ОглавлениеКрейсера → Бронепалубные типа "Kolberg"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Малые (бронепалубные) крейсера (Kleinerkreuzer) типа

 Kolberg 


Германия, 1909-1911 гг. 4 ед. (проект 1906-1907 гг.)

 

*
Mainz
*
Kolberg
*
Cöln
*
Augsburg
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Mainz <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 288, "Ersatz Jagd" 12.1907 в составе разведывательных сил флота, 28.08.1914 потоплен артиллерийским огнем и торпедами английских легких крейсеров и эскадренных миноносцев в Гельголандской бухте Северного моря в точке с координатами 53°58N, 06°54E.
23.01.1909
1.10.1909
2 Kolberg <F. Schichau>, Данциг, стр. № 814, "Ersatz Greif" 15.01.1908 с 14.06.1911 в составе разведывательных сил флота, с 16.12.1916 по 26.04.1917 модернизирован на верфи <Kaiserl. Werft> в Киле, с 17.12.1918 в резерве, исключен 5.11.1919, получил репарационное обозначение "W", 28.04.1920 передан Франции в Шербуре, с 14.10.1921 крейсер "Colmar" ВМС Франции, исключен 21.07.1927, плавучая казарма, с 1928 по 1929 слом в Бресте.
14.11.1908
21.06.1910
3 Cöln <Germaniawerft>, Киль, стр. № 141, "Ersatz Schwalbe" 05.1908 в составе разведывательных сил флота, флагман I флотилии миноносцев, 28.08.1914 потоплен артиллерийским огнем английского линейного крейсера "Lion" в Гельголандской бухте Северного моря в точке с координатами 54°13N, 06°42E.
5.06.1909
16.06.1911
4 Augsburg <Kaiserl. Werft>, Киль, стр. № 34, "Ersatz Sperber" 08.1908 с 24.02.1911 использовался как опытовое судно Торпедной инспекции, с 1912 по 1913 как опытовое артиллерийское судно, с 06.1914 в дозорной службе, с 1916 по 04.1917 модернизирован на верфи <Kaiserl. Werft> в Киле, с 20.07.1918 использовался как флагманское судно соединения тральных сил, 17.12.1918 в резерве, исключен 5.11.1919, получил репарационное обозначение "Y", 3.09.1920 передан Японии, в 1922 разделан на металл в Дордрехте.
10.07.1909
1.10.1910
ТТХ
  Mainz Kolberg Augsburg Cöln
Водоизмещение нормальное 4362 т
полное 4889 т 4915 т 4882 т 4864 т
регистровое 3113 брт., 1401 нрт.
Размерения длина ВЛ 130,0 м
полная 130,5 м
ширина корпус 14,0 м
осадка носом 5,60 м 5,58 м 5,45 м 5,73 м
кормой 5,27 м 5,38 м 5,36 м 5,56 м
1 см осадки = 12,14 т. водоизмещения
высота борта на миделе 8,1 м
Энергетическая установка состав и тип 4 (на Mainz - 2) вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,45 м 4х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м 4х3-лопастных гребных винта: 2 Ø 2,55 м, 2 Ø 1,78 м
4 МО 2 ТУ AEG-Curtiss 2 ТУ Melms & Pfenniger 2 ТУ Parsons 2 ТУ Germania (сперва Zoelly, но заменены ещё до испытаний)
4 КО 15 ВМ ПК (4500-5070 м²), с 1916 с поддувом
28 топок, 16 атм 28 топок, 16 атм 30 топок, 16 атм 28 топок, 17 атм
проектная мощность 20200 л.с., 306 об/мин. 19000 л.с., 515 об/мин. 19000 л.с., 540 об/мин. 19000 л.с., 540 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 26 уз. 25,5 уз.
на испытаниях 26,8 уз. при 22040 л.с., 316 об/мин. 26,3 уз. при 30400 л.с., 515 об/мин. 26,7 уз. при 31033 л.с., 528 об/мин. 26,8 уз. при 29036 л.с., 307 об/мин.
запас топлива ?/1010 т. угля ?/970 т. угля 400/940 т. угля ?/960 т. угля
дальность плавания на 14 уз. 3630 миль 3250 миль 3500 миль 3500 миль
Экипаж штат 367 чел. (18 офицеров, 349 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 13 отсеков, двойное дно на 50%.
электроснабжение 3 турбо-генератора, 135 кВт, 220 В.
управление 1 полубалансирный руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 паровая шлюпка, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла.
кренящий момент 8490 - 8650 мт
цена 8 млн. 777 тыс. M 8 млн. 181 тыс. M 7 млн. 593 тыс. M 8 млн. 356 тыс. M
БРОНИРОВАНИЕ
броневая сталь и сталь Круппа
палуба 20-40-20 мм/скосы 80-50 мм (броневая сталь)
гласисы 100 мм (броневая сталь)
щиты орудий 50 мм (сталь Круппа)
рубка 100 мм, крыша 20 мм (сталь Круппа)
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
штат Kolberg и Augsburg с 1917
12-105 мм/40 [1800, позже 2190 снарядов], 12200 м 6 - 150 мм/45 [900 снарядов], 17600 м
4 - 52 мм/55 [2000 снарядов] *вскоре демонтированы с 1918 + 2 - 88 мм/45 зенитки
2 ТА-450 мм (бортовых подводных) [5 торпед] 2 ТА-500 мм (палубных поворотных) [4 торпеды]
100 мин
4 прожектора




 


 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

СЛУЖБА

Mainz / Kolberg / Cöln / Augsburg

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

 

Являлись развитием кораблей типа "Dresden". Главным отличием являлись то, что все корабли серии были турбинными. Немцы закончили сравнивать турбину с паровой машиной и теперь искали оптимальный вариант турбинной установки, для чего все четыре крейсера получили агрегаты разных производителей. Три из них были четырёхвинтовыми, "Mainz" - двухвинтовой. Все они на испытаниях развили скорость на 2-3 узла больше предшественников. Бронирование оставили без изменений, разве, что компактные турбины не требовали массивного "купола" над МО. Возросшая длина корпуса позволила без проблем разместить два дополнительных 105-мм орудия. Их число - 12 стало стандартным для всех последующих крейсеров до перехода на 150-мм калибр. Результатом всех нововведений стал рост водоизмещения на 600-700 т. Стоит отметить ещё отказ от ставших бесполезными "ласточкиных гнёзд" с малокалиберными пушками в оконечностях. Из мелкой артиллерии оставили только 4 - 52 мм пушки на верхней палубе, но и их вскоре сняли.

Корабли обладали хорошей мореходностью, имели несколько жесткий ход, сильную но мягкую бортовую качку и были довольно увальчивыми. Из за большого удлинения плохо поворачивали и были довольно инертными при смене скорости. Поперечная метацентрическая высота составляла 0,83 м, продольная - 214 м. Максимальная остойчивость наблюдалась при крене в 46°.

Оказались последними чисто бронепалубными кораблями Императорского флота и последними германскими крейсерами с таранным форштевнем.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Отличия и изменения

На "Kolberg" сперва на расстоянии 55,0 м от кормы (где потом разместилась радиорубка) был вентилятор.

На "Mainz" были очень заметные трубки отработавшего пара на передней трубе.

На "Cöln" вентиляторы машинного отделения были больших размеров, компасная площадка - одноногая (на остальных - 4-опорная).

На "Augsburg" ограждение переднего мостика доходило до задней части передних спонсонов (до точки в 91,0 м от кормы), при этом постепенно снижалось; сигнальные штанги были сразу такие, как и после реконструкции.

Вместо обыкновенных шлюпбалок из согнутой стальной трубы, "Cöln" и "Augsburg" имели таковые из катанных двойных U-профилей.

Сперва на всех верхний передний мостик был как на "Emden". Позже на всех он был сокращён и сдвинут в корму, чтобы освободить место для дальномера на крыше боевой рубки. На всх, кроме "Kolberg" оба яруса продлили в корму на 4 м за фок-мачту, а на "Cöln" и "Augsburg" там разместили штурманскую рубку, на последнем - вплотную к ходовой.

***

В 1915 году превосходство 152-мм артиллерии британских легких крейсеров над немецкими 105-мм пушками стало очевидным. Учитывая опыт, немцы начали перевооружать свои наиболее новые крейсера 150-мм орудиями Круппа с длиной ствола 45 калибров. Эта отличная пушка посылала 45-кг бронебойные снаряды с начальной скоростью 835 м/с на дальность до 17,6 км. Скорострельность составляла 4—5 в/мин.

Два оставшихся в строю крейсера серии в 1916-1917 вместо старой артиллерии получили по 6 - 150-мм L/45 и одну — две 88-мм зенитки. Подводные торпедные аппараты заменили на 2-500-мм палубных поворотных. Вооружение дополнили 120 якорных мин.

 

 

изображения с сайта www.shipbucket.com, рис. Garlicdesign

 

 

 

СЛУЖБА

 

S.M.S. Mainz

 

"Ersatz Jagd" заложен верфью "Stettiner Maschinenbau AG Vulcan" в Штеттине в декабре 1907 для замены авизо "Jagd" (1889). 23 января 1909 года при спуске на воду тогдашний бургомистр Майнца Карл Готтелманн выступил с торжественной речью и окрестил корабль именем "Mainz".

   

После достройки и испытаний 1 октября 1909 крейсер был введен в состав ВМС Германии. Служил в разведывательной группе Флота Открытого моря, а с разделением разведсил на группы вошёл во II разведгруппу. Экипаж крейсера поддерживал тесные отношения с общественностью города-шефа, в частности, в пасхальное воскресенье 1914 г., ещё до начала войны, футбольная команда крейсера сыграла с командой города Майнца, но проиграла 1:3.

           

"Mainz" принял участие в летнем походе флота в Норвегию в составе 2-й разведывательной группы. Этот поход был прерван преждевременно сообщением о резком обострении международного положения и соединение вернулось в Германию, чтобы ждать развития событий.

         

С начала войны "Mainz" принадлежал к соединению малых крейсеров, которые осуществляли дальнюю поддержку немецких сторожевых кораблей у Гельголанда. Корабли этого соединения стояли в Эмсе, в Брунсбюттеле и в Вильгельмсхафене. "Mainz" под руководством капитана-цур-зее Пашена был расположен в устье Эмса.

Утром 28 августа 1914 несколько британских соединений атаковали немецкую цепь сторожевиков у Гельголанда. "Mainz" получил приказ выйти им на поддержку и около 9:20 покинул рейд Боркума. Более сильные линейные крейсера стояли в это время за баром реки Яде. Так как уровень воды еще был слишком низок, они смогли выйти лишь позже и таким образом в бою принять участия не успели.

Из-за неудовлетворительного руководства немецкие крейсера атаковали вражеские корабли по отдельности, вследствие чего и так значительное превосходство противника в силах, стало подавляющим. В 12:30 ч. "Mainz" обнаружил впереди несколько британских эсминцев и открыл огонь и добился попаданий в 2 из них. В 12:45 внезапно по левому борту показались 3 легких крейсера т.н. типа "Town", которые принадлежали ко 2-й эскадре лёгких крейсеров коммодора Уильяма Гуденафа. "Mainz" сразу прекратил бой и самым полным ходом стал уходить на юго-запад. К несчастью он пересёк курс других британских военных кораблей. На этот раз это были лёгкие крейсера "Arethusa" и "Fearless", а также 33 (по другим данным 31) эсминца из Гарвичской эскадры коммодора Реджинальда Тирвитта.

Одним из первых попаданий с "Fearless" было выведено из строя рулевое управление немецкого крейсера и он уже не мог ускользнуть. В результате скоротечного боя "Mainz" получил ряд попаданий артиллерийскими снарядами и торпедой и, потеряв боеспособность, стал тонуть. В 12:25 крейсер спустил флаг и англичане прекратили огонь по уже небоеспособному кораблю. Британский эсминец "Lurcher" мог спасти около 200 оставшихся в живых. Среди них был сын гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица, обер-лейтенант-цур-зее Вольф фон Тирпиц. Потери среди экипажа — 89 человек убитыми. Британцы спасли 348 человек.

Примерно через 40 минут после прекращения огня, в 14:10 "Mainz" перевернулся и затонул в точке с координатами 53°58′ N 6°42′ E. Позже оставшиеся в живых передали на эскадру линейных крейсеров, которой командовал адмирал сэр Дэвид Битти. Он приветствовал их сигналом: „Я горжусь возможностью приветствовать смелых мужчин на борту моей эскадры“.

10.1909 - 01.1910 фрегаттен-капитан Friedrich Tiesmeyer
01 - 02.1910 фрегаттен-капитан Hans von Abeken
02 - 05.1910 вахтенная команда (ремонт на верфи)
05.1910 фрегаттен-капитан Hans von Abeken
06 - 09.1910 фрегаттен-капитан Wilhelm Timme
09.1910 - 09.1912 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Moritz von Egidy
10.1912 - 01.1913 фрегаттен-капитан Heinrich Retzmann
01 - 06.1913 капитан-лейтенант / корветтен-капитан (ремонт на верфи) Gustav Blockhuis
06 - 11.1913 фрегаттен-капитан Heinrich Retzmann
11.1913 - 08.1914 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm Paschen

 

 

S.M.S. Kolberg

 

"Ersatz Greif" заложен верфью "F. Schichau" в Данциге 15 января 1908 для замены авизо "Greif" (1887), при спуске 14 ноября 1908 получил имя "Kolberg", введен в ВМС Германии 21 июня 1910 и начал проходить испытания, которые дважды прерывались из-за нехватки персонала. Во время испытаний дважды заходил в Кольберг. 14 июня 1911 в Данциге корабль был зачислен на службу, и вошёл в состав разведывательных сил флота.

Кроме обычных манёвров и учений в 1911 корабль был сопровождающим крейсером императорской яхты "Hohenzollern" в том числе в традиционном Северном походе с посещением Бергена и Балестранда. В 1912 он снова был крейсером-конвоиром, 5 марта вышел из Киля через Гибралтар прибыл в Венецию, где 17 марта принял службу и сопровождал императорскую яхту в походе по Средиземному морю. 11 апреля он перешёл из Корфу в Бриндизи, чтобы забрать рейхсканцлера Теобальда фон Бетманна Голльвега для его визита к императору, и затем снова вернул его в Бриндизи. 12 мая крейсер вышел из Генуи в обратный путь через Виго, и 23 мая у Гельголанда присоединился к флоту. С 23 июня по 9 июля "Kolberg" временно служил флагманским кораблём командующему разведывательных кораблей. В июле 1913 он сопровождал яхту императора в обходе немецких территорий в Северном море и в августе в его Северном походе.

К началу Первой мировой войны "Kolberg" принадлежал ко II разведгруппе ФОМ в Северном море. Когда 28 августа 1914 произошёл бой при Гельголанде, крейсер как раз вернулся в Яде из дозора перед устьем Эмса и был послан на поддержку сражающихся немецких соединений и отправившимся туда ранее крейсерам "Danzig" и "Stralsund", которые нашли горящую "Ariadne" и спасли большинство экипажа затонувшего крейсера. "Kolberg" прибыл слишком поздно, чтобы помочь в этом деле и вмешаться в бой, так как британцы уже удалились. В этом бою погибли два однотипных крейсера: "Cöln" и "Mainz". Потери "Kolberg" также довольно долго опасались, так как он прибыл в Вильгельмсхафен не через Эмс, как обычно, а сразу с Гельголанда.

14 октября 1914, "Kolberg" и крейсер-заградитель "Nautilus" вышли в Северное море, чтобы выставить минное поле у Ферт-оф-Форта, но так как сильный радиообмен показывал, что они не остались незамеченными и возможно было скорое появление британских сил, у Доггер-Банки, в 60 милях от британского побережья, они прервали операцию и возвратились в порт.

Первой серьёзной операцией "Kolberg" стал набег на Ярмут со 2 по 4 ноября в составе I и II разведывательной группы: с большими крейсерами "Seydlitz", "Von Der Tann", "Moltke", "Blücher" и малыми "Straßburg", "Graudenz" и "Stralsund" и прикрывал последний при постановке минного заграждения.

15-16 декабря 1914 состоялся второй удар, теперь по Скарборо, Хартлпулу и Уитби. В составе II разведгруппы с тремя другими малыми крейсерами "Kolberg" сопровождал линейные крейсера V разведгруппы Контр-адмирала Франца фон Хиппера. В то время как линейные крейсеры производили бомбардировку городов, "Kolberg" выставил 100 мин у британского побережья. Когда немецкие силы пошли назад, погода стала достаточно плохой и Хиппер приказал другим легким крейсерам идти самостоятельно на соединение с главным флотом, а "Kolberg", из за груза мин, присоединился к линейным крейсерам. Из-за штормовых повреждений после возвращения он должен был идти на верфь.

С 16 января 1915 до 11 февраля 1916, на время пребывания при океанском флоте, "Kolberg" принял дополнительную обязанность флагманского корабля II флотилии миноносцев.

Немногим более, чем через месяц, 24 января 1915 он принял участие в сражении при Доггер-Банке. Сражение началось, когда "Kolberg", принадлежащий ко II разведывательной группе, натолкнулся на первый корабль на противника - британский крейсер "Aurora". Оба корабля открыли огонь, тем самым призывая свои линейные крейсера к действию. "Kolberg" быстро добился двух (по немецким данным 3) попаданий в "Aurora".  При этом сам получил два попадания и потерял 2 человека убитыми. Один из снарядов ударил "Kolberg" ниже ватерлинии, другой поразил корабль выше ватерлинии.

В августе "Kolberg" с другими частями океанского флота (I эскадра, I и II разведгруппы) перешёл в Балтийское море, чтобы поддержать сухопутное наступление в Прибалтике. Ему поручили служить лидером 2-й группы торпедных сил капитана-цур-зее Ресторфа из трех с половиной флотилий миноносцев, с составе сил вторжения в Рижский залив. 10 августа у Утё перед Хангё крейсер вступил в бой с русскими эсминцами, в котором также принял участие "Von Der Tann". 13-14 августа крейсер прибыл к Ирбенскому проливу для обстрела береговых позиций и снова вступил в бой с русским эсминцем и был безуспешно атакован российской подводной лодкой. 21 августа "Kolberg" был отпущен в Северное море.

В феврале 1916 "Kolberg" окончательно перешёл в Балтийское море. Там он сменил малый крейсер "Elbing" в качестве корабля руководителя VI разведывательной группы. 10-11 ноября того же года он прикрывал выход 10-й флотилии германских эскадренных миноносцев. В результате неудачно проведённой операции большая часть кораблей соединения погибла на русском минном заграждении.

С 16 декабря 1916 по 26 апреля 1917 крейсер был модернизирован на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле. Вместо двенадцати 105-мм орудий на корабле было установлено шесть 150-мм, на палубе смонтировали два 500 мм торпедных аппарата и перестроили командирский мостик.

В октябре 1917 года "Kolberg" принимал участие в операции по захвату Моонзундских островов в Балтийском море, принадлежавших Российской империи (Операция "Альбион"). При проведении операции крейсер участвовал в высадке морских десантов на острова Эзель и Муху, являлся флагманским кораблём командующего разведывательными силами в восточном Балтийском море и VI разведгруппой контр-адмирала Альберта Хопмана, в которую также входили "Augsburg" и "Straßburg".

14 октября 1917 в 6:00 эти три корабля покинули Либау, чтобы прикрывать минные постановки в Рижском заливе. В 8:45 на подходе они подверглись обстрелу российским 12-дюймовым береговым орудием и были вынуждены отвернуть, однако бросили якорь у Михайловской банки и минные тральщики начали очищать путь в минных полях.

Два дня спустя, "Straßburg" и "Kolberg" присоединились к дредноутам "König" и "Kronprinz" для зачистки Рижского залива. В последовавшем 17 октября Моонзундском Сражении линкоры разрушили старый русский до-дредноут "Слава" и вынудили до-дредноут "Гражданин" покинуть залив. Позже в тот же день, "Kolberg" вошёл в залив и с 13:35 в течение десяти минут обстреливал российскую береговую батарею в Вои на острове Моон. Русские не ответили огнем, "Kolberg" прекратил стрелять, и в 14:25 со "Straßburg" стал на якорь в Малом Зунде. Хопман высадил десантный отряд из сорока человек чтобы  занять батареи. Они высадились на остров в 15:45 и в 17.30 сообщили, что расчеты батареи ушли. Десантный отряд привёл орудия в непригодность. На следующий день "Kolberg" поддерживал высадку войск армии на Эзель и Моон. 19 октября он вошёл в Моонзунд мимо обломков русского линкора "Слава" и дошёл до до Кессельайда (Шильдау).

Весной 1918 года "Kolberg" участвовал в Финской операции, а летом 1918 был включен в соединение для общего немецко-советского предприятия "замковый камень" (Schlußstein).

На момент окончания Первой мировой войны крейсер находился на базе в Киле. 17 декабря 1918 он был выведен в резерв, и служил кораблём береговой обороны с уменьшенным экипажем.

Согласно условиям Компьенского перемирия вошёл в число боевых кораблей, передаваемых Германией Антанте.  5 ноября 1919 он был исключен, получил репарационное обозначение "W", 28 апреля 1920 года лёгкий крейсер был передан французам в Шербуре и 14 октября 1921 введен в ВМС Франции как крейсер 2-го класса (Croiseur de deuxième classe) "Colmar".

В 1923 году вместе со старым броненосным крейсером "Jules Ferry" "Colmar" совершил переход через Суэцкий канал на Дальний Восток. В сентябре 1924 экипажи двух французских кораблей участвовали в многонациональном десантном отряде приблизительно из 1800 человек, собранном для подавления беспорядков в Шанхае.

Крейсер оставался на французской службе всего лишь несколько лет, 21 июля 1927 был исключен и далее использовался как плавучая казарма. С 1928 по 1929 разделан на металл в арсенале Бреста.

06 - 09.1910 капитан-цур-зее Hans von Abeken
09 - 10.1910 капитан-лейтенант (сокращённый экипаж) Paul Möller
10 - 12.1910 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Max Hahn
04 - 06.1911 корветтен-капитан Alexander Erdmann
06.1911 - 08.1912 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Paul Heinrich
09.1912 - 02.1915 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm Widenmann
03 - 05.1915 капитан-цур-зее Ernst Ewers
05.1915 - 02.1916 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Max Kühne
08 - 09.1915 капитан-лейтенант (и.о.) Erich Dolberg
02.1916 - 10.1918 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Kurt Frank
10.1918 капитан-лейтенант (уменьшенный экипаж) Joachim-Eberhard Piernay
10 - 11.1918 капитан-лейтенант резерва(уменьшенный экипаж) Kurt Hoffmann

 

 

S.M.S. Cöln

 

"Ersatz Schwalbe" заложен верфью "Friedrich Krupp Germaniawerft" в Киле-Гаартене в мае 1908 для замены колониального крейсера "Schwalbe" (1888). При спуске на воду 5 июня 1909 получил имя "Cöln", введен в ВМС Германии 16 июня 1911.

После ввода в строй "Cöln" служил в составе разведывательных сил Флота Открытого моря. Его придали II разведгруппе. Корабль был флагманом контр-адмирала Леберехта Маасса, командующего флотилией эсминцев.

                   

После начала Первой мировой войны в начале августа 1914 ему и нескольким другим крейсерам поставили задачу патрулировать в Гельголандской бухте. Крейсера должны были вести ночное патрулирование в Северное море. Первую такую операцию "Cöln" со "Stuttgart" и I и II флотилиями миноносцев провел ночью 15 августа, без инцидентов.

Утром 28 августа 1914 "Cöln" догрузился углем в Вильгельмсхафене. "Mainz" стоял на якоре в устье Эмса, и "Ariadne" во входе в Везер. Этим трем крейсерам поручили поддержать крейсеры "Stettin", "Frauenlob" и "Hela", которые тем утром были размещены на патрульной линии у Гельголанда. В 07:57 немецкие миноносцы были атакованы Гарвичским соединением крейсеров и эсминцев, и отошли к немецким крейсерам на патрульной линии. В последовавшем сражении "Stettin" атаковал британские силы и был вскоре поддержан "Frauenlob". После получения сообщений о бое, контр-адмирал Франц фон Хиппер, командующий силами разведки, приказал, Маасу развернуть свои крейсера, чтобы поддержать корабли, занятые боем. В 09:30 "Cöln" вышел из порта.

В первой половине дня "Cöln" с лёгким крейсером "Straßburg" вышел из Вильгельмсхафена в район острова Гельголанд и поспешил на помощь "Mainz", который находился под тяжелым огнем нескольких британских крейсеров и линейных крейсеров. Около 13:25 он натолкнулся на соединение британских эсминцев и лёгкий крейсер "Arethusa", повреждённый в результате скоротечного боя с германским крейсером "Mainz". Связанный боем, "Cöln" не заметил приближения соединения из пяти британских линейных крейсеров, подходивших к месту боя скрываясь за завесой тумана.

В 12:37 линейные крейсера открыли огонь по "Cöln". Крейсер сделал поворот на 16 румбов и ответил огнем по линейным крейсерам. Британские корабли повернули влево, чтобы подойти ближе к "Cöln", который в свою очередь так же поменял курс, чтобы быть подальше. Он получил несколько попаданий, одним из них был убит Маас. В 13:56, другой прибывший немецкий крейсер отвлёк британские корабли и позволил получившему тяжёлые повреждения "Cöln" уйти на север и скрыться в тумане.

Приблизительно пятнадцать минут спустя он повернул на юго-восток, чтобы вернуться в порт, и в результате в 13:25 снова оказался под залпами британских линейных крейсеров, "Lion" быстро добился ещё нескольких разрушительных попаданий.

Был дан приказ оставить корабль и матросы начали собираться на палубе чтобы прыгать в воду, но тут разбитый и горящий корабль быстро перевернулся и затонул в точке с координатами 54°13 N, 06°42 E. Оставшиеся в живых ожидали, что британцы поднимут их, но те ушли. Немецкие суда обыскали район три дня спустя и смогли найти только одного оставшегося в живых, старшего кочегара "Ноймана"; остальная часть команды умерла в воде.

Обломки, представляющие подводную опасность, обнаружены в августе 1979 в точке с координатами 54°08'36 N, 06°58'57 E и были перемещены. Некоторые части судна были подняты и теперь экспонируются в Музее Кораблекрушения Куксхафена.

06 - 10.1911 корветтен-капитан Alexander Erdmann
10.1911 - 09.1913 фрегаттен-капитан Hans Zenker
09.1913 - 08.1914 фрегаттен-капитан Hans Meidinger

 

 

S.M.S. Augsburg

 

"Ersatz Sperber" заложен верфью "Kaiserliche Werft" в Киле в августе 1908 для замены колониального крейсера "Sperber" (1889). При спуске на воду 10 июля 1909 получил имя "Augsburg", введен в строй 1 ноября 1910 и приступил к испытаниям, во время которых 17 января 1911 принимал участие в спасательных работах при затонувшей подводной лодке "U.3".

По окончании испытаний с 24 февраля 1911 использовался как опытовое судно Торпедной инспекции, с 1912 по 1913 - как опытовое артиллерийское судно. C этой целью "Augsburg" перестроили на Императорской верфи в Данциге. С июня 1914 он нёс дозорную службу в Балтийском море.

После начала войны крейсер был отправлен в Балтийское море, где 2 августа 1914 выставил минное поле у российской гавани Либава, в то время как "Magdeburg" обстрелял порт. Минное поле, выставленное "Augsburg", было плохо отмечено и мешало немецким операциям больше чем российские силы. На обратном пути в Киль, 5 и 6 августа "Augsburg" задержался для патрулирования на сторожевой линии у плавучего маяка Гьедсеррифф. Позже "Augsburg" провёл серию бомбардировок российских позиций, в т.ч. маяков у входа в Финский залив и войска в Паланге 9-13 августа.

17 августа "Augsburg" с отрядом прикрывал минный заградитель "Deutschland" при минной постановке в Финском заливе. При этом корабли встретились с парой мощных российских броненосных крейсеров, "Адмиралом Макаровым" и "Громобоем". Российский командующий, из за ошибочного предположения, что присутствовали немецкие броненосные крейсера, не атаковал, и противники разошлись.

В следующей операции, разведке российских сил во входе в Финский залив на крейсере нёс флаг новый командующий, контр-адмирал Беринг. В состав отряда вошли также "Magdeburg" и 2 миноносца. В 1:30 ночи 26 августа адмирал получил радиосообщение с "Magdeburg", что тот сел на мель у Оденсхольма, (позже был взорван экипажем), но продолжил операцию с "U-3". Успеха корабли так и не добились и 29 августа в 6 часов утра "Augsburg" вернулся на базу в Нойфарвассер.

2 сентября 1914 при проведении разведки до линии Готска Сандо - Дагерорт "Augsburg" встретил русские крейсера, но держался от них на большом расстоянии и избегал боя. В сентябре легкие силы на Балтике были укреплены IV линейной эскадрой, состоящей из старых линкоров типа "Braunschweig" и "Wittelsbach" и большого крейсера "Blücher".

С 3 сентября объединенные немецкие силы начали траление в Балтике. Во время операции "Augsburg" обнаружил российские крейсера "Паллада" и "Баян". Он попытался заманить их под орудия "Blücher", но русские отказались взять приманку и ушли.

7 сентября 1914 г. "Augsburg" и миноносец "V.25" зашли в Ботнический залив и у Раумё потопили российский пароход "Улеаборг". После ремонта, 17-16 сентября "Augsburg" ходил в Пиллау и к Мемелю. 20-26 сентября крейсер осуществлял дальнее прикрытие имитации высадки десанта у Виндавы. 8-14 октября был флагманским кораблём Беринга в операции подводных лодок в Финском заливе, приведшей к потоплению русского крейсера "Паллада", а 24-30 октября, теперь уже рядовым кораблём отряда, участвовал в повторной операции подводных лодок в Финском заливе, на этот раз без успеха.

Когда, по пути для обстрела русской базы в Либаве, утром 17 ноября 1914 большой крейсер "Friedrich Саrl" подорвался на 2 минах примерно в 30 милях от Мемеля и затонул, "Augsburg" принял оставшийся в живых экипаж. По пути к Мемелю для высадки спасённых, прямо по курсу подорвалась на мине крупное судно, и если-бы не этот несчастный случай, крейсер скорее всего сам оказался-бы на этом минном заграждении. 6 декабря 1914 с отрядом крейсер встречал минный заградитель "Deutschland" после минирования финских портов в Ботническом заливе. 15-18 декабря 1914 участвовал в разведывательном походе к Аландам. Провёл рекогносцировку входов в Мариехамн и фьорд Фёглё. 27-30 декабря сопровождал 5-ю эскадру броненосцев в демонстрационном выходе к берегам Швеции, а 6-9 января 1915 участвовал в набеге на русский наблюдательный пост Утэ.

Ночью 24-25 января 1915 при возвращении из похода в северную Балтику, "Augsburg" подорвался на русской мине у Борнхольма и потерял 8 человек убитыми. Корабль дошёл до Штеттина, частично своим ходом, частично на буксире миноносцев, и прошёл там временный ремонт. После основательного ремонта на "Blohm & Voss" в Гамбурге, "Augsburg" был снова готов к службе в апреле 1915.

Немецкая армия запланировала захватить Либаву для отвлечения русских войск от главного Австро-немецкого удара в Горлице-Тарнове. Они запросили поддержку флота, и флот послал соединение, включающее корабль береговой обороны "Beowulf", три больших крейсера, три малых крейсера, включая "Augsburg" и большое количество миноносцев и тральщиков. Кроме того из Северного моря прибыла IV разведгруппа из четырех малых крейсеров и двадцати одного миноносца. Немецкая армия захватила Либаву в мае 1915, и впоследствии она была превращена в базу немецкого флота. Позже в этом месяце "Augsburg" и "Lübeck" были посланы выставить минное поле у входа в Финский залив. Атака подводной лодки на крейсер "Thetis" побудила немецкое военно-морское командование отменить операцию.

3-6 июня 1915 крейсер прикрывал минную постановку в Рижском заливе, 20-26 июня постановку на подходах к Утэ, а 28 июня он был атакован российской подводной лодкой "Окунь". Она выпустила две торпеды, но обе прошли мимо.

1 июля, "Augsburg", "Roon", "Lübeck" и семь миноносцев сопровождали крейсер-заградитель "Albatross" при минной постановке у Богскара. "Augsburg" служил флагманом Иоганнеса фон Карпфа, командующего операцией. После окончания установки минного поля Карпф послал в штаб телеграмму, что он выполнил задачу и возвращался в порт. Это сообщение было перехвачено русскими, позволив им перехватить немцев. Четыре российских броненосных крейсера, с мощным крейсером "Рюрик" во главе, попытались заманить немецкое подразделение в засаду. Карф рассеял своё соединение прежде, чем столкнулся с русскими: "Augsburg", "Albatross" и три миноносца направились к Риксхёфту, остальные пошли в Либаву. Вскоре после 06:30 2 июня наблюдатели на "Augsburg" заметили российскую эскадру. Карпф приказал более медленному "Albatross" искать убежище в шведских нейтральных водах, в то время как "Augsburg" и миноносцы использовали их высокую скорость, чтобы избежать встречи с русскими. В последовавшем сражении "Albatross" был тяжело поврежден и выбросился на берег в шведских водах. Русские повернули, чтобы атаковать остальные немецкие корабли, но недостаток боеприпасов вынудил их прервать операцию.

1-2 августа 1915 г. "Augsburg" участвовал в рейде в район между Либавой и Готландом, а затем - в сражении в Рижском заливе. Он участвовал во втором нападении 16 августа, во главе с дредноутами "Nassau" и "Posen". Ночью 19 августа "Augsburg" столкнулся с парой российских канонерских лодок - "Сивуч" и "Кореец". Вместе с "Posen" они потопили "Сивуч", "Корейцу" удалось уйти. Российские надводные силы к этому времени ушли к Моонзунду, а угроза российских субмарин и мин в заливе побудила немцев отступить. 13 октября неизвестная субмарина выпустила торпеду по "Augsburg", но промахнулась.

В течение следующих нескольких месяцев корабль участвовал в набегах и минных постановках с крейсером "Straßburg" и минзагами "Rügen" и "Deutschland". В июле 1916 в одной такой операции в рижском заливе корабль коснулся грунта, после чего должен был идти в Киль на Императорскую верфь для ремонта.

     

В ходе ремонта и модернизации 105-мм орудия заменили на 6 пушек калибра 150-мм и перестроили мостик. В апреле 1917 "Augsburg" снова был готов к службе и дальше использовался в Балтийском море.

В ноябре 1917 "Augsburg" участвовал в новом нападении на Рижский залив, операции "Альбион". Он вошёл в VI разведгруппу наряду с "Straßburg" и "Kolberg". 14 октября 1917 в 6:00 эти три корабля покинули Либаву, чтобы прикрывать минные постановки в Рижском заливе. На подходе они подверглись обстрелу российским 12-дюймовым береговым орудием и были временно вынуждены отвернуть. В 08:45 они бросили якорь у Михайловской банки и тральщики начали очищать путь в минных полях. Два дня спустя "Augsburg" присоединился к дредноутам "König" и "Kronprinz" для зачистки Рижского залива. В то время как линкоры подавляли российские военно-морские силы, крейсер получил задание прикрывать занятие Аресунда.

После перемирия с Россией в январе 1918 "Augsburg" передали инспекции подводного плавания. 20 июля 1918 он заменил крейсер "Stettin" в качестве корабля руководителя минно-тральных сил. Теперь он стоял на якоре в Куксхафене, где и был выведен из эксплуатации 17 декабря 1918.

Согласно условиям Перемирия, "Augsburg" и остальная часть немецкого флота, не интернированного в Скапа-Флоу, должны были быть возвращены в главные немецкие порты и разоружены. В последующем Версальском мирном договоре, который формально закончил конфликт, "Augsburg" был причислен к военным кораблям, которые должны быть переданы Антанте в счёт репараций, исключен 5 ноября 1919, и получил репарационное обозначение "Y". 3 сентября 1920 передан Японии, которая в 1922 сдала его на слом в Дордрехте.

11.1910 - 03.1911 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Ernst-Oldwig von Natzmer
03 - 09.1911 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Johannes von Karpf
10.1911 - 07.1912 фрегаттен-капитан Heinrich Rohardt
07 - 08.1912 фрегаттен-капитан Victor Reclam
10.1912 - 10.1914 фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Andreas Fischer
10.1914 - 01.1917 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Johannes Horn
01 - 07.1917 корветтен-капитан / фрегаттен-капитан Siegfried Westerkamp
07.1917 - 03.1918 фрегаттен-капитан Max Lutter
03 - 05.1918 фрегаттен-капитан Fritz Müller-Palm
05 - 07.1918 фрегаттен-капитан Eduard Bartels
07 - 09.1918 капитан-лейтенант (и.о.) Max Greus
09 - 12.1918 корветтен-капитан Bernhard Bobsien

 

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

       
           
                         

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Koehler, Herford
3 Gerhard Koop, Klaus-Peter Schmolke: Kleine Kreuzer 1903–1918, Bremen bis Cöln-Klasse. Band 12 aus Schiffsklassen und Schiffstypen der deutschen Marine. Bernard & Graefe, München 2004
4 Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на английском
5 Conway's All The World's Fighting Ships 1906-1921 / Editor Randal Gray. — Conway Maritime Press Ltd, 1985.
6 Gardiner, Robert; Gray, Randal, eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1906–1922. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1984.
7 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis, MD: Naval Institute Press, 1995.
8 Staff, Gary. Battle for the Baltic Islands. Barnsley, South Yorkshire: Pen & Sword Maritime, 2008.
9 Scheer, Reinhard. Germany's High Seas Fleet in the World War. London: Cassell and Company, 1920.
на русском
10 Больных А. Г. Морские битвы Первой мировой: Схватка гигантов.
11 Рейнхард Шеер. Германский флот в Мировую войну. М, 1940.
12 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
13 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
14 Кофман В. - Скромные, но опасные // журнал "Моделист-конструктор".-2009.-№3.
15 Смирнов В., Смирнов Г. - Судьба немецких "городов" // журнал "Моделист-конструктор".-1980.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 07.06.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1909-1918
Флот республики Франция (Marine Nationale) 1921-1927
Cöln
"Cöln" в Нойфарвассере у Данцига.
Cöln
"Cöln" в Нойфарвассере у Данцига.
Cöln
"Cöln" в Нойфарвассере у Данцига.
Cöln
"Cöln"
Augsburg
"Augsburg" обстреливает Либаву.
Весьма оригинальный рисунок с просто фантастическим видом крейсера.
Mainz
"Mainz"
Mainz
"Mainz"
Kolberg
"Kolberg", "Hohenzollern" и французский крейсер в Бергене, 1911 г.
Mainz
Разбитый "Mainz". Снято с британского крейсера.
Кольберг (нем. Kolberg - угольная гора, польск. Kołobrzeg) — на тот момент - город в Германии, на реке Парсента, близ её впадения в Балтийское море. Ныне польский Колобжег. Возник из славянской крепости. Существовал и был центром епархии во времена древнепольского государства. В 1284 г. принят в ганзейский союз; с тех пор до 1945 входил в германские государства.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Augsburg
Модель "Augsburg" после модернизации.
Augsburg
Модель "Augsburg" после модернизации.
Augsburg
Модель "Augsburg" после модернизации.
Augsburg
Модель "Augsburg" после модернизации.
Augsburg
Модель "Augsburg" после модернизации.
Mainz
Модель "Mainz" в первоначальном виде.
Augsburg
Модель "Augsburg" после модернизации.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Модель "Kolberg" в первоначальном виде.
Mainz
Памятник крейсеру "Mainz" в Майнце.
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика.
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика.
Augsburg
"Augsburg" поле модернизации.
Augsburg
"Augsburg" обстреливает русские береговые позиции на Балтике. Рисунок.
Augsburg
"Augsburg" обстреливает русские береговые позиции на Балтике. Рисунок.
Augsburg
"Augsburg" в бою с русскими крейсерами. Рисунок.
Augsburg
"Augsburg" обстреливает русские береговые позиции на Балтике. Рисунок.
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика
Augsburg
Пробоина, полученная "Augsburg" в перестрелке с русскими крейсерами.
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика
Augsburg
"Augsburg" у Либавы. Рисунок.
Augsburg
"Augsburg" в Кильском канале после перестройки мостика
Augsburg
"Augsburg" обстреливает русские береговые позиции на Балтике. Рисунок.
Augsburg
"Augsburg" после перестройки мостика
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Augsburg
"Augsburg" в первоначальном виде.
Аугсбург (нем. Augsburg, бав. Augschburg) - город на юго-западе Баварии, считается наиболее древним городом Германии после Трира, является столицей Швабии. Основан как военный лагерь Друзом и Тиберием по приказу императора Августа в 15 году до н. э.
Cöln
Обломки шлюпки с "Cöln".
Cöln
Обломки шлюпки с "Cöln" в Музее Кораблекрушения Куксхафена.
Mainz
Схема боя "Mainz".
Cöln
"Cöln" после перестройки мостика.
Cöln
"Cöln" после перестройки мостика.
Cöln
"Cöln", снят с миноносца.
Cöln
"Cöln" после перестройки мостика.
Cöln
"Cöln" после перестройки мостика.
Cöln
"Cöln"
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде в Кильском канале.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде в Кильском канале.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Cöln
"Cöln" в первоначальном виде.
Кёльн (нем. Köln, рип. Kölle, лат. Colonia Claudia Ara Agrippinensium, англ., фр. Cologne) - один из старейших городов Германии, в земле Северный Рейн — Вестфалия, который играл значительную роль в истории Европы на протяжении всего своего существования, начиная с Римской эпохи.
Colmar
"Colmar"
Colmar
"Colmar" в Шанхае, ок. 1924 г.
Colmar
"Colmar"
Colmar
"Colmar" в 1922 г.
Kolberg
"Kolberg", высадка десанта на остров Эзель.
Kolberg
"Kolberg" после перестройки мостика.
Kolberg
"Kolberg" после перестройки мостика.
Kolberg
"Kolberg" в Кильском канале после перестройки мостика.
Kolberg
"Kolberg" в Кильском канале после перестройки мостика.
Kolberg
"Kolberg" в Бальхольме, 1914 г.
Kolberg
"Kolberg" в Кильском канале после перестройки мостика.
Kolberg
Погрузка угля на "Kolberg".
Kolberg
"Kolberg" после перестройки мостика.
Kolberg
"Kolberg".
Kolberg
"Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
"Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
"Kolberg" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" тонет, британский эсминец "Lurcher" подбирает спасшихся.
Mainz
Гибель "Mainz". Снято с британского крейсера.
Mainz
Гибель "Mainz". Рисунок
Mainz
Матросы "Mainz" отмечают рождество 1913 г.
Mainz
"Mainz" после перестройки мостика.
Mainz
"Mainz" в Кильском канале после перестройки мостика.
Mainz
"Mainz" после перестройки мостика.
Mainz
"Mainz" после перестройки мостика.
Mainz
"Mainz" в Норвегии в августе 1914 г.
Mainz
"Mainz" и "Moltke" в Норвегии в августе 1914 г.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Майнц (нем. Mainz, лат. Mogontiacum) — город на Рейне в Германии, столица земли Рейнланд-Пфальц. Своё начало город берёт 2000 лет назад (13 год до н.э) с возникновения римского лагеря на Кестрихе. Тогдашнее название "Могонтиациум" имеет кельтские корни и связано с именем древнекельтского бога Могона.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде.
Mainz
"Mainz" в первоначальном виде, рисунок.
Mainz
Спуск "Mainz" на воду.
Mainz
Спуск "Mainz" на воду.
Augsburg
"Augsburg" с перестроенным мостиком.
Augsburg
"Augsburg" после модернизации.
Augsburg
"Augsburg" после модернизации.
Augsburg
"Augsburg" после модернизации.
Augsburg
"Augsburg" после модернизации.
Augsburg
Продольный разрез и планы палуб "Augsburg" после модернизации.
Kolberg
Конструкция штевней и рулевого устройства "Kolberg"
Kolberg
Схема размещения вооружения на "Kolberg".
Lübeck
Поперечные сечения "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
Продольный разрез и планы палуб "Kolberg" в первоначальном виде.
Kolberg
"Kolberg" в первоначальном виде.
Следующая страница - германские малые (лёгкие) крейсера типа "Magdeburg"
Предыдущая страница - германское малые (бронепалубные) крейсера типа "Dresden"