ВходОглавлениеКрейсера → корветы типа "Carola"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

корветы с открытой палубой
(Glattdeckskorvetten, Kreuzerkorvetten) типа

 Carola 


Германия, 1881-1882 гг. 4 ед. (проект 1875 г.)

Augusta 

*
Carola
*
Olga
*
Sophie
*
Marie
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Carola <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 87, корвет E. 1879 с 1893 учебно-артиллерийский корабль; 4.10.1905 исключён, 02.1906 продан на слом.
27.11.1880
1.09.1881
2 Olga <A. G. Vulcan>, Штеттин, стр. № 88, erzatz Augusta. 1879 с 1889 в резерве, 1890 - 1892 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, с 1893 учебный корабль для юнг, в 1900 - 1901 модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене, учебный корабль скорострельной артиллерии, 22.06.1905 исключён, 03.1906 продан на слом в Гамбурге.
11.12.1880
10.09.1881
3 Sophie <Kaiserl. Werft>, Данциг, корвет F. 1879 с 1884 учебный корабль для кадетов, с 21.05.1908 плавучая казарма в Вильгельмсхафене, с 1.08.1914 на о. Гельголанд, с 1916 в Эмдене, 7.07.1920 продан в Берлин, в 1921 слом в Гамбурге.
20.08.1881
12.09.1882
4 Marie <Reiherstieg>, Гамбург, стр. № 332, erzatz Vineta. 1880 с 1895 учебный корабль, 29.10.1904 исключён, в 1909 продан на слом в Штеттине.
10.11.1881
10.08.1882
ТТХ
  Carola Olga Sophie Marie
Водоизмещение нормальное 2147 т
полное 2424 т
регистровое 1278 брт, 575 нрт.
Размерения длина ВЛ 70,6 м
полная 76,35 м
ширина 12,5 м
осадка носом 4,98 м
кормой 6,08 м
высота борта 6,98 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 5,02 м 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 4,7 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ двойного расширения 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения
2 КО 8 цилиндрических ПК "F. A. Egells", Берлин-Моабит (16 топок, 5 атм., 784 м²) 6 цилиндрических ПК "Märkisch-Schlesischer Maschinenbau & Hütten A. G", Берлин, (12 топок, 5 атм., 636 м²)
мощность проектная 2100 л.с.
паруса барк, 1134  м²,
на Olga в 1889, на Carola в 1893: демонтированы.
Ходовые данные скорость номинальная 13,5 уз.
на испытаниях 13,7 уз. при 2367 л.с. / 109 об/мин. 13,9 уз. при 2399 л.с. / 106 об/мин. 14,0 уз. при 2156 л.с. / 98 об/мин. 14,0 уз. при 2129 л.с. / 98 об/мин.
запас топлива 297 (Carola 218) / до 350 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 3420 миль
на 14 уз. 1380 миль
Экипаж штат 269 чел. (25 офицеров, 244 нижних чинов)
как на учебных кораблях 256 чел. (10 офицеров, 246 нижних чинов 275 чел. (10 офицеров, 265 нижних чинов 298 чел. (13 офицеров, 285 нижних чинов (из них 150 юнг)
Дополнительные данные корпус железно-стальной корпус с цинковой обшивкой днища на тиковой подкладке, набор по поперечной схеме, 9 отсеков, двойное дно только под машинным отделением.
электроснабжение 1 динамо-машина, 2 кВт, 55 В
позже 2 динамо-машины, 25 кВт, 67 В позже 1 динамо-машина, 12 кВт, 67 В    
управление 1 руль
плавсредства 2 паровых катера, 2 катера, 2 яла, 1 шлюпка 1 паровой катер, 1 баркас, 2 катера, 2 яла, 2 шлюпки.
кренящий момент 2285 мт
цена 2 млн. 192 тыс. DM 2 млн. 276 тыс. DM 2 млн. 343 тыс. DM ?
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально как учебные
Carola с 1893 Olga с 1901
10-150 мм/22 [1000 снарядов], 500 м. 4...6-150 мм/22 ------
2-105 мм/35
2-87 мм/24 [200 снарядов] (на Marie и Sophie 88 мм/30) 2-88 мм/30
6-37 мм револьверных пушек Гочкиса (на Marie и Sophie сперва по 10) 2-55 мм/40 ------
2-8 мм пулемёта   10 пулемётов
сперва без прожекторов, позже 1 прожектор



 

Эскизный проект этой серии "открытых" железных корветов с парусным вооружением барка был разработан ещё в 1875 г. как развитие типа "Ariadne/Freya", поэтому, несмотря на введение прогрессивных машин типа "компаунд", корабли устарели еще до закладки. "Carola" и "Olga" имели по две дымовых трубы, другие два - по одной. Все корабли имели медно-тиковое покрытие днища, артиллерия находилась на главной палубе. Временно также обозначались как корабли IV ранга.

Имели посредственную мореходность, испытывали сильную, хотя и плавную, килевую и бортовую качку, несли много парусов. Под парами при волнении сильно теряли скорость, хорошо маневрировали и управлялись под парами, под парусами ещё лучше.

Все сначала были без прожекторов. Позже "Carola" получила площадку на мачте с 1 прожектором и ещё 2 на крыше переднего мостика, на "Olga" в 1890 прожектор был установлен только на фок-мачте, а также сигнальные штанги длиной 10 м на каждой мачте. В 1900-1901 при перестройке в учебный корабль на нём были установлены автоматические пушки на боевых марсах и увеличены кубрики.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Carola  Olga  Sophie  Marie

 

 

S.M.S. Carola

Корабль был заложен в 1879 г. на верфи Vulcan в Штеттине под индексом "корвет E", спущен на воду 27 ноября 1880 и назван в честь тогдашней королевы Саксонии.

Зачисление на службу произошло в сентябре 1881. "Carola" сперва служила в южных морях. Будущий адмирал Гвидо Кархер был первым командиром корвета. С августа 1886 корабль был в составе постоянной восточной крейсерской эскадры, сперва - в Китае.

В 1888-1890 годах в Немецкой Восточной Африке произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"), которое быстро распространилось по всему побережью.  В качестве помощи в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии постоянную крейсерскую эскадру, в которую входили крейсер-фрегат "Leipzig", "Carola" и "Sophie".

19 августа "Carola" нанёс удар по Пангани и высадил отделение солдат морской пехоты. С началом блокады в декабре 1888 усиленные войска Бушири Бин-Салима напали на Багамойо. 5/6 декабря там шли тяжелые бои, 24 и 27 декабря с моря его обстреливал "Carola".

В начале января эскадра усилилась крейсером "Schwalbe" и посыльным судном "Pfeil". 8 мая десантная часть "Leipzig", "Carola" и "Schwalbe" участвовала в штурме лагеря Бушири у Багамойо. 8 июля при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил Танга.

В середине июля 1890 блокада морской торговли была снята. Формальное окончание боевых действий произошло 29 сентября. Немецкая империя приняла на себя права DOAG, которое после этого ограничивалось ролью владельца плантаций и торговых предприятий. Занзибар объявлялся под британским покровительством и присоединялся к британской колониальной империи. Однако, использование крейсерской эскадры в Восточной Африке на этом еще не закончилось. 8 ноября при участии десантных частей "Carola", "Schwalbe" и "Sperber" был захвачен Саадани.

Сопротивление местного населения было по существу сломано летом 1890. Это повлекло значительное сокращение заданий для крейсерской эскадры. Флагманский корабль "Leipzig" отправился на ремонт и отдых в Кейптаун. Во время отсутствия шефа эскадры его функции исполнял командир "Carola". 13 января 1891 шеф эскадры вывел из соединения всё еще оставшиеся корабли "Carola", "Schwalbe" и "Sperber".

В 1893 корвет был перестроен в артиллерийский учебный корабль. Для учебных целей были установлены пушки четырёх разных типов. Рангоут был демонтирован, остались две лёгких мачты.

     

4 октября 1905 "Carola" был вычеркнут из списка военных кораблей и в феврале 1906 продан на слом за 136000 DM, разобран в Гамбурге в 1906.

09.1881 - 11.1883 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Karcher
05.1886 - 06.1888 корветтен-капитан Aschmann
06. 1888 - 03.1889 корветтен-капитан von Raven
03. 1889 - 04.1891 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Valette
03 - 05.1893 корветтен-капитан Brinkmann
05 - 07.1893 капитан-цур-зее Valette
07 - 10.1893 корветтен-капитан da Fonseca-Wollheim
10.1893 - 04.1894 корветтен-капитан Hellhoff
04 - 09.1894 корветтен-капитан Goetz
04.1894 - 03.1896 корветтен-капитан von Halfern
03. 1896 - 01.1897 корветтен-капитан Palmgrên
01 - 03.1897 капитан-лейтенант von Burski
03. 1897 - 05.1898 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Walther
05.1898 - 03.1899 корветтен-капитан Gerstung
03. 1899 - 09.1901 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Engel
09.1901 - 04.1902 корветтен-капитан von Burski
05 - 09.1902 капитан-лейтенант Pindter
09.1902 - 09.1904 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Koch
09.1904 - 01.1905 корветтен-капитан Scheidt

 

 

S.M.S. Olga

Корабль был заложен в 1879 г. на императорской верфи в Данциге вторым в серии, для замены корвета "Augusta". Спущен на воду 11 декабря 1880 г. и назван в честь королевы Вюртемберга.

10 сентября 1881 г. корабль вступил в строй и первые годы провёл в заграничных плаваниях, использовался как учебный корабль для юнг.

В 1884 была образована Западноафриканская крейсерская эскадра из кораблей "Bismarck", "Gneisenau", "Ariadne", "Olga" и "Möwe". Командующим эскадрой назначили контр-адмирала Кнорра, 15 октября он поднял флаг на "Bismarck".

19 мая 1884 рейхсканцлер Отто фон Бисмарк поручил немецкому генеральному консулу в Тунисе, доктору Нахтигалю отправиться в Западную Африку, чтобы принять "... проживающих там немцев под немецкую защиту". Инструкция относилась к береговой полосе между дельтой Нигера и Габоном, в частности, область рядом с испанским островом Фернандо По, устье реки Камерун до мыса Сент-Джон. В приказе говорилось, что учреждение управления, а также гарнизона немецких войск не запланировано. 11 июля 1884 в Бимбии (позже Камерун) был подписан первый защитный договор. После того, как агенты фирм "Woermann" и "Jantzen & Thormählen" провели подготовку, доктору Нахтигалю и его провожатому, имперскому комиссару доктору Бухнеру, удалось подписать защитный договор с королями Белл и Аква, которые вследствие английского влияния до сих пор были против. 14 июля в деревнях Белл, Аква и Дидотаун, в присутствии военного корабля "Möwe" был торжественно поднят немецкий флаг. Великобритания опоздала на несколько дней, несмотря на то что ещё в 1882 предложила своё покровительство, на что аборигены, однако, не ответили.

В течение следующих недель и месяцев доктором Бухнером были заключены другие договоры во внутренней части и на юге Камеруна. Отношения владения и суверенные права среди вождей побережья были очень сложными, это приводило к конфликтам со старыми колониальными державами Великобританией и Францией. 18-22 сентября 1884 дело дошло до восстания против прогерманского короля Белл, вызванного британскими торговыми агентами. Восстание было подавлено десантными группами военных кораблей "Bismarck" и "Olga" под командой адмирала Кнорра, после штурма Йоссплатте, где окопались мятежники. В ходе боя погиб агент фирмы "Woermann" Пантениус.

Согласно различным договорам с Францией и Великобританией Камерун в 1884 стал немецкой колонией.

С июля 1886 до декабря 1888 "Olga" входила в состав постоянной восточной эскадры. В 1888-1890 годах в Немецкой Восточной Африке произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"). В качестве помощи в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии постоянную крейсерскую эскадру.

8 сентября 1888 "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили силы в Танге, которые освободили из заключения арестованных повстанцами колонистов.

В декабре 1888 "Olga" была отправлена на Самоа. Там произошло восстание против немецких торговцев и иммигрантов, которое поддерживалось поставками оружия из США. Десантная часть с "Olga" и "Eber" 18 декабря 1888 поблизости от гавани Апиа вступила в тяжелое сражение, в котором потеряли 2 офицера и 14 матросов, 1 офицер и 38 матросов были ранены.

Во время конфликта к немцам присоединился "Adler", кроме того у Самоа находились корабли США "Trenton", "Vandalia" и "Nipsic" и британский корвет "Calliope". Все 7 кораблей 13 марта 1889 стояли в Апиа на якорях, когда на остров налетел циклон. Корабли дали ход против ветра, чтобы уменьшить нагрузку на якорные цепи. Следующим утром шторм стал настолько сильным, что "Adler", "Eber" и "Nipsic" больше не могли противостоять силам природы и их начало сносить. "Eber" сорвался с якорной цепи и столкнулся с "Olga", затем с "Nipsic", был выброшен на коралловый риф и остался лежать там вверх килем. Только 4 человека из его экипажа выжили.

"Nipsic" тоже сорвался и столкнулся с "Olga", после чего его тоже понесло на риф. "Adler" выбросило на пляж, причем 20 моряков погибли. Следующим был разрушен на рифе "Vandalia". Потерпели аварию и были разрушены также немецкий барк "Peter Godeffroy" и датская шхуна "Azur". Когда "Calliope" также начала двигаться, её командир, чтобы избежать судьбы других кораблей, решился на рискованный шаг. Он срубил якорь и пошёл против волн, чтобы вывести корабль из залива. Так как у "Calliope" были очень сильные машины, этот манёвр, хоть и с трудом, удался и корабль не был разрушен.

Теперь только "Trenton" и "Olga" оставались в гавани Апиа. Когда ветер поменялся, на немецком корабле появилась надежда, но вскоре "Trenton" тоже сорвало и понесло на "Olga". Теперь корветтен-капитан Эрхардт решил попробовать спасти корабль. Так как он не обладал такими сильными машинами, как "Calliope", преодолеть течение было невозможно и он решил контролируемо посадить корабль на мель. Полным ходом он смог пройти мимо "Trenton", тем не менее, бушприт американцев оторвал у него нижнюю рею. "Olga" выбросилась на пляж у Матауту, корабль и команда были спасены. Напротив, "Trenton" также попал на риф и был разрушен. Только 17 марта шторм, который уничтожил 7 кораблей, успокоился.

"Olga" снова была выведена на воду и смогла своим ходом перейти в Сидней, где прошла ремонт, чтобы приступить к возвращению домой в Германию. По дороге в Суэцком канале она столкнулась с торговым судном.

В Германии "Olga" в 1890-1892 гг. была отремонтирована и переоборудована в учебный корабль для юнг. Рангоут сняли.

Летом 1898 по поручению немецкого союза морского рыболовства "Olga" предприняла экспедицию к Медвежьему острову и Западному Шпицбергену.

При следующей модернизации 1900-1901 гг. корабль перестроили в учебное судно пулемётчиков, при этом демонтировав тяжёлое вооружение.

       

22 июня 1905 корабль был исключён и в марте 1906 продан на слом за 136000 DM, разобран в Гамбурге в 1908.

10.1881 – 01.1882 капитан-лейтенант von Raven
10.1882 – 03.1884 корветтен-капитан von Seckendorff
10.1884 – 04.1887 корветтен-капитан Bendemann
04.1887 – 06.1887 корветтен-капитан von Reichenbach
06.1887 – 08.1887 капитан-лейтенант Fischer
08.1887 – 08.1888 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Strauch
08.1888 – 09.1888 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Hartog
09.1888 – 09.1889 корветтен-капитан von Erhardt
07.1889 – 09.1893 корветтен-капитан von Frantzius
03.1898 – 11.1898 капитан-лейтенант / корветтен-капитан von Dassel
01.1901 – 03.1902 корветтен-капитан Dassel
04.1902 – 04.1903 корветтен-капитан von Cotzhausen
04.1903 – 09.1904 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Marwede
10.1904 – 03.1905 корветтен-капитан Behm

 

 

S.M.S. Sophie

 Корабль был заложен в 1879 г. на императорской верфи в Данциге под индексом "корвет F". Спущен на воду 10 ноября 1881 и назван в честь Великой герцогини Софии фон Заксен-Веймар-Айзенах

Крейсер введен в состав ВМС Германии 10 августа 1882 г, с 1883 служил за границей.

В конце декабря 1883 "Sophie" получила приказ идти к западноафриканскому побережью, чтобы помогать расположенным там немецким торговым факториям. Незадолго до этого там потерпело крушение и было разграбило туземцами немецкое торговое судно и вся его команда убита.

По пути "Sophie" 27 января 1884 посетила "мыс 3 вершин" - место бывшей бранденбургской колонии Гросс-Фридрихсбург. Командир корабля, Вильгельм Штубенраух и несколько офицеров были отведены туземцами в историческую местность. Под мусором и растениями они нашли 6 старых орудийных стволов, один из которых забрали на родину, где он был выставлен в зале славы в Берлине.

В Малом Попо, будущем Анехо (Того), благодаря подкупленному британцами вождю произошли серьёзные превышения власти по отношению к немцам. Капитану Штубенрауху искусным ведением переговоров удалось гарантировать признание немецких торговых прав и заключить соответствующий договор. 2 февраля 1884 "Sophie" отправилась к Вайтерайзе у Большого Попо, чтобы решить там похожие проблемы. Однако, едва Sophie покинула Малое Попо антигерманские действия возобновились. Об этом стало известно, когда корабль стал на якорь в Большом Попо. 5 февраля 1884 капитан Штубенраух со 150 матросами высадился в Малом Попо и арестовал основных подстрекателей. Они торжественно обещали быть лояльными к немцам. 3 вождя были взяты на борт как заложники. Штубенраух отказался от предложения прибывшего на борт корвета британского губернатора Золотого Берега приступить к немедленным переговорам об избавлении пленников и законности его действий. Британский корабль покинул место событий без результатов.

В середине 1884 "Sophie" был переоборудован в учебный корабль для кадетов, и до 1892 продолжал заграничные плавания, с декабря 1886 находился в составе постоянной восточной эскадры, сперва в Китае.

В 1888-1890 годах в Немецкой Восточной Африке произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание"). В качестве помощи в августе 1888 правительство направило из Восточной Азии постоянную крейсерскую эскадру.

22 сентября 1888 "Sophie" обстрелял Микиндани и Линди. Там служащим DOAG удалось ускользнуть на лодках. 25 января 1889 "Sophie" при попытке высадить отделение солдат морской пехоты у Дар-эс-Салама вступила в тяжелый бой, 3 марта произошёл бой с участием десантных групп крейсеров "Leipzig" и "Sophie" в Багамойо. Лейтенант-цур-зее S. von Bredow с "Sophie" арестовал "вали" (губернатора) в Линди. В июне 1892 крейсер отправили домой.

21 мая 1908 корабль вычеркнули из списка военных кораблей, и он использовался как жилой блокшив в Вильгельмсхафене, с 1 августа 1914 он стоял в Гельголанде, а с 1916 в Эмдене, 7 июля 1920 корпус был продан и использовался, как корабль-донор для ПЛ, в 1921 слом в Гамбурге.

     

 

 

S.M.S. Marie

Корабль был заложен в 1880 г. на верфи "Reiherstieg" в Гамбурге для замены корвета "Vineta". Спущен на воду в 20 августа 1881 и назван в честь Великой герцогини Мекленбург-Шверинской Марии. 20 августа 1881 корабль был зачислен на службу, служил за границей.

В июле и августе 1895 крейсер вошёл в состав посланной в Танжер (Марокко) корабельной группы, которая должна была обеспечить там осуществление требований Берлина после убийства 2 немецких торговых агентов.

По возвращении из Марокко, в 1895 корвет перечислили в учебный корабль, 29 октября 1904 он был исключён и в 1909 продан за 116000 DM на слом в Штеттине.

09.1882 неизвестно
05.1883 - 02.1886 корветтен-капитан Krokisius
     
25.02.1891 – 13.08.1892 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Kirchhoff
12.1892 - 03.1894 корветтен-капитан Emil Frhr. von Lyncker
03.1894 - 09.1895 корветтен-капитан Credner
     

 

МОДЕЛЬ

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1908
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1881-1903
Olga
Модель "Olga".
Olga
Модель "Olga".
Marie
"Marie".
Мария Каролина Августа Шварцбург-Рудольштадтская, Великая герцогиня Мекленбург-Шверинская (Marie von Schwarzburg-Rudolstadt, 1850 - 1922), с 1868 была 3-й женой великого герцога Мекленбург-Шверинского Фридриха Франца II.
Sophie
"Sophie" в доке.
Sophie
"Sophie"
Sophie
"Sophie"
Sophie
"Sophie" в Пуэрто Мадера.
Sophie
"Sophie" у Фридрихсбурга.
Sophie
"Sophie"
Принцесса Вильгельмина Мария Луиза София Нидерландская (англ. Wilhelmine Marie Sophie Louise, герм. Sophie Luise von Oranien-Nassau) единственная дочь короля Нидерландов Виллема II и его супруги великой княгини Анны Павловны, внучка императора Павла I, в замужестве герцогиня Саксен-Веймар-Эйзенахская, сочеталась браком в 1842 в Гааге с будущим великим герцогом Заксен-Веймар-Айзенахским Карлом Александром.
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
Учебный корабль "Olga".
Olga
"Olga" в доке.
Olga
"Olga" выброшенная штормом на пляж в Самоа, 14 марта 1889.
Olga
"Olga" во время тайфуна на Самоа, рисунок.
Olga
"Olga", 1880 г.
Olga
"Olga", вышивка на ткани.
Ольга, великая княгиня Ольга Николаевна Романова (1822 - 1892), дочь русского царя Николая I, сочеталась браком в 1846 с будущим королем Вюртемберга Карлом I, с 1864 королева Вюртемберга.
Carola
Артиллерийские учения на "Carola".
Carola
"Carola"
Carola
"Carola"
Carola
"Carola" и "Olga" в доке в Сингапуре
Carola
"Carola"
Carola
"Carola", гравюра.
Карола - королева Саксонии, шведская принцесса Карола фон Васа-Гольштейн-Готторп (Carola von Wasa-Holstein-Gottorp, 1833 - 1907), 18 июня 1853 сочеталась браком с будущим саксонским королем Альбертом.
Carola
"Carola"