией вынудил прусское правительство срочно искать подходящие за границей. Два таких корвета были куплены 13 мая 1864. Они строились на французской верфи по заказу Конфедерации под (по-видимому) японскими менами "Yeddo" и "Osakka" для участия в Гражданской войне в США, для них были предусмотрены имена "Mississippi" и "Lousiana". Наполеон III личным вмешательством запретил поставку кораблей Конфедерации, они были выставлены на продажу и куплены Пруссией.

Корветы имели сносную мореходность, но испытывали сильную килевую качку, были очень мокрыми (шканцы принимали много воды), сильно уваливались под ветер, как парусники были посредственные, лучше ходили при глубоко сидящей корме (при полной загрузке). Под парами маневрировали и управлялись очень хорошо (также были хороши в дрейфе). Конструктивное исполнение имело многочисленные недостатки.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

с 28 января 1874 г.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

S.M.S. Augusta

13 мая 1863 г. корвет осмотрел корветтен-капитан Людвиг фон Хенк, после чего 25 мая был заключен контракт, в котором предусматривалось, что корабль будет доставлен в Бремерхафен в сборе, но без вооружения. Через шесть дней после подписания контракта, 31 мая получил имя "Augusta" в честь королевы Пруссии. После коротких ходовых испытаний 20 июня корвет прибыл в Бремерхафен, где получил свою артиллерийскую батарею и провёл дополнительные испытания в тухте Яде, включая стрельбу. 20 июля "Augusta" присоединилась к эскадре, посланной австрийским флотом для борьбы с датским флотом, но уже на следующий день вступило в силу прекращение огня, положившее конец Второй Шлезвигской войне. 20-28 ноября вместе с канонерками "Blitz" и "Basilisk"  корвет перешёл вокруг мыса Скаген в недавно приобретенный порт Киль в Балтийское море, который стал основной базой прусского флота.

Зиму 1864–1865 гг. "Augusta" провела в базе с сокращенным экипажем. В начале 1865 года корабль получил полный экипаж и начал серию коротких тренировочных походов по Балтийскому морю, а с 20 по 24 апреля присутствовал в Зондербурге на праздновании годовщины битвы при Диббеле, в которой прусские войска одержали решительную победу во Второй Шлезвигской войне. 29 июня корвет снова прибыл в Зондербург для участия в праздновании годовщины битвы при Альсе. Ближе к концу года экипаж снова был сокращён в Киле на зиму 1865–1866 годов. "Augusta" была реактивирована 1 июля 1866 года во время австро-прусской войны и была приписана к эскадре под командованием Яхмана, однако в боевых действиях не участвовала, поскольку австрийский флот был скован итальянским флотом в Адриатическом море, а германские государства - союзники Австрии не обладали значительными военно-морскими силами. В результате "Augusta" провела учебные походы по Балтике и 21 октября 1866 была выведена в резерв в Данциге.

Хотя небольшие ресурсы прусского флота не позволяли постоянно размещать корабль в Вест-Индии, с 1867 года министерство иностранных дел и министерство военно-морского флота должны были реагировать на поступающие просьбы о защите немецких жителей и торговых представителей ганзейских городов. Петиции касались Мексики, где имперско-максимилианские и либеральные правители оказывали давление на немецких купцов, и Барранкильи в Колумбии и Венесуэле, где немецкой торговле угрожали революционные беспорядки. Сначала Департамент по военно-морским делам отказывался разместить там корабль на постоянной основе, но ситуация изменилась после австро-прусской войны, когда была создана Северогерманская Конфедерация, а прусский флот стал Федеральным флотом Северной Германии. Чтобы защитить расширившиеся масштабы морской торговли и заморские интересы Германии, новый Федеральный флот начал изучать планы приобретения иностранных станций, где могли бы базироваться военные корабли. Флот решил послать в Вест-Индию для временного пребывания в Карибском море "Augusta", что было одобрено Государственным департаментом, но канцлер Отто фон Бисмарк не хотел спровоцировать конфликт с Соединенными Штатами из-за их Доктрины Монро, и поэтому проинструктировал корветтен-капитана Франца Киндерлинга не допускать демонстрации колониальных планов в отношении региона. В дополнение Киндерлинг получил от военно-морского флота через принца Адальберта дополнительную задачу по проведению предварительной разведки возможного создания прусской военно-морской базы в малоизвестной бухте под названием Лимон (теперь Пуэрто-Лимон) на карибском побережье Коста-Рики.

23 августа 1867 года корвет был введён в строй, но прежде чем "Augusta" смогла уйти, необходимо было отремонтировать корпус и устранить течи. Работы были проведены в Бремерхафене. 11 декабря корвет вышел из порта, но ему пришлось остановиться на ремонт в британском Портсмуте, после того, как он был повреждён во время шторма в Северном море. Ремонт продлился до февраля 1868 года, когда "Augusta" наконец смогла возобновить свое путешествие в Центральную Америку. Она остановилась в Фуншале (Мадейра), затем пересекла Атлантический океан до Барбадоса, достигнув своей операционной зоны только в марте 1868 года, и продолжила поход посещением венесуэльских портов Маракайбо и Каракас, колумбийской Барранкильи.

1 апреля 1868 "Augusta" зашла в Аспинволл (Панама), а 10 апреля - в Лимонскую бухту. 17 апреля 1868 года Киндерлинг в сопровождении индейского вождя и некоторых членов команды отправился в путешествие через джунгли на мулах и каноэ в Сан-Хосе для переговоров с президентом Коста-Рики Хосе Марией Кастро Мадрисом. 24 апреля они достигли цели и 25 апреля Киндерлинг встретился с президентом Кастро, но переговоры были безрезультатными. Соединенные Штаты узнали о просьбе и подвергли ее резкой критике, а для сохранения хороших отношений Бисмарк заявил, что Киндерлинг превысил свои полномочия. Сам Киндерлинг предположил, что возможна передача земли, в лучшем случае, частной компании, но не иностранному правительству. 7 мая Киндерлинг и группа офицеров в сопровождении коста-риканского офицера покинули Пуэрто-Лимон и отправились по суше в Пунтаренас, где 9 мая на лодке посетили остров Сан-Лукас в заливе Никойя на тихоокеанском побережье страны, который также считался подходящим для военно-морской базы. 15 мая Киндерлинг вернулся в Аспинволл, где его ждала "Augusta", которая затем перешла в Колон, чтобы избежать штормов. Далее корвет посетил Пуэрто-Барриос в Гватемале и намеревался продолжить путь далее на север, чтобы зайти в несколько мексиканских портов, но ему помешали это сделать. 30 мая на рейде острова Сакрифисиос Киндерлинг получил приказ возвращаться в Германию. Причина изменения планов неизвестна, официально корвет отозвали по бюджетным причинам, но историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец предпологают, что причиной могла быть вспышка желтой лихорадки или политическое давление, связанное с инцидентом в Пуэрто-Лимоне. По пути в Германию "Augusta" со 2 по 5 июня останавливалась в Новом Орлеане в устье реки Миссисипи, а 27 июля 1868 прибыла в Киль. Там 7 сентября 1868 года корвет был выведен из эксплуатации для капитального ремонта и модернизации вооружения.

"Augusta" оставалась в резерве вплоть до начала Франко-прусской войны в июле 1870 года. Первоначально ее оставили в резерве, так как для обороны гавани больше подходил более мощный корвет "Nymphe". Ьак, как после разгрома регулярных французских армий и образования Третьей французской республики британские и американские оружейники начали поставлять оружие для вооружения формируемых новых французских армий, немецкое командование решило приступить к стратегии торгового рейдерства, запретив поставки оружия. Для этой цели 26 октября 1870 "Augusta" была введёна в кампанию с опытным экипажем корвета Nimphe под командой корветен-капитана Вейкманна и перешла из Гданьска в Киль. Приказ сперва был отложен, потому что Бисмарк опасался, что крейсерская война нарушит отношения с Британией и Соединенными Штатами, но в итоге передумал (по другим данным задержка была вызвана нехваткой угля). Наконец, 12 декабря 1870 года "Augusta" покинула Киль и прошла через территориальные воды Швеции, чтобы избежать встречи с датскими судами, которые могли бы предупредить Францию ​​о ее отбытии. Под флагом торгового судна она пересекла Северное море к Оркнейским островам и 21 декабря вокруг Британских островов направилась в залив Бантри в Ирландии. На следующий день, находясь в Каслтаунбере, корвет поднял военно-морской флаг Северной Германии и начал пополнять уголь с немецкого парохода, что было завершено 25 декабря.

В ночь на 25 декабря 1870 "Augusta" покинула залив Бантри в поисках торговых судов, перевозивших оружие из США во Францию. Командир корабля, предполагая, что такие грузы будут выгружаться в Бресте, начал патрулирование у острова Ушант западнее порта. На следующий день "Augusta" остановила и осмотрела два нейтральных корабля. Не найдя никакой контрабанды, она позволила им идти дальше. Сильные штормы мешали поиску судов в течение следующих нескольких дней. 2 января 1871 года командир корабля решил отправиться в район у устья Жиронды в надежде найти суда с военными материалами. Через два дня он остановил французский бриг "St. Marc", который вез в Бордо продовольствие, предназначенное для французской армии. Судно было захвачено в качестве военного трофея и отправлено на север вокруг Шотландии в немецкий порт с призовой командой из одного кадета и пяти членов экипажа корвета. Вскоре после этого "Augusta" остановила французский барк "Pierre Adolphe", который также вез продовольствие для армии. Еще один кадет и пять матросов повели его в Германию в качестве приза. (На обоих судах французские экипажи продолжали управлять судами под руководством немецких офицеров. "Pierre Adolphe" уклонился от французского военного корабля и достиг побережья Норвегии, но 13 февраля сел там на мель. Экипаж был спасен норвежскими рыбаками, а затем подобран "St. Marc", который затем был отбуксирован в Киль. После подписания Франкфуртского договора, официально положившего конец войне, французские экипажи были репатриированы на родину на борту "St. Marc".) Также 4 января "Augusta" захватила французский правительственный пароход "Mars", который, как было обнаружено, перевозил груз оружия. Не имея более возможности выделить призовую команду, экипаж сняли, а судно потопили артогнём.

Так, как в результате успехов вырос и риск встречи с французскими военными кораблями в этом районе, "Augusta" перешла к мысу Финистерре, где остановила три нейтральных судна, но контрабанды на них не оказарось. К этому времени запасы угля были на исходе, и чтобы их пополнить, 7 января корвет отправился в Виго в Испании. По неизвестным причинам погрузку угля так и не начали до 12 января, когда прибыл и заблокировал гавань французский броненосец "Héroïne". В последующие дни прибыли еще три францущских военных корабля, и таким образом "Augusta" была заблокирована в нейтральной гавани, простояв там до прекращения огня. Версальское перемирие было подписано 28 января, после чего французские военные корабли покинули испанское побережье и 7 февраля "Augusta" также смогла уйти из Виго и, сделав остановку в Мандале в Норвегия, 21 февраля 1870 прибыла в Вильгельмсхафен. За этот поход Викман был награждён Железным Крестом 2-й класса.

18 декабря 1871 года "Augusta" должна была отправиться в еще один поход в Центральную Америку, но рейс был отменен, а 26 января 1872 года корабль вывели из эксплуатации для очередного капитального ремонта, в ходе ноторого заменили вооружение на более современные орудия. После завершения работ в 1873 году военно-морское командование планировало в ноябре того же года отправить корвет в Средиземное море, но эти планы были отменены. "Augusta" оставалась в резерве до 1 марта 1874 года, когда, наконец, снова получила приказ идти в заграничный круиз, и снова в Центральную и Южную Америку. Она покинула Вильгельмсхафен 19 марта 1874 под командованием корветтен-капитана Макса фон дер Гольца. Прибыв в район плавания, корвет стал наносить визиты в порты Южной Америки. 5 января 1875 года зайдя в Монтевидео (Уругвай), где получил приказ срочно идти в Европу.

Дело было в беспорядках во время Третьей карлистской войны в Испании, когда 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его, что побудило военно-морское командование собрать в регионе военно-морское соединение, отозвав для этого в том числе "Augusta". 29 января 1875 года корвет прибыл в Сантандер, где к нему присоединились канонерки "Nautilus" и "Albatross". В ходе продолжительных переговоров удалось получить адекватную компенсацию за бриг и его груз. Испанское правительство заплатило 20 000 долларов, потому что не хотело военного вмешательства германских сил. Формально дело было прекращено 28 апреля 1875 года торжественным обменом приветствиями с тремя немецкими кораблями, после чего "Augusta" и "Albatross" ушли в Эль-Ферроль, а затем корвет вернулся на свою станцию, по пути, с 5 по 25 мая посетив Лиссабон. В июле "Augusta" посетила Гаити, но ее пребывание было прервано беспорядками в Уругвае, которые потребовали присутствия корабля в Монтевидео. В августе и сентябре по той же причине он ходил в Колумбию. Когда 25 ноября 1875 на станцию прибыла на смену однотипная "Victoria", "Augusta" вышла в обратный путь в Германию и 6 января 1876 года прибыла в Вильгельмсхафен. Там она была выведена из эксплуатации для очередного капитального ремонта, включавшего замену котлов.

Корвет вернулся в строй 20 сентября 1876, а 3 октября отправился в очередной поход, на этот раз в южную часть Тихого океана. Он прошел вокруг Африки и через Индийский океан в Тихий океан, прибыв в порт Апиа на Самоа 25 марта 1877 года. Командир корабля и немецкий консул Вебер заключили торговые соглашения с вождями Самоа, чтобы обеспечить равенство торговцев из Германии с британскими и прибывшими из США. Затем "Augusta" отправилась в Нукуалофу, столицу Тонги, где было официально ратифицировано ранее заключенное Эдуардом фон Кнорром соглашение. Корабль оставался там с 4 по 11 апреля 1877, после чего "Augusta" вернулась в Апиа, где в декабре 1877 получила приказ перейти на ​​Восточно-Азиатскую станцию. 21 февраля 1878 года она покинула Апиа и присоединилась к двум канонерским лодкам на стоянке у китайского побережья, "Nautilus" и "Cyclop". Перед тремя кораблями была поставлена ​​задача обеспечить соблюдение торговых соглашений с правительством Китая. Пребывание "Augusta" на станции было недолгим, и вскоре для замены прибыл корвет "Leipzig", а "Augusta" 5 июля 1878 вышла из китайских вод и направилась в Германию. Ее путь домой пролегал через Суэцкий канал и Средиземное море и она прибыла в Вильгельмсхафен 14 октября 1878. Через две недели ее вывели в резерв. С августа 1879 г. по декабрь 1881 г. корабль был капитально отремонтирован, такелаж уменьшен. В период нахождения в резерве в 1884 корабль был переклассифицирован в корвет-крейсер (Kreuzerkorvette).

Старая и тесная по сравнению с более новыми кораблями, "Augusta" была повторно введена в компанию 14 апреля 1885 года для перевозки сменных экипажей на корабли на зарубежных станциях. 28 апреля 1885 она погрузила экипажи корвета "Gneisenau" и канонерских лодок "Albatross" и "Hyäne" и покинула Германию, направляясь в Австралию. "Augusta" прошла через Суэцкий канал и 31 мая достигла острова Перим, где на следующий день запаслась углем. В ночь с 1 на 2 июня она вышла в море и больше о ней ничего не было слышно. "Augusta" должна была прибыть в Олбани в Австралии 17 июня, но через четыре недели после выхода из Перима, она еще не прибыла, что побудило к расследованию исчезновения корабля и его экипажа из 223 человек. Торговые суда, курсировавшие по маршруту, по которому должна была идти "Augusta", сообщили, что не видели корабля, а немецкие военные корабли со станции в Восточной Африке были отправлены на поиски обломков. Никаких следов корабля или его экипажа обнаружено не было, и 13 октября "Augusta" была официально объявлена пропавшей без вести. Расследование установило, что корабль, который был недостаточно прочным, чтобы выдержать сильный шторм в Аденском заливе, потопил циклон, жертвами которого стали также французское авизо "Renard", британский и османский пароходы. Он затонул по видимому 3 июня 1885 в районе ~ 13°n / 45°о. Гибель "Augusta" было третьей крупной катострофой с гибелью всего экипажа в истории военно-морского флота Германии, после шхуны "Frauenlob" в 1860 году и корвета "Amazone" в 1861 году.

 

S.M.S. Victoria

После того, как прусское правительство приобрело корабль, 31 мая 1864 он был переименован в "Victoria" в честь прусской наследной принцессы Виктории. Корабль был полностью укомплектован, за исключением вооружения, и правительство добивалось срочного его перевода в Бремерхафен для установки орудий и ввода в кампанию, но Дания лоббировала Францию, чтобы она отказалась передать военный корабль действующей воюющей стороне во Второй Шлезвигской войне. И хотя Данию поддержала Великобритания, канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк смог убедить французов разрешить переправить невооруженное судно под французским флагом в Нидерланды, откуда его забрала прусская команда и отвела в Бремерхафен, куда "Victoria" прибыла 3 сентября 1864. После установки орудий 14 сентября она была официально зачислена в состав прусского флота. Затем "Victoria" начала ходовые испытания и артиллерийские учения в бухте Яде.

Так, как после окончания войны с Данией основной базой прусского флота стал Киль, корвет тоже отправился туда, 1 октября миновал Скаген и вышел в Балтийское море, а через три дня бросил якорь в Киле. 2 ноября "Victoria" присоединилась к паровому фрегату "Vineta" для визита в британский Плимут. По пути к ним добавились учебные корабли "Niobe", "Musquito" и "Rover". Последние три судна были чисто парусными, поэтому из-за штиля корабли не могли пересечь Северное море до 5 ноября. "Victoria" задержалась из-за плохой погоды и прибыла в Плимут лишь 28 ноября. На обратном пути она остановилась в Бресте (Франция), и 22 декабря добралась до Киля. Там она приняла экипаж нового броненосного корабля "Arminius", который недавно был завершен в Великобритании. Корвет сопровождал броненосец по пути в Киль, куда они прибыли 15 мая 1865 года.

20 мая 1865 "Victoria" покинула Киль и направилась в Данциг, но в тот-же день села на мель у острова Фемарн и после того, как ее стащили на воду, была вынуждена вернуться в Киль для ремонта. С 26 мая по 1 июня 1865 она сопровождала судно (по видимому - российский фрегат "Александр Невский") с останками российского цесаревича Николая, умершего от менингита во время путешествия по Южной Европе. В июле 1865 экипаж "Victoria" сократили и корвет стоял в частичной готовности в Киле, без официального вывода в резерв, а 16 сентября он был выведен в полный резерв, уже без экипажа.

Поскольку вскоре возникла угроза войны с Австрией, 1 января 1866 года "Victoria" была снова введена в строй и направлена ​​​​в эскадру Балтийского моря. Во время буксировки парового фрегата "Arcona" трос, которым "Victoria" тянула корабль, оборвался и намотался на гребной винт, который нужно было очистить на верфи. Позже "Victoria" и "Augusta" провели учения по стрельбе у Зондербурга, а 31 октября 1866 корабль был выведен из компании, так как не участвовал в боевых действиях. В 1867 году "Victoria" отправилась на верфь в Киле, чтобы заменить оригинальные гладкоствольные пушки нарезными орудиями того же калибра.

Она была повторно введена в строй 7 сентября 1868 года для службы в качестве стационера в Вест-Индии. "Victoria" покинула Киль 29 сентября, но рейс был отложен из-за повреждений, нанесенных штормом в Северном море, что вынудило ее отправиться в Портсмут для ремонта, который длился с 15 по 27 октября. "Victoria" прибыла в Сен-Пьер (Мартиника) 26 ноября 1868, а 12 декабря остановилась в Гаване (Куба), после того, как беспорядки в стране пригрозили заблокировать партию табака, купленного немецкой фирмой. Прибытие корвета отпугнуло тех, кто блокировал отгрузку, после чего он отправился в Порт-о-Пренс, где правительством Гаити было конфисковано европейское имущество. Ему удалось заставить правительство острова отказаться от конфискованного имущества. 9 января 1869 года "Victoria" доставила из Гаваны в Ла-Гуайру (Венесуэла) делового представителя Северогерманской Конфедерации. Правительство Венесуэлы в то время пыталось заставить иностранные компании платить сборы, которые финансировали бы венесуэльские вооруженные силы, и "Victoria" оставалась в водах Венесуэлы, чтобы сдержать эту практику. Возобновившиеся беспорядки на Кубе во время Десятилетней войны вынудили корабль вернуться в Гавану, где он находился с 25 марта по 22 апреля 1869 для защиты немецких граждан в этом районе.

Экипаж был измучен вспышками желтой лихорадки и холеры, а корпус корабля к этому времени нуждался в ремонте, поэтому капитан корабля запросил разрешение отвести судно на верфь в Сен-Пьер или Рио-де-Жанейро в Бразилии, но не получив ответа, посетил Колумбию и различные порты Карибского моря. В июне 1869 в Веракрусе (Мексика), на корабль поступили ложные слухи о том, что началась война между Францией и Северо-Германской Конфедерацией. Поэтому корвет отправился в Гавану за подтверждением политической ситуации; там 25 июля экипаж узнал, что страны не находятся в состоянии войны, а также получил приказ вернуться домой. На обратном пути "Victoria" остановилась в Норфолке в США, Файале на Азорских островах и Плимуте. В последнем порту пришлось отправить на берег в военный госпиталь членов экипажа, тяжело раненных в сильный шторм, а самому кораблю потребовался ремонт. Он прибыл в Данциг 8 октября 1869, где 19 числа был выведен в резерв.

После начала франко-прусской войны в июле 1870 года первоначально "Victoria" оставалась в резерве, а в январе 1871 года было приказано подготовить корабль в качестве торгового рейдера против поставок Франции военной техники, но до рейда дело не дошло. Корвет до конца войны в апреле 1871 оставалася в Данциге, и далее до ноября, когда перешёл в Киль. 5 декабря 1871 он был выведен из компании и отправлен на верфь, где оснащен более современными 15-сантиметровыми (5,9 дюйма) и 12-сантиметровыми (4,7 дюйма) орудиями. "Victoria" далее оставалась в резерве до декабря 1874 года, когда ее, не выводя из резерва, перевели из Киля в Вильгельмсхафен (по др. данным - сразу стояла в Вильгельмсхафене). С 20 марта по 8 апреля 1875 г. корабль проводил испытания стрельбы из новых орудий, хотя формально оставался в резерве.

11 октября 1875 корабль был, наконец, введен в кампанию для очередного похода в Вест-Индию, и 26 октября покинул Вильгельмсхафен. 29 ноября "Victoria" достигла Сент-Томаса в Датской Вест-Индии, где сменила свою сестру "Augusta". Затем "Victoria" совершила круиз по портам Карибского моря, а в мае 1876 года потребовали ее присутствия беспорядки на Гаити. В конце июня 1876 корвет отправился дальше на юг, посетив порты в Южной Америке, вплоть до Монтевидео (Уругвай). К 14 декабря "Victoria" вернулась на Сент-Томас, после чего возобновила круиз по Карибскому морю. С 14 февраля по 3 марта 1877 года корабль курсировал в водах Венесуэлы. Затем вспыхнул конфликт между Гватемалой и Сальвадором, и в то же время в Мексике была в разгаре революция Тукстепека, поэтому "Victoria" с 8 по 14 марта 1877 стояла в Сабанилье (Колумбия), а затем с 21 марта по 3 апреля 1877 - в Гаване, в готовности вмешаться в конфликт, если это станет необходимым. Кризис миновал, не угрожая интересам Германии, поэтому 3 апреля "Victoria" покинула Гавану и направилась в Сент-Томас, где получила приказ пересечь Атлантику и идти в Средиземное море. Она достигла этого района 16 апреля 1877 и направилась в Порт-Саид (Египет), куда она прибыла 14 июня 1877. В то время Османская империя вела войну с Россией, и правительство Германии опасалось, что в Леванте могут вспыхнуть антиевропейские беспорядки, угрожающие немецким владениям в Иерусалиме. Там "Victoria" присоединилась к фрегату "Gazelle", и они посетили несколько портов региона. Так как некоторые члены экипажа "Victoria" заболели, 2 июля 1877 корвет был отозван и прибыл в Вильгельмсхафен 29 июля 1877, а 10 августа 1877 был выведен из кампании и отправлен на капитальный ремонт, в ходе которого был уменьшен рангоут. Корвет провёл ходовые испытания с 12 по 13 августа 1879 г. и 6 сентября снова был отправлен в резерв.

1 июля 1880 года "Victoria" была повторно введена в строй для очередного похода в Вест-Индию под командованием корветтен-капитана Виктора Валуа. Корвет отплыл из Вильгельмсхафена 16 июля, но, находясь в Плимуте с 19 по 22 июля, получил распоряжение отправиться на Мальту и ждать там дальнейших приказов. Он достиг Валлетты 1 августа 1880, где ему было приказано идти в Бенгази на Барке. Там сенуситы напали на немецкого исследователя Фридриха Герхарда Рольфса, который был в экспедиции по исследованию северной части бассейна Конго, и правительство Германии поручило Виктору Валуа защитить экспедицию и потребовать финансовую компенсацию за потери. Задача была выполнена, и, заручившись османскими соглашениями о защите команды Рольфса и выплате реституции, 29 августа "Victoria" покинула Бенгази. Она вернулась в Валлетту, где получила приказ идти в Адриатическое море, чтобы присоединиться там к международной военно-морской демонстрации. В соответствии с условиями Берлинского конгресса 1878 года албанская лига должно было передать портовый город Улцинь в Черногории. Местные албанцы при поддержке османского правительства удерживали город и отказывались его сдавать. В блокаде Улциня и других прибрежных городов участвовало около двадцати кораблей, включая броненосцы "Alexandra", "Temeraire" и посыльное судно "Helicon" из Великобритании, броненосцы "Suffren", "Friedland" из Франции, броненосцы "Palestro", "Roma" и авизо "Marcantonio Colonna" из Италии, броненосец "Custozza", фрегат "Laudon" и корвет "Zrinyi" из Австро-Венгрии, фрегат "Сетлана" и клипер "Жемчуг" из России под общим командованием британского вице-адмирала Бошампа Сеймура. Блокада началась 20 сентября, а к 27 ноября османы уступили требованиям великих держав и отправили войска, чтобы заставить албанцев отказаться от города. 3 декабря 1880 интернациональная эскадра была распущена.

В ночь с 5 на 6 декабря "Victoria" покинула Адриатику и возобновила свой первоначальный путь в Вест-Индию. 23 декабря она остановилась в Гибралтаре для ремонта; там корабль получил благодарственное письмо от британского губернатора за участие в международной эскадре, а 27 декабря - приказ от командования о перенаправлении в Либерию, в район старой Курбранденбургской колонии - к замку Гроссфридрихсбург в сегодняшней Гане. Немецкий торговый пароход "Carlos" потерпел крушение в этих местах, был атакован и разграблен местными жителями из деревни Нанакру. "Victoria" покинула Гибралтар 7 февраля 1881 года и в Фуншале (Мадейра) забрала капитана корабля, прежде чем отправиться в Монровию, столицу Либерии. Там на борт полнялись консул Германии и два представителя правительства Либерии и 4 марта корвет прибыл в Нана Кру. Валуа выслал на берег десант, чтобы атаковать город; матросы арестовали девять человек и доставили их в Монровию, чтобы судить за нападение. Правительство Либерии также согласилось выплатить компенсацию.

"Victoria" теперь могла свободно пересечь Атлантику, остановившись 17 марта 1881 в заливе Порто-Гранде в Кабо-Верде. Прибыв в воды Американской станции она посетила многочисленные гавани в Бразилии, Уругвае и Аргентине. По прибытии в Сан-Франсиску-ду-Сул (Бразилия), где проживало значительное число немецких эмигрантов, портовый лоцман случайно посадил корабль на мель, и корвет чуть не перевернулся во время отлива. Затем Валуа провел обследование порта, чтобы определить, какие присутствуют другие опасные зоны.

Находясь в Рио-де-Жанейро, "Victoria" получила приказ вернуться в Монровию, потому что правительство Либерии не выполнило свои финансовые обязательства в связи с инцидентом с "Carlos". Она покинула Рио-де-Жанейро 8 октября 1881 и прибыла в столицу Либерии 27 октября; В тот-же день Валуа пригрозил обстрелять город, что привело к немедленной оплате. "Victoria" покинула порт 2 ноября и через шесть дней достигла залива Порто-Гранде. Там она получила приказ вернуться в Германию и 21 декабря 1881 прибыла в Вильгельмсхафен, где 4 января 1882 г. была выведена из кампании для очередного капитального ремонта.

В 1883 году "Victoria" должна была вернуться в строй в качестве учебного корабля, но его жилые помещения были сочтены слишком тесными для размещения достаточного количества стажеров, и поэтому его место занял корвет "Freya". Когда летом 1884 на немецкие рыболовные суда в Северном море напали британские рыбаки, "Victoria" была временно выведена из резерва и с 1 по 31 июля 1884 г. была выделена в поддержку канонерке "Cyclop" в службе охраны рыболовства. 25 ноября 1884 "Victoria" была переклассифицирована в крейсер-корвет (Kreuzerkorvette), но продолжала стоять в резерве, лишь дважды, с 27 марта по 6 августа 1888 г. и с 18 марта по 14 сентября 1890 г., несла службу охраны рыболовства. Во второй из этих периодов, 9 августа 1890 года она присутствовала на официальной церемонии передачи Германии острова Гельголанд, который был получен от Великобритании в обмен на протекторат над островом Занзибар.

"Victoria" была исключена из военно-морского реестра 14 апреля 1891 года и в следующем году продана на металлолом в Гамбурге.

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 1), Mundus Verlag, Ratingen, 1993
3 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998
4 Victor Valois. Aus den Erlebnissen eines alten Seeoffiziers. Potsdam. 1907
5 Gerhard Wiechmann: Die Königlich Preußische Marine in Lateinamerika 1851 bis 1867. Ein Versuch deutscher Kanonenbootpolitik, in: Sandra Carreras/Günther Maihold (Hrsg.): Preußen und Lateinamerika. Im Spannungsfeld von Kommerz, Macht und Kultur (Europa-Übersee Bd. 12), Münster 2004
на английском
6 "The German Corvette Augusta". Scientific American Supplement. New York: Munn & Co. 20 (514supp): 8209. 1885.
7 Stenzel, Alfred (). "The Fleet and the Coast". In Maurice, J. F. (ed.) - The Franco-German War, 1870–71, Swan Sonnenschein and Co, London, 1900
на русском
8 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 03.06.2023

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1891
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1864-1867
Victoria
Соединенная эскадра великих держав в бухте Гравозы.
Victoria
Соединенная эскадра великих держав в бухте Гравозы.
Victoria
"Victoria"
Augusta
"Augusta", рисунок.
Augusta
"Augusta", рисунок.
Augusta
"Augusta" уничтожает французский пароход "Mars", 4 января 1871 г.
Augusta
"Augusta" уничтожает французский пароход "Mars", 4 января 1871 г.
Augusta
"Augusta" преследует французский бриг "St. Marc", 4 января 1871 г.
Augusta
"Augusta" у устья Жиронды, 1871 г.
Victoria
Десантный отряд с "Victoria" атакует деревню Нанакру (рисунок).
Victoria
"Victoria" у африканского побережья (рисунок).
Augusta
"Augusta", гравюра.
Victoria
"Augusta" в бою.
Виктория Аделаида Мария Луиза, принцесса Великобритании (англ. Victoria Adelaide Mary Louise, Princess Royal; 1840-1901) — германская императрица и королева Пруссии (1888), супруга Фридриха III, на момент присвоения имени корвету - наследная принцесса Пруссии.
Augusta
"Augusta"
Augusta
"Augusta"
Августа Мария Луиза Катерина Саксен-Веймар-Эйзенахская (нем. Augusta Marie Luise Katharina von Sachsen-Weimar-Eisenach; 1811-1890), на момент присвоения имени корвету - королева Пруссии (1861-1888), позже германская императрица (1871-1888), супруга Вильгельма I.
Augusta
"Augusta"
Следующая страница - прусские винтовые корветы типа "Ariadne"
Предыдущая страница - прусские винтовые корветы типа "Nymphe"