ВходОглавлениеКрейсера → винтовые паровые фрегаты типа "Vineta"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

винтовые фрегаты, позже "закрытые" корветы
(Schraubenfregatten / Gedeckte Korvetten) типа

 Vineta 


Пруссия, 1864-1865 г. 2 ед. (улучшенный проект 1854 г.)

 

*
Vineta
*
Hertha
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Vineta <Kaiserlich Werft>, Данциг 1860 в 1869 модернизирован, с 1882 учебный корабль машинистов, с 12.08.1884 учебный блокшив для машинистов в Вильгельмсхафене, в 1897 слом на Kaiserl. Werft в Киле.
4.06.1863
3.03.1864
2 Hertha <Kaiserlich Werft>, Данциг 1860 в 1869 модернизирован, с 12.08.1884 угольный блокшив для миноносцев в Киле-Вике, в 1902 слом в Свинемюнде.
1.10.1864
1.11.1865
ТТХ
  Arcona Gazelle
Водоизмещение нормальное
2113 т
полное
2504 т
регистровое
1846 брт., 1076 нрт.
Размерения длина ВЛ
65,5 м
полная
73,32 м
ширина
12,9 м
осадка носом
5,52 м
кормой
6,53 м
глубина трюма
7,48 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал
1 подъёмный гребной винт Ø 4,8 м
1 МКО
1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ однократного расширения
"J. Penn & Sons", Гринвич, 66 об/мин. "J. Penn & Sons", Гринвич, 65 об/мин.
4 коробчатых ПК "Kaiserl. Werft, Danzig", 2 атм 4 коробчатых ПК "Kaiserl. Werft, Danzig"? 1,5 атм
мощность на испытаниях 1580 л.с. 1510 л.с.
номинальная
400 л.с.
паруса
полное, 2200 кв. м
Ходовые данные скорость номинальная
8 уз.
на испытаниях 11,7 уз. 11,5 уз.
запас топлива
150/190 т. угля
дальность плавания на 11 уз. 1350 миль
Экипаж 380 чел. (35 офицеров, 345 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус
деревянный (дуб) с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме.
управление
1 руль
плавсредства
1 баркас, 2 вельбота, 1 катер, 1 ял, 2 шлюпки
цена 576 тыс. 800 талеров. 593 тыс. 700 талеров.
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1869
28 - 68ф. гладкоствольных 17 - 150 мм/22 нарезных
2 - 125/23 нарезных



 

Деревянные винтовые фрегаты с покрытым медью днищем, подъемным винтом и полным парусным вооружением. Проект лишь незначительно отличался от типа "Arcona", лишь за счёт некоторого увеличения водоизмещения было усилено вооружение.

Также, как и предшественники обладали превосходной мореходностью, как парусники при поднятом винте и неполной нагрузке очень хорошо управлялись, большую часть службы ходили под парусами. Под паром сильно теряли скорость при волнении. Заметным внешним отличием от предыдущего типа было лишь отсутствие массивной трубки на дымовой трубе, корабли также, как и предшественники, имели плоскую корму.

Крейсера не отличались особыми техническими инновациями, но исправно служили в качестве "рабочих лошадок" для обучения личного состава флота и осуществления германской политики в удаленных районах. Использовались в основном для стационерской и колониальной службы, учебных целей либо для "показа флага". Первоначально классифицировались как винтовые фрегаты (schraubenfregatten), позже - как закрытые корветы (gedeckte korvette).

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и широкая полоса по уровню пушечных портов.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ

 

с 28 января 1874 г.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и.
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая белая полоса по уровню пушечных портов,широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

S.M.S. Vineta

4 марта 1864 крейсер вступил в строй. Большую часть службы он провёл в заграничных водах. С 1865 по 1868 совершил кругосветное плавание, при этом, выйдя в поход как прусский корабль, вернулся уже как северогерманский федеральный.

В 1872 "Vineta" с "Gazelle" находились в Вест-Индии и, кроме всего прочего, представляли немецкие экономические интересы на Гаити. С 2 канонерскими лодками они вынудили должника заплатить немецкому кредитору.

В июне 1876 "Vineta" прибыл в Гонконг, где встретился с "Hertha", "Ariadne" и "Cyclop", командование расположенными в Восточной Азии кораблями было передано Эдуардом Кнорром находящемуся на корабле Александру фон Монтсу, временно была организована крейсерская эскадра. В то время как "Hertha" и "Ariadne" приступили к возвращению домой, 3 корабля остались - "Vineta", "Luise" и "Cyclop". В августе эскадра была расформирована и "Vineta" покинула область станции.

С 1882 крейсер использовался, как учебный корабль машинистов, с 12 августа 1884 - как машинный блокшив в Вильгельмсхафене, в в 1897 был продан на слом Kaiserl. Werft в Киле за 55 220 марок. Носовая фигура передана военно - морской школе в Мюрвике. Сад Винета на востоке Киля назван в честь корабля.

 

 

S.M.S. Hertha

В 1867-1882 фрегат в основном находился в заграничных плаваниях. В декабре 1867 с канонеркой "Blitz" ходил в Хиос, где французский корвет "Roland" налетел на скалу. После разгрузки корабль смог сойти на воду.

В ноябре 1869 немецкий морской флот присутствовал при открытии Суэцкого канала. Северогерманский союз представлял наследный принц Фридрих Вильгельм (будущий император Фридрих III) на корвете "Hertha". Также принимали участие: корветы "Arcona" и "Elisabeth", канонерская лодка "Delphin" и яхта "Grille", на которой наследный принц Фридрих Вильгельм участвовал в первом проходе канала. Затем "Hertha" ушла новым каналом в Восточную Азию, "Arcona" в Западную Индию а "Grille" назад на родину.

Во время Франко-прусской войны "Hertha" вместе с "Medusa" была блокирована у берегов Японии.

1 ноября 1876 в гавани Нуку-Алофа на Тонгатапу на крейсере был подписан договор о дружбе между Немецкой империей и Тонгой.

C 1982 корабль находился в резерве. С 12 августа 1884 он стал угольным блокшивом для миноносцев в Киле-Вике, в 1902 продан на слом в Свинемюнде за 45 600 марок. Носовая фигура передана в Музей немецкого корабельного искусства. Для его замены в 1878 г. был заложен "закрытый" корвет "Stein".

     

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Breyer Z. Alte deutsche Flotte vor der Jahrhundertwende., Podzun-Pallas-Verlag, Wölfersheim-Berstadt. De, 1996
4 Gerhard Wiechmann: Die Königlich Preußische Marine in Lateinamerika 1851 bis 1867. Ein Versuch deutscher Kanonenbootpolitik, in: Sandra Carreras/Günther Maihold (Hg.): Preußen und Lateinamerika. Im Spannungsfeld von Kommerz, Macht und Kultur (Europa-Übersee Bd. 12), Münster 2004, S. 105–144
5 Christian Voigt: Aus dem Tagebuche eines "Vineta"-Fahrers (1865-1868), in: Marine-Rundschau, 33. Jg. (1928), S. 362-370, 412-418.
на русском
6 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1902
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1864-1867
Hertha
Матросы на палубе "Hertha".
Герта (Нертус, Nerthus) — германская богиня плодородия, по словам Тацита — "Мать-земля", вероятно, племенное божество ингвеонов. Почиталась многими северогерманскими народами, имела священную рощу на острове (может быть — Альзене). По временам ее изображение возили от племени к племени на священной колеснице, запряженной двумя коровами, приход ее считался приносящим мир и плодородие и сопровождался весельем и празднествами. Затем колесница и одежды омывались в тайном озере, а рабы, исполнявшие эту работу, тотчас же поглощались водой, т. е. приносились в жертву.
Hertha
Шлюпка на "Hertha".
Hertha
"Hertha"
Hertha
Старшие офицеры "Hertha".
Hertha
"Hertha", рисунок.
Hertha
"Hertha" в доке.
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta" в доке.
Vineta
"Vineta"
Винета — крупный торговый центр славян в раннем Средневековье, предположительно располагавшийся на острове в низовьях Одера. Адам Бременский описывал его как крупнейший город на севере Европы. Он был разрушен датчанами в 1159 году. Точное местонахождение Винеты неизвестно (возможно, это затопленная часть острова Волин). Не исключено, что это тот же самый город, что и загадочный Йомсборг, известный по скандинавским сагам.
Vineta
"Vineta"
Vineta
"Vineta"