ВходОглавлениеКрейсера → авизо "Hela"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо, с 1899 малый крейсер
(Aviso, Kleiner Kreuzer)

 Hela 


Германия, 1896 г. 1 ед. (проект 1893 г.)

 

*
Hela
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Hela <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 108, авизо H 5.12.1893

25.04.1903-1906 и в 1910 модернизирован на <Kaiserl. Werft>, Данциг, в промежутке -  в резерве, с 1.10.1910 тендер флота, с 08.1914 в сторожевой флотилии, 13.09.1914 потоплен торпедой британской ПЛ E-9 в Северном море (54°03n/07°55o), погибло 2 человека.

28.03.1895
3.05.1896
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 2027 т
полное 2082 т
регистровое 1344 брт., 606 нрт.
Размерения длина ВЛ 104,6 м
полная 105,0 м
ширина корпус 11,0 м
осадка носом 4,46 м
кормой 4,64 м
1 см осадки = 7,14 т. водоизмещения
высота борта на миделе 6,41 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,25 м
1 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения
2 КО 6 локомотивных ПК (12 топок, 12,5 атм, 1161 м²)
 с 1905: 8 ВМ ПК (8 топок, 1515 м²)
мощность проектная 6000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 20,5 уз. при 5982 л.с., 176 об/мин.
запас топлива 340 т. угля, позже 412 т. угля
дальность плавания на 12 уз. 3000 миль (после мод.)
Экипаж штат 178 чел. (7 офицеров, 171 матрос)
с 1905 195 чел. (8 офицеров, 187 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по продольно-поперечной схеме, 10 отсеков под БП, 12, позже 15 отсеков над БП, двойное дно на 35, позже 39% длины.
электроснабжение 3 динамо-машины, 36 кВт, 67 В.
управление 1 руль, 38°
плавсредства 1 паровой катер или паровая шлюпка, 1 (3) шлюпки.
кренящий момент 3390 мт
цена 2 млн. 703 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
кованая сталь "компаунд"
палуба 20 мм/скосы 25 мм
гласисы 40 мм
рубка 30 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1905
4-88 мм/30 [800 снарядов], 6900-10500 м (10-кг, нач. скор. 590 м/сек., ок. 15 в/мин., макс. возв. 30°) 2-88 мм/30 [312 снарядов], 6900 м
6-50 мм/40 [1500 снарядов], 6200 м (1,75-кг., в 10 в/мин.)
3 ТА-350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых палубных) [8 торпед]



 

 

"Hela" стал кульминацией в развитии типа авизо в немецком флоте. Конструкторы наконец смогли найти удачные обводы, но к этому времени роль быстроходного разведчика при эскадре решили отдать кораблю с полноценным крейсерским вооружением, потому дальнейшим развитием типа стали малые бронепалубные крейсера. Мало того, всего через три года после ввода в строй "Hela", как и все другие посыльные суда был перечислен в малые крейсера в связи с упразднением класса авизо. Правда, вооружение на нём оставили прежним, потому он стал, как бы, "недокрейсером".

Корабль обладал хорошей мореходностью но страдал жесткой, сильной бортовой качкой, так как имел некоторый дифферент на нос, в свежую погоду палубу заливало, особенно при ходе против волны. Хорошо маневрировал, но плохо держал курс. Поперечная метацентрическая высота 0,775 м, продольная 170 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 42°, нулевая - ок. 73°.

Схемы окраски:

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей без такелажа в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, носовое и кормовое украшения
серо-синий - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

S.M.S. Hela

Авизо H был заложен 28 марта 1895 на верфи "A.G.Weser" в Бремене. При спуске 28 марта 1895 г. корабль назвали в честь учебного брига Hela (1854-1871).

3 мая 1896 "Hela" вступила в строй и начала испытания. Первые четыре года службы прошли в домашних водах без особенных событий. В 1900 г. в связи с Боксёрским восстанием в Китае крейсер направили в Юго-восточную Азию.

Во время Боксерского восстания в 1900 китайские националисты осадили иностранные посольства в Пекине и убили Барона Клеменса фон Кеттелера, немецкого министра. Широко распространившееся насилие над западными жителями в Китае привело к образованию союза Германии и семи других великих держав: Великобритании, Италии, России, Австро-Венгрии, Соединенных Штатов, Франции и Японии. Те войска, которые в это время уже были в Китае, оказались слишком немногочисленными, чтобы победить "боксеров", в Пекине было всего лишь чуть больше 400 офицеров и солдат армий восьми европейских государств. В то время, основной немецкой группой войск в Китае была Восточно-Азиатская Эскадра, которая состояла из больших крейсеров "Hansa", "Hertha" и "Kaiserin Augusta", малых крейсеров "Irene" и "Gefion", канонерских лодок "Jaguar" и "Iltis". В Таку также было немецкое подразделение из 500 человек, при объединении с отрядами других стран сила составляла приблизительно 2 100 человек.

Эти 2 100 человек, во главе с британским адмиралом Эдвардом Сеймуром пытались достичь Пекина, но из-за сильного сопротивления были вынуждены остановиться в Тяньцзине. В результате Кайзер решил послать в Китай экспедиционные войска. "Hela" была частью военно-морской экспедиции, которая включала четыре линкора типа "Brandenburg". Адмирал Альфред фон Тирпиц выступал против плана, который он рассматривал как ненужный и дорогостоящий. Эскадру послали несмотря на возражения Тирпица, она прибыла в Китай в сентябре 1900. Операция стоила немецкому правительству больше 100 миллионов марок.

6 июля 1900 г. контр-адмирал Гейслер поднял свой флаг на "Kurfürst Friedrich Wilhelm". 7 июля закончили приготовление кораблей к походу, и Гейслер смог доложить о готовности своей дивизии. Выход из Киля назначили на 9 июля. К этому сроку кайзер также прибыл в Киль, после чего экспедиционная дивизия должна была перейти в Вильгельмсхафен.

Утром 9 июля корабли покидали Кильскую бухту в следующей последовательности. Впереди шёл "Hela", за ним "Wörth", "Weißenburg", "Brandenburg" и "Kurfürst Friedrich Wilhelm". Следуя специальному приказу кайзера, они прошли Кайзер-Вильгельм каналом в Вильгельмсхафен, чтобы многие члены экипажа могли попрощаться со своими семьями, которые там проживали. 11 июля дивизия покинула Вильгельмсхафен, и из бухты Яде корабли начали свой путь. Впервые боеготовое соединение германских линкоров отправилось в океанский поход. Переход дивизии в Китай, к которому через некоторое время присоединилась также назначенная для несения службы в Восточной Азии канонерская лодка "Luchs", происходил в ускоренном темпе.

В ночь с 17 на 18 июля для приёмки угля корабли зашли в Гибралтар, 26-27 июля прошли Суэцким каналом и после этого ещё два раза грузились углем в Адене и на острове Перим, прежде чем 2 августа начали переход через Индийский океан. 10 августа дивизия прибыла в порт Коломбо на острове Цейлон. На переходе сила ветра доходила до 6-8 баллов. 14 августа прошли Малаккским проливом, 19 августа достигли Сингапура. Переход происходил без серьёзных аварий машин и механизмов. То обстоятельство, что на маршруте не имелось собственных угольных станций, в финансовом отношении обошлось Германии очень дорого, поскольку на британских угольных станциях цена на уголь возросла во много раз.

После выхода из Сингапура дивизия линкоров поступила в оперативное подчинение командующего крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана, который держал свой флаг на броненосном крейсере "Fürst Bismarck", незадолго до этого пришедшем в Восточную Азию.

23 августа дивизия вышла из Сингапура, 28 августа из Гонконга, а 30 прибыла на рейд Вузун в районе Шанхая. Переход дивизии длился 50 суток.

До конца лета 1900 г. в китайских водах сконцентрировалось до 200 военных кораблей из России, Японии, Франции, Германии, Великобритании, США, Италии, Австро-Венгрии, Нидерландов и Португалии. К этому времени осада Пекина была уже снята. Группа лишь подавила местные восстания вокруг Киатсчоу.

26 мая 1901 г. пришёл приказ о возвращении с линкорами в Германию. Вся дивизия собралась в Шанхае для подготовки к обратному переходу. 1 июня 1901 г. начали возвращение в Германию. Сингапур (10-11 июня) был первым портом, куда они зашли для погрузки угля, затем (22-26 июня) последовал Коломбо. Нехватка угля недалеко от Монсуна побудила контр-адмирала Гейслера зайти в Порт-Маэ на Сейшельских островах. Только суточные стоянки для погрузки угля в Адене и Порт-Саиде прерывали ускоренный порядок дальнейшего возвращения на родину.

Ровно через два месяца, 1 августа экспедиционная дивизия достигла Кадиса. Здесь произошла встреча с кораблями 1-й (бывшей 2-й) дивизии, которая во главе с недавно назначенным командующим 1-й эскадрой вице-адмиралом принцем Генрихом Прусском вышла им навстречу. Принц Генрих держал свой флаг на борту нового линкора "Kaiser Wilhelm Der Grosse". Теперь обе дивизии 1-й эскадры снова соединились и совместно направились в Германию. 10 августа они прошли мимо Гельголанда. Обратный переход продолжался 71 сутки. 11 августа 1901 г. корабли экспедиционной дивизии после смотра на внешнем рейде Яде, проведенного генеральным инспектором адмиралом Кестером, вошли в Вильгельмсхафен. На этом закончился годичный поход в Восточную Азию, продолжавшийся с 11 июля 1900 г. до 10 августа 1901 г.

На осенних манёврах 1901 г. "Hela" входила в I разведывательную группу. В числе других тактических упражнений произвели примерное сражение между "флотом А", состоящим из 1-й и 2-й эскадр, под командованием принца Генриха Прусского и "флотом В", состоящим из устаревшего броненосца 3-го класса "Sachsen", крейсера "Hela", авизо "Jagd" и минного транспорта Pelikan, которые условно обозначали дивизии линкоров по 4 корабля в каждой.

Когда шедшие навстречу друг другу в кильватерных колоннах "условные флоты" сблизились на 25 каб. (4600 м), корабли открыли артиллерийский огонь холостыми выстрелами.

Утром 2 сентября учебный флот вышел в Балтийское море и в ночь на 4 сентября стал на якорь у мыса Аркона, где флотилии миноносцев снова произвели атаку. В течение дня крупные корабли также практиковались в буксировке друг друга.

По пути в Гданьскую бухту "Hela" и "Wacht" 4 сентября к северу от Рюгена получили приказ пересечь курс идущего в кильватерной колонне флота. Этот маневр "Hela" успешно выполнила, а вот обладающий плохой манёвренностью "Wacht" попал непосредственно перед броненосцем "Sachsen", был протаранен им в среднюю часть и затонул, однако, так как корабль тонул медленно, весь экипаж был спасён.

В 1902 г. корабли кайзеровского флота были распределены между четырьмя эскадрами: активной (1-й), резервной (2-й), Дальнего Востока и Американской.

В состав 1-й (активной) эскадры под командованием вице-адмирала принца Генриха Прусского и при младшем флагмане контр-адмирале фон Притвиц-унд-Гаффоне входили линкоры "Kaiser Friedrich III" (флагманский), "Kaiser Wilhelm II" (корабль младшего флагмана), "Kaiser Wilhelm Der Grosse", "Kaiser Barbarossa", "Kaiser Karl Der Große", "Kurfürst Friedrich Wilhelm", "Weissenurg", "Brandenburg", "Baden" и "Württemberg", броненосные крейсера "Victoria Louise", "Prinz Heinrich" и "Freya"; крейсера "Amazone", "Niobe", "Hela" и "Nymphe".

31 августа 1902 начались ежегодные маневры флота. Первая часть изображала войну Германии против влиятельного врага, у которого были превосходящие силы в Северном и Балтийском морях. Немецкая эскадра, состоящая из кораблей береговой обороны "Hagen", "Heimdall", "Hildebrand" и дивизиона миноносцев было "поймано в ловушку" в Каттегате превосходящими вражескими силами в Северном море. "Немецкой" эскадре дали задачу вернуться в Киль на Балтике, откуда перейти в Вильгельмсхафен через Кайзер-Вильгельм канал, чтобы соединиться с остальной частью флота. "Hela" с тремя линкорами типа "Brandenburg" и крейсерами "Nymphe" и "Amazone", был помещен в один из трех главных каналов от Каттегата до Киля, чтобы действовать как "противник". Две других эскадры линкоров были размещены так, чтобы блокировать попытки изолированного "немецкого" подразделения.

Утром 2 сентября операция началась. "Hela" занималась разведкой многочисленных мелких каналов, входов и заливов в сфере ответственности эскадры. В 06:00 утра командующий "немецкого" подразделения решил пройти через канал, который патрулировала "Hela". "Вражеская" завеса миноносцев увидела немецкую флотилию, но густой туман не позволил выполнить преследование линкоров. Однако "Hela", другие два крейсера и миноносцы были посланы атаковать "немецкую" завесу миноносцев. "Hela" и другие корабли быстро "потопили" несколько "немецких" миноносцев. Это побудило "немецкую" эскадру отступить к северу. Hela и другие корабли преследовали их через Каттегат пока не были отозваны. Ночью 3 сентября весь флот бросил якорь у острова Лэсё, чтобы дать командам отдых.

На следующий день, 4 сентября, учения возобновились. "Немецкое" подразделение было укреплено несколькими линкорами и большим крейсером "Prinz Heinrich"; "Hela" снова назначили во "вражеские" силы. "Немецкой" флотилии приказали плыть в Северное море и попытаться достигнуть островной крепости Гельголанд. "Hela" обозначал соединение, которое было предназначено для перехвата немецкой эскадры. Последовала короткая "стычка" между "вражеской" завесой и "Prinz Heinrich", во время которой тот "повредил" крейсера "Freya" и "Victoria Louise". Нападение миноносцев на немецкое подразделение последовало в ранние часы 5 сентября. "Вражеские" силы однако не смогли предотвратить "спасение" немецкой эскадры, которая достигла Гельголанда в 12:00.

"Hela" и остальная часть флота бросили якорь у Гельголанда 8-11 сентября. В течение дня корабли провели обучение тактике парового флота. 11 сентября они возвратились в Вильгельмсхафен, где следующие два дня пополняли свои угольные запасы. 14 сентября началась заключительная операция ежегодных маневров. Была обозначена ситуация, что война на море пошла крайне плохо для Германии - в строю оставались всего четыре линкора, наряду с "Hela", "Freya", и дивизионом миноносцев. Корабли были размещены в устье реки Эльбы, чтобы защитить Кайзер-Вильгельм Канал и доступ к Гамбургу. 15 сентября, "вражеские" силы блокировали Эльбу, и другие реки и гавани в Северном море. Миноносцы, которые были по легенде рассеяны в предыдущем сражении, были выслежены и уничтожены противником. "Вражеская" эскадра линкоров двигалась к устью Эльбы, где "Hela", "Freya", и оставшиеся миноносцы были размещены для разведки. В течение дня 16 сентября ничего не произошло, но ночью нескольким немецким миноносцам удалось "потопить" один из блокировавших крейсеров и "тяжело повредить" другой. На следующий день крейсер "Prinz Heinrich" атаковал "Hela" и "Freya" и вынудил их отступить. Из за начавшегося шторма операция была отложена до следующего дня. Утром "вражеский" флот прорвался в Эльбу мимо укреплений в устье реки. Немецкая флотилия сделала отчаянную атаку, которая привела к "потоплению" двух "вражеских" линкоров. Однако "противник", в конечном счете, сокрушил немцев превосходящей численностью и "битва" закончилась его победой.

В 1903 "Hela" снова принял участие в осенних манёврах в составе соединения разведывательных кораблей, после чего был поставлен в сухой док на Императорской верфи в Данциге для обширной модернизации. Была добавлена обширная задняя надстройка и демонтированы находившиеся на её месте 2 - 8.8 см орудия. Шесть оригинальных котлов были заменены восемью котлами военно-морского типа. Новые котлы потребовали установки второй трубы. Была увеличена с 370 до 412 т ёмкость угольных ям. Количество водонепроницаемых отсеков выше бронированной палубы увеличено с 22 до 30, двойное дно увеличено до 39 процентов длины корпуса.

Работы продлилась до 1906, после чего "Hela" присоединилась к флоту и снова вошла в соединение разведывательных кораблей. После 1910 крейсер был отозван с действительной военной службы и использовался в качестве быстроходного тендера при флоте.

      

Когда разразилась Первая мировая война, "Hela" был возвращен на действительную военную службу и придан силам прикрытия миноносцев, которые сформировали внешнее кольцо прибрежных разведывательных патрулей в немецкой части Северного моря. "Hela" с крейсером "Stettin" патрулировали к северо-востоку от Гельголанда. Эти силы 28 августа 1914 неожиданно были атакованы превосходящими британскими силами  (первое Сражение в Гельголандской Бухте). После того, как сообщения о первых стычках между легкими силами достигли "Hela", корабль направился на восток, чтобы присоединиться к битве. Однако, после того, как было получено другое сообщение, согласно которому британские корабли отступили далеко на юго-запад от Гельголанда, он вернулся в свой квадрат. Таким образом Hela обошёлся без без повреждений, и ночью с крейсерами "Kolberg" и "München" обеспечивал прикрытие оставшихся миноносцев и восстанавливал патрульную линию.

Две недели спустя, утром 13 сентября 1914 в шести милях к юго-западу от Гельголанда "Hela" был атакован британской подводной лодкой E-9 под командой будущего адмирала Макса Хортона. Hela в это время проводил учебные упражнения - область вокруг Гельголанда считалась безопасной от британских субмарин. После всплытия E-9 заметила немецкий крейсер и немедленно вновь погрузилась, чтобы выпустить две торпеды. Через 15 минут E-9 всплыла под перископ, чтобы осмотреть сцену. Британская субмарина увидела тонущий "Hela". В течение следующих 15 минут "Hela" скрылся под водой. Несмотря на скорость, с которой затонуло судно, вся команда, за исключением двух моряков, была спасена.

"Hela" стал первым немецким кораблём, потопленным британской субмариной. В результате его потери все немецкие суда, проводящие учебные маневры, были переведены в Балтийское море. Одна из его 8.8 см пушек была поднята и теперь храниться в форте Кугельбаке в Куксхафене.

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart.
на английском
3 Bodin, Lynn E. The Boxer Rebellion. London: Osprey Publishing. 1979
4 Brassey, Thomas Allnutt. Brassey's Annual: The Armed Forces Yearbook. London: W. Clowes. 1901
5 Gardiner, Robert; Chesneau, Roger; Kolesnik, Eugene M., eds. Conway's All the World's Fighting Ships: 1860–1905. London: Conway Maritime Press. 1979
6 Gunton, Michael. Submarines at War: A History of Undersea Warfare from the American Revolution to the Cold War. New York City: Carroll & Graf Publishers. 2005
7 Halpern, Paul G. A Naval History of World War I. Annapolis: Naval Institute Press. 1995
8 Harrington, Peter. Peking 1900: The Boxer Rebellion. London: Osprey. 2001
9 Osborne, Eric W. The Battle of Heligoland Bight. Bloomington, Indiana: Indiana University Press.2006
10 Sondhaus, Lawrence. Naval warfare, 1815-1914. London: Routledge. 2001
11 Thomas, Lowell. Raiders of the Deep. Garden City, New York: Periscope Publishing Ltd. 2002
12 "German Naval Manoeuvres". R.U.S.I. Journal (London: Royal United Services Institute for Defence Studies) 47: 90–97. 1903.
на русском
13 Трубицын С.Б. - Легкие крейсера Германии (1914-1918) Санкт-Петербург, 1997.
14 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006_
15 Кофман В. - "Генеральский" флот // журнал "Моделист-конструктор".-2007.-№3.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1914
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1896-1903
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
Гибель "Hela", рисунок.
Hela
Гибель "Hela", рисунок.
Hela

Члены экипажа "Hela".
Hela
"Hela".
Hela
"Moltke" и "Hela".
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" у Грёнингена, Норвегия.
Hela
"Hela" после модернизации.
Hela
"Hela" в Норвегии.
Hela
"Hela"
Hela

"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"
Hela
"Hela" на достройке на верфи.
Хельская коса́ (нем. Halbinsel Hela или Putziger Nehrung) — расположенная на побережье Балтийского моря песчаная коса. Длина косы составляет 35 км, ширина варьируется от трёхсот метров до трёх километров. Хельская коса отделяет Пуцкий залив (западная часть Гданьской бухты) от Балтийского моря.
Hela
"Hela"
Hela
"Hela"