ВходОглавлениеКрейсера → авизо типа "Blitz"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо, с 1899 малые крейсера
(Fahrzeuge I. Classe, Aviso, Kleiner Kreuzer) типа

 Blitz 


Германия, 1883-1884 г. 2 ед. (проект 1879 г.)

 

*
Blitz
*
Pfeil
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Blitz <Germania AG> (с 1882 Germaniawerft), Киль, стр. № 1, авизо D лето 1881 1891-1892 модернизирован на <Kaiserl. Werft.>, Киль, с 1903 тендер при флоте, с 1911 специальный корабль, с 1914 в береговой обороне, с 1915 по 1919 тендер, 8.03.1921 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
26.08.1882
28.03.1883
2 Pfeil <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 6, Ersatz Grille 08.1881 1892-1894 модернизирован на <Kaiserl. Werft.>, Вильгельмсхафен, 1894-1899 - корабль Службы охраны рыболовства, с 1904 тендер (Tender), с 18.12.1910 специальный корабль, с 1914 по 1919 тендер тендер, 16.02.1922 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
16.09.1882
25.11.1884
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1381 т
полное 1486 т
регистровое 815 брт, 367 нрт
Размерения длина ВЛ 75,30 м
полная 78,43 м
ширина корпус 9,9 м
по крыльям мостика 11,3 м
осадка носом 4,07 м
кормой 4,40 м
1 см осадки = 5,16 т
высота борта на миделе 5,98 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,2 м
1 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения
Blitz: Markisch-Schlesischer Maschinenbau- und Hütten-A.G.
Pfeil: F. A. Egells, Берлин-Моабит
2 КО 8 цилиндрических ПК
Blitz: Markisch-Schlesischer Maschinenbau- und Hütten-A.G.
Pfeil: F. A. Egells, Берлин-Моабит
(16 топок, 5 атм, 763 м²)
после модернизации:
Blitz: Kaiserl. Werft, Danzig (934 м²)
Pfeil: Kaiserl. Werft, Danzig (763 м²)
мощность проектная 2700 л.с.
паруса шхуны с реями, 591 м², после модернизации только стабилизирующий парус, 282 м², с 1900 без парусов.
Ходовые данные скорость проектная 16 уз.
на испытаниях Blitz: 15,7 уз. при 2808 л.с., 146 об/мин
Pfeil: 15,6 уз. при 2337 л.с., 144 об/мин
запас топлива 185/220 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 2440 миль
Экипаж сперва 134 чел. (7 офицеров, 127 матросов)
после модернизации 141 чел. (6 офицеров, 135 матросов)
Blitz как флагман соединения + 19 чел. (3 офицера, 16 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 11 отсеков, двойное дно под машинным отделением.
электроснабжение 1 динамо-машина, 10 кВт, 67 В, позже 2 динамо-машины, 19-24 кВт, 67 В
управление 1 руль, 35° или 38°
плавсредства 1 паровой катер, 0-1 катер, 1-2 яла, 1-2 шлюпки
кренящий момент 1850 мт
цена Blitz: 1 млн. 368 тыс. DM,
Pfeil: 1 млн. 395 тыс. DM
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1892-1894 позже
1-125 мм/23 [100 снарядов], 5200 м 6 - 88 мм/30 [600 снарядов]
4 - 87 мм/24 [400 снарядов]
4 - 37 мм револьверных 4 - 8 мм пулемёта
1 ТА - 350 мм (носовой, подводный) [3 торпеды] 3 ТА - 350 мм (1 носовой, подводный, 2 палубных поворотных бортовых) без ТА



 

 

Шестью годами позже "Zieten" по улучшенному проекту были заложены два торпедных авизо типе "Blitz". Они стали первыми крейсерами, у которых боевые качества явно преобладали над крейсерскими. Они же стали первыми полностью стальными кораблями немецкого флота.

По официальной немецкой классификации сперва именовались авизо 1-го класса. Несмотря на определенное сходство с торпедными канонерскими лодками других флотов, германские авизо были относительно крупнее и вполне закономерно считались кораблями крейсерского типа.

Проект этих кораблей был подготовлен в 1879, они стали первыми полноценными германскими малыми крейсерами и предшественниками будущих легких крейсеров. Основной их задачей в случае войны планировалась разведка.

Стальной корпус имел таранный форштевень с курсовым торпедным аппаратом (боезапас составлял всего три торпеды). Корабли получили парусное вооружение шхуны.

Имели сносную мореходность, но сильную бортовую качку, хорошо маневрировали, умеренно держали курс, имели заметный снос. Поперечная метацентрическая высота 0,968 м, продольная 100,5 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 34°, нулевая - ок. 78°.

Сначала несли только 1 прожектор на переднем мостике, были без штурманской рубки и имели сплошной фальшборт до кормы.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

S.M.S. Blitz

Посыльное судно (с 1899 малый крейсер) "Blitz" (Молния) начали строить летом 1881 на Norddeutsche Schiffbau AG. – позже Germaniawerft – в Киле, 26 августа 1882 корабль был спущен на воду, в 1883 закончен и передан Императорскому морскому флоту. Использовался как лидер флотилии миноносцев, в частности в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, в осенних манёврах 1894 и в церемонии открытия канала Кайзера Вильгельма в 1895 г., все три раза - как лидер 1-й флотилии миноносцев, а в 1896 г. на манёврах был посыльным судном при отряде командующего флотом адмирала Кнорра (на УК "Blücher").

Уже к началу века считался устаревшим и не имеющим боевой ценности, с 1900 - флагман TF1 (I флотилии миноносцев), с 1903 использовался как тендер при флоте в Киле, при этом на осенних манёврах 1903-1906 гг. входил в состав соединения разведывательных кораблей. С 1911 стал т.н. "специальным кораблём". С началом Первой мировой войны корабль включили в состав I эскадры океанского флота как тендер и в октябре 1917 он участвовал занятии балтийских островов (битва в проливе Моонзунд или „Операция Альбион“). Также в сентябре 1918 он был включен в состав эскадры для планируемой операции Schlußstein - занятие Кронштадта и Петрограда.

8.03.1921 корабль был исключён и продан на слом в Вильгельмсхафене за 520 тыс. DM.

 

 

S.M.S. Pheil

Посыльное судно (с 1899 малый крейсер) "Pheil" (Стрела), не смотря на те же самые даты постройки и спуска, начал испытания только в ноябре 1884. До 1888 участвовал в манёврах флота как лидер эсминцев. В 1888 он был внепланово введён в эксплуатацию 12 ноября из за так называемого "арабского восстания" в только что провозглашенной колонии Немецкой Восточной Африке. Поход туда был кратковременно прерван, когда корабль должен был зайти в Плимут для устранения повреждений после шторма. Поэтому он опоздал и только 4 января 1889 был зачислен в Восточноафриканскую эскадру, состоящую из крейсеров "Leipzig", "Carola", "Olga", "Sophie" и шлюпа "Möwe" и приступил к блокаде побережья. При этом она предпринимала, прежде всего, проверки судов и при случае вмешивалась с десантной частью в борьбу на суше. Так как корабль только условно подходил для использования в тропиках – гигиенические условия были очень плохие из-за недостаточной вентиляции для команды - 29 сентября 1889 он был отослан на родину. 6 декабря посыльное судно прибыло домой и 13 декабря 1889 было выведено из эксплуатации в Вильгельмсхафене.

 

В апреле 1890 он снова вошёл в строй для обыкновенной корабельной службы и до 1895 принимал участие в ежегодных маневрах, в том числе в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, и в 1894, а также  в церемонии открытия канала Кайзера Вильгельма в 1895 г. В 1897 корабль служил в рыбоохране, затем использовался как учебный корабль машинистов. С 1900 "Pheil" применялся как корабль спасательной службы, временами участвуя в маневрах, в которых он действовал как посыльное судно или как тендер. 18 декабря 1910 переклассифицирован в специальный корабль и служил в учебной эскадре.

 

С началом Первой мировой войны "Pheil" служил в качестве тендера при II и позже IV эскадре океанского флота, и параллельно в береговой охране при базовой флотилии Эльбы. 28 июня 1915 корабль передали школе подводного плавания, служил как учебный корабль до конца войны. 16 февраля 1922 вычеркнут из списка военных кораблей и сдан на слом в Вильгельмсхафене.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrandt, Albert Röhr und Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Band 5, Herford: Koehlers Verlagsgesellschaft mbH 1981
3 B. Weyer (Hrsg.): Taschenbuch der Deutschen Kriegsflotte. J. F. Lehmann, München 1900, S. 57
4 B. Weyer (Hrsg.): Taschenbuch der Kriegsflotte – XV. Jahrgang 1914. J. F. Lehmann, München 1914, S. 18
5 E. Childers: Das Rätsel der Sandbank. Diogenes, Zürich 1975, S. 92 und 153
на русском
6 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1883-1903
Blitz
"Blitz"
Pheil
"Pheil"
Pheil
"Pheil"
Blitz
"Blitz"
Pheil
"Pheil"
Pheil
спуск на воду "Pheil", гравюра.
Zieten
Средиземноморская эскадра 1889 в Киле: "Blitz" - "Irene" - "Nixe" - "Louise" - "Niobe" - "Kaiser" - "Deutschland"
Blitz
"Blitz"
Blitz
"Blitz", первоначальный вид.
Blitz
"Blitz"
Blitz
"Blitz"