ОглавлениеКрейсера → Парусный фрегат "Niobe"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

32-пушечный парусный учебный фрегат (Segelfregatte)

 Niobe 


Пруссия, с 1862 г. 1 ед. (быв. британский, 1849)

 

*
Niobe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / дата закладки/спуска в строю примечания
1 Niobe <Royal Dockyard>, Портсмут, 1848/18.09.1849 12.10.1862 быв. британский, с 1863 учебный корабль для кадетов, 18.11.1890 исключён, блокшив в Киле, в 1919 слом.
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1270 т
полное 1590 т
регистровое 854 брт
Размерения длина ВЛ 43,29 м
полная ? м
ширина 12,8 м
осадка носом 5,05 м
кормой 5,39 м
Энергетическая установка паруса полное вооружение, 1650 м².
Ходовые данные скорость до 14 уз.
Экипаж 350 чел. (34 офицеров, 316 матросов)
Дополнительные данные корпус деревянный с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 3 больших и 3 малых лодки
цена 180 тыс. 200 талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально к 1870
16 - 68-ф. пушек [864 снаряда] 6 - 150 мм/22 нарезных пушек
4 - 30-ф. пушки [332 снаряда] 6 - 120 мм/23 нарезных пушек



 

После потери двух учебных кораблей: шхуны "Frauenlob" (в 1860 году) и парусного корвета "Amazone" (в ноябре 1861 года) прусский сейм санкционировал закупку подходящих учебных судов за границей, чтобы срочно обеспечить возрастающие потребности в обучении моряков. В то время британский флот находился в процессе преобразования в полностью паровой, и их деревянные парусные корабли можно было купить по дешевке. Таким образом 1862 году у Британского адмиралтейства были куплены парусный фрегат "Niobe" и два шлюпа - "Rover" и "Musquito". В договоре купли-продажи кораблей, подписанном 9 июля 1862 года, стоимость "Niobe" была указана в 180,2 тыс. фунтов стерлингов. Всем трём кораблям оставили их английские имена.

Второй "Niobe" британского Королевского флота был заказан в марте 1846 года как третий 28-пушечный фрегат 6-го ранга типа "Diamond". Только головной корабль фактически поступил на вооружение ВМФ, а спущенная на воду 18 сентября 1849 года на верфи Девонпорта в Плимуте и завершёная 5 октября 1849 года, "Niobe" была сразу отправлена в резерв без вооружения и никогда не служила на флоте.

Фрегат обладал отличной мореходностью, хорошо управлялся, отлично ходил под парусами, даже при небольшом ветре редко нёс все паруса, но испытывал сильную килевую качку.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая белая полоса по уровню пушечных портов,широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Передача купленных кораблей состоялась в октябре 1862 г. Для приёмки в Великобританию были отправлены только офицеры. Необходимые команды должны были предоставить "Arcona" и "Thetis", вернувшиеся из Восточной Азии. Винтовой фрегат "Arcona" под командованием капитана-цур-зее Хенрика Людвига Зундевалля прибыл в Англию из Кейптауна в августе и стоял в доке Девонпорта на ремонте. После перевода части экипажа на парусник, 17 сентября 1862 он продолжил путь домой. Парусный фрегат "Thetis" под командованием капитана-цур-зее Эдуарда Яхмана прибыл в Плимут в середине октября, после выполнения специального задания в Южной Америке. Он передал остальных матросов для экипажа фрегата и 25 октября продолжил свой путь домой. 21 октября фрегат был передан прусскому флоту в Плимуте-Девонпорте. 1 ноября он вышел для перехода в Данциг, где 5 января 1863 года снова был выведен из эксплуатации на Королевской верфи, чтобы провести необходимые работы для эксплуатации в качестве учебного корабля для кадетов. Командиром "Niobe" на переходе был лейтенант-цур-зее 1-го класса Хассенштайн (Hassenstein).

25 июня 1863 года "Niobe" была принята на вооружение третьим из новых учебных кораблей. С августа 1863 года с двумя шлюпами она входила в состав сформированной впервые учебной эскадры ("Niobe" и бриги "Rover" и "Musquito"), которую принц Адальберт представил у Рюгена прусской наследной чете Фридриху Вильгельму и Виктории на "Grille". После совместных учений осенью корабли отправились в заграничный поход в Атлантику, который был прерван в Плимуте 16 ноября 1863 из-за напряженности в отношениях с Данией. Эскадра получила приказ возвращаться домой. Во время германо-датской войны 1864 года фрегат служил плавбазой в Свинемюнде.

Осенью 1864 года учебная эскадра из тех-же трёх кораблей отправилась из Киля в Атлантику. Из-за недавно закончившейся войны с Данией уходящую эскадру до Плимута сопровождали паровые корветы "Vineta" и "Victoria". Так, как погода была часто штилевой, пароходам периодически приходилось буксировать парусники. В Плимуте "Niobe" отделилась и продолжила свое путешествие в Вест-Индию в одиночестве, а бриги направились в Средиземное море. Через полгода, в конце апреля 1865 года фрегат вернулся в Киль.

Следующее большое путешествие за границу было начато 29 сентября 1865 года в сопровождении брига "Rover", корабли через Фуншал прибыли на Канарские острова. Командовал фрегатом будущий адмирал Карл Фердинанд Батч. От Мадейры до Тенерифе в качестве пассажира на борту находился исследователь Эрнст Геккель. На Канарских островах "Niobe" помогла испанскому фрегату и шведским торговым судам, пострадавшим от сильного шторма. 26 января 1866 года начался обратный путь, который 21 февраля был прерван в Кадисе, откуда в течение шести недель корабль совершал короткие учебные выходы. 15 мая 1866 года корабль вернулся в Киль. За время похода "Niobe" посетила Плимут, Мадейру, острова Зеленого Мыса, Кадис и Лиссабон.

Осенью 1866 года "Niobe" снова предприняла большой учебный поход в Вест-Индию. На обратном пути командир с некоторыми офицерами и мичманами посетил всемирную выставку в Париже, пока фрегат стоял в Шербуре.

В сентябре 1867 года учебная эскадра в том-же привычном составе вышла из Киля в Атлантику, но при проходе Малым Бельтом датский лоцман посадил корабль на мель. Хотя фрегат удалось с трудом снять, 24 сентября 1867 года командир корветтен-капитан Шелле (Schelle) умер от стресса и был похоронен в Лангесунне в Норвегии. Команлование принял 1-й офицер граф Монтс и повел фрегат в Плимут, где корабль вошел в док для ремонта, а 12 октября командование "Niobe" принял командир учебного брига "Musquito", корветтен-капитан Адольф Бергер (Adolph Berger). Затем бриги ушли в Лиссабон, а фрегат направился в США через порты Вест-Индии. Из-за сильного тумана не удалось войти в Норфолк, вместо этого фрегат неделю гостил в Нью-Йорке. 27 мая 1868 года "Niobe" вернулась в Киль.

Следующие походы в Вест-Индию последовали с 22 августа 1868 г. по 23 мая 1869 г. и с 20 сентября 1869 г. по 28 мая 1870 г. (второй - под командованием корветтен-капитана Пауля Грапова). Во втором походе 19 ноября 1869 в Бриджтауне "Niobe" встретила канонерку Meteor. В это время в Венесуэле произошли беспорядки, которые угрожали жизни и собственности проживающих там немцев. В начале марта 1870 фрегат вместе с лодкой стал на якорь у Ла-Гуайры, чтобы защищать там финансовые интересы Империи. После начала войны с Францией 1870-1871 гг. "Niobe" 18 июля 1870 г. была выведена со службы и затем использовалась как плавказарма, а позже - как тюремный корабль в Свинемюнде.

11 мая 1871 года "Niobe" была снова введена в строй и совершила свой последний крупный переход через Атлантику. Она отправилась в Карибское море через английские порты Северного моря. После посадки на мель у Ямайки корабль смог освободиться сам и получил лишь незначительные повреждения. В марте 1872 года в Гаване фрегат передал своих кадетов на "Gazelle" 11 мая 1872 года и вернулся в Киль. Затем до осени он служил вахтенным кораблем на Балтийской станции в Киле.

В это время было решено больше не использовать чисто парусные суда в дальних плаваниях, ограничивая свои походы Северным и Балтийским морями в летние месяцы. Дальние морские походы курсантов должны были совершаться теперь на крейсерах. Однако после принятия новой концепции первый рейс "Niobe" с 31 мая по 21 сентября 1873 г. все же был в Фуншал, Мадейра. Во время летнего плавания 1874 года "Niobe" стала первым немецким военным кораблем, посетившим Копенгаген после германо-датской войны 1864 года, а командир корабля с офицерами были приняты датским королем Кристианом IX. Затем учебный корабль посетил Рейкьявик, чтобы отпраздновать 1000-летие поселения в Исландии. В 1875 и 1876 годах "Niobe" во время летних походов посещала британские порты Северного моря. В летнем плавании 1877 года самым выдающимся членом экипажа был 15-летний принц Генрих, внук германского императора. Поход включал визиты в Портсмут и Коуз, где офицеры и курсанты корабля, в том числе принц Генрих, были представлены британской королеве Виктории.

С 1878 по 1890 год каждое лето с начала апреля до конца сентября "Niobe" использовалась для обучения гардемаринов в Северном и Балтийском морях. Это почти непрерывная служба, в ходе которой на ней недолго служили почти все офицеры Императорского флота, принесло "Niobe" прозвище «Мать флота» (Mutter der Marine). Среди кадетов, прошедших на нём обучение, было семь будущих адмиралов: Альфред фон Тирпиц, Вильгельм Бюхсель, Оскар Клаус, Иван Ольдекоп, Отто фон Дидерихс, Рихард Гейсслер и Оскар Ботерс. С середины 1880-х годов "Niobe" участвовала также в океанографических работах в Северном море. Кроме того, во время летних походов фрегат принимал участие в различных торжествах.

После участия в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890, 25 сентября 1890 года на "Niobe" в последний раз был спущен флаг. 18 ноября 1890 корабль был исключён и далее использовался как жилой блокшив в Киле, в том числе иногда, как зимняя квартира экипажа яхты кайзера. В 1907 году перебазирован на торпедную станцию во Фленсбург-Мюрвик в качестве жилого и учебного блокшмва, чтобы заменить пострадавшмй от взрыва котла учебный блокшив "Blücher", но там он был признан непригодным из-за бегающих по нему многочисленных крыс и в 1908 году был возвращён в Киль, где стоял без использования до 1919 года, когда в конце концов был сдан на слом компании Peters, Вевельсфлет. Носовое украшение сохранено в военно - морской школе в Мюрвике.

командиры "Niobe"
21.10.1862 - 5.01.1863 лейтенант-цур-зее Hassenstein
06. - 12.1863 нет данных
ос.1864 - 04.1865 нет данных
09.1865 - вес.1867 корветтен-капитан Karl Ferdinand Batsch
ос.1866 - вес.1867 нет данных
09. - 24.09.1867 корветтен-капитан Schelle
24.09. - 12.10.1867 капитан-лейтенант, и.о. Alexander Graf von Monts
12.10.1867 - 05.1869 корветтен-капитан Adolph Wilhelm Berger
05.1869 - 07.1870 корветтен-капитан Paul Grapow
07.1870 - 1873 нет данных
лето 1874 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Adolph Wilhelm Berger
лето 1875 капитан-цур-зее Wilhelm von Wickede
лето 1876 корветтен-капитан Karl Paschen
1877 - 1882 нет данных
лето 1883 капитан-цур-зее Hans von Koester
1884 - 1889 нет данных
лето 1890 капитан-цур-зее Ernst Fritze

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Breyer Z. Alte deutsche Flotte vor der Jahrhundertwende., Podzun-Pallas-Verlag, Wölfersheim-Berstadt. De, 1996
4 Hans H. Hildebrand/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart, Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford
на английском
5 J.J. Colledge, Ben Warlow - Ships of the Royal Navy: The Complete Record of all Fighting Ships of the Royal Navy, Chatham Publishing, London (Rev. ed., 2006)
6 Rif Winfield - British Warships in the Age of Sail 1817–1863: Design, Construction, Careers and Fates, Seaforth publishing, 2014
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.10.2023

 




 

 
Флот Британского королевства (Royal Navy) 1849-1861
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1861-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1890

"Niobe"

"Niobe", гравюра. На заднем плане "Musquito" и "Rover".

"Niobe"

Средиземноморская эскадра 1889 в Киле: Blitz - Irene - Nixe - Louise - Niobe - Kaiser - Deutschland

"Niobe"

"Niobe" на якоре в гавани Дартмут (Англия), 1883.

"Niobe", 1862.

"Niobe" в Портсмуте, 1861.

"Niobe"

Niobe - Ниоба (Ниобея) (др.-греч. Νιόβη, лат. Niobe), символ материнской любви, скорбящая матерь - в древнегр. мифологии - дочь Тантала и Дионы, возгордилась своими детьми, за что те были убиты богами и 9 дней были непогребёнными. От горя Ниоба обратилась в камень.

Следующая страница - германский учебно-артиллерийский корабль "Renown"
Предыдущая страница - прусский парусный фрегат "Thetis"