Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосный корвет
(schiff III ranges, kasemattschiff, panzerkorvette)

 Hansa 


Германия, 1875 г. 1 ед. (проект 1868-1870 гг.)

Hansa 

*
Hansa
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Hansa <Königisch Werft>, Данциг / <A.G. Vulcan>, Штеттин 1868 с 1886 г. броненосец береговой обороны, брандвахта и стационарная учебная база, с 6.09.1988 - плавказарма, в марте 1906 сдан на слом. Для его замены построен броненосец "Wörth"
26.10.1872
19.05.1875
ТТХ
 
Водоизмещение официальное 3696 т
нормальное 3950 т
полное 4330-4404 т
регистровое 2118 брт, 1315 нрт
Размерения длина МП 69,5 м
ВЛ 71,5 м
полная 73,4 м
ширина ВЛ 14,1 м
осадка носом 5,74 м
кормой 4,55 м
1 см осадки = 7,41 т. водоизмещения
высота борта 9,4 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный винт, Ø 6 м
1 МО 1 горизонтальная ПМ простого расширения "A.G. Vulcan" (3 цил.)
1 КО 4 коробчатых ПК пролётного типа (16 топок, 2 атм., 1085 м²)
мощность номинальная 450 л.с.
индикаторная 3000 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 1760 м²
Ходовые данные скорость проектная 12 уз.
на испытаниях 12,7 уз. при 3275 л.с., 63,4 об/мин
запас топлива 310 т угля
дальность плавания на 10 уз. 1330 миль
Экипаж 399 чел. (28 офицеров, 371 матрос)
Дополнительные данные корпус композитный: деревянная обшивка с железным набором по поперечной схеме, медная обшивка подводной части, 6 отсеков
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль обыкновенного типа
кренящий момент 4010 мт
плавсредства 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 1 ял, 1 шлюпка
стоимость 3 млн. 665 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке
бортовой пояс 152-114 мм (с кормы в нос: 114-152-114), подкладка 306 мм
каземат 114 мм, траверсы 114 мм (только в нижней батарее)
ВООРУЖЕНИЕ
8-210 мм/19  нарезных пушек Круппа (верхняя батарея: -8°+14°, 5700 м, нижняя батарея: -5°+13°, 3200 м) [880 снарядов]

Hansa


 

HansaОбщественное мнение и промышленное лобби требовали размещения заказов на отечественных верфях. Идя навстречу пожеланиям, вскоре после оформления покупки фрегата "König Wilhelm", был выдан заказ государственной верфи в Данциге. Учитывая ограниченные размеры существующих стапелей, водоизмещение ограничили в 4 с небольшим тысячи тонн. Проект был разработан в Германии на основе австрийской двухъярусной казематной схемы. Калибр орудий соответствовал принятому в прусском флоте для броненосных фрегатов, но малые размеры вынудили классифицировать корабль корветом, что определило в дальнейшем его службу в качестве крейсера.

Не смотря на скромные размеры, его постройка затянулась, и во время Франко-Прусской войны он всё ещё находился на стапеле. "Первый блин" немецкого производства вполне оправдал известную поговорку. Установленная на нем железная броня начала ржаветь еще до того, как "Hansa" была наконец принята флотом после семи лет, проведённых на верфи.

 

Вполне современный проект, полностью соответствующий веяниям кораблестроительной моды. Его прототипом послужили современные ему британские и австро-венгерские проекты. Однако три фактора испортили хорошую идею: во первых - отсутствие на тот момент в Германии стапеля достаточных размеров, что вынудило ограничить размеры корабля, во вторых - всё ещё слабая экономическая база, что затянуло постройку на долгие годы, и наконец - неотработанные методы металлопроката - первая немецкая броня получилась отвратительного качества. Всё это испортило в целом достойный проект. Его развитием должны были стать бронефрегаты типа "Preußen", но они, уже в ходе строительства, были перепроектированы под башенное размещение артиллерии.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

HansaОфициально числился "казематным батарейным судном 3 ранга". Проект корабля разработан Имперским морским ведомством в 1868-1870 гг. "Hansa" стал первым броненосцем, полностью спроектированным и построенным в Германии, предполагался для колониальной службы.

Корабль был построен на "Königisch Werft" (c 1871 г. "Kaiserische Werft") в Данциге, достраивался и вооружался в Штеттине.

Заложен в 1868 г., спущен 26 октября 1872 г., вступил в строй 19 мая 1875 г. Стоимость корабля составила 3 665000 марок.

Основные элементы корабля: водоизмещение 3950 т нормальное, 4404 т полное, длина 69,5 м по конструктивной ватерлинии, 73,5 м наибольшая, ширина 14,1 м по конструктивной ватерлинии, осадка 5,74 м носом и 6,80 м кормой, высота борта 9,4 м, глубина интрюма 8,55 м.   Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 7,41 т.Hansa

Корпус — композитный, детали набора из судостроительного железа, подводная часть обшивалась медными листами.

Бронировался кованой бронёй на тиковой подкладке. Пояс по ватерлинии: 114-152-114 мм на двухслойной тиковой подкладке толщиною 306 мм. Суммарная толщина борта с бронёй и подкладкой равнялась 0,65-0,7 м, высота верхней кромки брони над ватерлинией 1 м. Броневая палуба защищалась железными листами небольшой толщины. Кормовой и носовой казематы (только на уровне нижней батареи) имели 114-мм бронирование.

Главные механизмы: одна трёхцилиндровая горизонтальная паровая машина простого расширения. Изготовлена в Штеттине заводом "A.G. Vulkan". 4 коробчатых котла пролётного типа (16 топок, 2 атм., 1085 м²). Имелось одно машинное и одно котельное отделения. Труба телескопическая. Корабль имел один трёхлопастный винт и один руль обыкновенного типа. Скорость, которую "Hansa" показал на испытаниях, составила 12,7 узла при мощности 3275 индикаторных л.с. и 63,4 оборотах винта. Запас угля равнялся 310т, дальность плавания 1330 миль при скорости 10 узлов.

"Hansa" имел парусную оснастку корвета с площадью парусов 1760 кв. м. Оказался достаточно устойчивым, хорошим судном и как парусник вполне себя оправдал. Легко выполнял повороты и маневрировал, но под парами оказался не таким маневренным, как ожидалось.

4 210-мм орудия стояли в верхнем каземате (боезапас 440 снарядов), 4 210-мм орудия в нижнем (боезапас 440 снарядов). Оси стволов орудий в портах нижнего каземата возвышались над водой на 2,25 м.Hansa

Экипаж состоял из 28 офицеров и 371 матроса.

Шлюпочное вооружение: 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 1 ял, 1 двухвесельный ял.

В 1885-1888 нёс противоторпедные сети.

Hansa

Схемы окраски

Принята 21 июня 1867 г, изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП, полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 


Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - фальшборт и все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята в 1895 для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п..

 

чёрный - корпус, включая фальшборт
серо-синий - все надстройки, мачты, трубы и т.п. с 15 апреля 1896 г. - серый
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным надстройки белые, деревянные части надстроек - естественного цвета, отсутствовала белая полоса

 

 

Hansa"Hansa" вошёл в строй 19 мая 1875, спустя два с половиной года после спуска. Разработанный для заграничной службы и защиты морской торговли Германии, "Hansa" провел первые девять лет своей карьеры за границей. Большую часть службы, с 1878 по 1886, ходил в Южную Америку. Из за некачественной постройки активно служил всего 11 лет.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

Hansa3 июня 1875 "Hansa" начала службу в учебной эскадре броненосцев. В начале июля у Рюгена она была осмотрена наследным принцем Фридрихом Вильгельмом, будущим императором Фридрихом III. 22/23 сентября 1875 корабль принял участие в параде флота перед императором Вильгельмом I на рейде Варнемюнде.

Hansa4 ноября 1875 корабль прошёл сезонный вывод из кампании. По не известным причинам следующий раз зачисление на службу произошло только 22 июля 1878.

С 1 октября 1878 "Hansa" была направлена на Вест-Индийскую станцию. Она должна была находиться там постоянно и стала первым бронированным кораблем Императорского морского флота, который служил на заокеанской станции. Во время этого похода командиром корабля был капитан третьего ранга, позже вице-адмирал Карл Эдуард Хойснер (1843-1891).

3 января 1879 "Hansa" достигла гавани Шарлотта Амалия датской колонии Сен-Томас, в свое время значительного транспортного узла Карибского моря. В январе 1879 "Hansa" задержалась в гавани Ла Гуайра, так как из за революции в Венесуэле опасались насильственных действий в отношении немецких резидентов.

HansaПосле спада беспорядков "Hansa" сделала тур, посетив Кюрасо, несколько гаваней Антильских островов, Грейтаун (Cан Хуан дель Норте) в Никарагуа, Сабанилью в Колумбии, Колон в тогдашней Колумбии (сегодня Панама). Затем она зашла в Байю (Бразилия). Там корабль получил приказ идти в перуанскую гавань Кальяо для защиты немецких интересов во время "селитровой" войны между Перу / Боливией и Чили, куда он прибыл 8 сентября 1879 и оказался вовлечён в так называемый "инцидент Луксора".

Инцидент Луксора назван по имени парохода Luxor Гамбургского пароходства "Kosmos". Началось с того, что еще 15 апреля 1879 пароход взял в Буэнос-Айресе груз оружия и боеприпасов для чилийского правительства, хотя 5 апреля 1879 Селитровая война распространилась также и на Аргентину. HansaLuxor доставил груз в Вальпараисо и продолжил путь в Кальяо, хотя немецкий министр-резидент в Сантьяго предостерег капитана парохода от продолжения рейса.

HansaКогда Luxor прибыл в Кальяо, там уже чилийские газеты написали, что пароход транспортировал груз военного назначения для Чили. Он был арестован органами власти, но вскоре после этого освобождён. Когда другой пароход этой линии, Ramses, прибыл в Вальпараисо, в Перу возникло подозрение, что компания "Kosmos" поставляла оружие в Чили. Тогда Luxor снова был конфискован.

После того, как Верховный Суд Перу окончательно подтвердил изъятие парохода 16 октября 1879, капитан Хойснер предложил вариант насильственного освобождения парохода, хотя для этого в сильно укрепленной гавани Кальяо не было навигационных и стратегических возможностей. Гамбургский сенат оказал давление на имперское правительство и рейхсканцлер Отто фон Бисмарк, вопреки значительным сомнениям, наконец уступил и послал корвет Freya и канонерскую лодку Hyäne в Перу, чтобы поддержать "Hansa" в освободительной акции.

HansaВсе же, обошлось без крови. При посредничестве папского нунция было заключено соглашение между новым перуанским правительством генерала Пиероле и немецким консулом Грамацки. 14 января 1880 Luxor был отпущен. В свою очередь "Kosmos" обязывался использовать транспорты для перуанского правительства в качестве санитарных. Хойснер был возмущен этим соглашением, и все же, Грамацки совершенно осознанно держал капитана в неведении о переговорах, чтобы достичь дипломатического решения конфликта.

После конца инцидента "Hansa" до конца июня 1880 еще оставалась в районе военных действий. 10 апреля 1880 Хойснер вместе с командирами других иностранных военных кораблей у Кальяо пытался помешать начать обстрел гавани чилийским флотом адмирала Риферо. Последующая двухнедельная бомбардировка Кальяо прошла без больших потерь.Hansa

HansaПеред возвращением в Германию "Hansa", вместе прибывшим к западному побережью Южной Америки учебным кораблём Bismarck, высадила на берег в Арике санитара и врачей, которые лечили там оставшихся в живых после битвы в Арике.

После возвращения из Южной Америки, 8 ноября 1880 "Hansa" была выведена из компании в Киле и основательно отремонтирована, но уже в 1884, было обнаружено, что корпус ужасно разъело ржавчиной. Это произошло из за длительного строительного периода, во время которого железо уже начало ржаветь.

Hansa С февраля 1884 корабль нёс брандвахтенную службу в Киле, параллельно используясь как учебный корабль машинистов и кочегаров. При этом он регулярно принимал участие в учениях эскадры броненосцев, а также участвовал в праздновании закладки Канала Вильгельма 7 июня 1886.

В 1886 г. корабль был перечислен в броненосцы береговой обороны и продолжал использовался как брандвахтенное судно в Киле и учебный корабль машинистов и кочегаров. Из-за сильной коррозии корпуса весной 1888 он был выведен из эксплуатации, 6 сентября 1888 исключён из состава флота и далее использовался как плавказарма и стационарная учебная база для кочегаров и машинистов в Киле, при этом до 1894 он продолжал нести брадвахтенную службу, стоя у мола торпедной гавани в Wik (Киль). При этом на нём было установлено центральное отопление и электрическое освещение.

12 марта 1898 г. имя "Hansa" получил новый большой крейсер. Как с этих пор назывался блокшив - неизвестно. В 1905 его отбуксировали в Мёнкеберг и продолжали использовать там для обучения кочегаров.

В марте 1906 года его корпус продали на слом за 96 000 марок и вскоре разобрали в Свинемюнде.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
3 Hildebrand Hans H., Röhr Albert, Steinmetz Hans-Otto: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Einbändiger Nachdruck der siebenbändigen Originalausgabe. 3. Band. Mundus, Ratingen 1983
4 Kroschel, Günter, Evers, August-Ludwig: Die deutsche Flotte 1848-1945. Geschichte des deutschen Kriegsschiffsbaus in 437 Bildern. 2. verbesserte Auflage. Lohse-Eissing, Wilhelmshaven 1963.
5 Ottomar Fecht: Die Kaiserliche Marine 1871/80 in iberoamerikanischen Gewässern. In: Marine-Rundschau 37. Jg., 1932
6 Seiler Otto J.: Südamerikafahrt. Deutsche Linienschiffahrt nach den Ländern Lateinamerikas, der Karibik und der Westküste Nordamerikas im Wandel der Zeiten. Mittler, Herford 1992
на английском
7 Gardiner Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. 1979
8 Sondhaus Lawrence. Naval warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
на русском
9 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
10 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
11 Кофман В. - Броненосцы входят в моду // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1906
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1875-1903
Предыдущая страница - броненосный фрегат "König Wilhelm"
Следующая страница - броненосные фрегаты типа "Kaiser"
hansa
Эскадра в 1875: "König Wilhelm", "Kronprinz", "Kaiser", "Hansa", "Falke"
Hansa
Минная гавань в Киле, 1896. В левом верхнем углу плавказармы Prinz Adalbert и Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Hansa
Ганзейский союз, Ганза (нем. Hanse, древн.-верхн.-нем. Hansa, буквально "группа", "союз"), тж.: Любекская Ганза, Немецкая Ганза (лат. Hansa Teutonica) — союз немецких свободных городов в XIII-XVII веках в Северной Европе — для защиты торговли и купечества от власти феодалов и от пиратства. В союз входили города Германской империи, либо города, населенные немецкими гражданами (бюргерами), имеющие автономное городское управление ("городской совет", нем. Stadtrat) и собственные законы (Любекское право или аналогичные местные правовые нормы). Членами Ганзы в разное время были более 200 больших и малых городов, расположенных главным образом в бассейне Северного и Балтийского морей.
Hansa
Hansa
"Hansa" в доке
Hansa
Спуск "Hansa" на воду
Friedrich Саrl
германские 210-мм орудия Круппа
Hansa
Hansa