ВходОглавлениеКрейсера → бронепалубный "Gefion"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

крейсер III класса (бронепалубный)
(Kreuzerkorvette, Geschütztekorvette, Kreuzer III classe, Kleine Kreuzer)

 Gefion 


Германия, 1894 г. 1 ед. (проект 1891 г.)

 

*
Gefion
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Gefion <F. Schichau>, Данциг, стр. № 486, корвет "J". 28.03.1892 с 22.09.1901 в резерве, в 1901-1904 модернизирован на "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, с 1916 плавказарма в Данциге, 5.11.1919 исключён, в 1920 продан компании "Norddeutschen Tiefbaugesellschaft m.b.H." в Берлине и перестроен в наливной теплоход, введен в эксплуатацию компанией "Danziger Hoch- und Tiefbau GmbH как "Adolf Sommerfeld", в 1923 - слом в Данциге.
31.05.1893
27.06.1894
ТТХ
Водоизмещение нормальное 3746 т
полное 4275 т
регистровое 2549 брт, 1147 нрт.
Размерения длина ВЛ 109,2 м
полная 110,4 м
ширина корпус 13,2 м
осадка носом 6,47 м
кормой 6,27 м
1 см осадки = 9,58 т. водоизмещения
высота борта на миделе 7,87 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 4,2 м
2 МО 2 вертикальные 3-цилиндровые ПМ тройного расширения
3 КО 6х2 цилиндрических ПК (32 топок, 12 атм., 2110 м²)
мощность проектная 9000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 19 уз.
на испытаниях 20,5 уз. при 9827 л.с., 142 об/мин.
запас топлива 400/860 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 6500 миль
на 12 уз. 3500 миль
Экипаж штат 302 чел. (13 офицеров, 289 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус стальной с мюнцметаллической обшивкой днища на деревянной подкладке (от 1 м выше КВЛ) , набор по продольно-поперечной схеме, 10 отсеков, двойное дно на 52% длины корпуса.
электроснабжение 3 динамо-машины, 40 кВт, 67 В
позже 3 динамо-машины, 58 кВт, 110 В
управление 1 руль с подпятником
плавсредства 1 паровой катер, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла, 1 шлюпка.
кренящий момент 5324 мт
цена 5 млн. 171 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь
палуба 25 мм (скосы 30), на 180 мм тиковой подкладке
гласисы МО 100 мм
комингсы 40 мм
рубка 30 мм, крыша 30 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально (временно) с 1896 (штат)
10-105 мм/35 [807 снарядов], 1080 м. 12-105 мм/35 [1064 снарядов], 1260 м.
6-50 мм/40 [1500 снарядов], 620 м 8-88 мм/30 [1600 снарядов]
2 ТА-450 мм (палубные), [5 торпед] *в 1901 демонтированы
2 прожектора



 

 

Проект Конструкторского бюро Императорского морского ведомства крейсера-корвета "J" разрабатывался в 1891 г. В основу проекта легла идея создания слабо бронированного корабля, способного вести разведку в интересах линейных эскадр, охранять колонии и использоваться в качестве "истребителя торговли". Сперва числился крейсером III класса, в 1899 переклассифицирован в малый крейсер.

По проекту корабль предполагалось вооружить десятью 150-мм/35 орудиями, но в строй он вступил, вооруженный новыми скорострельными 105-мм пушками. Такое же вооружение получали и все последующие немецкие бронепалубные и легкие крейсера вплоть до 1916 года, что дорого обошлось германскому флоту. Дальнобойность этих орудий составляла всего 10 км, тогда как британские 152-мм пушки Мк.VII образца 1900 стреляли на 13,35 км; Мк.Х1 образца 1906 — на 13,08 км. Поражающие возможности шестидюймовых снарядов тоже существенно превосходили возможности четырехдюймовых.

Подводная часть корпуса была обшита древесиной и покрыта медными листами, соответственно, корабль предназначался преимущественно для службы за границей.

Корабль имел посредственную мореходность, испытывал сильную бортовую качку, в открытом море палубу заливало. Отлично маневрировал и держал курс, потери скорости при повороте доходили до 65%, на волнении они были незначительные. Имел сильный боковой снос. Поперечная метацентрическая высота 0,55 м, продольная - 131 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 71°, нулевая при > 90°. угол поворота 40°.

Даже после реконструкции имел очень плохую вентиляцию. Был очень легко построен. Дымовые трубы были прямоугольными в плане со слабо закругленными углами.

Схемы окраски:

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

 

S.M.S. Gefion

После испытаний "Gefion" вступил в строй 2 октября 1894. Уже при испытаниях выявились проблемы, которые не могли быть устранены окончательно: небольшие аварии механической установки, слишком слабая конструкция корпуса и вибрация на высоких скоростях значительно уменьшали надежность эксплуатации. К этому можно прибавить в высшей степени плохую вентиляцию машинных отделений, что предъявляло крайне высокие требования к физическим силам кочегаров.

В июне 1895 корабль принимал участие в торжествах по случаю открытия канала Императора Вильгельма. Затем он из за своей хорошей скорости каждый год до 1897 использовался как тендер императорской яхты "Hohenzollern" при традиционном летнем вояже. В осенних манёврах 1896 г. он входил в группу разведывательных кораблей.

В сентябре 1897 г. "Gefion" получил приказ перейти в Китай и присоединился к Восточноазиатской эскадре в Циндау 16 декабря года. Там он выполнял представительские обязанности корабля-станционера и неоднократно посещал русские и японские гавани.

Во время боксерского восстания в 1900 г. корабль выделил десантную группу под командованием капитана-лейтенанта Отто Венигера, в будущем командира корабля, которая приняла участие в неудачной экспедиции Сеймура в июне 1900. В следующем году "Gefion" вернулся на родину.

После прибытия в Вильгельмсхафен 22 сентября 1901 он был выведен из компании и до 1904 находился на верфи в капитальном ремонте. При этом верхняя палуба была закрыта, стоящие на ней 105-мм пушки в переставлены в позиции в центре корпуса (49,0 м, 54,0 м и 59,0 м от кормы); 50-мм пушки у 2-й дымовой трубы перенесены к 3-й, торпедные аппараты демонтированы.

Сразу после модернизации выведен в резерв, где и пробыл до начала Мировой войны.

10 августа 1914 корабль был внесён в списки мобилизации, но из за нехватки персонала фактически в строй не вводился. В 1916 стал использоваться как плавказарма в Данциге.

5 ноября 1919 корабль был вычеркнут из списков военных кораблей и продан Северогерманскому обществу глубоководного строительства в Берлине (Norddeutsche Tiefbauges). Оно в 1920 перестроило корабль в Данциге в наливной теплоход. При этом большинство надстроек и механическая установка были демонтированы и вместо этого установлены дизели, 2 грузовых стрелы и танки для воды. Новая двигательная установка состояла из 2 дизельных двигателей мощностью по 1500 л.с., которые первоначально были заказаны для подводного крейсера Императорского морского флота. Под именем "Adolf Sommerfeld" бывший крейсер недолгое время эксплуатировался пароходной компанией  Danziger Hochbau und Tiefbau GmbH , однако использование бывшего крейсера в качестве "купца" оказалось крайне неэкономичным, и уже в 1923 он был сдан на слом в Данциге.

           

06 - 10.1894 корветтен-капитан Hans Oelrichs
06.1895 - 09.1896 капитан-цур-зее Gustav Schmidt
09.1895 - 02.1896 корветтен-капитан Hugo Zeye
02.1896 - 03.1896 капитан-лейтенант Johannes Vanselow
03.1896 - 10.1896 капитан-цур-зее Rudolf von Eickstedt
10.1896 - 09.1897 корветтен-капитан Hugo Plachte
09.1897 - 12. 1898 корветтен-капитан Friedrich Follenius
12.1898 - 01.1901 фрегаттен-капитан Max Rollmann
01.1901 - 06.1901 фрегаттен-капитан Heinrich Bredow
06.1901 - 10.1901 корветтен-капитан Otto Weniger

 

 

МОДЕЛИ

          

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrandt, Albert Röhr und Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Band 3, Herford: Koehlers Verlagsgesellschaft mbH 1983
4 Robert Gardiner: Conway’s All the World’s Fighting Ships 1860-1905. London: Conway Maritime Press 1979
на русском
5 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1894-1903
Gefion

"Gefion"
Gefion

"Gefion"
Gefion

"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
празднование дня рождения кайзера на "Gefion" в Китае
Gefion
"Gefion"
Gefion
рисунок "Gefion" на колоде игральных карт того времени.
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
Восточно-Азиатская крейсерская эскадра 1898 г.: "Arcona" - "Prinzeß Wilhelm"- "Kaiserin Augusta" - "Kaiser" / "Cormoran" - "Irene" - "Gefion" - "Deutschland"
Gefion
"Deutschland", "Kaiser" и "Gefion" в Китае, рисунок.
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"
*ГЕФИОНА (сканд. Gefion, от исланд. gefa - давать) - в северной мифологии: строго девственная богиня, принимавшая в свое лоно всех умерших девицами; она почиталась также богиней плодородия земли.
Gefion
"Gefion"
Gefion
"Gefion"