ВходОглавлениеКрейсера → авизо типа "Meteor"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

авизо, с 1899 малые крейсера
(Aviso, Kleiner Kreuzer) типа

 Meteor 


Германия, 1891-1893 гг. 2 ед. (проект 1888 г.)

 

*
Meteor
*
Comet
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Meteor <Germaniawerft>, Киль, стр. № 48, авизо F 12.1888 в 1895-96 в Службе охраны рыболовства, с 3.05.1904 судно охраны рейда, 24.06_1911 исключён, плавучая казарма в Киле, продан в 1919, слом в  Аудорфе / Рендсбурге.
20.01.1890
15.05.1891
2 Comet <A.G.Vulcan>, Штеттин, стр. № 203, авизо G 11.1891 с 3.05.1904 судно охраны рейда в Данциге, 24.06_1911 исключён, с 1913 минный блокшив в Эмдене, слом в 1921 в Гамбурге.
15.11.1892
29.04.1893
ТТХ
  Meteor Comet
Водоизмещение нормальное 961 т 992 т
полное 1078 т 1117 т
регистровое 695 брт, 313 нрт 728 брт, 353 нрт
Размерения длина ВЛ 78,5 м 78,7 м
полная
79,86 м
ширина корпус 9,56 м 9,58 м
осадка носом
3,68 м
кормой 4,5 м 3,48 м
1 см осадки =
4,168 т
высота борта на миделе
5,42 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х3-лопастных гребных винта Ø 2,8 м
1 МО 2 вертикальных 3-цилиндровых ПМ тройного расширения, Meteor: AG "Germania", Берлин-Тегель
2 КО 4 локомотивных ПК (8 топок, 12 атм, 805-850 м²), Meteor: AG "Germania", Берлин-Тегель
мощность проектная 4500 л.с. 5000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 19 уз. 19,5 уз.
на испытаниях 20 уз. при 4749 л.с., 233 об/мин 19,5 уз. при 4711 л.с., 228 об/мин
запас топлива 60/120 т. угля 60/147 т. угля
дальность плавания на 9 уз. 960 миль
Экипаж штат 115 чел. (7 офицеров, 108 матросов) 118 чел. (8 офицеров, 110 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, набор по поперечной схеме, 10 отсеков под БП, 6 отсеков над БП.
электроснабжение 2 динамо-машины, 20-24 кВт, 67 В
управление 1 руль
плавсредства 1 катер, 1 ял, 1 шлюпка
кренящий момент 1500 мт 1450 мт
цена 1 млн. 639 тыс. DM 1 млн. 717 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
кованая сталь "компаунд"
палуба 15 мм /скосы 25 мм
гласисы 75 мм
рубка 30 мм, крыша 15 мм
борт коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
 
4-88 мм/30 [462-680 снарядов], 6900 м
3 ТА - 350 мм (1 носовой подводный, 2 бортовых палубных) [8 торпед]



 

 

 

Авизо, имевшие несколько меньшие размеры, чем предшественники. Были весьма похожи на современные им британские торпедно-канонерские лодки. Для своего водоизмещения имели хорошую защиту, но именно поэтому оказались плохими ходоками. Имели очень плохую мореходность, уже при средней погоде вызывали беспокойство. Сильно заливало. Манёвренность и устойчивость на курсе приемлемые. Сильная вибрация надстроек на полном ходу. Поперечная метацентрическая высота 0,41 м, продольная - 96,6 м. Максимальная остойчивость при крене ок. 48°, нулевая - более 90°. Угол поворота руля 40 °.

В боевой службе могли применятся только при самых благоприятных погодных условиях, поэтому почти не служили. Конструкция "Comet" ещё при достройке была изменена по результатам испытаний "Meteor" - в т. ч. поднята боевая рубка. Дымовые трубы на "Meteor" сперва были короче на 1,5 м. На "Meteor" с 1901/02 кормовая стеньга как на "Comet".

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

S.M.S. Meteor

Посыльное судно F (с 1899 малый крейсер) было заложено в декабре 1888 на верфи "Germaniawerft" в Киле, 20 января 1890 корабль был спущен на воду и получил имя "Meteor" (метеор), в честь канонерской лодки "Meteor" (сп. в 1865), прославившейся в Германо-французской войне. Весной 1891 верфь провела испытания и передала корабль Императорскому морскому флоту.

"Meteor" вошёл в строй 15 мая 1891 в качестве брандвахтенного судна военного порта Балтийского моря в Киле. Тем не менее, сперва корабль проходил испытания, которые прерывались доделками на верфи с 30 июля по 24 августа 1891. Только 28 сентября посыльное судно смогло приступить к службе, однако, она продлилась лишь до 3 октября. В этот день корабль снова был отправлен на верфь, чтобы устранить выявленные недостатки. При этом дымовые трубы были удлинены на 1,5 м, чтобы ликвидировать задымление пушек на кормовой палубе.

20 мая 1892 Meteor снова был принят в эксплуатацию, чтобы закончить испытания. Кроме того, он снова нёс брандвахтенную службу в Киле. Во время осенних маневров флота с середины августа до 26 сентября посыльное судно действовало в качестве лидера II флотилии миноносцев. После того, как в начале ноября корабль посетил император Вильгельм II, его снова вывели из эксплуатации 6 декабря.

В 1893 году "Meteor" расконсервировали 5 апреля и придали I дивизии практической эскадры, и вывели из эксплуатации после окончания осенних маневров. В следующем году корабль с 30 июня использовался как тендер новой яхты "Hohenzollern", на которой император предпринял поход на Север. Эта служба однако закончилась преждевременно, после того, как в Ставангере случилась поломка машины.

Она могла быть отремонтирована бортовыми средствами и "Meteor" был отпущен на ремонт в Киль и его заменил крейсер "Prinzeß Wilhelm". После участия в осенних маневрах 1894 посыльное судно снова было выведено из эксплуатации 30 сентября 1894.

С 19 марта 1895 "Meteor" служил в спасательной службе у немецкого побережья Северного моря. Эта деятельность с 14 по 22 июня прерывалась участием в открытии канала Кайзера Вильгельма и окончилась 27 августа, когда "Meteor" вошёл в практическую эскадру для осенних маневров. После их окончания корабль вывели из эксплуатации в Киле 24 сентября.

С 18 марта 1896 "Meteor" снова нёс спасательную службу в Северном море. В середине апреля посыльное судно ходило в Дувр, чтобы сопровождать оттуда новую парусную яхту принца Генриха Прусского на ее переходе в Германию. Начиная с конца мая "Meteor" использовался также как учебный корабль для машинистов и кочегаров. С 3 по 6 июня корабль находился в Лоустофте, где происходила встреча по обмену опытом британских, нидерландских и немецких кораблей спасательной службы. Осенние маневры прошли с 9 августа до начала сентября, "Meteor" использовался как разведчик флота. Активное применение посыльного судна кончилось выводом со службы 4 октября 1896.

Из за незначительной мореходности "Meteor" больше не применялся для корабельной службы. Для спасательной службы он также был неподходящим, так как патрулируемая область увеличивалась и дальность плавания корабля была уже недостаточной. Его сменил "Zieten".

Сначала "Meteor" стоял без применения и 3 мая 1903 был перечислен в портовое судно. Для его замены уже в 1905 был построен малый крейсер "Königsberg".

24 июня 1911 корабль вычеркнули из списка военных кораблей и использовали как жилой корабль для экипажей подводных лодок в Киле, а в 1919 сдали на слом в Рендсбурге-Аудорфе.

15.05 - 30.07.1891 корветтен-капитан Jaeckel
24.08 - 3.10.1891
20.05 - ?.09.1892 капитан-лейтенант Ernst von Baudissin
09.1892 корветтен-капитан Carl Rosendahl
?.09 - 6.12.1892 корветтен-капитан Jaeckel
5.04 - 29.09.1893 корветтен-капитан Henning von Holtzendorff
30.06 - 30.09.1894 корветтен-капитан Heinrich Walther
19.03 - 24.09.1895 капитан-лейтенант Kurt von Möller
18.03 - 4.10.1896 капитан-лейтенант Neitzke

 

 

S.M.S. Comet

После того, как в январе 1890 было спущено на воду посыльное судно F, со строительством однотипного судна решили подождать до тех пор пока не появятся первые результаты испытаний. Только в ноябре 1891, через 6 месяцев после зачисления на службу "Meteor", на верфи AG Vulcan был заложен киль посыльного судна G. Для второго корабля чертежи переделывались в соответствии с результатами испытаний. Форма подводной части была изменена и максимальная осадка сократилась более чем на 1 м. Ширина и длина по ватерлинии изменились незначительно, конструктивное водоизмещение возросло на 31 т. Кроме того, обе дымовых трубы получили большую высоту.

Посыльное судно было готово к спуску 15 ноября 1892. Генеральный директор Императорской верфи в Киле, капитан-цур-зее Отто фон Дидерихс провёл крестины на имя "Comet" (Комета), в честь канонерской лодки "Comet" (сп. в 1865), бывшей одно время стационером в Константинополе. После окончания испытаний 14 апреля 1893 корабль перешёл в Киль.

"Comet" был введён в эксплуатацию 29 апреля 1893 в Киле, чтобы продолжить испытания. После их окончания 6 июля корабль снова был выведен из эксплуатации. В следующем году "Comet" активировался лишь с 5 по 30 июня 1894. В 1895 вообще не происходило никакого применения, вместо этого в конструкцию вносились различные поправки. После их окончания с 22 января по 26 апреля 1896 снова проводились испытания в Северном море.

Уже 2 мая 1896 "Comet" был выведен из эксплуатации в Вильгельмсхафене и отправлен в резерв. В 1897 он вернулся в Киль без официального ввода в эксплуатацию.

Хотя "Comet" был ещё новым кораблём, он более не применялся, по видимому из за незначительной мореходности. В 1901 с 3 другими военными кораблями он перешёл в Данциг для охраны рейда и 3 мая 1903 перечислен в портовое судно. Для его замены в 1907 был спущен на воду малый крейсер "Dresden".

24 июня 1911 корабль исключили из списка военных кораблей. Корпус "Comet" в июне 1914 перевели в Эмден и использовали там как минный блокшив для крейсера-заградителя "Arcona". В 1921 "Comet" был сдан на слом в Гамбурге.

29.04 - 6.07.1893 неизвестно
5 - 30.06.1894 корветтен-капитан Henning von Holtzendorff
22.01 - 2.05.1896 капитан-лейтенант Ludwig Bruch
  корветтен-капитан  

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand J, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart.
на русском
3 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006_
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1921
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1891-1903
Meteor
"Meteor", 1890 г.
Comet
"Comet"
Comet
"Comet"
Коме́та (от др.-греч. κομήτης — волосатый, косматый) — небольшое небесное тело, обращающееся вокруг Солнца по коническому сечению с весьма растянутой орбитой. При приближении к Солнцу комета образует кому и иногда хвост из газа и пыли.
Meteor
"Meteor", гравюра.
Метео́р (др.-греч. μετέωρος, «небесный»), «падающая звезда» — явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли мелких метеорных тел (например, осколков комет или астероидов).
Meteor
"Meteor"
Meteor
"Meteor"