Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Монитор (Monitor, Panzerfahrzeug, Turmschiff, Kuppelschiff)
(с 1888: Fahrzeug für besondere Zwecke)

 Arminius 


Германия, 1865 г. 1 ед. (проект 1863 г.)

Arminius 

*
Arminius
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Arminius <Samuda Brs.>, Лондон, Великобритания 1863 1870-1871 модернизирован, с 1872 г. брандвахта, с 1876 в резерве, с 1882 г. тендер (в 1872-1875 и 1886-1887 также использовался, как учебное судно машинистов). 2 марта 1901 года исключён, в 1902 слом в Гамбурге.
20.08.1864
22.04.1865
ТТХ
Водоизмещение официальное 1725 т (заявленное фирмой-строителем)
нормальное 1653 т
полное 1829 т
регистровое 865 брт
после модернизации 1609 т
Размерения длина ВЛ 61,6 м
полная 63,21 м
ширина ВЛ 10,9 м
осадка носом 4,32 м после модернизации 1871: 4,25 м
кормой 4,55 м
1 см осадки = 5,556 т. водоизмещения
высота борта 5,67 м по миделю. Над водой корпус возвышался на 1,25 м.
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х2-лопастный винт, Ø 3,96 м.
1 МО 1 горизонтальная ПМ "J. Perm & Sons", 87,1/95 об/мин
с 1882:  "Kaiserliche Werft" Киль
1 КО 4 коробчатых ПК "J. Perm & Sons" (16 топок, 1,33 атм., 510-592 м)
с 1882:  "Kaiserliche Werft" Киль
мощность номинальная 600 л.с.
индикаторная 1200 л.с.
паруса бриг, 540 м² . (в 1870 сняты)
Ходовые данные скорость нормальная 10 уз.
на испытаниях 11,2 уз. при 1440 л.с., 87,1 об/мин
запас топлива 171 т угля
дальность плавания на 8 уз. 2000 миль
Экипаж 132 чел. (10 офицеров, 122 матроса)
Дополнительные данные корпус железный, набор по поперечной схеме, 8 отсеков
электроснабжение сперва отсутствовало, позже - 1 динамо-машина, 1,9 кВт, 55 В
управление 1 руль
кренящий момент 1992 мт
плавсредства 2 пинасса (полубарказа), 2 катера и 1 ялик
стоимость 1 млн. 887 тыс. марок (628,9 тыс. талеров)
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке
бортовой пояс 114-76 мм (с кормы в нос: 76-114 -76), на 229 мм подкладке
башни 119-114 мм (на 406 мм подкладке)
рубка 114 мм (на 229 мм подкладке)
ВООРУЖЕНИЕ
Вооружение
первоначально с 1871 г.
4 - 210-мм (72-х фунтовые) бронзовые пушки Армстронга
 (залп 130,64 кг)
4 - 210-мм/19 стальные, нарезные, казнозарядные пушки Круппа
 (залп 435,46 кг, +12°, 2800-4700м, 332 снаряда)
в 1881-1882 гг. добавлены: 4 - 37-мм револьверные пушки
один 350-мм носовой надводный торпедный аппарат [2 торпеды]
2-350 мм прожектора




Первый немецкий броненосец. Был заказан в Британии в ответ на строительство там же броненосца для Дании "Rolf Krake", тому же конструктору и по тому же проекту. Деньги на строительство были собраны по добровольной подписке, объявленной на создание прусского военного флота. Стоимость броненосца составила 628 900 талеров (1 886 847 марок). Проект разработал кэптен английского флота Купер Кольз (автор проекта печально знаменитого "Captain").

Построен фирмой "Сэмюда Бразерс" в Лондоне. Заложен в 1863 г., спущен на воду 20 августа 1864 г., укомплектован 22 апреля 1865 г. Получил имя в честь исторического германского вождя, победившего римлян в битве в Тевтобургском лесу.

Сам по себе проект Колльза был инновационный, не имея прямых предшественников, и являлся своего рода ответом на американский "Monitor". Будучи продуктом британской конструкторской мысли, он не имел аналогов в германском флоте ни до, ни после постройки. Вообще таких кораблей во всём мире было построено лишь три: датский "Rolf Krake", немецкий "Arminius" и русский "Смерч". Этот тип кораблей не получил прямого развития нигде, кроме России - в виде "Русалки" и "Чародейки", а затем - четырёх башенных фрегатов.

  ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ  

 

Железный корпус "Arminius" со шпироном в носовой оконечности разделялся на восемь отсеков в подводной части и пять отсеков в надводной. Он имел шесть поперечных водонепроницаемых переборок, четыре из которых доходили до главной палубы, две других - до верхней, а также коридор вала, разделявший II отсек в подводной части по ДП. Корабль был почти идентичен датскому монитору "Rolf Krake", лишь немного длиннее и тяжелее датского конкурента, но на целых 2 узла быстрее.

Бронировался "Arminius" точно также, как "датчанин" - кованым железом, уложенным на тиковую подкладку. Плиты, изготовленные заводом Брауна в Шеффилде покрывали всю площадь надводного борта, опускаясь ниже ватерлинии на 0,9 м. Толщина брони колебалась от 76 мм у оконечностей до 114 мм в центральной части (на 229-мм тиковой подкладке). Обшивка корпуса состояла из железных листов толщиной в 2 мм.

На корабле стояли башни Кольза с внутренним/внешним диаметром 4,65/5,7 м. Каркас башни был собран из 200-мм металлических рёбер, пространство между которыми было полностью забрано вертикальными тиковыми брусьями. Снаружи крепилась тиковая подкладка из горизонтально уложенных брусьев толщиной 150 мм с железными скрепляющими связями из уголкового железа. На неё укладывалась броня (114-119 мм), которая в районе амбразур утолщалась установкой второго слоя брони (76 мм), врезанного в подкладку. Внутри стенки башни были обшиты железными листами толщиной 12 мм. Башни вращались от парового привода, полный оборот совершался за 1,5 минуты. На броненосце имелась боевая рубка высотой около 1,85 м, забронированная 114-мм листами (по др. данным от 100 до 180 мм), уложенными на тиковую подкладку.

Первоначально "Arminius" нёс 4 210-мм (72-х фунтовые) бронзовые пушки (по 2 в башне). В этом он превосходил своего датского "коллегу", имевшего 60-фунтовые пушки. Оси орудий возвышались над ватерлинией на 1,35 м. Зимой 1870-1871 главный калибр заменили на 4 210-мм 19-калиберные стальные, нарезные, казнозарядные крупповские пушки (боезапас - 332 снарядов, по 83 на орудие) с дальностью стрельбы 15,1 кабельтова или 2,8 км (позднее она была увеличена до 25,4 кабельтовых или 4,7 км). После замены артиллерии вес бортового залпа увеличился с 130,64 кг до 435,46 кг.

Эти 8-дюймовые кольцетрубные орудия образца 1868/69 гг (официально известные как "короткие кольцевые 72-фунтовые, 150 дюймовые (3,93 м)") весили 9 тонн. В рамках общей реорганизации в 1871 году обозначение этих орудий было изменено на "короткие 21 см морские кольцевые пушки", и они стали в дальнейшем известны, как 21 см кольцевые пушки L/19. Согласно этой поправке были также заменены обозначения башенных установок на С/69. Для них пришлось сократить отдачу после выстрела тормозом с восемью абразивными лентами.

боеприпас Граната Gr. C/69 Бронебойная граната H.Gr. C/69
длина снаряда (в калибрах) 2,5 2,5
вес снаряда (в кг) 79 98,5
вес заряда (в кг) 12 16
тип заряда P.P.(призматический порох) C/68
начальная скорость (м/сек) 389 401

 

Механизмы "Arminius" были изготовлены фирмой "J. Penn & Sons" в Гринвиче. Они состояли из одной двухцилиндровой горизонтальной паровой машины простого расширения и четырех коробчатых котлов (16 топок, 1,33 атм., 510-592 м²) в 1 машинном и 1 котельном отделениях. Машина вращала двухлопастной винт диаметром 3,96 м (скорость вращения 87,1, наибольшая 95 оборотов в минуту). На испытаниях броненосец развил скорость 10,5 узла при мощности 1200 индикаторных л.с. и 11,2 узла при 1440 индикаторных л.с. Позже (в 1882 году) механизмы заменили на новые, производства завода "Kaiserliche Werft" в Киле.

Запас угля составлял 171 т. Наибольшая дальность плавания - 2000 миль при скорости 8 узлов.

В 1881 году на корабле установили динамо-машину (напряжение 55 В, мощность 1900 Вт), питавшую освещение помещений и два прожектора.

На броненосце стоял руль обыкновенного типа, площадью 37,6 кв. м.

Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 5,556 т.

Первоначально "Arminius" нёс парусную оснастку площадью 540 кв. метров, но как парусное судно оказался абсолютно непригоден.

В целом, броненосец имел отвратительные мореходные качества. Даже под машиной скорость оказалась небольшой, управлялся он очень плохо, не мог держать курс - для движения прямо руль должен был повёрнут на 15° (!) влево. Соответственно, направо поворачивал быстрее, чем налево. Широкий корпус создавал перед форштевнем большой бурун, а на волнении корабль испытывал сильную качку.

Экипаж "Arminius" насчитывал 10 офицеров и 122 матроса. В качестве плавсредств по штату имелось 2 пинасса (полубарказа), 2 катера и 1 ялик.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, башни, трубы, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, кожух мачты, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - фальшборт и все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

  ЗАКАЗ И ПОСТРОЙКА  

 

Опыт использования низкобортных боевых кораблей с броней и крупнокалиберными орудиями во время гражданской войны в США, привел к строительству или закупке кораблей этого типа и в других военно-морских флотах. В рамках прусских планов по созданию броненосцев решили сначала построить относительно небольшую "бронемашину". Из-за отсутствия подходящих проектировщиков и верфей строительство отдали британской компании Samuda Brothers. Основой конструкции послужила разработка британской-же кораблестроительной компании Coles, особенно в отношении формы и привода орудийных башен. Высочайший приказ короля Вильгельма I от 12 февраля 1863 года, положивший начало постройке, гласил: "В ответ на Ваше выступление хотел бы одобрить постройку бронемашины (куполообразного корабля) в Англии и присвоение ему имени "Arminius". Необходимые расходы должны быть покрыты из даров, преподнесенных Мне во время Моей коронации, и из других добровольных пожертвований с целью закупки кораблей для Моего Флота, а если этих средств недостаточно, они должны быть взяты из фонда, предназначенного для целей судостроения".

Примечательны источники, из которых поступили вышеупомянутые «другие добровольные взносы». Интерес к военно-морскому флоту в Германии сохранялся даже после того, как в 1852 году флот Германской Конфедерации был продан с аукциона. Немецкое национальное общество (Deutsche National-Verein), основанное в 1859 году и стремившееся к федеральному объединению Германии под руководством Пруссии, на своем заседании 24 августа 1861 года в Кобурге решило призвать к сбору средств для строительства военных кораблей по всей Германии. Результат к середине июня 1865 года составил примерно 1 376 000 марок. т. е. около 65% затрат на строительство "Arminius". Название корабля рассматривалось как символ предстоящего политического объединения всех немцев.

Сумма полученных пожертвований побудила военно-морское министерство заключить контракт, хотя ландтаг, находившийся в постоянном противодействии министерству Бисмарка, отказался утвердить финансирование броненосцев, необходимое в плане флота 1862 года. В качестве причин называлась возможность финансирования за счет пожертвований и до сих пор совершенно неясный тип броненосца. Вместо него сначала рекомендовалось построить в опытном порядке «бронекатер» (Panzerboot).

Содержащееся иногда в специальной литературе мнение, что еще до прусского заказа корабль уже имелся в наличии на верфи в качестве спекулятивной постройки, не может быть доказано ввиду графика завершения строительства, даже если постройка началась без заказа. Прусский заказ официально был размещен вскоре после закладки киля, слишком рано, чтобы предложить корабль для продажи заинтересованным государствам. С сентября 1863 года строительством руководил королевский военно-морской инженер Гайо (Guyot). В ноябре того же года верфь посетил корветтен-капитан Хенк (Henk) во время поездки в Англию для приобретения дополнительных боевых кораблей.

Несдачу корабля компанией в оговоренную дату, 4 сентября 1864 года, среди прочего, приписывают британскому нейтралитету во второй войне за Шлезвиг-Гольштейн, однако вероятность этого мала, поскольку к этой дате корабль был ещё далёк от завершения. Как реальную причину можно рассматривать задержки производства, тем более, что военно-морское министерство уже до этого перенесло доставку в Англию экипажа для "Arminius".

Принятие корабля затянулось еще и потому, что корвет Victoria с комиссией и предполагаемым экипажем из-за обледенения внешнего порта Киля смог покинуть страну только 10 апреля 1865 года. Поэтому приемочная комиссия в составе корветтен-капитана Хенка и советников адмиралтейства Эльбертцхегена (Elbertzhägen) и Купетта (Coupette) отправилась по железной дороге в Гамбург и оттуда пассажирским пароходом в Англию.Victoria с экипажем прибыла в Поплар около 20 апреля 1865 года.

  S.M.S. "ARMINIUS"  

  история службы  

 

Первый ввод корабля в строй состоялся 22 апреля 1865 года, за которым последовали успешные испытания без вооружения. 3 мая Arminius покинул Англию в сопровождении Victoria и после перехода вокруг Скагена и захода в Эльсинор для укрытия от шторма, 15 мая прибыл в Киль. 1 июня он продолжил путь в Данциг, где корабль был выведен из кампании и отправлен на арсенал для установки пушек.

АВСТРО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1866

На 1866 год для Arminius был назначен ремонт на верфи выявленных недостатков орудийных башен, однако из-за политической напряженности с Австрией он, в соответствии с приказом командования от 12 мая, отправился в Киль, куда прибыл 1 июня. 6-го числа он бросил якорь прямо перед замком, чтобы повлиять на решения австрийского фельдмаршала-лейтенанта фон Габленца. 7 июня броненосец вошёл в состав эскадры, сформированной под командованием контр-адмирала Яхмана (флагманский корвет Arcona), но уже 9-го числа, согласно новому приказу, начал переход через Скагеррак и Каттегат на Эльбу, чтобы стать флагманом собранной там флотилии (авизо Loreley, Tiger, канонерских лодок Cyclop, Tiger и Wolf), коммодором которой был назначен командир Arminius, корветтен-капитан Райнхольд фон Вернер. Броненосец прибыл в Гамбург 12 июня, преодолев расстояние приблизительно в 940 морских миль (1740 км) за 100 часов, внушительный подвиг для такого маломореходного корабля.

Война еще не была объявлена и пока нужно было наблюдать за перемещениями австрийской бригады «Калик» в Гольштейне. По приказу из Вены бригада смогла отойти на территорию Ганновера в районе Вильгельмсбурга/Гарбурга 12 июня, т. е. ещё до начала войны. Вспыхнувшие после этого беспорядки в Альтоне заставили Вернера направить на главную городскую вахту десантный отряд (1 офицер, 40 рядовых) для временной охраны железнодорожных объектов.

Военно-морская угроза от Австрии отсутствовала, поэтому прусский флот сконцентрировал свои усилия против Королевства Ганновер, боевые действия против которого начались 15 июня. Сначала корабли за десять часов переправили 13500 пехотинцев генерал-лейтенанта фон Мантойфеля через Эльбу возле Альтоны, а затем помогли переправить артиллерию, кавалерию и остальную пехоту. 17-го числа десантный корпус из матросов Arminius, Cyclop и Tiger заколотил 8 брошенных противником орудий двух береговых батарей Брунсгаузена. Затем Tiger и Wolf отправились для борьбы с батареями Эмса. Cyclop сначала должен был вывести из строя береговые батареи под Грауэрортом, затем вместе с Loreley поддержать армию в штурме крепости Штаде, а потом также отправиться на Везер. Arminius-же вечером 17 июня отправился вниз по течению Эльбы, но из-за сильного западного шторма не смог выйти из устья, поэтому пароход Ллойда, который вёз государственную казну из Ганновера в Англию, избежал захвата. 22 июня пруссы взяли ганноверские укрепления на Эльбе, Везере и Эмсе. Подкрепленные кораблями, переброшенными из Балтийского и Средиземного морей, они заняли важнейшие порты и подняли флаги вдоль всего побережья Восточной Фризии. К концу месяца прусская армия решительно победила австрийцев в Кёниг-грэц и закончила войну.

***

После заключения мирного договора 23 августа 1866 г. соединение было распущено, Arminius вернулся в Киль. 4 октября 1866 он состязался в гонке с пришедшим с визитом в Киль монитором ВМС США "Miantonomoh", совершавшим рекламное путешествие по европейским портам, и неоднократно обгонял его: медлительный немецкий "англичанин" оказался всё-же на два узла быстрее чем американский коллега. 20 октября 1866 года броненосец был выведен из кампании на зиму.

В следующем, 1867 году Arminius использовался исключительно для обучения курсантов артиллерийского учебного корабля Thetis обращению с башенными орудиями. В июне 1868 года в Киле была проведёна замена британских пушек на крупповские, а в сентябре в доке в Карлскруне - почищено днище, после чего 28 сентября корабль был введён в строй, чтобы провести испытания и обучение экипажа. 15 ноября 1868 броненосец снова вывели из кампании в Данциге, где он был поставлен на капитальную модернизацию, необходимость в которой выявилась в ходе испытаний.

Поскольку квадратные паруса на фок-мачте и рангоут ограничивали секторы стрельбы орудий, а управлять кораблем под парусами все равно было невозможно, такелаж был снят, была оставлена только одна мачта, она была полой и служила для вентиляции и подъёма сигналов. Также был снят показавший себя бесполезным фальшборт, а во избежание проблем с управлением кораблём из-за заливания рубки водой, оно было вынесено на вновь установленную железную навесную палубу (мостик) по образцу "ураганного" мостика американского монитора "Miantonomoh". Эти работы, а также происшествия, произошедшие во время ходовых испытаний, задержали возвращение корабля в строй и он не успел к началу войны против Франции 19 июля 1870 года.

ФРАНКО-ПРУССКАЯ ВОЙНА 1870-1871

По планам командования Arminius был приписан к Североморской эскадре в Вильгельмсхафене, в которую входили также бронефрегаты Kronprinz, Friedrich Karl и König Wilhelm, но к началу войны он всё ещё находился на ремонте в Киле. 27 июля 1971 г. Arminius под командой Отто Ливониуса вышел из Киля и сумел прорваться через французскую блокаду, пройдя Зундом к Эльбе. Французские корабли, которые хотели перехватить его в датских водах, 28 июля разминулись с ним в зоне тумана. Малая осадка позволила держаться близ шведского берега, что лишало французов возможности напасть на него, даже если бы Arminius  и был бы замечен их эскадрой. 30-го числа он достиг Куксхафена, а 1 августа прибыл в Вильгельмсхафен.

Вышеуказанные четыре корабля под командой вице-адмирала Яхмана в начале августа 1870 сделали вылазку к Доггер-Банке, но не встретили ни одного французского военного корабля. Arminius в ходе войны выходил со своей стоянки между Минсенер-Санд и Мелиум-Плей более сорока раз, но так ни разу и не вступил в бой, лишь только 24 августа имел краткий боевой контакт с блокирующим французским фрегатом, который сразу отступил.

Большую часть войны корабль находился в устье Эльбы с бронированным тараном Prinz Adalbert и тремя малыми канонерскими лодками (Jager, Habicht и Pfeil), в то время, как бронированные фрегаты оставались у острова Вангероге. Они страдали от хронической неисправности машин, поэтому больше операций не проводилось вплоть до 11 сентября, когда все три фрегата снова были готовы к действию и вызвали Arminius для новой операции, но французский флот к этому времени уже ушёл домой во Францию. 18 октября 1870 г. броненосец столкнулся с авизо Falke.

23 декабря его вместе с другими военными кораблями перевели в новый портовый бассейн в Вильгельмсхафене, тем более что обледенение Яде сделало военные действия невозможными. После демобилизации флота 29 марта 1871 года Arminius вместе с закрытым корветом Elisabeth и авизо Grille отправился в Балтийское море, но из-за сильного шторма достиг Киля только 4 апреля и 27 апреля 1871 был там выведен в резерв.

НА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ, 1872-1901

После войны Arminius активно служил недолго - низкий борт и малая скорость не позволяли его использовать в открытом море. Плохие мореходные качества корабля и быстрое развитие технологий привели к тому, что сразу после Французской компании, всего после 7 лет службы, в 1872 г. он был низведён до уровня портовой брандвахты и в мирное время использовался как учебное судно для машинистов. В кампанию 1872 года с 1 мая он служил учебным кораблём машинно-кочегарного состава дивизиона верфи, в августе участвовал в стрельбовых учениях морского артиллерийского управления, а 1 октября был выведен в резерв. В 1873 году он выполнял ту-же функцию учебного корабля с 16 апреля по 31 мая, в 1874 году — с 17 марта до середины мая, а в 1875 году — с 15 марта по 31 мая. Это ознаменовало конец последнего официального периода службы. Корабль простоял в резерве до марта 1881 года, когда крепкий форштевень позволил использовать монитор в качестве ледокола в Киле.

В 1881-1882 Arminius прошёл капитальный ремонт, в ходе которого котором на установили один носовой надводный 350-мм торпедный аппарат в форштевне с запасом из 2 торпед и четыре 37-мм револьверные пушки, британскую паровую машину и котлы заменили на подобные отечественного производства и оснастили корабль электрической сетью, включающей динамо-машину мощностью в 1,9 кВт и два 350-мм боевых прожектора.

С августа по ноябрь каждого года, начиная с 1882, Arminius служил тендером при учебном торпедном корабле Blücher. Лишь в 1886 году, с января по июль, и в 1887 году, с апреля по июнь, Arminius снова использовался в качестве учебного корабля для машинистов. В марте и апреле 1888 года он также использовался как ледокол в Фленсбургском фьорде. 10 октября 1888 года корабль был классифицирован как судно специального назначения (Fahrzeug für besondere Zwecke).

Крепкий корпус и качественная постройка продлили службу монитора до 2 марта 1901 года, когда, в возрасте 46 лет, старый корабль был исключён из списков флота. Летом того же года он послужил кораблем-мишенью для учений по подрыву торпедой, которая причинила корпусу значительные повреждения, но он остался на плаву. В 1902 году бывший Arminius был продан на слом за 72 тысячи марок в Гамбурге, где его и разобрали.

командиры "Arminius" (развернуть)
22.05.1865 - 12.06.1865 капитан-лейтенант Struben испытания и переход из Англии в Данциг
14.05.1866 - 20.10.1866 корветтен-капитан Reinhold Werner Австро-Прусская война
28.09.1868 - 15.11.1868 корветтен-капитан Arendt испытания и обучение экипажа между ремонтами
19.07.1870 - 27.04.1871 корветтен-капитан Otto Daniel Livonius Франко-Прусская война
1.05.1872 - 1.10.1872 капитан-лейтенант / корветтен-капитан von Kall учебный корабль машинистов и кочегаров
16.04.1873 - 31.05.1873 капитан-лейтенант Heinrich Holzhauer учебный корабль машинистов и кочегаров
17.03.1874 - 16.05.1874 корветтен-капитан von Kall учебный корабль машинистов и кочегаров
15.03.1875 - 31.05.1875 капитан-лейтенант Günther v. Zitzewitz учебный корабль машинистов и кочегаров
1882 - 1901 обязанности командира при необходимости исполнял откомандированный офицер с "Blücher" тендер при учебном торпедном корабле

 

МОДЕЛЬ

  Arminius  Arminius  Arminius  Arminius  Arminius 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Clas Broder Hansen: Deutschland wird Seemacht. Urbes Verlag Hans Jürgen Hansen, Gräfelfing vor München 1991
3 Bernhard Graser - Norddeutschlands Seemacht. Ihre Organisation, ihre Schiffe, ihre Häfen und ihre Bemannung. Verlag Friedrich Wilhelm Grunow, Leipzig 1870.
4 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 1, Mundus Verlag, Hamburg, 1983.
на английском
5 Jack Greene, Alessandro Massignani: Ironclads at War. The Origin and Development of the Armored Warships, 1854–1891. Conshohocken, PA 1998.
на русском
6 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
7 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов в т. ч.
https://www.forum-marinearchiv.de/

последнее обновление: 07.04.2024

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1901
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1865-1867
Arminius
"Arminius" в 1870-е гг., гравюра
Arminius
"Arminius" в 1871 г., гравюра
Arminius
"Arminius" в первоначальном виде.
Arminius
Башня "Arminius" в первоначальном виде.
Arminius
"Arminius" в первоначальном виде и корвет "Nymphe".
Arminius
"Arminius" в первоначальном виде.
Arminius
"Arminius"
Arminius
"Arminius"
Arminius
"Arminius" в 1870-х.
Arminius
"Arminius" в первоначальном виде.
Arminius
Схема внутреннего расположения "Arminius".
Arminius
"Arminius" в перестрелке с французскими кораблями. 1871 г. Гравюра.
Следующая страница - броненосный таран "Prinz Adalbert"
Arminius
Arminius
Установленные в 1871 г. германские орудия Круппа
Arminius
Arminius
Arminius
Arminius
Arminius
Arminius
рисунок "Arminius" на колоде игральных карт того времени
Arminius
тендер "Arminius" (справа) и лодки типа Wespe у Фридрихсорта
Arminius
"Arminius" после переоборудования
Arminius
окраска с 1896 г.
Arminius
вид и окраска в 1881 г.
Arminius
"Arminius" после переоборудования
Arminius
позже в 70-х пристроены рубки за мачтой и у трубы
(об окраске - см. выше)
Arminius
вид и окраска после 1871, изменено расположение мачт
(об окраске - см. выше)
Arminius
вид и окраска в 1871 (сразу после первой модернизации)
(по др. данным мачта была жёлтой, дефлекторы, кожухи и рубки (кроме боевой) - белые)
Arminius
фото "Arminius" в первоначальном виде
Arminius
первоначальный вид и окраска
(с 1867: башни и рубка - чёрные, дефлекторы и кожух МО - белые)

Первоначально установленные английские пушки Армстронга
Arminius
"Arminius" в первоначальной конфигурации

Арминий (лат. Armenius, 16 до н. э. — ок. 21 н. э.) вождь германского племени херусков, нанёсший римлянам в 9 г. н. э. одно из наиболее серьёзных поражений (битва в Тевтобургском лесу).

В XIX веке, когда в странах Европы наблюдался рост национального самосознания, Арминий в образе херуска Германа стал особой мифологической и символической фигурой в Германии.