Канонерки и сторожевики  
  Заградители  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые паровые канонерские лодки (II класса) (Dampfkanonenboote II. Cl., Kleinere Kanonenboote) типа

 Jäger 


Пруссия, 1860 г. 15 ед. (проект 1859 г.)
с 1872-1884 годов 6 единиц использовались, как минные прамы

 

*
Jäger
*
Crocodill
*
Fuchs
*
Hay
*
Scorpion
*
Sperber
*
Pfeil
*
Natter
*
Salamander
*
Schwalbe
*
Wespe
*
Tiger
*
Hyäne
*
Habicht
*
Wolf
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Jäger <Gebr. Mitzlaff>, Эльбинг 1859 служила редко, 19.03.1872 исключена, использовалась как мишень по крайней мере до 1876 г.
01.1860
25.06.1860
2 Crocodill <Gebr. Mitzlaff>, Эльбинг 1859 служила мало, 14.03.1867 исключена, так как рассохлась, слом
кон.01.1860
осень 1860
3 Fuchs <J. W. Klawitter>, Данциг, стр. № 5 1859 служила редко, в 1878-1882 исп., как тендер, 14.11.1882 исключена, минный паром Minenprahm Nr. 3 в Вильгельмсхафене
14.02.1860
осень 1860
4 Hay <J. W. Klawitter>, Данциг, стр. № 6 1859 служила мало, в 1869 исп., как тендер, 7.09.1880 исключена, использовалась как баржа для инвентаря
14.02.1860
осень 1860
5 Scorpion <Carl A.Domcke>, Штеттин-Грабов 1859 служила редко, в 1867-1869 исп., как тендер, 9.01.1877 исключена, использовалась как баржа в Киле
14.02.1860
осень 1860
6 Sperber <Carl A.Domcke>, Штеттин-Грабов 1859 служила редко, в 1875-1877 исп., как тендер, 12.11.1878 исключена, использовалась как баржа в Киле
14.02.1860
осень 1860
7 Pfeil <W. Lübcke>, Вольгаст 1859 сперва Donner, служила мало, в 1869-1870 исп., как тендер, 19.03.1872 исключена, с 1873 минный паром Minenprahm Nr. 2 в Вильгельмсхафене
14.02.1860
осень 1860
8 Natter <W. Lübcke>, Вольгаст 1859 сперва Blitz, служила мало, в 1873 исп., как тендер, 7.09.1880 исключена
14.02.1860
осень 1860
9 Salamander <A. E. Nüscke>, Штеттин-Грабов, стр. №88 1859 сперва Der Sieger, служила мало, в 1872-1875 исп., как тендер, 12.11.1878 исключена, использовалась как баржа
14.02.1860
осень 1860
10 Schwalbe <A. E. Nüscke>, Штеттин-Грабов, стр. №89 1859 сперва Der Herrscher, служила мало, 19.03.1872 исключена, с 1872 минный паром Minenprahm Nr. 1 в Киле
14.02.1860
осень 1860
11 Wespe <Ed. Zieske>, Штеттин 1859 служила мало, 19.03.1872 исключена, с 1873 минный паром Minenprahm Nr. 1 в Вильгельмсхафене
14.02.1860
осень 1860
12 Tiger <Ed. Zieske>, Штеттин 1859 служила мало, в 1874-1876 исп., как тендер, 19.01.1877 исключена, с 1884 минный паром Minenprahm Nr. 4 в Вильгельмсхафене
14.02.1860
осень 1860
13 Hyäne <Keier & Devrient>, Данциг 1859 служила редко, 17.07.1873 исключена, использовалась как мишень по крайней мере до 1876 г.
15.02.1860
осень 1860
14 Habicht <Keier & Devrient>, Данциг 1859 служила мало, в 1867 и 1877 исп., как тендер, 27.11.1877 исключена, использовалась как баржа для инвентаря
18.02.1860
осень 1860
15 Wolf <F.W. Liegnitz>, Штеттин-Грабов 1859 служила мало, в 1866-1868 и 1871 исп., как ГИСУ, в 1872 исп., как тендер, 26.09.1875 исключена, угольный склад в Данциге, с 1878 минный паром Minenprahm Nr. 2 в Киле, 5.08.1884 взорвана в Киле-Вике при испытании торпеды с ОС "Blücher"
29.04.1860
осень 1860
ТТХ
Водоизмещение нормальное 237 т
полное 283 т
регистровое 164 брт, 79 нрт
Размерения длина ВЛ 38,0 м
полная 41,2 м
ширина 6,69 м
осадка 2,2 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х3-лопастный гребной винт Ø 1,88 м
1 МКО 2 горизонтальных 1-цилиндровых ПМ простого расширения производства "F. Schichau", Эльбинг ("Jäger" и "Crocodill"), "Borsig", Берлин (Fuchs), или A. G. "Vulcan", Штеттин, или "Möller & Hollberg", Штеттин
4 коробчатых ПК (4 топки, 1 атм.)
мощность 220 л.с. (ном. 60 л.с.)
паруса 3-мачтовые шхуны, ок. 300 м²
Скорость 9 уз.
Запас топлива 31 т. угля
Экипаж 40 чел. (2 офицера, 38 матросов)
Дополнительные данные корпус дубовый, медная обшивка днища
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
цена ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1872 (Natter, Habicht, Scorpion, Fuchs, Tiger, Hay, Sperber и Salamander) Fuchs с 1878 Fuchs с 1880 минные прамы с 1872-1884 (Schwalbe, Wespe, Pfeil, Tiger, Wolf и Fuchs)
1 - 24 ф. стянутая казнозарядная пушка 1 - 150 мм/22 нарезная казнозарядная 1 - 87 мм/24 1 - 37 мм револьверная 50 мин
2 - 12 ф. стянутых казнозарядных пушки

 

Королевство Пруссия в 1858 оказалось перед растущим внешнеполитическим напряжением, особенно с Данией. Возникла необходимость развивать береговую оборону. Флот к этой дате был численно очень мал (5 крейсеров (1 колёсный и 4 парусных), 1 авизо, 2 военных шхуны, 44 гребных канонерских лодки). Имеющиеся гребные канонерские лодки были совершенно устаревшими, как технически, так и в военном отношении и их необходимо было заменить. Поэтому новый шеф генерального штаба Гельмут фон Мольтке, в числе прочего, потребовал построить 20 новых канонерских лодок с паровым приводом. Предложение принца Адальберта Прусского сосредоточиться на строительстве океанских кораблей не вызвало поддержки. Также и предложение Прусской палаты депутатов использовать канонерские лодки в мирное время для торгового флота не прошло, так метод постройки военных кораблей не допускал такое использование. Это предложение свидетельствует лишь о недостатке компетентности депутатов.

При проектировании новых лодок обратились к проверенной в Крымской войне британской конструкции. Из за трудного внешнеполитического положения отказались от первоначально предусмотренного строительства двух экспериментальных лодок для проверки конструкции и в середине 1859 одновременно заказали сразу 15 кораблей у 8 частных верфей. Постройка кораблей началась уже в том же году. Они были готовы к спуску в январе-апреле 1860 и переданы флоту осенью 1860.

Фактически это был паровой вариант гребных канонерских лодок. Значительный рост водоизмещения был потрачен на размещение паросиловой установки. Вооружение осталось на том же уровне, хотя и были установлены новые казнозарядные креплёные пушки.

Необходимость размещения паровой машины и тяжёлого вооружения при ограничениях по осадке и размерам вообще, привела к постройке широких плоских кораблей, практически не обладавших никакой мореходностью. Они испытывали сильную и резкую бортовую качку, палуба в море практически всегда заливалась. Идти против волны, как по паром, так и под парусами, на этих кораблях было практически невозможно. Маневрировали и управлялись они посредственно.

В бою бизань-мачта укладывалась горизонтально. С 1872 оставили только одну сигнальную грот-мачту.

Имена они получили не как обычно - при спуске, а уже 18 октября 1859 указом Высшего Кабинета. Причиной этому были требования прусского таможенного управления в отношении импорта конструктивных элементов из-за границы, особенно железных частей, при которых обязательно должно было указываться имя корабля, для которых они были предназначены. Это привело к тому, что верфь Lübke в Вольгасте дала обоим находящихся в строительстве на верфи кораблях свои имена: Гром (Donner) и Молния (Blitz), что устроило таможенное управление. У лодок верфи Nüscke тоже были временные имена, возможно, по той же причине: Властитель (Der Herrscher) и Победитель (Der Sieger).

Окончательные имена были Jäger (Охотник), Crocodill (Крокодил), Fuchs (Лиса), Hay (Акула), Scorpion (Скорпион), Sperber (Ястреб-перепелятник), Pfeil (Стрела), Natter (Змея), Salamander (Саламандра), Schwalbe (Ласточка), Wespe (Оса), Tiger (Тигр), Wolf (Волк), Hyäne (Гиена), Habicht (Ястреб). Среди моряков корабли получили кличку "морской поросенок" (Seeferkel).

Так как корабли предназначались для береговой обороны в случае войны, в мирное время они большую часть времени провели на суше, поднятыми на слип со снятой медной обшивкой и проделанными в обшивке отверстиями для вентиляции. Машины, котлы, пушки были запакованы, мачты и дымовая труба демонтированы, над корпусом сооружалась защитная крыша.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения.
жёлтый - мачты и стеньги, тонкая золотая полоса по всей длине корпуса около ВП.
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

минные паромы (с 1878) - чёрные, только мачты жёлтые (по другим данным - полностью жёлтые - как несамоходные суда)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ПОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

ДАТСКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1863-1864

МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД 1865-1869

ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1870-1871

ПОСЛЕВОЕННАЯ СЛУЖБА (с 1871)

МОДЕРНИЗАЦИЯ

В КАЧЕСТВЕ МИННЫХ ПРАМОВ

КОМАНДИРЫ И ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ

 

ПОСТРОЙКА И ИСПЫТАНИЯ

 

Корабли были заказаны летом 1859 восьми разным частным верфям. Только эльбингская верфь Mitzlaff рискнула спустить свои корабли в январе: Jäger, а через несколько дней Crocodill. От торжеств по этому поводу отказались по финансовым причинам, потому точная дата спуска неизвестна.

14 февраля 1860 в один день были спущены на воду сразу 10 лодок: Fuchs и Hay на данцигской верфи J. W. Klawitter, Scorpion и Sperber на штеттинской верфи Domcke, Pfeil и Natter на Вольгастской верфи Lübke, Salamander и Schwalbe на штеттинской верфи A. E. Nüscke, Wespe и Tiger на штеттинской верфи Zieske.

Во время спуска на Hay произошла маленькая авария - порвалась цепь центрального защитника, при которой корабль был поврежден, однако, не существенно. При спуске Tiger несколько зрителей, которые стояли слишком близко к кораблю, были ранены и один 15-летний мальчик убит отколовшейся частью спусковых полозьев.

15 февраля на данцигской верфи Keier & Devrient была спущена лодка Hyäne, а 18 февраля - Habicht (по другим данным - первая только в апреле, вторая - ещё позже).

Wolf спускался на воду последним, 29 апреля 1860 на штеттинской верфи Liegnitz.

По другим данным Salamander, Schwalbe, Wolf, Wespe и Tiger спускали в один день 20 марта, между 2 и 4 часами по полудни.

Первое зачисление Jäger на службу произошло 25 июня 1860, когда он вышел на испытания, которые показали, что корабль качало уже при незначительном волнении, выход в море при свежей погоде был невозможен и корабль не мог идти под парусами. Стрельба из орудий сильно ухудшалась бортовой качкой. Точная дата зачисления на службу Crocodill неизвестна.

После окончания первых испытаний осенью 1860 все корабли прибыли на базу канонерских лодок в Данхольм и были законсервированы на зиму. Уже вскоре было установлено, что древесина корпуса Wespe поражена губкой.

1861

После зимовки, с 25 июня 1861 Jäger, Fuchs, Salamander и Scorpion продолжили испытания. Остальные лодки оставались на консервации.

Во время продолжения испытаний Jäger, Fuchs, Salamander, Scorpion, бриг Hela, канонерские лодки I класса Camäleon и Comet, а также флагманский корабль - корвет Amazone, участвовали в походе в Северное море, при этом зашли в Гамбург и Бремен. Этим должны были укрепляться стремления к основанию общего немецкого военно-морского флота.

После окончания испытаний Jäger, Fuchs 12 октября 1861, Salamander 14 октября, Scorpion  15 октября, вывели из эксплуатации и снова подняли на слип в Данхольме. В следующие два года все лодки безвылазно простояли на слипах.

 

ДАТСКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1863-1864

 

С началом немецко-датской войны лодки стали выводить из консервации.

Первой 10 февраля 1864 вошла в строй Hyäne, на следующий день за ней последовали Scorpion, Hay, Sperber, Pfeil и Wespe. Они образовали I дивизион флотилии канонерских лодок, кроме Sperber, которая вошла в III дивизион.

21 февраля 1864 были выведены из резерва Jäger, Wolf, Habicht и Salamander. Они составили III дивизион флотилии КЛ.

1 марта 1864 в строй были введены FuchsSchwalbe, Natter, а 3 марта - Tiger. Они составили II дивизион флотилии КЛ.

На Crocodill в корпусе было обнаружено гниение дерева, из-за чего в строй он не вводился. Корабль был временно приведён в состояние, позволяющее при возможной высадке датчан использовать его как плавучую батарею. До использования в этой функции дело так и не дошло.

17 марта I дивизион участвовал в бою против датских кораблей при Ясмунде. 16 марта корветы Arcona и Nymphe обнаружили датские блокирующие корабли, однако, не смогли атаковать их из за наступления темноты. В подмогу из Штральзунда вышли авизо Loreley и 7 канонерок (Comet, Hay, Hyäne, Pfeil, Scorpion, Wespe и Sperber). 17 марта в первой половине дня в Прорер-Вик посыльное судно обнаружило 5 датских кораблей: Skjold, Tordenskjold, Själland, Heimdal и Thor и около 13 ч. сообщило о них Яхману. Около 14.30 прусские корабли атаковали датчан. К 16 ч. бой прекратился, прусские корабли не смогли добиться победы, однако, в некотором роде сняли тесную датскую блокаду вокруг немецких гаваней. После боя Loreley и канонерские лодки вернулись в Штральзунд. При этом Sperber должен был буксировать Hay, так как на ней произошла авария механической установки.

Следующий поход 6 мая не привел к соприкосновению с противником.  3 июля III дивизион вступил в бой с датскими кораблями у Хиддензее. II дивизион с противником не встречался. Произошедшие бои были безрезультатными с обоих сторон.

После реорганизации соединений канонерских лодок, когда канонерские лодки I класса (тип Camäleon) были выведены из дивизионов, Pfeil, вероятно, стал флагманским кораблем I дивизиона, однако это точно не установлено. Natter, вероятно приняла функцию флагманского корабля II дивизиона, однозначных источников по этому поводу также не существует.

В июне лодки приняли участие в параде флота, который принимал король Вильгельм I. Через месяц Fuchs ушла на ремонт на верфь в Свинемюнде, при этом была удлинена дымовая труба.

Осенью лодки стали снова выводить в резерв и подымать на слип в Данхольме. Первыми были выведены из компании Wolf и Jäger (23 сентября), за ними последовали Wespe (8 октября), Habicht и Hyäne (начало октября), Pfeil (13 октября), Tiger (14 октября), Natter (середина октября), Fuchs (18 октября), Sperber (20 октября), Scorpion  (21 октября), Salamander (27 октября), Hay (в октябре) и Schwalbe (дата неизвестна). При текущем техническом обследовании гнилые доски заменялись на новые.

 

ПЕРИОД 1865-1869

 

В 1865 году Scorpion перешёл в Киль, где использовался как склад мин, при переходе он буксировал 2 гребные канонерки. Однако это происходило без официального зачисления на службу.

1866

3 апреля 1866 ввели в строй для текущей службы Tiger и Wolf.

 Wolf использовался как гидрографическое судно на побережье Северного моря. Вместе с Loreley 22 апреля канонерская лодка приступила к переходу в Вильгельмсхафен, который был назначен базой Wolf. Гидрографические работы были прерваны началом войны с Австрией. Wolf был придан флотилии под руководством броненосца Arminius, но в боевых операциях участия не принимал.

Tiger 11 апреля перешёл в Киль, но уже 12 мая из-за предстоящей войны против Австрии также был послан в Северное море. После перехода вокруг Ютландии канонерская лодка на Эльбе встретилась с кораблями, возглавляемыми броненосцем Arminius и после начала войны участвовала в переброске примерно 13500 человек пехоты, артиллерии и кавалерии через Эльбу в Альтоне. 17 июня десантные группы с Tiger, Arminius и Cyclop вывели из строя брошенные противником береговые батареи у Брунсгаузена.

Затем Tiger и Wolf было приказано идти к устью Эмса, где они должны были занять оба находящихся там ганноверских форта. При этом также была захвачена и приведена в Гестемюнде яхта короля Георга V Königin Maria.

Wolf 24 июня отбуксировал из Брунсгаузена в Альтону 4 шаланды, нагруженные захваченным ганноверским оружием.

По некоторым данным Scorpion также был зачислен на службу во время войны, но в боевых действиях не участвовал.

По окончании войны Tiger, первым из прусских военных кораблей, посетил несколько Восточно-Фризских гаваней, а затем расположился как брандвахта в Альтоне. В сентябре 1866 корабль вернулся в Киль, а 7 января 1867 был выведен в резерв в Штральзунде.

Wolf после окончания военных действий продолжал гидрографическую работу до вывода на зимовку в Гестемюнде 10 ноября 1866.

1867

Плохое состояние Crocodill привело к исключению его из списка военных кораблей. 14 марта 1867 корабль сдали на слом первым из типа, так ни разу и не использовав на службе.

В 1867 Scorpion применялся как тендер станции в Киле и служил для подготовки машинного персонала. 3 апреля 1867 Habicht был также введён в строй как второй тендер станции Киля и использовался в этом качестве до конца ноября.

С 24 апреля Wolf продолжил гидрографические работы и проводил их до 26 октября 1867.

4 сентября Habicht находился в распоряжении у посетителей XIV Евангелического церковного съезда.

Осенью все три действующих лодки (Scorpion, Habicht и Wolf) были вытащены на слип на зимовку.

1868

В 1868 Scorpion снова применялся как тендер станции в Киле и учебный корабль для машинных команд.

Wolf должен был продолжить гидрографические работы но, после ввода в строй 21 апреля 1868 уже через 15 дней снова был выведен из эксплуатации, так как Прусский ландтаг сократил финансовые средства морского флота и число активных кораблей пришлось уменьшить.

Habicht в 1868 сначала опять использовался как тендер станции в Киле, но 8 мая так же был выведен из кампании по той же финансовой причине. С 11 июля Habicht мог снова применяться и до конца ноября служил как тендер учебно-артиллерийского корабля Thetis.

Осенью оба тендера (Scorpion и Habicht) были отправлены на зимовку.

1869

3 мая 1869 в строй ввели две лодки - Scorpion и Pfeil.

Scorpion служил как тендер учебно-артиллерийского корабля Thetis и кроме того с 30 августа по 4 сентября участвовал в учениях броненосцев в западном Балтийском море.

Pfeil был активирован после более 4 лет, проведённых на слипе. Он использовался в качестве брандвахты в Данциге и параллельно в качестве тендера тамошней Королевской верфи.

В июне были выведены из резерва Hyäne (дата неизвестна, 5 лет на слипе) и Sperber (29 июня, 4 года на слипе) однако, только для их перевода из Штральзунда в Киль, где они снова были вытащены на берег.

1 июля 1869 в эксплуатацию ввели Hay и до 20 ноября он применялся как тендер станции в Киле.

Также в 1869 г. пытались ввести в строй Habicht, но поломка машины помешала это сделать.

1870

1 июня 1870 Wolf заменил броненосец Prinz Adalbert в качестве стационера (брандвахты) в Альтоне. К началу войны с Францией он единственный из канонерок II класса находился в строю.

 

ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1870-1871

 

18 июля 1870 в рамках общей мобилизации с началом Франко-Прусской войны в строй ввели Hay, 19 июля - Sperber, 20 июля - Habicht, 22 июля - Scorpion, 24 июля - Jager, Wespe, Fuchs, Schwalbe, Tiger, Hyäne, Natter и Salamander. Pfeil уже находился в строю.

Habicht, Wespe, Fuchs, Hyäne, Pfeil и Natter перешли каналом Айдер в Куксхафен. Sperber самостоятельно, Hay, Schwalbe и канонерская лодка I класса Cyclop - отрядом,  перешли туда же вокруг Ютландии.

WolfSchwalbe и Fuchs и Sperber  нёсли дозорную службу в устье Яде, Hay охранял устье Везера, Jager принадлежал внутренним войскам на Эльбе, позже также охранял устье Везера, Habicht нёс караул в устье Эльбы, Pfeil перешёл в Хузум, но уже в начале августа присоединился к образованной на Эльбе флотилии, Wespe и Natter охраняли устье Эмса. Hyäne служил брандвахтой в Вильгельмсхафене, Scorpion - брандвахтой во Фридрихсорте, где охранял минное заграждение и предупреждал о нём торговые суда. Tiger сначала находился в Рюгене, а со 2 августа также охранял портовые заграждения во Фридрихсорте.

Salamander сперва располагаться в Киле. 17 августа он участвовал в бою против французских кораблей у Хиддензее в составе флотилии корветтен-капитана Франца фон Вальдерзее, в которую также входили авизо Grille и канонерки I класса Blitz и Drache - это был единственный за всю войну случай встречи лодок с кораблями неприятеля. В начале октября Salamander был переведён в Вильгельмсхафен и до конца войны располагался там.

Две лодки, вероятно, по техническому состоянию, были выведены в резерв ещё до окончания войны: Schwalbe - 5 октября 1870 в Гестемюнде, Sperber - 12 октября в Вильгельмсхафене.

Износ конструкции Fuchs  вынудил её пройти ремонт в Бремерхафене. После того, как лодка провела зиму 1870-1871 в управлении порта Вильгельмсхафена, до конца войны она применялась для дозорной службы на Эльбе. С 28 января 1871 Hyäne также использовалась для защиты устья Эльбы - её тоже перевели из Вильгельмсхафена.  Весной 1871 Pfeil перевели в обратном направлении - с Эльбы в Яде. Остальные лодки оставались на прошлогодних позициях.

 

ПОСЛЕВОЕННАЯ СЛУЖБА (с 1871)

 

После окончания войны Habicht на нижней Эльбе следил за репатриацией французских военнопленных, Fuchs с марта участвовал в тралении минных заграждений в фарватере Яде, затем служил тендером военного порта Северного моря, а с августа - во вновь образованном торпедном отделении. Wolf с марта 1871 продолжил гидрографические работы.

По окончании войны в 1871 лодки стали выводить из компании и снова подымать на слипы: 8 апреля - Jager, 11 апреля - Salamander, 12 апреля - Pfeil и Natter в Вильгельмсхафене, 21 апреля - Habicht в Вильгельмсхафене, 29 апреля Tiger, 13 мая - Wespe в Киле, 20 мая - Hyäne, 24 мая - Scorpion, 19 июня - Wolf и 8 декабря - Fuchs.

К концу года в эксплуатации осталась только одна лодка - Hay. 4 апреля 1871 она вышла из Вильгельмсхафена каналом Айдер и через 8 дней прибыла в Киль, где была придана учебно-артиллерийскому кораблю Renown в качестве тендера, параллельно использовалась как тендер станции и оставалась в этой роли до 4 июля 1872, а с 22 июля 1872 в течение короткого времени использовалась для замены Schwalbe на артиллерийских учениях.

Также летом 1872 на службе находился Wolf, он кратковременно применялся как тендер учебно-артиллерийского корабля Renown, а в декабре должен был пройти модернизацию в Киле, но из за сильного ледохода она была отложена до апреля 1873.

При проведенной в 1872 проверке было установлено, что ремонт находящихся в плохом состоянии корпусов Hyäne, Jäger, Schwalbe, Wespe, Pfeil не окупался и 19 марта 1872 г. 4 из них (кроме Hyäne) были вычеркнуты из списка военных кораблей, однако Wespe после этого ещё раз использовалась, что можно рассматривать как чрезвычайно необычное событие: во время учений морского артиллерийского дивизиона возникла необходимость в нескольких малых кораблях, однако в распоряжении был только Hay. Поэтому Wespe временно вернули в строй и с 22 июля по 5 августа 1872 применяли в Кильском заливе.

Pfeil, Wespe использовались как минные паромы №1 и №2 в Вильгельмсхафене. Schwalbe несколько лет служил как минный паром №1 в Киле, после чего был сдан на слом. Jäger сначала использовался как мишень, позже как угольный склад и был сдан на слом в начале 1880-х годов.

Признанная также непригодной Hyäne была списана только 17 июля 1873. Задержка, по видимому, была вызвана хорошо сохранившейся котельной установкой, которая, в конце концов была переставлена на Tiger, а позже послужила для замены изношенного парогенератора, корпус использовался как мишень.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ

 

Остававшиеся в хорошем техническом состоянии Natter, Habicht, Scorpion, Fuchs, Tiger, Hay, Sperber и Salamander в 1872 году прошли капитальный ремонт и модернизацию. Такелаж полностью демонтировался, оставалась лишь грот-мачта в качестве сигнальной. Прежние гладкоствольные пушки заменялись на одну 150-мм/22 нарезную. На Salamander также заменили котлы.

Не смотря на модернизацию, многие из лодок так больше активно и не служили.

1872

Модернизированный Salamander был принят в эксплуатацию 16 августа 1872 и сначала применялся как тендер. После большого шторма и наводнения 13 ноября вместе с Meteor они использовались при ликвидации последствий бедствия во Фридрихсорте.

Кроме нескольких учений, остальное время Salamander почти три года служил как тендер, до 15 июня 1875.

22 августа 1872 кратковременно вводился в эксплуатацию и Tiger, но вскоре снова был разоружён в Вильгельмсхафене.

1873

С 16 апреля по 15 сентября 1873 в последний раз применялся Natter - как тендер для артиллерийского учебного корабля Renown. Кроме него в 1873 продолжал служить тендер Salamander.

1874

С 3 марта 1874 как тендер для артиллерийского учебного корабля Renown использовался Tiger. В течение зимы 1874/75 корабль получил лучше сохранившуюся котельную установку Hyäne, и в течение следующих двух лет и далее применялся как тендер. Кроме него в 1874 всё также продолжал служить тендером Salamander, который в середине мая, совместно с Nautilus, оказывал помощь севшему на мель у Лангеланна корвету Nymphe.

1875

15 июня 1875, после почти трехлетней активности, был в последний раз выведен из эксплуатации Salamander. Для его замены в тот же день тендером военного порта Балтийского моря назначили Sperber. В этом качестве он прослужил 2 года и 31 мая 1877 был окончательно выведен из эксплуатации. Кроме него в 1875 продолжал служить тендером Tiger.

26 сентября 1875 был вычеркнут из списка военных кораблей Wolf и далее использовался как минный паром №2 в Киле. 4 августа 1884 его корпус использовался как мишень для опытового торпедного корабля Blücher и был потоплен торпедой. Затем он был поднят для изучения результатов взрыва, после чего сдан на слом.

1876

В 1876 тендерами продолжали служить всё те же Sperber и Tiger.

1877

В 1877 Habicht сменил списанный Tiger в роли тендера для учебно-артиллерийского корабля Renown. 31 мая 1877 был в последний раз выведен из эксплуатации Sperber.

9 января 1877 из списка военных кораблей вычеркнули две лодки: Tiger далее использовался как минный паром №4 в Вильгельмсхафене, Scorpion в этом году ещё служил в качестве тендера при испытательном торпедном судне "Zieten" и 18 сентября участвовал в первом крупном испытании новых торпед Уайтхеда в военно-морском флоте Германии, за которым наблюдал Штош, а затем использовался, как баржа в Киле. Для замены этих двух кораблей были заказаны канонерские лодки Iltis и Hyäne.

27 ноября 1877 за ними последовал Habicht, который далее использовался как баржа в Вильгельмсхафене. Для его замены заказали канонерскую лодку Hay.

1878

1 апреля 1878 вместо списанного Habicht в качестве тендера при учебно-артиллерийском корабле Renown, а с 1881 - Mars, была зачислена на службу Fuchs, при этом её вооружение ужалось до одной 87-мм/24 пушки. В течение следующих 5 лет корабль периодически использовался как учебно-артиллерийская лодка и тендер, причем она всегда активировалась 1 апреля, но выводилась из эксплуатации в разных числах. При этом в 1880 её вооружение снова уменьшилось до одной 37-мм револьверной пушки.

Остальные корабли в это время продолжали списывать:

12 ноября 1878 из списка военных кораблей вычеркнули Sperber (баржа в Киле) и Salamander (баржа). Для замены второго была заказана канонерская лодка Wolf.

1880

7 сентября 1880 из списка военных кораблей вычеркнули Hay и Natter. Первый далее использовался как баржа для инвентаря, о последующем применении второго ничего не известно. Официально для замены Natter была построена торпедная канонерка Jäger.

1882

Наконец пришла очередь Fuchs. После того, как 27 июня 1882 она была в последний раз выведена из эксплуатации, 14 ноября её вычеркнули из списка военных кораблей. Корпус несколько лет использовался в Вильгельмсхафене как минный паром №3, а затем был сдан на слом. В качестве замены лодки был построен миноносец Flink.

 

В КАЧЕСТВЕ МИННЫХ ПРАМОВ

 

Во время войны 1870/71 немецким морским флотом впервые применялись мины - для закрытия Кильского залива, рек Яде, Эльба и Везер. Постановка велась соединенными подобно катамарану несамоходными землечерпалками и баржами. После войны началось развитие специализированных заградителей различных типов. Первыми типами стали крепостные заградители и минные паромы.

Минные паромы - несамоходные суда, сначала перестроенные из старых боевых единиц, позже специально построенные; мины ставились с помощью бортовых плавсредств. Для буксировки паромов предназначались крепостные заградители, построенные по типу буксира. В тот период минные паромы, как и все несамоходные суда красились целиком в жёлтый цвет.

Первыми минными паромами стали шесть списанных в 1872-1883 канонерских лодок типа Jäger и одна типа Camäleon:

Списанные 19 марта 1872 г. Pfeil и Wespe использовались как минные паромы Minenprahm №1 и Minenprahm №2 в Вильгельмсхафене, Schwalbe несколько лет служила как минный паром Minenprahm №1 в Киле.

Списанный 26 сентября 1875 Wolf сперва использовался как угольная баржа в Данциге, а с 1878 - как минный паром Minenprahm №2 в Киле. 4 августа 1884 его корпус использовался как мишень для опытового торпедного корабля Blücher и был потоплен торпедой. Затем он был поднят для изучения результатов взрыва и затем сдан на слом.

Стоит отметить, что сперва прамы не имели нумерации и сохраняли свои старые имена, а номера были им присвоены, по видимому в 1878 году. Кроме того, в 1877 году в составе флота числился в качестве минного прама только Pfeil, остальные, вероятно, были на консервации и вновь зачислены на службу позже.

Списанный 14 ноября 1882 Fuchs, с 1884 несколько лет использовался в Вильгельмсхафене как минный паром Minenprahm №3 и затем был сдан на слом.

С 1884 г. к прамам в Вильгельмсхафене прибавилась списанная ещё 9 января 1877 лодка Tiger, получившая обозначение Minenprahm №4.

В 1880-1890-х все оставшиеся прамы, по видимому, были проданы на слом.

 

  КОМАНДИРЫ И ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ  
25.06 - осень 1860 лейтенант I класса Paul Grapow испытания
осень 1860 - 06.1861 на хранении в Данхольме
25.06 - 12.10.1861 лейтенант I класса Paul Grapow испытания, поход в Северное море, в Гамбург и Бремен.
10.1861 - 02.1864 на хранении в Данхольме
21.02 - ?.09.1864 лейтенант II класса / лейтенант-цур-зее Johann-Heinrich Pirner Датско-Прусская война, в III дивизионе флотилии КЛ. 3 июля - перестрелка с датскими кораблями у Хиддензее. В июне - парад флота.
? - 23.09.1864 капитан-лейтенант Arendt
09.1864 - 07.1870 на хранении
24.07.1870 - 8.04.1871 лейтенант-цур-зее Gustav Stempel Франко-Прусская война, принадлежала внутренним войскам на Эльбе, позже охраняла устье Везера
04.1871 - нач.1880-х на хранении
03.1872 мишень, позже угольный склад
осень 1860 лейтенант I класса Hassenstein испытания
10.1861 - 14.03.1867 на хранении
осень 1860 лейтенант I класса Wachsen испытания
осень 1860 - 06.1861 на хранении в Данхольме
25.06 - ?.09.1861 лейтенант I класса Rubarth испытания, поход в Северное море, в Гамбург и Бремен.
?.09 - 12.10.1861 лейтенант II класса von Saint Paul
10.1861 - 02.1864 на хранении в Данхольме
1 - ?.03.1864 лейтенант I класса Franz Graf von Waldersee Датско-Прусская война, в III дивизионе флотилии КЛ. 3 июля - перестрелка с датскими кораблями у Хиддензее. В июне - парад флота. В июле ушла на ремонт в Свинемюнде, удлинена дымовая труба.
?.03 - 18.10.1864 старший лейтенант-цур-зее Lüdecke (и.о.)
10.1864 - 07.1870 на хранении
24.07 - ?.08.1870 лейтенант-цур-зее Günther von Zitzewitz Франко-Прусская война, перешла каналом Айдер в Куксхафен, несла дозорную службу в устье Яде, затем ремонт в Бремерхафене из за износа конструкции. Зимой 1870-1871 - в управлении порта Вильгельмсхафена, до марта - дозорная службы на Эльбе.
?.08.1870 - 03.1871 лейтенант-цур-зее Koppen
03 - 8.12.1871 траление в фарватере Яде, затем - тендер военного порта Северного моря, а с августа - в торпедном отделении.
12.1871 - 03.1878 на хранении, в 1872 - модернизация.
1.04 - 2.10.1878 неизвестно учебно-артиллерийская лодка и тендер при учебно-артиллерийском корабле "Renown", вводилась в эксплуатацию только на летний сезон.
1.04 - 27.09.1879 лейтенант-цур-зее Landfermann
1.04 - 28.07.1880 лейтенант-цур-зее Goecke
1.04 - 27.08.1881 лейтенант-цур-зее Friedrich Graf von Moltke учебно-артиллерийская лодка и тендер при учебно-артиллерийском корабле "Mars", вводилась в эксплуатацию только на летний сезон.
1.04 - 27.06.1882 лейтенант-цур-зее Hans Meyer
с 14.11.1882 несколько лет использовался в Вильгельмсхафене как минный прам "Minenprahm №3", затем - слом
Hay
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
11.02 - ?.03.1864 лейтенант II класса Adolph Butterlin Датско-Прусская война, в I дивизионе флотилии КЛ. 17 марта - бой при Ясмунде, авария механической установки, взята на буксир. В июне - парад флота. В июле ушла на ремонт в Свинемюнде, удлинена дымовая труба.
?.03 - ?.10.1864 лейтенант II класса / лейтенант-цур-зее Max Jung
10.1864 - 07.1869 на хранении
1.07 - 20.11.1869 лейтенант-цур-зее Friedrich Albrecht Тендер станции в Киле.
11.1869 - 07.1870 на хранении
18.07.1870 - 03.1871 лейтенант-цур-зее Iwan Oldekop Франко-Прусская война, перешла в Куксхафен вокруг Ютландии, охраняла устье Везера.
03.1871 - 4.07.1872 4-12 апреля 1871 перешла каналом Айдер из Вильгельмсхафена в Киль, тендер при учебно-артиллерийском корабле "Renown", параллельно - тендер станции.
22.07 - 5.08.1872 лейтенант-цур-зее Richard Aschenborn использовалась для замены "Schwalbe" на артиллерийских учениях.
08.1872 - 09.1880 в 1872 - модернизация, затем - на хранении.
с 7.19.1880 баржа для инвентаря
осень 1860 - 06.1861 на хранении в Данхольме
25.06 - ?.09.1861 лейтенант II класса Ullfers испытания, поход в Северное море, в Гамбург и Бремен.
?.09 - 15.10.1861 лейтенант II класса Olberg
10.1861 - 02.1864 на хранении в Данхольме
11.02 - 21.10.1864 мичман / лейтенант-цур-зее Emil von Rabenau Датско-Прусская война, в I дивизионе флотилии КЛ. 17 марта - бой при Ясмунде. В июне - парад флота.
10.1864 - 04.1866 на хранении, в 1865 году перешёл в Киль без официального зачисления на службу, где использовался как склад мин, при переходе буксировал 2 гребные канонерки.
04 - 09.1866 неизвестно По некоторым данным был зачислен на службу во время войны с Австрией, но в боевых действиях не участвовал.
09.1866 - 02.1867 на хранении
21.02 - ?.10.1867 неизвестно Тендер станции в Киле, служил для подготовки машинного персонала.
10.1867 - 05.1868 на хранении
28.05 - ?.10.1868 неизвестно Тендер станции в Киле, служил для подготовки машинного персонала.
10.1868 - 05.1869 на хранении
3.05 - ?.07.1869 старший лейтенант-цур-зее Jeschke Тендер при учебно-артиллерийском корабле "Thetis", с 30 августа по 4 сентября участвовал в учениях броненосцев в западном Балтийском море.
?.07 - 30.10.1869 лейтенант-цур-зее Otto Herbig
10.1869 - 07.1870 на хранении
22.07.1870 - 24.05.1871 лейтенант-цур-зее Becks Франко-Прусская война, брандвахта во Фридрихсорте, где охранял минное заграждение и предупреждал о нём торговые суда.
24.05.1871 - 9.01.1877 в 1872 - модернизация, затем - на хранении.
с 01.1877 тендер при испытаниях торпед
с 09.1877 баржа в Киле
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
11.02 - 20.10.1864 мичман / старший лейтенант-цур-зее / лейтенант-цур-зее Goeker Датско-Прусская война, в I дивизионе флотилии КЛ. 17 марта - бой при Ясмунде. В июне - парад флота.
10.1864 - 07.1869 на хранении
29.06 - 9.07.1869 лейтенант-цур-зее Gustav Stempel выведена из резерва только для перевода из Штральзунда в Киль
19.07 - 12.10.1870 лейтенант-цур-зее Franz von Kyckbusch Франко-Прусская война, перешла в Куксхафен вокруг Ютландии, дозорная служба в устье Яде
10.1871 - 08.1872 по техническому состоянию - на хранении в Вильгельмсхафене
5 - 22.08.1872 лейтенант-цур-зее Franz Kuhn переход в Киль на ремонт
08.1872 - 06.1875 капитальный ремонт и модернизация, затем - на хранении
06.1875 лейтенант-цур-зее Maschke тендер военного порта Балтийского моря
06 - 08.1875 капитан-лейтенант Albert von Seckendorff
08.1875 - 05.1876 лейтенант-цур-зее / капитан лейтенант Hans Sack
06 - 09.1876 лейтенант-цур-зее Freiherr von Löwenstein
09.1876 - 04.1877 капитан-лейтенант Felix Bendemann
?.04 - 31.05.1877 старший лейтенант-цур-зее Ernst Rottok
05.1877 - 11.1878 на хранении
с 12.11.1878 баржа в Киле
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
11.02 - ?.09.1864 мичман / лейтенант II класса / лейтенант-цур-зее Zembsch Датско-Прусская война, в I дивизионе флотилии КЛ, 17 марта - бой при Ясмунде. После реорганизации, вероятно, стал флагманским кораблем I дивизиона. В июне - парад флота.
?.09 - 13.10.1864 капитан-лейтенант Adolf Wilhelm Berger
10.1864 - 05.1869 на хранении
3.05 - ?.06.1869 старший лейтенант-цур-зее Augustin брандвахта и тендер Королевской верфи в Данциге
06 - 09.1869 капитан-лейтенант Rodenacker
09 - 10.1869 корветтен-капитан (и.о.) Otto Livonius
10.1869 - 01.1870 капитан лейтенант Kupfer
01 - 02.1870 корветтен-капитан (и.о.) Livonius
02 - 03.1870 капитан-лейтенант Kupfer
03 - 07.1870 лейтенант-цур-зее von Weddig
07.1870 - 12.04.1871 Франко-Прусская война, перешла каналом Айдер в Куксхафен, затем в Хузум, но уже в начале августа присоединилась к флотилии на Эльбе, а весной 1871 перевели в Яде.
04.1871 - 19.03.1872 на хранении в Вильгельмсхафене
с 03.1872 несколько лет использовался в Вильгельмсхафене как минный прам "Minenprahm №1"
осень 1860 - 03.1864 на хранении в Данхольме
1 - ?.03.1864 мичман Karl von Eisendecher Датско-Прусская война, во II дивизионе флотилии КЛ, с противником не встречался. После реорганизации, вероятно, стал флагманским кораблем II дивизиона. В июне - парад флота.
03 - 09.1864 лейтенант II класса Eduard Knorr
09 - сер.10.1864 капитан лейтенант Nürnberger
10.1864 - 07.1870 на хранении
24.07.1870 - 12.04.1871 лейтенант-цур-зее Otto von Diederichs Франко-Прусская война, перешла каналом Айдер в Куксхафен, охраняли устье Эмса.
04.1871 - 04.1873 на хранении в Вильгельмсхафене, в 1872 году - капитальный ремонт и модернизация.
16.04 - 15.09.1873 лейтенант-цур-зее Graf von Schwerin-Schwerinsburg тендер при артиллерийском учебном корабле "Renown"
09.1873 - 7.09.1880 на хранении
с 09.1880 о последующем применении второго ничего не известно
осень 1860 - 06.1861 на хранении в Данхольме
06.1861 лейтенант I класса Eduard Arendt испытания, поход в Северное море, в Гамбург и Бремен
?.06 - 14.10.1861 лейтенант II класса Ratzeburg
10.1861 - 02.1864 на хранении в Данхольме
21.02 - 27.10.1864 мичман / лейтенант II класса / лейтенант-цур-зее Rohr von Hallerstein Датско-Прусская война, в III дивизионе флотилии КЛ, 3 июля - перестрелка с датскими кораблями у Хиддензее. В июне - парад флота.
10.1864 - 07.1870 на хранении
24.07 - ?.09.1870 лейтенант-цур-зее Otto von Diederichs Франко-Прусская война, сперва в Киле, 17 августа бой у Хиддензее, с начала октября в Вильгельмсхафене.
09.1870 - 11.04.1871 лейтенант-цур-зее Rudolf Freiherr von Rössing
04.1871 - 08.1872 на хранении в Вильгельмсхафене, в 1872 году - капитальный ремонт и модернизация.
16.08.1872 - ?.04.1873 лейтенант-цур-зее Schwarzlose тендер
04 - 05.1873 старший лейтенант Kohlhauer
05 - 11.1873 лейтенант-цур-зее Richard von Geißler
11.1873 - 01.1874 лейтенант-цур-зее Julius Köthner
01 - 02.1874 старший лейтенант Ernst von Frantzius
02.1874 старший лейтенант Kohlhauer
02 - 04.1874 лейтенант-цур-зее Maschke
04 - 08.1874 лейтенант-цур-зее Trewendt
08 - 11.1874 лейтенант-цур-зее von Raven
11.1874 - 15.06.1875 лейтенант-цур-зее Maschke
06.1875 - 12.11.1878 на хранении
с 11.1878 баржа
осень 1860 - 03.1864 на хранении в Данхольме
1.03 - ?.10.1864 мичман / лейтенант-цур-зее Karl August Deinhard Датско-Прусская война, во II дивизионе флотилии КЛ, с противником не встречалась. В июне - парад флота.
10.1864 - 07.1870 на хранении
24.07 - 5.10.1870 лейтенант-цур-зее Otto von Diederichs Франко-Прусская война, перешла в Куксхафен вокруг Ютландии, дозорная служба в устье Яде, по техническому состоянию выведена в резерв ещё до окончания войны
10.1870 - 19.03.1872 на хранении в Гестемюнде.
с 03.1872 несколько лет использовался в Киле как минный прам "Minenprahm №1"
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
14.02 - 8.10.1864 мичман / старший лейтенант / лейтенант-цур-зее Karl Eduard Heusner Датско-Прусская война, в I дивизионе флотилии КЛ, 17 марта - бой при Ясмунде. В июне - парад флота.
10.1864 - 07.1870 на хранении
24.07 - 09.1870 лейтенант-цур-зее Meller Франко-Прусская война, перешла каналом Айдер в Куксхафен, охраняла устье Эмса
09 - 10.1870 старший лейтенант Graf von Haugwitz
10 - 11.1870 лейтенант-цур-зее Holzhauer
?.11.1870 - 13.05.1871 лейтенант-цур-зее Meller
05.1871 - 07.1872 на хранении в Гестемюнде.
22.07 - 5.08.1872 лейтенант-цур-зее Meller учения морского артиллерийского дивизиона в Кильском заливе
с 03.1872 несколько лет использовалась в Вильгельмсхафене как минный прам "Minenprahm №2"
осень 1860 - 03.1864 на хранении в Данхольме
3 - ?.03.1864 мичман Kupfer Датско-Прусская война, во II дивизионе флотилии КЛ, с противником не встречалась. В июне - парад флота.
03 - 04.1864 лейтенант II класса Heinrich Kühne
?.04 - 14.10.1864 мичман / лейтенант II класса / лейтенант-цур-зее Matthesen
10.1864 - 05.1866 на хранении
3.04 - ?.05.1866 старший лейтенант Glomsda ввели в строй для текущей службы в Киле
05 - 11.1866 лейтенант-цур-зее Alfred Stenzel 12 мая вышла вокруг Ютландии на Эльбу, после начала войны с Австрией участвовала в переброске войск, артиллерии и кавалерии через Эльбу в Альтоне, 17 июня у Брунсгаузена использовалась десантная группа, затем участвовала в захвате ганноверских фортов и яхты ганноверского короля Георга V "Königin Maria" в устье Эмса. По окончании войны посетил несколько Восточно-Фризских гаваней, затем - брандвахта в Альтоне. В сентябре 1866 вернулся в Киль
11.1866 старший лейтенант Glomsda текущая служба в Киле
11.1866 - 7.07.1867 лейтенант-цур-зее Rohr von Hallerstein
07.1867 - 07.1870 на хранении в Штральзунде.
24.07.1870 - 29.04.1871 лейтенант-цур-зее August Thomsen Франко-Прусская война, сперва находился в Рюгене, со 2 августа охранял портовые заграждения во Фридрихсорте
04.1871 - 08.1872 на хранении, в 1872 году прошла капитальный ремонт и модернизацию
22.08 - 9.09.1872 лейтенант-цур-зее Kuhn кратковременно вводилась в эксплуатацию, вероятно для перехода в Вильгельмсхафен
09.1872 - 03.1874 на хранении в Вильгельмсхафене
3.03 - ?.04.1874 старший лейтенант Bröker тендер при артиллерийском учебном корабле "Renown"
04 - 09.1874 лейтенант-цур-зее Fritz Rötger
?.09 - 24.10.1874 старший лейтенант Bröker
10.1874 - 04.1875 ремонт, получила лучше сохранившуюся котельную установку списанной "Hyäne"
1.04 - 29.09.1875 лейтенант-цур-зее Hermann Kirchhoff тендер при артиллерийском учебном корабле "Renown"
09.1875 - 04.1876 на хранении
1.04 - 16.08.1876 лейтенант-цур-зее Alfred Gruner тендер при артиллерийском учебном корабле "Renown"
08.1876 - 9.01.1877 на хранении
с 01.1877 несколько лет использовалась в Вильгельмсхафене как минный прам "Minenprahm №4"
осень 1860 лейтенант II класса Ulffers испытания
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
10.02 - ?.03.1864 лейтенант-цур-зее Christian Donner Датско-Прусская война, в I дивизионе флотилии КЛ, 17 марта - бой при Ясмунде. В июне - парад флота.
03 - 10.1864 старший лейтенант Riehl
10.1864 - 06.1869 на хранении
29.06 - 9.07.1869 неизвестно выведена из резерва только для перевода из Штральзунда в Киль, где снова была вытащена на берег
07.1869 - 07.1870 на хранении
24.07.1870 - 20.05.1871 лейтенант-цур-зее Ludewig Франко-Прусская война, перешла каналом Айдер в Куксхафен, брандвахтой в Вильгельмсхафене, с 28 января 1871 дозорная служба на Эльбе.
05.1871 - 17.07.1873 на хранении
с 17.07.1873 корпус использовался как мишень
осень 1860 лейтенант II класса Ulffers испытания
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
21.02 - ?.04.1864 лейтенант II класса / лейтенант-цур-зее Paul von Reibnitz Датско-Прусская война, в III дивизионе флотилии КЛ, 3 июля - перестрелка с датскими кораблями у Хиддензее. В июне - парад флота.
04 - 09.1864 лейтенант-цур-зее Karl von Eisendecher
09 - 10.1864 капитан лейтенант Eduard Arendt
10.1864 - 04.1867 на хранении
3.04 - 30.11.1867 лейтенант-цур-зее von Lindequist второй тендер станции Киля, 4 сентября - в распоряжении у посетителей XIV Евангелического съезда
11.1867 - 04.1868 на зимовке
1.04 - 8.05.1868 лейтенант-цур-зее Graf von Pfeil тендер станции Киля, но 8 мая выведен из эксплуатации, так как ландтаг сократил финансирование
11.07 - 28.11.1868 вернулся на службу, уже как тендер учебно-артиллерийского корабля "Thetis"
11.1868 - 07.1870 на зимовке, в апреле должен был снова стать тендером, но поломка машины помешала это сделать, на хранении
20.07.1870 - ?.11.1870 лейтенант-цур-зее Georgi Франко-Прусская война, караул в устье Эльбы, по окончании войны на нижней Эльбе следил за репатриацией французских военнопленных.
11.1870 - 21.04.1871 лейтенант-цур-зее Braunschweig
04.1871 - 03.1877 на хранении в Вильгельмсхафене, в 1872 году прошли капитальный ремонт и модернизацию
29.03 - 31.08.1877 неизвестно тендер при учебно-артиллерийском корабле "Renown"
08 - 11.1877 на хранении в Вильгельмсхафене, в 1872 году прошли капитальный ремонт и модернизацию
с 27.11.1877 баржа в Вильгельмсхафене
осень 1860 - 02.1864 на хранении в Данхольме
21.02 - ?.03.1864 мичман von Treuenfeld Датско-Прусская война, в III дивизионе флотилии КЛ, 3 июля III - перестрелка с датскими кораблями у Хиддензее. В июне - парад флота.
05.1864 мичман Friedrich von Hollmann
?.05 - 23.09.1864 лейтенант-цур-зее Graf von Pfeil
09.1864 - 04.1866 на хранении
04 - 10.11.1866 старший лейтенант Conrad Dietert ввели в строй для использования в качесве гидрографического судна на побережье Северного моря с базой в Вильгельмсхафене. 22 апреля приступила к переходу, но он был прерван началом войны с Австрией.
04 - 10.1866 лейтенант-цур-зее Zembsch Придана флотилии под руководством броненосца "Arminius", но в боевых операциях участия не принимала. Десантная группа участвовала в захвате ганноверских фортов и яхты ганноверского короля Георга V "Königin Maria" в устье Эмса. 24 июня отбуксировала из Брунсгаузена в Альтону 4 шаланды, нагруженные захваченным ганноверским оружием. По окончании войны посетил несколько Восточно-Фризских гаваней, затем - брандвахта в Альтоне.
?.10 - 10.11.1866 старший лейтенант Conrad Dietert гидрографические работы на побережье Северного моря
11.1866 - 04.1867 на зимовке
24.04 - 26.10.1867 лейтенант-цур-зее Matthesen гидрографические работы на побережье Северного моря
10.1867 - 04.1868 на зимовке
21.04 - 6.05.1868 лейтенант-цур-зее Rudolf Hoffmann должен был продолжить гидрографические работы но уже через 15 дней снова был выведен из эксплуатации, так как ландтаг сократил финансирование
05.1868 - 06.1870 на хранении
1.06 - ?.07.1870 лейтенант-цур-зее Koebcke стационер (брандвахта) в Альтоне
07 - 09.1870 Франко-Прусская война, дозорная служба в устье Яде
09.1870 - 03.1871 старший лейтенант / лейтенант-цур-зее Franz Strauch
?.03 - 19.06.1871 продолжила гидрографические работы
06.1871 - 08.1872 на хранении
08.1872 неизвестно кратковременно вводилась в эксплуатацию, как тендер учебно-артиллерийского корабля "Renown"
08 - 12.1872 на хранении
11 - 31.12.1872 лейтенант-цур-зее Weddig введена в эксплуатацию для перехода на модернизацию, но из за сильного ледохода она была отложена
01 - 03.1873 на хранении
?.04 - 2.05.1873 лейтенант-цур-зее Graf von Haugwitz переход на верфь для модернизации
05.1873 - 09.1875 ремонт, затем на хранении
26.09.1875 - 4.08.1884 несколько лет использовалась в Киле как минный прам "Minenprahm №2"
4.08.1884 потоплена торпедой, как мишень

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 - zur Gegenwart, Mundus Verlag, Ratingen o. J.
3 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.06.2023

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1860-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1880
Salamander
Модель лодки постройки верфи "A. E. Nüscke".
Jäger
Схема компоновки лодок.
Pfeil
"Pfeil"

Новые канонерки в Данциге, гравюра 1861 г.
Fuchs
"Fuchs"
Jäger
Канонерские лодки и "Grille" на параде, гравюра.
Minenprahm
На переднем плане - минный прам.
Jäger
"Jäger"
Fuchs
"Fuchs"
Jäger
"Jäger". Гравюра.
Следующая страница - канонерские лодки типа "Camäleon"
Предыдущая страница - шлезвиг-гольштейнский вооружённый п/х "Kiel"