ВходОглавлениеКрейсера → шлюпы типа "Habicht"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

канонерские лодки-шлюпы, с 1884 крейсера IV класса
(Kanonenboote / Kreuzer IV. Cl.) типа

 Habicht 


Германия, 1880 г. 2 ед. (проект 1878 г.)

 

*
Habicht
*
Möwe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Habicht <F. Schichau>, Эльбинг, стр. № 144, Kanonenboote B 1878 в основном за границей, 24.03.1906 исключена, 28.08.1906 продана на слом в Гамбурге.
13.05.1879
18.03.1880
2 Möwe <F. Schichau>, Эльбинг, стр. № 144, Kanonenboote C 1878

служил за границей, к 1897 ГИСУ, 9.12.1905 исключена, блокшив в Циндао, в 1910 продана, в 1914 затонула там же (?).

8.10.1879
31.05.1880
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 840 т
полное 1005 т
регистровое 569 брт, 256 нрт
Размерения длина ВЛ 53,8 м
полная 59,2 м
ширина 8,9 м
осадка носом 3,52 м
кормой 4,18 м
глубина трюма 3,63 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 3,23 м
1 МО 1 горизонтальная 3-цилиндровая ПМ двойного расширения
1 КО 2 цилиндрических ПК (4 топки, 6 атм., 251/241 м²) с 1895 новые ПК производства "Kaiserl. Werft" в Киле
мощность проектная 600 л.с.
паруса баркентины, 847 м²,
позже - 3-мачтовые топсельные шхуны, 601 м²
Möwe с 1890 - шхуна с реями, 361 м²
Ходовые данные скорость проектная 11 уз.
на испытаниях Habicht: 11,4 уз. при 801 л.с., 124 об/мин.
Möwe: 11,7 уз. при 886 л.с., 130 об/мин.
запас топлива 100 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 2010 миль
со скоростью 11 уз. 1230 миль
Экипаж 127 чел. (6 офицеров, 121 матрос)
Möwe с 1890 - 133 чел. (7 офицеров, 126 матросов)
Дополнительные данные корпус железный с деревянными палубами, набор по поперечной схеме, 9 отсеков, цинковая обшивка подводной части на деревянной подкладке
электроснабжение отсутствовало
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой и 1 гребной катер, 2 яла, 1 шлюпка, 1 гичка
кренящий момент 1071 мт
цена Habicht: 661 тыс. марок
Möwe: 668 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1882 Möwe с 1890
1 - 150 мм/22 [115 снарядов], 4600 м 4 - 125 мм/23 [620 снарядов], 5600 м 2 - 125 мм/23 [246 снарядов]
4 - 120 мм/23 [440 снарядов], 5500 м 5 - 37 мм револьверных 5 - 37 мм револьверных, позже демонтированы

 


 

Увеличенный вариант и развитие типа "Albatross". Проектировались, как авизо, но по вступлении в строй числились канонерскими лодками I класса, изначально предполагались для колониальной службы. По британской классификации относились к шлюпам, поэтому, а также для поднятия ранга командира, учитывая ответственность колониальных задач, в 1884 г. были официально перечислены в крейсера IV класса.

Обладали очень хорошей мореходностью и хорошо ходили под парусами, имели мягкую качку, палуба почти не заливалась, но корабли сильно теряли скорость на встречном волнении. Хорошо маневрировали и держали курс. После переделки такелажа имели по 1 паропроводной трубе перед и за дымовой трубой. Оба имели полубак, а "Möwe" также полуют.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

S.M.S. Habicht

"Habicht" (бюджетное наименование - канонерская лодка B) заложен верфью "F. Schichau" в Эльбинге в 1878, спущен 13 мая 1879, введен в состав ВМС Германии 18 марта 1880.

Когда 8 июля 1882 англичане начали вмешательство в египетское восстание с обстрела почти беззащитного города Александрии, естественно там возникла сильная обида на всех европейцев, так что Немецкая империя была вынуждена послать канонерские лодки "Habicht" и "Möwe" для защиты немецких и австрийских беженцев. Там же находились: канонерка "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe", чтобы навести порядок в городе, по крайней мере, в местах, где собирались беженцы, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами.

В 1884 г. лодка была официально перечислена в малый крейсер.

В 1891 стала необходимой миссия немецкого флота на западном африканском побережье. Туда послали "Habicht" и канонерскую лодку "Hyäne".

Племя Або в устье реки Або восстало, заняло и укрепило деревню Мианг. Поэтому губернатор убедил капитана "Habicht", фон Дрески (von Dresky), как старшего военно-морского офицера на западноафриканской станции, поддержать боевую группу капитана фон Гравенройте при занятии Мианга и наказании людей Або. Фон Дрески обещал поддержку и сформировал два десантных отряда.

Для снабжения десантных сил использовался небольшой правительственный пароход "Soden", силы состояли из: 
 a) десантной группы "Habicht" из 2 офицеров, 4 сержантов, 2 гобоистов и 55 матросов,
 b) десантной группы "Hyäne" из 2 офицеров, 1 доктора, 4 сержантов и 33 матросов,
 c) экспедиции капитана фон Гравенройта, из 3 негритянских отрядов по 100 человек и 50 женщин, чтобы нести грузы,
 d) 25 человек, предоставленных правительством.

18 октября 1891 группы выполнили штурм Мианга и  экспедиция была закончена.

С 1897 крейсер служил в Западной Африке. Во время восстания Гереро в немецкой Юго-Западной Африке в 1904 году "Habicht" нёс станционерную службу в колонии. 18 января 1904 он прибыл на рейд Швакопмунд. Командир, капитан Зудевилль, 19 января принял руководство в Швакопмунде и сразу развил обширную деятельность.

24 марта 1906 крейсер был исключён и 28 августа 1906 продан на слом в Гамбурге за 71000 М.

1880 - 1891 нет данных
1891 корветтен-капитан von Dresky
1891 - 1904 нет данных
1904 ? Sudewill
1904 - 1906 нет данных

 

S.M.S. Möwe

"Möwe"  (бюджетное наименование - канонерская лодка C) заложен верфью "F. Schichau" в Эльбинге в 1878, спущен 8 октября 1879, введен в состав ВМС Германии 31 мая 1880.

Когда 8 июля 1882 англичане начали вмешательство в египетское восстание с обстрела почти беззащитного города Александрии, естественно там возникла сильная обида на всех европейцев, так что Немецкая империя была вынуждена послать канонерские лодки "Habicht" и "Möwe" для защиты немецких и австрийских беженцев. Там же находились: канонерка "Cyclop" и корветы "Gneisenau" и "Nymphe", чтобы навести порядок в городе, по крайней мере, в местах, где собирались беженцы, при этом немецкие команды были по ошибке обстреляны британскими береговыми отрядами.

В 1884 была образована Западно-африканская крейсерская эскадра, в которую вошли "Bismarck" (флагман контр-адмирала Кнорра), "Ariadne", "Gneisenau", "Olga" и "Möwe". На борту последней находился немецкий исследователь Африки Густав Нахтигаль. 4 июля 1884 "Möwe" стала на якорь в Багиде и Того был объявлен немецкой колонией. 14 июля 1884 Густав Нахтигаль в присутствии "Möwe" заключил защитные договоры с африканскими вождями в Белльштадте (Дуала), поднял немецкий флаг и овладел для Немецкой империи Камеруном. Затем "Möwe" подняла флаги в областях побережья Габона, Того и Анголы. Потом она участвовала в основании колонии Юго-Западной Немецкой Африки.  В этом году лодка была официально перечислена в малый крейсер.

20 апреля 1885 на борту "Möwe" умер Густав Нахтигаль и был похоронен в Дуале.

С августа 1885 по август 1889 лодка служила в Восточной Африке. В 1888-1890 годах там произошло восстание населения побережья (в немецких источниках "арабское восстание").

5 и 6 сентября 1888 "Möwe" обстреливала Тангу, 8 сентября "Leipzig", "Olga" и "Möwe" высадили туда силы, которые освободили из заключения колонистов, арестованных повстанцами. 22 сентября "Möwe" обстреляла Кильва-Кивинье (причем были убиты два немецких служащих DOAG).

Между 11 и 16 января 1899 происходила беспрерывная цепь атак на лагерь Суахили у Багамойо, которые отбивались артиллерийским огнем "Schwalbe" и "Möwe". 15 февраля "Möwe" успешно отразила атаку на Багамойо. 6 июня последовал обстрел Саадани при участии десантной части "Leipzig", "Pfeil", "Schwalbe" и "Möwe". Затем последовало занятие Увиджи десантной частью "Möwe". 8 июля при участии десантных частей "Leipzig", "Carola", "Schwalbe", "Möwe" и "Pfeil" был захвачен Пангани, а через 2 дня с помощью тех же сил - Танга.

Сопротивление местного населения в северной и средней части Немецкой Восточной Африки было сломлено летом 1890. Это повлекло значительное сокращение заданий для крейсерской эскадры, поэтому "Möwe" в августе отправился домой.

С марта по май 1892 и с февраля по март 1893 корабль служил в Китае, с 1894 на станции Южного моря на Самоа, на рубеже столетий корабль использовался как гидрографическое судно для измерения побережья Немецкой Новой Гвинеи.

9 декабря 1905 крейсер был вычеркнут из списка военных кораблей. После этого корабль использовался как блокшив в Циндао, пока не был продан в 1910 году.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1906
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1880-1903
Чайки (нем. Möwe, лат. Larus) — многочисленный род крупных либо среднего размера птиц, обитающих как на морских просторах, так и на внутренних водоёмах.
Möwe
списанный "Möwe" в Циндао, снимок с борта "Fürst Bismarck"
Möwe
"Möwe"
Habicht
"Habicht"
Habicht
"Habicht"
Ястреб-тетеревятник (нем.Habicht , лат. Accipiter gentilis) — хищная птица рода ястребов семейства ястребиных, широко распространённая в Европе, Азии и Северной Америке.
Habicht
"Habicht", гравюра.