ВходОглавлениеКрейсера → колониальные типа "Schwalbe"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колониальные крейсера IV класса
(Kreuzer IV. Cl. / Kleiner Kreuzer) типа

 Schwalbe 


Германия, 1888-1889 г. 2 ед. (проект 1886-1887 г.)

 

*
Schwalbe
*
Sperber
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Schwalbe <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 9, Kreuzer A 04.1886 1888-1893 и 1898-1902 за границей, в 1903-1905 перестроен на "Kaiserl. Werft" в Данциге, с 1905 портовое судно, с 26.10.1911 специальное судно, с 1914 плавказарма в Киле, с 1918 мишень в Киле, 6.12.1919 исключён, 7.08.1920 продан в Куксхафен, 1922 слом в Гамбурге-Моорбурге.
16.08.1887
4.05.1888
2 Sperber <Kaiserl. Werft>, Вильгельмсхафен, стр. № 10, Kreuzer B 09.1887

1889-1896 и 1902-1911 за границей, с 6.03.1911 канонерская лодка, с 16.03.1912 мишень, 7.08.1920 продан в Куксхафен, 1922 слом в Гамбурге-Моорбурге.

23.08.1888
2.04.1889
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1111 т
полное 1359 т
регистровое 682 брт, 327 нрт
Размерения длина ВЛ 62,59 м
полная 66,90 м
ширина корпус 9,36 м
по спонсонам 10,1 м
осадка носом 4,40 м
кормой 4,72 м
1 см осадки = 4,4 т водоизмещения
высота борта 5,6 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,8 м
2 МО 2 горизонтальных 3-цилиндровых ПМ двойного расширения
2 КО 4 цилиндрических ПК (8 топок, 7 атм., 464 м²)
с 1889 новые ПК производства "Kaiserl. Werft" в Киле
мощность проектная 1500 л.с.
паруса шхуна-барк, 729 м²,
Schwalbe с 1905 - только опорный парус
Ходовые данные скорость проектная 13,5 уз.
на испытаниях Schwalbe: 14,1 уз. при 1558 л.с., 152 об/мин.
Sperber: 14,3 уз. при 1595 л.с., 155 об/мин.
запас топлива 150/240 т. угля
дальность плавания со скоростью 10 уз. 3290 миль
со скоростью 14 уз. 1630 миль
Экипаж 117 чел. (9 офицеров, 108 матросов)
Дополнительные данные корпус композитный (сталь + дерево) с медной обшивкой днища, набор по поперечной схеме, 11 отсеков, штевни деревянные, форштевень обшит бронзой
электроснабжение отсутствовало
Schwalbe с 1905: 1 динамо-машина х 5 кВт, 67В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой и 1 гребной катер, 1 ял, 1 шлюпка
кренящий момент 1453 мт
цена Schwalbe: 1 млн. 442 тыс. марок
Sperber: 1 млн. 360 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
с 1882
8 - 105 мм/35 [765 снарядов], 8200 м
5 - 37 мм револьверных



 

Крейсера (Kreuzer), с 29 августа 1893 крейсера IV класса (Kreuzer IV. Klasse), с 27 февраля 1899 малые крейсера (Kleine Kreuzer). Развитие типов "Habicht" и "Adler", 2-вальные, с таранным форштевнем и новым вооружением.

Имели очень хорошую мореходность, сильно уваливались под ветер, имели сильную качку, на встречном волнении скорость теряли мало. Отлично маневрировали и держали курс. Под парусами практически не ходили.

Поперечная метацентрическая высота - 0,665 м, продольная - 78 м, максимальная остойчивость при крене 31°, нулевая - 68°, Угол поворота руля 38°.

"Schwalbe" имел грот-мачту в 17,0 м. "Sperber" позже - высокие дефлекторы. Фальшборт стальной.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

S.M.S. Schwalbe

"Schwalbe" (Бюджетное наименование "Kreuzer A"). Заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в апреле 1886, спущен 16 августа 188 и был крещён шефом военного порта Северного моря Александром фон Монтсом именем "Ласточка", введен в состав ВМС Германии 4 мая 1888.

"Schwalbe" впервые ввели в эксплуатацию 8 мая 1888, чтобы провести испытания. По их окончании 8 августа корабль сначала вывели в резерв, но уже 12 ноября активировали снова - из за арабского восстания в Немецкой Восточной Африке стало необходимым присутствие нескольких военных кораблей в той области. 20 ноября "Schwalbe" покинула родные воды и 31 декабря стала на якорь у Занзибара. С этого дня корабль принадлежал к Восточноафриканской крейсерской эскадре контр-адмирала Карла Августа Дайнхарда. 3 января 1889 крейсер обстрелял лагерь повстанцев у Багамойо и затем ушёл в направлении Дар-эс-Салама. На следующий день у Кундухи корабль наскочил на коралловый риф и смог сняться только 6 января с помощью корвета "Leipzig" и британского парохода "Woodcock".

Затем крейсер вернулся к Багамойо и 3 февраля поддерживал своими орудиями сухопутные войска. "Schwalbe" участвовала в блокаде побережья сначала между Рас-Кимбиджи и Кисвере, а с 1 марта между о. Мафия и Кильва-Кивинье. В марте неоднократно обстреливала цели на суше. 27 марта десантная часть с "Carola", "Leipzig" и "Schwalbe" под руководством командира последней, корветтен-капитана Хиршманна атаковала Кундухи, 8 мая - Багамойо, 6 июня Саадани и 8 июля Пангани.

После отдыха в Порт-Луи с 20 июля по 17 августа "Schwalbe" с конца августа снова участвовала в блокаде побережья. В течение последующих недель шеф эскадры часто задерживался на борту и применял крейсер для особых заданий. С 7 по 13 октября "Schwalbe" и британская канонерская лодка участвовали в экспедиции Стэнли, с 27 по 29 декабря "Schwalbe" участвовала в пересмотре границ с Виту.

В январе 1890 Восточноафриканская крейсерская эскадра была расформирована. Тем не менее, "Schwalbe" оставалась в Восточной Африке. С 3 марта до начала апреля крейсер прошёл ремонт в Кейптауне. Последовало участие в умиротворении южного участка побережья колонии вместе с защитной десантной группой Германа фон Виссманна. При этом у Кильва-Кивинье были захвачены несколько орудий. Одно из них осталось на борту "Schwalbe" и после возвращения на родину было передано образовательной инспекции.

После того, как в мае 1890 восстание было в основном подавлено, "Schwalbe" предприняла поход вдоль побережья охраняемой области. Из за тяжелого заболевания малярией корветтен-капитан Хиршберг должен был преждевременно вернуться в Германию и старший офицер, капитан-лейтенант Грёбен принял корабль в качестве заместителя до прибытия нового командира, корветтен-капитана Рюдигера 13 июля. 9 октября он торжественно открыл в Танге памятник морякам, погибшим во время восстания.

1 июля в рамках договора "Занзибар-Гельголанд" Виту перешёл под протекторат Великобритании. Этот шаг привел к досаде султана Виту, которая охватила и население. Дело дошло до преследования и убийства некоторых из проживающих там европейцев, особенно немцев. После немецкого протеста британцы с несколькими военными кораблями и более 1000 человек войск выступили против султана Фумо Бакари. "Schwalbe" отправилась туда как наблюдатель и оставалась там до конца октября. В июне 1891 крейсер для отдыха экипажа стоял у Махе.

Корветтен-капитан Рюдигер в октябре 1891 был назначен на должность заместителя губернатора. На корабле его сменил корветтен-капитан Элрикс. С новым командиром "Schwalbe" отправилась в Бомбей, где корабль оставался до 27 января 1892. Затем беспорядки в области у Моши и горы Килиманджаро потребовали поддержки наземной группы. Поэтому до июня "Schwalbe" находилась у Танги. Во второй половине 1892 споры в перешедшем под британское покровительство султанате Занзибар вновь потребовали присутствия корабля. В январе 1893 корабль снова ушёл на место отдыха в Бомбей. В мае "Schwalbe" получила приказ возвращаться домой и 6 августа прибыла в Киль. Там 25 августа 1893 крейсер вывели из эксплуатации. Последовали ремонт и модернизация корабля на Императорской верфи в Киле.

С 25 августа 1893 по 1 апреля 1898 корабль находился в резерве. 1 апреля 1898 "Schwalbe" снова ввели в эксплуатацию чтобы сменить "SeeadlerВосточной Африке. 20 апреля крейсер вышел в направлении Занзибара, куда прибыл 7 июня и снова принял службу станционера. С 10 октября до середины ноября корабль находился на ремонте в Кейптауне.

В январе 1899 потерпел бедствие пароход компании DOAL и "Schwalbe" отбуксировал его в Дар-эс-Салам. Затем пароходство передало имперскому морскому ведомству денежное пожертвование, которое использовалось для финансирования домов моряков Императорского морского флота.

С началом Второй бурской войны в октябре 1899 дошло до обыска торговых судов британскими военными кораблями, в том числе и немецких. 27 декабря пароход компании DOAL "Delagoa-Bucht" был арестован британским крейсером и приведён как приз в Дурбан. 2 января 1900 также не повезло пароходу "Hans Wagner". 4 января у Адена был остановлен имперский почтовый пароход "Roten Meer", а также барк "Marie". Корабли были освобождены после вмешательства имперского правительства и затронутым пароходствам было выплачено соответствующее возмещение. Захват немецких пароходов существенно способствовал приему Второго закона о флоте.

Для защиты немецких торговых судов "Schwalbe" и "Condor", второй корабль станции, в начале 1900 перешли в Южную Африку. Сначала "Schwalbe" стояла в Дурбане, затем также в Ист-Лондоне, Порт-Элизабете, Кейптауне и в заливе Делагоа. 5 июля крейсер вернулся в Дар-эс-Салам.

Уже через короткое время "Schwalbe" получила приказ перейти в Восточную Азию. Там из за "боксерского" восстания стало необходимым усилить военное присутствие, из-за чего Императорский морской флот так же, как и другие флоты послал большое количество военных кораблей в китайские воды. "Schwalbe" начиная с сентября 1900 применялась на Янцзы. После пребывания в Циндао с 14 февраля по 3 марта 1901 крейсер до 10 июня продолжал контроль бассейна реки совместно с речной канонерской лодкой "Vorwärts". В этот день контроль Янцзы в рамках боксерского восстания был прекращён.

Сначала "Schwalbe" вернулась в Циндао, однако должна была кратковременно снова действовать на Янцзы. С 4 сентября по 11 ноября было более длительное пребывание в Циндао. Затем корабль ушёл на ремонт в Шанхай. Последовала новая служба в области Янцзы. 9 апреля 1902 "Schwalbe" послали к Нинпо, так как в провинции Чекианг начались беспорядки, но уже 16 апреля крейсер снова должен был зайти в Шанхай на ремонт и после окончания работ ушёл в Циндао.

Там 23 июля он получил приказ возвращаться домой. Прежний командир, корветтен-капитан Якобзен, остался в Цзяо-Чжоу (Киатсчоу) и принял там вновь созданное отделение морской артиллерии. Его сменил корветтен-капитан Хильбранд. "Schwalbe" покинула область службы 16 августа и 10 декабря достигла Данцига. Там 3 днями позже корабль был выведен из эксплуатации. С 13 декабря 1902 по 1905 последовали капитальный ремонт и модернизация на верфи "Kaiserliche Werft" в Данциге. Тем не менее, крейсер больше не возвращался к активной службе и далее использовался как портовое судно (Hafenschiff).

С 26 октября 1911 "Schwalbe" служил как специальный корабль. Существовало намерение перестроить корабль в гидрографическое судно. Соответственно артиллерия, торпедные аппараты и боеприпасы были сняты. Тем не менее эти планы были отменены, так как нуждался в замене "Grille", который использовался в береговой службе как офисный и учебный корабль. Соответствующая реконструкция рассматривалась в конце 1912, но до начала Первой мировой войны не была осуществлена. Так как использование старого крейсера, к тому же не предназначенного для военной службы, не планировалось, "Schwalbe" во время войны сначала использовалась как жилой корабль в Киле, а с 1918 как судно-мишень (Scheibenhulk) в Киле. 6 декабря 1919 корабль вычеркнули из списка военных кораблей и 7 августа 1920 продали в Куксхафен. В 1922 он был сдан на слом в Гамбурге-Моорбурге.

8.05 - 8.08.1888 корветтен-капитан Hirschberg
12.11 1888 - 05.1890
05 -07.1890 капитан-лейтенант (и.о.) von der Groeben
07.1890 - 10.1891 корветтен-капитан Rüdiger
10.1891 капитан-лейтенант (и.о.) Eduard Gercke
10.1891 - 25.08.1893 корветтен-капитан Oelrichs
1.01.1898 - 11.1899 корветтен-капитан Otto Hoepner
11.1899 - 08.1901 корветтен-капитан Boerner
30.08.1901 - 15.08.1902 корветтен-капитан Leo Jacobson
?.08 - 13.12.1902 корветтен-капитан Hilbrand

 

 

S.M.S. Sperber

"Sperber" (Бюджетное наименование "Kreuzer B"). Заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Вильгельмсхафене в сентябре 1887, после того, как освободился эллинг после "Schwalbe", спущен 23 августа 1888, крещён инспектором морской артиллерии, капитаном-цур-зее Францем Мензингом именем "ястреб-перепелятник".

"Sperber" впервые был введён в эксплуатацию 2 апреля 1889, чтобы провести испытания. Они продлились до 7 июня. Первоначально было запланировано послать корабль на острова Самоа. Там в ноябре 1888 произошли беспорядки, а также обострились напряжения между Соединенными Штатами, Великобританией и Немецкой империей вокруг вопроса колониального владения островами. После того, как 15 и 16 марта 1889 американские корабли были разрушены циклоном в Апиа, ситуация успокоилась и стороны теперь полагались на начавшуюся 14 июня Берлинскую конференцию о Самоа. Поэтому отправка "Sperber" больше не была необходима и крейсер был выведен из эксплуатации после окончания испытаний.

Уже 20 августа "Sperber" снова активировался, чтобы все же принять станцию южного моря. 4 сентября корабль покинул Киль. Когда 13 октября он достиг Адена, пришёл приказ перейти в Немецкую Восточную Африку. Там из за "арабского восстания" были расположены крейсер "Leipzig" и авизо "Pfeil". 26 октября "Sperber" достиг Занзибара, тем не менее, не был включен в состав эскадры.

После того, как корабль провел одно установление границы в области между Таной и Юбой, а также несколько показов флага, с 1 ноября он применялся против повстанцев. При этом неоднократно использовалась десантная часть крейсера. 4 декабря командир корабля, корветтен-капитан Макс Фосс, как „Старший морской офицер Восточноафриканской станции“ от имени императора встречал экспедицию Стэнли в Багамойо.

22 апреля 1890 "Sperber" продолжил путь в южное море. После временного пребывания в Мельбурне он зашёл в Сидней, где встретил крейсер "Alexandrine" и прошёл необходимый ремонт. 30 июля крейсер достиг Апиа. В течение следующих недель "Sperber" предпринял разведывательный поход к Маршалловыми островами, который закончился 5 октября возвращением в Апиа. 19 декабря у Самоа крейсер встретился с Восточно-Азиатской эскадрой.

В начале января 1891 у Вайлеле было проведено открытие и освящение памятника немецким морякам, погибшим 18 декабря 1888 в бою с самоанскими войсками. Затем "Sperber" зашёл в Сидней, где с 24 января по 21 марта прошёл ремонт. Обратно в Апиа корабль шёл через различные гавани архипелага Бисмарка, Маршалловых островов и островов Гильберта. 6 июня крейсер достиг Апиа и оставался там до 15 декабря.

В начале 1892 десантная группа со "Sperber" действовала против местных на Табитойе, которые должны были ответить за превышения власти против немецких торговцев. Затем последовал новых поход к Маршалловым островам. В том числе корабль заходил в Буритари и Матупи. С 3 марта по 3 мая он прошёл ремонт в Сиднее. После его окончания с 17 мая по 1 ноября "Sperber" снова стоял в Апиа, прервавшись лишь на очередной ремонт в Сиднее. Во время последующего похода в Немецкую Новую Гвинею наряду с различными гаванями Маршалловых островов посетил также Нукуфетау и Гербертберг, а также гавань Фридриха Вильгельма. Последнюю гавань "Sperber" должен был покинуть сразу по прибытии 5 января 1893, так как на суше свирепствовала эпидемия лихорадки. Через острова Адмиралтейства и Матупи 6 февраля корабль прибыл в Сидней.

С 18 апреля "Sperber" снова был в Апиа. Возобновившаяся на Самоа война угрожала проживающим там европейцам, десантная часть крейсера часто применялась для их защиты. Ситуация вскоре снова успокоилась, чему также способствовал арест Матаафа Джозефо. Он был в конце июля был сослан в Джалуит и доставлен туда на "Sperber".

В ноябре из Западной Африки в Самоа прибыл "Falke". Хотя было первоначально запланировано, что он должен был дать "Sperber" возможность вернуться домой, оба крейсера только поменялись станциями. "Sperber" 6 ноября вышел в Кейптаун, где стал на ремонт.

28 мая 1894 "Sperber" прибыл к устью Вури. Он мог в любое время войти в неё из за меньшей осадки по сравнению с "Falke". Корветтен-капитан Арнольди принял дела старшего морского офицера станции, включавшей также канонерку "Hyane", пароход правительства "Nachtigal" и блокшив "Cyclop". В течение следующих месяцев крейсер предпринял несколько походов в области станции. 10 ноября "Sperber" вышел в направлении Кейптауна, где должен был пройти ремонт и дать экипажу отпуск. С 5 февраля до 20 марта 1895 корабль находился в Кейптауне и затем снова крейсировал в области станции.

После очередного ремонта в Кейптауне с 17 по 29 февраля 1896 "Sperber" 6 марта заходил в Швакопмунд. Там произошло восстание местного населения, которое было подавлено десантной группой и отрядом из числа местного немецкого населения. Десантная часть крейсера использовалась также для обеспечения порта. С 23 марта по 9 апреля корабль для отдыха экипажа находился в Моссамедесе. После последующих походов вдоль побережья Немецкой колонии Юго-Западной Африки 22 сентября "Sperber" приступил к возвращению домой. 18 ноября корабль достиг Киля, где 7 декабря был выведен из эксплуатации.

С весны до августа 1898 крейсер подвергся капитальному ремонту, но, тем не менее, до декабря 1902 продолжал оставаться в резерве.

"Sperber" снова ввели в эксплуатацию 16 декабря 1902. Он должен был усилить образованную в тот же день восточно-американскую крейсерскую эскадру, в связи с конфликтом с Венесуэлой. "Sperber" покинул Киль 5 января 1903 и 3 февраля в Виллемштаде встретился с крейсером "Vineta". Между тем военные акции против Венесуэлы были закончены, из-за чего крейсер посетил лишь несколько тамошних гаваней.

Уже в конце февраля "Sperber" получил приказ перейти в немецкую Восточную Африку. Ведущий через Средиземное море поход начался 22 марта и 1 июля корабль достиг Дар-эс-Салама. После того, как крейсер посетил несколько гаваней немецкой колонии, уже 9 октября он покинул Восточноафриканскую станцию в направлении Восточной Азии.

23 ноября "Sperber" достиг Сингапура и присоединился к эскадре Восточной Азии. Сначала районом его действий была река Янцзы. 15 мая 1904 в Шанхае корабль принял речную канонерскую лодку "Vaterland". Лодка была поставлена Эльбингской верфью Schichau в Восточную Азию в разобранном виде и применялась там на Янцзы. Впоследствии "Sperber" посетил несколько китайских гаваней и с августа по декабрь находился на ремонте в Циндао. В начале 1905, когда крейсер обходил Южный Китай, он получил приказ перейти в Западную Африку.

24 апреля "Sperber" покинул Циндао и 26 июля достиг Дуалы и далее служил в Немецкой Западной Африке. При этом регулярно заходил в различные гавани, чтобы представлять немецкие интересы. 27 января 1907 "Sperber" находился в Ломе по поводу открытия железнодорожной линии Ломе-Палима в колонии Того. В 1908 и 1909 годы крейсер предпринял новое гидрографическое измерение побережья Того, в феврале 1909 посетил руины построенной Бранденбургом колониальной крепости Гросс-Фридрихсбург. Кроме того, корабль проводил гидрографические работы на побережье колоний Камерун и Юго-Западная Африка.

6 марта 1910 "Sperber" получил приказ сменить "Bussard" на станции в немецкой Восточной Африке. 15 апреля, по пути на новую станцию, экипаж корабля помогал в тушении крупного пожара в Людерице. 30 мая крейсер достиг Восточной Африки и принял станционерную службу. С 26 октября по 3 декабря он прошёл ремонт в Кейптауне. В течение этого времени, 31 мая, корветтен-капитан Рейнхольд Шмидт с частью его штаба был приглашен на открытие парламента возникшего Южноафриканского союза.

6 марта 1911 "Sperber" был переклассифицирован в канонерскую лодку (Kanonenboot) и получил приказ возвращаться домой. 10 апреля он покинул область станции, 29 июня достиг Вильгельмсхафена, где 6 июля был выведен из эксплуатации.

16 марта 1912 "Sperber" вычеркнули из списка военных кораблей. Корпус до 1918 использовался как судно-мишень (Scheibenhulk). 7 августа 1920 корабль продали в Куксхафен и в 1922 разобрали на лом в Гамбурге-Моорбурге.

Как возмещение за "Sperber" строился спущенный на воду в 1909 малый крейсер "Augsburg".

2.04 - 7.06.1889 капитан-лейтенант / корветтен-капитан August Carl Thiele
20.08.1889 - 11.1891 корветтен-капитан Max Foss
11.1891 - 05.1893 корветтен-капитан Fischer
05.1893 - 10.1894 корветтен-капитан von Arnoldi
10.1894 - 10.1895 корветтен-капитан Walther
10.1895 - 7.12.1896 корветтен-капитан Reincke
16.12.1902 - 06.1904 корветтен-капитан Weniger
06.1904 - 11.1905 корветтен-капитан Oxé
11.1905 - 10.1906 корветтен-капитан Wilhelm Bertram
10.1906 - 08.1907 корветтен-капитан Ludolf von Usslar
08.1907 - 11.1908 корветтен-капитан Friedrich Pohl
11.1908 - 11.1909 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Johannes Redlich
11.1909 - 08.1910 корветтен-капитан Fielitz
08.1910 - 6.07.1911 корветтен-капитан Reinhold Schmidt

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 7: Schiffsbiographien von Preußischer Adler bis Ulan, Mundus Verlag.
на русском
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1888-1903
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber", 1904 г.
Sperber
"Sperber" в доке.
Sperber
"Sperber"
Sperber
"Sperber"
Ястреб-перепелятник, или малый ястреб(лат. Accipiter nisus, нем. Sperber) — маленькая хищная птица из семейства ястребиных с короткими и широкими крыльями, а также с длинным хвостом, что помогает ему маневрировать среди деревьев. Обитает преимущественно в лесных местностях и распространён почти по всей Евразии.
Schwalbe
"Schwalbe"
Schwalbe
"Schwalbe" в Кильском канале.
Schwalbe
"Schwalbe"
Schwalbe
"Schwalbe", гравюра.
Schwalbe
"Schwalbe"
Ласточка (лат. Hirundinidae, нем. Schwalbe) — маленькая перелётная птица, живущая в Европе, Азии, Африке и Америке. Отличается длинным хвостом с глубоким разрезом в форме вилки и изогнутыми длинными острыми крыльями.
Sperber
"Sperber", гравюра.