ОглавлениеКрейсера → Винтовые паровые фрегаты типа "Vineta"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

винтовые фрегаты, позже "закрытые" корветы (Schraubenfregatten / Gedeckte Korvetten) типа

 Vineta 


Пруссия, 1864-1865 г. 2 ед. (улучшенный проект 1854 г.)

 

*
Vineta
*
Hertha
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Vineta <Kaiserlich Werft>, Данциг 1860 в 1869 модернизирован, с 1882 учебный корабль машинистов, с 12.08.1884 учебный блокшив для машинистов в Вильгельмсхафене, в 1897 слом на Kaiserl. Werft в Киле.
4.06.1863
3.03.1864
2 Hertha <Kaiserlich Werft>, Данциг 1860 в 1869 модернизирован, с 12.08.1884 угольный блокшив для миноносцев в Киле-Вике, в 1902 слом в Свинемюнде.
1.10.1864
1.11.1865
ТТХ
  Arcona Gazelle
Водоизмещение нормальное
2113 т
полное
2504 т
регистровое
1846 брт., 1076 нрт.
Размерения длина ВЛ
65,5 м
полная
73,32 м
ширина
12,9 м
осадка носом
5,52 м
кормой
6,53 м
глубина трюма
7,48 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал
1 подъёмный гребной винт Ø 4,8 м
1 МКО
1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ однократного расширения
"J. Penn & Sons", Гринвич, 66 об/мин. "J. Penn & Sons", Гринвич, 65 об/мин.
4 коробчатых ПК "Kaiserl. Werft, Danzig", 2 атм 4 коробчатых ПК "Kaiserl. Werft, Danzig"? 1,5 атм
мощность на испытаниях 1580 л.с. 1510 л.с.
номинальная
400 л.с.
паруса
полное, 2200 кв. м
Ходовые данные скорость номинальная
8 уз.
на испытаниях 11,7 уз. 11,5 уз.
запас топлива
150/190 т. угля
дальность плавания на 11 уз. 1350 миль
Экипаж 380 чел. (35 офицеров, 345 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус
деревянный (дуб) с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме.
управление
1 руль
плавсредства
1 баркас, 2 вельбота, 1 катер, 1 ял, 2 шлюпки
цена 576 тыс. 800 талеров. 593 тыс. 700 талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1869
28 - 68ф. гладкоствольных 17 - 150 мм/22 нарезных
2 - 125/23 нарезных



 

Деревянные винтовые фрегаты с покрытым медью днищем, подъемным винтом и полным парусным вооружением. Проект лишь незначительно отличался от типа "Arcona", лишь за счёт некоторого увеличения водоизмещения было усилено вооружение.

Также, как и предшественники обладали превосходной мореходностью, как парусники при поднятом винте и неполной нагрузке очень хорошо управлялись, большую часть службы ходили под парусами. Под паром сильно теряли скорость при волнении. Заметным внешним отличием от предыдущего типа было лишь отсутствие массивной трубки на дымовой трубе, корабли также, как и предшественники, имели плоскую корму.

Крейсера не отличались особыми техническими инновациями, но исправно служили в качестве "рабочих лошадок" для обучения личного состава флота и осуществления германской политики в удаленных районах. Использовались в основном для стационерской и колониальной службы, учебных целей либо для "показа флага". Первоначально классифицировались как винтовые фрегаты (schraubenfregatten), позже - как закрытые корветы (gedeckte korvette).

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

с 28 января 1874 г.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая белая полоса по уровню пушечных портов,широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом
позже без широкой белой полосы по уровню пушечных портов

 

 

S.M.S. Vineta

 

Спуск фрегата состоялся 4 июня 1863 года после трехлетней постройки в Данциге. 4 марта 1864 крейсер приступил к испытаниям, командование принял капитан-цур-зее Ханс Кун. Несмотря на то, что "Vineta" ещё не была полностью экипирована, 30 апреля 1864 года она атаковала у Данцига датский корабль "Skjold", однако не нанесла ему ущерба. После окончательного ввода в строй в октябре 1864 года сначала фрегат охранял Кильскую гавань. Затем большую часть службы он провёл в заграничных водах.

В 1864 году в Южной Америке разразилась парагвайская война, и секретарь прусского представительства в Бразилии Теодор фон Бунсен обратился к королю Вильгельму за помощью. Король приказал послать туда "Vineta". Фрегат покинул Киль 19 ноября 1865 года и 20 января 1866 г. прибыл в Рио-де-Жанейро, где оставался до 4 февраля. 18 февраля он прибыл в Монтевидео.

Поскольку было очевидно, что война больше не представляет угрозы прусским интересам в регионе, Кун получил новый приказ - в Чили началась испано-южноамериканская война и крейсер стал необходим там. 18 марта 1866 г. "Vineta" покинула Монтевидео и через Магелланов пролив направилась в Чили. У мыса Горн один член экипажа совершил самоубийство. 6 мая 1866 г. фрегат прибыл в Вальпараисо, где дезертировали 17 человек. Вальпараисо к этому времени (31 марта) уже был обстрелян испанским Тихоокеанским флотом, который затем повернул на север и бомбил Кальяо в Перу. "Vineta" пришла слишком поздно. В мае она патрулировала у чилийского побережья и конвоировала перуанский конвой с углём, прибывший из Англии. Когда угроза прусским коммерческим интересам в Чили исчезла, кораблю было поручено идти в Кальяо. Поскольку там не оказалось испанских военных кораблей, экипаж получил отпуск и ежемесячную зарплату, что заметно улучшило атмосферу на борту. После пребывания в Перу Кун получил приказ пересечь Тихий океан и отправиться в Китай.

2 сентября 1866 года "Vineta" покинула Южную Америку. С остановкой на Гавайях она прибыла в Шанхай, где стала частью международного соединения по борьбе с китайскими пиратами, а затем ходила между Китаем и Японией, где случались бунты в преддверии войны Бошин. 27 октября 1867 года по вине японского лоцмана корабль ударился о скалу в проливе Хирадо, был серьезно поврежден и его пришлось ремонтировать в Шанхае в течение четырех месяцев. В мае 1868 года Кун был назначен контр-адмиралом и в октябре 1868 года вместе с кораблём вернулся в Киль. Таким образом "Vineta" стала первым военным кораблём прусского флота, который - хотя и незапланированно - совершил кругосветное плавание, при этом, выйдя в поход как прусский корабль, а вернулся уже как северогерманский федеральный.

После возвращения фрегат был капитально отремонтирован и по окончании войны с Францией, летом 1871 года отправился стационером в Вест-Индию. В начале 1872 года под командованием капитана-цур-зее Батча фрегат находился на восточном побережье Бразилии, а затем отправился на Гаити по просьбе немецких купцов из Кап-Аитьена и Порт-о-Пренса. 23 мая в Гаване "Vineta" встретилась с "Gazelle" и 11 июня они прибыли в Порт-о-Пренс, где без боя взяли две канонерские лодки и таким образом вынудили должника заплатить немецкому кредитору.

С 1872 по 1874 фрегат должен был совершить поход вокруг Южной Америки в Восточную Азию с прибывшим бронированным фрегатом "Friedrich Саrl". Однако 10 марта 1873 года в Гаване эти планы были отменены из-за начала Третьей войны Карлистов в Испании. "Vineta" отправилась в Европу. На переходе до прибытия в Плимут из-за нехватки угля "Friedrich Саrl" частично шёл на буксире "Vineta".

По прибытии корабль вошёл в состав впервые образованной летней учебной эскадры под командованием контр-адмирала Людвига фон Хенка и с ней принял участие в праздновании коронации короля Норвегии Оскара II. После того, как 11 сентября 1873 учебная эскадра была расформирована, "Vineta" входила в состав немецкой эскадры у испанского побережья.

В конце 1875 года корвет отправился в восточную Азию и в июне 1876 прибыл в Гонконг, где встретился с "Hertha", "Ariadne" и "Cyclop", командование расположенными в Восточной Азии кораблями было передано Эдуардом Кнорром находящемуся на корабле Александру фон Монтсу, временно была организована крейсерская эскадра. Через месяц "Hertha" и "Ariadne" отправились домой, 3 корабля остались - "Vineta", "Luise" и "Cyclop". В августе эскадра была формально расформирована, но "Vineta" покинула область станции лишь в начале 1877 года. По прибытии корабль был отправлен на ремонт, а затем служил кадетским учебным кораблем, снова предприняв дальние плавания за границу — например, в Южную Америку. С июня 1880 по апрель 1881 корвет снова находился в восточной Азии.

C 1882 крейсер использовался, как учебный корабль машинистов, с 12 августа 1884 - как машинный блокшив в Вильгельмсхафене, в 1897 был продан на слом "Kaiserl. Werft" в Киле за 55 тысяч 220 марок. Носовая фигура передана военно-морской школе в Мюрвике. Сад Винета на востоке Киля назван в честь корабля.

командиры "Vineta"
1864 - 1874 нет данных
1874 фрегаттен-капитан Wilhelm von Wickede
1874 - 1884 нет данных

 

 

S.M.S. Hertha

Из-за финансовых проблем и задержек доставки пиломатериалов строительство Герты сперва было отложено. Спуск состоялся 1 октября 1864 года на Королевской верфи в Данциге. После ввода в строй в 1 ноября 1865 корабль приступил к испытаниям.

15 октября 1867 года корвет представлял Пруссию на свадьбе греческого короля Георга I, в декабре 1867 "Hertha" с канонеркой "Blitz" ходил в Хиос, где французский корвет "Roland" налетел на скалу. После разгрузки корабль смог сойти на воду.

В 1869 "Hertha" была отправлена в Восточную Азию, командиром корабля был капитан-цур-зее Генрих Келер (Heinrich Köhler). По пути в ноябре корабль приняд участие в открытии Суэцкого канала. Северогерманский союз представлял наследный принц Фридрих Вильгельм (будущий император Фридрих III), который иногда находился на борту "Hertha". Также принимали участие: корветы "Arcona" и "Elisabeth", канонерская лодка "Delphin" и яхта "Grille", на которой наследный принц Фридрих Вильгельм участвовал в первом проходе канала. Затем "Hertha" ушла новым каналом в Восточную Азию, "Arcona" в Западную Индию а "Grille" назад на родину. 23 июня 1870 "Hertha" прибыла в Иокогаму, встретив там корвет "Medusa". Капитан-цур-зее Генрих Кёлер принял командование станцией.

Во время Франко-прусской войны 1870-1871 гг. "Hertha" вместе с "Medusa" была блокирована французскими кораблями в порту Йокогамы в Японии. В 1872 году она вернулась из Азии и стала учебным кораблем для кадетов, совершив несколько заграничных походов, в том числе за океан.

С 10 июня по 11 сентября 1873 г. крейсер был флагманом контр-адмирала Хенка - командира первой германской летней учебной эскадры, после чего вновь отправился на станцию Юго-Восточной Азии, где находился с марта 1874 до июня 1876 г. и входил в состав Восточно-Азиатской эскадры под командованием капитана Эдуарда фон Кнорра. В июне он вместе с "Ariadne" отправился домой, по пути зайдя в Полинезию, где 1 ноября 1876 в гавани Нуку-Алофа на Тонгатапу на крейсере был подписан договор о дружбе между Немецкой империей и Тонгой. На борту был, среди прочих, морской казначей Густав Адольф Ример, который сделал многочисленные фотографии станций. Ряд его фотографий позже был показан в "Кайзеровских панорамах" Августа Фурманна под заголовком "Путешествие Герты". Крейсер вернулся в Германию в начале 1877 года.

В 1880-1882 годы "Hertha" ходила в большой учебный поход. В середине апреля посетила станцию Южного моря, с канонерскими лодками Habicht и Möwe представляла Германию на Всемирной выставке в Мельбурне, в июне 1881 года посетила Иокогаму и до марта 1882 г. оставалась на станции Юго-Восточной Азии. В июне 1882 года крейсер нанёс визит к султану Занзибара Баргашу ибн Саиду, а затем перешёл к Дагомее, где были проведены переговоры с королём на тему немецких торговых интересов.

C 1982 корабль находился в резерве. 12 августа 1884 он был исключён из списка боевых кораблей и стал угольным блокшивом для миноносцев в Киле-Вике, в 1902 продан на слом в Свинемюнде за 45 600 марок. Носовая фигура передана в Музей немецкого корабельного искусства. Для его замены в 1878 г. был заложен "закрытый" корвет "Stein".

   
командиры "Hertha"
1865 - 1868 нет данных
1869 - 1872 капитан-цур-зее Heinrich Köhler
16.04. - .09.1873 фрегаттен-капитан Paul von Reibnitz
1874 - 1884 нет данных

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Breyer Z. Alte deutsche Flotte vor der Jahrhundertwende., Podzun-Pallas-Verlag, Wölfersheim-Berstadt. De, 1996
4 Gerhard Wiechmann: Die Königlich Preußische Marine in Lateinamerika 1851 bis 1867. Ein Versuch deutscher Kanonenbootpolitik, in: Sandra Carreras/Günther Maihold (Hg.): Preußen und Lateinamerika. Im Spannungsfeld von Kommerz, Macht und Kultur (Europa-Übersee Bd. 12), Münster 2004, S. 105–144
5 Christian Voigt: Aus dem Tagebuche eines "Vineta"-Fahrers (1865-1868), in: Marine-Rundschau, 33. Jg. (1928), S. 362-370, 412-418.
на русском
6 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 18.06.2023

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1902
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1864-1867
Hertha
"Hertha"
Vineta
"Vineta"
"Vineta"
Vineta
"Vineta"
Hertha
Матросы на палубе "Hertha".
Герта (Нертус, Nerthus) — германская богиня плодородия, по словам Тацита — "Мать-земля", вероятно, племенное божество ингвеонов. Почиталась многими северогерманскими народами, имела священную рощу на острове (может быть — Альзене). По временам ее изображение возили от племени к племени на священной колеснице, запряженной двумя коровами, приход ее считался приносящим мир и плодородие и сопровождался весельем и празднествами. Затем колесница и одежды омывались в тайном озере, а рабы, исполнявшие эту работу, тотчас же поглощались водой, т. е. приносились в жертву.
Hertha
Шлюпка на "Hertha".
Hertha
"Hertha"
Hertha
Старшие офицеры "Hertha".
Hertha
"Hertha"
Hertha
"Hertha" в доке.
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta" в доке.
Vineta
"Vineta"
Винета — крупный торговый центр славян в раннем Средневековье, предположительно располагавшийся на острове в низовьях Одера. Адам Бременский описывал его как крупнейший город на севере Европы. Он был разрушен датчанами в 1159 году. Точное местонахождение Винеты неизвестно (возможно, это затопленная часть острова Волин). Не исключено, что это тот же самый город, что и загадочный Йомсборг, известный по скандинавским сагам.
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta"
Следующая страница - прусский винтовой фрегат "Elisabeth"
Предыдущая страница - прусские винтовые фрегаты типа "Arcona"