Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Операция в Рижском заливе 3-6 июня 1915 г.

 

 

С 3 по 6 июня 1915 была проведена так называемая «первая Рижская операция», которая предполагала рейд в Рижский залив, что-бы закупорить минами южный выход из Моонзунда и бомбардировать с воздуха Ригу и Усть-Двинск. Для прикрытия группы прорыва (крейсер Thetis, гидроавиатранспорт Glyndwr, пять миноносцев и семь тральщиков) 3 июня у выхода из Финского залива развернулись крейсера Augsburg и Lübeck, а на линии Готска-Сандэ-Дагерорт - Prinz Adalbert, Prinz Heinrich и Roon.

По пути у Виндавы подорвалась на мине и получила сильные повреждения плавучая база гидросамолетов "Glyndwr", поэтому планы воздушных налётов пришлось отменить.

5 июня Thetis в сопровождении миноносцев был отправлен к побережью шведского острова Готланд для пополнения запасов топлива с транспорта Dora Hugo Stinnes-12. В 17:30, когда миноносцы S-148 и S-139 завершили погрузку угля и отваливали от борта угольщика, а Thetis только начал подходить к пароходу, крейсер был обнаружен британской ПЛ "Е-9", командир которой Макс Хортон решил атаковать сразу 3 корабля: ЭМ, КР и ТР. Было выпущено 3 торпеды. Торпеда, выпущенная в Thetis, пошла неправильно, выскакивала из воды и, в конце концов, начала описывать кривую. Германскому крейсеру пришлось дважды уклоняться, и мина прошла под самой его кормой. Угольщику и миноносцам повезло меньше. Первая торпеда попала в корму транспорта, вторая — в нос отходившего от него миноносца S-148. Thetis, а затем и S-130 с S-139 энергично обстреляли предполагаемое место лодки, но она уже ушла на глубину.

3000-тонный пароход Dora Hugo Stinnes-12 затонул через полтора часа, всю команду, за исключением двух человек, удалось спасти. S-148, экипаж которого имел одного убитого и двух раненых, получил сильный дифферент на нос из-за затопления трех носовых отсеков. Перегрузкой тяжестей в корму удалось погрузить в воду винты, и миноносец смог самостоятельно идти задним ходом. Однако загнутая взрывом носовая часть корпуса действовала как положенный руль, поэтому скорость корабля не превышала 3 узлов. S-139 взял своего подбитого собрата на буксир и привел в базу. Корабль отремонтировали, он дожил до конца войны и даже успел послужить во флоте Веймарской республики.

Потеря парохода-угольщика и тяжелое повреждение миноносца окончательно убедили А. фон Гопмана в необходимости свернуть операцию, и немецкие корабли, за исключением Augsburg и Lübeck, прикрывавших отход S-148, возвратились в Нойфарвассер.

 

отряд заграждения


5 миноносцев, в т. ч.


7 тральщиков

отряд прикрытия
Prinz Adalbert (флагман)


+ миноносцы, в т. ч.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
по материалам этого сайта
+
Козлов Д. - Британские субмарины на Балтике // журнал "Флотомастер".-2001.-№6.


последнее обновление: 05.02.2021