ВходОглавлениеКрейсера → яхта-авизо "Hohenzollern (I)"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсное авизо - императорская яхта
(Kaiserjacht, Radaviso)

 Hohenzollern 


Германия, 1880 г. 1 ед. (проект 1874 г.)

 

*
Hohenzollern / Kaiseradler
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hohenzollern с 27.06.1892 Kaiseradler <Norddeutsche Schiffbau AG.> (с 1879 „Germania“), Киль, стр. № 72, Ersatz Grille 1875 императорская яхта, с 17.04.1893 авизо, 26.05.1909 исключена, в 1912 слом в Данциге.
5.07.1876
10.04.1880
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1707 т
полное 1962 т
регистровое 716 брт, 322 нрт
Размерения длина ВЛ 81,90 м
полная 90,65 м
ширина корпус 10,36 м
кожухи 17,7 м
осадка носом 4,24 м
кормой 4,66 м
высота борта на миделе 7,12 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2х12-лопастных гребных колеса Ø 8,23 м
1 МО 1 качающаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения "F. A. Eggels", Берлин.
2 КО 6 коробчатых ПК "F. A. Eggels" (22 топки, 2 атм, 1010 м²)
мощность проектная 3000 л.с.
паруса шхуна, 356 м².
Ходовые данные скорость проектная 15 уз.
на испытаниях 15,7 уз. при 3180 л. с.
запас топлива 190/220 т. угля
дальность плавания со скоростью 10 уз. 1870 миль
Экипаж 145 чел. (9 офицеров, 136 матросов), позже 154 чел. (9 офицеров, 145 матросов)
Дополнительные данные корпус 2-палубный железный корпус с деревянными палубами, набор по поперечной схеме, 6 отсеков.
электроснабжение 3 динамо-машины, Σ=31 кВт, 67 В
управление 1 руль
плавсредства 1 катер, 2 яла, 1 шлюпка, в разное время мог дополнительно брать 1 паровой катер и/или 2 паровых шлюпки
цена ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1884
2-125 мм/23 пушки [180 снарядов], 5400 м 2 - 87 мм/24 пушки [220 снарядов], 4700 м
5 - 37 мм револьверных пушек [2200 снарядов], 3200 м



 

 

В начале 1870-х годов возникла необходимость строительства новой государственной яхты для императора основанной в начале 1871 Германской империи. Используемое до сих пор как яхта авизо "Grille" из за незначительных размеров и недостаточной мореходности уже не было подходящим для представительских целей. Поэтому Кильской верфи "Norddeutsche Schiffbau AG." в 1874 был выдан заказ на проект новой яхты, а в следующем году также на её постройку. 5 июля 1876 корабль был готов к спуску. Он был крещён директором адмиралтейства, контр-адмиралом Людвигом Хенком, в честь основной династии прусских королей именем "Hohenzollern". Достройка корабля затянулась до весны 1880.

Мореходность "Hohenzollern" считалась хорошей, однако со всеми недостатками, присущими колёсному движителю. В свежую погоду корабль принимал на палубу большое количество воды, тем не менее, при этом мало терял в скорости.

Первоначально вооружение яхты состояло из 2 роскошно отделанных 125-мм нарезных орудий длиной в 23 калибра, подаренные Эссенской фирмой "Крупп". В 1884 они были заменены на 2 87-мм скорострельные пушки длиной в 24 калибра, которые обладали дальностью действия 4,7 км. Кроме того имелось 5х37-мм револьверных пушек.

Роскошные 125-мм орудия позже выставлялись в музее океанологии и в арсенале в Берлине (Георгенштрассе) и считаются пропавшими в 1945.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

"Hohenzollern" вступил в строй 10 апреля 1880 и сперва прошёл обычные испытания. После доводки на верфи с 12 по 20 мая, в середине июня яхта была готова к службе. Первое использование в качестве государственной яхты имело место с 22 по 28 июля, когда на борту находились наследный принц Фридрих и принц Вильгельм. Они наблюдали за маневрами флота, в том числе за постановкой минного заграждения и потоплением блокшива "Barbarossa" выстрелом торпеды с авизо "Zieten", а также присутствовали при спуске на воду броненосца "Baden". 29 сентября оба принца снова были на яхте, чтобы выйти навстречу возвращающемуся домой из кругосветного путешествия корвету "Prinz Adalbert". В этом почти двухгодичном кругосветном плавании в звании младшего лейтенанта-цур-зее принимал участие будущий гросс-адмирал принц Генрих Прусский. 11 ноября "Hohenzollern" был выведен из компании.

 

В 1881 году яхта активировалась лишь с 1 по 27 сентября. После заключения Союза Трёх Императоров в июне 1881 в Путцигер-Вик произошла встреча между русским царем Александром III и императором Вильгельмом I, а также Отто фон Бисмарком, которые находились на борту "Hohenzollern" 9 и 10 сентября. 17 сентября с яхты император наблюдал за маневрами флота. При этом он лично произвёл электрическое зажигание мины, взрывом которой был потоплен вёсельный канонерский шлюп. Так же был произведён выстрел торпеды с учебного корабля "Blücher" по блокшиву "Elbe".

 

До следующего использования "Hohenzollern" дело дошло только после вступления на престол Вильгельма II в 1888 году. Яхта была введена в эксплуатацию 5 июля с принцем Генрихом в качестве командира. 14 июля новый император на яхте в сопровождении броненосцев "Baden", "Bayern", "Deutschland" и "Friedrich der Große" начал посещение "балтийских" монархов: России, Швеции и Дании, с заходами в Санкт-Петербург, Стокгольм и Копенгаген. В конце месяца "Hohenzollern" вернулся в Киль. В сентябре приходящий в восторг от морского флота император наблюдал с яхты осенние маневры. 29 сентября корабль был выведен из кампании.

 

"Hohenzollern" снова был введён в эксплуатацию 28 мая 1889. С 1 по 27 июля яхта служила императору для похода на север до Нордкапа. Вскоре после этого Вильгельм посетил свою бабушку, британскую королеву Викторию, для этого он использовал корабль с 31 июля по 10 августа. В октябре и ноябре императорская чета на яхте предприняла поездку в Грецию, чтобы принять участие в свадьбе сестры Вильгельма, принцессы Софии Прусской. Также они посетили османского султана Абдульхамида II в Константинополе и австрийскую императрицу Елизавету на Корфу. После возвращения в Киль экипаж "Hohenzollern" был сокращён, тем не менее, корабль оставался на службе.

После того, как в апреле 1890 экипаж снова был пополнен до штатного состава, Вильгельм II в конце июня предпринял визит к норвежскому королю Оскару II и к королю Бельгии Леопольду II. 9 августа "Hohenzollern" доставил императора к острову Гельголанд, который в этот день был официально получен от Британии. Также в августе, произошла встреча Вильгельма с Александром III в Кронштадте. Встреча должна была препятствовать русско-французскому сближению, однако осталась в этом плане безрезультатной.

После участия в качестве наблюдателя в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, выявилась необходимость ремонта "Hohenzollern", и 16 декабря яхта была выведена из эксплуатации.

2 июня 1891 корабль снова был введён в эксплуатацию. Император использовал его для посещения королевы Эммы в Нидерландах, а также для второго похода до Нордкапа в Норвегии. С октября в течение зимы плавказармой для вновь сокращенного экипажа "Hohenzollern" служил бывший парусный учебный корабль "Niobe".

После того, как произошла следующая встреча Вильгельма II и Александра III, яхта с 25 июня находилась в Штеттине. Там через 2 дня был проведён спуск посыльного судна "St" - новой императорской яхты. Так как она тоже получила имя Hohenzollern, старый колесный пароход был переименован в "Kaiseradler" (императорский орел) в честь герба Империи. Спущенный на воду 2 февраля под этим именем колониальный крейсер был соответственно переименован в "Seeadler".

 

В июле корабль совершил поход до Тромсё в Норвегии. 27 июля "Kaiseradler" присутствовал при спуске броненосца "Heimdall" в Вильгельмсхафене, крещенного императором. В начале августа в Коусе (Британия) яхту Вильгельма посетила королева Виктория. С 25 сентября по 6 октября корабль снова посетил Англию, на этот раз с принцем Генрихом и его женой Ирэн на борту. 11 октября экипаж "Kaiseradler" был сокращён. Так как 8 апреля 1893 вступил в строй новый "Hohenzollern", использование "Kaiseradler" в качестве государственной яхты больше не являлось необходимым, поэтому 17 апреля 1893 корабль перечислили в авизо и 16 октября 1893 вывели из эксплуатации.

Летом 1895 "Kaiseradler" использовался в последний раз. Корабль был введён в эксплуатацию 1 июня и 21 июня участвовал в освящении канала Императора Вильгельма. Во время торжеств на борту находились несколько почетных гостей, в том числе саксонский король Альберт, вюртембергский король Вильгельм II, а также баварский принц-регент Луитпольд. 28 августа 1895 корабль окончательно вывели из эксплуатации.

В 1904 планировалось предоставить корабль в распоряжение кронпринца Вильгельма, не этот план не осуществили. Весной 1906 посыльное судно перевели в Данциг и в течение следующих лет оно стояло там на Императорской верфи. 26 мая 1909 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей. Он выставлялся на аукционы в ноябре 1909 и 1 августа 1910, однако, продажа не состоялась из за слишком большой цены. Также пытались его продать Данцигской верфи J. W. Klawitter и чилийскому пароходству, но потерпели неудачу. В конечном счете посыльное судно в конце июля 1912 перешло во владение торгового общества с ограниченной ответственностью для нужд армии, морского флота и тяжёлой промышленности (Handelsgesellschaft Fürstr Armee, Marine und Großbetriebe mbH) в Гестемюнде. Лопасти колес были переданы краеведческому музею в Фегезаке, движимость и прочий инвентарь продан бывшим офицерам корабля. Сам корабль был сдан на слом в Данциге в 1912.

10.04 - 11.11.1880 корветтен-капитан von Nostitz
1 - 27.09.1881 капитан-цур-зее
5.07 - 29.09.1888 корветтен-капитан Heinrich von Preußen
28.05 - 12.1889 капитан-цур-зее Volkmar von Arnim
12.1889 - 03.1890 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Alfred Breusing
04 - 09.1890 капитан-цур-зее Volkmar von Arnim
?.09 - 16.12.1890 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Truppel
2.06 - 09.1891 капитан-цур-зее Volkmar von Arnim
09.1891 - 04.1892 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Hermann Gercke
04 - 10.1892 капитан-цур-зее Volkmar von Arnim
10.892 - 10.1893 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Hermann Gercke
1.06 - 28.08.1895 корветтен-капитан Oscar Stiege

 

  

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 4.
3 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 5.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1909
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1880-1903
Hohenzollern
рисунок "Hohenzollern" на колоде игральных карт того времени.
Hohenzollern
"Hohenzollern", фрагмент рисунка.
Hohenzollern
"Hohenzollern", фрагмент рисунка.
Kaiseradler
"Kaiseradler" и новый "Hohenzollern"
Kaiseradler
"Kaiseradler"
Kaiseradler
"Kaiseradler" 20 июня 1895 г. в Кайзер-Вильгельм-канале.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern" в Спитхэде, 20 июля 1889 г.
Hohenzollern
"Hohenzollern" поле 1899.
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern"
Hohenzollern
"Hohenzollern", 1888 г.
Гогенцоллерны или Хоэнцоллерны (нем. Hohenzollern) — германская династия швабского происхождения, династия курфюрстов Бранденбурга, затем королей Пруссии, в период с 1871 по 1918 прусские короли из династии Гогенцоллернов были одновременно и кайзерами Германии.