Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосцы береговой обороны
(küstenpanzerschiffe, panzerschiffe IV classe)
типа

 Siegfried 


Германия, 1890-1896 гг. 8 ед. (проект 1885-1887-1889/1892 гг.)

Siegfried 

*
Siegfried
*
Beowulf
*
Frithyof
*
Hildebrand
*
Heimdall
*
Hagen
*
Odin
*
Ägir
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю модернизация примечания
I серия
1 Siegfried "Germania Werft", Киль. (броненосец "O", стр. № 44) 27.12.1888 1903 - 1904, "Kaiserische Werft", Данциг 1904-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, в 1916 г., разоружен, плавказарма, 17.06.1919 г. исключён, в 1920 г. сдан на слом. Для его замены построен линкор "Helgoland".
10.08.1889
29.04.1890
2 Beowulf "A.G. Weser" , Бремен. (броненосец "P", стр. № 100) нач.1890 1900 - 1902, "Kaiserische Werft", Данциг 1903-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, в 1916 г. разоружен, цель для ПЛ, в ноябре 1918 г. интернирован в Стокгольме, 17.06.1919 г. исключён, и в 1921 году - слом. Для его замены построен линкор "Thuringen".
8.11.1890
1.04.1892
3 Frithyof "A.G. Weser", Бремен. (броненосец "Q", стр. № 101) 15.02.1890 1902 - 1903, "Kaiserische Werft", Киль 1909-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, в 1916 г. разоружен, плавказарма в Данциге, 17.06.1919 исключён, в 1923 году перестроен в моторное фрахтовое судно. Разобран в 1930 году в Данциге. Для его замены построен линкор "Oldenburg".
21.07.1891
23.02.1893
4 Hildebrand "Kaiserische Werft", Киль. (броненосец "R", стр. № 20) 12.1890 1901 - 1902, "Kaiserische Werft", Данциг 1904-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, в 1916 году разоружен, одновременно плавказарма и опреснитель воды в Виндаве, исключён 17.06.1919 г. 21 декабря 1919 года разрушен штормом. Для его замены построен линкор "Kaiser".
6.08.1892
28.10.1893
5 Heimdall "Kaiserische Werft", Вильгельмсхафен. (броненосец "U", стр. № 14) 2.11.1891 1901 - 1902, "Kaiserische Werft", Киль 1902-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, в 1916 г. разоружен, плавказарма для подводников в Эмдене, исключён 17.06.1919 г. Слом в 1921 году. Для его замены построен линкор "Friedrich der Große".
27.07.1892
7.04.1894
6 Hagen "Kaiserische Werft", Киль. (броненосец "S", стр. № 21) 14.09.1891 1898 - 1900, "Kaiserische Werft", Киль 1904-1914 в резерве, в 1916 году разоружен, плавказарма. 17.06.1919 г. исключён и продан на слом. Для его замены построен линкор "Kaiserin".
21.10.1893
2.10.1894
II серия
7 Odin "Kaiserische Werft", Данциг (броненосец "V", стр. № ?) 15.04.1893 1901 - 1903, "Kaiserische Werft", Данциг 1904-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, с 1917 г. тендер (блокшив). 6.12.1919 г. исключён и продан на слом. В 1922 г. перестроен в моторное фрахтовое судно. Разобран в 1935 г. Для его замены построен линкор "Prinzregent Luitpold".
3.11.1894
22.02.1896
8 Ägir "Kaiserische Werft", Киль. (броненосец "T", стр. № 22) 28.11.1892 1903 - 1904, "Kaiserische Werft", Данциг 1909-1914 в резерве, с 1915 в береговой обороне, в 1916 году разоружен, в 1916-1918 гг. плавказарма. Исключён 17.06.1919 года и продан, перестроен в моторное фрахтовое судно. 18 декабря 1929 года сел на мель у голландского побережья. Для его замены построен линкор "König Albert".
3.04.1895
15.10.1896
ТТХ
  до модернизации после модернизации
I серия II серия I серия II серия
Водоизмещение нормальное 3500 т 3550 т. 4000 т 4100 т
полное 3741 т Odin : 3754 т
Ägir: 3750 т
Siegfried : 4237 т
Beowulf: 4320 т
Frithyof: 4367 т
Hildebrand: 4236 т
Heimdall: 4436 т
Hagen: 4247 т.
Odin: 4376 т
Ägir: 4292 т
регистровое 2070 брт, 1355 нрт ? 2477 брт, 1550 нрт ?
Размерения длина МП ? ? 81,4 м ?
КВЛ 76,4 м 76,4 м 84.8 м 84,8 м
полная 79 м 79,0 м 86,13 м 86,15 м
ширина КВЛ 14,9 м 15,2 м 14,9 м 15,4 м
осадка носом / кормой 5,51 / 5,74 м 5,61/5,47 м Siegfried: 5,45 / 5,47 м,
Beowulf : 5,42 / 5,64 м,
Frithyof: 5,59 / 5,59 м,
Hildebrand: 5,43 / 5,49 м,
Heimdall: 5,66 / 5,66 м,
Hagen: 5,47 / 5,45 м.
Odin: 5,59 / 5,49 м,
Ägir: 5,6 / 5,3 м
1 см осадки = 8,61 т. водоизмещения
высота борта 8,14 м 8,22 м 8,14 м 8,22 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта, Ø 3,5 м
2 МО 2 вертикальные ПМ тройного расширения (3 цил.)
2 КО 4 локомотивных ПК пролётного типа (8 топок, 12 атм., 915-1100 м²), на Hagen и Ägir 8 ПК Thornycroft (1500 м²) 8 водотрубных котлов (1216-1402 м²), (на Hagen и Ägir не меняли)
мощность проектная
4800 л.с.
Ходовые данные скорость проектная
15 уз.
на испытаниях Siegfried: 14,9 уз. при 5022 л.с, 141 об/мин Odin: 14,4уз. при 4650 л.с, 139 об/мин Siegfried: 15,3 уз. при 4724 л.с, 147 об/мин Odin:15,5 уз. при 5072 л.с, 146 об/мин,
Beowulf: 15,1 уз. при 4859 л.с, 144 об/мин Beowulf: 15,4 уз. при 5078 л.с, 145 об/мин
Frithyof: 15,0 уз. при 5250 л.с, 142 об/мин Frithyof: 15,1 уз. при 5023 л.с, 142 об/мин
Hildebrand: 14,8 уз. при 4608 л.с, 137 об/мин Ägir: 15,1 уз. при 5129 л.с, 139 об/мин Hildebrand: 15,3 уз. при 5338 л.с, 145 об/мин Ägir:  15,5 уз. при 5605 л.с, 143 об/мин
Heimdalll: 14,6 уз. при 4453 л.с, 133 об/мин Heimdall: 15,1 уз. при 5064 л.с, 141 об/мин
Hagen: 14,8 уз. при 4608 л.с, 136 об/мин. Hagen: 15,3 уз. при 5332 л.с, 143 об/мин
запас топлива 80-220 т угля и 220 (на Siegfried 236) т нефти 270-370 т угля 350-580 т угля и 100-500 т нефти (Siegfriedбез нефтяного питания) 480-580 т угля и 100 т нефти (нефть только в 1908-1909)
дальность плавания на 10 уз. 1490 миль 2200 миль 3400 миль 3000 миль
на 14 уз. 740 миль ? 1940 миль ?
Экипаж первоначально 276 чел. (20 оф.). На Hildebrand и Ägir (как на флагманах) + штаб 28 чел. (6 оф.)
после модернизации 307 чел. (20 оф.). На Hildebrand (как на флагмане) + штаб 43 чел. (9 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором, 8, позже 9 отсеков, двойное дно на 60% длины корпуса.
электроснабжение 3 динамо-машины, 29-36 кВт (после модернизации: 48-60 кВт), 67 В, на Ägir - 6 динамо-машин, 243-250 кВт), 120 В
управление один руль обыкновенного типа
кренящий момент 3600 мт
плавсредства 1 паровой катер, 1 вельбот, 2 катера, 1-2 гига, 1-2 яла и 1 (позднее 2) шлюпки
стоимость (в золотых марках) постройка модернизация
Siegfried: 4 млн 770 тыс,
Beowulf: 5 млн 288 тыс,
Frithyof: 5 млн 375 тыс,
Hildebrand: 5 млн 895 тыс,
Heimdall: 6 млн 110 тыс,
Hagen: 5 млн 921 тыс
Odin: 6 млн 539 тыс,
Ägir: 6 млн 645 тыс
Siegfried: 2 млн 321 тыс,
Beowulf : 1 млн 881 тыс
Frithyof: 2 млн 805 тыс, Hildebrand: 2 млн 55 тыс
Heimdall: 2 млн 639 тыс
Hagen: 2 млн 110 тыс.
Odin: 2 млн 170 тыс,
Ägir: 2 млн 280 тыс
БРОНИРОВАНИЕ
на тиковой подкладке I серия II серия
вся броня - "компаунд", только на Heimdall барбеты крупповские Heimdall и Hagen после модернизации - пояс, палуба, рубка - крупповские вся броня Круппа
бортовой пояс выше КВЛ: 180-240-180 мм на 330 мм подкладке,
ниже КВЛ: 100-140-100 мм на 290 мм подкладке
выше КВЛ: 180-240-180 мм на 290 мм подкладке,
ниже КВЛ: 140-140-100 мм на 290 мм подкладке
220 (выше КВЛ)-120 (ниже КВЛ) мм на 290 мм подкладке (от 12 до 51 шпангоута), в оконечностях - только коффердамы
барбеты 200 мм на 200 мм подкладке
колпаки барбетов 30 мм 70-50 мм
щиты СК 12 мм
палуба 30 мм 50 мм 70-50 мм
рубка 80/30 мм 160/30 мм 120/30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК: 280 кг
Siegfried I серия II серия все после модернизации
3-240 мм/35 (660 м/с, -4°+25°, 13000 м) [I серия: 204 снаряда, II серия: 174 снаряда]
6 - 88 мм/30 [1500 снарядов] 8 - 88 мм/30 [1500 снарядов] 10 - 88 мм/30 [2500 снарядов]
иногда - 6 пулемётов 6 - 37 мм револьверных пушек
4 - 8 мм пулемёта
1 - 60-мм десантная пушка
4 торпедных аппарата - 350 мм (1 кормовой надводный поворотный, 2 бортовых надводных, 1 носовой подводный), [10 торпед] 3 торпедных аппарата 450-мм (2 бортовых надводных поворотных и 1 носовой, [8 торпед] 3 торпедных аппарата 450-мм (один кормовой надводный поворотный и 2 бортовых подводных),  [8 торпед]
1 торпедный аппарат 350-мм (носовой подводный),  [3 торпеды]
*В 1916 г. все частично разоружены

Siegfried
Siegfried


 

Когда после берлинского конгресса 1878 года Россия отказалась продлить союзный договор с Германией и стала рассматривать её как возможного противника, морской министр Каприви, опасаясь нападения русского флота на немецкое побережье, решил усилить флот береговой обороны новыми кораблями. В конце 80-х годов вместо планирующихся 10 броненосных лодкок немцы заложили серию более крупных броненосцев береговой обороны из шести кораблей типа Siegfried, в начале 90-х дозаказав ещё два таких корабля. При водоизмещении 3500-3600 т они были вооружены тремя 240-мм орудиями и обладали высотой борта, достаточной для плаваний на Балтийском море. В их конструкции явно прослеживалось влияние французской школы, продержавшееся в германском судостроении до конца века. Корабли оказались вполне мореходными и хорошо управлялись, не теряли скорость на волнении. Из за своеобразного внешнего вида они получили прозвище "Meerschweinchen" - морские свиноматки.

В 1899 -1904 они были модернизированы. Как до, так и после модернизации, корабли первой шестерки в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам. Ägir и Odin, построенные последними, отличались от всей серии довольно серьёзно. Первые три имели только сталежелезную броню "Компаунд". На барбеты главного калибра Hildebrand, Hagen и Heimdall установили новую крупповскую броню. Ägir и Odin уже бронировались только сталью Круппа.

Уже в начале ХХ века корабли вывели в резерв. С началом 1-й мировой войны их вернули в боевой состав, но вскоре перевели в береговую оборону на Балтике. К концу войны они числились либо учебными кораблями, либо блокшивами. Интересно, что, по окончании войны два из них: Odin и Ägir были перестроены в грузовые теплоходы.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КОНСТРУКЦИЯ

СЛУЖБА ДО МОДЕРНИЗАЦИИ

Siegfried / Beowulf / Frithyof / Hildebrand / Heimdall / Hagen / Odin / Ägir

МОДЕРНИЗАЦИЯ

СЛУЖБА ПОСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ


Hagen / Beowulf / Hildebrand / Heimdall / Frithyof / Siegfried / Odin / Ägir

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Проект разрабатывался Имперским морским ведомством в 1885-1887 гг. с учётом опыта франко-прусской войны, дорабатывался до 1889 г. Вторая серия разработана в 1892 г. Корабли проектировались специально для защиты устьев германских рек и Кильского канала, а также для действий в Балтийском море. Их появление в составе германского флота произошло в тот период, когда обострились колебания во взглядах германского морского командования на крупные корабли в связи с появлением минного оружия.

Броненосцы имели стальной корпус с широкой подводной частью и плоским дном — это способствовало хорошей остойчивости. Имелось два боковых киля, образование кормы было острым, со срезом позади кормового орудия для увеличения сектора его обстрела.

Все корабли в незначительных деталях отличались друг от друга, но Ägir и Odin, построенные последними, отличались от первой серии довольно серьёзно.

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Корабли имели водоизмещение 3500 т нормальное, 3741 т полное (Ägir 3550/3574 т), длину 76,4 м по конструктивной ватерлинии, 79 м наибольшую, ширина 14.9 м по конструктивной ватерлинии, у Ägir и Odin 15,4 м, осадка 5,51 м носом, 5,74 м кормой (Ägir и Odin 5,61/5,47 м), высота борта 10,23 м на миделе (Ägir и Odin 10,25 м). Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 8,61 т на первой серии и 8,63 т - на второй.

Они имели сталежелезную броню "Компаунд" на тиковой подкладке. На Ägir и Odin, а также на броневые башни главного калибра на Hildebrand, Hagen и Heimdall установили крупповскую броню, также уложенную на тиковую подкладку. До модернизации пояс по ватерлинии имел высоту 2,115 м и возвышался над водой на 1,4 м. Все плиты крепились на 290-300-мм тиковую подушку. У Ägir и Odin от 12 до 51-го шпангоута пояс имел толщину 220/120 мм, от ахтерштевня до 12 шпангоута и от 51 шпангоута до форштевня брони не было.

Броневая палуба защищалась 30-35 мм (на Ägir и Odin 30 мм) листами. Барбеты главного калибра и башни имели 200-мм (на тиковой 200-мм подушке) плиты, купола башен 30 мм, артиллерийские щиты 12 мм, рубки: носовая 30-80 мм (на Ägir и Odin 30-120 мм). По бортам проходили пробковые коффердамы.

Броненосцы были снабжены тремя вертикальными паровыми машинами тройного расширения и имели по 4 локомотивных котла пролётного типа (8 топок, 12 атм., 915-1100 м²). После модернизации на них установили по 8 водотрубных котлов системы "Марине-Шульц (1216-1402 м²). На Hagen и Ägir устанавливались котлы системы Торникрофта, изготовленные заводом "Oderwerke" в Штеттине (1500 м²). Корабли имели по два машинных, два котельных отделения, две дымовых трубы (на Odin всегда стояла одна труба), один руль обыкновенного типа и по два трёхлопастных винта системы Гирша-Гриффитса. Проектная мощность должна была составить 4800 индикаторных л.с., скорость 15 узлов. До и после модернизации броненосцы имели скорость хода в пределах от 14,4 до 15,5 узлов.

Запас топлива составлял 220 тонн угля и 220 т нефти, после модернизации: 350-580 т угля и 100-500 т нефти (Odin и Ägir 270-370 т угля, после модернизации 480-580 т угля и 100-500 т нефти). Дальность плавания составляла 1490 миль 10-узловым ходом и 740 миль полным, 14-узловым (после модернизации 3400 миль 10-узловым и 1940 миль 14-узловым). У Ägir и Odin дальность плавания равнялась 2200 миль 10-узловым ходом и 1490 миль 14-узловым.

Электроэнергией корабль обеспечивали 3 динамо-машины мощностью 29-36 кВт, напряжением 67 В. Позже мощность повысили до 48-60 КВт. Броненосец Ägir имел 6 динамо-машин мощностью 243 кВт и напряжением 120 В. Позднее мощность повысили до 250 кВт. Этот броненосец из-за наличия большого, по тем временам, количества вспомогательных механизмов получил у моряков прозвище "Электрическая Анна" (Elektrische Anna).

На кораблях было установлено следующее вооружение:

3 240-мм орудия весом по 13 т в башенных установках с боезапасом 204, по 68 на орудие (позднее увеличен до 225) снарядов образца 1895 г. по 140 кг (1300 м, 2 выстрела в минуту). На последних двух боезапас составлял 174 снаряда - по 58 на орудие.

8 88-мм орудий весом по 6,89 т в имели общий боезапас в 1500 снарядов по 10 кг (590 м/с, 15 выстрелов в минуту) . На Siegfried до модернизации стояло только 6 88-мм пушек. На последних двух боезапас составлял 2000 снарядов, после модернизации и на остальных он был доведён до этой цифры.

После модернизации все броненосцы имели по 10 88-мм орудий, 6 37-мм револьверных пушек, 4 8-мм пулемёта и 1 60-мм десантную пушку. Для вооружения десантной роты на кораблях имелось 118-146 винтовок и 10 револьверов.

Минное вооружение состояло из 4 350-мм торпедных аппаратов (1 кормовой надводный поворотный, 2 бортовых надводных поворотных, 1 носовой подводный) с запасом из 8 торпед. На броненосцах Ägir и Odin установили 3 450-мм торпедных аппарата (2 бортовых поворотных и 1 носовой) с боезапасом из 8 торпед. После модернизации на всех кораблях стояло по 3 450-мм торпедных аппарата (один кормовой поворотный и 2 бортовых) и 1 350-мм (носовой). Боезапас торпед соответственно составил соответственно 8 и 3 торпеды.

Корабли имели по 2 боевых прожектора.

Экипаж включал 20 офицеров и 256 матросов. На Hildebrand и Ägir (как флагманских кораблях) добавлялось ещё по 6 офицеров и 22 матроса.

Шлюпочное вооружение включало 1 паровой катер, 1 вельбот, 2 катера, 1-2 гига, 1-2 яла и 1 (позднее 2) двухвесельный ял.

Корабли имели хорошую мореходность, спокойную качку, но сильно теряли скорость на волнении и сносились ветром. В штормовую погоду вынуждены были ложиться в дрейф. Броненосцы очень хорошо маневрировали и удерживали курс. После модернизации их мореходные и манёвренные качества улучшились.

 

Схемы окраски

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета

 

 

За характерную форму куполов барбетов и их расположению в носовой части, в народе получили прозвища "морские самки" (meerweibchen) и "морские свиноматки" (meerschweinchen).

 Корабли в незначительной степени отличались друг от друга:

Siegfried имел только 6 - 88 мм орудий и соответственно - по 2 спонсона на борт. Он имел простую фок-мачту без марсов и широкий мостик, сперва без прожекторной площадки.

Остальные корабли I серии имели по 3 спонсона на борт и характерную прожекторную площадку над мостиком. Фок-мачта была такой-же.

Hildebrand отличался якорями Инглефильда в клюзах (вместо адмиралтейских в нишах на палубе).

Odin отличался от предыдущих существенно: он имел фок-мачту с двумя большими марсами, высокую трубу (42 м), на нём отсутствовали спонсоны для 88-мм орудий, вместо раструбов дефлекторов были установлены воздушные шахты, отсутствовала компасная площадка перед грот-мачтой, якоря находились в клюзах.

Ägir был аналогичен, но имел две трубы. Вместо шлюпбалок он имел большие краны у кормового мостика, опять была компасная площадка перед грот-мачтой.

С 1890 по 1897 гг. корабли несли противоминные сети.

 

СЛУЖБА ДО МОДЕРНИЗАЦИИ

 

Siegfried

 

Корабль имел характерный отличительный признак - отсутствовали кормовые спонсоны.

Заложен 27 декабря 1888 г., на год раньше двух последующих, на верфи " Germania Werft" в Киле под строительным номером 44, как броненосец "O". 10 августа 1889 г. был спущен на воду и получил имя "Siegfried".

29 апреля 1890 г. корабль был принят в казну и начал флотские испытания и обучение, а к концу года вступил в строй и вошёл в состав практической эскадры. Затем служил в Резервной дивизии Северного моря (которая с 1896 г. на время учений становилась 2-й эскадрой). В 1897 г. корабль принимал участие в ежегодных манёврах флота, в 1898 г. был выведен в резерв, но в 1899 снова вошёл в состав 2-й эскадры и участвовал во всех ежегодных учениях флота до 1903 г., когда был отправлен на модернизацию.

 

Siegfried  Siegfried  Siegfried  Siegfried

 

 

Beowulf

 

Корабль внешне идентичен "Heimdall", "Frithyof" и "Hagen", они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах.

Заложен в начале 1890 г., на верфи "A.G. Weser" в Бремене под строительным номером 100, как броненосец "P". 8 ноября 1890 г. был спущен на воду и получил имя "Beowulf".

1 апреля 1892 г. корабль был принят в казну, в апреле-мае проходил флотские испытания и обучение, а 19 июня 1892 г. окончательно вступил в строй и вошёл в состав Практической эскадры (Manövergeschwader).

С 30 июля по 8 августа 1892 г. эскортировал императорскую яхту "Kaiseradler" во время рейса в Коус (Англия), осенью участвовал в первых осенних манёврах флота, а в 1893 г. вошёл в состав 2-й дивизии.

 В 1894 г. броненосец использовался как учебный корабль в октябре-ноябре он участвовал в осенних манёврах флота 1894. Его постоянно преследовали проблемы с силовой установкой и со 2 октября 1894 по 1 августа 1895 г. на корабле был произведён серьёзный ремонт котлов, после чего он совершил два похода по Балтике.

В 1896 г.  корабль вошёл в состав резервной дивизии (во время учений включался во 2-ю эскадру). После последовавших осенних манёвров, 13 октября 1896 был серьёзно повреждён в результате очередной аварии силовой установки, и до 3 августа 1897 г. находился на ремонте в Киле и Вильгельмсхафене.

По окончании ремонта принял участие в осенних манёврах 1897 г., но в их ходе, 13 сентября снова произошла серьёзная авария в машине. Ремонт в Вильгельмсхафене продолжался до 1 октября.

В 1898 г. броненосец нанёс визиты в Норвегию (31 мая -11 июня в Мёлде) и в Британию (12-19 ноября в Грейвсенд), после чего был выведен в резерв, а 15 мая 1900 г. поставлен на модернизацию.

 

04.1892 - 09.1892 капитан-цур-зее Prinz Heinrich von Preußen
09.1892 - 12.1892 корветтен-капитан von Kies
12.1892 - 09.1893 корветтен-капитан von Eickstedt
09.1893 - 01.1894 капитан-лейтенант Hoepner
02.1894 - 10.1894 корветтен-капитан /
капитан-цур-зее
Gruner
08.1895 - 09.1895 корветтен-капитан Ascher
09.1895 - 09.1896 корветтен-капитан Holzhauer
09.1896 - 11.1896 корветтен-капитан von Heeringen
08.1897 - 10.1897 корветтен-капитан von Dassel
10.1897 - 07.1898 корветтен-капитан Emsmann
07.1898 - 09.1898 корветтен-капитан Kindt
09.1898 - 11.1898 корветтен-капитан Emsmann
11.1898 - 03.1900 корветтен-капитан Lilie

 

Beowulf  Beowulf  Beowulf  Beowulf  Beowulf  Beowulf

 

 

 

Frithyof

 

Корабль внешне идентичен "Beowulf", "Heimdall" и "Hagen". Они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах.

Заложен вскоре после "Beowulf", 15 февраля 1890 г., на той же верфи "A.G. Weser" в Бремене под строительным номером 101, как броненосец "Q". 21 июля 1891 г. был спущен на воду и получил имя "Frithyof".

В ноябре 1891 г. начались заводские испытания, но лишь 23 февраля 1893 г. корабль был принят в казну и начал флотские испытания и обучение. Окончательно вступил в строй 1 октября 1893 г. и вошёл в состав Резервной дивизии Северного моря. В апреле 1894 он участвовал в весенних манёврах флота, в августе-сентябре - в осенних манёврах 1894 г., и далее до 1898 г. ежегодно участвовал в весенних и зимних манёврах флота.

В 1899 корабль нанёс визит в Данию, а затем вошёл в состав 2-й эскадры. После осенних манёвров 1900 г., в сентябре он стал на модернизацию.

02.1893 - 02.1894 корветтен-капитан Gruner
02.1894 - 04.1894 капитан-лейтенант Bruch
04.1894 - 05.1894 корветтен-капитан Thiele
05.1894 - 06.1894 капитан-лейтенант Oelrichs
06.1894 - 07.1894 корветтен-капитан da Fonseca-Wollheim
07.1894 - 09.1894 корветтен-капитан Thiele
09.1894 - 02.1895 капитан-лейтенант Bruch
03.1895 - 07.1895 корветтен-капитан Müller
07.1895 капитан-лейтенант Bruch
08.1895 - 09.1895 корветтен-капитан Oelrichs
08.1896 - 09.1896 корветтен-капитан Derzewski
11.1896 - 09.1897 корветтен-капитан von Heeringen
10.1897 - 10.1898 корветтен-капитан Ehrlich
10.1898 - 09.1899 корветтен-капитан Kalau vom Hofe
10.1899 - 09.1900 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Giledemeister

 

Frithyof  Frithyof  Frithyof  Frithyof  Frithyof  Frithyof

 

 

 

Hildebrand

 

Характерное отличие от других кораблей I серии - якоря в клюзах.

Заложен в декабре 1890 г. на верфи "Kaiserische Werft" в Киле под строительным номером 20, как броненосец "R". 6 августа 1892 г. был спущен на воду и получил имя "Hildebrand".

Начал испытания 28 октября 1893 г., но из-за проблем с котлами они были прерваны и корабль отправлен в ремонт. После ремонта, с 13 декабря 1893 г. использовался как брандвахта в Киле.

Только 1 августа 1894 г. броненосец наконец вошёл в строй, через 3 дня был зачислен в состав Резервной дивизии Северного моря и участвовал в осенних манёврах флота 1894 г. После них с 22 сентября по 24 октября корабль проходил испытания на Балтике, а 27 октября присоединился к своей дивизии в Вильгельмсхафене.

После участия в осенних манёврах флота с 19 августа по 15 сентября 1895 г., 27 сентября броненосец был выведен в резерв, но ежегодно временно вводился в строй для участия в осенних манёврах (август - 15 сентября 1896 г., 3 августа - 21 сентября 1897 г., 1 августа - 22 сентября 1898 г.)

В 1899 г. его ввели в строй раньше - 26 марта, после чего, в мае он нанёс визит в Норвегию. После участия в очередных осенних манёврах флота (15 августа - 15 сентября 1899 г.), 2 октября 1899 г. корабль стал на модернизацию в Данциге.

 

Hildebrand  Hildebrand  Hildebrand  Hildebrand

 

 

 

Heimdall

 

Внешне идентичен "Beowulf", "Frithyof" и "Hagen". Они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах.

Заложен 2 ноября 1891 г. на верфи "Kaiserische Werft" в Вильгельмсхафене под строительным номером 14, как броненосец "U". 27 июля 1892 г. был спущен на воду и получил имя "Heimdall".

7 апреля 1894 г. корабль был принят в казну и вышел на флотские испытания, в ходе которых выявились некоторые проблемы с котлами, вызвавшие необходимость ремонта. Окончательно вступил в строй 15 декабря 1894 г.

В апреле - июне 1895 провёл учения на Балтике, после чего 5 июля 1895 г. из за некомплекта опытного экипажа был выведен в резерв, где находился два года.

8 августа 1897 г. был возвращён в строй для участия в осенних манёврах, но в их ходе, 8 сентября, после аварии силовой установки у побережья Дании был послан на ремонт в Киль, таким образом вышел из строя ещё на год.

26 июля 1898 г. вошёл в строй после ремонта. По окончании осенних манёвров флота, 29 сентября 1898 г. выведен в резерв.

 24 октября 1900 г. вновь возвращён в строй для  участия в осенних манёврах флота, по их окончании 29 сентября 1900 г. стал на модернизацию.

04.1894 - 06.1894 корветтен-капитан Ehrlich
11.1894 - 12.1894 капитан-цур-зее Lavaud
12.1894 - 04.1895 капитан-лейтенант Henkel
04.1895 - 05.1895 лейтенант-цур-зее Schaumann
05.1895 - 07.1895 корветтен-капитан Goetz
08.1897 - 09.1897 корветтен-капитан Truppel
07.1898 - 09.1898 корветтен-капитан Lilie
07.1900 - 09.1900 корветтен-капитан von Schimmelmann

Heimdall  Heimdall  Heimdall  Heimdall  Heimdall

 

 

 

Hagen

Внешне идентичен "Beowulf", "Heimdall" и "Frithyof". Они отличались только носовым украшением и, после 1896 г., марками на трубах.

Заложен 14 сентября 1891 г. на верфи "Kaiserische Werft" в Киле под строительным номером 21, как броненосец "S". 21 октября 1893 г. был спущен на воду и получил имя "Hagen".

2 октября 1894 г. корабль был принят в казну, и пройдя флотские испытания и обучение, 28 ноября 1894 г. окончательно вошёл в строй. 29 июня - 19 августа 1895 г. он входил в состав корабельной группы, посланной в Марокко (10 июля прибыл в Танжер), которая должна была обеспечить выполнение требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов. Чтобы принудить марокканское правительство к наказанию убийц было необходимо "показать себя морской державой". В этой акции наряду с "Hagen" участвовали также крейсер "Kaiserin Augusta", фрегат "Stosch" и корвет "Mary".

По возвращении домой корабль стал брандвахтой в Киле, но на время осенних учений в сентябре 1896 и 1897 гг. временно включался в соединение разведывательных кораблей.

29 сентября 1898 г. он был выведен в резерв, а в мае 1899 г. первым был отправлен на модернизацию.

10.1892 - 09.1895 корветтен-капитан Rosendahl
09.1895 - 05.1896 корветтен-капитан von Arend
05.1896 - 09.1896 корветтен-капитан Goetz
09.1896 - 07.1898 корветтен-капитан von Usedom
07.1898 - 08.1898 капитан-лейтенант Goette
08.1898 - 09.1898 корветтен-капитан Walther

 

Hagen  Hagen  Hagen  Hagen

 

 

 

Odin

 

Корабль отличался от предыдущих существенно: имел фок-мачту с двумя большими марсами, высокую трубу (42 м), отсутствовали спонсоны для 88-мм орудий, вместо раструбов дефлекторов были установлены воздушные шахты, отсутствовала компасная площадка перед грот-мачтой, якоря находились в клюзах.

Заложен 15 апреля 1893 г. на верфи "Kaiserische Werft" в Данциге, как броненосец "V". 3 ноября 1894 г. был спущен на воду и получил имя "Odin".

22 февраля 1896 корабль был принят в казну, начал флотские испытания и обучение, к концу года окончательно вступил в строй и вошёл в состав Резервной дивизии Северного моря. С 1897 г. он участвовал в манёврах флота, с 1898 г. в составе 2-й эскадры. После осенних учений 1901 г. был поставлен на модернизацию.

Odin  Odin  Odin  Odin  Odin  Odin

 

 

 

Ägir

 

Корабль в целом был аналогичен "Odin", но имел две трубы, большие кран-балки и компасную площадку перед грот-мачтой.

Заложен 28 ноября 1892 г. на верфи "Kaiserische Werft" в Киле под строительным номером 22, как броненосец "T". 3 апреля 1895 г. был спущен на воду и получил имя "Ägir".

15 октября 1896 г. корабль был принят в казну, окончательно вошёл в строй осенью 1897 г. и 29 сентября был включен в состав резервной дивизии (2-й эскадры), участвовал в ежегодных манёврах флота и заграничных походах: осень 1898 г. - осенние манёвры флота, декабрь 1898 г. - визит в Копенгаген, апрель - май 1899 г. - поход в Англию и Португалию, лето-осень 1899 г. - осенние манёвры флота, в ходе которых 28 августа столкнулся с британским пароходом "Aberfloyle" и получил пробоину по правому борту.

По окончании осенних манёвров 1900 г., 25 сентября был выведен в резерв, но в следующем году был возвращён в состав действующей Резервной дивизии.

В 1902 г. в апреле провёл торпедные учения, а в июне нанёс визит в Норвегию, по возвращении из которого, 30 июня был выведен в резерв, а в феврале 1903 г. поставлен на модернизацию в Данциге.

10.1896 - 04.1897 корветтен-капитан Wallmann
07.1897 - 08.1897 корветтен-капитан Truppel
08.1897 - 09.1897 капитан-лейтенант Paech
09.1897 - 05.1898 корветтен-капитан Rollmann
05.1898 корветтен-капитан Gercke
05.1898 - 10.1898 корветтен-капитан Rollmann
10.1898 - 07.1899 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Pohl
07.1899 - 09.1900 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Bachem
07.1901 - 09.1901 корветтен-капитан Gerdes
09.1901 - 05.1902 корветтен-капитан von Witzleben
05.1902 - 06.1902 корветтен-капитан von Dassel
06.1902 корветтен-капитан von Witzleben

 

Ägir  Ägir  Ägir  Ägir

 

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Вскоре после постройки (после 5-7 лет активной службы) на рубеже XIX-XX вв. все броненосцы подверглись капитальной модернизации, изменившей их внешний облик.

Первым в 1899 году, в виде опыта, удлинили Hagen с одновременной модернизацией корабля. Работы закончились в 1900 г. и были признаны вполне удачными. В 1902 г. закончили модернизацию Beowulf, Hildebrand и Heimdall, в 1903 - Frithyof и Odin, а в 1904 - Siegfried и Ägir.

 Работы проводились на казённых предприятиях "Kaiserliche Werft", но в разных городах — Киле и Данциге.

 После модернизации длина составила 81,4 м между перпендикулярами, 84.8 м по конструктивной ватерлинии, 86,13 м наибольшая.

После модернизации изменилось и бронирование кораблей. Пояс по ватерлинии высотой 2,1 м и возвышавшийся, по-прежнему, на 1,4 м над ватерлинией от ахтерштевня до 5 шпангоута имел толщину брони от 180 до 240 мм. Все плиты укладывались на тик толщиною 100-290 мм. Барбеты и башни главного калибра имели плиты 200 мм (на тиковой подушке в 200 мм), амбразуры башен главного калибра 50 мм, купола башен 30 мм (Ägir и Odin 50 мм). Пробковые коффердамы сохранили.

Как до, так и после модернизации, корабли в незначительной степени отличались друг от друга. Это относилось и к их внешнему виду, и к боевым и техническим характеристикам. Внешне, однако, они стали выглядеть более одинаково. Основным отличием была высота труб, которые на Hagen и Frithyof и, по некоторым данным, на Heimdall были ниже на 1,2 м. На большинстве якоря размещались в клюзах, но на Beowulf и Frithyof их оставили в нишах на палубе. Hagen, модернизированный первым, имел открытые носовые спонсоны, все остальные - закрытые, а два корабля второй сериитак и остались без спонсонов. Ägir сохранилсвои отличительные кран-балки.

В 1914 на всех кораблях сняли массивные круглые нижние марсы, заменив на "вороньи гнезда" на фор-стеньге.

 

 

СЛУЖБА ПОСЛЕ МОДЕРНИЗАЦИИ


Ägir, Frithyof и Hagen после модернизации

 

 

 

 

Hagen

 

Основные внешнее отличия: открытые носовые спонсоны 88-мм АУ, а также - короткие трубы, якоря в клюзах.

2 октября 1900 г. вышел на испытания после модернизации и 12 декабря вошёл в строй, был включен в состав 2-й эскадры. 31 января 1901 г. был послан к острову Райт для участия в мемориальном параде памяти королевы Виктории.

Участвовал в манёврах флота 1901, 1902 и 1903 гг. 8-30 июля 1903 прошёл ремонт в Данциге. После осенних манёвров 1903 г., 17 сентября был выведен в вооружённый резерв. Только с 22 июля по 15 сентября 1909 г. он выводился для участия в осенних манёврах, всё остальное время до начала войны в море не выходил.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря и до августа 1915 г. он нёс патрульную службу в Северном море, 1 сентября 1915 перечислен в береговую оборону на Балтике и выведен в резерв.

10.1900 - 05.1901 корветтен-капитан Paschen
05.1901 - 06.1901 корветтен-капитан Gerdes
06.1901 - 09.1901 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Paschen
09.1901 - 09.1902 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Dick
09.1902 - 07.1903 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
von Dassel
07.1903 - 09.1903 фрегаттен-капитан Weber
07.1909 - 09.1909 фрегаттен-капитан Marks
08.1914 - 11.1914 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее von
Klizing
11.1914 - 09.1915 фрегаттен-капитан Kurtz

 

HagenВ 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен и использовался как плавказарма при учебных центрах, базируясь поочерёдно на Свинемюнде, Либаву, Данциг и Варнемюнде. 17 июня 1919 года корабль был исключён и продан на слом фирме "Norddeutsche Tiefganges" (Берлин).

 

Hagen  Hagen  Hagen  Hagen

 

 

Beowulf

 

Основные внешнее отличия: якоря в нишах на полубаке, высокие трубы.

1 июля 1902 г. вошёл в строй после модернизации, в состав 2-й эскадры. После осенних манёвров 1902 г., 25 сентября корабль был выведен в вооружённый резерв, но ещё дважды вводился в строй: с 8 июля 1903 по 23 сентября 1904 г. и для участия в манёврах в июле - сентябре 1909 г.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря и до мая 1915 г. он нёс патрульную службу в Северном море, 4 мая 1915 переведён на Балтику, с мая по июль провёл несколько обстрелов балтийского побережья, после чего с 12 июля по 8 сентября 1915 прошёл ремонт.

По окончании ремонта вернулся в береговую оборону Северного моря, где оставался полтора года, пока не был выведен в резерв 12 марта 1917 г., разоружен и в дальнейшем служил в качестве учебной цели для подводных лодок.

С декабря 1917 по март 1918 г.  использовался как ледокол на Балтике, с 27 мая по 24 июля 1918 г. прошёл ремонт и служил на Балтике до конца войны.

07.1902 - 09.1902 корветтен-капитан Paschen
07.1903 - 09.1903 корветтен-капитан von Dassel
09.1903 - 09.1904 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
von Holleben
07.1909 - 09.1909 капитан-цур-зее барон von Dalwigk
08.1914 - 03.1916 фрегаттен-капитан Ebert
03.1916 - 03.1917 капитан-лейтенант Strauch (и.о.)
12.1917 - 07.1918 капитан-лейтенант Wilde (сокр. эк.)
07.1918 - 11.1918 корветтен-капитан Schulze-Jena

30 ноября 1918 г. интернирован в Стокгольме, 17 июня 1919 г. исключён из списков флота и продан на слом фирме "Norddeutsche Tieefbauges" (Берлин). В 1921 году разобран в Данциге.

 

Beowulf   Beowulf  Beowulf  Beowulf  Beowulf

 

 

 

Hildebrand

 

Основные внешнее отличия: якоря в клюзах, высокие трубы, как у "Siegfried". От последнего можно отличить лишь по носовому украшению, или по наличию адмиральского флага - только "Hildebrand" из всех броненосцев I серии использовался как флагманский корабль.

1 июля 1902 г. вернулся в строй после модернизации, и с 30 июля использовался как флагман 2-й эскадры. В 1902 г. участвовал в осенних манёврах. 17 августа - 18 сентября и затем до конца года оперировал на Балтике. 30 августа - 12 сентября 1903 г. участвовал в манёврах флота, а с 22 сентября стал флагманом вновь сформированной II эскадры. В июле - августе 1904 г. принял участие в осенних манёврах флота, а 23 сентября был выведен в резерв в Данциге.

Летом 1909 г. временно вводился в строй для участия в манёврах флота в составе 3-й эскадры, 15 сентября снова выведен в резерв в Данциге.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря. 21 августа он был послан в Киль и до августа 1915 г. проводил прибрежные операции в Германской Бухте. 28 сентября 1914 г. помогал снять с мели "Hagen", 2-3 ноября 1914 г. находился в готовности к участию в операции флота у Ярмута и Лоустофта, 9 декабря 1914 г. при попытке помочь "Answald", сел на мель и смог с неё сойти только на следующий день, после чего с 12 декабря находился на ремонте в Вильгельмсхафене до 6 апреля 1915 г.

С августа 1915 стоял в Вильгельмсхафене, 11 января 1916 г. отправлен в Киль, где 16 января был выведен из активной боевой службы, разоружен и в дальнейшем использовался одновременно как плавказарма и опреснитель воды в Либаве и Виндаве.

17 июня 1919 г. исключён из списков и продан в Голландию на слом. 21 декабря 1919 года, во время буксировки к месту разборки, сел на мель у Шевенингена (голландское побережье) и разрушен последовавшим штормом. Обломки корабля в 1933 году были частично взорваны и разобраны.

 

 

 

Heimdall

 

Основные внешнее отличия: якоря в клюзах, насчёт высоты труб данные противоречивые, если длинные - его легко спутать с "Siegfried" и "Hildebrand".

Летом 1902 г. закончил модернизацию, но сразу же был зачислен в резерв, где простоял до начала войны. только дважды временно вводился в строй для участия в осенних учениях: в июле-сентябре 1902 и в июле-сентябре 1903 г.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, 19 сентября начал патрульную службу в Германской бухте, в ходе которой 23 декабря столкнулся с линкором "Kaiserin".

С сентября 1915 г. использовался как мишень.

07.1902 - 09.1902 корветтен-капитан von Dassel
07.1903 - 09.1903 корветтен-капитан Schlieper
07.1909 - 09.1909 фрегаттен-капитан Hollweg
08.1914 - 09.1915 капитан-цур-зее Bartels
09.1915 корветтен-капитан Boland
09.1915 - 03.1916 капитан-цур-зее Ewers

2 марта 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен и использовался как плавказарма для подводников и береговой флотилии Эмса, находился в Эмдене.

17 июня 1919 г. исключён. Планировалась перестройка корабля в спасательное судно - плавкран. Разобран в Ронебеке в 1921 году.

 

 

Frithyof

 

Основные внешнее отличия: якоря в на палубе полубака, низкие трубы, в отличие от "Hagen" - закрытые носовые спонсоны.

29 сентября 1903 г. вступил в строй после модернизации и вошёл в состав 2-й эскадры, в 1904 г. совершил поход на Шетландские острова.

С 1905 г. в соединении учебных и опытовых кораблей. В мае - июне - учёба на Балтике, осенью - участие в манёврах флота.

В 1907 участвовал в манёврах в Данцигской бухте и в осенних манёврах флота, в ходе которых 27 ноября протаранил крейсер "Nymphe".

30 марта - 29 апреля 1909 г. входил в соединение учебных и опытных кораблей (броненосцы "Kurfürst Friedrich Wilhelm", "Württemberg", "Frithyof", "Ägir", крейсера "Prinz Adalbert", "München", три флотилии миноносцев). 15 сентября 1909 г. выведен в резерв и оставался в нём до начала войны.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, 14 сентября перешёл в Северное море и до 1916 г. использовался для патрульной службы в устье реки Эмс.

09.1903 - 10.1904 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Recke
10.1904 - 09.1905 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Bossart
09.1905 - 05.1906 корветтен-капитан Witschel
05.1906 - 10.1907 корветтен-капитан von Jachmann
10.1907 - 09.1908 корветтен-капитан Hollweg
09.1908 - 09.1909 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Bertram
08.1914 - 10.1915 фрегаттен-капитан von Lessel
10.1915 - 11.1915 корветтен-капитан Samuelson
11.1915 - 01.1916 капитан-цур-зее Fischer

 

5 января 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен и использовался как плавказарма в Данциге.

17 июня 1919 г. исключён, в 1923 году перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи "De Werke" в Рюстингене для судоходной компании Арнольда Бернштейна Bernstein Company в Гамбурге (сняты все пушки и броня, паровые машины заменены на дизели с подводных лодок). Разобран в 1930 году в Данциге.

 

 

Siegfried

 

Основные внешнее отличия: якоря в клюзах, высокие трубы, как у "Hildebrand". От последнего можно отличить лишь по носовому украшению, или, отчасти, по отсутствию адмиральского флага - только "Hildebrand" из всех броненосцев I серии использовался как флагманский корабль.

По окончании модернизации в 1904 г. сразу зачислен в вооружённый резерв, где простоял до войны.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, с 1915 года в береговой обороне на Балтике.

В 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен, находился в Виндаве, затем, в качестве плавказармы в Вильгельмсхафене.

Исключён из состава флота 17 июня 1919 г. Планировалось переделать "Siegfried" в спасательное судно - плавучий кран, но вскоре он был продан фирме "Н. Peters" в Вевельсфлете за 425 тыс. марок. Разобрали его в 1920 г. у Северного мола в Киле.

 

 

 

 

Odin

 

Основные внешнее отличия: как и на "Ägir", якоря в клюзах, высокие трубы, отсутствовали спонсоны и кормовые 88-мм АУ в закрытых установках. От последнего отличался отсутствием кран-балок.

В конце 1904 г. вошёл в строй после модернизации, и сразу же был зачислен в вооружённый резерв. Во время осенних манёвров 1909 г. временно вводился в строй.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, с 1915 года в береговой обороне на Балтике.

В 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен. С 1917 года использовался как тендер (блокшив) в Вильгельмсхафене.

6 декабря 1919 г. исключён и продан на слом фирме "F.A. Bernstein" (Гамбург). В 1922 году перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи "Dе Wercke" (Рюстинеген) для фирмы Bernstein Company в Гамбурге. Разобран в 1935 г.

 

 

 

 

Ägir

 

10 октября 1904 г. вошёл в строй после модернизации, и до марта 1905 г. проходил испытания и обучение. с 1905 г. в соединении учебных и опытовых кораблей. Летом нанёс визиты в Швецию и Норвегию, и до 1909 г. участвовал в нескольких учениях флота. 30 марта - 29 апреля 1909 г. входил в соединение учебных и опытных кораблей (броненосцы "Kurfürst Friedrich Wilhelm", "Württemberg", "Frithyof", "Ägir", крейсера "Prinz Adalbert", "München", три флотилии миноносцев). 15 сентября 1909 г. выведен в резерв.

12 августа 1914 г., с началом войны, корабль вывели из резерва и включили в 6 эскадру Флота Открытого Моря, до сентября проводил учения на Балтике, 14 сентября перешёл в Северное море, где вошёл в береговую охрану в Германской бухте.

10.1904 - 09.1905 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Henkel
09.1905 - 09.1906 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Louran
09.1906 - 02.1907 корветтен-капитан Rogge
02.1907 - 03.1907 капитан-цур-зее Glatzel
03.1907 - 09.1907 корветтен-капитан Rogge
09.1907 - 05.1909 корветтен-капитан /
фрегаттен-капитан
Engelhardt
03.1909 - 09.1909 фрегаттен-капитан Kloebe
08.1914  - 05.1915 фрегаттен-капитан Schulze
06.1915 - 07.1915 капитан-лейтенант Möller (и.о.)
07.1915 - 10.1915 фрегаттен-капитан Mersemann
10.1915 капитан-лейтенант Möller (и.о.)
10.1915 - 01.1916 фрегаттен-капитан Mersemann

14 января 1916 г. выведен из активной боевой службы, разоружен, в 1916-1918 гг. использовался как плавказарма в Вильгельмсхафене.

Исключён 17 июня 1919 года и продан фирме "F.A. Bernstein", перестроен в моторное фрахтовое судно на верфи "De Wercke" (Рюстинген) для фирмы Bernstein Company в Гамбурге. 18 декабря 1929 года сел на мель у о. Готланд около Карлсё. Обломки затем частично разобраны фирмой "Marine-Ehremat Laboe".

 

Ägir  Ägir  Ägir  Ägir  Ägir  Ägir

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

                                                               

                   

 

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 7 Bände in einem Band. Band 1, Ratingen um 1983, S. 108f.
на русском
4 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
5 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
6 Кофман В. - Гибрид канонерки и монитора // журнал "Моделист-конструктор".-1984.-№10.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1890-1903
Предыдущая страница - броненосный корвет "Oldenburg"
Следующая страница - броненосцы типа "Brandenburg"

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Hagen" (после модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)

модель "Beowulf" (до модернизации)
Ägir
модель "Beowulf" (до модернизации)
Ägir
модель "Beowulf" (до модернизации)
Ägir
не смотря на подпись, это "Ägir"
Ägir
"Ägir" после модернизации
Ägir
"Ägir" после модернизации
Ägir
"Ägir" после модернизации
Ägir
"Ägir" после модернизации
Ägir
"Ägir" после модернизации
Ägir
"Ägir" после модернизации
Ägir
"Ägir" после модернизации
Odin
"Odin" после модернизации
Odin
"Odin" после модернизации
Siegfried
"Siegfried" в Мемеле
Siegfried
"Siegfried" после модернизации
Frithyof
"Frithyof" после перестройки в торговое судно
Frithyof
"Frithyof" после модернизации
Frithyof
"Frithyof" после модернизации
Frithyof
"Frithyof" после модернизации
Frithyof
"Frithyof" после модернизации
Frithyof
"Frithyof" после модернизации
Heimdall
"Heimdall" после модернизации
Hildebrand
"Hildebrand" после модернизации
Hildebrand
"Hildebrand" после модернизации
Hildebrand
"Hildebrand" после модернизации
Hildebrand
"Hildebrand" после модернизации
Beowulf
"Beowulf" в финских водах в годы войны
Beowulf
"Beowulf" после модернизации
Beowulf
"Beowulf" после модернизации
Beowulf
"Beowulf" после модернизации
Beowulf
"Beowulf" после модернизации
Beowulf
"Beowulf" после модернизации
Beowulf
"Beowulf" на модернизации
Hagen
"Hagen" в годы войны, 1915
Hagen
"Hagen" после модернизации
Hagen
"Hagen" после модернизации
Hagen
"Hagen" после модернизации
Hagen
"Hagen" после модернизации
Hagen
"Hagen" после модернизации
Hagen
"Hagen" после модернизации
Hagen
расположение "Hagen" после модернизации
Hagen
расположение "Hagen" после модернизации
Ägir
не смотря на подпись, это "Ägir" в 1896-1903 гг.
Ägir
"Ägir" на верфи в Данциге.
Ägir
"Ägir" в 1896-1903 гг.
Ägir
"Ägir" в 1896-1903 гг.
Эгир (древнесканд. Ægir) — в германо-скандинавской мифологии демон (йотун) мирового моря; его супруга Ран своей сетью ловит мореплавателей и останавливает корабли. Эгир состоит с богами-асами в дружественных отношениях: он приглашает их к себе на пирушку и сам их посещает.
Odin
"Odin" в 1896-1901 гг.
Odin
носовое украшение "Odin"
Odin
"Odin" в 1896-1901 гг.
Odin
"Odin" в 1896-1901 гг.
Odin
"Odin" в 1896-1901 гг.
Odin
"Odin" на достройке
Один или Вотан (прагерм. *Wōđanaz или *Wōđinaz; др.-исл. Óðinn) — верховный бог в германо-скандинавской мифологии, отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и саг, царь-жрец, конунг-волхв (vielus), но, в то же время, бог войны и победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий. Супруг Фригг. Древние римляне отождествляли его с Меркурием/Гермесом. Английское название среды — дня, посвящённого Меркурию — Wednesday, происходит от его имени. В соответствии с эсхатологическими мифами викингов, в день рагнарёка Один будет убит чудовищным волком Фенриром.
Hagen
рождество 1895 г. в кают-компании "Hagen"
Hagen
"Hagen" в 1895-1898 гг.
Hagen
"Hagen" в 1895-1898 гг.
Hagen
"Hagen" в 1895-1898 гг.
Хаген из Тронье (Hagen von Tronje, Hagen von Troia) - фольклорный богатырь, персонаж германско-скандинавского эпоса (в частности: "Песнь о Хёгни, убийце Сигурда", "Сага о Тидреке") и один из ведущих персонажей "Песни о Нибелунгах".
Heimdal
"Heimdal"
Heimdal
"Heimdal" в 1895-1900 гг.
Heimdal
"Heimdal" в 1895-1900 гг.
Heimdal
"Heimdal" в 1895-1900 гг.
Heimdal
"Heimdal" в 1895-1900 гг.
Геймдал (Heimdal) — сын бога Одина, герой норвежских легенд — великий и святой Аз северной мифологии, называемый обычно "Белым Азом". Он рожден 9 матерями-сестрами. Зубы его из золота. Он видит и днем и ночью на сто миль вокруг; спит меньше, чем птицы; слышит, как растет трава и шерсть на овцах. Г. сторож богов и обитает на небесных горах, у самого конца неба, где оберегает небесный мост от горных великанов. Г. владеет рогом, звук которого слышен по всему свету, и мечом, который называется "головой".
Hildebrand
"Hildebrand"
Hildebrand
"Hildebrand" в 1895-1901 гг.
Hildebrand
"Hildebrand" на достройке в Киле
Hildebrand
"Hildebrand" в 1895-1901 гг.
Гильдебранд — трагический герой германского эпоса. В "Песни о Хильдебранде" (Das Hildebrandslied) рассказывается о воине Хильдебранде, предводителе дружины короля Диотриха (Дитриха Бернского), бежавшего некогда от гнева Отахра и 30 лет спустя возвращающегося из страны гуннов на родину. Хильдебранд встречает Хадубранда, своего сына, которого оставил еще младенцем. Хадубранд не узнает отца и видит в нем врага. По древнему обычаю перед битвой на поединке должны сразиться лучшие воины. Хильдебранд и Хадубранд выступают каждый от своего войска. Хильдебранд спрашивает противника, чей он сын и какого он рода-племени. Узнав, что перед ним родное дитя, Хильдебранд пытается его поприветствовать и подарить золотое запястье. Однако Хадубранд не верит ему, говоря, что его отец давно погиб. Он называет Хильдебранда хитрым гунном, думая, что тот хочет обмануть его и убить в тот момент, когда Хадубранд спешится за подарком. Герои вступают в единоборство... (на этом текст песни обрывается). Рукопись "Песни о Гильдебранте" является старейшим литературным памятником германской письменности.
Frithyof
"Frithyof" в 1895-1899 гг.
Frithyof
носовое украшение "Frithyof" в 1895-1900 гг.
Frithyof
"Frithyof" в Кильском канале в 1895-1900 гг.
Frithyof
"Frithyof" в 1895-1900 гг.
Frithyof
"Frithyof" в 1895-1900 гг.
Frithyof
"Frithyof" в 1893-1895 гг.
Фритьоф Смелый, герой древне-скандинав. саги, повествующей о любви его к Ингибьорге; сага о Ф. записана около 1300 в Исландии. Фритьоф, сын простого земледельца, влюбился в свою молочную сестру Ингеборг. Он попросил руки Ингеборг у ее братьев, королей Хелге и Хальфдана, но получил презрительный отказ. Вскоре властитель Нормандии Ринг объявил войну братьям. Короли обратились за помощью к Фритьофу, но просьба осталась без ответа. Потерпев поражение, короли вынуждены были обещать Рингу не только требуемую дань, но и Ингеборг. Хелге и Хальфдан отправили Фритьофа собирать дань. Узнав о тайных свиданиях Фритьофа с Ингеборг, разгневанные братья разорили его владения, и когда он вернулся на родину, то застал свое поместье в руинах. Ингеборг вышла замуж за Ринга. В приступе гнева и отчаяния Фритьоф сжег храм и был изгнан из страны. Однако после долгих скитаний он достиг своей цели — женился на овдовевшей Ингеборг и стал властителем Нормандии.
Beowulf
"Beowulf" в 1895-1899 гг.
Beowulf
"Beowulf" в 1895-1899 гг.
Beowulf
"Beowulf" в 1895-1899 гг.
Beowulf
"Beowulf" в 1892-1895 гг.
Beowulf
"Beowulf" в 1892-1895 гг.
Beowulf
"Beowulf" перед спуском на воду
Beowulf
носовое украшение "Beowulf"
Беовульф — шведский король в англо-саксонских эпических произведениях; (Беовулф, др.-англ. Beowulf, буквально "пчелиный волк", то есть "медведь"), герой одноимённой англосаксонской эпической поэмы, действие которой происходит в Скандинавии до переселения англов в Британию. Основное содержание заключается в сказаниях о победе Беовульфа над страшными чудовищами Гренделем (др.-англ. Grendel) и его матерью, и над опустошавшим страну драконом.
Siegfrid
кормовое украшение "Siegfrid"
Siegfrid
"Siegfrid" в 1890-1895 гг.
Siegfrid
"Siegfrid" в 1890-1895 гг.
Siegfrid
"Siegfrid" в 1890-1895 гг.
Зигфрид [в скандинавских версиях — Сигурд] — герой цикла эпических сказаний о Нибелунгах. Элементы сюжета, связанные с З., широко распространенных в литературах и мифах других народов: воспитание героя, одаренного сверхчеловеческой силой и красотой демоническим существом в уединенном месте; бой с драконом — хранителем клада; пробуждение зачарованной девы, спящей волшебным сном; покорение девы-воительницы и подмена жениха в первую брачную ночь; гибель героя, пораженного предателем в единственно уязвимое место. Ко всем этим мотивам существуют многочисленные параллели в древнескандинавских (мифы о Фригге, Бальдуре), древнеиндийских (миф о битве Индры с Вритрой), древнегреческих мифах и в фольклоре почти всех народов.

броненосцы типа "Siegfrid" в базе

корабельная 37-мм револьверная пушка того времени

корабельная 88-мм пушка того времени
Siegfrid

корабельная 88-мм пушка того времени
Siegfrid
Siegfrid
Siegfrid
Beowulf
Beowulf
Siegfrid
Beowulf
Beowulf
Beowulf
Beowulf
Siegfrid
Siegfrid
Siegfrid
"Siegfrid", вышитый на ткани
Siegfrid
"Siegfrid" входит в Свинемюнде, открытка того времени
Siegfrid
"Siegfrid" на гравюре того времени