ВходОглавлениеКрейсера → "закрытые" корветы типа "Leipzig"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

"закрытые" корветы, позже крейсера-фрегаты
(Gedeckte Korvetten, Kreuzerfregatten) типа

 Leipzig 


Германия, 1877 г. 2 ед. (проект 1871-1872 гг.)

Leipzig 

*
Leipzig
*
Sedan / Prinz Adalbert
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /куплен /в строю примечания
1 Leipzig <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 72. 1874 1885-04.1888 модернизирован на <Kaiserlich Werft> в Вильгельмсхафене, 27.08.1894 исключён, с 1896 учебный блокшив, с 1914 плавказарма в Вильгельмсхафене, 5.11.1819 затонул в Вильгельмсхафене из-за течи, 1921 поднят, слом в Вильгельмсхафене.
13.09.1875
1.06.1877
2 Sedan
c 1.09.1878 Prinz Adalbert
<A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 73, корвет A 1875 6.05.1890 исключён, плавказарма в Киле, 7.06.1907 продан на слом в Роттердам.
17.06.1876
28.08.1877
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 3980 т
полное 4626 т
регистровое 2627 брт, 1643 нрт.
Размерения длина ВЛ 87 м
полная 87,5 м
ширина 14 м
осадка носом 6,2 м
кормой 6,9 м
1 см осадки = 9,77 т. водоизмещения
высота борта 9,87 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 6 м, позже 1 х 4-лопастный винт Ø 5,8 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ однократного расширения "F. A. Egells", Берлин-Моабит, 83,5 об/мин.
1 КО Leipzig: 10 цилиндрических ПК "Kaiserlich Werft", Вильгельмсхафен (30 топок)
Sedan: 6 коробчатых ПК (24 топки, 5 атм, 1609 м²)
мощность номинальная 1200 л.с.
на испытаниях 6050 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 2600  м², позже 1580  м². (рангоут деревянный)
Ходовые данные скорость номинальная 14 уз.
на испытаниях 15,8 уз.
запас топлива 370 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 2330 миль
на 14 уз. 1580 миль
Экипаж 425 чел. (39 офицеров, 386 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус железный корпус с медной обшивкой днища, набор по продольно-поперечной схеме, 7, позже Leipzig 10, Prinz Adalbert 9 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение сперва отсутствовало, позже на Leipzig 1 динамо-машина, 9,1 кВт, 55 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 2 баркаса, 1 пиннас, 1 катер, 2 яла, 1 шлюпка
кренящий момент 1974 мт
цена Leipzig 4 млн. 61 тыс. DM,
Sedan 4 млн. 130 тыс. DM
ВООРУЖЕНИЕ
22 - 170 мм/25(12) или 20(10) [1226 снарядов], 500 м.
4 - 37 мм револьверных пушки Гочкиса
с 1882 + 4 торпедных аппарата - 350 мм (надводные, 2 носовых, 2 бортовых), [10 торпед]



 

Большие железные крейсера, спроектированные явно под влиянием британского "Inconstant". Впоследствии оценивались, как неоправданно крупные и дорогие.

При полных бункерах были очень инертными, испытывали сильную, но плавную килевую и бортовую качку, очень хорошо маневрировали, но были не особенно устойчивы на курсе. Как парусники - очень посредственные.

Первоначально оба имели по одной дымовой трубе, "Leipzig" после ремонта 1885-1888 г. получил две трубы. "Prinz Adalbert" в конце концов имел 1 + 4 паропроводных трубы, таких же длинных, как дымовая труба; бушприт мог убираться.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

с 15.04.1896 - полностью серые, только деревянные части, в т. ч. надстройки, - лакированные с естественным цветом

 

S.M.S. Leipzig

"Закрытый" корвет, с 1884 фрегат-крейсер. Сперва строился как "открытый" корвет "Thusnelda", но затем проект кардинально переработали. Имя относилось не к городу Лейпцигу, а к "битве народов" около Лейпцига в 1813.

Путешествие вокруг света в 1877-1879.

После зачисления на службу корвет в качестве учебного корабля для курсантов военно-морского училища под командованием корветтен-капитана Карла Пашена был послан в кругосветное плавание. При этом в марте 1878 он участвовал в немецкой морской демонстрации в Коринто (Никарагуа) в во время "афёры Eisenstuck" ("Leipzig", "Ariadne", "Elisabeth" и "Medusa"). После конца аферы "Leipzig" посетил мексиканские и американские гавани. В июле 1878 он прибыл в Японию, в апреле 1879 посетил китайские гавани и через Сингапур, Кейптаун и Плимут 27 сентября 1879 вернулся в Киль.

 

Путешествие вокруг света в 1882-1884.

После ремонта, в ходе которого, кроме всего прочего, были смонтированы 4 торпедных трубы, 19 октября 1882 "Leipzig" вышел во второе путешествие вокруг света. В июне 1883 он вошёл в состав Восточноазиатской крейсерской эскадры. В конце 1883 он доставил в Чемульпо немецкого генерального консула, который подписал там первый немецко-корейский торговый договор. Нескольких корабельных офицеров и корабельный оркестр посетили двор короля Тайвен-куна в Сеуле. В марте 1884 "Leipzig" покинул эскадру и отправился домой. У Борнео или Сандакана корабль сел на мель и вынужден был 7 недель ремонтироваться в Сингапуре. В это время на борту случилась эпидемия лихорадки, и часть заболевшего экипажа была снята с корабля.

Во время продолжения пути "Leipzig" неожиданно получил приказ принять участие в основании немецких колоний Камерун и Того в Юго-Западной Африке. 6 августа 1884 он принял участие в провозглашении Немецкой Юго-Западной Африки в Ангра-Пекуэна. 30 августа 1884 крейсер прибыл в Фернандо По для поддержки немецкого имперского комиссара Густава Нахтигаля и получил поручение поднять немецкий флаг в различных местах побережья Камеруна. Это было сделано 5 сентября 1884 в Порто-Сегуро и Малом Попо в будущем Того. 9 октября 1884 корабль вернулся в Вильгельмсхафен.

25 ноября 1884 "Leipzig" переклассифицировали в фрегат-крейсер и подвергли капитальному ремонту. Корабль получил новую механическую установку и вторую дымовую трубу. Так как его предполагалось использовать как флагманский корабль крейсерской эскадры, на нём предусмотрели помещения для адмирала со штабом. После преодоления различных возникавших технических трудностей, корабль снова ввели в строй только в апреле 1888 и отправили в Восточную Азию. В июле он сменил "Bismarck" в качестве флагмана постоянной крейсерской эскадры.

В 1888-1890 годах в Немецкой Восточной Африке произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"). В качестве помощи в августе 1888 правительство направило туда из Восточной Азии постоянную крейсерскую эскадру. "Leipzig" участвовал в подавлении восстания как флагманский корабль крейсерской эскадры вице-адмирала Карла Августа Дайнхарда.

 

8 сентября 1888 "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили силы в Танге, которые освободили из заключения арестованных повстанцами колонистов. 22 сентября "Leipzig" стрелял по станции в Танге. С началом блокады в декабре 1888 усиленные войска Бушири Бин-Салима напали на Багамойо и 5/6 декабря там шли тяжелые бои, "Leipzig" с моря обстреливал Тангу.

В феврале 1889 Багамойо снова стал основной целью атак Суахели. 3 февраля "Leipzig" успешно отразил атаки на город, 3 марта произошёл бой с участием десантных групп крейсеров "Leipzig" и "Sophie" в Багамойо. Караул под командой лейтенанта-цур-зее С. Майера с "Leipzig" захватил 2 орудия. 8 мая десантная часть "Leipzig", "Carola" и "Schwalbe" участвовала в штурме лагеря Бушири у Багамойо. Через 2 дня десантная часть "Leipzig" провела операцию против Мбегани и Мванготини. 6 июня последовал обстрел Саадани при участии десантной части "Leipzig", "Pfeil", "Schwalbe" и "Möwe". 8 июля при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил Танга.

В середине июля 1890 блокада морской торговли была снята. Формальное окончание боевых действий произошло 29 сентября. Сопротивление местного населения в северной и средней части Немецкой Восточной Африки было сломлено летом 1890. Это повлекло значительное сокращение заданий для крейсерской эскадры, поэтому "Leipzig" отправился на ремонт и отдых в Кейптаун.

Когда "Leipzig" стоял в доке, контр-адмирал Дайнхард со своим кораблём был вызван для отчета перед императором Вильгельмом II, который находился со своей яхтой "Hohenzollern" в восточном Средиземном море. Ремонт был остановлен и 6 ноября крейсер с шефом эскадры прибыл в Митилены (Эгейское море) для доклада императору. Вильгельм II отметил заслуги Восточноафриканской крейсерской эскадры в особом кабинетском указе. Затем "Leipzig" ушёл в Венецию и стал в док, чтобы закончить начатый ремонт. Только 15 декабря крейсер-фрегат смог выйти из дока и через Мальту и Порт-Саид прибыл в Аден. Там контр-адмирала Дайнхарда ждал приказ не возвращаться в Восточную Африку, а идти в Восточную Азию. 13 января 1891 шеф эскадры распустил соединение и приступил к переходу в Восточную Азию. Там 16 марта он принял освобождение от должности и отправился на родину.

С мая крейсер подчинялся новому командующему крейсерской эскадрой, контр-адмиралу Виктору Валуа. Он нёс рутинную службу и посетил, кроме всего прочего, Новую Зеландию и Самоа, а в начале 1891 также китайские гавани.

В мае 1891 адмирал Фалой получал приказ защитить немецкие интересы во время чилийской гражданской войны. На переходе в Чили на "Leipzig" кончился уголь, поэтому 97 часов он шёл под парусами. Когда в конце августа 1891 гражданская война разгорелась во всю силу, "Leipzig" с британским крейсером "Champion" высадил в Вальпараисо десантную группу, чтобы защитить городские кварталы, населённые немцами и англичанами.

После окончания чилийской гражданской войны "Leipzig" посетил различные южноамериканские гавани и снова пришёл в Кейптаун. В марте 1892 он стал на якорь в заливе Делагоа, откуда делегация с новым командующим крейсерской эскадрой, контр-адмиралом Фридрихом фон Павельсцем посетила Пауля Крюгера - президента республики буров Трансвааль.

При текущем ремонте в Кейптауне выявилось, что корабль из за сильного износа нужно отправить на капитальный ремонт, даже если для этого придётся расформировать эскадру. Поэтому 29 марта 1893  "Leipzig" был отозван на родину и вернулся в Вильгельмсхафен. Осмотр показал, что корабль больше не годен для заокеанской службы, но корпус был ещё достаточно хорош, чтобы использовать его в качестве блокшива. 27 августа 1894 корабль был исключён из списков и стал учебным блокшивом машинистов.

В этой функции он служил еще 25 лет. Позже на нём разместилась школа морских радио-телеграфистов. В Первую мировую войну он служил плавказармой для учеников школы подводного плавания.

5 мая 1919 блокшив внезапно лёг на борт в порту в Вильгельмсхафене. Никто не пострадал, так как на борту никого не было. Он был поднят лишь в 1921 и сдан на слом в Вильгельмсхафене.

1 - 12.06.1877 корветтен-капитан Paul Zirzow
13.09 - 18.10.1879 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Carl Paschen
3.10.1882 - 22.10.1884 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Otto Herbig
1.09 - 20.10.1886 корветтен-капитан Herbing
12.10 - 12.11.1887
6.04 - 08.1888 корветтен-капитан Eduard Hartog
08.1888 - 02.1889 капитан-цур-зее Franz Strauch
02 - 03.1889 капитан-лейтенант (И. О.) Hermann da Fonseca-Wollheim
03.1889 - 11.1890 капитан-цур-зее Max Plüddemann
11.1890 - 10.1892 капитан-цур-зее Fritz Rötger
16.10.1892 - 2.06.1893 капитан-цур-зее Richard Hornung

 

S.M.S. Sedan

"Закрытый корвет", с 1884 фрегат-крейсер, назван в честь битвы при Седане.

Корабль был введён в строй в 1877, но уже 1 сентября 1878 по политическим причинам был переименован в "Prinz Adalbert".

 

Prinz Adalbert S.M.S. Prinz Adalbert

Второй корабль с этим именем, после броненосного тарана "Prinz Adalbert" (1866).

С 1878 по 1880 принц Генрих Прусский с гросс-адмиралом Хансом фон Кёстером и художником-маринистом Карлом Зальцманном предпринял на "Prinz Adalbert" (капитан Seckendorf) двухгодичное кругосветное плавание.

С 1883 по 1885 корабль обошёл землю во второй раз. При этом с мая по сентябрь 1885 он входил в состав Восточно-Африканской крейсерской эскадры.

До 1888 "Prinz Adalbert" находился в заграничных плаваниях, затем служил в домашних водах. 6 мая 1890 корабль был исключён из списков военных кораблей, и затем использовался как плавказарма в Киле.

июня 1907 корпус был продан на слом за 131.000 ДМ и в том же году разобран компанией Galionsfigur in der Marineschule Mürwik в Мюрвике (Голландия).

     

 

МОДЕЛЬ

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans Hildebrand / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Schiffsbiographien von Kaiser bis Lütjens. Mundus Verlag, Ratingen o. J. (Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Bd. 5).
4 Janssen, Jens: Kreuzerfregatte „Leipzig“ I. Zum erstenmal Eisen statt Holz. München 1959.
5 Nagel, Alfred G.: Vier Kreuzer „Leipzig“. Berlin
6 Paschen, Carl: Aus der Werdezeit zweier Marinen. Erinnerungen an meine Dienstzeit in der k.k. österreichischen und Kaiserlich deutschen Marine. Berlin 1908.
7 Georg Wislicenus, Willy Stöwer: Deutschlands Seemacht. Reprint-Verlag, Leipzig 2007
8 John Roberts, H. C. Timewell, Roger Chesneau (Hrsg.), Eugene M. Kolesnik (Hrsg.): Kriegsschiffe der Welt 1860 bis 1905 – Band 1: Großbritannien/Deutschland. Bernard & Graefe, Koblenz 1983
на русском
9 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1877-1903
Leipzig
"Leipzig" в доке в Сингапуре.
Prinz Adalbert
Модель "Prinz Adalbert".
Prinz Adalbert
Модель "Prinz Adalbert".
Prinz Adalbert
Минная гавань в Киле, 1896. В левом верхнем углу плавказармы "Prinz Adalbert" и "Hansa"
Prinz Adalbert
Приборка на палубе "Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Адальберт (Генрих-Вильгельм) — принц прусский, сын принца Вильгельма, младшего брата Фридриха-Вильгельма III; 1811-1873 гг. Принял деятельное участие в образовании немецкого флота, с 1854 г. адмирал; занялся лично составом службы персонала во вновь учрежденном прусском адмиралтействе и постройкой военной гавани в Яде. В 1861-1871 г. главнокомандующий всего прусского флота.

Битва при Седане — самая знаменитая битва Франко-прусской войны, произошедшая 1 сентября 1870 г. близ небольшого французского города Седан, окончилась решительной победой немцев. В плен был взят сам император Франции Наполеон III. Французская армия фактически лишилась вооруженных сил, а наспех созданное французское ополчение не могло представлять угрозы для прусских войск. Победа при Седане открыла прусским войскам дорогу на Париж.

Leipzig
За миноносцем виден корпус затонувшего блокшива "Leipzig".
Leipzig
Блокшив "Leipzig", 1895 г.
Leipzig
На батарейной палубе "Leipzig".
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке. Рисунок Зальцмана.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации, 1889 г.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации
Leipzig
"Leipzig"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке.
Leipzig
"Leipzig" в шторм у берегов Бразилии
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.

Битва под Лейпцигом (также Битва народов, нем. Völkerschlacht bei Leipzig, 16-19 октября 1813 года) - крупнейшее сражение в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции.

Битва произошла на территории Саксонии, с обеих сторон в ней участвовали немецкие войска. Сражение завершило кампанию 1813 года тем, что под властью Наполеона осталась одна только Франция, привело к вторжению в неё союзников в 1814 году и к первому отречению Наполеона от престола.

Leipzig
"Leipzig"