ВходОглавлениеКрейсера → "закрытые" корветы типа "Bismarck"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

"закрытые" корветы, позже крейсера-фрегаты
(Gedeckte Korvetten, Kreuzerfregatten) типа

 Bismarck 


Германия, 1878-1880 гг. 6 ед. (проект 1873-1875 гг.)

Bismarck 

*
Bismarck
*
Moltke
*
Stosch
*
Blücher
*
Gneisenau
*
Stein
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /куплен /в строю примечания
1 Bismarck <Nordd. Schiffb. AG.>, Киль, корвет B. 11.1875 с 21.09.1891 плавказарма в Вильгельмсхафене, в 1920 слом в Рюстрингене.
25.07.1877
27.08.1878
2 Moltke <Kaiserl. Werft>, Данциг, erzatz Arcona. 1875 с 1891 до 1908 учебный корабль для кадетов и юнг; 24.10.1910 исключён, с 28. 10.1911 плавбаза ПЛ Acheron в Киле, 7.07.1920 продан, слом.
18.10.1877
16.04.1878
3 Stosch <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 77, erzatz Gaselle. 1876 с 1888 учебный корабль для кадетов и юнг; 27.05.1907 исключён, продан на слом нидерландской частной компании.
8.10.1877
03.1878
4 Blücher <Nordd. Schiffb. AG.>, Киль, корвет С. 03.1876 с 10.08.1880 торпедо-испытательный и учебный корабль, в 1892 модернизирован на <Kaiserlich Werft> в Вильгельмсхафене, с 09.1906 учебный и жилой блокшив в Мюрвике, 6.11.1907 тяжело поврежден взрывом котла, 29.02.1908 исключён, продан частной компании в Роттердам, перепродан в Виго и использовался как угольный склад, позже сдан на слом.
20.09.1877
21.12.1878
5 Gneisenau <Kaiserl. Werft>, Данциг, корвет D. 06.1877 с 1887 учебный корабль для кадетов и юнг, 16.12.1900 погиб в ураган у мола в Малаге.
4.09.1879
3.10.1880
6 Stein <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 83, erzatz Hertha. 1878 с 1884 учебный корабль для кадетов и юнг; с 21.05.1908 плавказарма в Вильгельмсхафене, в 1920 слом в Вильгельмсхафене.
14.09.1879
3.10.1880
ТТХ
  Bismarck Blücher Moltke Gneisenau Stosch Stein
Водоизмещение нормальное 2856 т 2756 т 2843 т
полное 3386 т 2890 т 2994 т
регистровое 2051 брт, 1450 нрт. 2218 брт, 1212 нрт. 2099 брт, 1305 нрт.
Размерения длина ВЛ 72,2 м 72,18 м
полная 82,5 м 82,0 м
ширина 13,7 м
осадка носом 5,68 м 5,28 м 5,2 м
кормой 6,18 м 6,19 м 6,3 м
1 см осадки = 8 т. водоизмещения 8,32 т. водоизмещения
высота борта 9,18 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 3-лопастный подъёмный гребной винт Ø 4,6 м 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 5,2 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ однократного расширения
"Märkisch-Schlesischer Maschinenbau & Hütten A. G.", Берлин "F. A. Egells", Берлин-Моабит
1 КО 4 коробчатых ПК
"Märkisch-Schlesischer Maschinenbau & Hütten A. G", Берлин ?
  в 1892 заменены на ПК "Kaiscrl. Werft", Киль (20 топок, 2 атм., ок 1000 м²) в 1897 г. заменены на ПК "Kaiscrl. Werft", Данциг (18 топок, 3 атм.) в 1892 заменены на ПК "Kaiscrl. Werft", Киль (20 топок, 2 атм., ок 1000 м²) в 1892 заменены на ПК "Kaiscrl. Werft", Киль (20 топок, 2 атм., ок 1000 м²) в 1885 заменены на ПК "Kaiserl. Werft", Киль (20 топок, 2 атм., 959 м²)
мощность проектная 2500 л.с.
паруса полное корабельное вооружение, 2210  м², позже 1580-1783  м². (рангоут деревянный)
на Blücher с 1892:  584  м², позже демонтированы
Ходовые данные скорость номинальная 12 уз.
на испытаниях 12,5 уз. при 2530 л.с. / 85,1 об/мин. 13,9 уз. при 2989 л.с. / 94,6 об/мин. 13,9 уз. при 2334 л.с. / 92,9 об/мин. 13,8 уз. при 2866 л.с. / 95,1 об/мин. 12,6 уз. при 2419 л.с. / 85,8 об/мин. 13,0 уз. при 2535 л.с. / 84,0 об/мин.
запас топлива 270-326 / до 380 т. угля
дальность плавания на 9 уз. 2380 миль
на 10 уз. 1940 миль
на 14 уз. 840 миль
Экипаж штат 404 чел. (18 офицеров, 386 нижних чинов)
в качестве учебных кораблей --- 528 чел. (34 офицеров, 494 нижних чинов (из них 14 кадетов и 287 юнг) 469 чел. (20 офицеров, 449 нижних чинов (из них 50 кадетов) 460 чел. (17 офицеров, 443 нижних чинов (из них 20 кадетов и 230 юнг) 469 чел. (20 офицеров, 449 нижних чинов (из них 50 кадетов и 210 юнг) 469 чел. (20 офицеров, 449 нижних чинов (из них 50 кадетов и 210 юнг)
Дополнительные данные корпус железный с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме, 9 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение 1 динамо-машина, 1,9 кВт, 55 В
  позже 3 динамо-машины, 33 кВт, 67 В позже 3 динамо-машины, 26 кВт, 55 В   позже 3 динамо-машины, 26 кВт, 55 В позже 2 динамо-машины, 20-24 кВт, 67 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 2 баркаса, 1 пиннас, 2-6 катеров, 2 яла, 0-2 шлюпки,
на Blücher с 1892 (как учебный):
 2-6 паровых катеров, 2 баркаса, 1 пиннас, 2 катера, 2 яла, 0-2 шлюпки.
кренящий момент 3567 мт
цена 2 млн. 721 тыс. DM 2 млн. 728 тыс. DM 2 млн. 814 тыс. DM 3 млн. 089 тыс. DM 2 млн. 521 тыс. DM 2 млн. 721 тыс. DM
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже как учебные Blücher, как учебно-опытовый
Gneisenau с 1887 Stein с 1888 Stosch с 1888, Moltke с 1891 с 1880 с 1892
16-150 мм/22 [1660 снарядов], 460-540 м. 14-150 мм 12-150 мм 10-150 мм ---
--- 2-88 мм/30 6-80 мм/25 (из них 4 на катерах)
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса до 13-37 мм револьверных пушек Гочкиса
2-8 мм пулемёта ---
без торпедных аппаратов, только на Bismarck с 1883 + 2 торпедных аппарата - 350 мм (носовые надводные) 4 торпедных аппарата - 350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых надводных, 1 кормовой надводный) 7 торпедных аппаратов (+ 3 - 450 мм (1 носовой подводный, 1 подводный, 1 бортовой надводный)
без прожекторов 1, позже 2 прожектора 2 прожектора



 

Железные закрытые корветы с полным парусным вооружением, уменьшенный и более бюджетный вариант типа "Leipzig", также временно обозначались как корабли III ранга.

Были довольно мореходными кораблями, имели большой снос при слабом ветре, плохую манёвренность, держали курс посредственно, сильно теряли скорость при ходе против волны. Хорошо ходили под парусами только при сильном ветре.

Все сначала не имели переднего мостика. "Stosch", "Gneisenau" и "Stein" как учебные корабли получили один прожектор на траверзе грот-мачты; позже на всех был установлен ещё один прожектор перед дымовой трубой на площадке в 9 м от КВЛ. "Blücher" как стационарный учебный корабль имел 250 т. балласта.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - - широкая полоса по уровню пушечных портов, широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах.

белый - практически всё, кроме указанного ниже.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Stosch  Moltke  Bismarck  Blücher  Gneisenau  Stein

 

S.M.S. Stosch

Корабль был заложен в 1876 г. на верфи Vulcan в Штеттине третьим в серии для замены корвета  "Gaselle", спущен на воду в 1877 также третьим, но сдан флоту первым. Он был назван в честь генерала-адмирала Альбрехта фон Штоша, первого шефа немецкого императорского адмиралтейства.

После зачисления в строй и прохождения обучения, 1 апреля 1881 "Stosch" отправился в Восточную Азию, чтобы стать флагманом расположенных там немецких военных кораблей. 3 сентября 1881 он прибыл в Чифу и вошёл в состав вновь образованной Восточно-Азиатской эскадры. Коммодор Луис фон Бланк (Louis von Blanc) с 1881 по 1882 был одновременно командиром "Stosch" и командующим эскадры. В мае 1882 "Stosch" доставил немецкого посла в Китае, Макса фон Брандта, в Корею на переговоры для заключения первого немецко-корейского договора. 29 декабря 1882 он, вместе с корветом "Elisabeth", в ходе так называемой „сахарной войны“, высадил десантную партию в китайской гавани Амой и конфисковал должность "выпаривателя сахара", которую, в ходе таможенных пререканий, ранее конфисковали китайские власти у немецкого торгового агента.

В июне 1885 "Stosch" отправился в Порт-Луи (Маврикий), куда прибыл 5 июля и вошёл в состав вновь сформированной эскадры, которая должна была гарантировать немецкие интересы в Восточной Африке и добилась согласия султана Занзибара Баргхасха ибн Саида принять немецкий "протекторат" над Немецкой Восточной Африкой. До 17 августа "Stosch" был флагманским кораблём коммодора Пашена (Karl Paschen), затем прибыл контр-адмирал Эдвард фон Кнорр на однотипным корабле "Bismarck". После успешного окончания переговоров с султаном Занзибара "Stosch" завершил заграничную службу и вернулся в Германию.

Затем он служил как учебный корабль для курсантов военно-морского училища и юнг, долгое время также как флагманский корабль учебной эскадры. В осенних манёврах 1894 в составе 3-й дивизии изображал "немецкий" флот. При этом он предпринял много дальних заграничных походов и неоднократно применялся для защиты немецких интересов не только в представительной форме. В августе 1895 "Stosch" вошёл в состав посланной в Танжер (Марокко) корабельной группы, которая должна была обеспечить там выполнение требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов.

30 января 1899 "Stosch" и "Charlotte" посетили Оран и стали первыми немецкими военными кораблями, которые зашли во французскую гавань после Немецко-французской войны 1870-1871 гг.

В ноябре 1899, во время вооруженного восстания Киприано Кастро против президента Венесуэлы Хоакина Креспо, "Stosch" под командованием капитана-цур-зее Альфреда Эрлиха прибыл в Пуэрто-Кабельо, чтобы защищать там немецкие интересы и граждан, однако, при обстреле и захвате города войсками Кастро не вмешивался. С декабря 1902 по январь 1903 "Stosch" снова был в Венесуэле, на этот раз в составе образованной 16 декабря Восточно-американской крейсерской эскадры коммодор Георга Шедера (Georg Scheder) , который держал флаг на большом крейсере "Vineta". Совместно с британскими кораблями они блокировали венесуэльские гавани, чтобы вынудить президента Киприано Кастро к платежу долгов. По возвращении крейсер выполнял учебные рейсы в домашних водах, в частности, в 1904 посетил Берген.

"Stosch" был вычеркнут из списков военных кораблей 27 мая 1907 и в октябре 1907 был продан на слом нидерландской фирме.

                     

             

01.1881 - 01.1882 капитан-цур-зее Louis von Blanc
01.1882 - 11.1883 капитан-цур-зее Glomsda von Buchholtz
11.18832 - 08.1885 капитан-цур-зее von Nostitz
08 - 11.1885 корветтен-капитан Geissler
11 - 12.1885 корветтен-капитан Otto von Diederichs
12.1885 - 04.1889 капитан-цур-зее Franz Junge
04 - 09.1891 капитан-цур-зее Diederichsen
04 - 09.1892 капитан-цур-зее Rittmeyer
05.1893 - 04.1894
04 - 07.1894 капитан-цур-зее Oscar Schuckmann
07.1894 - 09.1895 капитан-цур-зее Hugo Schuckmann
09.1895 - 04.1897 капитан-цур-зее August Thiele
04 - 08.1898 капитан-цур-зее von Maltzahn
08.1898 - 04.1901 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Alfred Ehrlich
04.1901 - 04.1903 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Janke
04.1903 - 03.1904 капитан-цур-зее Mandt
03.1904 - 03.1906 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Hartwig von Dassel
03.1906 - 04.1907 капитан-цур-зее Holleben

 

 

S.M.S. Moltke

Корабль был заложен в 1875 г. на императорской верфи в Данциге вторым в серии, для замены корвета "Arcona". Спущен на воду в 1877 четвёртым, но сдан флоту вторым. Он был назван в честь фельдмаршала Хельмута Мольтке, главнокомандующего германской армией в германо-французской войне 1871-1872 гг.

16 апреля 1878 корабль вступил в строй и 1881-1889 гг. провёл в заграничных плаваниях.

С 1891 учебный корабль для кадетов и юнг, активно использовался до 1908, как дома (в осенних манёврах 1894 - в составе 3-й дивизии изображал "немецкий" флот), так и в заграничных походах, в т. ч. с сентября по декабрь 1901 - в Восточно-Американской крейсерской эскадре.

                         

24.10.1910 исключён, переоборудован в плавбазу ПЛ "Acheron" в Киле. В этом качестве он прослужил всю Первую мировую войну. 7 июля 1920 блокшив был продан, планировалась перестройка в мишень для ПЛ, но от реконструкции отказались и корпус отправили на слом.

     

 

 

S.M.S. Bismarck

Корабль был заложен в 1875 г. на верфи "Norddeutsche Schiffbau AG." в Киле как головной, под бюджетным обозначением "закрытый корвет B". Спущен на воду в 1877 первым, но сдан флоту только третьим. Корабль был крещён 25 июля 1877 адмиралом Штошем и назван в честь Отто фон Бисмарка, первого рейхсканцлера Германской Империи.

27 августа 1878 корабль был зачислен на службу и проходил испытания с командиром капитаном-цур-зее Дайнхардом, а уже 22 ноября вышел в первый поход в заокеанские страны - в Монтевидео / Уругвай. С 12 по 20 января 1879 "Bismarck" прошёл Магелланов пролив и направился дальше в южный Тихий океан. Там он проводил промеры глубин глубоководной зоны моря. Затем корвет заходил на острова Таити и посетил Раятею. Там, кроме всего прочего, офицеры экипажа нанесли визит к королевской семье и заключили договор о дружбе с королевой этого архипелага, чтобы другие государства не смогли эти острова аннексировать. Позже корабль пошёл дальше к островам Бора-Бора и Гуахине.

10 мая 1879 "Bismarck" достиг Апиа на Самоа. Между 1847 и 1861 там были открыты немецкое, британское и американское консульства, и уже вскоре экономические и политические интересы 3 наций столкнулись. Местные вожди были втянуты в противостояние и настраивались друг против друга. "Bismarck" сменил "Ariadne", который вместе с "Albatross" отправился в Сидней, и 22 мая 1879 вышел в поход вокруг островов Самоа, чтобы разведать ближайшие острова.

После возвращения "Albatross" 30 июля, "Bismarck" 8 августа 1879 направился в Сидней для ремонта. Кроме того, он должен был там представлять Немецкую империю на всемирной выставке. Уже в пути его достиг безотлагательный отзыв на Самоа, где снова появилась угроза немецким экономическим интересам.

Вновь назначенный генеральный консул на тихоокеанских островах, капитан-цур-зее Зембш (Zembsch), после временного пребывания в Тонгатабу (острова Тонга), 1 ноября 1879 поднялся на борт и был доставлен в Апиа, куда в это время уже прибыл "Albatross". После похода для пополнения запасов угля в Левуку на острове Офалау (Фиджи), генеральному консулу, консулу Веберу и командиру "Bismarck" удалось достичь нового соглашения, в ходе которого вождя Малиетоа признали руководителем всех самоанцев, что в конец озлобило их, вызвало неуважение к заключенным с Немецкой империей договоров и привело к гражданской войне.

Тем временем на Самоа была также послана канонерская лодка "Nautilus". Непривычный климат вызвал на "Bismarck" 8 человеческих жертв и вынудил адмиралтейство отозвать корабль. 26 января 1880 он покинул Апиа. После выхода из Левкуки "Bismarck" попал в сильный шторм и получил такие повреждения, что вынужден был зайти в Сидней на ремонт. Теперь, однако, корабль смог представлять Германию на всемирной выставке, а экипаж - посетить город Сидней.

Между тем адмиралтейство решило изменить путь возвращения домой, чтобы в случае чего поддержать бронированный корвет "Hansa" во время "селитровой" войны на западном побережье Южной Америки. После посещения перуанских и чилийских гаваней с 26 мая по 12 июля 1880 "Bismarck" 18 июля 1880 покинул Чили, из-за бури перед Магеллановым проливом должен был обогнуть мыс Горн. Через Порт-Стэнли на Фолклендских островах и Плимут он 30 сентября 1880 прибыл в Вильгельмсхафен и 14 октября 1880 был выведен из компании.

С 1881 по 1883 "Bismarck" находился на Императорской верфи в Вильгельмсхафене на модернизации, где на нём были установлены торпедные аппараты.

В 1884 была образована Западноафриканская крейсерская эскадра из кораблей "Bismarck", "Gneisenau", "Ariadne", "Olga" и "Möwe". Командующим эскадрой назначили контр-адмирала Кнорра, 15 октября он поднял флаг на "Bismarck".

19 мая 1884 рейхсканцлер Отто фон Бисмарк поручил немецкому генеральному консулу в Тунисе, доктору Нахтигалю, отправиться в Западную Африку, чтобы принять "... проживающих там немцев под немецкую защиту". Инструкция относилась к береговой полосе между дельтой Нигера и Габоном, в частности, область рядом с испанским островом Фернандо По, устье реки Камерун до мыса Сент-Джон. В приказе говорилось, что учреждение управления, а также гарнизона немецких войск не запланировано. 11 июля 1884 в Бимбии (позже Камерун) был подписан первый защитный договор. После того, как агенты фирм "Woermann" и "Jantzen & Thormählen" провели подготовку, доктору Нахтигалю и его провожатому, имперскому комиссару доктору Бухнеру, удалось подписать защитный договор с королями Белл и Аква, которые вследствие английского влияния до сих пор были против. 14 июля в деревнях Белл, Аква и Дидотаун, в присутствии "Möwe" был торжественно поднят немецкий флаг. Великобритания опоздала на несколько дней, несмотря на то что ещё в 1882 предложила своё покровительство, на что аборигены, однако, не ответили.

В течение следующих недель и месяцев доктором Бухнером были заключены другие договоры во внутренней части и на юге Камеруна. Отношения владения и суверенные права среди вождей побережья были очень сложными, это приводило к конфликтам со старыми колониальными державами Великобританией и Францией. 18-22 сентября 1884 дело дошло до восстания против прогерманского короля Белл, вызванного британскими торговыми агентами. Восстание было подавлено десантными группами военных кораблей "Bismarck" и "Olga" под командой адмирала Кнорра, после штурма Йоссплатте, где окопались мятежники. В ходе боя погиб агент фирмы "Woermann" Пантениус.

Согласно различным договорам с Францией и Великобританией Камерун в 1884 стал немецкой колонией.

В августе 1885 "Bismarck" был отправлен на усиление Восточно-африканской крейсерской эскадры у Занзибара. Там эскадра вынудила султана Баргхасха ибн Саида дать согласие на немецкий "протекторат" над Немецкой Восточной Африкой.

К новому году в 1885/86 образовалось нечто вроде "летучей" эскадры крейсеров, которая попеременно должна была обслуживать различные станции заокеанских стран. Основу этой эскадры составили корабли прежней Восточноафриканской крейсерской эскадры и их флагманский корабль "Bismarck". В январе 1886 корабль перешёл на Восточно-Азиатскую станцию, где стал флагманом вновь образованной крейсерской эскадры.

"Bismarck" предпринимал походы в Африку, Азию, Австралию и Океанию, в 1886 его экипаж принимал участие в торжественном поднятии флага в Виту (немецкая колония с 1885 по 1890).

В июле 1888 прибыл приказ возвращаться домой. В августе "Bismarck" прибыл в Вильгельмсхафен и 1 сентября 1888 был выведен из кампании. 21 сентября 1891 "Bismarck" исключили из списков военных кораблей после всего лишь 12 лет активной службы. Это произошло непосредственно после спора между императором Вильгельмом II и Отто фон Бисмарком. Бисмарк был очень рассержен на это и рассматривал консервацию корабля с его именем как личное оскорбление.

Корпус корабля долго использовался как жилой блокшив в Вильгельмсхафене и был сдан на слом лишь в 1920 г. в Рюстрингене.

25 сентября 1897 в Киле имя Fürst Bismarck получил первый немецкий броненосный крейсер.

 

27.08.1878 - 14.10.1880 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Karl August Deinhard
2 - 13.08.1883 корветтен-капитан Friedrich von Levetzow
4.10.1884 - 09.1885 капитан-цур-зее Guido Karcher
09.1885 - 08.1888 капитан-цур-зее Franz Kuhn
04 - 06.1888 капитан-лейтенант (и.о.) Gustav Schmidt
06 - 09.1888 корветтен-капитан Ernst Aschmann

 

 

S.M.S. Blücher

Корабль был заложен в 1876 г. на верфи "Norddeutsche Schiffbau AG." в Киле под бюджетным обозначением "закрытый корвет С". Спущен на воду в 1877 вторым в серии, но сдан флоту только четвёртым. Корабль был крещён 20 сентября 1877 и назван в честь Гебхарда фон Блюхера, прусского генерала-фельдмаршала, участника наполеоновских войн.

Введен в состав ВМС Германии 21 декабря 1878 сразу как учебный корабль, с 10 августа 1880 - опытовое и учебно-торпедное судно (Torpedo-Versuch- und Schulschiff), в 1892 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле. Орудия были демонтированы (по другим данным они не устанавливались с самого начала) и сокращён рангоут. На нижней палубе были установлены торпедные трубы диаметров 35 и 45 см, частично над, частично под ватерлинией. Они служили для обучения матросов, унтер-офицеров и офицеров использованию торпед.

"Blücher" базировался в Киле и предпринимал учебные походы в Кильской бухте и Фленсбургском фьорде. С 1882 по 1901 (?) тендером учебного корабля был монитор-брандвахта Arminius. С сентября 1906 "Blücher" использовался, как учебный блокшив и плавучая казарма (Lehr- und Wohnhulk) в Мюрвике. 6 ноября 1907 тяжело поврежден в результате взрыва котла, при этом погибли несколько человек. Вскоре после этого, 29 февраля 1908 г., корабль был исключён и в 1909 продан частной компании в Роттердаме за 142.000 марок, которая перепродала корабль в Виго, где далее он использовался в качестве угольного склада (Kohlenhulk), пока не был разобран.

                   

 

 

S.M.S. Gneisenau

Корабль был заложен в 1877 г. на императорской верфи в Данциге под бюджетным обозначением "закрытый корвет D", спущен на воду в 1879 пятым в серии. Корабль был крещён 4 сентября 1879 и назван в честь Августа Вильгельма Гнейзенау, прусского генерала и военного реформатора.

"Gneisenau" был введён в строй в 1880 году и служил для обучения подрастающего поколения офицеров в качестве учебного корабля кадетов. В 1882-1886 гг. он предпринял несколько заграничных походов

В августе 1882 корабль находился в восточном Средиземном море. Там из за восстания Ахмада Ураби-Паши находились под угрозой немецкие граждане и экономические интересы. В египетских водах также присутствовали  "Nymphe", "Habicht", "Möwe" и "Cyclop".

Далее последовал поход в 1884 к Камеруну, в 1884-1885 крейсер находился в составе восточно-африканской крейсерской эскадры. В 1885 в Сиднее отмечены случаи дезертирства. В 1886 году "Gneisenau" вернулся на родину и с 1887, после ремонта, использовался как учебный корабль для кадетов и юнг,  в осенних манёврах 1894 в составе 3-й дивизии изображал "немецкий" флот.

 

      

16 декабря 1900 после аварии машины крейсер был выброшен ураганом на портовый мол в Малаге (Испания) и затонул (36°42 N / 04°26 W). Погиб 41 человек, в том числе командир капитан-цур-зее Кретск  и старший офицер. Торчащие над водой разрушенные мачты корабля были видны еще много лет.

   

 

 

S.M.S. Stein

Корабль был заложен в 1878 г. на верфи "A. G. Vulcan" в Штеттине, последним в серии, для замены корвета "Hertha". Спущен на воду в 1879 также последним в серии. Корабль был крещён 14 сентября 1879 и назван в честь Генриха Штейна, прусского и немецкого государственного деятеля.

"Stein" вошёл в строй 3 октября 1880 г., с 1884 использовался как учебный корабль для мичманов (4jährig-Freiwillige), до 1888 находился в заграничных плаваниях, как флагманский корабль 3-й дивизии изображал "немецкий" флот в осенних манёврах 1894.

С 1897 учебный корабль для курсантов военно-морского училища и юнг. Один из наиболее известных курсантов, проходивших обучение на этом корабле, был будущий адмирал Вильгельм Канарис.

С 1899 находился в резерве, но с октября 1901 по январь 1902 - в Восточно-Американской крейсерской эскадре

C 21 мая 1908 - жилой блокшив в Вильгельмсхафене, в 1920 слом в Вильгельмсхафене.

     

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1878-1903
Stein
Блокшив "Stein"
Stein
"Nixe" и "Stein"
Stein
"Stein"
Stein
"Stein"
Stein
"Stein"
Stein
"Stein"
Stein
"Stein"

Барон Штейн, Генрих Фридрих Карл (нем. Heinrich Friedrich Karl Reichsfreiherr vom und zum Stein; 1757 - 1831) — прусский государственный и политический деятель, который отменил в стране крепостное право и провёл ряд других значимых реформ, обеспечивших экономическое процветание и социальную стабильность Пруссии после Наполеоновских войн, а в дальней перспективе — подготовивших объединение Германии при Бисмарке.

Gneisenau
Гибель "Gneisenau"
Gneisenau
Гибель "Gneisenau"
Gneisenau
Гибель "Gneisenau"
Gneisenau
Гибель "Gneisenau"
Gneisenau
Построение на палубе "Gneisenau"
Gneisenau
"Gneisenau"
Gneisenau
"Gneisenau"
Gneisenau
"Gneisenau"
Gneisenau
"Gneisenau"
Gneisenau
"Gneisenau"
Gneisenau
"Gneisenau", рисунок.
Gneisenau
"Gneisenau", рисунок на открытке того времени.

Граф Август Вильгельм Антон Нейтхардт фон Гнейзенау (1760 - 1831) - прусский военачальник (генерал-фельдмаршал) эпохи наполеоновских войн.

Автор большого числа военно-теоретических и военно-топографических работ. Отличился в кампанию 1806. В огромной степени именно Гнейзенау принадлежит слава успехов прусской армии — особенно при Кацбахе и Лейпциге.

Blücher
Кормовой мостик "Blücher".
Blücher
Банный день на "Blücher".
Blücher
Адмирал Кнорр на "Blücher".
Blücher
Старый и новый "Blücher", открытка начала XX века.
Blücher
"Blücher" и миноносец, рисунок.
Blücher
"Blücher"
Blücher
"Blücher", рисунок.
Blücher
"Blücher" во Фленсбурге, 1910 г.
Blücher
"Blücher"
Blücher
"Blücher"
Blücher
рисунок "Blücher" на колоде игральных карт того времени

Гебхард Леберехт фон Блюхер, князь Вальштадский (нем. Gebhard Leberecht von Blücher; 1742 - 1819) — прусский генерал-фельдмаршал, участник ряда наполеоновских войн, командующий прусскими войсками в боевых действиях против вернувшегося Наполеона.

В конце 1812 года, едва лишь появилась надежда на свержение Наполеоновского ига, Блюхер, имевший уже 70 лет от роду, стал во главе национального движения в Германии и в 1813 году получил начальство над соединёнными русско-прусскими войсками в Силезии, покрывшими себя славою, особенно в сражениях при Кацбахе и под Вартенбургом.

Bismarck
"Bismarck" в качестве плавказармы
Bismarck
"Bismarck"
Bismarck
"Bismarck", "Carola", "Sophie" и "Olga" в Капштадте (Кейптауне), 1888
Bismarck
"Bismarck" в доке в Сиднее.
Bismarck
"Bismarck" в гавани Апиа.
Bismarck
"Bismarck"
Bismarck
"Bismarck"
Bismarck
"Bismarck", гравюра.

Отто Эдуард Леопольд Карл-Вильгельм-Фердинанд герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен (нем. Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen; 1815 - 1898) — князь, политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха), прозванный "железным канцлером". Имел почётный чин (в мирное время) прусского генерал-полковника в ранге генерал-фельдмаршала.

Acheron
"Acheron" и подводные лодки в Киле
Acheron
"Acheron" и подводные лодки в Киле
Acheron
"Acheron"

Ахерон (др.-греч. Aχέρων — "река скорби") — древнее название реки в эпирской области Феспротии, пробегающей в своём верхнем течении суровую, дикую и гористую местность, затем проходящей через узкое и мрачное ущелье, длиной 5 км, в равнину Эпира, или Кихира, но вскоре исчезающей в озере-болоте (Acherusia palus), воды которого стекают в Элейскую гавань.

Согласно одному мифу, имя Ахерон носила река в подземном царстве, через которую Харон перевозил в челноке прибывшие тени умерших (по другой версии он перевозил их через Стикс).

У греков и римлян слова "Ахерон" и "ахерузийский" употреблялись вообще для обозначения глубины и ужасов преисподней.

Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke"
Moltke
учебный корабль "Moltke", 1906.
Moltke
"Moltke"
Moltke
"Moltke", рисунок.
Moltke
"Moltke", рисунок.
Moltke
"Moltke", рисунок.
Moltke
"Moltke", гравюра.
Moltke
Спуск на воду "Moltke", граюра.

Хельмут Карл Бернхард фон Мольтке, Мольтке Старший (нем. Helmuth Karl Bernhard von Moltke (1800-1891 гг.), граф, германский фельдмаршал. Начальник генерального штаба в 1857-88 гг. Организовал немецкую армию и создал образцовый генеральный штаб. В победоносных войнах с Австрией (1866 г.) и с Францией (1870-71 гг.) был начальником полевого штаба при императоре Вильгельме I и фактически главнокомандующим.

Stosch
Скатывание тента на "Stosch".
Stosch
"Stosch", Берген, 5 августа 1904 г.
Stosch
"Stosch", Берген, 5 августа 1904 г.
Stosch
Вильгельм II на палубе "Stosch", Берген, 5 августа 1904 г.
Stosch
Соревнования по перетягиванию каната на палубе "Stosch", Берген, 5 августа 1904 г.
Stosch
Вильгельм II на палубе "Stosch", Берген, 5 августа 1904 г.
Stosch
Такелажные работы на палубе "Stosch", Берген, 5-6 августа 1904 г.
Stosch
Матросы отдыхают на палубе "Stosch", Берген, 5-6 августа 1904 г.
Stosch
Вид на мачту "Stosch", Берген, 5-6 августа 1904 г.
Stosch
Офицеры на мостике "Stosch", Берген, 6 августа 1904 г.
Stosch
Сушка белья на "Stosch".
Stosch
Вид на ют "Stosch", Берген, 5-6 августа 1904 г.
Stosch
88 мм пушка на "Stosch".
Stosch
Вильгельм II на "Stosch", Берген, август 1904.
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch", 1880 г.
Stosch
"Stosch" в Бергене, Норвегия, 6 авуста 1904 г.
Stosch
"Stosch" в Бергене, Норвегия, 6 авуста 1904 г.
Stosch
"Stosch" в Бергене, Норвегия, 6 авуста 1904 г.
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"
Stosch
"Stosch"

Альбрехт фон Штош (1818-1896) c 1866 генерал-майор, в немецко-французской войне 1870-1871 главный интендант немецких армий, после заключения мира - начальник генерального штаба при оккупационной армии. С 1872 шеф немецкого адмиралтейства и государственный министр, а также член федерального совета, с 1875 генерал пехоты и адмирал, с 1883 в отставке.

Штош проявил большую энергию по линии морского флота, создавал научные институты (морская метеорологическая станция, гидрографический офис и военно-морская академия), сделал возможным строительство кораблей на местных верфях и перенёс дисциплину прусской сухопутной армии на морской флот.

"Stosch", "Gneisenau" и "Moltke"
Stosch
"Stosch"
Moltke
Moltke
Stosch
"Stosch"