Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосный корвет
(schiff III ranges, panzerkorvette, kasemattschiff)

 Oldenburg 


Германия, 1886 г. 1 ед. (проект 1879-1881 гг.)

Oldenburg 

*
Oldenburg
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Oldenburg <A.G. Vulkan> Штеттин, "броненосец E", стр. №132 1883 c 1900 - брандвахта, позже - портовое судно, с 13.01.1912 - мишень, 5.05.1919 сдан на слом. Для его замены построен линкор "Ostfriesland".
20.12.1884
8.04.1886
ТТХ
Водоизмещение нормальное 5249 т
полное 5652-5743 т
регистровое 2858 брт, 1328 нрт
Размерения длина КВЛ 78,4 м
полная 79,8 м
ширина КВЛ 18 м
полная 18,3 м
осадка носом 6,28 м
кормой 6,3 м
1 см осадки = 10,41 т. водоизмещения
высота борта 11 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных винта, Ø 4,5 м
2 МО 2 горизонтальные ПМ двойного расширения "A.G. Vulkan" (4 цил.)
2 КО 8 цилиндрических ПК "A.G. Vulkan" (24 топки, 5 атм., 1296 м²)
мощность нормальная 3900 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 14 уз.
на испытаниях 13,8 уз. при 3942 л.с., 90,5 об/мин
запас топлива 348/450 т угля (+ 120 т на палубе)
дальность плавания на 9 уз. 1770 миль
на 10 уз. 1370 миль
на 12 уз. 980 миль
Экипаж 389 чел. (34 оф.) - 433 чел (32 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с железными штевнями, с продольно-поперечным набором, 12 отсеков, двойное дно на 60% длины корпуса
электроснабжение 3 динамо-машины, 29 кВт, 65 В
управление 1 руль обыкновенного типа
кренящий момент 3926 тм
плавсредства 1 паровой катер, 1 баркас, 2 вельбота, 2 гребных катера, 2 яла и 1 ялик
стоимость 8 млн. 885 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
броня "Компаунд" на тиковой подкладке
бортовой пояс 300-180 мм (с кормы в нос: верхний ряд 200-300-200 мм, нижний ряд 180-250-180 мм), на 300-250-300 мм подкладке
каземат 200 мм, подкладка 200 мм
траверсы 150 мм, подкладка 250 мм
палуба 30 мм
рубки носовая 50/25 мм, кормовая 15/12 мм
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК: 560 кг
8-240 мм/30 (-5°+8°, 5700 - 8800 м) [494 снаряда]
2...4 (в разное время)-150/22 мм [300 снарядов]
2...8-88 мм/24 [500 снарядов]
позже 2-88 мм/24
6-50 мм/40
4 торпедных аппарата - 350 мм (1 кормовой надводный, 2 бортовых надводных и 1 носовой подводный) [10 торпед]

Oldenburg


 

Пятый балтийский броненосец программы 1873 года (в составе флота числился как казематное судно 3 класса) строился по другому проекту, который был разработан в Имперском морском ведомстве в 1879-1881 гг. Вначале "Oldenburg" предполагали заложить как пятый броненосец типа "Sachsen", однако проект был изменён с увеличением числа и уменьшением калибра орудий. На это повлияло не в последнюю очередь уменьшение ассигнований на строительство новых кораблей. В отличие от типа "Sachsen", этот броненосец предназначался для действий в океане, где он должен был заменить обветшавший бронекорвет " Hansa" на южно-американской станции, для чего борт был сделан высоким, однако из-за низко расположенного каземата и неудачной формы корпуса мореходность оказалась никудышной. Для строительства корпуса относительно большого корабля впервые использовали судостроительную сталь.

Корабль находился в боевом строю всего 14 лет, в 1900 году он был переведён в брандвахты, а с 1912 года использовался как мишень. После окончания мировой войны был сдан на слом. Четыре его 240 мм пушки главного калибра SK L/30 во время войны использовались для формирования железнодорожной батареи "Theodor Otto".

"Oldenburg" фактически представлял собою полуэкспериментальное судно, не имевшее серьёзной боевой ценности. Из за плохой мореходности (даже хуже, чем у "Sachsen "), а также своеобразному внешнему виду, он заслужил у немецких моряков презрительное прозвище "утюг" (Bugeleisen). Подобно предшественникам, из за большого изначального дифферента на корму, на "Oldenburg" пришлось уложить в форпик 60 т твёрдого балласта.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

Заложен в 1883 г., спущен 20 декабря 1884 г., вступил в строй 8 апреля 1886 г. Стоимость постройки составила 8 885 тыс. марок.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 5249 т нормальное, 5743 т полное, длина по конструктивной ватерлинии 78,4 м, ширина по конструктивной ватерлинии 18 м, осадка носом 6,28 м, кормой 6,3 м, высота борта на миделе 11 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 10,41 т.

Корабль имел стальную броню "Компаунд" на тиковой подкладке. Пояс по ватерлинии имел два ряда плит: верхний толщиной 300 мм в середине и 200 мм у оконечностей и нижний 254 мм в середине и 180 мм у оконечностей. Скосы броневой палубы защищались 30-мм листами. Каземат бронировался 200-мм броней уложенной на тиковую подкладку в 200 мм. Кормовая и носовая переборки каземата имели 150-мм плиты на 250-мм тиковой подкладке. Рубки: носовая 25/50 мм, кормовая 12/15 мм.

В период с 1885 по 1897 гг. на корабле стояли противоминные сети.

Корабль имел две четырёхцилиндровые горизонтальные паровые машины двойного расширения и 8 цилиндрических котлов (24 топки, 5 атм., 1296 м²). Котлы и машина изготавливались заводом "A.G. Vulkan". На корабле имелось 2 машинных и 2 котельных отделения, один руль обыкновенного типа и два трёхлопастных винта.

На испытаниях машины развили 3942 индикаторных л.с., и корабль достиг скорости в 13,8 узла (при 90,5 оборотах винта). Запас угля составлял 348/450 тт. и 120 т прессованного вестфальского угля в мешках, уложенных на броневой палубе. Дальность плавания равнялась 1770 миль (9 узлов), 1370 миль (10 узлов) и 980 миль (12 узлов).

Электроэнергию вырабатывали три динамо-машины мощностью 29 кВт и напряжением 65 В.

Вооружение состояло из 8 240-мм орудий весом по 18 т каждое с боезапасом в 494 снаряда, 2 150-мм орудия, 2 87-мм (позднее 8 87-мм) с боезапасом в 300 снарядов и 2 80-мм десантных орудия с боезапасом из 500 снарядов.

Минное вооружение включало 4 350-мм торпедных аппарата (1 кормовой, 1 носовой и 2 бортовых) с боезапасом из 10 торпед.

Экипаж насчитывал 34 офицера и 355 матросов. Шлюпочное вооружение броненосца включало 1 паровой катер, 1 баркас, 2 вельбота, 2 гребных катера, 2 яла и 1 двухвесельный ял.

Имел посредственную мореходность, испытывал сильную килевую качку, заметно сносило ветром с курса. Сильно терял скорость на волнении  (при 6 баллах до 25%), в штормовую погоду движение против или поперёк волны становилось невозможным.

Поперечная метацентрическая высота - 0,63 м, продольная - 64,05 м. Максимальная остойчивость при крене в 42°, нулевая - при 71°.

Схемы окраски

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета

 

OldenburgOldenburgOldenburg


ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

8 апреля 1886 г. корабль был принят флотом и немедленно присоединился к I эскадре флота, с "Sachsen", "Bayern", и " Württemberg", для ежегодных маневров флота. Bayern и Württemberg постоянно страдали от неисправностей машин, но "Oldenburg " в этом плане показал себя удовлетворительно.

В июне 1887 праздновалась закладка канала Кайзера Вильгельма, и " Oldenburg" был среди судов во время празднований. В августе-сентябре 1887 он был зачислен в учебную эскадру для маневров вместе с "König Wilhelm" и "Kaiser". Большинство учений проводилось на Балтике, но в течение восьми дней в сентябре флот находился в Северном море.

"Oldenburg" посетил Великобританию, где Вильгельм II принял участие в Регате Кауса. Корабль был включён в I эскадру с " Sachsen", " Baden" и новым крейсером " Irene". В августе 1889 "Oldenburg" с эскадрой присоединились к британскому Королевскому флоту на смотре, проведённом королевой Викторией.

Летом 1890 "Oldenburg" участвовал в церемонии передачи острова Гельголанд Британией, затем - в маневрах флота в сентябре, где все восемь броненосцев из двух эскадр изображали российский флот, блокирующий Киль.

"Oldenburg" оставался в I эскадре и в 1891. Маневры этого года моделировали войну на два фронта против России и Франции или Дании.

В 1892 " Württemberg" заменил "Oldenburg" в составе эскадры, и последний ушел в резерв, где оставался в течение следующих пяти лет. Он вернулся на действительную службу в 1897. В осенних манёврах 1897 г. корабль был в составе II дивизии I эскадры, после чего присоединиться к международной военно-морской демонстрации у острова Крит, который был захвачен Грецией. Корабль оставался в Средиземном море до марта 1898, когда Германия и Австро-Венгрия отозвали свои контингенты из за неудовлетворенности по поводу компромиссного решения, которое оставило Крит под Оттоманским контролем, но с греческим принцем.

В осенних манёврах 1898 и 1899 гг. корабль снова участвовал в составе II дивизии I эскадры. После сбора в Киле эскадра с 5 по 11 марта 1899 года совершила учебный поход в средней части Балтийского моря. 22 марта произошла авария с броненосцем 4-го класса "Oldenburg". Во время шторма и снежной бури у него оборвалась якорная цепь, после чего корабль стало сносить из бухты Страндер в открытое море. С трудом совместными усилиями линкору "Brandenburg" и портовому буксиру "Norder" удалось его отбуксировать обратно в бухту, где корабль выбросило на отмель. Но после выгрузки угля и боезапаса он своим ходом сошёл с мели, не получив почти никаких повреждений. Всё же "Oldenburg" пришлось вывести из состава эскадры.

Постановка на мель германского броненосца "Oldenburg"
(Из журнала "Морской сборник" № 6 за 1899 г.)

 

По сообщению журнала "Mittheilungen aus dem Gebiete des Seewesens", 23-го марта (н. ст.) германский броненосец IV класса "Oldenburg" во время сильного снежного заряда стал на мель в бухте Штрандер. Случаю этому предшествовал разрыв якорного каната, после чего дувшим в то время крепким NO-м ветром броненосец и был снесен к берегу. Однако по выгрузке угля и боевых припасов и опорожнении котлов "Oldenburg" благополучно сошел с мели, не получив никаких повреждений своего корпуса.

 

 

С 1900 г. корабль использовался как брандвахтенное, а затем как портовое судно (плавбаза). 13 января 1912 г. исключён и некоторое время использовался как судно-цель. 5 мая 1919 г. продан на слом и в том же году разобран фирмой "Hattinger" в Вильгельмсхафене.

Вновь название "Oldenburg" появилось в германском флоте очень скоро — так был назван очередной немецкий дредноут типа "Helgoland".

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

   

     


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на английском
2 Brassey, T. A. - "Germany". Brassey's Annual: 74–78., J. Griffin & Co., Portsmouth, ed. (1889
3 Gardiner, Robert - Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. ed. 1979
5 Sondhaus, Lawrence - Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Annapolis: Naval Institute Press, 1997
на русском
6 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
7 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
8 Кофман В. - "Утюги" и "китобои" // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1886-1903
Предыдущая страница - броненосные корветы типа "Sachsen"
Следующая страница - броненосцы береговой обороны типа "Siegfrid"
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
рисунок "Oldenburg" на колоде игральных карт того времени
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
"Oldenburg", гравюра
Ольденбург (нем. Oldenburg) — государство на территории Германии, существовавшее с 1180 по 1918 как графство, герцогство и великое герцогство, управлявшееся династией Ольденбургов. С 1871 года - часть Германской империи. Столица — город Ольденбург.
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg
Oldenburg