ВходОглавлениеКрейсера → винтовые паровые фрегаты типа "Arcona"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

винтовые фрегаты, позже "закрытые" корветы
(Schraubenfregatten / Gedeckte Korvetten) типа

 Arcona 


Пруссия, 1859-1862 г. 2 ед. (проект 1854 г.)

 

*
Arcona
*
Gazelle
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Arcona <Kaiserlich Werft>, Данциг 1855 в 1869 модернизирован, использовался как учебный корабль, с 1.10.1873 до 18.12.1875 официально - учебный корабль для кадетов, с 1876 брандвахта и учебный корабль для кочегаров и машинистов, с 18.03.1884 мишень, в 1884 слом на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле.
19.05.1858
15.04.1859
2 Gazelle <Kaiserlich Werft>, Данциг 1855 в 1870 модернизирован, с 8.01.1884 плавучая казарма в Вильгельмсхафене, в 1906 слом.
19.12.1859
15.05.1862
ТТХ
  Arcona Gazelle
Водоизмещение нормальное
1928 т
полное
2391 т
регистровое
1527 брт., 1023 нрт.
Размерения длина ВЛ
63,55 м
полная
71,95 м
ширина
13 м
осадка носом
5,55 м
кормой
6,35 м
глубина трюма
7,48 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал
1 подъёмный гребной винт Ø 4,8 м
1 МКО
1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ однократного расширения
"John Cockerill", Seraing / Lüttich, 62 об/мин. "A. G. Vulcan", Stettin, 59 об/мин.
4 коробчатых ПК "Kaiserl. Werft, Danzig" (1,5 атм)
мощность на испытаниях 1365 л.с. 1320 л.с.
номинальная 350 л.с. 340 л.с.
паруса
полное, 2200 кв. м
Ходовые данные скорость номинальная
8 уз.
на испытаниях 12,4 уз. 12 уз.
запас топлива
176/220 т. угля
дальность плавания на 11 уз. 1150 миль
Экипаж 380 чел. (35 офицеров, 345 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус
деревянный (дуб) с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме.
управление
1 руль
плавсредства
1 баркас, 2 вельбота, 1 катер, 1 ял, 2 шлюпки
цена 563 тыс. 700 талеров. 588 тыс. 900 талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально Arcona с 1869, Gazelle с 1870 Gazelle с 1874 (как НИС)
6 - 68ф. гладкоствольных 17 - 150 мм/22 нарезных 8 - 150 мм/22 нарезных [1692 снаряда]
20 - 36ф. гладкоствольных "Arcona" + 2 - 125/23 нарезных



 

Первый тип немецкого большого винтового военного корабля. Деревянные винтовые фрегаты с покрытым медью днищем, подъемным винтом и полным парусным вооружением, ни чем не выделялись среди аналогичных фрегатов того времени, строившихся в других странах, но для молодого прусского флота это были знаковые корабли: на тот момент - самые крупные, самые мощные и самые современные, вполне на уровне.

Фрегаты обладали превосходной мореходностью, как парусники при поднятом винте и неполной нагрузке очень хорошо управлялись; большую часть службы ходили под парусами. Под паром сильно теряли скорость на волнении. Имели большую паропроводную трубу на дымовой трубе и плоскую корму. Отечественные машины "Gazelle" оказались некачественными, на систершипе стояли британские механизмы.

Крейсера не отличались особыми техническими инновациями, но исправно служили в качестве "рабочих лошадок" для обучения личного состава флота и осуществления германской политики в удаленных районах. Использовались в основном для стационерской и колониальной службы, учебных целей либо для "показа флага". Первоначально классифицировались как винтовые фрегаты (schraubenfregatten), позже - как закрытые корветы (gedeckte korvette).

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

с 28 января 1874 г.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая белая полоса по уровню пушечных портов, широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

S.M.S. Arcona

S.M.S. "Arcona", названный в честь самого северного мыса острова Рюген, был первым прусским винтовым кораблем.

15 апреля 1859 фрегат вступил в строй и сразу отправился в заграничные плавания - с 11 декабря 1859 по 5 октября 1862  был выполнен особенно важный для прусского морского флота заграничный поход эскадры из "Arcona", "Thetis", шхуны "Frauenlob" и транспортного судна "Elbe" в восточноазиатские воды. Пруссия была очень заинтересована в торговле с Китаем, Японией и Сиамом. Поход начался из Данцига через Англию, мыс Доброй Надежды в Сингапур. Маленькая прусская эскадра 2 сентября 1860 перед Йокогамой попала в тайфун, "Frauenlob" погиб. Большие военные корабли, которые были так же в серьезной опасности, 18 сентября 1860 доставили чрезвычайного прусского посла графа Эуленберга в Йокогаму, где он нанёс официальный визит, затем вернулись домой через Сиам.

В 1862-69 корабль служил в метрополии, во время войны против Дании в 1864 "Arcona" вместе с "Nymphe" и "Loreley" вступили в бой против датчан.

16 марта корветы "Arcona" и "Nymphe" обнаружили датские блокирующие корабли, однако, не смогли атаковать их из за наступления темноты. В подмогу из Штральзунда вышли авизо "Loreley"  и 7 канонерок ("Comet", "Hay", "Hyäne", "Pfeil", "Scorpion", "Wespe" и "Sperber"). 17 марта в первой половине дня в Прорер-Вик посыльное судно обнаружило 5 датских кораблей: "Skjold", "Tordenskjold", "Själland", "Heimdal" и "Thor" и около 13 ч. сообщило о них Яхману. Около 14.30 прусские корабли атаковали датчан. К 16 ч. нападение было прекращено, прусские корабли не смогли добиться победы, однако, бой в некотором роде снял тесную датскую блокаду вокруг немецких гаваней. Оба корвета после боя ушли в Свинемюнде.

В 1869-71 "Arcona" снова в заграничных плаваниях, как учебный корабль кадетов.

Когда в 1869 в Ост-Индию решили послать канонерку "Meteor", из-за сомнений относительно мореходности корабля при полной загрузке, 24-ф орудие на время перехода через Атлантику должен был транспортировать сопровождающий корвет "Arcona". Однако в ноябре фрегат  получил приказ принять участие в открытии Суэцкого канала.

Северогерманский союз представлял наследный принц Фридрих Вильгельм (будущий император Фридрих III) на корвете "Hertha". Также принимали участие: корветы "Arcona" и "Elisabeth", канонерская лодка "Delphin" и яхта "Grille", на которой наследный принц Фридрих Вильгельм участвовал в первом проходе канала.

Лишь после окончания торжеств "Arcona" смогла отправиться в Вест-Индию. Первое рандеву с "Meteor" для передачи орудия было назначено в Порт-о-Пренс, но узнав, что лодка находится в Гуайре, фрегат направился туда, в это время лодка вышла на место встречи в Порт-о-Пренс и корабли в пути разминулись. Вскоре на корвете случилась эпидемия желтой лихорадки и поэтому он ушёл к более прохладному североамериканскому побережью. Лишь 6 мая 1870 у Сен-Томаса наконец канонерке передали пушку.

"Arcona" до 1870 дежурил в Ост-Индии и Северной Америке. Начало Франко-прусской войны 1870 г. застало его на Азорских островах, ему удалось перейти в Лиссабон не встретив противника.

С 1 октября 1873 по 18 декабря 1875 корвет в качестве учебного корабля для курсантов военно-морского училища совершил кругосветный поход. При этом он посетил Австралию, Самоа, Японию, Китай, и через мыс Горн 26 декабря 1875 вернулся в Киль. Этот поход служил также для подготовки экспедиции "Gazelle" для наблюдения транзита Венеры в 1874. "Arcona" имел задание заранее разведать подходящее место для наблюдений прохода Венеры (острова Кенгелен).

В 1876 корабль закончил активную службу и стал брандвахтой и учебным кораблём для кочегаров и машинистов в Киле. Для его замены в 1875 г. был заложен "закрытый" корвет "Moltke".

18 марта 1884 "Arcona" был вычеркнут из списков военных кораблей Императорского морского флота. Затем он еще некоторое время использовался как корабль-цель, и в том же самом году был сдан на слом на Императорской верфи в Киле.

 

 

 

S.M.S. Gazelle

S.M.S. "Gazelle" (Газель) вступил в строй 15 мая 1862, большую часть службы провёл в заграничных плаваниях.

С 1862 по 1864 "Gazelle" предпринял поход в Восточную Азию. Об этом походе Адольф Мензинг написал подробный отчет.

В 1867 г. корвет находился в Средиземном море, 3 и 16 марта 1867 вместе с канонеркой "Blitz" он доставлял продукты и другие грузы из Смирны на разрушенный землетрясением остров Митилены, на материк с острова возил беженцев.

В 1872 "Gazelle" с "Vineta" находились в Ост-Индии и, кроме всего прочего, представляли немецкие экономические интересы на Гаити. С 2 канонерскими лодками они вынудили должника заплатить немецкому кредитору.

С 1872 по 1874 с бронированным фрегатом "Friedrich Саrl" он должен был совершить поход через Ост-Индию, вокруг Южной Америки в Восточную Азию. Однако они задержались для выполнения некоторых поручений в Карибском море, продолжения похода не последовало и "Gazelle" 3 мая 1873 вернулся в Киль. Затем последовал капитальный ремонт на Императорской верфи в Данциге.

В 1874-1876 "Gazelle" под командой барона Георга Шляйница предпринял великолепную  2 летнюю кругосветную научную экспедицию в Атлантику и южные моря для исследования подводного рельефа южной Атлантики, больших морских течений на экваторе и у Новой Гвинеи, где через десяток лет была основана колония. (Её первым губернатором стал командир "Gazelle" барон Шляйниц (Schleinitz).

Кроме того, зоолог Теофиль Штудер, корабельный врач Фридрих Карл Науман и младший ординатор Карл Хюескер провели обширные зоологические, ботанические и антропологические исследования. Также приводились астрономические исследования под руководством Карла Бергена - наблюдение транзита Венеры на острове Кенгелен и затем на Маврикии. Другими членами экспедиции были: директор Пражской обсерватории, доктор Ладислаус Вайнек, астроном доктор Артур Виттштайн, фотограф Х. Бобцин и механик Карл Крилле.

Путь вёл из Киля вдоль западного африканского побережья к мысу Доброй Надежды, к островам Кенгелен, затем через Маврикий в южное море, через Магелланов пролив и Азорские острова назад в Киль. Для этой экспедиции вооружение было наполовину сокращено и в батарее созданы жилые и производственные помещения для научных работников.

С конца 1876 корабль находился в резерве, а 8 января 1884 был исключён из списков и использовался как жилой блокшив в Вильгельмсхафене, в 1906 он был продан на слом за 36 000 марок. Для его замены в 1876 г. был заложен "закрытый" корвет "Stosch".

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 3: Schiffsbiographien von Elbe bis Graudenz, Mundus Verlag, Ratingen o. J., S. 175–182.
4 Mensing A.- An Bord der GAZELLE nach Yokohama. Ein preußischer Marineoffizier erinnert sich, hrsg. v. u. bearb. v. Horst Auerbach. Hinstorff, Rostock 2000.
5 Karl H. Peter: Seeoffizieranwärter. Ihre Ausbildung von 1848 bis heute. Mürwik, 1969.
на русском
6 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1884
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1859-1867
Gazelle
"Gazelle" в экпедиции.
Gazelle
"Gazelle"
Gazelle
"Gazelle"

"Arcona" и "Gazelle", гравюра.
Газели (нем. Gazelle, лат. Gazella) — род семейства полорогих, относящийся к подсемейству настоящих антилоп. Газели распространены прежде всего в саваннах Африки, а также в Азии. Слово газель происходит от арабского ghazal. Газели являются быстрыми бегунами, долгое время могут поддерживать скорость около 50 км/ч, отдельные виды до 80 км/ч.
Arkona
Подъём винта на "Arcona", 1864 г.
Arkona
"Arcona"
Arkona
"Arcona", гравюра.
Arkona
"Arcona", рисунок.
Arkona
"Arcona" в Йокогаме, рисунок.
Arkona
"Arcona"
Arkona
"Arcona"
Arkona
"Arcona"
Arkona
Бой у Ясмунда ("Loreley" и "Arcona" в бою с "Sjaelland"), картина Александра Кирхера.
Arkona
"Arcona", "Thetis"и "Frauenlob"
Аркона (нем. Arkona) — самый северный мыс на севере о-ва Рюген, на полуострове Витове (54° 39' сев. широты, 31° 51' вост. долготы), высокий берег (45 м) из меловика и мергеля, местонахождение древнего славянского святилища.
Gazelle
"Gazelle"
Arcona
"Arcona"