ВходОглавлениеКрейсера → военные шхуны типа "Hela"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

военные шхуны
(Kriegsschooner) типа

 Hela 


Пруссия, 1854-1856 гг. 2 ед. (проект: Klawitter / Lübke, 1853, по образцу голландского Schorpioon)

 

*
Hela
*
Frauenlob
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hela <Königl. Werft>, Данциг 1852 строился как Der Urwähler, с 1859 использовался как учебный, в 1860 перестроен в бриг, 28.11.1871 исключён, слом.
18.10.1853
20.03.1854
2 Frauenlob <Lübke>, Вольгаст 1849 строился как Frauengabe, на заграничной службе, 2.09.1860 погиб в тайфун со всем экипажем (47 чел.) на дальнем Востоке.
24.08.1855
1.05.1856
ТТХ
  Hela Frauenlob
Водоизмещение нормальное 271 т 275 т
полное 300 т 305 т
регистровое 77 брт, Hela после перестройки: 94 брт
Размерения длина ВЛ 27,43 м 27,66 м
полная 32,60 м 32,10 м
ширина 7,85 м 8,10 м
осадка носом 2,44 м 2,61 м
кормой 3,66 м 3,23 м
глубина трюма 4,9 м
Энергетическая установка паруса топсельная шхуна, 539 м² с 1860: бриг, 604 м² гафельная шхуна, 523 м²
Ходовые данные скорость до 14 уз. до 13 уз.
Экипаж 45 чел. (5 офицеров, 40 матросов)
с 1860: 82 чел. (7 офицеров, 75 матросов)
47 чел. (5 офицеров, 42 матроса)
Дополнительные данные корпус дубовый, набор по поперечной схеме, медная обшивка днища
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
цена 46 тыс. талеров. 43 тыс. талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально Hela с 1860
1 - 30 ф. короткая пушка 9 - 24 ф. (3 тяжёлых, 6 лёгких)



 

  

Средства на постройку двух военных шхун были собраны добровольными пожертвованиями во время германской революции 1848 г. и Шлезвиг-гольштейнской войны. В качестве образца для проекта была взята голландская шхуна "Schorpioon".

Первой заложила шхуну частная верфь "Lübke" в Вольгасте, на денежные пожертвования немецких женщин, сперва она получила имя "Frauengabe" ("Женский дар"). "Женских" денег оказалось недостаточно, и к 1850 г. постройка приостановилась.

В 1852 г. избиратели собрали по подписке деньги на ещё один корабль. Он был заложен корабельным мастером Клавиттером на королевской верфи в Данциге и получил при постройке имя "Der Urwähler" ("Избиратель").

Недостаток собранных средств вынудил правительство финансировать достройку корабля и 20 марта 1854 он вошёл в строй, сменив имя на "Hela".

Затем правительство выделило деньги и на стоящий в Вольгасте недостроенный корабль. 1 мая 1856 он вступил в строй с несколько изменённым именем "Frauenlob".

Корабли оказались неудачными - мореходность практически отсутствовала, выдерживали лишь небольшое волнение, плохо меняли курс. Единственным плюсом было то, что они хорошо ходили под парусами.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП (с 8 апреля 1868 г. - широкая полоса по уровню пушечных портов).
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

Frauenlob

В 1856 принц Адальберт поднял свой флаг на колёсном корвете "Danzig" и с парусниками "Thetis", "Amazone", "Mercur" и "Frauenlob" отправился на Мадейру, ходил также в Средиземное море и на марокканское побережье, где Рифские пираты несколько лет назад ограбили Штеттинский корабль. У мыса Tres Forcas он высадился на лодке на побережье и внезапно оказался под огнем. Немцы высадили маленькую десантную партию матросов и морских пехотинцев на сушу и атаковали марокканцев, но вынуждены были отступить с 7 убитыми и 22 ранеными, принц Адальберт был ранен в ногу.

8 января 1860 года небольшая эскадра вышла из Данцига в особенно важный для прусского морского флота заграничный поход в восточноазиатские воды. Она состояла из винтового фрегата "Arcona", парусного фрегата "Thetis", шхуны "Frauenlob" и транспортного судна "Elbe".

Пруссия была очень заинтересована в торговле с Китаем, Японией и Сиамом. Поход вёл через Англию, мыс Доброй Надежды в Сингапур. 2 сентября 1860 перед Йокогамой прусская эскадра попала в тайфун. Даже большие военные корабли подверглись серьезной опасности, а "Frauenlob" с её плохими мореходными качествами, погибла со всем экипажем из 5 офицеров и 42 матросов.

Остаток эскадры продолжил поход и прибыл в Японию и в Шанхай в Китае. Через Южную Африку они вернулись в Данцига после 2-летнего путешествия.

В 1902 г. имя шхуны получил новый бронепалубный крейсер.

 

 

 

Hela

Однотипная "Hela" использовалась как учебный корабль. В то время, как систершип находился на пути к Японии, её переделали, заменив оснастку на рангоут брига, надстроив фальшборт и усилив вооружение.

 

6 августа 1861 канонерские лодки I класса "Camäleon" и "Comet" с канонерскими лодками II класса "Fuchs", "Jager", "Salamander" и "Scorpion" вышли в поход для посещения Гамбурга и Бремена, тогда еще фактически заграницы. В Северном море к ним присоединились корвет "Amazone" и бриг "Hela", при этом находящийся на "Amazone" принц Адальберт принял руководство флотилией. На обратном пути корабли посетили Любек и вернулись в Данциг.

После нескольких учебных походов в домашних водах, в 1871 бриг был выведен из эксплуатации и сдан на слом.

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

König König König König König 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) 1867-1871
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1854-1867
Frauenlob
"Frauenlob", рисунок.
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Frauenlob
Модель "Frauenlob".
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Frauenlob
"Frauenlob" 1902 и 1856 гг.

на деревянной гравюре 1860 года: слева "Arcona", в середине "Thetis", справа "Frauenlob"
Frauenlob
Модель "Frauenlob"

Хельская коса (нем. Halbinsel Hela или Putziger Nehrung) - песчаная коса на побережье Балтийского моря. Длина - 35 км, ширина от 300 метров до 3 километров.

Фрауэнлоб (Хвала женщине, нем. Frauenlob - псевдоним, настоящее имя Генрих фон Мейсен - нем. Heinrich von Meißen; 1250/1260 - 1318 г.) - немецкий средневековый поэт периода позднего миннезанга, воспевал женщин. Восхваляемая frouwe — это Дева Мария.