Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосные фрегаты
(schiff II ranges, batterieschiff, panzerfregatte)
типа

 Friedrich Karl 


Германия, 1867 г. 2 ед. (проекты 1865/1866 гг.)

Friedrich Karl 

*
Friedrich Karl
*
Kronprinz
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Friedrich Karl <Societe Nouvelles des Forges et Chantiers de la Seine>  Тулон, Франция 1866 с 11.08.1895 учебно-опытовое торпедное судно, разоружён, с 21.01.1902 портовое судно Neptun. 22.06.1905 г. исключён, слом в марте 1908 г. Для его замены построен броненосец "Weissenurg".
16.01.1867
3.10.1867
1 Kronprinz <Samuda Brs.>  Лондон, Великобритания 1866 1901 - перестроен на <Ks. Werft>  Киль, с 22.08.1901 - учебный блокшив машинистов - брандвахта, 3.10.1921 исключён, слом. Для его замены построен броненосец "Kurfürst Friedrich Wilhelm".
6.05.1867
19.09.1867
ТТХ
  Friedrich Karl Kronprinz
Водоизмещение официальное 5912 т 5480 т
пустой 5780 т 5568 т
нормальное 6932 т 5767 т
полное 7043 т 6760 т
регистровое 3251 брт, 2085 нрт 3029 брт, 2096 нрт
с 1872 6822-6932 т 5570-6932 т
Размерения длина МП 91,13 м 88,2 м
полная 94,14 м 89,44 м
ширина 16,6 м 15,2 м
осадка носом 6,9-8,05 м, с 1872 - 7 м 7,4-7,85 м, с 1901 - 7,38 м
1 см осадки = 11,4 т. водоизмещения 10,8 т. водоизмещения
высота борта 9,24 м 10,62 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный винт, Ø6 м. 1х2-лопастный винт, Ø6,5 м.
1 МО 1 ПМ простого расширения "Forges et Chantiers de la Seine" 1 ПМ простого расширения "J. Penn & Sons"
с 1882:  "Kaiserische Werft" Киль
2 КО 6 коробчатых ПК "Kaiserische Werft" Вильгельмсхафен (26 топок, 2 атм., 1591-1444 м²) 8 коробчатых ПК "J. Penn & Sons" (32 топки, 2 атм., 1688-1778 м²)
с 1901 - 6 ПК "Kaiserische Werft" Вильгельмсхафен (2 Дюрра, 2 Торникрофта, 2 цилиндрических)
мощность проектная 3300 л.с. 4500 л.с.
паруса барк, 2010 м², с 1872: 1635 м² барк, 1980 м², с 1872: 1409 м²
Ходовые данные скорость проектная 13 уз., с1872: 13,5 уз. 13,5 уз.
на испытаниях 13,6 уз. при 3550 л.с. 14,7 уз. при 4870 л.с., 69,4 об/мин
запас топлива 624 т угля 646-566 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 2210 миль 3220 миль
на 14 уз.   1730 миль
Экипаж штат 531 чел. (33 офицера, 498 матросов) 537-541 чел. (33 офицера, 508 матросов)
как младший флагман 572 чел. (штаб - 6 офицеров, 35 матросов) не использовался
Дополнительные данные Железный корпус с набором по поперечно-продольной схеме 8 отсеков, двойное дно на 76 % длины 9 отсеков, двойное дно на 43 % длины
электроснабжение сперва отсутствовало, позже - 3 динамо-машины, 30-36 кВт, 65 В сперва отсутствовало, позже - 3 динамо-машины, 30 кВт, 65 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 2 баркаса, 1 полубаркас, 2 катера, 2 яла и 1 шлюпка
стоимость 6 млн. 453 тыс. марок 6 млн. 292 тыс. марок
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке Friedrich Karl Kronprinz
бортовой пояс 127-114 мм, подкладка 254 мм 124-76 мм (с кормы в нос: 76-124-114), подкладка 254 мм
батарея 114 мм (подкладка 260 мм) 114-121-114 мм (подкладка 254 мм)
рубка 114 мм (подкладка 400 мм) 50-30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
  Friedrich Karl Kronprinz
по проекту 26-72 ф. гладкоствольных пушек 32-72 ф. гладкоствольных пушек
фактически
16-210 мм нарезных пушек ( 2 х L/22, -5°+13°, 5900 м; 14хL/19, -8°+14,5°, 5200 м) [1656 снарядов]
в 1887 г. добавлены
6-37 мм револьверных пушек
6 надводных торпедных аппаратов - 350 мм
 (1 кормовой, 2 бортовых, 2 в носу; запас - 12 торпед)
5 надводных торпедных аппаратов - 350 мм
 (1 кормовой, 2 бортовых, 1 в носу; запас - 12 торпед)

Friedrich Karl
"Friedrich Karl" с первоначальным рангоутом



Kronprinz

По окончании Второй Шлезвигской Войны с Данией, в 1865 г. немцы, по примеру ведущих стран Европы, решили построить полноценные океанские броненосцы. В отличие от первых "недомерков": "Arminius" и "Prinz Adalbert", новые корабли проектировались в Германии и представляли из себя батарейные фрегаты, по английской классификации отнесённые ко второму рангу.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ДАННЫЕ

FRIEDRICH KARL: ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ / ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

KRONPRINZ: ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ / ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И ОБЩИЕ ДАННЫЕ

 

Ввиду слабости отечественной промышленности и отсутствия опыта постройки крупных кораблей, заказы пришлось разместить за границей, при этом для максимально полного изучения опыта европейского кораблестроения, однотипные корабли были заказаны в двух разных странах - законодательницах мод в военном флоте - Англии и Франции.

Уже после начала постройки их решили вооружить новыми 21-см тяжёлыми нарезными пушками Круппа. Для этого пришлось перепроектировать корабли под новомодную центральную батарею.

Обе верфи прекрасно справились с задачей, корабли оказались мореходными и надёжными. Британский вариант был переработан главным морским конструктором Британии Эдуардом Ридом, поэтому корабли отличались внешне - количеством труб и формой форштевня, а также имели некоторые различия в скорости, дальности хода и бронировании. В германию они прибыли без артиллерии, пушки устанавливали на месте, поэтому вооружение они получили одинаковое.

Проект был разработан на основе распространенного в то время типа батарейных кораблей, активно строящихся в Британии, Франции, Австро-Венгрии, Испании и, в ограниченных количествах, в некоторых других странах (Россия, Италия, США, Дания). Британия и Франция широко практиковали строительство подобных кораблей на экспорт, чем и воспользовалась объединяющаяся Германия. Заказанные ведущим верфям стран-лидеров судостроения, корабли, естественно, были вполне современными и качественно построенными. Мало того, уже в процессе достройки они были переделаны под центральную батарею под очевидным влиянием нового британского броненосца "Bellerophon".

 

Friedrich KarlЧерез два года к ним прибавился купленный по случаю в Великобритании "König Wilhelm", и эти три корабля составили ядро германского флота во Франко-Прусской войне 1870-1871 гг. Перед самой войной, в июле 1870 г, эскадра из четырёх броненосцев: "König Wilhelm", "Friedrich Karl", "Kronprinz" и "Prinz Adalbert", совершила визит в Плимут, намереваясь затем выйти в плавание в Атлантику, но с началом войны корабли вернулись в Вильгельмсхафен. Из-за количественного превосходства французского флота и сухопутного характера войны, броненосцы простояли в устье р. Яде, обычно у острова Вангероге при входе в канал, до её конца и в боевых действиях не участвовали.

В 1871 на обоих броненосцах сократили рангоут, позже расширили кормовые мостики.

Friedrich KarlВ 1887 г. на обоих броненосцах установили мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты.

В 1892 "Friedrich Karl" прошёл ремонт, после которого стал учебным судном торпедистов, в 1895 с него сняли рангоут и переименовали в "Neptun", так как его прежнее имя понадобилось новому броненосному крейсеру.

Более качественно построенный "Kronprinz" находился в боевом строю до 22 августа 1901 г., когда был исключён из боевого состава и перестроен в учебный блокшив машинистов.

KronprinzВскоре, в 1905 г., "француз" - "Karl/Neptun" был отправлен на металлолом, в то время, как "англичанин"-"Kronprinz" использовался в своей новой роли до 1921 года.

Схемы окраски

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения
жёлтый - фальшборт и все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

S.M.S. Friedrich Саrl: описание конструкции

Официально классифицировался как "батарейное судно 2 ранга". Спроектирован в 1865 г. фирмой-строителем "Societe Nouvelles des Forges et Chantiers de la Mediterannie" в Ла Сейне близ Тулона по германскому техзаданию. Заложен в 1866 г., спущен 16 января 1867 г., вступил в строй 3 октября 1867 г. Стоимость корабля составила 6 453 269 марок. Корабль получил название в честь здравствующего на тот момент принца Фридриха Карла (1827-1885 гг.), немецкого генерал-фельдмаршала, участника прусско-датской (1848 г.), австро-прусской (1866 г.) и франко-прусской (1870-71 гг.) войн.

Прусский броненосный фрегат "Friedrich Саrl" (Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1867 г.)

Фрегат "Friedrich Саrl" строится на верфи "Compagnie de la Mediterranee" около Тулона. Чертежи его составлены во Франции, и они же послужили несколько и для постройки фрегата "Kron Prinz". Размерения их, впрочем, как увидим ниже, различны. Согласие между ними состоит во французском образовании кормовых линий, которые в горизонтальном разрезе на ватерлинии и выше имеют форму готической арки. В вертикальном разрезе кормы они прямые и хорошо свешены для защиты руля и винта. Такое образование кормовых линий дается французами всем новейшим судам, как броненосным, так и деревянным. Длина его равняется 311 ф. 1 1/2 д.; водоизмещение около 6000 французских тонн (5904 т английск.). На испытаниях, которые были сделаны на мерной миле в Тулоне, "Friedrich Саrl" достиг 13,5 узлов среднего хода. Результат этот был признан удовлетворительным, и комиссия приняла фрегат от заводчиков. Оставив Тулон, этот фрегат 17 октября прошел Гибралтар, а 20-го, проходя Бискайской бухтой, был застигнут свежим ветром, во время которого потерял свои фок- и грот-мачты. Несчастье его приписывают, по словам Times, многим причинам. Мачты, сделанные из железа, слишком длинны, а проволочный такелаж их не был достаточно вытянут. К тому же большой груз балласта, находившийся в трюме, не был уравновешен артиллерией, которая должна быть поставлена в Киле. Говорят, что исправление мачт будет сделано за счет общества, строившего судно, потому что оно гарантировало двухлетнюю службу их. Впрочем, сомневаемся, чтобы это было справедливо, так как причины потери мачт могли быть предусмотрены командиром фрегата капитаном Келлером. 22 числа "Friedrich Саrl" бросил якорь на Плимутском рейде, а на следующий день вошел в гавань для исправлений. Вооружение этого фрегата так же, как и "Kron Prinz", барковое, с железными нижними мачтами и нижними реями из стали. Мачты сделаны таким образом, чтобы могли служить для вентилирования трюма и жилой палубы. При представлении прусской палате морского бюджета на 1867 год некоторые из членов возбудили вопрос о постройке броненосных судов за границей. Правительство отвечало, что немецкие судостроители далеко не могут конкурировать в этом деле со строителями Англии, Франции и Америки.

 

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение: 5912 т проектное, 5971 т нормальное, 6932 т наибольшее, 5780 т после модернизации, длина 91,13 м по конструктивной ватерлинии, 94,14 м наибольшая, ширина 16,6 м по конструктивной ватерлинии, осадка 6,90 м носом, 8,05 м кормой, высота борта 9,24 м на миделе. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 11,4 т.

Корпус — железный, набран по бракетной (продольно-поперечной) системе, детали набора из судостроительного железа. Имел двойное дно на протяжении 76% от длины корпуса, внутри делился на 8 отсеков (переборки доходили до батарейной палубы, а две из них до жилой). На верхней палубе, позади грот-мачты была установлена двухъярусная боевая рубка высотой 4 м. В нижнем ярусе находился командный пост, в верхнем штурвал.

Бронировался корабль кованым железом, уложенным на тиковую подкладку. Пояс по ватерлинии имел толщину 127 мм (нижний ряд плит 114 мм), вместе с тиковой подкладкой толщина достигала 254 мм. Высота броневого пояса 2,7 м. Над водой броневой пояс возвышался на 1,75 м в носу, на 1,85 м у миделя и на 1,65 м в корме.Friedrich Karl

Кроме подкладки под броню, брусья которой укладывались горизонтально, тиком было забрано всё пространство между шпангоутами (т.н. сплошная шпация). Толщина наружной обшивки ниже ватерлинии 27 мм, выше 20 мм. Палуба, толщиной 9 мм, сверху была покрыта деревом. Носовой и кормовой казематы защищены 114-мм бронёй на тиковой подкладке (с нею толщина 260 мм), боевая рубка 114-мм плитами.

Механизмы фрегата изготовлялись заводом-строителем, т.е. во Франции. Позднее "Friedrich Саrl" получил котлы отечественного производства, завода "Kaiserische Werft" в Вильгельмсхафене (26 топок, 2 атм., 1591-1444 м²). Одна двухцилиндровая горизонтальная паровая машина простого расширения, 6 коробчатых котлов были сосредоточены в одном машинном и двух котельных отделениях. Корабль имел один четырёхлопастный винт диаметром 6 м. Дымовая труба - телескопическая.

Friedrich KarlНа испытаниях "Friedrich Саrl" имел скорость 13,5 узла, развив мощность 3550 индикаторных л.с. Официальный результат после испытаний на мерной линии в Тулоне — 13,58 узла при развитой мощности 3368 индикаторных л.с. Запас угля 624 т, дальность плавания составляла 2210 миль при скорости 10 узлов. Позднее на "Friedrich Саrl" установили и электрооборудование: 3 динамо-машины (65 В, мощностью 30, позднее увеличена до 35 кВт). Он стал первым крупным кораблём германского флота, на котором оборудовали электрическое освещение. Корабль имел 1 руль обыкновенного типа площадью 11,4 кв. метра. Броненосец "Friedrich Саrl" отличался хорошей маневренностью и поворотливостью, хотя для устойчивости на курсе приходилось держать руль в положении 6 градусов на левый борт. Время поворота на правый борт (более выгодный для маневра) составляло 8 мин 15 сек, а диаметр циркуляции 560 м.

Парусное вооружение фрегата включало полную оснастку. Железные мачты были полые внутри, имелись стальные нижние реи, стеньги и брамстеньги-однодеревки. Такелаж проволочный, руслени находились снаружи корпуса.

Friedrich KarlВыйдя 17 октября 1867 года по окончании постройки из Тулона, "Friedrich Саrl" попал в Бискайском заливе в сильный шторм и потерял фок- и грот-мачты. В результате расследования признали, что для такого корабля мачты оказались слишком высоки. Другими причинами признали недостаточную вытяжку такелажа и ограниченное количество балласта, не уравновешенное артиллерией (установить орудия предполагалось в Киле). Парусное вооружение изменили по типу барка, при этом площадь парусов составила 2010 кв. метров. Во время франко-прусской войны парусность уменьшили до 1635 кв. м.

Из журнала "Морской сборник" № 2 за 1868 г.

Здесь помещается описание случая с "Friedrich Саrl", со слов очевидца.

Фрегат этот 12 октября 1867 года вышел из Тулона в Пруссию, имея 269 человек команды. Погода была прекрасная, и через 2,5 суток он благополучно прибыл в Гибралтар и 16 октября отправился в дальний путь. В то время сделался противный ветер, а идущая от NW зыбь развела большое волнение. 19 числа он находился севернее мыса Финистерр; небо заволокло тучами, пошел сильный дождь, и ветер сделался порывистым. Тогда, кроме марселей, поставлены были все косые паруса, и тем уменьшена качка, но, несмотря на то, размахи были так велики, что ванты заметно ослабли. Но по мере того, как ветер крепчал, у марселей взяли все рифы, на ванты положили найтовы и в помощь вантам наложили гини и тали.

Вечером оказалось, что у фок-мачты, с наветренной стороны, в 3 ф. выше палубы, отошло несколько заклепок, почему немедленно закрепили фок-марсель. После нескольких размахов фок-мачта в том месте дала трещину в 0,25 дюйма, почти на половине своей окружности. Не надеясь на сохранение мачты, немедленно приступили к ее срубке; но в 10 ч. вечера, при сильном размахе фрегата под ветер, мачта сломалась в поврежденном месте и упала за борт вместе со стеньгой, реями, грот-стеньгой, брам-стеньгой и крюйс-стеньгой, перепутанными в такелаже.

Сейчас же застопорили машину, чтобы сохранить винт в чистоте, и спустя 10 минут фоковой такелаж был настолько очищен, что мачта погрузилась в воду. Тогда приступили к поднятию на палубу грот- и крюйс-стеньг, что и удалось исполнить, несмотря на сильную качку и размахи. Брам-стеньга же вместе с реями осталась в море.

В полночь ветер стал стихать, и при лунном свете можно было продолжать работу. Грота-реи, державшийся на бейфуте, потому что топенанты и марса-шкоты лопнули, надо было спустить на палубу, так как при каждом размахе мачта получала от рея такое сотрясение, что и в ней оказалась трещина на 3 ф. от палубы. Тогда пришлось спустить людей, работавших на марсе, и готовиться к срубке мачты, потому что она уже заметно давала движение и наконец в 2 часа последовала за фок-мачтой.

Падение ее не обошлось так благополучно; она переломилась на три части, причем топ с грот-реем упал за борт, а средняя часть поперек на палубу, не причинив особых повреждений. Так как средняя часть легла на подветренные ванты, то очистка сделалась чрезвычайно затруднительной. Фрегат не имел наружных повреждений, кроме сломанных сеток и планширя, а из команды никто не поплатился жизнью.

По очистке палубы от всего лишнего дали машине малый ход, но при этом оказалось, что гротовой брам-такелаж попал в винт, и очищение его потребовало 2 часа времени. В это время фрегат несло по ветру, а при огромном волнении его ужасно бросало из стороны в сторону. К счастью, на нем не было поставлено полного количества орудий, и только благодаря этому обстоятельству, он 22 октября прибыл в Плимут, где и будет исправляться.

В немецком флоте корабль отличался наилучшей мореходностью среди представителей своего класса, но для такого крупного боевого судна парусное вооружение оказалось малоэффективным.

Friedrich KarlПо проекту корабль предполагалось вооружить 26-ю 210-мм (72-х фунтовыми) бронзовыми пушками. Но "Friedrich Саrl" получил новые стальные нарезные казнозарядные орудия Круппа. Первоначально установленная в носу короткоствольная 210-мм пушка была вскоре заменена на длинноствольную. В итоге корабль имел следующее вооружение: 2 210-мм/22 калибра на поворотной платформе на верхней палубе и 14 210-мм/19 калибров в бортовой батарее. Общий запас снарядов составлял 1656. На опытных стрельбах на полигоне эти пушки с дистанции 10 кабельтовых пробивали 210-215-мм броневые плиты.

Высота нижних косяков орудийных портов батареи отстояла на 2,25 м от ватерлинии. Вес бортового залпа равнялся 763,7 кг (артиллерийские снаряды из закалённого чугуна) и 612,71 кг (снаряды из обычного чугуна). Соответственно вес залпа в нос и корму по 109,1 кг и 87,53 кг. В 1880-х гг. корабль получил 6 37-мм револьверных пушек.Friedrich Karl

На "Friedrich Саrl" были установлены 5 надводных 350-мм торпедных аппарата (2 бортовых под углом 75 градусов к диаметральной плоскости, 2 носовых и 1 кормовой) с запасом из 12 торпед Уайтхеда. Позднее корабль вооружили 3 боевыми прожекторами (1 на марсе и 2 в оконечностях). Корабль имел сильно выдающийся вперёд таран со шпироном.

Экипаж насчитывал 33 офицера и 498 матросов. Когда корабль был флагманским, экипаж увеличивался ещё на 6 офицеров и 35 матросов.

Шлюпочное вооружение состояло из 9 шлюпок, в том числе 1 большой паровой катер, 2 барказа, 1 полубарказ, 2 катера, 2 яла и 1 двухвесельный ял.

 

S.M.S. Friedrich Саrl: история службы

 

В самом начале службы, 15 мая 1870 броненосец сел на мель у Лангеланна, но вскоре был снят и отправлен в сопровождении канонерки "Cyclop" на ремонт в Портсмут.

Friedrich KarlК началу франко-прусской войны 1870-1871 "Friedrich Karl" находился в английском порту Плимут в качестве младшего флагмана эскадры, куда кроме него входили броненосцы "König Wilhelm", "Kronprinz" и "Prinz Adalbert". Корабли направлялись в учебный поход в Атлантику. 10 июля стало известно, что скоро последует объявление войны, и корабли вышли из Плимута, Учитывая неравенство сил, немецкая эскадра, зайдя 13-го на несколько часов в Плимут за известиями, ушла по Ла-Маншу на восток и 16-го прибыла в Вильгельмсхафен за три дня до начала войны.

При начале Франко-прусской войны 1870–1871, прусский флот собрал фрегаты "Kronprinz", "Friedrich Karl" и " König Wilhelm" и монитор "Arminius" в Вильгельмсхафене. Эти четыре судна, под командой вице-адмирала Яхмана, в начале августа 1870 сделали вылазку к Доггер-Банке, но не встретили никаких французских военных кораблей.

Friedrich KarlFriedrich KarlТри бронированных фрегата оставались у острова Вангероге, они страдали от хронической неисправности машин, поэтому больше операций не проводилось. 11 сентября, эти три фрегата были снова готовы к действию; они присоединились к "Arminius" для новой операции, но французский флот к этому времени уже вернулся во Францию.

Во время войны был сокращён такелаж, остались только нижние реи, бушприт мог убираться.

В сентябре 1872 "Friedrich Karl" вместе с закрытым корветом Elisabeth и канонерской лодкой "Albatross" вышел в трехлетнее кругосветное плавание. В Карибском море к отряду под командованием капитана-цур-зее Рейнхольда фон Вернера присоединились ещё два закрытых корвета "Vineta" и "Gazelle", но планы пришлось изменитьFriedrich Karl, так, как в начале 1873 Первую испанскую республику потрясла Кантональная Революция. Friedrich Karl направился в испанские воды, где присоединился к патрулировавшим там корвету "Elisabeth" и канонерке "Delphin". Его командир, капитан-цур-зее Рейнхольд Вернер, 29 июня получил чин контр-адмирала и принял команду над находящимися в испанских водах немецкими кораблями, которые стали на якорь у Малаги. Затем корабли присоединились к британской эскадре, которая патрулировала южное испанское побережье. Фракция повстанцев испанского флота захватила четыре из семи испанских броненосцев. Вернеру, старшему командующему в группе, предоставили руководство совместными англо-немецкими силами. Эскадра блокировала два броненосца повстанцев в порту Картахены после того, как они бомбардировали прибрежный город. В июле, идя из АликантеFriedrich Karl, "Friedrich Karl" встретился с вооружённым пароходом мятежников "Vigilanta", захватил судно и возвратил его национальному правительству.

Через несколько дней "Friedrich Karl" и британский броненосец "Swiftsure" без разрешения из Лондона или Берлина атаковали два корабля повстанцев: броненосец Vittoria и Almansa. Корабли повстанцев пытались обстреливать порт Альмерия. В коротком сражении англо-немецкая сила сокрушила мятежников и захватила оба судна, которые были впоследствии переданы испанскому правительству. Мятежники собирались объявить войну Германии, но в конечном счете отклонили эту идею. Захваченный лидер повстанцев некоторое время удерживался на борту "Friedrich Karl". Блокада адмирала Вернера в конечном счете вынудила мятежников сдаться,Friedrich Karl после чего броненосец вернулся в Германию. Канцлер Отто фон Бисмарк отдал адмирала Вернера под трибунал, его действия он считал чрезмерным. Бисмарк мешал Имперскому флоту проводить "дипломатию канонерок" и в будущем.

В 1885 на "Friedrich Karl" были установлены противоторпедные сети, они оставались до 1897. В 1887 г. на броненосце установили мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты.

Броненосец "Friedrich Саrl" (Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1889 г.)
По окончании кампании осенью 1887 года этот броненосец был подвергнут капитальным исправлениям, а теперь, по сведениям из германской прессы, производил недавно испытания новых паровых котлов, которые дали очень хорошие результаты. Броненосец "Friedrich Саrl", одно из самых старых боевых судов германского флота; он был выстроен в Тулоне и спущен на воду в январе 1867 г. Этот броненосец исключительно много служил; он сделал дальние плавания по Атлантическому океану и несколько раз был посылаем в Средиземное море, и, несмотря на все это, корпус броненосца находился в таком отличном состоянии, что на нем нашли нужным устроить некоторые современные нововведения. Так на "Friedrich Саrl" поставлено мощное вооружение, паровое отопление и электрическое освещение. Броненосец этот имеет 6007 тонн водоизмещения, 16 орудий и по штату должен иметь 531 человек офицеров и команды. Сверстник броненосца "Friedrich Саrl", броненосец "Kron Prinz", стоявший уже довольно долго в гавани, также приступил недавно к испытанию поставленных на нем новых станков для орудий.

 

Friedrich KarlFriedrich KarlВ 1895 году "Friedrich Karl" был разоружен,  с него сняли рангоут и 11 августа 1895 г. перечислили в опытовое торпедное судно. С 21 января 1902 г. числился в списках флота как портовое судно "Neptun", его прежнее имя понадобилось новому броненосному крейсеру.

22 июня 1905 г. окончательно исключён из списков флота и продан на слом в марте 1908 г. за 284 тысячи марок. Разобран в Голландии.

 

 

Kronprinz
S.M.S. Kronprinz: описание конструкции

 

Проект разработан главным строителем английского флота корабельным инженером Э. Ридом в 1866 г. Корабль построен на верфи "Samuda Brothers Poplar" в Лондоне. Заложен в 1866 году, спущен 6 мая 1867 года, окончательно вступил в строй 19 сентября 1867 г. Стоимость постройки составила 6 926722 марки.

Кронпринц [нем. Kronprinz] - титул престолонаследника, лицо с этим титулом. Корабль получил имя в честь кронпринца Фридриха.

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 5480 т проектное, 5767 т нормальное, 6760 т полное, после модернизации 5568 т, длина 88,2 м по конструктивной ватерлинии, 89,44 м наибольшая, ширина 15,2 м по конструктивной ватерлинии, осадка 7,85 м носом, 7,45 м кормой, высота борта 10,62 м на миделе. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 10,8 т.

Корпус корабля железный, набранный по бракетной системе. Детали набора из судостроительного железа. Двойное дно на протяжении 43% длины корпуса, высота междудонного пространства 1,3 м. Водонепроницаемые переборки доходили до батарейной палубы. Корма корабля имела острые образования, с большим свесом, прикрывающим руль и винт, ахтерштевень прямой, с небольшим наклоном. Таран судна выдвигался вперёд от носового перпендикуляра на 1,8 м и был углублён на 1,2 м. Сам таран прикрывался легкой наделкой, которая маскировала его, одновременно улучшая мореходность.

"Kronprinz" бронировался коваными железными плитами, уложенными на тиковую подкладку. Броня изготавливалась заводом Брауна в Шеффилде. Позднее броню заменили на стальную. Пояс по ватерлинии имел переменную толщину от 76-114 до 124 мм (на подкладке до 254 мм). KronprinzПлиты укладывались в три ряда, суммарной шириной 3,6 м в носу и 2,85 м в корме. Броневой пояс возвышался над ватерлинией в носу на 1,2 м, на миделе на 1,8 м, в корме на 1,5 м. Броневая палуба имела толщину 9 мм, ее края примыкали к верхней кромке пояса, дерево покрывало листы брони. Батарея, длиной чуть более 36 м, защищалась бронёй 114 мм толщины (на подкладке 254 мм). В районе орудийных портов защита утолщалась до 121 мм. Боевая рубка (вначале отсутствовала, установлена в процессе службы) защищалась 30-50 мм бронёй.

C 1885 по 1897 гг. на броненосце были установлены противоторпедные сети.

Механизмы и котлы "Kronprinz" изготовлялись на заводе "J. Penn & Sons". Позднее были установлены котлы немецкого производства завода "Kaiserische Werft" в Вильгельмсхафене, а в 1901 г. во время переоборудования корабля в учебное судно машинистов и кочегаров котлы вновь заменили. KronprinzКорабль имел одно машинное и два котельных отделения. Пар к тронковой двухцилиндровой горизонтальной паровой машине поверхностного охлаждения подавался из 8 коробчатых паровых котлов (32 топки, 2 атм., 1688-1778 м²). В 1901 г. были установлены новые котлы — по 2 Дюрра и Торникрофта, а также два цилиндрических - разные типы для обучения машинистов. Трубы были телескопические.  Один двухлопастный винт диаметром 6,5 м. вращался со скоростью 69,4 оборота в минуту.

На испытаниях корабль показал скорость 14,374 узла, развив мощность машин 4 870 индикаторных л.с. Наилучший результат во время испытательных пробегов 14,7 узла. Запас угля: 566 т нормальный/646 т максимальный, а дальность плавания составляла 3220 (10 узлов) и 1730 миль (14 узлов).

В процессе службы на корабле были установлены 3 динамо-машины напряжением 65 В и мощностью 30 кВт.

KronprinzКорабль имел один руль обыкновенного типа. На курсе "Kronprinz" держался хорошо, но поворотливость его была недостаточной.

На нем стояло парусное вооружение барка, площадь парусов равнялась 1980 кв. м. Во время франко-прусской войны площадь парусов снизили до 1409 м². Мачты железные, полые внутри. Нижние реи изготовлялись из стали, такелаж проволочный, руслени с наружной стороны борта, бушприт вдвижной.

Kronprinz

Корабль был мореходным судном, постоянно имел дифферент на нос. Скорость под парусами была небольшой. В 1901 г., при переоборудовании в учебное судно оставили только две мачты.

KronprinzПо первоначальному проекту, "Kronprinz" должен был иметь 32 210-мм (72-х фунтовых) бронзовых пушки, но на корабль установили новые стальные казнозарядные крупповские пушки. Из них 2 210-мм/22 калибра стояли на поворотной платформе на верхней палубе, 14 210-мм/19 калибров в батарее.

Общий запас артиллерийских снарядов 1656. Вес залпа был одинаков с "Friedrich Саrl", высота над водой нижних косяков орудийных портов батареи составила 2,25 м, расстояние между центрами портов 4,5 м, высота вырезов порта 1 м. Позже, в 1880-х гг., на "Kronprinz" установили еще 6 37-мм револьверных пушек и 5 350-мм торпедных аппаратов (2 носовых, 1 кормовой и 2 бортовых, установленных под углом 75° к диаметральной плоскости с запасом из 12 мин Уайтхеда). Также установили 3 боевых прожектора (1 на марсе и 2 на мостиках).

KronprinzЭкипаж корабля составлял 33 офицера и 508 матросов.

На броненосце имелись следующие плавсредства: 1 большой паровой катер, 2 барказа, 1 полубарказ, 2 вельбота, 2 яла и 1 двухвесельный ялик.

Испытания машин прусского броненосного фрегата "Kron Prinz"
 (Из журнала "Морской сборник" № 12 за 1867 г.)

В июльском номере нашего журнала мы извещали о спуске с верфи гг. Самьюда нового прусского фрегата "Kron Prinz". В середине сентября была произведена на мерной миле в Martin Sands проба машин его, со следующими результатами.

Условия, при которых производилось это испытание, были далеко не так благоприятны, как бы желали заводчики. Во все время пробы дул весьма сильный ветер с зыбью. Вот результаты, которые были получены после шести переходов по мерной миле:

Средняя скорость 14,374 узла.
Углубленная поверхность миделя 1025 кв. ф.
Среднее углубление 23 ф. 9 д.
Индикаторная сила машин 4800 л.с.

Результаты эти нельзя не считать вполне удовлетворительными и оправдавшими как нельзя лучше высокую репутацию дома Пэнна и сына, на заводе которых изготавливалась машина. Нарицательная сила ее, как мы знаем, есть 800 сил, следовательно, индикаторная сила ее в 6 раз более номинальной. Машины эти тронковые, прямого действия, и работали легко и спокойно.

Флот Пруссии быстро возрастает и, если пойдет столь же быстрыми шагами, скоро станет на таковую ногу, что по силе своей не будет иметь себе равного на соседних водах.

В самом деле, два такие прибавления как "Kron Prinz" с 14 1/4 узлами хода, "Wilhelm I", строящийся в темзенской К° с таким же ходом, и "Frigrich Carl" показывают, что Пруссия с первого же шага становится не на оборонительную, а на наступательную ногу, хорошо понимая истинную силу флота.

Здесь кстати дополнить приведенные уже нами в упомянутой выше книге нашего журнала некоторые подробности о постройке фрегата "Kron Prinz", начатой в конце февраля 1866 г.

Главные размерения его суть следующие: длина между перпендикулярами 286 ф., ширина 50 ф., глубина интрюма 36 ф. 4 д., среднее углубление в грузу 23 ф. 9 д., число строевых тонн 3404., водоизмещение 5600 т.

Фрегат имеет двойное дно и все устройства, делаемые на новых железных судах. 4 и 5 д. броня положена на поясе по ватерлинии и на среднем ящике, составляющем батарею. Она опускается на 6 ф. ниже грузовой ватерлинии. Длина средней блиндированной части равняется 120 футам. С каждой стороны ее прорезано по семь портов в свету 3 ф. 4 дюйма. В носовой части броня поднята до самого планшира, образуя щит с двумя портами для погонного орудия на поворотной платформе, подкладка из тика толщиной 10 3/4 д. В оконечностях толщина плит уменьшена до 4 дюймов. Палуба защищена стальным листом. Борт незащищенных частей сделан из двух листов железа. Нос вооружен шпироном.

Вооружение артиллерией и рангоут те же, что и на фрегате "Friedrich Саrl", описанном в этом номере нашего журнала.

 

Kronprinz

S.M.S. Kronprinz: история службы

 

KronprinzВ ходе франко-прусской войны 1870-1871 годов флот Франции накрепко заблокировал все побережье Германии. "Kronprinz" к началу войны находился в английском порту Плимут в составе эскадры, куда кроме него входили броненосцы "König Wilhelm",  "Friedrich Karl" и "Prinz Adalbert". 10 июля стало известно, что скоро последует объявление войны, и корабли вышли из Плимута, Учитывая неравенство сил, немецкая эскадра, зайдя 13-го на несколько часов в Плимут за известиями, ушла по Ла-Маншу на восток и 16-го прибыла в Вильгельмсхафен.Kronprinz

При начале Франко-прусской войны 1870–1871, прусский флот собрал фрегаты "Kronprinz", "Friedrich Karl" и "König Wilhelm" и монитор "Arminius" в Вильгельмсхафене.Kronprinz Эти четыре судна, под командой вице-адмирала Яхмана, в начале августа 1870 сделали вылазку к Доггер-Банке, но не встретили никаких французских военных кораблей.

Три бронированных фрегата оставались у острова Вангероге, они страдали от хронической неисправности машин, поэтому больше операций не проводилось. 11 сентября, эти три фрегата были снова готовы к действию; они присоединились к "Arminius" для новой операции, но французский флот к этому времени уже вернулся во Францию. Весь период конфликта кораблём командовал капитан Райнхольд фон Вернер.

KronprinzВо время войны был сокращён такелаж, остались только нижние реи, бушприт мог убираться.

Осенние маневры в германском флоте
 (Из журнала "Морской сборник" № 10 за 1879 г.)

В первых числах сентября начальник германского адмиралтейства генерал фон Штош присутствовал в Данциге на маневрах небольшой эскадры германского флота, в составе броненосцев: "Friedrich Саrl", "Preußen", "Kron Prinz" и "Friedrich der Große". Произведены были примерная атака береговой батареи и высадка десанта со шлюпочной артиллерией. В то же время броненосцы обстреливали берег, затем десант брал штурмом батарею. Особенность маневров заключалась, между прочим, в том, что был организован особый санитарный отряд, который сопровождал десант и производил примерную перевозку раненых на суда эскадры.

Два дня спустя, а именно 16-го сентября, эскадре сделан был смотр германским императором, который прибыл на рейд на посыльном судне "Grille". В присутствии Императора эскадра сначала прошла в шахматном порядке, в две колонны, умеренным ходом, а потом произвела несколько эволюции. При уходе "Grille" произведен был императорский салют. Император выразил свое особенное удовольствие генералу фон Штошу за порядок, соблюдавшийся при эволюциях.

Проблемы с машинами преследовали корабль в течение всей карьеры; машины ломались во время маневров флота в мае 1883. Два из трех других бронированных фрегатов также сломались, что вызвало отмену маневров.

В 1885 на "Kronprinz" были установлены противоторпедные сети, они оставались до 1897. В 1887 г. на броненосце установили мелкие противоминные пушки и торпедные аппараты.Kronprinz

Корабль до 1901 г. находился в боевом составе флота. 22 августа 1901 г. переклассифицирован в учебное судно машинистов (одновременно являясь брандвахтенным судном в Киле) и прошёл перестройку на Имперской Верфи в Киле, рангоут был заменён на две лёгкие мачты, надстроен павильон на верхней палубе.Двигательная установка была перестроена, и восемь котлов J Penn & Sons были заменены на два котла Dürr и два Thornycroft.

Kronprinz  Kronprinz  Kronprinz  Kronprinz

В этом качестве он прослужил до конца Великой войны, пока 3 октября 1921 года корпус не продали за 5 млн. марок на слом и вскоре разобрали в Рендсбурге.

Второй раз название "Kronprinz" получил новейший дредноут, вступивший в строй почти в начале первой мировой войны.


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
на английском
3 Gardiner, Robert, ed. Conway's All the World's Fighting Ships 1860-1905. Greenwich: Conway Maritime Press. 1979
4 Gottschall, Terrell D. By Order of the Kaiser. Annapolis: Naval Institute Press. 2003
5 Greene, Jack; Massignani, Alessandro. Ironclads at War: The Origin and Development of the Armored Warship, 1854–1891. Pennsylvania: Combined Publishing. 1998
6 Olivier, David H. German Naval Strategy, 1856–1888: Forerunners to Tirpitz. London: Frank Cass. 2004
7 Pollock, Arthur W. A. "Foreign Summary". United Service Magazine (Washington D.C.: Hurst and Blackett Publishers) 1869
8 Sondhaus, Lawrence Naval warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
9 Wilson, Herbert Wrigley. Ironclads in Action: A Sketch of Naval Warfare from 1855 to 1895. London: S. Low, Mars ton and company. 1896
на русском
10 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
11 Кофман В. - Броненосцы входят в моду // журнал "Моделист-конструктор".-1991.-№4.
12 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 10.1867-1903
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 09.1867
Следующая страница - броненосный фрегат "König Wilhelm"
Предыдущая страница - броненосный таран "Prinz Adalbert"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz"

Броненосная эскадра в Плимуте во время перехода в Средиземное море, 1876: "Deutschland", "Kronprinz", "Friedrich Karl", "Kaiser"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
блокшив "Kronprinz", 1901 г.
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz"
Kronprinz
"Kronprinz", гравюра
Kronprinz

с лева на право: "Friedrich Karl", "König Wilhelm" и "Kronprinz"
Фридрих III (нем. Friedrich III.) (1831 - 1188), император Германской империи и прусский король, был одним из самых многообещающих наследников Европы, но царствовал всего 99 дней (с 9 марта 1888), умирая от мучительной болезни. Сын принца Вильгельма Прусского (будущего короля и императора Вильгельма I), отец будущего императора Вильгельма II. В 1861, после вступления отца на престол, стал кронпринцем Пруссии, командовал войсками страны в Прусско-австрийской войне 1866 и Франко-прусской войне. Обладал полководческим талантом, сыграл ключевую роль в победе над австрийцами под Садовой. Пользовался большой популярностью в армии и народе.
Neptun
опытовое торпедное судно "Neptun"
Friedrich Саrl
опытовое торпедное судно "Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
опытовое торпедное судно "Friedrich Саrl" после 1896 г.
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" с сокращённым такелажем
Friedrich Саrl
Старый и новый "Friedrich Саrl", открытка начала XX века
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" с крейсерами, гравюра
Friedrich Саrl
на палубе "Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
германские 210-мм орудия Круппа
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl"
Friedrich Саrl
"Friedrich Саrl" в начале службы, гравюра
Friedrich Саrl
Фридрих Карл Николай (нем. Friedrich Karl von Preußen; (1828 - 1885) - принц Прусский, генерал-фельдмаршал (с 28 октября 1870 года), русский генерал-фельдмаршал (с 1872 года). Сын принца Карла Фридриха, внук Фридриха Вильгельма III. Выдающийся военачальник.

Эскадра в 1875: "König Wilhelm", "Kronprinz", "Kaiser", "Hansa", "Falke"

"Kronprinz" в 1875
Friedrich Саrl
"Friedrich Carl" в начале службы
Friedrich Саrl
"Friedrich Carl" в 1875