ОглавлениеКрейсера → Учебно-артиллерийский "Mars"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Учебно-артиллерийский корабль (Artillerieschulschiff)

 Mars 


Германия, 1881 г. 1 ед. (проект 1876 г.)

 

*
Mars
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / дата закладки/спуска закладка /спуск /в строю примечания
1 Mars <Kaiserliche Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 5 1877

с 1905 учебный и жилой блокшив, с 1907 в Зондербурге, 15.05.1908 выведен в резерв, вооружение снято, плавказарма-станция "О" в Киле, 17.02.1914 исключён, но продолжал использоваться как плавказарма, в 1921 слом на "Flender Werft" в Любеке.

15.11.1879
1.04.1881
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 3251 т
полное 3542 т
Размерения длина ВЛ 81,00 м
полная 84,00 м
ширина корпус 15,00 м
осадка носом 5,30 м
кормой 5,92 м
высота борта 11,12 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 5,42 м
  2 горизонтальных 1-цилиндровых ПМ однократного расширения
4 коробчатых ПК (1,33 атм, 1200 м²), с 1898: (10640 м²)
мощность 2000 л.с.
паруса шхуна, 328 м², с 1898 - 260 м²
Ходовые данные скорость проектная 12 уз.
на испытаниях 11,5 уз. при 2032 л.с.
Запас топлива 330 т. угля
Дальность плавания на 7 уз. 1850 миль
на 10 уз. 1100 миль
Экипаж более 400 чел. (17-64 офицера, до 80 прапорщиков, 219-374 нижних чина)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 9 отсеков
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально по Groner  
1 - 240 мм/20
позже менялось
1 - 210 мм/19
2 - 170 мм 2 - 150 мм/30
2 - 150 мм 12 - 150 мм/22
  2 - 125 мм/23
2 - 120 мм/24
3 - 105 мм/35
6 - 88 мм/30
5 - 87 мм/24
8 - 37 мм револьверных

 


 

Построенный в 1857 "Renown", выводившийся на позицию тендером или буксиром, настолько устарел, что морской флот нуждался в его замене. C этой целью в 1876 был заказан корабль специальной постройки.

В то время подготовка была довольно грубой: на каждый корабль флота проводилось одно испытание в год, которое заключалось в стрельбе по мишеням на расстоянии 500, 1500 и 2500 метров. Эту проблему начали исправлять только в 1885 году, когда главным артиллеристом флота был назначен Август фон Томсен и он начал улучшать режим тренировок, особенно в отношении стрельбы на большие дистанции.

Новый корабль получил машину и котлы предшественника. Сперва он унаследовал и его вооружение, но с развитием корабельной артиллерии и изменениями требований руководства флота позже оно менялось. Сначала стояли 2-15 см, 2-17 см, 1-21 см и 1-24 см орудия.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая белая полоса по уровню пушечных портов,широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

После завершения работ по оснащению, 1 марта 1881 год "Mars" был сдан флоту для ходовых испытаний. Он быстро завершил испытания и в том-же месяце был направлен на базу ВМФ Северного моря в Вильгельмсхафен, где был приписан к военному порту Северного моря и принял вооружение и оборудование с "Renown", хотя технически он находился под контролем артиллерийских офицеров Императорского Адмиралтейства. 1 апреля "Mars" вступил в строй под командой капитана-цур-зее графа Хааке и начал артиллерийское обучение на рейде Шиллиг недалеко от Вильгельмсхафена. Всего через несколько недель, 26 апреля 1881, во время учебной стрельбы на борту корабля взорвался один из 21-сантиметровых снарядов, в результате чего девять человек погибли и еще восемнадцать были ранены. Об этом до сих пор напоминает памятник, установленный на бывшем гарнизонном кладбище. В конце года "Mars" вернулся во внутреннюю гавань Вильгельмсхафена, где остался на зимовку. 1 октября 1883 года он был переведен в недавно сформированную Морскую артиллерийскую инспекцию.

В остальном служба корабля, соответственно его назначению, не отличалась разнообразием, исключения из рутинной службы были редки. Так, в 1884 году "Mars" был отправлен буксировать корвет "Sophie" в Вильгельмсхафен после того, как он был протаранен и серьезно поврежден пароходом компании NDL "Hohenstaufen", 31 августа 1884 на на борт поднялись новый начальник Адмиралтейства Лео фон Каприви, начальник штаба Каприви контр-адмирал Эдуард фон Кнорр и командир Учебной эскадры вице-адмирал Вильгельм фон Викеде для осмотра недавно построенных укреплений на острове Вангероге. После этого в августе-сентябре "Mars" принял участие в ежегодных осенних маневрах флота 1884, в составе отряда учебных судов.

Осенью 1890 с борта корабля предпринимались многообещающие опыты с привязным аэростатом, чтобы проверить, насколько этот метод был пригоден для морского наблюдения. В качестве наблюдателя корабль присутствовал на объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890. Во время маневров флота 1892 года в августе-сентябре на "Mars" держал флаг командующмй учениями адмирал фон дер Гольц, при этом впервые в немецком флоте флагман не входил ни в одно из соединений и руководил эволюциями со стороны. Ту-же функцию он выполнял и на маневрах флота 1893 года, Гольц и Тирпиц снова руководили учениями с его борта.

В 1894 году корабль проводил артиллерийские учения по стрельбе на дальние дистанции в южной Норвегии. В 1895 он принимал участие в открытии канала Императора Вильгельма, а после - в осенних маневрах флота 1895 года, где вновь выполнял роль флагманского корабля для адмирала Кнорра и его штаба, возглавляемого капитаном цур-зее А. фон Тирпицем.

На юбилейной регате Гельголанд-Дувр в июне 1897 "Mars" служил как корабль, обозначающий финиш; император Вильгельм II на яхте "Hohenzollern" с целью точного наблюдения финиша находился рядом с ним.

10 сентября 1904, к празднику 100-летия адмирала Карла Рудольфа Бромме, первого командующего немецким имперским флотом, Вильгельм II пригласил всех высших немецких морских офицеров на банкет на стоящий в Брунсбюттелькооге Mars.

Поскольку со временем артиллерийская подготовка ВМФ все чаще проходила на боевых кораблях, временно приписанных для этой цели к эскадре артиллерийских учебных кораблей, "Mars" в основном использовался как учебная аудитория и жилой корабль.

В 1906 инспекции корабельной артиллерии передали новый линкор Schwaben и тем самым заменили Mars. С 1908 он служил только лишь как плавказарма военного порта Балтийского моря.

Известно три прозвища корабля. С личным составом флота на борту, что бывало во время осенних маневров, его называли «резиновым броненосцем» (Gummipanzer), в качестве учебного артиллерийского корабля называли «пушечным цирком» (Kanonenzirkus), а в составе флотских соединений он имел прозвище «симулятор» (Simulaker).

В 1914 корабль вычеркнули из списков военных кораблей, но в связи с началом войны, продолжали использовать как плавказарму. Корпус был разобран в 1921 в Любеке.

тендеры Mars
1881 канонерская лодка Fuchs канонерская лодка Otter
1882 канонерская лодка Fuchs до июня
c июня - канонерская лодка Hay
1883 миноносец Sicher
1884 - 1886 канонерская лодка Hay
1887 - 1890 ---
1891 ---
1892 канонерская лодка Hay броненосная лодка Brummer
1893 - 1894 ---
1895 быв. торпедный пароход Ulan авизо Blitz
1896 ---
1897-1905 быв. канонерская лодка Hay

 

командиры "Mars"
1881 капитан-цур-зее Graf Haake
1882-1889 нет данных
1890 капитан-цур-зее Franz Strauch
1891-1898 нет данных
1898 - 1899 капитан-цур-зее Rudolf von Eickstedt
1900-1908 нет данных

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans-H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe, 10 Bände, Koehlers Verlagsgesellschaft, Hamburg, Band 7. S. 139ff.
на английском
3 Friedman N. - Naval Firepower: Battleship Guns and Gunnery in the Dreadnought Era. Annapolis: Naval Institute Press. 2008
4 Gardiner R. ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860–1905. London: Conway Maritime Press. 1979
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 05.12.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1881-1903
Mars
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars" и тендер "Hay".
Mars
"Mars" в Вильгельмсхафене.
Mars
"Mars" и "Ariadne" в Вильгельмсхафене.
Mars
"Mars" в первоначальной окраске.
Mars
"Mars"
Mars
На палубе "Mars".
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars" на яхтенной регате в Киле.
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Mars
"Mars"
Следующая страница - германский учебный корвет "Nixe"
Предыдущая страница - германский учебно-артиллерийский корабль "Renown"