Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Эскадренные броненосцы
(linienschiffe  I. classe)
типа

 Braunschweig 


Германия, 1904-1906 гг. 5 ед. (проект 1900-1901 гг.)

 

Braunschweig 

*
Braunschweig
*
Elsaß
*
Preußen
*
Hessen
*
Lothringen
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Braunschweig <Germaniawerft> Киль, зав. №97 (линкор H) 24.10.1901 с 25.07.1916 -учебный блокшив, с 20.08.1917 - плавказарма. в 1921-1922 модернизирован, броненосец береговой обороны на <Marinenwerft> в Вильгельмсхафене. с 1926 в резерве, с 31.03.1931 - блокшив, в 1932 - слом. Для его замены построен броненосец "Admiral Graf Spee".
20.12.1902
15.10.1904
2 Elsaß <Schichau> Данциг, зав. №696 (линкор J) 5.09.1901 с 25.07.1916 - учебный блокшив, с 20.08.1917 - плавказарма. в 1923-1924 модернизирован в броненосец береговой обороны на <Marinenwerft> в Вильгельмсхафене. с 25.02.1930 блокшив, с 31.03.1931 - опытовое судно, 31.10.1935 продан, в 1936 - слом. Для его замены построен линкор "Scharnhorst".
26.05.1903
29.11.1904
3 Preußen <A.G.Vulcan> Штеттин, зав. №256 (линкор K) 14.06.1902 с 1916 - брандвахтенное судно, с 08.1917 - тендер. к 1.06.1919 перестроен в плавбазу катеров-тральщиков на <Reichswerft> в Вильгельмсхафене. исключен в 1929 г., продан на слом в 1931 г. Для его замены построен броненосец "Deutschland". 63-м секция использовалась как мишень Vierkant, в 04.1945 потоплена авиацией, в 1954 поднята, слом.
30.10.1903
12.07.1905
4 Hessen <Germaniawerft> Киль, зав. №100 (линкор L) 15.04.1902 с 1916 - в резерве, с 1917 - тендер в Брюнсбюттеле. в 1923-1925 и в 1929-1930 модернизирован в броненосец береговой обороны на <Marinenwerft> в Вильгельмсхафене. в 03.1935-1.04.1937 переоборудован в радиоуправляемую мишень на <Kriegsmarinewerft> в Вильгельмсхафене. Для его замены построен линкор "Gneisenau". в 1946 передан СССР как "Цель", списан в 60-х годах.
18.09.1903
19.09.1905
5 Lothringen <Schihau> Данциг, зав. №716 (линкор M) 14.11.1902 с 1916 - брандвахтенное судно, с 08.1917 - учебный блокшив инженеров. к 1.06.1919 перестроен в плавбазу катеров-тральщиков на <Reichswerft> в Вильгельмсхафене. исключен в 1926 г., продан на слом в 1931 г. Для его замены построен броненосец "Admiral Scheer".
27.05.1904
18.05.1906
ТТХ
    мишень Hessen с 1937
Водоизмещение проектное 13208 т 12200 т
полное 14176 - 14394 т 13257 т
регистровое 7913 брт, 4066 нрт 8220 брт, 4119 нрт
Размерения длина КВЛ 126,0 м 137,7 м
полная 127,7 м 138,1 м
ширина КВЛ 22,2 м 21,5 м
25,6 м с учётом стволов 150 мм казематных орудий
осадка носом 8,1 м 7,65 м
кормой 8,16 м
1 см осадки = 21,3 т. водоизмещения
высота борта 12,84 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 2х3-лопастных винта Ø 4,8 м и 1х4-лопастный винт Ø 4,5 м 2х3-лопастных винта Ø 3,7 м
3 МО 3 вертикальные ПМ тройного расширения (3 цил.) 2 паровые турбины
4 КО 14 ПК: 8 В.-М. + 6 цил.  (38 топок, 13,5 атм., 4550 м²)
на Hessen - 10 В.-М. ПК, в т. ч. 2 с нефтяным питанием (18 топок, 13,5 атм., 4210 м²)
3 нефтяных В.-М. ПК (2х1, 1х2) (8 топок, 16 атм.)
мощность 16000 л.с. (на Hessen 16 500 л.с.) 25 000 Вт
Ходовые данные скорость проектная 18,0 уз. (на Hessen 18,25 уз.)
на испытаниях Braunschweig: 18,7 уз при 16809 л.с, 111 об/мин
Elsaß: 18,7 уз при 16812 л.с, 115 об/мин
Hessen: 18,2 уз при 16486 л.с, 109 об/мин
Preußen: 18,5 уз при 16980 л.с, 115 об/мин
Lothringen: 18,7 уз при 16478 л.с, 113 об/мин
20,3 уз при 250 об/мин
запас топлива 700-1670 т угля, (только в период с 1908 по 1909 г. + 240 т нефти) 1430 т нефти
дальность плавания проектная на 10 уз. 5000 миль 4000 миль (на 14,5 уз.)
расчётная на 10 уз. по результатам испытаний Braunschweig: 5200миль
Elsaß: 5260 миль
Hessen: 4530 миль
Preußen: 5270 миль
Lothringen: 5010 миль
Экипаж штат 743 чел. (35 оф.) 80 чел.
позже 727 чел. (30 оф.)
Preußen как флагман флота + 79 чел. (13 оф.)
Braunschweig как флагман соединения + 25 чел. (2 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором, 13 отсеков, двойное дно на 60% длины корпуса.
электроснабжение 4 динамо-машины, 230 кВт, 74 В.
на Hessen: 4 турбогенератора, 260 кВт, 110 В.
управление 1 полубалансирный руль с дублированным паровым приводом.
кренящий момент 15200 мт
плавсредства 2 паровых катера, 2 баркаса, 1 вельбот (позже снят), 2 катера, 2 яла, и 1 (позже 2) шлюпки.
стоимость (в золотых марках) Braunschweig: 23 млн. 983 тыс., Elsaß: 24 млн. 373 тыс., Hessen: 23 млн. 867 тыс., в мишень : 7 млн. 200 тыс., Preußen: 23 млн. 990 тыс., Lothringen: 23 млн. 801 тыс.
БРОНИРОВАНИЕ
сталеникелевая броня Круппа на 100-мм тиковой подкладке
главный пояс 225-150 мм (середина), 100 мм (оконечности)
верхний пояс 140 мм
башни и барбеты главного калибра 250 мм (лоб) - 50 мм (крыша)
траверсы 140 мм
башни среднего калибра 150 мм
казематы среднего калибра 150 мм, 70 мм щиты
щиты 88-мм пушек 70 мм
палуба 40 мм, скосы: 140 мм в оконечностях, 75 мм в цитадели
рубки носовая: 300/50 мм, кормовая: 140/30 мм
коффердамы
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК: 960 кг в Рейхсмарине мишень Hessen с 1937 г.
4-280 мм/40 "SK L/40" (820м/с, -4º+30º, 18800 м. ) [340 снарядов] ---
14-170 мм/40 "SK L/40" (14500 м. ) [1820 снарядов] 10...14-170 мм/40 "SK L/40" (Braunschweig с 1921 г. - 12, Elsaß с 1924 г. - 10, Hessen с 1925 г. - 14
18-88 мм/35 "SK L/35" [2700 снарядов] 4...6-88 мм/35 "SK L/35", с 1931 г.: 4-88 мм/45 "Flack L/45" (зенитные)
12-37 мм, позже: 4 (по др. данным - 8) пулемёта - 7,9 мм/79 ---
6 подводных торпедных аппаратов - 450 мм (1 кормовой, 4 бортовых и 1 носовой) [16 торпед] 4 поворотных торпедных аппарата - 500 мм (на батарейной палубе, *на Braunschweig только 2) 1 экспериментальная торпедная труба в носу под углом 10° на левый борт.
В 1915-1917 гг. разоружены, только на Lothringen оставили 10-170 мм, в 1918 и его полностью разоружили. -----

Braunschweig


 

1-я серия броненосцев, построенных по программе 1898 г. Схема бронирования практически в точности повторяла вариант Wittelsbach, но вооружение значительно усилилось. Фирма Круппа - монопольный поставщик морских орудий - успела разработать более мощные 280-мм орудия (хотя все еще уступавшие двенадцатидюймовкам других стран). Изменилась и средняя артиллерия. Немцы попытались еще более усилить ее за счет замены в общем-то обычного 150-мм калибра на 170-мм. При этом количество пушек уменьшилось с 18 до 14, но за счет устранения смещенных к оконечностям установок, которые на предыдущих кораблях все равно было трудно использовать из-за сильного заливания на большой скорости. 170-мм калибр, по мнению специалистов, соответствовал максимальному весу снаряда (около 70 кг), с которым еще можно было иметь дело в отсутствии механической системы заряжания; потенциальные же противники Германии считали, и этот вес слишком большим для казематной установки и подвергли "Braunschweig" такой же критике, как и их предшественников.

Использование башен для размещения 4 из 14 170-мм орудий вызывало критику из-за их низкой надежности, большого веса, дороговизны и тактической нецелесообразности.

 

3 корабля вошли в состав 2-й эскадры Флота Открытого моря, 2 других в состав 4-й. В начальном периоде войны они неоднократно перебрасывались на Балтику. Вскоре немецкий флот начал испытывать острый недостаток личного состава для вступавших в строй новых дредноутов, крейсеров и многочисленных подводных лодок. Поэтому на старых броненосцах сохранили только часть экипажа и низвели их до статуса охранных судов, поставленных на якорь в различных базах флота, позже с них сняли всю среднюю артиллерию и большую часть 88-мм.

В 1916 г. первые четыре были полностью разоружены, на "Lothringen" оставили 10-170 мм казематных орудий, но в 1918 и их демонтировали.

 

"Braunschweig" в 1916 г. был выведен в резерв. С августа 1917 г. использовался в качестве вспомогательного корабля.  "Elsaß" с июля 1916 г. служил учебным кораблем.  "Hessen" с 1917 г, использовался в качестве блокшива.  "Preußen" и "Lothringen" с 1916 г. служили в качестве брандвахтенных кораблей.

"Preußen" и "Lothringen" в 1919 г. переоборудовали в носители катеров-тральщиков, на активной службе остались "Hessen" "Braunschweig" и "Elsaß".

По мере вступления в строй "карманных линкоров" (формально подходивших под Версальские ограничения) необходимо было избавляться от "стариков". В 1931 г. 4 из перечисленных броненосцев исключили из списков флота и сдали на слом. ("Braunschweig" в 1931 г. продан на слом, "Elsaß" в 1931 г. исключен и до октября 1935 г. служил опытовым кораблем, сдан на слом в 1936 г., "Lothringen" исключен из состава флота в 1926 г., "Preußen" — в 1929 г. Оба проданы на слом в 1931 г.)

Рекорд долгожительства поставил "Hessen". Получив в 1935-1937 гг. новые котлы (18000 л.с, 20 уз), он был полностью перестроен в радиоуправляемый корабль-цель и в этом качестве активно использовался в фашистском флоте. Ему удалось пережить войну, после которой он попал во флот Советского Союза, получив простое название "Цель", под которым просуществовал до середины 60-х годов.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ /  ОТЛИЧИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

ПОСТРОЙКА / ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

УЧАСТИЕ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1914-1916)

НА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (1916-1918)

ПОСЛЕВОЕННАЯ СЛУЖБА

ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ И КОМАНДИРЫ

 

 

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ

 

Линкоры типа Braunschweig были третьей серией додредноутов кайзеровского флота. Корабли являлись улучшенным вариантом предшествующего типа Wittelsbach: на них установили более мощную батарею главного и среднего калибров и они были на два узла быстрее при сохранении того же бронирования.

Корабли типа Braunschweig были 126 м в длину по ватерлинии и 128 м наибольшей длиной, они имели ширину в 22 м и проектную осадку 8,1 м. Корпуса кораблей разделялись на тринадцать водонепроницаемых отсеков и имели двойное дно на 60 процентов длины корпуса. Водоизмещение составляло 13208 тонн по проекту и 14394 т при полной загрузке. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 21,3 т.

Броненосцы типа Braunschweig были снабжены тремя паровыми машинами тройного расширения, которые имели суммарную мощность в 16000 л.с.  В трёх котельных отделениях располагались 14 паровых котлов: 8 военно-морских с 16 топками и 6 цилиндрических ПК с 22 топками (всего 38 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. Поверхность нагрева составляла 4550 кв.м.

На Hessen были установлены 10 ПК - 8 военно-морских с 16 топками и 2 нефтяных военно-морских с 2 топками (всего 18 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. Поверхность нагрева составляла 4210 кв.м.

После 1915 часть котлов была переведена на смешенное угольно-нефтяное отопление. (Нехватка высококачественного угля в военное время вынуждала применять уголь низкого качества. Для того, чтобы поддерживать мощность, необходимо было повысить температуру горения в котлах. Для этого туда впрыскивали мазут.)

Корабли имели один руль и три винта. Два внешних винта были трёхлопастные, 4,8 м в диаметре. Центральный винт был четырехлопастным, 4,5 м в диаметре. Наибольшая скорость по проекту - 18 узлов. В ходе испытаний, при мощности от 16400 до 16980 л.с. (12200 и 12700 кВт), наибольшая скорость колебалась между 18,2 и 18,7 узлами. Броненосцы могли пройти 5200 морских миль на скорости 10 узлов, за исключением Hessen, который страдал от неустойчивого управления котлами, повышавшего потребление топлива и сокращавшего дальность до 4530 миль на 10 узлах.

Первые два корабля, Braunschweig и Elsaß, имели четыре генератора, общей мощностью 230 kW (74 V), три следующих: Hessen, Preußen, и Lothringen имели четыре турбо-генератора, соответственно 260 kW (110 V).

Броненосцы были защищены броней Круппа. Бронирование палубы составляло 40 мм в горизонтальной части и повышалось до 140-75-140 мм на скосах. Основной броневой пояс был толщиной в 250 мм. Носовая боевая рубка имела 300 мм стенки и 50 мм крышу, кормовая, соответственно, 140 мм и 30 мм. Цитадель также была защищена 140 мм бронёй. Башни главного калибра имели 250 мм стенки и 50 мм крышу. Башни среднего калибра были защищены 150 мм бронёй, тогда как казематные пушки имели экраны по 70 мм.

Основное вооружение кораблей было мощнее, чем у предшествующих проектов, но все еще более слабым, чем у современных иностранных линкоров. Главный калибр включал четыре скорострельных 28 см пушки (11 дюймов) SK L/40 ("SK" (Schnelladekanone) - "скорозарядная") в двухорудийных башнях, в отличие от четырех 24 см (9.4 дюймов) на предшествующих типах, по сравнению с 12 дюймовыми (30 см), использующимися многими иностранными флотами. Пушки имели угол снижения до -4 градуса и возвышения до +30 градусов и максимальную дальность стрельбы 18800 м.   Пушки стреляли 529 ф снарядами с начальной скоростью 820 м/с, общий боезапас главного калибра составлял 340 снарядов , по 85 на пушку.

Батарея среднего калибра состояла из четырнадцати 17 см (6,7 дюймов) скорострельных пушек SK L/40, четыре из которых были установлены в одноствольных башнях, остальные десять - в казематах в середине корабля. Пушки стреляли 141 ф. снарядами с начальной скоростью 850 м/с. Орудия башенных установок имели угол возвышения в 30 градусов, максимальную дальность стрельбы 16900 м , тогда как казематные пушки могли подняться только на 22 градуса, и имели меньшую дальность стрельбы - 14500 м (15850 ярдов). Эти пушки имели боезапас в общей сложности 1820 снарядов, по 130 на пушку. При проходе Кильским каналом три центральные 17 см казематные пушки должны были убираться внутрь корпуса, так как были не в состоянии быть повёрнутыми так, чтобы не выступали за габариты корпуса, которые почти совпадали с шириной шлюзов.

Противоминная артиллерия составляла из четырнадцати 8,8 см (3,5 дюймов) скорострельных пушек SK L/35 в казематах вдоль судна. Пушки стреляли 15,4 ф снарядами с начальной скоростью 770 м/с, и имели угол возвышения в 25 градусов и максимальную дальность стрельбы 9090 м.

Корабли также были вооружены шестью 45 см (18 дюймов) торпедными аппаратами, с общим боезапасом в 16 торпед.

Корабли обладали хорошей мореходностью и плавным ходом, но были склонны к сильной качке, хоть и медленной. Они отлично управлялись и имели малый радиус поворота на низкой скорости, но при полном повороте руля теряли до 70 процентов скорости и кренились на 12 градусов. Дифферентующий момент на единицу осадки (1 м) составлял 15200 тм, поперечная метацентрическая высота 1,02 м, продольная 144 м. Остойчивость была максимальная при 30,5° крена и нулевой при 60,5°.

Экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых, при использовании в качестве флагмана эскадры, дополнительно 13 офицеров и 66 рядовых.

Корабли несли десять малых плавсредств на борту: два больших паровых катера, два баркаса, один вельбот (позже снят), два катера, два яла, и один (позже два) ялика.

 

 

 

 

 

Схема окраски

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

 

ОТЛИЧИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ

 

Сперва корабли были практически идентичными, отличаясь только формой шлюпочных кранов. Прожектора располагались на салингах.

В 1906 г. на Lothringen трубы удлинили на 2,5 м.

В 1909 была изменена конструкция мачт - добавлены брам-стеньги, снята площадка фор-марса, и изменено количество и расположение прожекторов: 1 оставлен на топе фок-мачты, 1 размещён на площадке над фор-марсом на высоте 20 м над КВЛ, 2 на диагонально на крыше грот-марса и 2 на площадках у носовой трубы.

В 1912-1914 на брам-салингах были установлены наблюдательные площадки артиллеристов.

С 1914 г. на Braunschweig и Elsaß расположение прожекторов: по одному на топах мачт и 2 на площадках у носовой трубы.

Учебный блокшив Lothringen в 1917-1918 нёс противоторпедные сети.

В 1917-1918 Hessen, стоя в Брунсбюттеле, за написанное большими буквами на его борту предупреждение, получил шутливое прозвище "Узкий Проход" (S.M.S. Kleinste Fahrt).

 

ПОСТРОЙКА

 

Braunschweig

Заказанный первым в серии, как "Schlahtschiff H", корабль был заложен вторым, 24 октября 1901 г. на верфи Germania в Киле под строительным номером 97. 20 декабря 1902 г. он был первым спущен на воду и получил имя Braunschweig, став первым германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в октябре 1904, стоимость постройки составила 23 млн. 893 тыс. марок.

 

 

 

 

Elsaß

Заказанный вторым в серии, как "Schlahtschiff J", корабль был заложен первым, 5 сентября 1901 г. на верфи Schichau в Данциге под строительным номером 696. 26 мая 1903 г. он был вторым в серии спущен на воду и получил имя Elsaß, став первым (и последним) германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в ноябре 1904, стоимость постройки составила 23 млн. 983 тыс.марок.

 

 

 

 

Preußen

Заказанный третим в серии, как "Schlahtschiff K", корабль был заложен четвёртым, 14 июня 1902 г. на верфи AG Vulcan в Штеттине под строительным номером 256. 30 октября 1903 г. он был четвёртым в серии спущен на воду и получил имя Preußen наследовав имя от старого броненосного фрегата Preußen (сп. 1873), который будучи к этому времени уже портовым судном, был переименован в Saturn, что бы освободить имя. Линкор был завершён в декабре 1905, стоимость постройки составила 23 млн. 990 тыс. марок.

 

 

 

 

Hessen

Заказанный четвёртым в серии, как "Schlahtschiff L", корабль был заложен третим, 15 апреля 1902 г. на верфи Germania в Киле под строительным номером 100. 18 сентября 1903 г. он был третим в серии спущен на воду и получил имя Hessen, став первым германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в сентябре 1905, стоимость постройки составила 23 млн. 867 тыс. марок.

 

 

 

 

 

Lothringen

Заказанный последним в серии, как "Schlahtschiff M", корабль и был заложен последним, 14 ноября 1902 г. на верфи Schichau в Данциге под строительным номером 716. 27 мая 1904 г. он был последним в серии спущен на воду и получил имя Lothringen, став первым (и последним) германским боевым кораблём с таким именем. Линкор был завершён в мае 1906, стоимость постройки составила 23 млн. 801 тыс. марок.

 

 

 

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

1904-1905 гг.

В декабре 1904 Braunschweig вошёл в состав 2-й эскадры учебного флота, заменив броненосец береговой обороны "Odin". Elsaß во время испытаний 15 декабря повредил руль и до февраля 1905 находился в ремонте. Испытания продлились до начала мая. После прохождения подготовки по программе одиночного корабля и отрядами, особенно после проведения интенсивных артиллерийских стрельб, оба корабля в составе 2-й эскадры действующего линейного флота во главе с линкором Kaiser Wilhelm II с 13 мая по 10 июня 1905 г. начали выполнение летней программы обучения.

С 12 июля по 9 августа состоялись продолжительные летние учения флота. Маневры начались 12 июля обычным длительным походом в Северном море. Затем, согласно плану, здесь же должен был начаться первый этап летних учений, после чего для проведения последующего этапа учений следовало провести переход флота вокруг мыса Скаген в Балтийском море. Но по политическим причинам это пришлось изменить.

Состоявшееся к этому моменту времени государственно-правовое разделение Швеции и Норвегии на два самостоятельных государства сделало нежелательным посещение германскими военными кораблями норвежских портов. Уважение Германией реального политического состояния стран в этом регионе продемонстрировали тем, что кайзер, хотя и провёл обычный летний поход своего флота у берегов Норвегии, перенёс манёвры в Балтийское море, но не удержался и закончил их посещением шведских портов.

Во время перехода действующего линейного флота через пролив Каттегат в Балтийское море германский флот произвёл акт политической демонстрации по отношению к Дании. Впервые корабли флота прошли через пролив Зунд и посетили столицу Дании Копенгаген, где некоторые линкоры посетил датский король Христиан IX.

После окончания летних маневров часть кораблей флота, в том числе Elsaß и Braunschweig, с 20 по 24 июля 1905 посетили Гётеборг (в то время Гётенбург), а со 2 по 7 августа Карлскруну - морские ворота шведской столицы Стокгольма.

В июле 1905 был завершён Preußen и приступил к боевой подготовке.

26 августа германский флот вышел из Киля, 28 августа прибыл на рейд Свинемюнде, где расположился рядом с кораблями британской эскадры.

Общение между моряками обоих флотов по обыкновению было внешне дружелюбным, но оставаясь всё же, как и во Фленсбурге, куда зашли британские миноносцы, так и в Данциге, куда перед этим также заходили англичане, довольно прохладным. После ухода англичан 29 августа германские корабли вернулись в порты своего базирования.

2 сентября выходом из Вильгельмсхафена действующего линейного флота начались осенние манёвры 1905 г. В условиях плохой погоды манёвры провели с 6 по 13 сентября.

Идея манёвров состояла в том, что превосходящий по силам неприятельский флот блокирует часть германского флота в Немецкой бухте. Вторая часть манёвров предусматривала сражение флотов и попытку уничтожения укреплений в устье реки Эльба. Руководили обоими этапами манёвров командующие 1-й и 2-й эскадр вице-адмиралы граф фон Баудиссен и Фишель.

Как заметил современный им критик, значение этих учений заключалось в том, что впервые перешли от обычной академической разработки стратегической задачи к довольно точной отработке подготовки к будущей войне. После заключительного морского парада корабли вернулись в свои гавани и приступили к осенней смене мест базирования.

В ходе манёвров Elsaß столкнулся с учебно-артиллерийским кораблём Schwaben, оба получили лёгкие повреждения.

С 1 октября 1905 г. Preußen стал флагманским кораблём 2-й эскадры. В октябре 1905 г. корабли эскадры проводили подготовку по программе одиночного корабля. Впервые в распоряжение флота передали две флотилии миноносцев, чтобы период содержания их в готовности к использованию продлить и на зимние месяцы.

В ноябре 2-я эскадра осуществляла мероприятия по вводу в строй и подготовку по программе одиночного корабля для построенных линкоров, в том числе для вошедшего в строй в сентябре Hessen. 24-25 ноября Braunschweig нанёс визит в Норвегию.

В начале декабря все три соединения действующего линейного флота раздельно совершали выходы в Балтийское море, провели ещё одно крупное учение и 12 декабря вновь соединились в Данциге. Совершенное по приказу адмирала фон Кестера возвращение в Киль снова использовали для проведения тактических учений. В нём также приняла участие "тактическая" флотилия миноносцев. В Киле обе флотилии миноносцев распустили, а крупные корабли вернулись в места своего постоянного базирования.

 

1906 г.

15 февраля 1906 Preußen доставил кайзера Вильгельма II в Копенгаген на похороны датского короля Христиана IX.

В 1906 г. ставшая уже привычной учебная деятельность действующего линейного флота становилась всё более обширной и многосторонней. Подготовка по программе одиночного корабля сменялась постоянными учениями в составе соединения и эскадры и продолжалась до состоявшихся с 13 мая по 8 июня в Северном море первых в этом году манёвров всего флота, закончившихся походом вокруг мыса Скаген.

4 марта 1906 Hessen вошёл во II линейную эскадру. Учебные походы весной (с 8 мая по 7 июня) в Северном море и летом (с 12 июля по 10 августа) в Северном и Балтийском морях прошли без особых происшествий. В середине июля 1906 г. предприняли длительный летний поход действующего линейного флота, сначала в среднюю, а затем в северную часть Северного моря к берегам Норвегии. Во время этого похода корабли 2-й эскадры заходили в Аальзунд, затем в Тронхейм. В состав второй эскадры вошёл пятый корабль серии - Lothringen.

21 июля у Мольде корабли 2-й эскадры встретили и приветствовали пароход "Hamburg" компании HAPAG, на борту которого в этот год кайзер проводил северный круиз в сопровождении лёгкого крейсера Leipzig.

Первоначально возвращение в отечественные воды предполагали начать 1 августа. Но затем, по приказу кайзера, его перенесли на 4 августа с тем, чтобы 3 августа встретить день рождения короля Норвегии Хаакона VII (к тому времени ему присвоили звание почётного адмирала германского военно-морского флота), а салютом и флагами расцвечивания поздравить его.

Возвращение флота в Германскую бухту происходило через Северное море, и у Гельголанда продолжились учения, в которых также принял участие новый броненосный крейсер Roon. 15 августа флот снова был в Киле. Уже через несколько дней после возвращения из летнего похода, с 22 по 24 августа состоялись манёвры с высадкой десанта в Эккернфёрдской бухте совместно с учениями по блокаде укреплений Киля.

Затем действующий линейный флот начал подготовку к осенним манёврам 1906 г., которые были непродолжительными, длились с 26 августа по 14 сентября.

Во время короткой паузы с 31 августа по 3 сентября гостем германских моряков стала шведско-датская эскадра, на что все обратили особое внимание, так же как и на последовавшее вслед за этим (с 3 по 9 сентября) посещение русской эскадрой Киля.

 

Продолженные с 3 по 14 сентября маневры закончились без чрезвычайных происшествий. Вечером последнего дня учений все экипажи кораблей флота, проходящих в устье реки Эльба мимо флагманского линкора Kaiser Wilhelm II, приветствовали троекратными криками "Ура!" уходящего в отставку командующего флотом гросс-адмирала фон Кестера. 14 сентября в Брунсбюттеле на борту флагманского корабля состоялся разбор учений, а 15 сентября корабли разошлись по портам своего постоянного базирования, кто в Киль, кто в Вильгельмсхафен.

За оставшуюся часть 1906 г. (за исключением зимнего учебного похода с 8 по 16 декабря в Северное море и проливы Каттегат и Скагеррак) особых событий и происшествий не произошло.

 

 

1907 г.

То же самое относилось к первой четверти 1907 г. Уже ставший привычным поход к берегам Норвегии и манёвры в Балтийском море провели с 12 июля по 10 августа 1907 г.

Заключительная часть осенних манёвров 1907 г. флота Открытого моря с 26 августа по 27 сентября также прошла без особых происшествий, как и прошедшие непосредственно за ними в северной части Шлезвига (с 10 по 13 сентября) манёвры с высадкой десанта и полевые учения совместно с армейскими частями.

 

 

1908 г.

28 апреля в ходе подготовки одиночного корабля, на Elsaß взрыв снаряда убил 3 и ранил 6 человек. В мае были проведены учения флота в Северном море. В июле - августе 1908 2-я эскадра вместо ставшего привычным похода в северном направлении выполнила атлантический поход, нанеся визит в Лас-Пальмас. С 7 по 13 сентября последовали осенние манёвры всего флота. Зимний учебный поход состоялся с 22 по 30 ноября и снова вёл в проливы Каттегат и Скагеррак.

 

 

1909 г.

Летом 1909 вновь состоялся учебный поход 2-й эскадры в Атлантику к Азорским островам, часть кораблей зашла в Ла Коруну, другая - в Эль Ферроль. В августе - сентябре прошли осенние манёвры флота.

В 1909 была изменена конструкция мачт - добавлены брам-стеньги, снята площадка фор-марса, и изменено количество и расположение прожекторов: 1 оставлен на топе фок-мачты, 1 размещён на площадке над фор-марсом на высоте 20 м над КВЛ, 2 на диагонально на крыше грот-марса и 2 на площадках у носовой трубы.

       

 

1910 - 1911 гг.

Летние походы 1910 и 1911 гг. вели в Норвегию. С 19 августа по 11 сентября 1910 прошли ставшие трдиционными осенние маневры. 14 декабря 1910 Elsaß был переведён в береговую оборону в Северном море.

В ходе осенних манёвров флота 1911 г., 23 августа Hessen случайно протаранил и потопил датский пароход Askesund. Команда парохода была спасена и не было никаких зарегистрированных жертв. В октябре корабль был сильно повреждён в столкновении с датским пароходом Argo. 30 октября 1911 Elsaß был возвращён в состав действующего флота, войдя в состав 1-й эскадры.

       

 

1912 - 1914 гг.

23 марта 1912 во время весенних учений в Северном море Elsaß в густом тумане на западном входе в Скагеррак протаранил и потопил шведский пароход Pollux. В апреле 1912 Elsaß использовался, как мишень для учебно-артиллерийского корабля Blücher около Фарерских островов, после чего 29 апреля был выведен в резерв с сокращённым экипажем. В июле 1912 в резерв вывели и Braunschweig. Также в резерв ушёл и Preußen. Осенние манёвры 1912 г. прошли без них с 14 августа по 28 сентября.

8 декабря 1912 Elsaß и Braunschweig были выведены из резерва и включены в состав 5-й дивизии. С января по март 1913 они участвовали в учениях в Северном и Балтийском морях, а с 30 марта по 21 апреля 1913 - в манёврах флота. 13 мая Elsaß снова был выведен в состав резервной эскадры Балтийского моря, 30 июля за ним последовал Braunschweig.

Летом 1913 эскадра выполнила летний поход в Норвегию, в котором участвовал Hessen.

Hessen участвовал также и в летнем походе в Норвегию накануне войны в 1914.

 

       

 

 

УЧАСТИЕ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ (1914-1916 гг.)

 

В начале Первой Мировой Войны 2 августа 1914 Braunschweig, Elsaß вошли в состав 4-й линейной эскадры под командованием вице-адмирала Эрхарда Шмидта и использовались для береговой обороны, Braunschweig был кораблём младшего флагмана эскадры и до 9 сентября 1914 оперировал на Балтике. 26 августа 1914 Elsaß пытался помочь севшему на мель лёгкому крейсеру Magdeburg.

 

Braunschweig и Elsaß 2-9 сентября 1914 участвовали в операции в восточной Балтике. С сентября 1914 по июль 1915 Braunschweig входил в береговую оборону в Северном море, занимая вахтенный пост в устье Эльбы , при этом 12 сентября на борту произошёл взрыв бензольно-кислородного аппарата, 6 человек погибли, 8 получили тяжелые и 8 легкие ранения. Затем корабль снова оперировал на Балтике, где 22 - 26 сентября с Elsaß выполнил набег в восточную Балтику, затем вернулся в устье Эльбы. 5 декабря 1914 Elsaß тоже перешёл в устье Эльбы а с 1 апреля 1915 стал на ремонт. С 26 апреля по 16 мая 1915 он снова патрулировал в устье Эльбы.

 

Hessen, Preußen (флагман) и Lothringen вошли в состав II линейной эскадры под командованием вице-адмирала Шеера, затем контр-адмирала Функе. Hessen 26 октября 1914 сел на мель в Кильском канале, 15-16 декабря 1914 участвовал в операции в Северном море, с 22 февраля по 6 марта 1915 прошёл ремонт в Киле, с 18 марта по 1 апреля 1915 - учения на Балтике и затем оперировал в Северном море, в т. ч. участвовал в операциях 17-18 мая 1915 и 29-30 мая 1915.

 

Braunschweig и Elsaß 5 июля 1915 были переведены в Киль и затем в Либаву, и в дальнейшем участвовали в первом этапе сражения в Рижском заливе 18-19 июля 1915 и в августе 1915 года , при этом во время операции 18-19 июля Braunschweig столкнулся с миноносцем G.175, а 8 августа 1915 Braunschweig и Elsaß сдерживали русский додредноут Слава в бухте, пока русское минное поле не было очищено, но русские силы оказали серьёзное сопротивление. Вице адмирал Шмидт решил, увести свои силы, когда стало ясно , что траление заняло слишком много времени и осталось слишком мало до захода солнца, чтобы смог выставить своё заграждение минный заградитель Deutschland.

 

С августа до октября 1915 Braunschweig опять входил в береговую оборону в Северном море, в то время, как Elsaß оставался в Либау.

 

12 октября 1915 Braunschweig вернулся на Балтику, где в составе 4-й эскадры также базировался в Либаве. Уже на следующий день у Либавы он был атакован британской подводной лодкой Е-18, но смог уклониться от торпед.

 

В январе - феврале 1916 Braunschweig прошёл ремонт на верфи "Blohm & Voss" и 13 мая вернулся в Либаву, но из за нехватки персонала использовался там, как брандвахта. 10 июля Elsaß, а 25 июля Braunschweig были отправлены в киль, где выведены из боевого состава и разоружёны.

 

К весне 1916 в составе II линейной эскадры из кораблей этого типа остался только Hessen. Preußen и Lothringen в начале года были выведены в резерв.

 

4-26 июня 1915 Hessen прошёл переоборудование под дополнительное нефтяное отопление в Киле , после чего принимал участие в операциях в Северном море 11-12 сентября 1915 и 23-24 октября 1915.

 

Затем последовал ремонт в Вильгельмсхафене 6-23 декабря 1915, учения на Балтике 25 декабря 1915-20 января 1916 и ремонт в Гамбурге 22 января -15 марта 1916, после чего состоял в береговой обороне в Северном море, участвовал в операции 24-25 апреля 1916.

 

Во время ремонта 26 апреля - 1 мая 1916 на Hessen были установлены зенитные пушки.

 

Он с пятью кораблями типа Deutschland принял участие в Ютландской битве 31 мая - 1 июня 1916, в составе II линейной эскадры под командованием контр-адмирала Франца Мови, Hessen был вторым кораблём III дивизиона (последним в строю).

 

В ходе сражения корабли эскадры выполнили важную задачу - прикрытие отхода повреждённых в бою германских линейных крейсеров. Британские линейные крейсера вице-адмирала Дэвида Битти атаковали немецкие корабли в темноте, и когда немецкие крейсера повернули на запад, чтобы уклониться от атаки, Мови сохранил южный курс, введя свои корабли между британскими и немецкими линейными крейсерами. Британские линейные крейсера переключили внимание на броненосцы, они, в свою очередь, изменили курс на параллельный юго-западный, чтобы использовать все свои пушки. В ходе краткой перестрелки Hessen успел дать пять залпов главным калибром.

 

Около 03:00 1 июня на эскадру вышла в торпедную атаку группа британских эсминцев. В 03:07 Hessen уклонился от близко прошедшей торпеды, Pommern, корабль шедший впереди Hessen, оказался не таким счастливым. В 03:10 он получил в борт торпеду, которая вызвала детонацию 6.7 дюймовых (17 см) снарядов в одном из погребов, уничтожившую корабль. Hessen за всё сражение не получил никаких повреждений.

 

18 ноября 1916 Hessen помог линкору König Albert сняться с мели у Краутсанда.

      

 

 

НА ВСПОМОГАТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЕ (1916-1918 гг.)

 

Начиная с 1916 корабли типа Braunschweig были выведены из активной службы, в основном из-за нехватки людских ресурсов.

Braunschweig с 25 июля 1916 г. использовался как учебный блокшив, а с 20 августа 1917 г. как плавказарма в Киле.

Elsaß с 25 июля 1916 использовался в качестве плавказармы и стационарного учебного судна при I инспекции ВМФ в Киле, позже при инспекции системы образования ВМФ. 20 июня 1918 выведен в резерв.

Hessen в декабре 1916 использовался как мишень на Балтике, но уже 12 декабря 1916 был выведен в резерв, в 1917 разоружен и перечислен в плавбазу в Брюнсбюттеле.

Preußen 16 марта 1917 выведен из боевого состава, использовался как ледокол в Свинемюнде., 8 мая 1917 списан, большая часть экипажа переведена на "Hindenburg", в августе 1917 стал тендером 3-й флотилии ПЛ в Вильгельмсхафене.

Lothringen был списан со службы в августе 1917 и использовался как учебное судно инженеров в Вильгельмсхафене.

 

 

ПОСЛЕВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

Поскольку все германские дредноуты, или были затоплены в Скапа-Флоу, или уступлены Союзникам как трофеи, линкоры типа Braunschweig, в числе восьми устаревших линкоров, которые было разрешено сохранить в рамках Версальского договора, были включены во вновь реорганизованный Reichsmarine.

В течение первых лет, последовавших за Мировой Войной, Braunschweig, Elsaß, и Hessen должны были быть переоборудованы, как корабли береговой обороны, но этот план не был реализован.

плавбазы моторных катеров-тральщиков

 

 

В 1919 Preußen и Lothringen были переоборудованы в плавбазы-носители моторных катеров-тральщиков. На Lothringen смонтировали грузовые стрелы для спуска катеров, а на Preußen оставили старые шлюпочные краны.

 

Preußen вошёл в состав флота как плавбаза-носитель катеров-тральщиков в 1919 г., однако, поскольку корабль был очень тяжёлый для этих целей, в декабре 1919 г. он был заменен легким крейсером " Arcona". Корабль оставался в составе флота до 5 апреля 1929 года, когда он был исключён из списков военно-морского флота. Судно было продано на слом 25 февраля 1931 за 216800 марок и было частично разобрано в Вильгельмсхафене. 63-метровая секция центральной части корпуса была использована для испытаний торпед и взрывных устройств, и получила негласное имя "SMS Vierkant" (прямоугольник). Затонула при бомбардировке в апреле 1945, поднята в 1954 и разобрана.

 

Lothringen также был преобразован в судно плавбазу-носитель катеров-тральщиков, и он служил в этой роли с 1922 по 1926. Судно было списано 31 марта 1931, продано на слом за 269650 марок, и разобрано на верфи Blohm und Voss в Гамбурге.

 

 

Braunschweig

 

Braunschweig прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 1 декабря 1921 г. вошёл в состав Reichsmarine с уменьшенным экипажем, на нём были демонтированы задние башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 2 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек. 1 марта 1922 г. экипаж был увеличен до штатного числа и корабль стал флагманом командующего военно-морскими силами в Северном море.

 

В июле 1922 он нанёс визит в Норвегию, посетив Фретейм и Мундаль. В июле следующего года поход вёл в Финляндию и Швецию, включая посещение Хельсинки и Гетеборга.

 

В феврале - марте 1924 линкор использовался как ледокол на Балтике, в июле совершил поход в Атлантику, включая визит в Ла Коруну, а в августе - сентябре участвовал в осенних манёврах. В апреле 1925 корабль принял участие в манёврах флота на Балтике, а в июне посетил Норвегию.

31 января 1926 линкор был выведен в резерв. 31 мая 1931 он был исключён и преобразован в блокшив в Вильгельмсхафене, и в конечном счете разобран в 1932.

  

 

Elsaß

Elsaß прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 15 февраля 1924 г. вошёл в состав Reichsmarine (Дивизия линейных кораблей в Вильгельмсхафене) с уменьшенным экипажем, на нём были демонтированы все четыре башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 4 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек. 1 апреля 1924 г. экипаж увеличен до штатного.

 

 

В июле 1924 линкор совершил поход в Атлантику, в ходе которого с 6 по 13 июля посетил Виго в Испании. В июне 1925 корабль ходил в Норвегию, нанёс визиты в Осло (с 19 по 24) и Одде (с 26 по 30).

 

1 октября 1925 г. линкор был переведён на Балтику (в Киль). В мае - июне 1926 и в апреле - мае 1927 корабль проводил учения в Атлантике и в Средиземном море, зимой 1928 - 1929 использовался как ледокол.

 

25 февраля 1930 корабль был выведен из боевого состава. 31 марта 1931 он был исключён, использовался как блокшив в Вильгельмсхафене , а также как опытовое судно для оценки ущерба от сотрясения при испытаниях взрывов донных мин.

31 октября 1935 Elsaß был продан фирме Norddeutscher-Lloyd в Бремерхафене и разобран в 1936.

 

 

                 

 

Hessen

Hessen прошёл модернизацию на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене и 6 января 1925 г. вошёл в состав Reichsmarine, на оставили все четыре башни среднего калибра, на батарейной палубе установили 4 поворотных торпедных аппарата, зенитное вооружение составили 6 - 88мм пушек.

 

В июне 1925 линкор выполнил поход в Норвегию, затем участвовал в осенних манёврах флота. В январе 1926 использовался как ледокол на Балтике и нанёс визиты в Либау и Ригу.

 

С 12 мая по 19 июня 1926 линкор выполнил поход в Испанию, а с 28 марта по 18 июня 1926 - атлантический поход к островам Карари и в Португалию. В июле Hessen нанёс визит в Данциг, став первым немецким кораблём, появившимся там после войны.

 

В июле 1928 г. линкор ходил в Норвегию. С 18 апреля по 9 мая 1929 он посетил Испанию, а с 30 августа по 5 сентября находился в Стокгольме. С 3 апреля по 16 июня 1930 г. корабль участвовал в походе флота в Средиземное море.

 

С 13 июня по 3 июля 1931 корабль нанёс визит в Норвегию, в 1932 г. ходил в Висби, Осло и Данциг, а в 1933 в Таллин. В июле 1934 последние свои визиты линкор выполнил в Берген и Сонгефьорд.

 

12 ноября 1934 он выведен в резерв в Вильгельмсхафене, экипаж переведен на броненосец "Admiral Scheer". 31 марта 1935 корабль был исключён и отправлен на перестройку в мишень.

 

             

 

 

РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ МИШЕНЬ Hessen

 

31 марта 1935 Hessen был исключён из резервного списка и перечислен в судно-цель. Вооружение было демонтировано, корпус удлинен на 11,7 м за счёт нового носа от 84 шпангоута, срезаны все надстройки и мостики и заменены единственной трубой и башенной фок-мачтой, установлено новое оборудование, паровые машины заменили на турбины.

 

На мишени Hessen были установлены 2 паровые турбины, вращавшие два 3-лопастных винта Ø 3,7 м. В двух котельных отделениях были установлены 3 военно-морских ПК: 2 одинарных и 1 двойной (всего 8 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 16 кгс/кв.см.

 

Корабль имел экипаж в 80 человек, но мог управляться дистанционно по радио, когда использовался как цель.

 

Новое бронирование сталью "Твёрдый Вотан" состояло из пояса по КВЛ 100-140-170 мм (с кормы в нос), вся носовая часть была покрыта 40 мм бронёй, помещения под броневой палубой впереди носового и позади кормового барбета  были заполнены пробкой.

 

Hessen вернулся в состав флота в новом качестве 1 апреля 1937 и служил в Кригсмарине до конца Второй Мировой Войны. Для управления мишенью использовался миноносец "Pfeil".

В 1946 г. он был передан по репарациям Советскому Союзу. 1 января 1946 г. он покинул Вильгельмсхафен и через 6 дней прибыл в Либау. 3.06.1946 он вошёл в состав советского ВМФ под названием Цель. Корабль был окончательно разобран в 1960-х.

 

   

 


ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ И КОМАНДИРЫ

14.10.1904 Вступил в строй и приступил к учениям. капитан-цур-зее Alfed Ehrlich
c 12.1904 Младший флагман 2-й эскадры.
12.07-9.08.1905 Летний поход в Швецию, визит в Гётеборг.
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота.
09.1905   капитан-цур-зее Hermann Jacobsen
11.1905 Визит в Норвегию.
12.1905 Учения в Балтийском море.
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Поход к берегам Норвегии и манёвры в Балтийском море.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
09.1907   капитан-цур-зее Richard Eckermann
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Лас-Пальмас.
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
09.1908   капитан-цур-зее Friedrich Schrader
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
07 - 08.1909 Атлантический поход, визит в Ла Коруну.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
09.1909 Экипаж переведён на линкор "Westfalen", его сменил экипаж с выведенного в резерв "Kaiser Karl der Große". капитан-цур-зее Karl Wilbrandt
лето 1910 Визит в Норвегию.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
09.1910   капитан-цур-зее Georg von Ammon
08 - 09.1911 Осенние манёвры флота.
31.07.1912 Экипаж сокращён.
07.1912 В резерве. корветтен-капитан Paul Schrader
11.1912
с 12.1912 С новым экипажем в составе 5-й дивизии. капитан-цур-зее Karl Thorbecke
30.07.1913 Выведен в резервную дивизию Балтийского моря. (заменён на линкор "König Albert") ---
7.08.1914 С началом войны введён в строй в качестве младшего флагмана 4-й эскадры. капитан-цур-зее барон Gottfried von Dalwigk zu Lichtenfels
08.1914 капитан-цур-зее Max Lans
2 - 9.09.1914 Оперировал у Виндау.
с 09.1914 Патрулировал в Северном море - в устье Эльбы.
12.09.1914 Взрыв бензольно-кислородного аппарата на борту, 6 погибших, 8 получили тяжелые и 8 легкие ранения.
22 - 26.09.1914 Набег в восточную Балтику, затем вернулся в устье Эльбы.
5.07.1915 Переведён в Киль и затем в Либаву.
18 - 19.07.1915 Оперировал в Балтике, при этом столкнулся с миноносцем G.175.
8.08.1915 Cдерживал русский додредноут "Слава" в бухте, прикрывая тральщики.
с 23.09.1915 В Киле, затем опять патрулировал в устье Эльбы.
c 12.10.1915 Снова на Балтике. В составе 4-й эскадры в Либаве.
13.10.1915 Атакован британской подводной лодкой "Е-18" у Либавы, но смог уклониться от торпед.
01 - 02.1916 Ремонт на верфи "Blohm & Voss".
с 16.03.1916 Корабль охраны гавани в Либаве с сокращённым экипажем.
с 25.07.1916 Разоружён, учебный блокшив в Киле. капитан-цур-зее Reinhold Schmidt
08.1916  
  корветтен-капитан Walter Mehnert
12.1916  
  корветтен-капитан Leo Hertzer
05.1917  
  капитан-лейтенант резерва Franz Wilde
06.1917  
  корветтен-капитан Günther Paschen
с 20.08.1917 Плавказарма в Киле. ---
1918 - 1919 Должен был быть переоборудован в корабль береговой обороны, но этот план не был реализован.
1921 Модернизация на "Kriegsmarinewerft" в Вильгельмсхафене.
с 1.12.1921 В составе Рейхсмарине с уменьшенным экипажем. корветтен-капитан Franz Claassen
01.1922 корветтен-капитан Albrecht Meißner
02.1922
1.03.1922 Экипаж увеличен до штатного числа, флагман командующего военно-морскими силами в Северном море. капитан-цур-зее Adolf Pfeiffer
07.1922 Визит в Норвегию (Фретейм и Мундаль).
07.1923 Визит в Швецию (Хельсинки и Гетеборг).
10.1923  
  капитан-цур-зее Franz Wieting
02 - 03. 1924 Использовался как ледокол на Балтике.
07.1924 Атлантический поход, визит в Ла Коруну.
08 - 09.1924 Осенние манёвры.
01.1925  
  капитан-цур-зее Gottfried Hansen
04.1925 Манёвры флота на Балтике.
06.1925 Визит в Норвегию.
с 31.01.1926 В резерве. ---
31.05.1931 Исключён, блокшив в Вильгельмсхафене.
1932 Продан на слом.
29.11.1904 Вступил в строй, обучение и испытания. капитан-цур-зее Hugo Pohl
15.12.1904 Во время испытаний повредил руль и отправлен в ремонт.
с 02.1905 Испытания и обучение.
с 05.1905 В составе 2-й эскадры, учения в Северном и Балтийском морях.
12.07-9.08.1905 Летний поход в Швецию, визиты в Гётеборг и Стокгольм.
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота, столкнулся с учебно-артиллерийским кораблём "Schwaben", оба получили лёгкие повреждения.
10.1905   капитан-цур-зее Gustav Bachmann
12.1905 Учения с флотом в Балтийском море.
13.05 - 8.06.1906 Манёвры всего флота в Северном море, затем поход вокруг мыса Скаген.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
10.1907   капитан-цур-зее Reinhard Scheer
28.04.1908 Взрыв снаряда убил 3 и ранил 6 человек.
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Лас Пальмас.
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
07 - 08.1909 Летний поход в Северную Атлантику, визит в Эль Ферроль.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота. капитан-цур-зее Hubert von Rebeur-Paschwitz
с 14.12.1910 В береговой обороне в Северном море.
09.1911
1 - 4.10 1911 капитан-цур-зее Carl Schaumann
с 4.10.1911 В составе 1-й эскадры. капитан-цур-зее Hugo Langemak
31.07 - 12.09.1911 Осенние манёвры флота.
23.03.1912 Во время учений в Северном море протаранил и потопил шведский пароход Pollux.
04.1912 Использовался как мишень для учебно-артиллерийского корабля "Blücher" около Фарерских островов.
с 29.04 - 08.1912 Выведен в резерв, экипаж сокращён. корветтен-капитан Eduard Bartels
14.08 - 29.09.1912 Включён в состав 5-й дивизии (3-я эскадра), осенние манёвры. капитан-цур-зее Leberecht Maaß
29.09 - 11.1912 Выведен в резерв, экипаж сокращён. корветтен-капитан Eduard Bartels
1.12.1912 Снова включён в состав 5-й дивизии (3-я эскадра).
8.12.1912   капитан-цур-зее Siegfried Bölken
01 - 03.1913 Учения в Северном и Балтийском морях.
30.03 - 21.04.1913 Манёвры флота.
13.05.1913 Выведен в состав Балтийской резервной эскадры. ---
31.07.1914 С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры. капитан-цур-зее Hugo Langemak
26-31.08.1914 Пытался помочь севшему на камни лёгкому крейсеру "Magdeburg"
2 - 9.09.1914 Оперировал у Виндау.
24-25.09.1914 Оперировал у Виндау.
с 5.12.1914 Патрулировал в устье Эльбы.
с 1.04.1915 На ремонте. капитан-цур-зее Roberst Kühne
с 27.05.1915 В Северном море, патрулировал в устье Эльбы.
с 5.07.1915 На Балтике.
7.07.1915 Оперировал на Балтике.
18 - 19.07.1915 Оперировал на Балтике.
8.08.1915 Сдерживали русский додредноут "Слава" в бухте, прикрывая тральщики.
с 21.08.1915 Стоял в Либау.
с 11.1915   капитан-цур-зее Johann von Lessel
01 - 03.1916 Флагман командования сил в зарубежной части Балтийского моря.
10.07.1916 Перешёл в Киль, экипаж сокращён из за недостатка людей. корветтен-капитан Ernst Hoffmann
с 25.07.1916 После ремонта использовался в качестве плавказармы и стационарного учебного судна при I инспекции ВМФ в Киле, позже при инспекции системы образования ВМФ.
с 09.1916 корветтен-капитан Hellmut Kellermann
с 12.1916 капитан-лейтенант морского ополчения Johannes Bähr
в 02.1917 корветтен-капитан Walter Mehnert
с 02.1917 капитан-цур-зее Friedrich Kuntz
с 03.1918 корветтен-капитан Richard Spitzner
20.06.1918 Выведен в резерв. ---
с 10.1918   фрегаттен-капитан Waldemar Krah
в 12.1918   лейтенант-цур-зее резерва Nörmer (или Nerner?)
1919 Должен был быть переоборудован, в корабль береговой обороны, но этот план не был реализован. ---
1923 - 1924 Модернизирован на "Marinenwerft" в Вильгельмсхафене.
с 15.02.1924 В составе Дивизии линейных кораблей в Вильгельмсхафене с сокращённым вооружением. капитан-цур-зее Wilhelm Prentzel
1.04.1924 Экипаж увеличен до штатного.
6-13.07.1924 Визит в Виго, Испания.
19-24.06.1925 Визит в Осло, Норвегия.
26-30.06.1925 Визит в Одде, Норвегия.
09.1925  
1.10.1925 Переведён на Балтику (в Киль). капитан-цур-зее Friedrich Brutzer
05 - 06.1926 Учения в Атлантике и в Средиземном море.
04 - 05.1927 Учения в Атлантике и в Средиземном море.
09.1927  
  фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Friedrich Brutzer
зима 1928 - 1929 Использовался как ледокол.
09.1929  
  фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Reinhold Knoblauch
25.02.1930 Выведен из боевого состава. ---
31.03.1931 Исключён, использовался как блокшив в Вильгельмсхафене, а также как опытовое судно для оценки ущерба от сотрясения при испытаниях взрывов донных мин.
31.10.1935 Продан фирме Norddeutscher-Lloyd в Бремерхафене
1936 Слом.
19.09.1905 Вступил в строй. Испытания и учения. капитан-цур-зее Carl Derzewski
4.03.1906 Вошёл в состав 2-й эскадры.
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию, десантные учения в Эккенфьорде.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
09.1906   капитан-лейтенант Max Lans (и.о.)
  капитан-цур-зее Karl Dick
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
09.1908   капитан-цур-зее Ehrhardt Schmidt
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
07 - 08.1909 Поход в Атлантику, визит в Эль Ферроль.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
лето 1910 Поход в Норвегию.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота, случайно протаранил и потопил датский пароход Askesund .
09.1910   капитан-цур-зее Friedrich von Kühlwetter
12.1911  
12.1911 - 01.1912   корветтен-капитан Adalbert Zuckschwerdt (и.о.)
01.1912   капитан-цур-зее Hans Küsel
02.1912 Использовался как ледокол на Балтике.
лето 1912 Случайно протаранил миноносец "G 110" в Балтийском море, на котором было трое убитых.
лето 1913 Летний поход в Норвегию, флагман.
лето 1914 Летний поход в Норвегию, флагман.
1.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 2-й эскадры.
26.10.1914 Сел на мель в Кильском канале.
15 - 16.12.1914 Участвовал в операции в Северном море.
с 22.02 по 6.03.1915 На ремонте в Киле.
с 18.03 по 1.04.1915 Учения на Балтике.
с 1.04.1915 Патрулировал в Северном море.
17 - 18.05.1915 Операция в Северном море.
29 - 30.05.1915 Операция в Северном море.
4 - 26.06.1915 Переоборудование под дополнительное нефтяное отопление в Киле
09.1915   капитан-цур-зее Rudolf Bartels
11 - 12.09.1915 Операция в Северном море.
23 - 24.10.1915 Операция в Северном море.
6 - 23.12.1915 Ремонт в Вильгельмсхафене.
25.12.1915 - 20.01.1916 Учения на Балтике
22.01 - 15.03.1916 Ремонт в Гамбурге
с 15.03.1916 В береговой обороне в Северном море.
24 - 25.04.1916 Операция в Северном море.
26.04 - 1.05.1916 Ремонт, установлены зенитные пушки.
31.05 - 1.06.1916 Принял участие в Ютландской битве.
07.1916  
07 - 09.1916   капитан-цур-зее Max Lans
в 09.1916   капитан-цур-зее Ernst Ewers
с 09.1916   капитан-цур-зее Max Lans
18.11.1916 Помог линкору "König Albert" сняться с мели у Краутсанда.
12.1916 Использовался как мишень на Балтике.
12.12.1916 Выведен в резерв.
18.01.1917 Разоружен и перечислен в плавбазу в Брюнсбюттеле. ---
1918 - 1919 Долен был быть переоборудован в корабль береговой обороны, но этот план не был реализован.
1923 - 1925 Ремонт и модернизация.
с 6.01.1925 В составе Рейсмарине. капитан-цур-зее Karl Klüpfel
06.1925 Поход в Норвегию.
осень 1925 Осенние манёвры флота.
01.1926 Использовался как ледокол на Балтике, визиты в Либау и Ригу.
04.1926  
  капитан-цур-зее Ernst Junkermann
12.05-19.06.1926 Поход в Испанию.
28.03-18.06.1927 Атлантический поход к островам Карари и в Португалию.
07.1927 Первый визит в Данциг после войны.
09.1927  
  капитан-цур-зее Emil Heusinger von Waldegg
07.1928 Визит в Норвегию.
09.1928  
  фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Feige
18.04-9.05.1929 Поход в Испанию.
30.08-5.09.1929 Визит в Стокгольм.
3.04-16.06.1930 Поход с флотом в Средиземное море.
09.1930  
  капитан-цур-зее Willi von Nordeck
18-19.04.1931 Дни флота в Свинемюнде.
15.06-03.07.1931 Визит в Норвегию.
1932 Визиты в Висби, Осло и Данциг.
26.09.1932  
27.09.1932   капитан-цур-зее Rolf Carls
1933 Визит в Таллин.
2.10.1933  
3.10.1933   капитан-цур-зее Hermann Boehm
07.1934 Визиты в Берген и Сонгефиорд.
09.1934  
  капитан-цур-зее Wilhelm Marschall
12.11.1934 Выведен в резерв в Вильгельмсхафене, экипаж переведен на броненосец "Admiral Scheer". ---
31.03.1935 Исключён.
1927-1928 Перестроен в радиоуправляемое судно-цель.
8.08.1928 В строю в новом качестве.
1946 Передан по репарациям Советскому Союзу.
3.06.1946 Вошёл в состав советского ВМФ под названием "Цель".
1960-е Слом.
12.07.1905 Вступил в строй, испытания и учения. капитан-цур-зее Joachim Bredow
с 1.10.1905 Флагман 2-й эскадры.
12.1905 Учения в Балтийском море.
15.02.1906 Доставил кайзера Вильгельма II в Копенгаген на похороны датского короля Христиана IX.                
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
09.1906   капитан-цур-зее барон von Schimmelmann
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
10.1907   капитан-цур-зее Schütz
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Лас Пальмас.
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
22 - 30.11.1908 Зимний учебный поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
весна 1909 Использовался как ледокол на Гольштейнском побережье.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
09.1909   капитан-цур-зее Seiferling
07 - 08.1909 Поход в Атлантику к Азорским островам, визит в Эль-Ферроль.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
???? Выведён в резерв.
10.1912  
  капитан-цур-зее Constanz Feldt
1.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 2-й эскадры.
С конца 1914 Флагман резервной эскадры.
14.03.1915 Отправлен на ремонт на верфь. ---
08.1915 Вернулся в состав резервной эскадры. капитан-цур-зее Frey
08.1916  
  капитан-цур-зее Ewers (и.о.)
  капитан-цур-зее Frey
12.1916  
  капитан-цур-зее Kettner
16.03.1917 Выведен из боевого состава, использовался, как ледокол в Свинемюнде. фрегаттен-капитан Lutter
8.05.1917 Списан, большая часть экипажа переведена на "Hindenburg". ---
с 08.1917 Тендер при III флотилии ПЛ в Вильгельмсхафене.
1918 - 1919 На переоборудовании.
1.06.1919 Вошёл в строй как плавбаза катеров-тральщиков. капитан-лейтенант Fritz Pungs
5.04.1929 Исключён из списков флота.  
25.02.1931 Продан на слом в Вильгельмсхафене. 63-метровая секция центральной части использовалась для испытаний торпед и взрывных устройств.  
04.1945 Затонула при бомбардировке.  
1954 Поднята и разобрана.  
18.05.1906 Вступил в строй, испытания и учения. ?
?.1906 В составе 2-й эскадры.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
19.10.1906   капитан-цур-зее Ernst van Semmern
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
05.1908 Учения в Северном море. ?
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
22 - 30.11.1908 Зимний учебный поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
лето 1913 Летний поход в Норвегию.
лето 1914 Летний поход в Норвегию.
1.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 2-й эскадры.
18.03.1916 Выведен из боевого состава.
07.1916 Возвращён в строй с уменьшенным экипажем.
с 08.1917 Учебное судно инженеров в Вильгельмсхафене
1918 - 1919 На переоборудовании. ---
1.06.1919 Вошёл в строй как плавбаза катеров-тральщиков. ?
с 2.03.1920 В резерве.
31.03.1931 Исключён из списков флота и продан на слом в Вильгельмсхафене. ---

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

      
          
       
 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
3 Hildebrand, Hans/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 7 Bände, Hamburg 1985.
4 Roberts, John/H. C. Timewell/Roger Chesneau (Hrsg.)/Eugene M. Kolesnik (Hrsg.): Kriegsschiffe der Welt 1860 bis 1905 – Band 1: Großbritannien/Deutschland. Bernard & Graefe Verlag, Koblenz 1983.
5 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
на русском
6 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
7 Мужеников В. Б. - Броненосцы типа Kaiser. Санкт-Петербург, 2004.
8 Кофман В. - Корабль, начавший мировую войну. // журнал "Моделист-конструктор".-1993.-№10.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Имперский флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1935
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1904-1920
Hessen
мишень "Hessen" и корабль управления "Pfeil".
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
Hessen
модель "Hessen"
Hessen
Hessen
модель "Hessen" в первоначальном виде.
Hessen
модель "Hessen" в первоначальном виде.
Hessen
мишень "Hessen" в Киле в 1946 г., перед передачей СССР.
Hessen
мишень "Hessen" после обстрела.
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
мишень "Hessen" и корабль управления "Pfeil".
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
мишень "Hessen"
Hessen
повреждения мишени "Hessen" после обстрела.
Hessen
вид на бак "Hessen"
Hessen
вид на ют "Hessen"
Hessen
экипаж "Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Elsaß
"Elsass"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen" в Кильском канале.
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Elsaß
"Elsass" во льдах.
Elsaß
"Elsass" во льдах.
Elsaß
"Elsass" во льдах.
Elsaß
На баке "Elsass"
Elsaß
Вид с фор-марса "Elsass"
Elsaß
Германский консул подымается на борт "Elsass"
Elsaß
"Elsass" и "Hessen"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass" и "Hessen"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Braunschweig
"Braunschweig" в Кильском канале.
Braunschweig
Офицеры и матросы "Braunschweig"
Braunschweig
Офицеры "Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig" в резерве, ноябрь 1930 г.
Braunschweig
"Braunschweig" в Кильском канале.
Braunschweig
"Braunschweig" в Норвегии, 1922 г.
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Preußen
плавбаза катеров-тральщиков "Preußen" в Вильгельмсхафене.
Preußen
плавбаза катеров-тральщиков "Preußen"
Lothringen
плавбаза катеров-тральщиков "Lothringen"
Lothringen
плавбаза катеров-тральщиков "Lothringen"
Lothringen
плавбаза катеров-тральщиков "Lothringen"


Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
"Lothringen"
Preußen
"Preußen"
Preußen
"Preußen"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"

Lothringen
"Lothringen"

Preußen
"Preußen"
Lothringen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
"Lothringen"
Preußen
"Preußen"
Preußen
"Preußen"
Preußen
"Preußen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Elsaß
"Elsass"
Braunschweig
"Braunschweig"




Кормовая надстройка "Preußen".

На баке "Lothringen"

2-я эскадра.


2-я эскадра.

"Preußen" во главе 2-й эскадры.



Preußen
На юте "Preußen"
Preußen
"Preußen"
Preußen
"Preußen"
Preußen
"Preußen"
Preußen
"Preußen"
Elsaß
"Elsass"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
"Lothringen"
Lothringen
Вид на бак "Lothringen"
Preußen
Вид на бак "Preußen"
Preußen
Открытка, изображающая преемственность названия, изображены "Preußen" 1876 г. и "Preußen" 1905 г.
Preußen
"Preußen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Hessen
"Hessen"
Elsaß
"Elsass"
Preußen
"Preußen"
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass" во время испытаний. 1903 г.
Elsaß
"Elsass"
Elsaß
"Elsass"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Braunschweig
"Braunschweig"
Elsaß
На борту "Elsass"
Lothringen
Спуск на воду "Lothringen"
Braunschweig
"Braunschweig"
Elsaß
"Elsass"
Лотарингия (фр. Lorraine, нем. Lothringen) — герцогство, располагавшееся на северо-востоке современной Франции. До 1766 года входило в состав Священной Римской империи. В настоящее время территория герцогства Лотарингия вместе с некоторыми другими землями входит в состав региона Лотарингия (Франция), Германии, Люксембурга, Бельгии и Нидерландов. После франко-прусской войны значительная часть Лотарингии и почти весь Эльзас были переданы Германии. Названия провинций были оставлены прежними, но немецкие власти немедленно начали притеснять французский язык и французскую культуру. Французы сопротивлялись, и подавить французский дух немцам не удалось. В то же время во Франции активным было реваншистское движение в поддержку отнятых провинций. В Первую мировую войну эльзасцы и лотарингцы отказывались воевать в немецкой армии, их девизом было лаконичное выражение: "Без нас!". В 1919 г. по условиям Версальского мирного договора, Франция вернула себе эти земли.
Гессен (нем. Hessen) — историческая область Германии. Столица — Висбаден. Название Hessen (в латинской передаче Hassia) происходит от древнегерманского племени хаттов. Гессен находится в самом центре современной Германии и граничит с Вестфалией, Нижней Саксонией, Тюрингией, Баварией, Баденом, Вюртембергом и Рейнланд-Пфальцем.
Пруссия (нем. Preußen) — герцогство (с 1525 года), курфюршество (с 1618 года, под властью немецкой династии Гогенцоллернов). Включало собственно Пруссию (Восточную), а также Бранденбург. Столица располагалась вначале в Кёнигсберге, а после Тридцатилетней войны — в Берлине, с 1701 года - королевство, с 1872 г. - в составе Германской Империи.
Эльзас (фр. Alsace, нем. Elsass или Elsaß) — регион на северо-востоке Франции, граничащий с Германией и Швейцарией. Столицей Эльзаса является Страсбург. В раннем средневековье на территории Эльзаса находились резиденции Меровингских королей. Поздней здесь располагались личные владения Гогенштауфенов с центром в Хагенау, а в позднее средневековье — и Габсбургов, перешедшие затем к французским королям (до 1789 г.). Как и большинство южных территорий Священной Римской империи, кроме императорских угодий, Эльзас в Средние века был разбит на множество лоскутных владений. Часть территорий Эльзаса со времен Гогенштауфенов входила в состав имперского домена, благодаря чему на фоне множества ленных владений территория изначально была разделена на два района (Верхний и Нижний Эльзас). После постепенного вхождения (1648—1697) Эльзаса в состав королевства Франции, большинство владений сохраняло свои автономные права и язык. Лишь после Великой Французской революции 1789 г., когда была проведена полная секуляризация, провозглашен единый государственный язык (французский) и отменены привилегии владетелей и городов, на территории Эльзаса было создано два департамента, впрочем, границы которых почти точно совпадали с прежними имперскими фогтствами. Но и революция окончательно не изгладила сложившиеся в средневековье взаимоотношения. 1871 г. по Франкфуртскому договору Германия аннексировала Эльзас, за исключением Территории Бельфор. 29 октября 1874 г. создана региональная Ассамблея Эльзас — Лотарингии. 31 мая 1911 г. принята Конституция Эльзас — Лотарингии. В 1919 г.: Эльзас вновь перешёл под власть Франции после ратификации Версальского мирного договора.
Брауншвайг (нем. Braunschweig, н.-нем. Bronswiek, Brunswiek, Brönswiek) — крупный город в Северной Германии на юго-востоке Нижней Саксонии. До ноября 1918 Брауншвайг был столицей герцогства Брауншвайг-Люнебург. Был основан саксонским графом Бруно II. Документально город упоминается впервые под именем Брунесгвик в грамоте освящения церкви Магникирхе в 1031 году. При Генрихе Льве Брауншвайг вырос в мощный город с несколькими районами, Герцогство Braunschweig-Люнебург тогда являлось частью земли Вельфов. Впоследствии герцогство распалось в результате раздела наследства на различные мелкие удельные государства. Брауншвайг, благодаря своему расположению возле реки, стал важным торговым городом и в XIII веке членом Ганзы. В XIV веке образовалось княжество Брауншвайг-Вольфенбюттель. Город Брауншвайг получил городскую независимость приблизительно в 1430 году. В 1671 году город снова попал под власть князя и в 1753 году герцоги возвращают резиденцию в Брауншвайг. С 1807 по 1813 год Брауншвайг находился под оккупацией наполеоновских войск и являлся частью королевства Вестфалия. Согласно Венскому конгрессу в 1814 году было возрождено герцогство Брауншвайгское. После смерти герцога Вильгельма III герцогством правили регенты, назначаемые Берлином. В 1871 году герцогство вошло в Германскую империю под главенством Пруссии.
Hessen
Носовая башня ГК "Hessen".
Hessen
Носовая башня ГК "Hessen".
Lothringen
88-мм АУ.
Lothringen
Носовая башня ГК "Lothringen".
Preußen
Preußen
Казематные орудия "Preußen".

Кормовая башня ГК.
Preußen
Носовая башня ГК "Preußen".

На учениях.
Preußen
"Preußen" в Киле.
Hessen
"Hessen"
Preußen
"Preußen"
Braunschweig
"Braunschweig"
Следующая страница - броненосцы типа "Deutschland"
Предыдущая страница - броненосцы типа "Wittelsbach"