ОглавлениеМиноносцы → Мореходные типа "S-120"

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Мореходные миноносцы (Großetorpedoboote, Hochseetorpedoboote) типа

 S-120 


Германия, 1904-1905 гг. 12 ед. (проект верфи "Schichau", по программам 1903/1904 годов)
после войны (1919) 5 ед. использовались как тральщики

 

*
S-120...131
*

ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
обозн. 27.09.1916 верфь-строитель закладка / спуск / в строю примечания
1 S-120 T-120 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 718 1903 4 фл. / 8 п/фл., к началу в-ны в резерве с 08.1914 8 фл. / 16 п/фл. с нач. 09.1914 в балтийской фл. (позже 10 фл. / флагман 19 п/фл.) с 24.10.1914 4 фл. / 7 п/фл. с лета 1915 в портовой флотилии Эльбы, Кукскафен, к 05.1916 то-же с 06.1916 в портовой флотилии Гельголанда с 1916 тендер при минно-испытательной комиссии 22.03.1921 исключён, 28.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 210 тыс. М.
10.02.1904
7.05.1904
2 S-121 T-121 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 719 1903 4 фл. / 8 п/фл., к началу в-ны в резерве с 08.1914 8 фл. / 15 п/фл. с 09.1914 10 фл. / 19 п/фл., к 10.1914 не числился с 24.10.1914 4 фл. / 7 п/фл. с 1915 в 11 (учебной) фл., к 05.1916 то-же после 1916 тендер при школе подводного плавания 27.06.1919 тральщик в II./4. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 200 тыс. М.
3.03.1904
17.06.1904
3 S-122 T-122 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 720 1903 к началу в-ны в резерве с 14.08.1914 флагман 1-й полуфлотилии ПЛ с 24.10.1914 4 фл. / 7 п/фл. с 1915 в 11 (учебной) фл., к 05.1916 то-же с 22.02.1918 в 1 эск. фл., 2 п/фл. 5.10.1918 погиб на мине в Северном море
23.04.1904
5.08.1904
4 S-123 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 721 1903 к началу в-ны в резерве с нач. 09.1914 в балтийской фл., к 10.1914 не числился с 24.10.1914 4 фл. / 7 п/фл. с 1915 команда уничтожения обломков 1.05.1916 погиб на мине в Северном море
25.06.1904
23.08.1904
5 S-124 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 722 1903 к началу в-ны в резерве с кон. 08.1914 балтийской фл., к 10.1914 не числился с 24.10.1914 4 фл. / 7 п/фл. 30.11.1914 погиб в столкновении в Балтийском море, в 1915 поднят и разобран
3.08.1904
8.10.1904
6 S-125 T-125 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 723 1903 к началу в-ны в резерве с нач. 09.1914 балтийской фл., к 10.1914 не числился к 05.1916 тендер при учебной фл. ПЛ 06.1916 в портовой флотилии Гельголанда с 22.02.1918 в 1 эскортной фл., 1 п/фл., к 09.1918 во 2 эск. фл., лидер 7-й п/фл. 26.10.1920 исключён, 13.05.1921 продан на слом в Гамбурге-Моорбурге за 215 тыс. М.
19.05.1904
4.04.1905
7 S-126 T-126 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 737 1904 4 фл. / 8 п/фл., 17.11.1905 погиб в столкновении, поднят, вошёл в строй в 1908 г., к началу в-ны в резерве с 08.1914 8 фл. / 15 п/фл. с осени 1914 4 фл. / 8 п/фл. к нач. 1915 10 фл. / 19 п/фл. с 05.1915 в 11 (учебной) фл., 2-й п/фл., до конца войны 27.06.1919 тральщик в II./4. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 200 тыс. М.
26.11.1904
30.04.1905
8 S-127 T-127 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 738 1904 к началу в-ны в ремонте для 8 фл. 08.1914 врем. придан балтийской фл. с 10.1914 в 10 фл. / 19 п/фл. с 05.1916 в патрульной фл. Северного моря, флагман 1 п/фл. с 22.02.1918 в 1 эск. фл., 1 п/фл., к 09.1811 2 п/фл. 27.06.1919 тральщик в II./4. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 28.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 210 тыс. М
12.01.1905
7.06.1905
9 S-128 T-128 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 739 1904 4 фл. / 8 п/фл., к началу в-ны в резерве с 08.1914 8 фл. / 15 п/фл. с осени 1914 4 фл. / 8 п/фл. к нач. 1915 10 фл. / 19 п/фл. с 06.1916 в патрульной фл. Северного моря, флагман 2 п/фл. с 22.02.1918 в 1 эск. фл., 3 п/фл., к 09.1918 во 2 п/фл. 27.06.1919 тральщик в II./4. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 13.06.1921 продан на слом в Киле за 200 тыс. М.
25.02.1905
8.07.1905
10 S-129 --- <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 740 1904 к началу в-ны в резерве с осени 1914 4 фл. / 8 п/фл. к нач. 1915 10 фл. / 19 п/фл. 5.11.1915 погиб в крушении в Северном море
4.03.1905
10.08.1905
11 S-130 T-130 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 741 1904 4 фл. / 8 п/фл., к началу в-ны в резерве с 08.1914 8 фл. / 15 п/фл., к 10.1914 то-же с осени 1914 4 фл. / 8 п/фл. к нач. 1915 10 фл. / 19 п/фл. с 1915 тендер при артшколе, к 05.1916 то-же с ос. 1917 флагман 2. п/фл. ПЛО затем тендер при соединении подводных крейсеров 22.03.1921 исключён, 28.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 210 тыс. М.
27.04.1905
17.09.1905
12 S-131 T-131 <F. Schichau> Эльбинг, стр. № 742 1904 4 фл. / 8 п/фл., к началу в-ны в резерве с 08.1914 8 фл. / 15 п/фл., к 10.1914 то-же с осени 1914 4 фл. / 8 п/фл. к нач. 1915 10 фл. / 19 п/фл. с 1915 в 11-й (учебной) фл. с 05.1916 в порт. фл. Яде-Везер с 22.02.1918 в 1 эск. фл., 2 п/фл. 1.07.1919 тральщик в IV./7. балтийской полуфлотилии, 22.03.1921 исключён, 28.05.1921 продан на слом в Вильгельмсхафене за 210 тыс. М.
25.05.1905
6.10.1905
ТТХ
  S.120-124 S.125 S.126-131
Водоизмещение нормальное 391 т 355 т 371 т
полное 468 т 454 т 482 т
Размерения длина КВЛ 64,2 м
полная 64,7 м
ширина 7,0 м
осадка носом 2,33 м 2,31 м 2,40 м
кормой 2,63 м 3,17 м 2,76 м
высота борта 3,38 - 3,43 м (*для всех миноносцев I поколения)
Энергетическая установка состав и тип 2 (на "S.125": 3) вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м 3х3-лопастных гребных винта Ø 1,40 м 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,25 м
2 (на "S.125": 1) МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения 2 турбины системы Parsons 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
3 КО 3 военно-морских ПК (на "S.124": Normand) (15,5 атм., 1164 м², с 1913: 1106 м²)
15,5 атм., 1100 м² 16 атм., 1100 м²
проектная мощность 6400 л.с. 6600 л.с. 6400 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 27,5 уз. 28 уз. 28 уз.
на испытаниях 27,5 уз. при 294 об/мин. 27,7 уз. при 786 об/мин. 28,0 уз. при 297 об/мин., 6497 л.с.
запас топлива 115 т. угля 93 т. угля 117 т. угля
дальность плавания 17 узлов 1500 миль ? 1080 миль
24 узла ? ? 275 миль
Экипаж 61 чел. (2 офицера, 59 матросов), на флагманском + 15 чел. (4 офицера, 11 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 11 отсеков, подводная часть оцинкованная
электроснабжение 1-2 динамо-машины, 4-8 кВт, 67-110 В (*для всех миноносцев I поколения)
управление 1 руль в корме, 1 руль в носовой части
плавсредства 1 катер, 1 шлюпка
стоимость за шт. 979 тыс. - 994 тыс. М 1 млн. 270 тыс. М 1 млн. 49 тыс. - 1 млн. 77 тыс. М
ВООРУЖЕНИЕ
штат позже
S.120-123, 126-128, 131 S.130
3 - 50 мм/40 [252 снаряда] 1 - 88 мм/30 2 - 88 мм/45
2 - 50 мм/40
3 ТА - 450 мм (палубные) [5 торпед]

 

 

S-123
Миноносцы четвёртой серии мореходных миноносцев Schichau (6 ед., S.120-125), конструктивно были аналогичны типу S-114, но получили вместо английских отечественные котлы (S.124 - французские котлы Normand) и более мощные машины, а последний в экспериментальных целях турбины, став первым германским турбинным миноносцем. Также был несколько увеличен запас топлива. Эти изменения потребовали увеличения длины на 1,5 метра. Также, на новых кораблях не устанавливали, как на предшественниках, минные рельсы, но форму кормы сохранили. Турбинный S-125 отличался "3-гранной" кормой.

Корабли пятой серии мореходных миноносцев Schichau (6 ед., S.126-131) практически полностью повторяли предшественников, отличались лишь новыми котлами и некоторой перепланировкой помещений. Характерным внешним отличием этих двух серий был своеобразный объёмный волнолом на полубаке. Мореходные качества допускали применение оружия до силы ветра в 7-8 баллов.

S-131
Сперва на миноносцах первой серии был открытый мостик с маленькой фонарной мачтой по переднему краю. Позже установили прожектор, в качестве площадки для которого соорудили цилиндрическую рубку.

Позже на S.120-123, 126-128, 131 кормовые 50 мм пушки заменили на 88 мм, а на S.130 всю артиллерию заменили на две 88 мм "длинные" пушки.

S-125
Схемы окраски:
S-126

Принята 14 декабря 1898 г.

чёрный - всё

 

Принята 4 декабря 1916 г.

1916-1918 тёмно-серая - всё
1918-1919 тёмно-коричнево-оливковая - всё
Ближе к концу войны использовались варианты камуфляжа.

 

Новые миноносцы были распределены по двум флотилиям. Половина из них составили 8-ю полуфлотилию в 4-й флотилии.

17 ноября 1905 г. S-126 из 4-й флотилии на выходе их Кильской бухты (53°30'N/10°20'O) был разрезан пополам форштевнем малого крейсера Undine, при этом погибли 33 человека. Переднюю половину подняли 8 мая, заднюю 18-20 мая 1906, и после ремонта корабль вновь вошёл в строй в 1908 г.

S-126
S-130
К началу войны миноносцы находились в резерве. В августе 1914 большинство были выведены из резерва, пять из них (S-121, S-126, S-128, S-130, S-131) образовали 15-ю полуфлотилию во вновь созданной 8-й флотилии, S-120 вошёл в 16-ю полуфлотилию, S-122 с 14 августа стал флагманом 1-й полуфлотилии ПЛ. Проходивший в это время ремонт в Киле S-127 был придан дивизии береговой охраны в Балтийском море, 5 августа в 7:45 выставил небольшой минный барьер (12 мин) на линии Ассенс-Шорнштейн-Аарё-Нордбаке на фарватере на южном выходе из Малого Бельта и остался там патрулировать. В конце августа вывели из резерва последний, S-124, его командиром стал переведённый с выведенного со службы T-102 капитан-лейтенант Вильгельм Ребенсбург и 1 сентября он присоединился к кораблям сил Балтийского моря, патрулирующим у Готланда.
S-128

S-128
S-130
Не представляющие особой боевой ценности устаревшие корабли кочевали из флотилии во флотилию, после 8 сентября S-120, S-123, S-124 и S-125 служили в 19-й полуфлотилии балтийской полуфлотилии под командованием капитана-лейтенанта графа фон дер Реке-Фольмерштейн (Graf v. der Recke-Volmerstein). Прикрывали выходы из Балтийских проливов, как правило, стояли к востоку от Мёна, в течение дня меняя курс вверх и вниз; ночью линия застав продвигалась к Зунду на параллель Гюльденлёвес-Флах между 12°30' сев. широты. и 13° вост. долготы.

12-16 сентября S-124 прикрывал крейсер Amazone при поддержке наступающих войск в Мемеле, а 24-26 сентября 1914 S 121, S 123 и S 125 участвовали в дозоре в Балтийских проливах при ложной тревоге, когда готовились встречать якобы прорывающиеся в Балтику британские силы.

S-131
С S-127, всё ещё находящимся в составе дивизии береговой охраны, 14 октября 1914 возле буя в Киле "заметили" подводную лодку, что было фактически невозможно, но в тот напряжённый период в это верили. 7-21 октября 1914 г. 19-я полуфлотилия (S.120-121, 123-125) была задействована в противолодочном патруле в Балтийских проливах, неся дозор у южного выхода из Зунда, что-бы предотвратить прорыв британских лодок на Балтику. C 19 октября в этой операции участвовал и S-131, временно прикомандированный к 8-й флотилии.

S-120
S-120
24 октября 1914 из миноносцев 19-й полуфлотилии S-120, S-121, S-123, S-124 и по видимому S-126, S-128 и S-130 (принадлежность не известна, уже выведены из состава 15-й полуфлотилии) заново сформировали IV флотилию миноносцев, добавив к ним однотипные S-122 (быв. флагман ПЛ), S-127 (из балт. сторожевой флотилии), S-129 (из резерва) и S-131 (из 15-й полуфлотилии, собрав таким образом почти все миноносцы этого типа, кроме S-125, который оставался в балт. сторожевой флотилии.

S-123
23 ноября 1914 в 1:20 ночи S-124 старшего лейтенанта-цур-зее Мецгера (Metzger) из 7-й полуфлотилии столкнулся в Балтийском море с датским п/х "Anglodane" и получил настолько сильные повреждения, что несмотря на установку импровизированных пластырей и все попытки привести его в Варнемюнде с помощью буксиров верфи, 30 ноября из-за сильного волнения затонул у побережья Мекленбурга, недалеко от Вустрова (54°22'N/12°11'O), при этом 1 человек погиб. В 1915 корабль был поднят и разобран.

S-126
S-130
22-25 января 1915 S-129, командир - старший лейтенант-цур-зее Фетт (Fett) и S-131, командир - старший лейтенант-цур-зее Кюффнер (Küffner), были временно приписаны к 20-й полуфлотилии и участвовали в неудачном походе к Либаве в качестве тральщиков.

В 1915 году устаревшие корабли стали выводить из боевой линии во вспомогательные службы. S-121, S-122, S-126 и S-131 перешли в 11-ю, учебную флотилию миноносцев, S-120 передали портовой флотилии Кукскафена, S-123 - команде по очистке фарватеров от обломков кораблекрушений, а S-130 артшколе, при этом перед передачей он ещё успел принять участие в операции в Рижском заливе 16-19 августа 1915 г. и в минировании на подходах к Утэ 20-26 июня.

S-128
5 ноября 1915 в крушении у острова Шархёрн на побережье Северного моря (53°59'N/08°21'O) погиб S-129 из 19-й полуфлотилии, обошлось без жертв.

1 мая 1916 в 20:40 на выходном фарватере у Листа-Зюлта в Северном море (55°04'N/08°23'O) погиб на мине S-123, 23 убитых. К этому времени S-131 уже был в составе портового дивизиона Яде/Везер.

Оставшимся девяти миноносцам 27 сентября 1916 г. поменяли индексы на "Т". К этому времени они служили патрульными и учебными кораблями: T-127 и T-128 некоторое время входили в патрульную флотилию Северного моря, затем их перевели в эскортную флотилию, в которую также вошли T-122, T-125 и T-131. T-130 стал флагманом 2-й поисковой полуфлотилии на Балтике, два входили в учебную флотилию, а ещё два использовались, как тендеры для учебных целей.

Перевооружённый на 88-мм пушки T-130 участвовал в Моонзундской операции, возглавляя 2-ю поисковую полуфлотилию (капитан-лейтенант морского ополчения Вален). 2 октября 1917 г., прикрывая тральщики у Соэлозунда, он вступил в перестрелку с русскими эсминцами "Генерал Кондратенко" и "Пограничник", окончившуюся безрезультатно для обоих сторон. После окончания операции флотилию расформировали, а T-130 передали соединению подводных крейсеров в качестве тендера.

Перед самым окончанием войны, 5 октября 1918 в 7:00 эскортный T-122 подорвался на мине в Северном море (54°40'N/05°57'O) и затонул, погибли 12 человек.

Все 8 оставшихся после войны миноносцев участвовали в послевоенном тралении, после чего 26 октября 1920 был списан T-125, а 22 марта 1921 года - семь остальных. Все они были вскоре разобраны на металл: 13 мая 1921 T-125 продали в Гамбурге-Моорбурге (за 215 тыс. М.), 28 мая 1921 T-120, T-127, T-130 и T-131 в Вильгельмсхафене (каждый за 210 тыс. М.), а 13 июня 1921 T-121, T-126 и T-128 в Киле (каждый за 200 тыс. М.).

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
2 Herausgegeben vom Marine-Archiv, unt. E. v. Mantey. Der Krieg in der Ostsee 1914-1918. Erster Band, Verlag von E. S. Mittler K Sohn; Berlin 1922.
на русском
3 Трубицын С.Б. - Эскадренные миноносцы и миноносцы Германии. - СПб, 2000
4 Кофман В. - Чёрная прислуга адмирала Тирпица // журнал "Моделист-конструктор".-2000.-№2.
на польском
5 Krzysztof Krzeszowiak - Pierwsze niszczyciele (kontrtorpedowce) Kaiserliche Marine – Großes Torpedoboot 1898 // Magazyn "Okręty Wojenne".-2013.-№3 (119).
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 07.09.2022

 




 

 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1904-1919
S-128
"S-131" в Кильском канале после перестройки мостика.
S-128
"S-128" в первоначальном виде.
S-126
Миноносец типа "S-120" в первоначальном виде.
S-126
"S-126" в первоначальном виде.
S-128
"S-128" в Кильском канале после перестройки мостика.
S-120
Полуфлотилия миноносцев типа "S-120" в Засснице.
S-130
"S-130"
S-126
Подъём носовой части "S-126" 8 мая 1906 г.
S-120
Миноносец "S-120" после перестройки мостика.
S-130
"S-130" после перестройки мостика.
S-120
"S-120" и "S-122" после перестройки мостика.
S-128
"S-128" после перестройки мостика.
S-123
"S-123" после перестройки мостика.
S-130
"S-130" после перестройки мостика.
S-126
Подъём кормовой части "S-126" 18-20 мая 1906 г.
S-131
"S-131" в первоначальном виде.
S-122
Миноносец типа "S-120" на заводских испытаниях, ещё без вооружения.
S-125
"S-125" в первоначальном виде.
S-120
миноносец типа "S-120" после перестройки мостика.
S-120
Миноносцы типа "S-120" в первоначальном виде.
S-123
"S-123" в первоначальном виде.
S-120
миноносец типа "S-120" после перестройки мостика.