ВходОглавлениеКрейсера → корвет "Charlotte"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

крейсер-корвет
(Kreuzerkorvette)

 Charlotte 


Германия, 1886 г. 1 ед. (проект 1881-1882 гг.)

Augusta 

*
Charlotte
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Charlotte <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 8, erzatz Victoria. 2.04.1883 с 1888 использовался как учебный корабль для кадетов и юнг, с 1897 официально УК, в 1903-1905 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Киль, 26.05.1909 исключён, с 1910 плавказарма и плавбаза-тендер при учебном судне для юнг König Wilhelm в Мюрвике, с 20.10.1914 в ВМС Германии, но 4.11.1914 исключен, в 1921 продан в Гамбурге, по некоторым данным использовался как плавучий лагерь.
5.09.1885
1.11.1886
ТТХ
  первоначально с 1905
Водоизмещение нормальное 3288 т
полное 3763 т
регистровое 2368 брт, 1963 нрт.
Размерения длина ВЛ 76,85 м
полная 83,85 м
ширина 14,6 м
осадка носом 6,04 м
кормой 6,86 м
высота борта 9,18 м
1 см осадки = 8,87 т. водоизмещения
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный (с 1899 стационарный) гребной винт Ø 5,35 м
1 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения (на 1 вал) 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения
1 КО 8 цилиндрических ПК, (16 топок, 5 атм., 1064 м²) 6 цилиндрических ПК "Kaiserl. Werft", Вильгельмсхафен, (12 топок, 5 атм., 694 м²)
мощность проектная 3000 л.с. 1200 л.с.
паруса полный корабль, 2360  м². барк, 1580  м².
Ходовые данные скорость проектная 13 уз. 11 уз.
на испытаниях 13,5 уз. при 3119 л.с. / 92,9 об/мин. 11,4 уз. при 1437 л.с. / 75,1 об/мин.
запас топлива 528 т. угля
дальность плавания на 11 уз. 2300 миль  
на 12 уз.   4000 миль
на 13 уз. 2200 миль  
Экипаж штат 506 чел. (20 офицеров, 486 нижних чинов)
с 1897 495 чел. (20 офицеров, 475 нижних чинов, в т. ч. 50 кадетов и 230 юнг)
Дополнительные данные корпус железный с обшивкой днища из монетного металла (muntzmetall) на тиковой подкладке, набор по поперечной схеме, 10 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение 2 динамо-машины, 19,5 кВт, 67 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 баркас, 6 катеров, 1 ял, 1 шлюпка.
кренящий момент 3621 мт
цена ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1899 с 1905
18-150 мм/22 [1868 снарядов], 460-550 м. 12-150 мм/22 2-105 мм/35 [160 снарядов]
2-88 мм/30 16-88 мм/30
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса 4-37 мм револьверных пушки Гочкиса
1 прожектор



 

Заложенный в 1883 году железный корвет "Charlotte" практически являлся увеличенной в размерах копией построенного восемь лет назад "Bismarck", с полным парусным вооружением, несколько усиленной артиллерией (два дополнительных 150 мм орудия). Вместо не оправдавших себя срезов в носовой части, часть орудий были размещены в спонсонах. Как и на "Alexandrine" на крейсере были установлены две машины на одном валу, но особой прибавки скорости это не дало. Корабль выглядел явным анахронизмом. Уже с момента ввода в строй он мог использоваться только в качестве учебного корабля.

Довольно мореходный корабль, но имел большой снос при небольшом ветре и плохую манёвренность, посредственно держал курс. Сильно терял скорость при ходе против волны. Хорошо ходил под парусами только при сильном ветре.

 

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

S.M.S. Charlotte

Корабль был заложен 2 апреля 1883 г. на императорской верфи в Вильгельмсхафене для замены корвета "Victoria". Из за сокращений и перенесений выплат финансовых средств рейхстагом корпус был готов к спуску на воду только 5 сентября 1885. Крестины корабля именем прусской принцессы Шарлотты должен был провести её старший брат, принц Вильгельм, но этого не произошло, и корабль крестил шеф адмиралтейства Лео фон Каприфи. "Charlotte" была закончена осенью 1886 как последний парусный военный корабль Императорского морского флота со вспомогательной паровой машиной.

"Charlotte" впервые была введена в эксплуатацию 1 ноября 1886, чтобы до 28 января 1887 пройти испытания. Она показала хорошую мореходность, но плохую маневренность.

Только 22 сентября 1888 "Charlotte" начала активную службу, сменив "Friedrich Karl" в качестве учебного корабля. Крейсер был придан учебной эскадре, под командой контр-адмирала Фридриха фон Холльманна. Флагманским кораблём эскадры был "Stosch". "Charlotte" взяла 50 курсантов военно-морского училища и 230 юнг и 29 сентября приступила к первой учебной командировке в Средиземное море. Там корабль принял участие в праздновании 25-летнего юбилея правления Георга I (Греция), затем посетил несколько австро-венгерских, итальянских и турецких гаваней и 16 апреля 1889 вернулся на родину. Вскоре после этого учебная эскадра была расформирована и 25 апреля крейсер-фрегат вывели из кампании.

Только через 8 лет, 22 апреля 1897 "Charlotte" снова привели в готовность после капитального ремонта. После учений в Балтийском море корабль сопровождал императорскую чету в Кронштадт и в августе принимал участие в осенних маневрах. 16 сентября фрегат вышел в свой второй большой учебный поход. В конце ноября в Амалии он встретился с фрегатом "Stein" и оба корабля отправились в Порт-о-Пренс, где дипломатический инцидент потребовал присутствия немецких военных кораблей. 4 декабря "Charlotte" сделал остановку в Пуэрто-Плата, чтобы взять на борт бежавшего с Гаити немецкого посла. Через 2 дня корабли были у Порт-о-Пренс. Чтобы придать силу ультиматуму, оба стали в боевую позицию и направляли свои орудия на 3 присутствующих гаитянских военных корабля , портовый форт и президентскую резиденцию. Но только тогда, когда гаитянские корабли были захвачены, президент Терезиа Симон-Сэм уступил немецким требованиям. Предусмотрительно эвакуированные на 2 парохода HAPAG немцы снова сошли на берег. 10 декабря в гавань прибыл крейсер США, который должен был в случае аннексии Гаити Германией атаковать немецкие корабли. После урегулирования инцидента корабли смогли покинуть Порт-о-Пренс 14 декабря. 10 января 1898, после того, как прибыл новый стационер "Geier", "Charlotte" отправилась домой и 25 марта прибыла в Киль.

31 мая 1898 "Charlotte" приступила к походу по Балтийскому морю, который был прерван эпидемией кори среди кадетов и юнг. После участия в осенних маневрах, 8 сентября корабль вышел в учебный поход. Он посетил несколько островов в Атлантике. В январе 1899 "Charlotte" вместе с фрегатом "Stosch" перешла в Танжер, где беспорядки угрожали немецким экономическим интересам в Марокко. Затем оба корабля зашли во французские гавани Оран, Алжир и Тунис. Между Францией и Немецкой империей впервые после Немецко-французской войны началось сближение, посещения должны были улучшать отношения. После посещения испанских гаваней "Charlotte" 23 марта 1899 вернулась в Киль, где, для того, чтобы увеличить учебные помещения, число 150 мм орудий было сокращено с 18 до 12. Затем последовал короткий поход в Балтийском море, затем - зимний поход. В числе прочего корабль заходил в Рио-де-Жанейро и Эссаойру и вернулся 23 марта 1900.

Летом 1900 корабль совершил поход в Балтийском море и в норвежские воды. 19 сентября он вышел в большой учебный поход в Средиземное море, во время которого посетил марокканские гавани, Александрию и Корфу. 17 декабря "Charlotte" получила приказ идти в Малагу для выполнения там спасательных работ на затонувшем "Gneisenau" . 22 декабря "Charlotte" достигла испанского порта и продолжила работы, начатые британским броненосцем "Devastation". Из обломков были извлечены последние трупы и, кроме того, секретные документы и ценные предметы. После короткого перерыва для доставки в Танжер посла в Марокко, работы в Малаге были закончены 12 января 1901. Затем "Charlotte" посетила итальянские гавани и 9 марта вернулась в Киль.

18 апреля 1901 на борт "Charlotte" прибыл новый экипаж курсантов военно-морского училища и с ними принц Адальберт. Перед обычным походом в Балтийское море корабль участвовал в гидрографических работах на банке Адлер-Грунд , которые стали необходимыми из за посадки на мель линкора "Kaiser Friedrich III". 14 августа начался очередной учебный поход, снова в Средиземное море. В ходе него корабль посетил Пирей, Константинополь и Триест. Поход закончился 16 марта 1902 в Киле.

После того, как в начале лета в 1902 "Charlotte" снова предприняла местный учебный поход в Балтийском море, 12 июля она вышла в следующий большой учебный рейс. При этом посетила Кронштадт, Бильбао и гавани в Бразилии, Уругвае и Вест-Индии. Наконец, "Charlotte" была направлена к Венесуэльскому побережью, где вошла в состав Восточно-американской крейсерской эскадры, которая была сформирована из за напряжённых отношений между Венесуэлой и Великобританией, Италией и Немецкой империей. Тем не менее, фрегат не принимал участия в боевых действиях, а служил как этапная база. 19 января 1903 он был выведен из эскадры и 23 марта вернулся в Киль. 2 апреля "Charlotte" была выведена со службы и отправлена на Императорскую верфь в Киле для модернизации. Все большие орудия были заменены на скорострельные малокалиберные пушки.

1 апреля 1905 "Charlotte" была снова введена в строй как учебный корабль. В первый большой учебный поход после модернизации корабль вышел 18 июля. Он обошел вокруг Шотландии, прибыл в Средиземное море и 30 марта 1906 вернулся. Зимний поход в 1906/07 гг. прошёл тем же маршрутом. Во время него в Малаге "Charlotte" приняла участие в церемонии, посвящённой памяти "Gneisenau". В 1907/08 и 1908/09 корабль совершил учебные походы в Вест-Индию. После возвращения в Киль, 31 марта 1909 "Charlotte" была выведена из эксплуатации, как последний парусный учебный корабль Императорского морского флота. 26 мая 1909 последовало его исключение из списков военных кораблей. Фрегат использовался далее как жилой блокшив для учебного корабля юнг "König Wilhelm". В октябре 1909 оба корабля были переведены во Фленсбург.

 

Начало Первой мировой войны привело к прекращению службы "Charlotte". После того, как "König Wilhelm" стал плавучей базой на Эльбе, обучение юнг было прервано, но уже вскоре, имперское морское ведомство решило, что образование должно продолжаться. C этой целью "Charlotte" снова была принята на службу 20 октября 1914 и занесена в список военных кораблей. То, что уже списанный корабль был снова зачислен в список, неповторимое событие в немецкой морской истории. Однако, это повторное использование было очень коротким.

Во время войны "Charlotte" использовалась как тендер для "König Wilhelm". В 1921 фрегат был продан в Гамбурге и корпус использовался там как корабль-лагерь.

1.11.1886 - 28.01.1887 капитан-лейтенант Paul Hofmeier
22.09.1888 - 25.04.1889 капитан-цур-зее Ernst von Reiche
22.04.1897 - 12.04.1898 капитан-цур-зее August Carl Thiele
12.04.1898 - 31.03.1902 капитан-цур-зее Friedrich Vüllers
1.04.1902 - 2.04.1903 капитан-цур-зее Otto Mandt
1.04.1905 - 30.03.1906 капитан-цур-зее Johannes Meier
31.03.1906 - 31.03.1908 капитан-цур-зее Friedrich Musculus
6.04.1908 - 31.03.1909 капитан-цур-зее Otto Back
20.10 - 4.11.1914 капитан-цур-зее Andreas Fischer

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1886-1903
Charlotte
Блокшивы "König Wilhelm" и "Charlotte".
Charlotte
"Charlotte" в 1900.
Charlotte
"Charlotte" в 1902 во время парада в Брунсбюттеле.
Charlotte
На батарейной палубе "Charlotte".
Charlotte
"Charlotte" и "Stein" у Порт-о-Пренс.
Charlotte
На палубе "Charlotte".
Charlotte
"Charlotte" в Киле, 1903 г.
Charlotte
"Charlotte"
Charlotte
"Charlotte"
Charlotte
"Charlotte" и "Stein" у Порт-о-Пренс.
Charlotte
"Charlotte"
Charlotte
"Charlotte" у Порт-о-Пренс.
Alexandrine
"Alexandrine"
Charlotte
"Charlotte"
Charlotte
"Charlotte"
Charlotte
"Charlotte", вышивка на ткани.
Шарлотта Прусская (Виктория Елизавета Августа Шарлотта, нем. Victoria Elisabeth Augusta Charlotte, Prinzessin von Preußen, Herzogin von Sachsen-Meiningen; 1860 - 1919) — принцесса Прусская, в замужестве герцогиня Саксен-Майнингенская. Первая дочь (второй ребенок) принца Фридриха Прусского и принцессы Виктории Великобританской. Сестра германского императора Вильгельма II.
Charlotte
"Charlotte"