ВходОглавлениеКрейсера → бронепалубные типа "Irene"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

крейсера II класса (бронепалубные)
(Geschütztekorvetten, Kreuzer II classe, Kleiner Kreutzer) типа

 Irene 


Германия, 1888-1889 г. 2 ед. (проект 1885-86 гг.)

 

*
Irene
*
Prinzeß Wilhelm
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Irene <A.G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 175, Ersatz Elisabeth. 1886 с 24.09.1890 по 1.11.1894 и с 1.10.1901 в резерве, в 1903-1905 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, 17.02.1914 исключён, с 1914 плавбаза ПЛ в Киле, с 1916 в Вильгельмсхафене), в 1919-1921 учебный блокшив машинистов, в 1921 продан, слом в Рюстрингене.
23.07.1887
25.05.1888
2 Prinzeß Wilhelm <Germaniawerft>, Киль, стр. № 30, erzatz Ariadne. 1886 с 22.07.1899 в резерве, в 1899-1902 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, 17.02.1914 исключён, минный склад в Данциге, позднее в Киле и в Вильгельмсхафене, 26.11.1921 продан, слом в Вильгельмсхафене.
22.09.1887
13.11.1889
ТТХ
Водоизмещение нормальное 4271 т
полное 4947-5027 т, с 1902-1907: 4300 т
регистровое 2526 брт, 1137 нрт.
Размерения длина ВЛ 98,9 м
полная 103,7 м
ширина корпус 14,2 м
по спонсонам 15,1 м
осадка носом 6,74 м
кормой 7,63 м
1 см осадки = 9,79 т. водоизмещения
высота борта на миделе 9,35 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2 х 3-лопастных гребных винта Ø 4,5 м, позже 2 х 4-лопастных гребных винта Ø 4,7 м
2 МО 2 горизонтальных 2-цилиндровых ПМ двойного расширения "A.G. Germania", Berlin-Tegel
2 КО 4х2 цилиндрических ПК "A.G. Germania", Берлин-Тегель, (24-32 топки, 7 атм., 1744-1900 м²)
мощность проектная 8000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 18 уз., с 1902-1907: 19,5 уз.
на испытаниях Irene: 18,1 уз. при 8223 л.с., 113 об/мин
Prinzeß Wilhelm: 18,5 уз. при 9732 л.с., 102 об/мин
запас топлива 400/550 т. угля (по другим данным 600/900 т)
дальность плавания на 9 уз. 2490 миль
Экипаж штат 365 чел. (28 офицеров, 337 нижних чинов)
позже 374 чел. (17 офицеров, 357 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус стальной, с медно-мюнцметаллической обшивкой днища на деревянной подкладке, набор по продольно-поперечной схеме, 10 отсеков, двойное дно на 49% длины корпуса, штевни сверху железные, снизу бронзовые
электроснабжение Irene: 2 динамо-машины, 23 кВт, 67 В
Prinzeß Wilhelm: 3 динамо-машины,33 кВт, 110 В
управление 1 руль, 40 °
плавсредства 2 паровых катера, 1 пиннас, 2 катера, 1 ял, 1-2 шлюпки
кренящий момент 4722 мт, позже 5188 мт
цена Irene: 5 млн. 115 тыс. DM
Prinzeß Wilhelm: 4 млн. 536 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
кованая сталь "компаунд"
палуба 75-20 мм (20+30/скосы 20+55), на 120-200 мм тиковой подкладке
гласисы 120 мм (высота 0,9 м; + люки над МО, шахты элеваторов, кожухи дымовых труб)
рубка 50 мм, крыша 20 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1893 с 1902-1907
14-150 мм 4х/30 [400 снарядов], 850 м. 4-150 мм/30 [400 снарядов], 1000 м. 4-150 мм/30
10х/22 [600 снарядов], 540 м. 8-105 мм/35 [736 снарядов], 1080 м.
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса 6-50 мм/40 [1500 снарядов] 7-88 мм
3 ТА-350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых палубных) [8 торпед]
1 прожектор



 

 

Первые немецкие бронепалубные и безрангоутные крейсера. По вооружению - развитие корвета "Charlotte", но на новом техническом уровне. Представляли тип крейсера для заграничной службы, который в случае войны мог использоваться как рейдер. Фактически стали родоначальниками всех больших и малых немецких крейсеров.

 Первое время официально числились "артиллерийскими корветами" (Geschützte Korvetten), в 1993 оба корабля по новой классификации были отнесены к крейсерам 2 класса (Kreuzer II classe), а с 1999 числились малыми крейсерами (Kleine Kreuzer).

Очень мореходные корабли, имели умеренную килевую и бортовую качку. При штормовой погоде и встречном ветре более 7 баллов из-за опасности разрушения бака скорость снижали наполовину! Маневрировали и держали курс очень хорошо. Поперечная метацентрическая высота 0,72-0,69 м, продольная от 101 до 104 м. Остойчивость максимальная при крене ок. 38° или 54° с надстройками, нулевая при крене соответственно ок. 71° или более 90°. угол поворота 40 °.

До 1893 фальшборт был такой же высоты как бак и ют, дымовые трубы ниже на 2,7 м; на фок-мачте установлена прожекторная площадка на высоте 13 м от КВЛ.

В 1893 г. оба крейсера прошли перевооружение, кроме 4-150 мм орудий в спонсонах, остальные заменили на скорострельные пушки.

"Prinzeß Wilhelm" в 1899-1902 гг., "Irene" — в 1903-07 гг. в Вильгельмсхафене прошли капитальный ремонт, и в результате их водоизмещение снизилось до 4300 т, а скорость возросла до 19,5 уз. Изменился и состав вооружения: на кораблях оставили 4 150-мм в спонсонах, остальные пушки заменили на 7 х 88-мм орудий.

 

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3

 

...Их можно считать родоначальниками "больших крейсеров" германского флота; линия развития продолжилась бронепалубными "Фрейями", которых сменили броненосные единицы и, в конце концов, линейные.

Первые корабли нового типа получились не слишком удачными, их бронирование было более слабым, чем на крейсерах Армстронга, а артиллерия совершенно не соответствовала тем требованиям, которые к тому времени предъявлялись к вооружению крейсеров. И уж совсем плохо смотрелись такие специфически крейсерские характеристики, как скорость и автономность. Германия не захотела использовать армстронговские скорострельные пушки — крупповские орудия имели во всем мире слишком высокую репутацию, и передача заказа конкурентам стала бы весьма непатриотическим поступком. Расплачиваться за политические игры пришлось экипажам крейсеров типа "Ирэна" На бумаге их четырнадцать 150-мм орудий выглядели очень солидно, но ни одно из них не являлось скорострельным. Мало того, только четыре орудия имели длину ствола в 30 калибров и стояли в спонсонах в средней части корпуса, прочие же были короткими — только 22 калибра — и могли стрелять не далее трех миль, причем имели весьма узкие секторы обстрела. Фактически к моменту вступления в строй первые германские бронепалубные крейсера мало годились для боя с подобными себе зарубежными кораблями. Они могли использоваться лишь для все тех же традиционных целей "крейсеров мирного времени" - показа флага по всему миру, небольших карательных экспедиций против вождей племен, а также учебных плаваний. Как раз для таких целей они вполне подходили, отличаясь в целом хорошей мореходностью и умеренной бортовой и килевой качкой. К тому же они хорошо слушались руля, отзывы командиров о маневренности и управляемости всегда были сугубо положительными. В общем, несмотря на грозные ряды орудий, именно мирное время для "Ирэны" и "Вильгельмины" оставались естественным состоянием.

Слабость артиллерии немецких крейсеров не являлась тайной за семью печатями для руководства германского флота, поэтому уже в 1893 году их перевооружили: 150-мм орудия в спонсонах оставили, носовые 105-миллиметровки заменили скорострельными с длиной ствола в 36 калибров, а восемь бортовых заменили шестью скорострельными. Но и в таком виде артиллерия все еще оставалась слабой. Неоднократно возникали предложения о дополнительном перевооружении, при котором крейсера получили бы еще несколько скорострельных 88-мм орудий. Однако этот вариант так и не был реализован, скорее всего, из-за небольшой боевой ценности кораблей (уже к 1895 году скорость в 18 узлов больше подходила для канонерки, чем для крейсера).

 

 

S.M.S. Irene

Корабль был заложен в 1886 г. на верфи "A.G. Vulcan" в Штеттине для замены корвета "Elisabeth", спущен на воду 23 июля 1887 и назван в честь принцессы Ирены Гессен-Дармштадтской.

Корабль вступил в строй 25 мая 1888 и приступил к испытаниям. 28 ноября он был отправлен на верфь для исправления выявленных недостатков, что было выполнено за зиму. 1 апреля 1889 корабль наконец ввели в строй под командой супруга подательницы имени, капитана-цур-зее принца Генриха. В конце мая крейсер присоединился к эскадре для маневров. С ней он сходил с визитом в Англию.

В 1889-1890 "Irene" предпринял поход в Средиземное море. Корабль вышел 10 сентября и присоединился к учебной эскадре с флагманским кораблем "Kaiser", чтобы 28 октября сопровождать императора Вильгельма II в Афины на свадьбу его сестры Софии с греческим наследным принцем Константином. Затем императорская чета на яхте "Hohenzollern" посетила турецкого султана Абдульхамида II в сопровождении флагманского корабля "Kaiser", который мог пройти в Дарданеллы по особому разрешению. "Irene" осталась перед Дарданеллами, её командир принц Генрих сопровождал императора в Константинополь. На обратном пути зашли в Корфу для посещения австрийской императрицы Елизаветы. 12 ноября императорская чета покинула флот в Венеции. 14 ноября "Irene" в одиночку посетил Корфу, Египет и палестинское побережье. То, что принцесса Ирэна сопровождала своего супруга в этом походе, в то время критиковалось общественностью. Корабль с учебной эскадрой вернулся на родину в апреле 1890.

С конца июня 1890 "Irene" сопровождала яхту "Hohenzollern" императора Вильгельма II, в ходе государственного визита в Эльсинор к королю Дании Кристиану IX и в Христианию (Осло) к королю Оскару II, тогда еще королю Швеции и Норвегии. В августе корабль принял участие в визите императора к бельгийскому королю Леопольду II в Остенде и в парусной неделе в Коусе (Британия) и сопровождал императорскую чету с 14 по 27 августа в их визите в Санкт-Петербург. Затем корабль принял участие в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии и 24 сентября 1890 был выведен из кампании.

До 1894 из нехватки персонала корабль находился в резерве. За это время он прошёл модернизацию на императорской верфи в Вильгельмсхафене. 10 коротких нескорострельных 150-мм пушек были заменены на 8 новых 105-мм скорострелок, 37-мм револьверные пушки поменяли на 52-мм.

Начало японо-китайской войны летом 1894 потребовало для защиты немецких интересов в регионе сформировать Восточноазиатскую крейсерскую эскадру. Для этого "Irene" снова был введён в строй 1 ноября 1894 и уже 17 ноября вышел в Восточную Азию. По пути он заходил в Касабланку в Марокко, чтобы передать немецкие требования по поводу убийства торгового агента. 14 февраля 1895 корабль прибыл в Чифу и принял от корвета "Arcona" должность флагманского корабля командира эскадры, контр-адмирала Пауля Хоффманна. Кроме этих двух кораблей в эскадру входили также корвет "Marie" и канонерские лодки "Wolf" и "Iltis".

"Irene" патрулировал между Формозой, Гонконгом и Шанхаем. В июне к эскадре присоединился однотипный корабль "Prinzeß Wilhelm". 10 июля 1895 "Irene" передала функцию флагманского корабля вновь прибывшему броненосному крейсеру "Kaiser". Корабли посетили японские гавани до Хакодате, затем, в большинстве случаев, находились у китайского побережья.

В марте и апреле 1896 корабли довольно долгое время пробыли в Йокогаме, чтобы улучшить отношения с Японией. В Нагасаки была произведена замена части экипажей, которые прибыли 11 мая пароходом Северогерманского Ллойда. 15 июня 1896 контр-адмирал Тирпиц принял эскадру в Шанхае. В его задание входила разведка и при случае приобретение подходящей базы. При посещении Владивостока с 13 по 21 сентября Тирпиц подробно обсуждал этот вопрос с русским наместником в Восточной Азии, генерал-адмиралом Алексеевым. Затем "Irene" с флагманским кораблем "Kaiser" через японские гавани вернулась в Шанхай.

В ноябре вся эскадра собралась у Амоя, чтобы подготовить занятие базы. "Kaiser" должен был идти в Гонконг, поэтому Тирпиц перешёл на "Irene" и направился в Манилу. Из-за беспорядков туда раньше уже был послан "Arcona". В январе 1897 Тирпиц снова перешёл на "Kaiser". В марте эскадра перешла в Японию (Йокогама) для смены экипажей, затем исследовала залив Самса на побережье Фукиенс у Амоя на его пригодность в качестве базы. Тирпиц в Нагасаки получил приказ возвращаться в Германию, так как он был назначен государственным секретарем имперского морского ведомства. Новый командир эскадры, контр-адмирал Отто фон Дидерихс, прибыл 11 июня 1897 и на рейде Ву-Сунг у Шанхая поднял свой флаг на "Kaiser", затем эскадра совершила визит в Японию. Флагманский корабль и "Prinzeß Wilhelm" отправились из Хакодате в Йокогаму, а "Irene" с командиром эскадры на борту и "Arcona" посетили Корсаковск, бухту Владимира и Владивосток и 8 сентября присоединились к эскадре в Йокогаме, после чего с ней ушли в Шанхай. В октябре "Irene" перешла в Гонконг, чтобы пройти там текущий ремонт.

После того, как 1 ноября 1897 в Китае были убиты два немецких католических посланника Низ и Генле из миссии "Steyler", император Вильгельм II, который искал предлог к учреждению немецкой базы в Китае, приказал занять Киатсчоу. Эскадра в составе "Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" 14 ноября вошла в залив и заняла город и гавань Циндао. 2 декабря из Гонконга прибыли также "Irene" и "Arcona". Таким образом все немецкие военные корабли в регионе были собраны в одном месте. Вопреки ожиданиям, китайцы не оказали военного сопротивления, а сопротивление других государств было незначительно, даже при том, что англосаксонская пресса распространяла частично агрессивные слухи против Германии.

В апреле 1898 "Irene" отправилась в Нагасаки, чтобы пройти ремонт. Он был прекращён 30 апреля, так как корабль получил приказ срочно следовать в Манилу, куда он прибыл 8 мая. Там из за восстания на Филиппинах была развязана война между Испанией и США.

Американцы обещали Филиппинам независимость от Испании, однако в 1898 сами завладели архипелагом. В середине 1899, во время испанской американской войны немецкая эскадра посылала все больше кораблей в Манилу, что привело к напряжённым отношениям с американцами. Дело дошло до инцидента с американским крейсером.

Немцы объясняли концентрацию своих кораблей запланированной сменой экипажей, которые прибыли с родины на пароходе Северогерманского Ллойда "Darmstadt". 8 июля "Irene" покинула Манилу, как корабль, который имел больше всего проблем с американцами.

Во время начала "боксерского восстания" 1900 г. в Китае "Irene" был стационером в Циндао и послал лишь часть своей десантной партии, которая потеряла в боях 1 человека. В июне "Irene" доставил 2 подразделения III морского батальона в Тяньцзинь, после чего снова вернулся в Циндао, где находился с перерывом в 4 недели, когда в октябре стоял в карауле перед устьем Янцзы.

27 июня 1901 "Irene" вместе с "Gefion" вышел в обратный путь на родину. 22 сентября он достиг Вильгельмсхафена и 1 октября 1901 был выведен из кампании в Данциге.

Находящийся в резерве крейсер из-за нехватки современных крейсеров с 1903 по 1905 прошёл модернизацию на императорской верфи в Вильгельмсхафене, но в состав действующего флота так и не вводился. С декабря 1913 он служил как жилой блокшив для экипажей подводных лодок в Киле. 17 февраля 1914 устаревший крейсер был вычеркнут из списков военных кораблей, но во время войны продолжал использоваться как плавбаза ПЛ в Киле, а с 1916 как плавказарма Вильгельмсхафене, в 1921 продан и разобран в Рюстрингене.

25.05 - 28.11.1888 капитан-лейтенант Leopold Koellner
1.04.1889 - 24.09.1890 капитан-цур-зее Prinz Heinrich
1.11.1894 - 05.1896 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Erich von Dresky
05.1896 - 11.1897 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Georg du Bois
11.1897 - 11.1899 корветтен-капитан / корветтен-капитан с рангом подполковника August Obenheimer
11.1899 - 01.1901 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Johannes Stein
?.01 - 1.10.1901 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm Gildemeister

 

 

S.M.S. Prinzeß Wilhelm

Корабль был заложен в 1886 г. на верфи "Germaniawerft" в Киле для замены корвета "Ariadne", спущен на воду 22 сентября 1887. Принцесса Августа Виктория Шлезвиг-Гольштенская, Зонденбургская и Августенбургская, будущая императрица, крестила корабль именем "принцесса Вильгельма" в честь своего брака с принцем Вильгельмом.

13 ноября 1889 корабль был принят флотом для испытаний, но лишь в апреле 1891 (с полуторагодичной задержкой) были закончены многочисленные исправления и доводки, и крейсер включили во II эскадру флота для маневров.

С 28 июня 1891 "Prinzeß Wilhelm" сопровождал императорскую яхту "Hohenzollern" в Коус, Лейт (Шотландия), Тромсё и до Нордкапа. На обратном пути на нём произошла авария трубы котла и корабль должен был уйти на верфь для ремонта.

С 11 февраля 1892 "Prinzeß Wilhelm" предпринял поход вокруг Британских островов. Сперва он направился к острову Уайт, где 31 января помог севшему на мель пароходу Северогерманского Ллойда (NDL) "Eider". Он продолжил путь вокруг Ирландии и Шотландии в Кристианзанд и 24 марта снова был в Киле.

После повторного использования в качестве конвоира императорской яхты при посещении России, с августа последовал поход в Испанию и Италию, где праздновалось 400-летие открытия Америки Христофором Колумбом. Также крейсер посетил Египет, где с 20 по 25 сентября находился в Александрии и оттуда командир посетил хедива Аббаса II, Хилми-Бея в Каире, чтобы передать верительные грамоты от императора. После возвращения 14 ноября 1892 корабль был временно выведен из компании в Вильгельмсхафене, чтобы модернизировать вооружение.

Как и на систершипе, 10 коротких нескорострельных 150-мм пушек были заменены на 8 новых 105-мм скорострелок, 37-мм револьверные пушки поменяли на 52-мм.

После модернизации Prinzeß Wilhelm 2 года использовался как учебный корабль в Северном и Балтийском море. В сентябре 1894 он сел на мель у Ронне на Борнхольме и смог снятся только через немалый срок. Ремонт повреждений проходил на Императорской верфи в Вильгельмсхафене, затем в октябре-ноябре крейсер участвовал в осенних манёврах флота 1894.

27 апреля 1895 "Prinzeß Wilhelm" вышел в поход в Восточную Азию, чтобы заменить там корвет "Marie". В Красном море из-за недостаточной вентиляции корабля от перегрева умерло несколько человек. Захоронение жертв происходило в Адене. 4 июля корабль прибыл в Шанхай и вошёл в состав Восточноазиатской крейсерской эскадры, которой командовал контр-адмирал Пауль Хоффманн на однотипном корабле "Irene". Через несколько дней флагманом стал вновь прибывший броненосный крейсер "Kaiser", затем корабли посетили японские гавани до Хакодате на о. Хоккайдо на севере Японии. Затем корабли в большинстве случаев находились у китайского побережья. "Prinzeß Wilhelm" исследовал рукав устья Хуангпу на север от Вусонга около Шанхая на его пригодность в качестве военно-морской базы. 6 декабря он стал в док в Нагасаки.

В марте и апреле 1896 эскадра довольно долго стояла в Йокогаме, чтобы несколько улучшить ухудшившееся в ходе японско-китайской войны отношения с Японией. В мае "Prinzeß Wilhelm" получил приказ вместе с канонерской лодкой "Iltis" идти в Порт Гамильтон (Геомундо, остров в Корейском проливе), а затем в Нанкин, где произошло превышение власти против немецких армейских инструкторов. После 4 недель пребывания там и проведения немецких требований, командир решил подняться еще дальше по Янцзы и 11 июля достиг Ханкау. В конце июля у Чифу крейсер снова присоединялся к эскадре, руководство которой между тем принял контр-адмирал Тирпиц.

С сентября по ноябрь корабль прошёл капитальный ремонт в Нагасаки. Уже в декабре из-за тяжелой аварии машины он снова должен был идти в Нагасаки, где пробыл до января 1897.

В марте 1897 эскадра снова прибыла в Японию (Йокогама) для смены экипажа, после чего был исследован залив Самса на побережье Фукиенс в Формозском проливе у Амоя на пригодность в качестве базы. В июне Тирпица сменил контр-адмирал Отто фон Дидерихс, и с новый командир снова повёл эскадру в Японию, "Prinzeß Wilhelm" ходил до Хакодате, затем в Йокогаму, где 8 сентября эскадра собралась и перешла в Шанхай.

После того, как 1 ноября 1897 в Китае были убиты два немецких католических посланника Низ и Генле из миссии "Steyler", император Вильгельм II, который искал предлог к учреждению немецкой базы в Китае, приказал занять Киатсчоу. Эскадра в составе "Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" 14 ноября вошла в залив и заняла город и гавань Циндао. 2 декабря из Гонконга прибыли также "Irene" и "Arcona". Таким образом все немецкие военные корабли в регионе были собраны в одном месте.

С мая 1898 служба эскадры крейсеров была определена испанско-американской войной. "Irene" в конце апреля была послана в Манилу, за ней последовал "Cormoran". Так как "Kaiser" должен был идти на ремонт в Нагасаки, командир эскадры ушел 12 июня в Манилу на "Kaiserin Augusta", чтобы на месте разобраться в положении. 18 июня "Prinzeß Wilhelm" также прибыла в Манилу, а 20 июня и "Kaiser", дело дошло до значительных напряжений в отношениях с американцами. Немцы объясняли концентрацию своих кораблей запланированной сменой экипажей, которые с родины прибыли пароходом Северогерманского Ллойда "Darmstadt". 8 июля "Irene" первой покинула Манилу, 13 августа "Kaiserin Augusta", по договоренности с американцами, ушла в Гонконг с испанским генерал-капитаном на борту, 15-го ушёл "Cormoran" и 21-го "Kaiser" с шефом эскадры. После инцидента в Маниле остался только "Prinzeß Wilhelm" для соблюдения немецких интересов, пока в ноябре не был сменён однотипным судном "Irene".

"Prinzeß Wilhelm" вернулся в Циндао, где до февраля стал флагманским кораблем Дидерикса, так как "Kaiser" находился в Гонконге на ремонте. Вскоре после принятия руководства эскадрой, контр-адмирал принц Генрих Прусский 26 апреля 1899 отправил "Prinzeß Wilhelm" из Циндау домой в Германию. Крейсер достиг Вильгельмсхафена 22 июля 1899 и был выведен из кампании.

После возвращения корабль до 1902 происходил модернизацию, так как испытывался недостаток в современных крейсерах, однако на активной службе больше не был. В октябре 1912 он без зачисления на службу перешёл в Данциг в корабельный резерв.

17 февраля 1914 корабль был вычеркнут из списков военных кораблей и во время войны использовался как минный склад сначала в Данциге, затем в Вильгельмсхафене. 26 ноября 1921 корабль был продан за 909000 M и в 1922 разобран в Вильгельмсхафене.

19.11.1889 - 25.03.1890 корветтен-капитан барон Armandt von Erhardt
16.04.1891 - 14.11.1892 капитан-цур-зее Oscar Boeters
10.11.1893 - 30.09.1894 корветтен-капитан Georg Sarnow
1.10.1894 - 04.1895 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Ludwig Borckenhagen
04.1895 - 08.1896 корветтен-капитан Henning von Holtzendorff
08.1896 - 01.1998 корветтен-капитан с рангом подполковника Adolf Thiele
01.1898 - 07.1899 корветтен-капитан с рангом подполковника Oscar (v.) Truppel

 

МОДЕЛИ

                   

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 - zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
4 Klaus Hildebrand: Das vergangene Reich. Deutsche Außenpolitik von Bismarck bis Hitler 1871-1945. Studienausgabe Göttingen, 2008
5 Manfred P. Emmes: Deutschland und der Aufstieg der Vereinigten Staaten von Amerika zur Weltmacht. Berlin u.a., 2007
на английском
6 Terrell D. Gottschall: By order of the Kaiser: Otto von Diederichs and the rise of the Imperial German Navy, 1865-1902, Naval Institute Press, 2003.
на русском
7 Пахомов Н.А. - Броненосные крейсера Германии 1886-1918 гг. Санкт-Петербург, 2006.
8 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
9 Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1888-1903

Германские корабли в Циндао, 1900 г.
Prinzeß Wilhelm
"Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" входят в Киатсчоу, рисунок.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm" в Циндао, рисунок.
Prinzeß Wilhelm
Восточно-Азиатская крейсерская эскадра 1898 г.: "Arcona" - "Prinzeß Wilhelm"- "Kaiserin Augusta" - "Kaiser" / "Cormoran" - "Irene" - "Gefion" - "Deutschland"
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm", 1892 г.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Принцесса Вильгельма, Августа Виктория Фредерика Луиза Феодора Дженни (нем. Auguste Viktoria Friederike Luise Feodora Jenny, 1858 - 1921) принцесса из рода Августенбургов.  В 1881 году вышла замуж за принца Вильгельма Прусского, впоследствии императора Вильгельма II, в браке — германская императрица и королева Пруссии.
Германские корабли в Циндао, 1900.
Irene
Прибытие немецкой эскадры в Киатсчоу, рисунок, "Irene" в правом нижнем углу.
Irene
"Irene"
Irene
"Irene"
Irene
"Irene" в китайских водах, рисунок.
Irene
"Irene"
Irene
"Irene"
Irene
"Irene"
Irene
"Irene" в начале службы.
Irene
"Irene" в начале службы.
Irene
"Irene", рисунок.
Irene
"Irene", первоначальный вид с высоким фальшбортом, гравюра.
Zieten
Средиземноморская эскадра 1889 в Киле: "Blitz" - "Irene" - "Nixe" - "Louise" - "Niobe" - "Kaiser" - "Deutschland"
Принцесса Ирена Луиза Мария Анна Гессен-Дармштадтская (Prinzessin Irene von Hessen-Darmstadt, 1866 - 1953), в замужестве принцесса Прусская, жена принца Генриха, сестра российской императрицы Александры Фёдоровны.
Irene
"Irene" с 1893 г.
Irene
"Irene" с 1893 г.
Prinzeß Wilhelm
"Prinzeß Wilhelm"
Irene
"Irene", вышивка на ткани.