ОглавлениеКрейсера → "Закрытые" корветы типа "Leipzig"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

"закрытые" корветы, позже крейсера-фрегаты (Gedeckte Korvetten, Kreuzerfregatten) типа

 Leipzig 


Германия, 1877 г. 2 ед. (проект 1871-1872 гг.)

Leipzig 

*
Leipzig
*
Sedan / Prinz Adalbert
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Leipzig <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 72. 1874 1885-04.1888 модернизирован на <Kaiserlich Werft> в Вильгельмсхафене, 27.08.1894 исключён, с 1896 учебный блокшив, с 1914 плавказарма в Вильгельмсхафене, 5.11.1819 затонул в Вильгельмсхафене из-за течи, 1921 поднят, слом в Вильгельмсхафене.
13.09.1875
1.06.1877
2 Sedan
c 1.09.1878 Prinz Adalbert
<A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 73, "Korvette А" 1875 6.05.1890 исключён, плавказарма в Киле, 7.06.1907 продан на слом в Роттердам.
17.06.1876
28.08.1877
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 3980 т
полное 4626 т
регистровое 2627 брт, 1643 нрт.
Размерения длина ВЛ 87 м
полная 87,5 м
ширина 14 м
осадка носом 6,2 м
кормой 6,9 м
1 см осадки = 9,77 т. водоизмещения
высота борта 9,87 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 6 м, позже 1 х 4-лопастный винт Ø 5,8 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ однократного расширения "F. A. Egells", Берлин-Моабит, 83,5 об/мин.
1 КО Leipzig: 10 цилиндрических ПК "Kaiserlich Werft", Вильгельмсхафен (30 топок)
Sedan: 6 коробчатых ПК (24 топки, 5 атм, 1609 м²)
мощность номинальная 1200 л.с.
на испытаниях 6050 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 2600  м², позже 1580  м². (рангоут деревянный)
Ходовые данные скорость номинальная 14 уз.
на испытаниях 15,8 уз.
запас топлива 370 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 2330 миль
на 14 уз. 1580 миль
Экипаж 425 чел. (39 офицеров, 386 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус железный корпус с медной обшивкой днища, набор по продольно-поперечной схеме, 7, позже Leipzig 10, Prinz Adalbert 9 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение сперва отсутствовало, позже на Leipzig 1 динамо-машина, 9,1 кВт, 55 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 2 баркаса, 1 пиннас, 1 катер, 2 яла, 1 шлюпка
кренящий момент 1974 мт
цена Leipzig 4 млн. 61 тыс. M,
Sedan 4 млн. 130 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
22 - 170 мм/25(12) или 20(10) [1226 снарядов], 500 м.
4 - 37 мм револьверных пушки Гочкиса
с 1882 + 4 торпедных аппарата - 350 мм (надводные, 2 носовых, 2 бортовых), [10 торпед]



 

Большие железные крейсера, спроектированные явно под влиянием британского "Inconstant", предназначались для разведки, а также для крейсерских операций и для защиты интересов Германии за границей. Впоследствии оценивались, как неоправданно крупные и дорогие.

При полных бункерах были очень инертными, испытывали сильную, но плавную килевую и бортовую качку, очень хорошо маневрировали, но были не особенно устойчивы на курсе. Как парусники - очень посредственные.

Первоначально оба имели по одной дымовой трубе, "Leipzig" после ремонта 1885-1888 г. получил две трубы. "Prinz Adalbert" в конце концов имел 1 + 4 паропроводных трубы, таких же длинных, как дымовая труба; бушприт мог убираться.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

с 15.04.1896 - полностью серые, только деревянные части, в т. ч. надстройки, - лакированные с естественным цветом

 

S.M.S. Leipzig

"Закрытый" корвет, с 1884 фрегат-крейсер. Был заложен на верфи AG Vulcan в Штеттине в 1875 году, как "открытый" корвет "Thusnelda", но затем проект кардинально переработали. Готовый корпус был спущен на воду 13 сентября 1875 года, и на церемонии спуска присутствовал начальник императорского адмиралтейства генерал Альбрехт фон Штош, который окрестил корабль "Leipzig" в честь битвы при Лейпциге в 1813 году, известной, как "битва народов".

После завершения работ по оснащению 31 мая 1877 года его отбуксировали из Штеттина в Свинемюнде и на следующий день сдали в эксплуатацию, хотя вооружение еще не было установлено. На церемонии ввода в строй присутствовали обербургомистр Лейпцига Отто Роберт Георги и фельдмаршал принц Фридрих Карл Прусский. Георги подарил кораблю флаги города Лейпцига. Затем корабль начал ходовые испытания, которые продлились до 12 июня. После того, как на корабль были установлены орудия, с 13 сентября 1877 он начал дальнейшие испытания под командованием корветтен-капитана Карла Пашена. Через неделю он случайно сел на мель Клеверберг за пределами Киля, и пришлось выгрузить около 400 т балласта, что-бы его можно было снять с мели. Затем он была отбуксирован на емператорскую верфь в Киле буксиром верфи "Notus". Ходовые испытания были завершены 5 октября 1877, а на следующий день корвету было приказано начать свой первый заграничный поход.

Первый заграничный поход (кругосветный), 1877-1879.

После зачисления на службу корвет был послан в кругосветное плавание в качестве учебного корабля для курсантов военно-морского училища под командованием корветтен-капитана Карла Пашена. Он принял кадетов набора 1876 года, в число которых входили будущие адмиралы Эрих Гюлер, Вильгельм Шак и Адольф фон Бассевиц. Приказ Пашену предписывал ему отправиться в Восточную Азию, где он будет командовать немецкими военными кораблями в регионе. 17 ноября 1877 "Leipzig" покинул Германию и пересек Атлантический океан, остановившись сначала в Центральной Америке. Там он был временно прикомандирован к немецкой эскадре, которой было поручено защищать интересы Германии в Никарагуа во время так называемого "дела Айзенштука". Сообщалось, что пара немецких купцов, Пол и Кристиан Айзенштук, подверглись нападению и правительство Никарагуа не расследовало инцидент достаточно быстро, чтобы удовлетворить немцев, поэтому Бернхард Эрнст фон Бюлов, министр иностранных дел, приказал флотилии военных кораблей обеспечить выполнение требований Германии о возмещении убытков . "Leipzig", "Ariadne", "Elisabeth", "Medusa" и ещё два судна высадили людей в Коринто с приказом использовать оружие в случае, если Никарагуа решит сопротивляться требованиям Германии, хотя правительство быстро согласилось.

11 апреля 1878 "Leipzig" возобновил свой рейс в Восточную Азию. Обогнув Южную Америку и войдя в Тихий океан, он остановился в Гонолулу на Гавайских островах, где его посетил король Калакауа. Затем корабль зашёл в несколько портов в Мексике и Соединенных Штатах, прежде чем отправиться через Тихий океан. 5 июля 1878 он прибыл в Иокогаму (Япония), где сменил корвет "Augusta", который отправился в Германию. 7 октября 1878 Пашену было присвоено звание капитана-цур-зее. В течение следующих пяти месяцев "Leipzig" оставался в японских водах. В апреле 1879 года он отбыл в Китай, где встретил однотипный "Prinz Adalbert" и корвет "Luise", которые были отправлены на смену ему и "Freya". 28 мая "Leipzig" вышел из Шанхая и начал путь обратно в Германию, остановившись в Сингапуре, Анджере в Голландской Ост-Индии, Маврикии, Кейптауне и Плимуте, прежде чем прибыть в Киль 27 сентября. Там он был выведен из кампании.

.

Второй заграничный поход (кругосветный), 1882-1884.

"Leipzig" не эксплуатировался до конца 1882 года. В этот период на нем был произведен капитальный ремонт, включавший перенос мостика дальше на корму, замену руля на более эффективный и установку четырех 35-сантиметровых торпедных аппаратов. Вернувшись в строй в октябре 1882 года под командованием корветтен-капитана Отто Хербига, он принял кадетов набора 1881 года, в который входил Франц фон Хиппер. 19 октября 1882 "Leipzig" вышел во второе заграничное плавание и, столкнувшись в Северном море с сильным штормом, ждал улучшения погоды в Плимуте, затем в Ярмуте. После этого он последовал в Восточную Азию тем же маршрутом, что и в 1877 году, но по пути не останавливался в Центральной Америке. Он достиг Восточной Азии в июне 1883 года, где присоединился к Восточноазиатской крейсерской эскадре, состоявшей из корвета "Stosch", флагманского корабля контр-адмирала Луи фон Блана, и двух канонерок. В августе 1883 "Leipzig" посетил Владивосток (Россия), а в октябре доставил из Шанхая в Чемульпо немецкого генерального консула, который подписал там первый немецко-корейский торговый договор. Плохие погодные условия заставили Лейпцигостаться в Корее до декабря, и в этот период Хербиг, четыре офицера и корабельный оркестр посетили двор короля Тайвен-куна в Сеуле. 15 декабря Хербиг был повышен в звании до капитана-цур-зее.

В начале марта 1884 "Leipzig" получил приказ возвращаться в Германию и покинул эскадру. Корабль сначала остановился в Маниле на Филиппинах, а затем направился через море Сулу в северный Борнео, где остановился в Сандакане. У Борнео или Сандакана корабль сел на мель и вынужден был 7 недель (с 19 апреля по 10 июня) ремонтироваться в Сингапуре. В это время на борту случилась эпидемия лихорадки, и часть заболевшего экипажа (6 офицеров и 230 матросов) была снята с корабля и их пришлось доставить домой. Для возвращения корабля в Германию на него был отправлен новый экипаж.

Находясь в Кейптауне, Хербиг получил новый приказ, предписывающий ему идти в в Юго-Западную Африку, которая недавно была объявлена немецким протекторатом. 18 июля "Leipzig" направился в залив Людериц, где 6 августа к нему присоединился фрегат "Elisabeth". 6 августа 1884 его капитан зачитал официальную прокламацию, объявлявшую о провозглашении колонии Немецкой Юго-Западной Африки в Ангра-Пекуэна, и "Leipzig" остался в этом районе для патрулирования новой колонии. 30 августа он отправился к острову Фернандо-По, где встретил канонерскую лодку "Möwe", на борту которой находился немецкий комиссар Густав Нахтигаль, и получил поручение поднять немецкий флаг в различных местах побережья Камеруна. Это было сделано 5 сентября 1884 в Порто-Сегуро и Малом Попо в будущем Того. Затем "Leipzig" покинул воды Западной Африки и вернулся в Германию через Кабо-Верде, Мадейру и Плимут. Он прибыл в Вильгельмсхафен 9 октября 1884. 25 ноября 1884 корабль переклассифицировали в крейсер-фрегат (Kreuzerfregatte).

Модернизация, 1885-1888

18 февраля 1885 г. адмиралтейство отдало приказ о капитальном ремонте корабля. Он должен был быть модифицирован для службы в качестве постоянного флагмана эскадры крейсеров, способного оставаться за границей в течение длительного периода времени. В то время у немецкого флота не было корабля, подходящего для этой цели, а оппозиция в Рейхстаге не позволила построить новое судно для выполнения этой роли. "Leipzig" был разобран до железного корпуса и почти полностью перестроен с новой деревянной обшивкой днища, установкой дополнительных поперечных переборок для увеличения числа водонепроницаемых отсеков, новой механической установкой и реорганизацией внутренних помещений для размещения адмирала и его штаба. Новые котлы, установленные на корабле, потребовали размещения двух труб, которые были фиксированными, в отличие от исходной трубы, которую можно было убирать.

К концу 1886 г. работы были закончены, и "Leipzig" был вновь введен в строй под командованием корветтен-капитана Гербинга для ходовых испытаний, длившихся с 1 сентября по 20 октября. Испытания показали, что корабль недостаточно быстр для выполнения своих задач, и попытки увеличить его скорость за счет установки другого руля для уменьшения сопротивления не помогли решить проблему. Поэтому он вернулся на верфь, и в этот период были также установлены электрические генераторы, обеспечивающие электрическое освещение всего корабля. Он был снова введён в строй 12 октября 1887 года, снова под командованием Хербинга, для дополнительных испытаний, которые продлились до 12 ноября. Скорость все равно оказалась неудовлетворительной, к тому-же во время испытаний произошла авария с винтом. 6 апреля 1888 года "Leipzig" снова был готов к испытаниям, теперь уже под командованием корветтен-капитана Эдуарда Хартога. Он все еще был слишком медленным, поэтому снова вернулся на верфь, хотя теперь официально оставался в строю, а в начале июня 1888 наконец был объявлен готовым к эксплуатации.

Третий заграничный поход (кругосветный), 1888-1893.

Подавление "арабского восстания" в Немецкой Восточной Африке.

В 1888 году в Немецкой Восточной Африке произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"). В качестве помощи в августе 1888 правительство направило туда из Восточной Азии постоянную крейсерскую эскадру. 14 июня 1888 "Leipzig" вышел в поход, чтобы заменить в её флагмана корвет "Bismarck". Новый командир эскадры, контр-адмирал Карл Август Дайнхард, отправился туда самостоятельно на пассажирском корабле. 16 июля "Leipzig" остановился в Адене, где официально сменил "Bismarck" в качестве флагмана эскадры, и направился к Занзибару, куда прибыл 2 августа 1888. Там он присоединился к корвету "Olga", командир которого, капитан-цур-зее Франц Штраух, исполнял обязанности временного командира эскадры, пока Дайнхард был в пути. Он временно перенёс свой флаг на "Leipzig", а Хартог занял его место на борту "Olga". Дайнхард прибыл 31 августа и принял командование эскадрильей в заливе Манда (Кения).

8 сентября 1888 "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили силы в Танге, которые освободили из заключения арестованных повстанцами колонистов. 22 сентября "Leipzig" стрелял по станции в Танге. Начиная со 2 ноября немецкие корабли совместно с британским Королевским флотом установили блокаду побережья, а месяц спустя к ним присоединились итальянские и португальские военные корабли. Затем "Leipzig" направился к Багамойо, где обстрелял войска повстанцев. В декабре 1888 усиленные войска Бушири Бин-Салима напали на Багамойо и 5/6 декабря там шли тяжелые бои, а "Leipzig" снова обстрелял силы повстанцев. Он оставался там до конца месяца, и к нему присоединился корвет "Carola". Затем "Leipzig" отправился в Дар-эс-Салам, который помогал защищать с 11 по 16 января 1889 года.

В феврале 1889 Багамойо снова стал основной целью атак Суахели. 3 февраля "Leipzig" успешно отразил атаки на город, 3 марта произошёл бой с участием десантных групп крейсеров "Leipzig" и "Sophie" в Багамойо. Караул под командой лейтенанта-цур-зее С. Майера с "Leipzig" захватил 2 орудия. Морские пехотинцы с "Leipzig" приняли участие в оккупации Кундучи 27 марта 1889 года под руководством майора Германа Виссмана. 8 мая десантная часть "Leipzig", "Carola" и "Schwalbe" участвовала в штурме лагеря Бушири у Багамойо. Через 2 дня десантная часть "Leipzig" провела операцию против Мбегани и Мванготини. 6 июня последовал обстрел Саадани при участии десантной части "Leipzig", "Pfeil", "Schwalbe" и "Möwe". 8 июля при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил Танга. В июле "Leipzig" действовал у Пангани и Танги и участвовал в блокаде. Таким образом, операции, проведенные у Германской Восточной Африки, стали крупнейшими и самыми продолжительными действиями немецкого флота до Первой мировой войны.

К концу июля 1889 восстание почти закончилось; Дар-эс-Салам и Багамойо были успешно защищены, войска Виссмана отбили Тангу и Саадани. В августе "Schwalbe" отправили на отдых на Маврикий, а "Möwe" отпустили домой. 13 августа 1889 "Leipzig" покинул Восточную Африку, чтобы пройти капитальный ремонт в Кейптауне. Работы продолжалась до сентября, и пока "Leipzig" отсутствовал, место флагмана эскадры заняла "Carola".

4 сентября 1889, когда "Leipzig" все еще стоял в доке, контр-адмирал Дайнхард со своим кораблём был вызван для отчета перед императором Вильгельмом II, который находился со своей яхтой "Hohenzollern" и учебной эскадрой броненосцев в восточном Средиземном море. Ремонт был остановлен и 28 октября корабль прибыл в восточное Средиземноморье. 1 ноября он встретился с учебной эскадрой броненосцев у острова Митилены (Эгейское море), но император находился в это время в Константинополе, и прибыл на яхте через пять дней. 6 ноября Дейнхард представил свой отчет. Вильгельм II отметил заслуги Восточноафриканской крейсерской эскадры в особом кабинетском указе. Затем все немецкие корабли отправились в Италию, где 12 ноября "Leipzig" стал в док в Венеции, чтобы закончить ремонт. Капитальный ремонт был завершен 15 декабря 1889, что позволило корвету вернуться в Восточную Африку с остановками на Мальте и в Порт-Саиде. В последнем порту экипаж отпраздновал рождество и новый 1890 год. Затем корабль проследовал в Аден, где контр-адмирала Дайнхарда ждал приказ не возвращаться в Восточную Африку, а идти в Восточную Азию. Остальная часть эскадры должна была оставаться в водах Восточной Африки.

В тихом океане (Китай и Южная Америка).

"Leipzig" самостоятельно направился в Китай. На пути через Индийский океан он остановился в Кочи (Индия) и 20 марта 1890 добрался до Гонконга. Там он присоединился к другим военным кораблям на станции Восточной Азии: корвету "Sophie" и канонерским лодкам "Iltis" и "Wolf". К этому времени Дейнхард был произведен в чин вице-адмирала и отозван в Германию; ему на замену был отправлен контр-адмирал Виктор Валуа.

20 мая 1890 "Leipzig" начал тур по японским портам, и в Нагасаки до корабля добрался Валуа. Затем крейсер направился на юг, через Гонконг и Манилу в Сингапур, после чего совершил поход по Голландской Ост-Индии, прошёл через пролив Дампир, а затем посетил Архипелаг Бисмарка. В это время, 10 июня 1890 флотом была принята белая окраска для кораблей в заграничном плавании. Путешествие закончилось в Сиднее 16 сентября, где он встретил корвет "Alexandrine", который затем присоединился к эскадре. "Leipzig" вошел в сухой док в Сиднее для ремонта, а в ноябре эскадра отбыла в Новую Зеландию, а затем в Апиа на Самоа. В январе 1891 года корабли Восточно-Азиатской эскадры покинули Апиа и вернулись в Гонконг, иногда идя самостоятельно. "Leipzig" прибыл туда 14 февраля и, начиная с середины марта, начал тур по китайским портам, в том числе заходил в Нанкин. На рейде Вусунга в Шанхае он сел на мель, но смог освободиться во время прилива.

В это время Валуа получил инструкции, приказывающие ему направить свои корветы в Чили, но посадка на мель задержала выход. Корабль зашёл в Иокогаму, чтобы осмотреть корпус на наличие повреждений, и, находясь там, адмирал получил еще один набор приказов, в котором подчеркивалась необходимость как можно скорее отправиться в Южную Америку. Чили была втянута в Гражданскую войну и конфликт угрожал интересам Германии в стране. Канцлер Германии Лео фон Каприви первоначально выступал против отправки военных кораблей для присоединения к международному флоту, который начал собираться у берегов Чили для защиты иностранцев в стране, но после продолжительных дебатов в Рейхстаге, он уступил и приказал Валуа идти в Чили. Второй приказ, который тот получил, был сформулирован настолько резко, что он, чтобы избежать дальнейших задержек и как можно быстрее пересечь Тихий океан, приказал капитанам своих кораблей не пополнять запасы угля, надеясь вместо этого использовать попутный ветер. Когда корабли пересекали Тихий океан, обнаружилось, что ветер недостаточно силен, чтобы двигать их так быстро, как надеялся Валуа, и поэтому им пришлось прибегнуть к своим паровым машинам. Но на "Leipzig", который сжигал уголь с невероятной скоростью, топливо закончилось в пути. "Sophie" и "Alexandrine" пришлось вести его на буксире до конца путешествия, длившееся 97 часов, за которые корабли прошли около 1217 морских миль. Сначала они отправились в Сан-Франциско (США), а затем на юг, в Вальпараисо, куда прибыли 6 июля 1891, но в течение ещё трех дней оставались за пределами гавани.

В это время боевые действия еще не распространились на город, и поэтому с конца июля до конца августа Валуа повёл свои корабли дальше на север, в Икике и Кокимбо. К тому времени, как он вернулся в Вальпараисо 20 августа 1891, силы повстанцев уже подошли к городу. Валуа в сотрудничестве с группой британского корвета  "Champion" провел переговоры с капитаном Хорхе Монттом, офицером чилийского флота, который поддерживал повстанческую фракцию конгрессистов, чтобы позволить немецкому десантному отряду из 9 офицеров и 291 матроса сойти на берег для защиты немцев в городе. Пока люди были на берегу, они устроили госпиталь под наблюдением врача с "Leipzig", доктора Принца. 30 августа 1891 повстанческие силы под командованием полковника Эстанислао дель Канто взяли город под свой контроль. Когда бои в городе закончились, 13 сентября десант вернулся на свои корабли. Вскоре после этого президент Чили Хосе Мануэль Бальмаседа покончил с собой, что фактически положило конец конфликту. Корабли Валуа оставались в Чили еще три месяца, но больше инцидентов в стране не было.

В Африке и Китае.

В середине декабря 1891 Валуа получил приказ из Берлина покинуть регион. 1 января 1892 года корабли прошли через Магелланов пролив и через пять дней прибыли в Монтевидео. Ожидалось, что там Валуа получит указание вернуться домой, но вместо этого ему было приказано пересечь Атлантику и идти в Кейптаун. По пути корабли остановились в Риу-Гранди-ду-Сул (Бразилия) и достигли Кейптауна 21 февраля 1892. Два дня спустя прибыл контр-адмирал Фридрих фон Павельш, чтобы сменить Валуа на посту командира эскадры. Корабли прошли ремонт в Кейптауне и 22 марта перешли на север в залив Делагоа, откуда Павельш отправился по суше в Южно-Африканскую Республику, чтобы нанести визит Полу Крюгеру, президенту республики буров Трансвааль.

Корабли продолжили свой путь в Германскую Восточную Африку, где в апреле 1892 к эскадре присоединились "Schwalbe" и "Möwe". Обстановка там была спокойной, поэтому в мае 1892 эскадра продолжила путь в Восточную Азию, оставив "Sophie", так как она в июне должна была вернуться в Германию. "Leipzig" и "Alexandrine" продолжили свой путь в Коломбо, где они приняли сменные экипажи для канонерок "Iltis" и "Wolf". Затем два корвета направились в Гонконг. В сентябре и октябре 1892 они совершили поход по китайским портам, затем "Alexandrine" ушла в Японию.

Когда "Leipzig" находился в Шанхае, Павельш получил приказ вернуться в Восточную Африку, поскольку вопрос наследования тяжело заболевшего султана Занзибара Саида Али угрожал дестабилизировать регион. Павельш вызвал "Alexandrine" в Гонконг, 16 ноября 1892 они вышли в море и достигли Занзибара 5 января 1893 года. Месяц спустя, 6 февраля, к ним присоединилась "Arcona". Корвет "Marie", стоявший в водах Центральной Америки, также был приписан к эскадре Павельша. Кроме того в Восточной Африке также все еще находились "Möwe" и "Schwalbe", в результате чего общее количество судов, доступных для реагирования на любые кризисы, достигло шести.

Однако, отправка эскадры в Восточную Африку оказалась излишней, так как вопреки всем британским интригам при вступлении на престол султана Гамида Бена Тувайна восточноафриканское побережье оставалось спокойным, и 3 марта 1893 "Leipzig" отправился в Кейптаун на капитальный ремонт. Позже в этом-же месяце к нему присоединились "Arcona" и "Alexandrine". Планировалось, что после завершения ремонта эскадра вернется в Восточную Азию, но было обнаружено, что "Leipzig" за годы, проведенные за границей, пришёл в негодность. Износ силовой установки оказался слишком большим для верфи в Кейптауне, и поэтому 29 марта 1893 статс-секретарь имперского военно-морского управления вице-адмирал Хольманн (Friedrich von Hollmann) приказал крейсеру вернуться в Германию, даже если для этого придётся расформировать эскадру, что и было выполнено 6 апреля. Остальные корабли должны были отправиться в другое место службы самостоятельно. "Leipzig" направился на север через Атлантику в Вильгельмсхафен с остановкой на острове Святой Елены, в Кабо-Верде и на Мадейре. На рейде Шиллига его встретили адмирал Макс фон дер Гольц и бывший командир, вице-адмирал Валуа, который теперь был начальником военно-морской станции Северного моря.

Судьба.

По прибытии в Вильгельмсхафен "Leipzig" был выведен из эксплуатации для тщательного изучения на Kaiserliche Werft. Осмотр показал, что корпус все еще находится в хорошем состоянии, но ремонтировать оборудование для следующего зарубежного похода было бы нерентабельно. Поэтому военно-морское управление решило переоборудовать судно в учебный блокшив и плавказарму для машинистов и 27 августа 1894 корабль был исключён из боевого состава.

Выделение средств на работы вызвало споры в Рейхстаге, поэтому они не были утверждены до бюджета 1895–1896 годов. По окончании перестройки "Leipzig" продолжал служить в этом качестве еще двадцать пять лет. На борту корабля была создана первая школа беспроводной телеграфии для немецкого флота, а во время Первой мировой войны он использовался как плавказарма при школе начальной подготовки экипажей подводных лодок.

5 мая 1919 по неизвестным причинам блокшив внезапно лёг на борт в порту в Вильгельмсхафене. Никто не пострадал, так как на борту никого не было. Он был поднят лишь в 1921 и сдан на слом компании Hattinger Co. в Вильгельмсхафене.

командиры "Leipzig"
1 - 12.06.1877 корветтен-капитан Paul Zirzow
13.09 - 18.10.1879 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Carl Paschen
3.10.1882 - 22.10.1884 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Otto Herbig
1.09 - 20.10.1886 корветтен-капитан Herbing
12.10 - 12.11.1887
6.04 - 08.1888 корветтен-капитан Eduard Hartog
08.1888 - 02.1889 капитан-цур-зее Franz Strauch
02 - 03.1889 капитан-лейтенант (И. О.) Hermann da Fonseca-Wollheim
03.1889 - 11.1890 капитан-цур-зее Max Plüddemann
11.1890 - 10.1892 капитан-цур-зее Fritz Rötger
16.10.1892 - 2.06.1893 капитан-цур-зее Richard Hornung

 

 

S.M.S. Sedan

Киль второго "закрытого корвета" был заложен в 1875 году под контрактным названием "Korvette А" на верфи AG Vulcan в Штеттине. Он был спущен на воду 17 июня 1876 года и окрещен Контр-адмиралом Людвигом фон Хенком в честь битвы при Седане во время франко-прусской войны. Корабль был завершен в следующем году, и 1 сентября 1877 года был введен в состав флота (по др. данным 28 августа). Затем его перевели в Киль для окончательной отделки, которая включала установку четырех торпедных аппаратов, что сделало Sedan первым крупным немецким военным кораблем, оснащенным ими. В 1877-1878 году стоял без службы из-за нехватки персонала, поскольку имеющиеся люди были приписаны к броненосной эскадрилье, которая находилась в учебном походе.

После того, как в мае броненосец "Grosser Kurfürst" затонул в результате столкновения, круиз был отменен, и корабли вернулись в Германию, и теперь экипажи выведенных в резерв броненосцев можно было использовать для комплектования экипажа "Prinz Adalbert" и отправки его за границу. 1 сентября 1878 по приказу Императорского адмиралтейства корвет по политическим причинам был переименован в "Prinz Adalbert": чтобы не оскорбить Францию, поскольку французы потерпели поражение при Седане всего за восемь лет до этого.

 

S.M.S. Prinz Adalbert

Второй корабль с этим именем, после броненосного тарана "Prinz Adalbert" (1866).

14 октября 1878 года корабль покинул Киль и направился в Восточную Азию под командованием капитана-цур-зее Арчибальда Маклина (Archibald MacLean). В поход были взяты также курсанты из флотского экипажа 1877 года, в который входил принц Генрих. Генриха недолго, пока корабль находился в водах Германии, сопровождал его брат Вильгельм, будущий кайзер. Также в походе участвовали будущий гросс-адмирал Ханс фон Кёстер и художник-маринист Карл Зальцманн. Путь шёл на юг через Атлантический океан, вокруг Южной Америки, через Магелланов пролив и пересек Тихий океан. В мае 1879 года "Prinz Adalbert" прибыл в Японию и Маклин стал командиром Восточно-Азиатской эскадры, в состав которой то время входили корвет "Luise" и канонерские лодки "Wolf" и "Cyclop". Затем "Prinz Adalbert" посетил японские и российские порты, включая Кобе, Нагасаки и Иокогаму, иногда в компании с "Luise". Крейсер оставался в японских водах до начала 1880 года.

Беспорядки в Китае в, особенно вокруг Шанхая, угрожали интересам Германии, но у "Prinz Adalbert" была слишком большая осадка, чтобы позволить ему действовать в этом районе, поэтому он не мог быть использован для защиты немцев в городе и с мая по июнь 1880 оставался в Гонконге. Находясь в Гонконге, Маклин получил известие, что в Японию прибыл ему на замену паровой фрегат "Vineta". В это время экипаж "Prinz Adalbert" боролся с тяжелым желудочно-кишечным заболеванием и была надежда, что свежий воздух открытого моря поможет им выздороветь, поэтому "Prinz Adalbert" незамедлительно начал плавание обратно в Германию.

Он прошёл через голландскую Ост-Индию, остановившись в султанате Джохор, прежде чем пересечь Индийский океан, зашёл в Саймонстаун (Южная Африка) и на остров Святой Елены, где экипаж посетил могилу Наполеона. Корабль прибыл в Килер-Фёрде 29 сентября 1880 года, где его встретили кайзер Вильгельм I, дед принца Генриха, и начальник Адмиралтейства адмирал Альбрехт фон Штош. Поскольку путешествие прошло хорошо, Штош повысил Маклина до звания контрадмирала. Первый офицер, капитан-лейтенант Альберт фон Зекендорф, также получил повышение.

По прибытии "Prinz Adalbert" был выведен в резерв и не служил до 1883 года, когда был снова введён в кампанию для кругосветного заграничного похода. Однако перед тем, как он отправился в круиз, крейсеру было приказано доставить из Генуи для визита в Испанию наследного принца Фредерика. "Prinz Adalbert" покинул Киль 20 октября 1883, а 19 ноября Фредерик сел на корабль в Генуе. К кораблю для похода в Испанию присоединился находящийся в учебном плавании новый корвет "Sophie" и старое авизо - константинопольский стационер "Loreley". На пути в Испанию и обратно на корабли обрушились сильные штормы. Флотилия прибыла в испанские воды 24 ноября, и оставалась там до 15 декабря. 14 декабря "Loreley" откомандировали на Мальту, чтобы устранить повреждения, нанесенные ураганом. На следующий день "Prinz Adalbert" и "Sophie" направились назад в Геную, куда прибыли 16 декабря и высадили Фредерика. Оттуда "Prinz Adalbert" отправился далее, снова в Восточную Азию.

Он прибыл в Сингапур 24 апреля 1884 года, где заменил однотипный "Leipzig". Затем "Prinz Adalbert" направился в Шанхай, где встретился с флагманом эскадры, корветом Stosch. В середине мая среди экипажей немецких кораблей разразилась эпидемия лихорадки, вынудившая коммодора Пашена направить суда в Японию для лечения, но в июле "Prinz Adalbert" и "Stosch" пришлось вернуться в китайские воды из-за роста напряженности, которая в следующем месяце привела к китайско-французской войне. Корабли оставались в Шанхае до конца августа, когда Пашен приказал "Prinz Adalbert" отплыть в Фучжоу, где французская эскадра под командованием вице-адмирала Амеде Курбе готовилась атаковать китайский флот. "Prinz Adalbert" присоединился к военным кораблям Великобритании и США для защиты европейцев и американцев в городе. В последовавшей битве при Фучжоу французы быстро нанесли поражение китайским войскам, позволив корвету вернуться в Шанхай в начале сентября.

Вскоре после этого он получил приказ вернуться в Германию, покинул Шанхай, зайдя по пути Японию и посетив Папеэте на Таити направился в Южную Америку. "Prinz Adalbert" прибыл в Кальяо (Перу) 11 января 1885 года; здесь его путь в Германию был прерван новым приказом. Интересам Германии угрожал конфликт между Колумбией и Никарагуа, что побудило немецкое военно-морское командование для защиты немцев в этом районе отправить туда "Prinz Adalbert". Он оставался там в течение двух месяцев, прежде чем двинулся на юг в Вальпараисо (Чили), где находился с 21 по 28 марта 1885. Оттуда корвет продолжил свой путь и, обогнув мыс Горн и войдя в Атлантику, 7 мая 1885 прибыл в Монтевидео. Там он снова получил новый приказ, направивший корабль на Маврикий, где он должен был присоединиться к новой Восточно-Африканской эскадре крейсеров, снова во главе с Пашеном на борту "Stosch".

Новой эскадре Пашена было поручено урегулировать спор между Германией и Занзибаром по поводу протектората Витуланд в Восточной Африке. После того, как эскадра была собрана на Маврикии, корабли проследовали на Занзибар, где быстро убедили султана Занзибара отказаться от своих возражений против протектората. Это позволило распустить эскадру, а корвет мог возобновить свое путешествие домой, однако его снова задержали, так как "Stosch" нуждался в ремонте, и поэтому Пашен перешел на "Prinz Adalbert", пока его корабль находился в сухом доке в Кейптауне. Получивший звание контр-адмирала Пашен на "Prinz Adalbert" отправился в недавно приобретенную колонию Камерун, чтобы на месте изучить там условия. В конце ноября 1885 корвет встретился со "Stosch" во Фритауне, Пашен вернулся на свой флагман, и два корабля направились в Кабо-Верде, чтобы присоединиться к Учебной эскадре, которая находилась там во время спора между Германией и Испанией из-за Каролинских островов. Лишь после того, как вмешался папа Лев XIII, спор урегулировали и "Prinz Adalbert" наконец смог возобновить путешествие обратно в Германию, куда он прибыл в Вильгельмсхафен 22 декабря 1885.

Вскоре после своего возвращения в Вильгельмсхафен "Prinz Adalbert" был помещен в резерв I класса с сокращенным экипажем. Военно-морской флот решил переоборудовать судно в учебный корабль, и 8 апреля 1886 года он был введён в кампанию в этой роли с экипажем кадетов и мичманов на борту. Командиром корабля в это время был капитан-цур-зее Иван Олдекоп (Iwan Oldekop). Чтобы познакомить экипаж с кораблем, "Prinz Adalbert" начал с серии коротких тренировочных походов по Балтийскому морю, прежде чем присоединился к учебной эскадре, которая с 20 июля по 15 августа участвовала в учениях флота 1886. По завершении манёвров учебная эскадра отправилась в большой поход в Вест-Индию, выйдя из Вильгельмсхафена 14 октября. В начале 1887 года корабли находились в Сент-Томасе, а на обратном пути в Германию "Prinz Adalbert" столкнулся со шхуной "Ellenholt" под гамбургским флагом, хотя она и не получила серьезных повреждений. Учебная эскадра вернулась в Вильгельмсхафен 30 марта и "Prinz Adalbert" отправился на Kaiserliche Werft для ремонта.

График обучения нового набора кадетов и мичманов 1887 года "Prinz Adalbert" начал 5 мая, снова с ознакомительных круизов по Балтийскому морю. 3 июня 1887 он присутствовал на торжестве по случаю начала строительства канала кайзера Вильгельма. В августе 1887 учебная эскадра участвовала в маневрах флота 1887 как II дивизия. Зимний тренировочный поход начался 1 октября, корабли должны были уйти в Средиземное море, но вспышка холеры в Италии привела к тому, что путешествие ограничилось Кабо-Верде и Канарскими островами. Эскадра вернулась в Вильгельмсхафен 10 апреля 1888 года. Обычный план подготовки в течение года был прерван в июле, когда Учебная и Маневренная эскадры были отправлены для сопровождения нового кайзера Вильгельма II во время его визита в скандинавские порты с 2 до 31 июля 1888, после чего все эти корабли приняли участие в летних маневрах 1888 года.

Из-за длительных заграничных походов к 1888 году "Prinz Adalbert" был сильно изношен и всего после десяти лет действительной службы 20 сентября был выведен из активной службы в резерв. 6 мая 1890 года корабль был исключен из военно-морского реестра и впоследствии использовался как плавказарма в Вильгельмсхафене, затем в Киле. В этом качестве она прослужил до 1907 года, когда 7 июня был продана на металлолом за 131.000 ДМ и в том же году разобран в Роттердаме (Голландия). Его носовая фигура хранится в Военно-морской академии Мюрвика. Любопытно, что плавказарма так и не была переименована, после появления в составе флота броненосного крейсера "Prinz Adalbert" в 1901 году.

некоторые командиры "Leipzig"
1877 - 1878 ? ?
к 10.1878 - 09.1880 капитан-цур-зее Archibald MacLean
1880 - 1886 ? ?
8.04.1886 - ? капитан-цур-зее Iwan Oldekop
? - 1888 ? ?

 

МОДЕЛЬ

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans Hildebrand / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart Bd. 7, Mundus Verlag, Ratingen, De, 1993.
4 Janssen, Jens: Kreuzerfregatte „Leipzig“ I. Zum erstenmal Eisen statt Holz. München 1959.
5 Nagel, Alfred G.: Vier Kreuzer „Leipzig“. Berlin
6 Paschen, Carl: Aus der Werdezeit zweier Marinen. Erinnerungen an meine Dienstzeit in der k.k. österreichischen und Kaiserlich deutschen Marine. Berlin 1908.
7 Georg Wislicenus, Willy Stöwer: Deutschlands Seemacht. Reprint-Verlag, Leipzig 2007
8 John Roberts, H. C. Timewell, Roger Chesneau (Hrsg.), Eugene M. Kolesnik (Hrsg.): Kriegsschiffe der Welt 1860 bis 1905 – Band 1: Großbritannien/Deutschland. Bernard & Graefe, Koblenz 1983
на английском
9 Lyon, H. - Conway's All the World's Fighting Ships 1860–1905, Conway Maritime Press, Greenwich, UK, 1905.
10 Sondhaus, L. - Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era, Naval Institute Press, Annapolis, USA, 1997.
11 Dodson, A., Nottelmann, D. - The Kaiser's Cruisers 1871–1918, Naval Institute Press, Annapolis, USA, 2021.
12 Nottelmann, D., Christopher C. - "From "Wooden Walls" to "New-Testament Ships": The Development of the German Armored Cruiser 1854–1918, Part II: "The Iron-Cruisers"", Warship International, 2022.
на русском
13 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 

последнее обновление: 02.11.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1877-1903
Leipzig
Блокшив "Leipzig".
Leipzig
"Leipzig" в сухом доке в 1885 году во время капитального ремонта.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в Вильгельмсхафене в 1880-х годах.
Leipzig
Блокшив "Leipzig".
Leipzig
Блокшив "Leipzig".
Leipzig
Блокшив "Leipzig".
Leipzig
"Leipzig" с эскадрой в Коринто, март 1878 г.
Leipzig
"Leipzig" в Занзибаре.
Leipzig
"Leipzig" в доке в Сингапуре.
Prinz Adalbert
Модель "Prinz Adalbert".
Prinz Adalbert
Модель "Prinz Adalbert".
Prinz Adalbert
Минная гавань в Киле, 1896. В левом верхнем углу плавказармы "Prinz Adalbert" и "Hansa"
Prinz Adalbert
Приборка на палубе "Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert"
Адальберт (Генрих-Вильгельм) — принц прусский, сын принца Вильгельма, младшего брата Фридриха-Вильгельма III; 1811-1873 гг. Принял деятельное участие в образовании немецкого флота, с 1854 г. адмирал; занялся лично составом службы персонала во вновь учрежденном прусском адмиралтействе и постройкой военной гавани в Яде. В 1861-1871 г. главнокомандующий всего прусского флота.

Битва при Седане — самая знаменитая битва Франко-прусской войны, произошедшая 1 сентября 1870 г. близ небольшого французского города Седан, окончилась решительной победой немцев. В плен был взят сам император Франции Наполеон III. Французская армия фактически лишилась вооруженных сил, а наспех созданное французское ополчение не могло представлять угрозы для прусских войск. Победа при Седане открыла прусским войскам дорогу на Париж.

Leipzig
За миноносцем виден корпус затонувшего блокшива "Leipzig".
Leipzig
Блокшив "Leipzig", 1895 г.
Leipzig
На батарейной палубе "Leipzig".
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке. Рисунок Зальцмана.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Leipzig
"Leipzig" после модернизации.
Leipzig
"Leipzig"
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в кругосветке.
Leipzig
"Leipzig" в шторм у берегов Бразилии
Leipzig
"Leipzig" в начале службы.

Битва под Лейпцигом (также Битва народов, нем. Völkerschlacht bei Leipzig, 16-19 октября 1813 года) - крупнейшее сражение в череде Наполеоновских войн и в мировой истории до Первой мировой войны, в котором император Наполеон I Бонапарт потерпел поражение от союзных армий России, Австрии, Пруссии и Швеции.

Битва произошла на территории Саксонии, с обеих сторон в ней участвовали немецкие войска. Сражение завершило кампанию 1813 года тем, что под властью Наполеона осталась одна только Франция, привело к вторжению в неё союзников в 1814 году и к первому отречению Наполеона от престола.

Leipzig
"Leipzig"
Следующая страница - германскиие "закрытые" корветы типа "Bismarck"
Предыдущая страница - прусский винтовой фрегат "Elisabeth"