ОглавлениеКрейсера → Шлюпы типа "Albatross"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса (Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.) типа

 Albatross 


Германия, 1872-1873 г. 2 ед.

 

*
Albatross
*
Nautilus
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Albatross <Kaiserlich Werft>, Данциг, "Ersatz Crokodill" 1869 служил за границей, с 1888 ГИСУ, 9.01.1899 исключена, продана, морской лихтер, затем угольная баржа, в 03.1906 выброшена на берег штормом и разбита волнами.
11.03.1871
23.12.1871
2 Nautilus <Kaiserlich Werft>, Данциг, "Aviso / Kanonenboot A" 1870 служил за границей, с 1891 ГИСУ, 14.12.1896 исключена, угольный блокшив в Киле, в 1905 продан за 11000 М, слом в Свинемюнде.
31.08.1871
4.06.1873
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 713 т
полное 786 т
регистровое 413 брт, 225 нрт
Размерения длина ВЛ 51,21 м
полная 56,95 м
ширина 8,32 м
осадка носом 3,62 м
кормой 3,75 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 3,14 м
1 МО 2 горизонтальных 1-цилиндровых ПМ простого расширения производства "Möller & Hollberg", Штеттин
1 КО 2 коробчатых ПК (6 топки, 2 атм.)
 с 1879-80 цилиндрические (Albatross) или коробчатые (Nautilus) производства "Kaiserl. Werft" в Киле
мощность проектная 601 л.с.
паруса баркентины, 710 м², позже - 3-мачтовые шхуны, 471-415 м²
Ходовые данные скорость проектная 10,9 уз.
на испытаниях Albatross: 10,5 уз. при 491 л.с., 104 об/мин.
Nautilus: 10,0 уз. при 496 л.с., 103 об/мин.
запас топлива 100 т. угля
дальность плавания со скоростью 10 уз. 1270 миль
Экипаж 103 чел. (5 офицеров, 98 матроса), фактически в разное время от 90 до 115 чел.
Дополнительные данные корпус деревянный, медная обшивка днища
управление 1 руль
плавсредства 4 лодки
цена 762 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 150 мм/22 [140 снарядов], 4600 м в конце службы разоружены
2 - 120 мм/23 [180 снарядов], 5500 м
позже + 2 - 37 мм револьверных

 


 

 

Решение о строительстве двух больших канонерских лодок было принято в 1869 году. "Ersatz Crokodill" был спроектирован, как увеличенный вариант канонерок типа "Camaleon" , специально для колониальной и станционной службы. Первый военный корабль немецкого военно-морского флота, который был разработан специально для использования за рубежом, а именно для использования против пиратов в Южно-Китайском море, для чего осадка была значительно меньше, чем у крейсеров, чтобы можно было преследовать мелкосидящие пиратскими джонки в устьях больших китайских рек.

Второй корабль сперва задумывался, как колёсное авизо, но позже его решили строить однотипным с первым. По вступлении в строй оба числились канонерскими лодками I класса. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса.

Имели очень хорошую мореходность, но сильно теряли скорость на волнении, маневрировали посредственно, но хорошо держали курс. Неплохо ходили под парусами.

Схемы окраски:

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

Изменения:

с 28 января 1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Сперва корабли несли паруса барка, но позже рангоут был сокращён до трехмачтовой шхуны (по видимому, на "Nautilus" значительно раньше).

В 1888-1890 оба корабля были перестроены в гидрографические суда. Вооружение было демонтировано, рангоут сокращён до трехмачтовой шхуны.

 

S.M.S. Albatross

 

"Albatross" (бюджетное наименование "Ersatz Crokodill") заложен верфью "Königliche Werft" (с 1871 "Kaiserliche Werft") в Данциге в 1869, спущен 11 марта 1871, введен в состав ВМС Германии 3 декабря 1871. Хотя корабль строился для восточной Азии (Китая), из-за политических волнений в Вест-Индии было решено отправить его туда, поскольку малая осадка в Карибском бассейне также считалась полезной.

После испытаний и доделок, в сентябре 1872 "Albatross" (корветтен-капитан Альфред Штенцель) вместе с бронированным фрегатом Friedrich Karl под общим командованием капитана-цур-зее Рейнхольда фон Вернера решили отправить в трехлетнее кругосветное плавание с остановкой в Карибском море, где их должны были встретили корветы Vineta и Gazelle. 12 октября 1872 отряд вышел из Киля. После визитов в Венесуэлу, Колумбию и Гаити, 10 марта 1873 года в Гаване все корабли, кроме канонерки, были отозваны в Испанию из-за вспыхнувшей там третьей войне Карлистов. Кругосветное путешествие было отменено, а "Albatross" начал свою службу в качестве станционера в Вест-Индии. Деятельность станции началась 13 марта 1873 года, когда начальник эскадры Вернер произнес в Гаване прощальную речь и исключил канонерку из эскадры.

"Albatross" первоначально не получил от Адмиралтейства никаких инструкций и оставался в Гаване, где встретил прибывшие английскую и испанскую Вест-Индийские эскадры и провёл стрельбы у крепости Ла-Кабанья. Наконец Штенцель узнал, что почта для канонерки была перенаправлена из Нью-Йорка в Сент-Томас, поэтому он был вынужден посетить остров, который в то время был датской колонией. В Сент-Томасе Штенцель получил приказ идти в Доминиканскую Республику из-за начавшайся там революции против президента Буэнавентура Баеса. 13 мая 1873 года "Albatross" прибыл в Пуэрто-Плата. Порт считался важным пунктом экспорта и использовался почти исключительно немецкими торговыми судами для экспорта табака. Конкретной угрозы для иностранцев в Пуэрто-Плате и в соседнем Монте-Кристи Штенцелю найти не удалось, и поэтому корабль отплыл обратно через Пуэрто-Плата в Сент-Томас, куда прибыл 30 мая 1873 года и получил ещё письма, которым было уже до 5 месяцев и шли они частично через Рио-де-Жанейро.

С июня по октябрь 1873 года "Albatross" находился у восточного побережья Южной Америки. 24-25 сентября 1873 г. канонерская лодка находилась в Буэнос-Айресе, где Штенцель посетил министра президента Рудольфа Фридриха Ле Местра. На обратном пути канонерка зашла в Монтевидео и 3 октября посетила бразильский остров Святой Катарины. На следующий день Штенцель отправился на пароходе в Дестерро (ныне Флорианополис), где его приняли немецкие жители. 6 октября канонерская лодка прибыла Итахай (Itajaí) в устье одноимённой реки, которая оказалась судоходной, и Штенцель на куттере поднялся на 45 морских миль и посетил Внутренний Блюменау. После недолгого пребывания в преимущественно немецком поселении Донна Франциска, 10 октября 1873 года катер отправился в Рио-де-Жанейро. После нескольких недель обратного пути и непродолжительного пребывания в Сент-Томасе 13 декабря 1873 года он вернулся к "Albatross", который снова направился в Пуэрто-Плата, где еще продолжалась революция. Во время краткого визита и захода в Санто-Доминго Штенцель снова не обнаружил угрозы немецким интересам и отплыл на Кубу. После непродолжительной остановки в Сантьяго-де-Куба, где Штенцель хотел показать флаг из-за дела "Вирджинии", канонерка вернулась в Гавану.

В январе 1874 "Albatross" посетил Порт-о-Пренс и Кап-Аитьен, прежде чем его сменил корвет Augusta. В апреле 1874 года канонерка вернулась в Киль.

6 июля 1874 "Albatross" был включен в состав учебной эскадры и с ней приступил к учениям в Балтийском море, но вскоре был выведен для участия в новой экспедиции - чтобы снова вмешаться в процесс 3-й войны с Карлистами на баскском побережье Атлантики, так, как 30 июня там был убит немецкий репортер. 8 августа "Albatross" и "Nautilus" покинули Киль, 24-го прибыли в Сантандер и затем направились к французской границе, чтобы вместе с лояльными правительству испанскими подразделениями и британской канонеркой "Fly" остановить поставки оттуда оружия. 5 сентября 1874 корабли были обстреляны с позиций повстанцев у Гуэтарии. Оба немецких корабля открыли ответный огонь, после чего противник замолчал.

В октябре погода ухудшилась и канонерские лодки застряли в Сантандере. В это время министерство иностранных дел приняло решение до середины декабря отозвать канонерские лодки, которые уже долгое время служили без ремонта, и 19 декабря "Albatross" отправился домой. Но на этом его участие в конфликте не закончилось - стало известно, что 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его. Правительство Германии отреагировало планом по созданию сильных военно-морских сил в регионе, вспомнив и о канонерках. Идущему домой "Albatross" было приказано повернуть обратно, но приказ он получил только 5 января 1875 г. в Девонпорте, где задержался из-за необходимого ремонта корпуса и двигателя и лишь 31 января смог прибыть в Сантандер, где присоединился к прибывшим на два дня раньше канонерке "Nautilus" и вызванному с Вест-Индии корвету "Augusta". Демарш имел успех - Испания выплатила адекватную компенсацию за немецкий бриг и его груз, и 28 апреля 1875 года кризис был официально завершен торжественным обменом приветствиями с тремя немецкими кораблями, после чего "Augusta" и "Albatross" ушли в Эль-Ферроль на 14 дней. Затем "Augusta" ушла к восточному побережью США, а "Albatross" смог вернуться в Германию.

С лета 1875 до лета 1877 корабль находился в резерве, за это время пройдя кааитальный ремонт. В августе 1877 "Albatross" ввели в строй и затем он отправился в Восточную Азию, в марте 1877 достиг Шанхая. В ноябре корабль ходил на Гавайи и посетил тамошнего короля. Во время визита на Гавайи его направили на Самоа в связи с тяжёлым положением компании Годфроя и 15 января 1878 он прибыл в Апиа. Здесь 24 января был заключён торговый договор и договор о дружбе. В ноябре и декабре 1878 "Albatross" присутствовал на всемирной выставке в Сиднее и принимал участие в регате. В ноябре 1879 года его сменил "Nautilus", в мае 1880 корабль вернулся в Киль и был отправлен на капитальный ремонт.

В следующий раз "Albatross" ввели в кампанию в апреле 1882 и он отправился в Южную Америку, посетив там различные портовые города.

Из-за беспорядков на Самоа в 1884 канонерская лодка снова была послана в Апиа, чтобы защитить там немецких жителей, в это время она была переклассифицирована в крейсер IV класса. В сентябре и октябре 1885 года крейсер провёл много визитов "показа флага" на Каролинских островах, но после арбитража Каролингов острова осталась за Испанией. В конце 1887 корабль отправился домой, зайдя на ремонт в Куктаун (Австралия) из-за проблем с двигателем. Пока он там стоял, прибыл Adler и передал пленного вождя самоанцев Лаупепа, которого "Albatross" доставил в Камерун. 3 апреля 1888 корабль достиг Вильгельмсхафена.

С конца 1888 "Albatross" применялся как гидрографическое судно, вводясь в строй только на летний период: с апреля по 17 октября 1888, со 2 апреля по 1 октября 1889, с 1 апреля по 30 сентября 1890, с 1 апреля по 30 сентября 1891, с 1 апреля по 30 сентября 1892, с 3 апреля по 30 сентября 1893, с 3 апреля по 30 сентября 1894, с 1 мая по 3 октября 1895, с 1 апреля по 30 сентября 1896, с 1 апреля по 30 сентября 1897 и с 1 апреля по 30 сентября 1898 г.

9 января 1899 корабль был исключен, продан и использовался как морская баржа, позднее как угольная баржа. В марте 1906 во время шторма она села на мель и затонула в результате образования трещины в корпусе.

командиры "Albatross"
23.12.1871 - 24.08.1872
и.о. командиров
для ходовых испытаний
корветтен-капитан Max von der Goltz
капитан-лейтенант Franz von Vincke
капитан-лейтенант Alfred Stenzel
1.10.1872 - 30.04.1874 корветтен-капитан
19.05.1874 - 25.05.1875 корветтен-капитан Georg von Nostritz
05.1875 - 08.1877 в резерве
18.08.1877 - 12.05.1880 корветтен-капитан Franz Mensing
05.1880 - 04.1882 в резерве
01.04.1882 - 11.1883 корветтен-капитан Friedrich von Pawelsz
11.1883 - 11.1885 корветтен-капитан Max Plüddemann
20.11.1885 - 12.1886 капитан-лейтенант Friedrich von Baudissin
12.1886 - 04.1888 корветтен-капитан Ernst von Frantzius
?.04. - 17.10.1888 капитан-лейтенант Adolf Hartmann
02.04. - 01.10.1889
01.04. - 30.09.1890
01.04. - 30.09.1891
01.04. - 30.09.1892
03.04. - 30.09.1893 капитан-лейтенант Walther Faber
03.04. - 30.09.1894
01.05. - 03.10.1895 капитан-лейтенант Johannes Merten
01.04. - 30.09.1896
01.04. - 30.09.1897 корветтен-капитан Georg Wilde
01.04. - 30.09.1898

 

 

S.M.S. Nautilus

 

"Nautilus" (бюджетное наименование "Aviso A"), заложен верфью "Königliche Werft" (с 1871 "Kaiserliche Werft") в Данциге в 1870, спущен 31 августа 1871, испытания начались 15 ноября 1872 года и были завершены 12 декабря.

Первый ввод в строй состоялся 4 июня 1873 года, когда канонерку включили в состав учебной эскадры. С 8 июля по 15 августа "Nautilus" совершил свой первый зарубежный поход с эскадрой, состоящей из корветов Hertha, Vineta, Arcona и Ariadne, представляя Германию на коронации короля Швеции и Норвегии Оскара II в Тронхейме и Кристиании (Осло). 6 августа в Кристианию на яхте Grille прибыл также наследный принц Фридрих Вильгельм. После завершения последовавших за этим учений эскадры канонерку вывели из кампании.

Следующий ввод в строй состоялся 17 марта 1874 года в качестве учебного судна для машинного персонала. В середине мая 1874 с канонеркой "Salamander" он оказывал помощь севшему на мель у Лангеланна корвету "Nymphe".

В середине августа лодкам "Nautilus" и "Albatross" было поручено отправиться на побережье Страны Басков из-за беспорядков, разразившихся в Испании, чтобы предотвратить дальнейшие нападения на проживающих там немцев, так, как 30 июня там был убит немецкий репортер. 8 августа лодки покинули Киль, 24-го прибыли в Сантандер и затем направились к французской границе, чтобы вместе с лояльными правительству испанскими подразделениями и британской канонеркой "Fly" остановить поставки оттуда оружия. 5 сентября 1874 корабли были обстреляны с позиций повстанцев у Гуэтарии. Оба немецких корабля открыли ответный огонь, после чего противник замолчал.

В октябре канонерские лодки из-за очень плохой погоды искали убежище в Сантандере, которое этот порт вряд ли мог предложить. 12 декабря моряки "Nautilus" спасли большую часть экипажа севшего на мель у входа в гавань итальянского барка. В это время министерство иностранных дел приняло решение отозвать канонерские лодки, так, как их разумное использование в сложившихся погодных условиях было не возможно, и 19 декабря "Albatross" отправился домой на ремонт, а 20 декабря "Nautilus" ушёл к Ла-Плата, получив от собрата лишнее снаряжение и передав на него несколько больных членов экипажа.

Но на этом его участие в конфликте не закончилось - стало известно, что 12 декабря 1874 повстанцы на северном испанском побережье обстреляли немецкий торговый парусник "Gustav", вынудили экипаж покинуть корабль и разграбили его. Правительство Германии отреагировало планом по созданию сильных военно-морских сил в регионе, вспомнив и о канонерках и им было приказано повернуть обратно. "Nautilus" получил эту новость 1 января в Фуншале и 6-го числа вернулся в Виго, откуда в одиночку отправился в Гетарию. 31 января 1875 года он перешёл в Сантандер, где его уже два дня ждали вызванный из Вест-Индии корвет "Augusta" и вернувшаяся из Девонпорта канонерка "Albatross". Командир "Nautilus", корветен-капитан Отто Цембш, провел первоначальные переговоры с испанскими группами. В ходе продолжительных переговоров удалось получить адекватную компенсацию за бриг и его груз. Испанское правительство заплатило 20 000 долларов, потому что не хотело военного вмешательства германских сил. Формально дело было прекращено 28 апреля 1875 года торжественным обменом приветствиями с тремя немецкими кораблями, после чего "Augusta" и "Albatross" ушли в Эль-Ферроль, а "Nautilus" перешёл в Гибралтар, где ждал дальних приказов. Затем он ремонтировался в Кадисе и посетил несколько марокканских портов. В середине октября 1875 года лодка вернулась в Сантандер, чтобы посмотреть финальную битву повстанцев в Стране Басков и, возможно, вмешаться в случае нападения на на немцев. Командира в Сантандере заменил корветтен-капитан Заттиг. После подавления восстания "Nautilus" отправился домой и 3 марта 1876 года вернулся в Киль, где его решили отправить в Восточную Азию и установили дополнительно две 4-х сантиметровые "противраэростатные" пушки.

Уже 5 апреля 1876 года "Nautilus" отправился в новый поход под командой Виктора Валуа. 19 апреля он прибыл в Порт-Саид, где получил приказ из-за угрозы войны на Балканах (в Салониках были убиты немецкий и французский консулы) отправиться в Константинополь на усиление станции, где тогда стояла канонерская лодка "Meteor". От этой задачи "Nautilus" был освобожден в конце июля, когда в Эгейское море прибыла немецкая эскадра, а в Константинополь - канонерская лодка "Comet". 25 июля "Nautilus" продолжил путь и 11 сентября достиг Сингапура.

В последующие месяцы он подчинялся командиру станции графу фон Монтсу на корвете "Vineta". В связи с поиском подходящей базы канонерская лодка проводила гидрографические исследования на китайском побережье и прибрежных островах. В середине апреля 1877 года корабль отправился на ремонт в Нагасаки и только 24 сентября смог покинуть верфь. Всего через восемь дней, 2 октября 1877 во время сильного тайфуна "Nautilus" столкнулся с британским пароходом у Иокогамы, получил значительные повреждения и снова стал на ремонт. 18 января 1878 года в Сватау (Шаньтоу) корабль получил приказ возвращаться домой. Когда 16 марта канонерская лодка достигла Порт-Саида, её направили к палестинскому побережью, чтобы поддержать там христиан. Только в июле стало возможно продолжение пути домой, и в августе корабль достиг Киля, где 7 сентября 1878 года он был выведен из компании для капитального ремонта на Императорской верфи в Киле.

В ходе ремонта не оправдавшие себя 4-см "противоаэростатные" пушки были заменены двумя 37-мм револьверными скорострелками. Кроме того, корабль получил новые котлы.

Уже 20 мая 1879 года "Nautilus" вернулся в строй и 17 июня отправился в Австралию, что бы сменить там "Albatross". В Суэцком канале командир Йешке перенес тепловой удар и умер, канонерская лодка продолжала путь под командованием первого офицера, а с 5 по 16 сентября ожидала прибытия нового командира. После прибытия Германа Хюдена поход продолжился и 3 ноября корабль достиг Сиднея, куда уже прибыл "Albatross". Экипажи двух канонерских лодок участвовали в подготовке немецкой экспозиции всемирной выставки в в Мельбурне.

15 ноября "Nautilus" смог продолжить свой путь и 11 декабря 1879 года прибыл в Апиа на Самоа и остался там на год как стационер. По пути с визитом в Новую Зеландию в мае 1880 года, корабль посетил островное королевство Тонга, где пытался добиться лучших условий для немецких купцов, затем более трех недель находился в Окленде в Новой Зеландии. За это время там скончался при посещении наследный принц островов Тонга и в конце мая 1880 года "Nautilus" доставил его тело на родину, что резко улучшило отношения и торговые возможности для немцев.

24 июня 1880 года в Апиа прибыла канонерская лодка Hyäne, и "Nautilus" смог с середины августа отлучиться в Австралию, где он посетил Брисбен, Сидней и Мельбурн и участвовал в заключительной работе над выставочным разделом Германии на Всемирной выставке в Мельбурне. На открытии экипаж разместил почетный караул, а десантный корпус принял участие в параде в день рождения британского наследного принца Эдуарда. В декабре корабль вернулся в Апиа, где 25 марта 1881 года получил приказ на возвращение домой и 30-го оставил главный порт Самоа. В сопровождении канонерки Möwe и учебного корвета Hertha он в последний раз представлял Германию на Всемирной выставке в Мельбурне, а 1 мая вышел из Брисбена и 15 сентября 1881 г. достиг Киля, где 26 сентября был выведен из компании и отправлен на капитальный ремонт.

После капитального ремонта 2 октября 1883 года "Nautilus" снова ввели в строй для службы в Южных морях. После прохода Мадейры командир, корветтен-капитан Ашенборн, заболел тифом и передал командование старшему офицеру. В Порто-Гранде на Сан-Висенте (Кабо-Верде) его не могли лечить, поэтому корабль направился далее в Кейптаун. Ашенборн выздоровел в море и 30 декабря в Кейптауне снова вступил в командование кораблём. С 24 по 26 января 1884 года "Nautilus" с вице-адмиралом Ашенхорном (Aschenhorn) посетил Ангра Пекена (позднее бухта Людеритца) и 4 февраля вернулся в Кейптаун. Доклад в министерство иностранных дел о состоянии экономической активности в регионе значительно способствовал созданию колонии в юго-западной Африке.

5 февраля командир получил приказ об изменении цели похода на Восточную Азию для усиления там военно-морских сил во время франко-китайской войны. В это время канонерка была переклассифицирована в крейсер IV класса. 6 апреля 1884 г. в Гонконге он присоединился к Восточноазиатской крейсерской эскадре. До середины июля корабль использовался в Кантоне (Гуанчжоу), где он заменил канонерскую лодку "Wolf", а затем перебрался в Шанхай, где находился большой международный флот, в том числе немецкий флагман "Stosch" (капитан-цур-зее Пашен), крейсер-фрегат "Prinz Adalbert" и австро-венгерская канонерская лодка "Альбатрос" в оперативном подчинении немецкого флагмана.

В середине августа "Nautilus" перешёл в Тяньцзинь, в распоряжение немецкого представительства в Пекине. Крейсер оставался там до конца марта 1885 года, при этом на зиму рангоут был снят, а корпус снабжен защитной крышей. В начале апреля крейсер вернулся в Шанхай, а в конце месяца направился в Корею, где после убийства наследного принца вспыхнули беспорядки. Там он встретил канонерку "Iltis". В начале июля они выполнили большую гидрографическую работу у берегов Кореи. Затем "Nautilus" посетил Гонконг и через Чемульпо ушёл в Нагасаки.

Прибыв в Нагасаки 1 сентября 1885 года, командир получил приказ идти в южные моря. 13 сентября он покинул Иокогаму, в море был открыт секретный пакет, который поручил командиру, корветтен-капитану Рётгеру, идти на Джалуит, где была немецкая угольная станция, оттуда на Маршалловы острова и прилегающие к ним острова Браун и Провиденс архипелага Ралик, что-бы взять их под немецкую эгиду. Торжественная церемония подъёма немецкого флага состоялась 15 октября 1885 года на Джалуите. Маршалловы и смежные острова Браун и Провиденс были объявлены немецким протекторатом. Крейсер искал также другие острова, где можно было поднять немецкий флаг. На атолле Эбон командир наложил штраф на американскую миссионерскую компанию, которая мешала немецким торговцам. С 7 по 28 ноября крейсер вернулся из Джалуита в Иокогаму. С 23 декабря 1885 по 10 марта 1886 года на верфи в Шанхае были обновлены верхняя палуба и платформы.

Позже крейсер совершал рейсы между портами Китая, Кореи и Японии. В начале мая 1886 у Маршалловых островов он встретился с крейсерской эскадрой, которая на тот момент состояла из флагмана "Bismarck" и корвета "Olga", с затем вернулся в Гонконг с канонеркой "Wolf", ждал ушедшие в поход по островам корветы до 23 июля, а в августе к ним также присоединился корвет "Carola". "Nautilus" в конце августа перешёл в Чифу. Вместе с эскадрой он отправился на рейд Таку для дружеской встречи с ВМС Китая и моряки обменялись там посещениями с построенным в Германии броненосным корветом "Ting Yuen". Как и другие корабли эскадры, "Nautilus" имел на борту 32 случая сыпного тифа и отправился для лечения больных в Нагасаки. В ноябре 1886 года крейсерская эскадра, кроме "Nautilus" отправилась в Восточную Африку, чтобы на основе договора, заключенного с Великобританией, выполнить захват материковой прибрежной полосы напротив Занзибара. Таким образом, командир "Nautilus" на долгое время стал старшим немецким военно-морским офицером в Восточной Азии.

12 мая в Нагасаки крейсер получил приказ также отправиться в Восточную Африку, что-бы сменить там канонерку Hyäne. Крейсерская эскадра к тому времени уже покинула берега Африки и через Австралию и Южное море возвращалась в Восточную Азию. По пути "Nautilus" зашёл на архипелаг Сулу, чтобы узнать, угрожает ли спор между испанскими колониальными властями и вождями коренных народов другим европейцам.

15 августа 1887 года крейсер достиг Занзибара, где встретился с оставшимся на станции колониальным крейсером "Möwe". Оба крейсера провели различные гидрографические походы вдоль побережья. Одним из ярких событий был трехнедельный поход с 4 по 26 декабря 1887 года с основателем колонии доктором Карлом Питерсом вдоль побережья от Саадани до Момбасы, а также Ламу в Султанате Виту, где командир должен был уладить конфликты между Султаном Виту и Немецким Обществом Виту. В марте 1888 года крейсер участвовал в похоронах покойного султана Занзибара Баргаша ибн Саида и в церемонии вступления на престол его преемника.

В июне 1888 года тяжело болеющий лихорадкой корветтен-капитан Карл ван Ховен вынужден был сдать командование старшему офицеру и отправиться домой. Но уже 9 августа и крейсер получил в Дурбане приказ возвращаться. 7 декабря 1888 года "Nautilus" вернулся в Киль и там 19 декабря 1888 года был выведен из кампании. Об "арабском восстании "в колонии ни на корабле, ни адмиралтействе ещё не знали.

В ходе последующего капитального ремонта в Киле "Nautilus" был перестроен в гидрографическое судно, и с 1890 по 1893 год летом использовался в западной части Балтийского моря, где корабли флота постоянно проводили учения.

7 октября 1893 года корабль был в последний раз выведен из кампании. Обследование на военно-морской верфи в Киле показало, что корпус уже не пригоден для дальнейшей эксплуатации и 14 декабря 1896 года бывшая канонерская лодка была окончательно исключена из списка военных кораблей и использовалась далее как угольный склад в Киле. В 1905 она была продана за 11 000 марок и разделана на дрова в Свинемюнде.

командиры "Nautilus"
06. - 09.1873 корветтен-капитан Johann Heinrich Pirner
03. - 04.1874 капитан-лейтенант Friedrich von Levetzow
04. - 07.1874 капитан-лейтенант Eduard Braunschweig
07.1874 - 11.1875 корветтен-капитан Otto Zembsch
11.1875 - 04.1876 корветтен-капитан Victor Sattig
04.1876 - 09.1878 корветтен-капитан Victor Valois
05. - 08.1879 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Heinrich Jeschke
08. - 09.1879 лейтенант-цур-зее (и.о.) Fritz Dräger
09.1879 - 09.1881 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Hermann Chüden
09.1881 - 10.1883 в резерве
10. - 11.1883 корветтен-капитан Richard Aschenborn
11. - 12.1883 капитан-лейтенант (и.о.) Johannes Hirschberg
12.1883 - 08.1885 корветтен-капитан Richard Aschenborn
08.1885 - 08.1886 корветтен-капитан Fritz Rötger
08.1886 - 06.1888 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Curt van Hoven
06. - 12.1888 капитан-лейтенант (и.о.) Bernhard Wahrendorff
04. - 10.1890 корветтен-капитан Max von Halfern
04. - 09.1891 капитан-лейтенант Wilhelm Kindt
04. - 10.1892 корветтен-капитан Reinhold Jachmann
04. - 10.1893

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Gerhard Wiechmann: Die Königlich Preußische Marine in Lateinamerika 1851 bis 1867. Ein Versuch deutscher Kanonenbootpolitik, in: Sandra Carreras/Günther Maihold (Hg.): Preußen und Lateinamerika. Im Spannungsfeld von Kommerz, Macht und Kultur (Europa-Übersee Bd. 12), Münster 2004.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehlers Verlagsgesellschaft, Herford, sieben Bände
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 25.06.2023

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1905
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1871-1903
Albatros
"Albatros" в конце службы.
Nautilus
ГИСУ "Nautilus" в Ростоке, 1893 г.
Nautilus
Первоначальный проект "Nautilus" в качестве колёсного авизо.
Nautilus
"Nautilus"
Nautilus
"Nautilus"
Наутилусы — род головоногих моллюсков. Спиральная раковина диаметром 15—23 см. используется как поплавок и балласт. Наутилус способен всплывать к поверхности воды или погружаться в её толщу. Раковина закручена спирально. Современные представители рода обитают в западной части Тихого океана, у островов Фиджи, Новая Гвинея, Новые Гебриды, Новая Каледония, Соломоновых и Филиппинских островов.
Albatros
"Albatros"
Nautilus
"Nautilus"
Albatros
"Albatros" в конце службы.
Albatros
"Albatros" в Океании.
Альбатрос (лат. Diomedea) — род морских птиц. Одни из самых крупных летающих птиц на земле. Размах крыльев может достигать 3,7 м (в среднем чуть менее 3 м), что является абсолютным рекордом. Взрослые птицы могут достигать 11 кг веса, что сравнимо с весом крупного лебедя. Обитают альбатросы в Южном океане (воды, окружающие Антарктиду) и в основном гнездятся на отдалённых островах.
Albatros
"Albatros"
Следующая страница - колониальные лодки / крейсера типа "Habicht"
Предыдущая страница (авизо) - "Pommerania"
Предыдущая страница (бриги) - "Undine"
Предыдущая страница (канонерки) - тип "Camaleon"