ВходОглавлениеКрейсера → авизо типа "Wacht"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо, с 1899 малые крейсера
(Aviso, Kleiner Kreuzer) типа

 Wacht 


Германия, 1888-1889 гг. 2 ед. (проект 1885-1886 гг.)

 

*
Wacht
*
Jagd
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Wacht <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 85, авизо E 1886 1891-1892 модернизирован на <Kaiserl. Werft.>, Киль, с 1903 тендер при флоте, с 1911 специальный корабль, с 1914 в береговой обороне, с 1915 по 1919 тендер, 8.03.1921 исключён, слом в Вильгельмсхафене.
27.08.1887
9.08.1888
2 Jagd <A.G.Weser>, Бремен, стр. № 86, Ersatz Pommerania 1887 с 3.05.1904 портовое судно, 14.05.1910 исключён, блокшив и пристрелочная станция в Киле-Фридрихсорте, 1920 - слом в Рюстрингене.
7.07.1888
25.06.1889
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1246 т
полное 1499 т
регистровое 1376 брт, 933 нрт
Размерения длина ВЛ 84,0 м
полная 85,5 м
ширина корпус 9,66 м
осадка носом 3,74 м
кормой 4,67 м
1 см осадки = 5,09 т
высота борта на миделе 5,42 м, позже 5,1 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 3,3 м
1 МО 2 наклонных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения AG "Germania", Берлин-Тегель
2 КО 4 локомотивных ПК (4 топки, 10 атм, 875 м²) с 1891-1893: 4 ПК "Schichau", Эльбинг / "Kaiserl. Werft" Вильгельмсхафен (8 топок, 10 атм, 872 м²)
мощность проектная 4000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 19 уз.
на испытаниях Wacht: 19 уз. при 3461 л.с., 149 об/мин
Jagd: 18,2 уз. при 3451 л.с., 158 об/мин
запас топлива 100/230 т. угля, Wacht позже 220 т. угля
дальность плавания на 9 уз. Wacht позже 2720 миль
на 10 уз. 2860 миль
на 18 уз. 1280 миль
Экипаж штат 141 чел. (7 офицеров, 134 матроса)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков под БП, 12 отсеков над БП.
электроснабжение 2 динамо-машины, 20 кВт, 67 В
управление 1 руль, 40°
плавсредства 1 паровой катер, 1 катер, 1 ял, 1 шлюпка
кренящий момент 1905 мт
цена Wacht: 1 млн. 602 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
кованая сталь "компаунд"
палуба 20 мм (10+10) / скосы 20+20, на 150 мм тиковой подкладке
гласисы 75 мм
рубка 25 мм, крыша 10 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1891
3-105 мм/35 [180 снарядов], 7000 м 4 - 88 мм/30 [685 снарядов]
3 ТА - 350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых надводных) [8 торпед]



 

 

Прямое развитие типа "Blitz", появилась броневая палуба. Оказались неудачными. Имели плохую мореходность, сильную килевую и бортовую качку. Палубу очень сильно заливало. Манёвренность и устойчивость на курсе плохие. Потеря скорости на волне незначительная. Поперечная метацентрическая высота 0,465 м, продольная - 107 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 31°, нулевая - ок. 54°. На "Wacht" позже труба на 3 м выше.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

S.M.S. Wacht

Посыльное судно E (с 1899 малый крейсер) было заложено в августе 1886 на верфи "AG Weser" в Киле, 27 августа 1887 корабль был спущен на воду. Вице-адмирал Александр фон Монтс, тогда шеф военного порта Северного моря, окрестил новостройку именем "Wacht" (вахта, караул). Имя относится к военному вниманию и являлось одной из задач посыльного судна, которое применялось также как разведчик флота.

Весной 1888 корабль перешёл в Вильгельмсхафен, где было смонтировано вооружение. Новым на корабле было освещение всех трюмов 145 лампами накаливания, дополнительно дуговая лампа в 20.000 HK была установлена как прожектор на рубке управления.

"Wacht" был принят в эксплуатацию 9 августа 1888 и приступил к испытаниям. После их окончания 13 декабря корабль в течение зимы находился в резерве. 1 мая 1889 "Wacht" снова ввели в строй и провели испытания машин. Затем корабль с практической эскадрой принял участие в манёврах, во время которых 20 июня на корабле сломалась труба. Повреждения устранялись на Императорской верфи в Данциге. В начале августа "Wacht" принял участие в визите в Великобританию. Вместе с практической эскадрой, флагманским кораблём которой был "Kaiser", посыльное судно сопровождало императорскую чету в Афины, где состоялась свадьба принцессы Софии фон Пройссен с греческим наследным принцем Константином. После посещения Турции, а также захода в Триест 12 декабря, "Wacht" должен был зайти на военную верфь в Поле, чтобы произвести ремонт котла. 23 декабря корабль представлял Немецкую империю на параде в заливе Мульгз перед императором Францем Йозефом I. 29 января 1890 "Wacht" покинул Полу и через 3 дня у Мальты снова встретился с практической эскадрой. После того, как корабль 22 февраля вернулся в Вильгельмсхафен, 6 марта он был отправлен на капитальный ремонт. В ходе его орудия заменили на более современные.

"Wacht" снова вошёл в строй 6 октября 1891 и до конца февраля 1892 проводил испытания в Балтийском море. С 8 марта 1892 он принадлежал ко II дивизии практической эскадры и принимал участие в учениях. Они проводились вплоть до северной Норвегии. С 4 по 8 июня "Wacht" сопровождал яхту "Hohenzollern", на которой Вильгельм II ходил на встречу с русским царем Александром III. Посыльное судно снова было выведено из эксплуатации 12 октября.

Следующая активизация "Wacht" произошла 13 января 1893. До начала марта корабль служил как учебный для кочегаров и машинистов при дивизионе миноносцев в Киле. В середине апреля "Wacht" сопровождал из Свинемюнде в Киль введенную в эксплуатацию 8 апреля новую императорскую яхту "Hohenzollern", причем посыльное судно 15 апреля взяло на буксир потерпевший бедствие Фленсбургский пароход "Electra". 25 апреля 1893 в Киле была сформирована I флотилия миноносцев, лидером которой стал "Wacht". Флотилия под командой корветтен-капитана Густава Шмидта имела 12 миноносцев. Последовали учения с флотилией, а в начале июля с флотом в Северном море, с 20 августа по 23 сентября - осенние маневры в Северном и Балтийском море. После их окончания I флотилия миноносцев была расформирована. "Wacht" с 27 сентября сопровождал "Hohenzollern" на испытаниях, доходя до Швеции и Норвегии, и 11 октября был выведен из эксплуатации.

3 апреля 1894 "Wacht" снова ввели в эксплуатацию и придали II дивизии практической эскадры. С ней корабль предпринял походы в Норвегию и на Шетландские острова. Во время выхода из Киля 2 июля посыльное судно навалилось на броненосец "Deutschland" и должно было провести на 3 недели на Императорской верфи в Киле для ликвидации повреждений. Во время осенних маневров 1894 с 19 августа по 21 сентября "Wacht" входил во II дивизию I практической эскадры. Из за плохого состояния машин 8 декабря корабль был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и отправлен на ремонт.

18 марта 1896 "Wacht" снова вошёл в строй в состав II дивизии I эскадры. До конца мая корабль принял участие в длительном походе в Норвегию и в Нидерланды. В июне и июле участвовал в объединённых учениях, с 9 августа по 15 сентября проводились осенние маневры. 5 сентября "Wacht" должен был их покинуть из за столкновения с миноносцем в Скагерраке, и до середины декабря стоял на ремонте в Киле. 4 мая 1897 "Wacht" был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене.

"Wacht" снова был введён в эксплуатацию 6 апреля 1899. В конце месяца корабль потерпел аварию винтов на волнах. В июле крейсер во время учений I эскадры и на манёврах флота в августе использовался как разведчик. 12 сентября у Корсёра случился взрыв котла, при котором погибли 4 матроса и ещё 5 были ранены. "Wacht" на буксире броненосца "Bayern" был доставлен в Киль, где крейсер прошёл временный ремонт. Наконец, 27 сентября корабль был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене.

Лишь 11 августа 1901 "Wacht" смог закончить ремонт и войти в строй. Через 6 дней он был включен в I Разведывательную группу и принял участие в проведенных вместе со II эскадрой учениях в Северном море.

"Wacht" также принял участие в начавшихся 31 августа 1901 осенних маневрах. 4 сентября к северу от Рюгена по пути в Гданьскую бухту "Hela" и "Wacht" получили приказ пересечь курс идущего в кильватерной колонне флота. Этот маневр обладающий плохой манёвренностью "Wacht" не смог выполнить. Корабль оказался непосредственно перед броненосцем "Sachsen" и был протаранен им в среднюю часть. Крейсер затонул в т. 54°41 N / 13°31 O, но, так как он тонул медленно, весь экипаж был спасён.

Позже были предприняты безуспешные попытки поднять корабль. Позже часть обломков подорвали, остальные лежали на глубине более 40 м и не представлял угрозы. Последний командир "Wacht", корветтен-капитан Гюго фон Коцхаусен, был оправдан военным судом 8 октября 1901. Этот приговор был подтвержден также апелляционным судом.

Для замены "Wacht" был заказан и в 1907 спущен на воду малый крейсер Stettin.

9.08 - 11.1888 корветтен-капитан Hirschberg
?.11 - 13.12.1888 корветтен-капитан van Hofen
1.05 - 09.1889 корветтен-капитан Burich
09.1889 - 6.03.1890 корветтен-капитан Friedrich Graf von Baudissin
6.10.1891 - 03.1892 корветтен-капитан Hermann da Fonseca-Wollheim
03 - 09.1892 корветтен-капитан Ludwig Borckenhagen
?.09 - 12.10.1892 капитан-лейтенант Obenheimer
13.01 - 11.10.1893 капитан-лейтенант Alfred Ehrlich
3.04 - 09.1894 корветтен-капитан Meuß
?.09 - 8.12.1894 корветтен-капитан Eduard Holzhauer
18.03 - 12.1896 корветтен-капитан Carl Friedrich
01 - 02.1897 капитан-лейтенант Persius
?.03 - 4.05.1897 корветтен-капитан Otto Mandt
6.04 - 27.09.1899 капитан-лейтенант / корветтен-капитан von Oppeln-Bronikowski
11.08 - 4.09.1901 корветтен-капитан Hugo von Cotzhausen

 

 

S.M.S. Jagd

Посыльное судно (с 1899 малый крейсер), заказанное для замены Pommerania было заложено в августе 1887 на верфи "AG Weser" в Киле, 7 июля 1888 корабль был спущен на воду. Инспектор II морской инспекции, контр-адмирал Карл Август Дайнхард осуществил крестины новостройки на имя "Jagd" (Охота). В середине 1889 корабль был передан Императорскому морскому флоту.

"Jagd" был принят в эксплуатацию 25 июня 1889. Сначала проводились испытания, однако 6 августа они были прерваны и продолжились только с 15 апреля 1890. Всё это время корабль простоял в резерве. В конце июня испытания были закончены. Затем "Jagd" время от времени служил посыльным судном при императорской яхте "Hohenzollern". С 1 августа по 11 сентября был брандвахтенным судном военного порта Балтийского моря в Киле, затем участвовал в качестве наблюдателя в объединенных маневрах флота и девятого корпуса армии в сентябре 1890. 3 октября он был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене, после чего прошёл перевооружение на новые пушки.

21 апреля 1891 "Jagd" снова был введён в эксплуатацию и служил брандвахтенным судном в Вильгельмсхафене. Кроме того, он участвовал в походе вдоль побережья Северного моря и использовался как тендер яхты "Hohenzollern" в визитах в Амстердам и Норвегию. Во время осенних маневров "Jagd" служил репетичным судном. 5 октября он был выведен из эксплуатации.

Через год, 13 октября 1892, корабль снова вошёл в строй как брандвахтенное судно в Вильгельмсхафене. После окончания осенних маневров 1893 г., в которых Jagd принимал участие, посыльное судно снова вывели из эксплуатации 30 сентября 1893. В течение зимы 1893/94 на Императорской верфи в Вильгельмсхафене корабль получил более современную котельную установку.

Следующая реактивация произошла 8 марта 1895. Посыльное судно в конце апреля стало первым немецким военным кораблем, который прошёл каналом Кайзера Вильгельма c испытательными целями еще перед его официальным открытием. До очередного вывода со службы 19 декабря, "Jagd" принадлежал к практической эскадре.

18 марта 1896 корабль снова был введён в эксплуатацию и придан I эскадре. С ней посыльное судно посетило Нидерланды и Норвегию. В течение зимы и всего 1897 года "Jagd" оставался в активном использовании. Только 8 марта 1898 этот самый длинный период эксплуатации посыльного судна закончился.

В последний раз "Jagd", теперь уже как малый крейсер, был введён в эксплуатацию 27 сентября 1899, чтобы заменить однотипный "Wacht" в I эскадре. Кратковременно с 14 октября по 23 ноября 1900 корабль применялся для спасательной службы в Северном море. После ремонта в начале 1901 с 28 января по 7 февраля 1901 "Jagd" принадлежал соединению, которое представляло Немецкую империю в Великобритании во время церемонии похорон королевы Виктории. В апреле крейсер принял участие в гидрографических работах на банке Адлер-Грунд, где 2 апреля сел на мель и сильно пострадал броненосец "Kaiser Friedrich III".

В середине июля при обследовании на Императорской верфи в Вильгельмсхафене было установлено, что конструктивное состояние "Jagd" больше не допускает использование корабля. Поэтому крейсер окончательно был выведен из эксплуатации 11 августа 1901.

3 мая 1904 "Jagd" стал портовым судном. Через 6 лет, 14 мая 1910 корабль был вычеркнут из списка военных кораблей. Затем он использовался как блокшив и пристрелочная станция для торпедного цеха во Фридрихсорте. В 1920 корабль был сдан на слом в Рюстрингене.

25.06 - 6.08.1889 корветтен-капитан Max Piraly
15.04 - 3.10.1890 капитан-лейтенант Reinhold Jachmann
21.04 - 5.10.1891 корветтен-капитан Hermann da Fonseca-Wollheim
13.10.1892 - 04.1893 капитан-лейтенант Obenheimer
?.04 - 30.09.1893 корветтен-капитан John Hermann
8.03 - 09.1895 корветтен-капитан Eduard Holzhauer
?.09 - 19.12.1895 корветтен-капитан Carl Friedrich
18.03 - 09.1896 корветтен-капитан Guido von Usedom
09.1896 - 09.1897 корветтен-капитан Hermann Lilie
09.1897 - 8.03.1898 корветтен-капитан Fritz Sommerwerck
27.09.1899 - 03.1901 корветтен-капитан von Oppeln-Bronikowski
?.03 - 11.08.1901 корветтен-капитан Hugo von Cotzhausen

 

МОДЕЛИ

                 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand J, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart.
на русском
3 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1888-1903
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
Jagd
"Jagd"
Pheil
"Pheil"
Wacht
Тонущий "Wacht".
Wacht
"Wacht", 1890 г.
Jagd
"Jagd"
Wacht
"Wacht"
Wacht
"Wacht"
Wacht
"Wacht", 1891 г.
Wacht
"Wacht", первоначальный вид.
Wacht
"Wacht"
Blitz
"Blitz"