Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Эскадренные броненосцы
(linienschiffe  I. classe)
типа

 Wittelsbach 


Германия, 1902-1904 гг. 5 ед. (проект 1897-1899 гг.)

 

Wittelsbach 

*
Wittelsbach
*
Wettin
*
Zähringen
*
Mecklenburg
*
Schwaben
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Wettin <Schichau>  Данциг, зав. №676 (линкор D) 10.10.1899 с 12.1911 по 08.1914 - учебно-артиллерийский корабль, с 1916 - плавказарма, 11.03.1920 исключён, слом.
6.06.1901
1.10.1902
2 Wittelsbach <Kaiserische Werft>, Вильгельмсхафен, зав. №25 (линкор C) 30.09.1899 с 08.1916 - учебный блокшив, к 1.06.1919 перестроен в плавбазу катеров-тральщиков на <Reichswerft> в Вильгельмсхафене, 8.03.1921 исключён, слом.
3.07.1900
15.10.1902
3 Zähringen <Germaniawerft> Киль, зав. №86 (линкор E) 21.11.1899 с 1916 - учебный блокшив, с 1917 - учебный корабль-цель для миноносцев, с 13.12.1918 блокшив, в 1926-1927 переоборудован в радиоуправляемую мишень на <Marinenwerft> в Вильгельмсхафене, 26.03.1945 затоплен как брандер в Готенгафене, в 1949-1950 разобран.
12.06.1901
25.10.1902
4 Mecklenburg <A.G.Vulcan> Штеттин, зав. №248 (линкор F) 15.05.1900 с 1916 - плавучая тюрьма (до конца войны), 25.01.1920 исключён, слом.
9.11.1901
25.06.1903
5 Schwaben <Kaiserische Werft>, Вильгельмсхафен, зав. №27 (линкор G) 14.11.1900 до 1911 г. использовался как опытовый торпедный корабль, с 08.1914 снова линкор, с 1916 - учебный блокшив, в 1919 перестроен в плавбазу катеров-тральщиков на <Reichswerft> в Вильгельмсхафене, 8.03.1921 исключён, слом.
19.08.1901
13.04.1904
ТТХ
  мишень Zähringen с 1927 г.
Водоизмещение нормальное 11774 т
полное 12798 т 11800 т
регистровое 7345 брт, 3976 нрт
после модернизации 1609 т
Размерения длина КВЛ 125,2 м
полная 126,8 м
ширина 20,8 м (с учётом стволов 150 мм казематных орудий: 22,8 м)
осадка носом 7,95 м 7,9 м
кормой 8,04 м
1 см осадки = 20,5 т. водоизмещения
высота борта 12,77 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 2х3-лопастных винта Ø 4,8 м и 1х4-лопастный винт Ø 4,5 м 2х3-лопастных винта Ø 4,8 м
3 МО 3 вертикальные ПМ тройного расширения (3 цил.) 2 ПМ тройного расширения
4 КО 12 ПК: 4 В.-М. (на Wettin и Mecklenburg - "Thornycroft") + 6 цил. (36 топок, 13,5 атм., 3719-4428 м²) 2 В.-М. ПК  (6 топок, 14 атм., 1800 м²)
мощность проектная 14000 л.с. ?
Ходовые данные скорость проектная 18 уз. 13,5 уз.
на испытаниях Wittelsbach: 17,0 уз. при 13900 л.с, 103 об/мин
Wettin: 18,1 уз. при 15530 л.с, 114 об/мин
Zähringen: 17,8 уз. при 14875 л.с, 107 об/мин
Mecklenburg: 18,1 уз. при 15171 л.с, 112 об/мин
Schwaben: 16,9 уз. при 13253 л.с, 102 об/мин
запас топлива 650/1800 т угля, (только в период с 1908 по 1909 г. + 200 т нефти) нефть
дальность плавания на 10 уз. 5000 миль ?
Экипаж штат 683 чел. (33 офицеров) 67 чел.
Wittelsbach в качестве флагмана флота + 79 чел. (13 оф.)  
Schwaben в качестве флагмана соединения + 53 чел. (9 оф.)  
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором, 14 отсеков, двойное дно на 70% длины корпуса.
электроснабжение 4 динамо-машины, 230 кВт, 74 В, (на Wittelsbach - 258 кВт) ?
управление 1 полубалансирный руль с дублированным паровым приводом.
кренящий момент 14950 мт ?
плавсредства 2 паровых катера, 2 баркаса, 1 вельбот, 2 катера, 2 яла и 3 шлюпки. ?
стоимость (в золотых марках) Wittelsbach: 22 млн. 740 тыс.
Wettin: 22 млн. 597 тыс.
Zähringen: 22 млн. 275 тыс.
Mecklenburg: 22 млн. 329 тыс.
Schwaben: 21 млн. 678 тыс.
?
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа на тиковой подкладке
главный пояс 225-100 мм (середина), 100 мм (оконечности) - на 100 мм подкладке
верхний пояс 140 мм
башни и барбеты главного калибра 250/50 мм
башни среднего калибра 150 мм
казематы 140 мм, 70 мм щиты
палуба 50 мм (скосы: 120 мм в оконечностях, 75 мм в цитадели)
рубки носовая 250/30 мм, кормовая 140/30 мм.
коффердамы
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК: 560 кг
4-240 мм/40 (835 м/с, -4º+30º, 16900 м. ) [300 снарядов]
18-150 мм/40 (13700 м. ) [2520 снарядов]
12-88 мм/30 [1800 снарядов]
12-37 мм, позже: 8 пулемётов
6 подводных торпедных аппаратов - 450 мм  (1 кормовой, 4 бортовых и 1 носовой) [12-16 торпед] *на Wittelsbach, Wettin и Zähringen предусматривалась при необходимости установка дополнительного надводного поворотного аппарата в корме.
В 1916 г. - приказ разоружить корабли.

Wittelsbach


 

Пять броненосцев типа "Linienschiff C" были заложены в порядке исполнения "Закона о флоте 1900 г." всего через год после начала постройки двух последних "Кайзеров". В результате подобной спешки прогресс по сравнению с предшественниками оказался незначительным.

Вооружение (и его защита) остались совершенно без изменений, изменилось лишь расположение 150-мм орудий, сдвинутых к центру корабля. Сэкономленный таким образом вес был использован для устранения недостатков бронирования. "Виттельсбахи" имели полный главный пояс по всей длине ватерлинии, а выше его - более тонкий верхний, простиравшийся между носовой и кормовой башнями. Пояс подкреплялся скосами броневой палубы, спускавшимися к его нижней кромке, тогда как на "Кайзерах" плоская палуба располагалась поверх пояса. За подобную схему, ставшую стандартной для начала века, пришлось расплатиться некоторым уменьшением максимальной толщины брони, что в некоторой степени компенсировалось дальнейшим улучшением качества крупповской брони по сравнению с первыми ее образцами.

В отличие от предшественников, корабли не модернизировались. К началу мировой войны входили в 4-ю эскадру броненосцев. Осенью 1915 г. были выведены в резерв, а с 1916 использовались как вспомогательные суда.

Вскоре после войны 2 единицы были сданы на слом. Два других броненосца: Wittelsbach и Schwaben в 1919 г. были переоборудованы в плавбазы катеров-тральщиков, для обеспечения послевоенного траления. По окончанию очистки вод от мин они также были списаны.

Zähringen продолжал использоваться как блокшив, а в конце 20-х был переоборудован в радиоуправляемую мишень и погиб лишь в конце второй мировой.

СОДЕРЖАНИЕ:

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ И СУДЬБА КОРАБЛЕЙ

ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ

 

ОБЩИЕ ДАННЫЕ

 

Линкоры типа Wittelsbach относились к классу додредноутов кайзеровского военного флота. Они были первыми линкорами, построенными согласно Закону о Военно-морском флоте от 1898, принятого по предложению гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица.

Всего было построено пять кораблей типа Wittelsbach; головной, Wettin, Zähringen, Schwaben и Mecklenburg. Корабли были начаты постройкой между 1899 и 1900 гг, и закончены к 1904.

КОНСТРУКЦИЯ

Корабли типа Wittelsbach в основном были аналогичны их предшественникам - типу Kaiser Friedrich III, тем не менее, у них была плоская батарейная палуба, более низкий квартердек и они имели больший по площади броневой пояс. Толщина брони составляла 225 мм в основной части пояса (уменьшаясь в носу и корме до 101 мм), 50 мм на батарейной палубе, и 250 мм для боевой рубки и башен главного калибра.

Корабли типа Wittelsbach были длиной в 125 м по ватерлинии и 127 м максимальной. Броненосцы имели ширину в 22,8 м, осадку в 8 м и водоизмещение 12798 тонн при полной загрузке. Увеличение осадки на 1 см соответствовало увеличению водоизмещения на 20,5 т.

Вооружение кораблей совершенно не отличалось от предыдущего типа. Основная батарея состояла из четырех 240 мм (9.4-дюймовых) пушек в двухорудийных башнях, одна на передней и одна на кормовой надстройке. Батарея среднего калибра состояла из 18 - 150 мм (5.9-дюймовых) пушек, противоминная - из 12 - 88 мм (3.4-дюймовых) пушек, все в одиночных установках, в башнях или казематах вдоль корабля, а также из двенадцати 37 мм пушек. Корабли также несли шесть (позже пять) 450 мм (17.7-дюймовых) торпедных аппаратов.

Корабли были оснащены 3 паровыми машинами тройного расширения, общей мощностью в 15000 л.с. и развивали скорость 18 узлов. В четырёх котельных отделениях располагались 12 паровых котлов: в носовых 6 военно-морских (на Wettin и Mecklenburg - "Thornycroft") с 12 топками, в кормовых - 6 цилиндрических ПК с 24 топками (всего 36 топок), вырабатывающие пар с рабочим давлением 13,5 кгс/кв.см. (на Zähringen - 14 кгс/кв.см.) Поверхность нагрева составляла 3719-4428 кв.м.

Нормальный запас топлива составлял 650 т. угля, полный - 1800 т угля, в период с 1908 по 1909 г. + 200 т нефти, зимой 1915 г. Schwaben был переведён на нефтяное питание.

Дальность плавания на 10 узлах (20 км/ч), составляла 5000 морских миль (9,000 км). Экипаж составлял 683 офицера и матроса.

Корабли обладали превосходной мореходностью, устойчиво держали курс, отлично маневрировали - могли хорошо управляться при работающей одной боковой машине . При оборотах средней машины более 75 начиналась сильная вибрация. Обладали плавным ходом на волнении. Потеря скорости хода при движении против волнения была незначительной. При отклонении руля в крайнее положение потери скорости хода возрастали до 50-60%, что вызывало крен до 9°. При бортовой качке крен доходил до 30° с периодом в 10 с.

Дифферентующий момент на единицу осадки (1 м) составлял 14950 тм, поперечная метацентрическая высота 0,966 м, продольная 140 м. Остойчивость была максимальная при 33,4° крена и нулевой при 58,5°.

Состав спасательных средств кораблей был следующий: 2 паровых катера, 2 баркаса, 1 вельбот, 2 спасательных катера, 2 яла и 3 ялика.

 

 

Схема окраски

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

 

 

На Zähringen и Mecklenburg запасной якорь (по правому борту) находился в нише, на остальных - в клюзе.

С 1908 г. на всех установили высокие брам-стеньги, в 1911 г. компасная площадка была сдвинута на 15 м в корму, было увеличено количество прожекторов: на Zähringen и Mecklenburg два дополнительных установили на площадках у носовой трубы, на остальных стало по два на верху фок-мачты и два по диагонали на грот-марсе.

В 1912-1914 гг. на фор-стеньге были установлены закрытые корректировочные посты.

 

 

 

Wittelsbach

"linienschiff C" строился на верфи Военно-морского флота в Вильгельмсхафене под строительным номером 25, начат 30 сентября 1899, спущен 3 июля 1900 г. и получил имя Wittelsbach в честь известного германского аристократического рода. Завершён в октябре 1902, стоимость постройки составила 22 миллиона 740 тысяч марок.

 

 

 

 

Wettin

"linienschiff D" строился на верфи Schichau в Данциге под строительным номером 676, начат 10 октября 1899, спущен 6 июня 1901 г. и получил имя Wettin в честь известного германского аристократического рода, завершён в октябре 1902, стоимость постройки составила 22 миллиона 597 тысяч марок.

 

 

 

Zähringen

"linienschiff E" строился на верфи Germania в Киле под строительным номером 86,  начат 21 ноября 1899, спущен 12 июня 1901 г. и получил имя Zähringen в честь известного германского аристократического рода, завершён в октябре 1902, стоимость постройки составила 22 миллиона 275 тысяч марок.

 

 

 

Mecklenburg

"linienschiff F" строился на верфи АG Vulcan в Щеттине под строительным номером 248, начат в 1900, спущен 9 ноября 1901,  великий герцог Мекленбурга-Шверина, Фридрих Франц IV крестил корабль именем Mecklenburg в честь северогерманского герцогства Мекленбург, завершён в июне 1903, стоимость постройки составила 22 миллиона 329 тысяч марок.

 

 

Schwaben

"linienschiff G" строился на верфи Военно-морского флота в Вильгельмсхафене под строительным номером 27, начат в ноябре 1900, спущен 19 августа 1901 иназван Schwaben в честь вюртембергской династии по королевству Швабия. Вюртембергский король Вильгельм II читал крестильную речь, крестила его жена, королева Шарлотта, завершён в апреле 1904, стоимость постройки составила 21 миллиона 678 тысяч марок.

  

 

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

Первое, достойное упоминания событие произошло ещё до ввода кораблей в строй, когда в июле 1900 во время достройки Wittelsbach был протаранен броненосцем Baden, получив при этом некоторые повреждения.

1902 г.

В августе 1902 Wittelsbach, Wettin и Zähringen параллельно проходили ходовые испытания с заводской командой, 1 октября 1902 Wettin вступил в строй и начал испытания и обучение, 15 октября 1902 вступил в строй Wittelsbach и до декабря также проходил испытания и обучение. В тот же день вошёл в строй Zähringen, но его испытания и обучение продлились до 10 февраля 1903, на него перешёл экипаж выведенного в резерв Brandenburg.

13 декабря 1902 г. Wittelsbach в сильный туман сел на мель у острова Коре в Большом Бельте, недалеко от Киля. Только через 7 дней (20 декабря) он был снят и отбуксирован на верфь в Киль. В снятии участвовали линкор Kaiser Karl Der Große, большой крейсер Prinz Heinrich и вспомогательные суда. Ремонт в Киле продолжался до февраля 1903.

 

1903 г.

В течение января 1903 г. линкоры Zähringen и Wettin ещё находились в стадии окончания работ, задерживался также ввод в строй повреждённого линкора Wittelsbach. Wettin вошёл в состав 1-й эскадры в январе 1903 и со следующего года участвовал в манёврах флота. Wittelsbach 1 марта 1903 стал флагманским кораблём 2-го флагмана 1 эскадры и оставался им до сентября 1905. 25 июня 1903 вступил в строй Mecklenburg и до середины декабря 1903 проходил испытания и обучение.

Осенние учения 1903 г. состояли из трех этапов. Первый этап в основном охватывал отработку учений по разведывательной деятельности и проведении блокады в Северном море (с 15 августа). На втором этапе с 31 августа флот вышел из Вильгельмсхафена в дальний поход к берегам Норвегии. Корабли в порты Норвегии не заходили и 5 сентября возвратились в Киль. 10 сентября начался последний этап манёвров. Центральной частью этого этапа была имитация блокады и разрушения укреплений Киля. Во время проведения всех этапов этих манёвров решающее значение имело опробование тактики германского флота в свете её дальнейшего развития.Командующий флотом адмирал фон Кестер был согласен с исходящими от вице-адмирала принца Генриха Прусского положениями, согласно которым, в начале лета 1-я эскадра должна была проделать предложенные им тактические приёмы, выполнил их в большем объёме и в дальнейшем продолжил и развил их.

12 сентября флот закончил проведение последнего этапа манёвров, и корабли вернулись в места своего постоянного базирования. Учения прошли без особых происшествий.

После манёвров 1903 г. 22 сентября произошли существенные перемены в организации всего флота. Согласно "высочайшему указанию" от 29 июня, вышло распоряжение после окончания манёвров образовать вторую действующую эскадру, которая вместе с 1-й эскадрой и разведывательной группой смогли бы образовать "действующий линейный флот".

22 сентября 1903 г. началось выполнение объявленного ещё 29 июня распоряжения морского кабинета, которое должно было представлять собой основу организационной структуры кайзеровского флота до конца 1918 г. Все последующие изменения явились лишь его корректировкой.

Согласно этому распоряжению, был образован находящийся в строю в течение всего года "действующий линейный флот" (с 1907 г. "флот Открытого моря"), состоящий из двух действующих эскадр и соединения разведывательных кораблей. Важнейшими пунктами этого распоряжения морского кабинета были:

1. После рассредоточения флота осенних учений 1903 г. резервные дивизии временно распустить. Из базовых кораблей этих дивизий в дальнейшем должна быть сформирована 2-я действующая эскадра.

2. Обе действующие эскадры и соединение разведывательных кораблей образуют действующий линейный флот. Командующий 1-й эскадрой одновременно является командующим действующим линейным флотом.

Тем самым были созданы условия, по которым в дальнейшем, согласно закону 1898 г. о флоте и дополнениям (новелл) к нему, без особых трудностей можно было ввести в строй подготовленные к службе корабли.

, первым с 23 ноября в среднюю часть Балтийского моря, вторым с 1 декабря в пролив Скагеррак с одним днем стоянки на якоре у Фредериксхафена.

С середины декабря 1903 в состав I эскадры флота был включен Mecklenburg.

 

1904 г.

В 1904 г. после весенней смены мест базирования для кораблей действующего линейного флота начался новый учебный год. С января 1904 Wittelsbach стал флагманом I эскадры.

С середины февраля 1904 броненосцы проводили одиночные и групповые учения.

13 апреля 1904 в строй вступил Schwaben. Вопреки намерению командующего флотом адмирала Ханса фон Кестера зачислить новый линкор в активный боевой флот, по требованию государственного секретаря имперского морского ведомства адмирала Альфреда Тирпица, он стал учебным торпедным кораблём. Торпедная инспекция, которая располагала до сих пор только большими и малыми крейсерами и небоеспособными старыми кораблями, получила современный линкор для обучения и экспериментов, который заменил в этой должности Neptun и начал проходить испытания и обучение. Из Вильгельмсхафена он перешёл вокруг мыса Скаген в Киль, откуда продолжал выходить на пробеги. В этот период он выскочил на неизвестную мель к северу от Фемарна. При этом днище по длине 30 м смялось и частично разошлось. После необходимого ремонта испытания продолжались до конца 1904.

В мае в Северном море провели крупное учение всего флота совместно с двумя флотилиями миноносцев.

Этот год был примечателен тем, что сразу после учений в северной части Северного моря, проходящих вплоть до берегов Норвегии, состоялся вызвавший много толков поход к берегам Англии и Шотландии. Во время этого похода линкоры посетили порты Плимут, Флиссинген, Лервик (Шетландские острова) и Мольде.

Июнь прошёл под знаком "Кильской недели" 1904 г., при этом Киль посетил британский король Эдуард VII со своей свитой. В её состав входили Первый лорд Адмиралтейства Селборн и начальник департамента морской разведки принц Луи Баттенбегский (по национальности немец).

Это посещение представителей британского королевского дома и Адмиралтейства и последовавший показ всего корабельного состава кайзеровского военно-морского флота, произведённый по приказу Вильгельма II, дало повод немецкой прессе начать резкую критику действий кайзера. При этом не забыли припомнить, что британский король посетил также германский флагманский корабль.

Но ещё большую критику, чем это посещение, вызвало последующее распоряжение кайзера, согласно которому даже отложили на несколько дней срок выхода германского действующего линейного флота в длительный летний поход. Распоряжение гласило, что германская эскадра во время учебного похода должна была обязательно зайти в какой-либо английский порт.

6 июля действующий линейный флот в полном составе покинул Киль и начал проводить учения в Германской бухте. У острова Боркум обе эскадры разошлись. В то время как входящие в состав 2-й эскадры броненосный крейсер Friedrich Саrl и миноносцы по-прежнему продолжали проводить учения, 1-я эскадра и соединение разведывательных кораблей направились в Плимут.

Прибыв в Плимут 10 июля, немцы были поражены столь неучтивым приёмом со стороны англичан, так как из кораблей британского флота в гавани находился только один броненосный крейсер "Monmouth", что вызвало довольно неприятное удивление. Из-за этого хорошо задуманный германским кайзером дружественный визит оказался сорван. Кульминационным пунктом явилось посещение флагманского корабля командующего германским флотом начальником военно-морской базы адмиралом Сеймуром.

13 июля корабли германской эскадры и разведывательного соединения покинули Плимут, тронулись в обратный путь и 14 июля бросили якоря на рейде Флисссингена, а соединение разведывательных кораблей проследовало в нидерландскую военно-морскую базу Ден-Хелдер. Туда же прибыла и 2-я эскадра с флотилиями миноносцев.

Запланированное посещение королевой Нидерландов Вильгельминой германских кораблей не состоялось. Принимающая сторона неожиданно отменила этот визит, причём ходили слухи о политической причине этого отказа.

20 июля весь германский флот покинул нидерландские воды и продолжил проведение учений. Поход флота сначала проходил в северном направлении вдоль английского побережья до Лервика (Шетландские острова), затем с 25 июля дальше через северную часть Северного моря. 1-я эскадра 29 июля зашла в Мольде, а соединение разведывательных кораблей в Христитиансанд. 2-я эскадра с флотилиями миноносцев в тот же день прибыла в Берген.

6 августа все соединения покинули норвежские воды, встретились в открытом море и направились в Киль, куда прибыли после проведённого ими 12 августа учебного боя. Важнейшим результатом первого учебного похода действующего линейного флота было то, что начальник соединения разведывательных кораблей смог на практике опробовать и проверить свои соображения о способах использования своих кораблей.

В этом походе корабли широко пользовались радиосвязью, а также применяли прожекторы для передачи распоряжений и специальных ночных опознавательных сигналов. Вслед за этим походом флот сразу же начал подготовку к большим осенним манёврам 1904 г., запланированным на период с 29 августа по 15 сентября.

К действующему линейному флоту присоединили: 2-ю флотилию миноносцев в составе 2-х дивизионов, и учебное соединение, в т. ч. линкор принятый в эксплуатацию в качестве учебного торпедного корабля Schwaben.

Манёвры 1904 г. начались 29 августа в Балтийском море, откуда 3 сентября флот перешёл к устью реки Эльба. Здесь под личным руководством командующего флотом адмирала фон Кестера десантный корпус принял участие в устроенном кайзером параде IX-го армейского корпуса в Альтоне. Вслед за этим 6 сентября последовал морской парад флота у Гельголанда. Манёвры в Северном море закончили 9 сентября. Затем в условиях приближенных к "боевой обстановке" последовал переход Кайзер-Вильгельм каналом.

На следующем этапе учений также отрабатывали взаимодействие между армией и флотом, в этот раз на устроенных кайзером манёврах в районе побережья Балтийского моря с участием гвардейского и IX-го армейского корпусов. Как и было запланировано, манёвры 1904 г. продолжались с 29 августа по 15 сентября и прошли без особых происшествий. После окончания этого, в основном, состоящего из десантных операций этапа учений 15 сентября практический флот распустили. Корабли возвратились в порты своего постоянного базирования.

Деятельность 1-й эскадры в осенний период ничем не отличалась от учебных походов в зимнее время года в среднюю часть Балтийского моря. Согласно программы обучения второй половины 1904 г. с 22 ноября по 2 декабря действующий линейный флот предпринял зимний учебный поход в среднюю и восточную часть Балтийского моря. Впервые в нём приняла участие одна из флотилий миноносцев.

С этим походом были связаны определённые политические события, поскольку планировали посетить некоторые шведские порты. Но начальник морского генерального штаба вице-адмирал Бюксель во время личного доклада обратил внимание кайзера Вильгельм II на то, что из-за существующего в настоящее время обострения шведско-норвежских отношений (в 1905 г. они привели к разрыву союза между этими двумя государствами) это было нецелесообразно. Кайзер согласился с этим, и посещение портов отменили.

С середины декабря 1904 по начало марта 1905 Zähringen прошёл ремонт в Вильгельмсхафене.

 

1905 г.

11 января 1905 Schwaben был передан инспекции корабельной артиллерии и заменил Mars в качестве артиллерийского учебного корабля. В течение следующих лет он занимал эту должность, однако неоднократно привлекался к другим заданиям, особенно к участию в осенних маневрах.

В начале марта 1905 Mecklenburg и Wittelsbach перешли вокруг мыса Скаген в Киль, при этом 3 марта во время пересечения Большого Бельта из за ошибочно поставленного фарватерного буя Mecklenburg наскочил на скалу. Он был снят линкорами Wittelsbach, Wettin и малым крейсером Ariadne и смог достичь Киля своим ходом. Сильная вмятина днища потребовала посещения Императорской верфи в Вильгельмсхафене, где корабль ремонтировался с марта по апрель 1905, 20 апреля он вернулся в строй и принимал участие в обычных упражнениях и учебных походах эскадры.

После прохождения подготовки по программе одиночного корабля и отрядами кораблей, особенно после проведения интенсивных артиллерийских стрельб, весь действующий линейный флот во главе с линкором Kaiser Wilhelm II с 13 мая по 10 июня 1905 г. начал выполнение летней программы обучения.

С 12 июля по 9 августа состоялись продолжительные летние учения флота. Маневры начались 12 июля обычным длительным походом в Северном море. Затем, согласно плану, здесь же должен был начаться первый этап летних учений, после чего для проведения последующего этапа учений следовало провести переход флота вокруг мыса Скаген в Балтийском море. Но по политическим причинам это пришлось изменить.

Состоявшееся к этому моменту времени государственно-правовое разделение Швеции и Норвегии на два самостоятельных государства сделало нежелательным посещение германскими военными кораблями норвежских портов. Уважение Германией реального политического состояния стран в этом регионе продемонстрировали тем, что кайзер, хотя и провёл обычный летний поход своего флота у берегов Норвегии, перенёс манёвры в Балтийское море, но не удержался и закончил их посещением шведских портов.

Во время перехода действующего линейного флота через пролив Каттегат в Балтийское море германский флот произвёл акт политической демонстрации по отношению к Дании. Впервые корабли флота прошли через пролив Зунд и посетили столицу Дании Копенгаген, где некоторые линкоры посетил датский король Христиан IX.

После окончания летних маневров часть кораблей флота с 20 по 24 июля посетили Гётеборг (в то время Гётенбург), а со 2 по 7 августа Карлскруну - морские ворота шведской столицы Стокгольма.

26 августа германский флот вышел из Киля, 28 августа прибыл на рейд Свинемюнде, где расположился рядом с кораблями британской эскадры. Общение между моряками обоих флотов по обыкновению было внешне дружелюбным, но оставаясь всё же, как и во Фленсбурге, куда зашли британские миноносцы, так и в Данциге, куда перед этим также заходили англичане, довольно прохладным. После ухода англичан 29 августа германские корабли вернулись в порты своего базирования.

2 сентября выходом из Вильгельмсхафена действующего линейного флота начались осенние манёвры 1905 г. В условиях плохой погоды манёвры провели с 6 по 13 сентября.

Идея манёвров состояла в том, что превосходящий по силам неприятельский флот блокирует часть германского флота в Немецкой бухте. Вторая часть манёвров предусматривала сражение флотов и попытку уничтожения укреплений в устье реки Эльба. Руководили обоими этапами манёвров командующие 1-й и 2-й эскадр вице-адмиралы граф фон Баудиссен и Фишель.

Как заметил современный им критик, значение этих учений заключалось в том, что впервые перешли от обычной академической разработки стратегической задачи к довольно точной отработке подготовки к будущей войне. После заключительного морского парада корабли вернулись в свои гавани и приступили к осенней смене мест базирования. Schwaben ушёл в Свинемюнде.

В октябре 1905 г. корабли эскадры проводили подготовку по программе одиночного корабля. Впервые в распоряжение флота передали две флотилии миноносцев, чтобы период содержания их в готовности к использованию продлить и на зимние месяцы.

В ноябре соединение флота в составе 1-й эскадры и крейсеров совершило поход в Балтийское море, в то время как 2-я эскадра осуществляла мероприятия по вводу в строй и подготовку по программе одиночного корабля для построенных линкоров.

В начале декабря все три соединения действующего линейного флота раздельно совершали выходы в Балтийское море, провели ещё одно крупное учение и 12 декабря вновь соединились в Данциге. Совершенное по приказу адмирала фон Кестера возвращение в Киль снова использовали для проведения тактических учений. В нём также приняла участие "тактическая" флотилия миноносцев. В Киле обе флотилии миноносцев распустили, а крупные корабли вернулись в места своего постоянного базирования.

 

1906 г.

Как и прошедший, 1906 г. проходил привычным порядком.

В 1906 г. ставшая уже привычной учебная деятельность действующего линейного флота становилась всё более обширной и многосторонней. Подготовка по программе одиночного корабля сменялась постоянными учениями в составе соединения и эскадры и продолжалась до состоявшихся с 13 мая по 8 июня в Северном море первых в этом году манёвров всего флота, закончившихся походом вокруг мыса Скаген.

Учебные походы весной (с 8 мая по 7 июня) в Северном море и летом (с 12 июля по 10 августа) в Северном и Балтийском морях прошли без особых происшествий. В середине июля 1906 г. предприняли длительный летний поход действующего линейного флота, сначала в среднюю, а затем в северную часть Северного моря к берегам Норвегии. Во время этого похода корабли 1-й эскадры во главе с флагманским линкором Wittelsbach и учебной флотилией миноносцев заходили сначала в Мольде, затем в Берген, 2-й эскадры в Аальзунд, затем в Тронхейм.

21 июля у Мольде корабли 2-й эскадры встретили и приветствовали пароход "Hamburg" компании HAPAG, на борту которого в этот год кайзер проводил северный круиз в сопровождении лёгкого крейсера Leipzig.

Первоначально возвращение в отечественные воды предполагали начать 1 августа. Но затем, по приказу кайзера, его перенесли на 4 августа с тем, чтобы 3 августа встретить день рождения короля Норвегии Хаакона VII (к тому времени ему присвоили звание почётного адмирала германского военно-морского флота), а салютом и флагами расцвечивания поздравить его.

Возвращение флота в Германскую бухту происходило через Северное море, и у Гельголанда продолжились учения, в которых также принял участие новый броненосный крейсер Roon. 15 августа флот снова был в Киле. Уже через несколько дней после возвращения из летнего похода, с 22 по 24 августа состоялись манёвры с высадкой десанта в Эккернфёрдской бухте совместно с учениями по блокаде укреплений Киля.

Затем действующий линейный флот начал подготовку к осенним манёврам 1906 г., которые длились с 26 августа по 14 сентября. Манёвры 1906 г. были непродолжительными.

Во время короткой паузы с 31 августа по 3 сентября гостем германских моряков стала шведско-датская эскадра, на что все обратили особое внимание, так же как и на последовавшее вслед за этим (с 3 по 9 сентября) посещение русской эскадрой Киля.

Продолженные с 3 по 14 сентября маневры закончились без чрезвычайных происшествий. Вечером последнего дня учений все экипажи кораблей флота, проходящих в устье реки Эльба мимо флагманского линкора Kaiser Wilhelm II, приветствовали троекратными криками "Ура!" уходящего в отставку командующего флотом гросс-адмирала фон Кестера. 14 сентября в Брунсбюттеле на борту флагманского корабля состоялся разбор учений, а 15 сентября корабли разошлись по портам своего постоянного базирования, кто в Киль, кто в Вильгельмсхафен.

За оставшуюся часть 1906 г. (за исключением зимнего учебного похода с 8 по 16 декабря в Северное море и проливы Каттегат и Скагеррак) особых событий и происшествий не произошло.

 

1907 г.

То же самое относилось к первой четверти 1907 г. Уже ставший привычным поход к берегам Норвегии и манёвры в Балтийском море провели с 12 июля по 10 августа 1907 г. В июле 1907 Schwaben вместе с Frithyof и тендером Fuchs работали у побережья Восточной Померании.

Заключительная часть осенних манёвров 1907 г. флота Открытого моря с 26 августа по 27 сентября также прошла без особых происшествий, как и прошедшие непосредственно за ними в северной части Шлезвига (с 10 по 13 сентября) манёвры с высадкой десанта и полевые учения совместно с армейскими частями. Schwaben на них был флагманским кораблём образованного для осенних маневров Соединения учебных и опытных кораблей (контр-адмирал Цейс), к которой принадлежали береговые броненосцы Frithjof и Ägir, большие крейсера Prinz Adalbert и Vineta , малые крейсера Undine, Nymphe и Zieten, а также минзаги Nautilus и Pelikan.

Летом вместо ставшего привычным похода в северном направлении состоялся длительный учебный поход в Атлантику к Азорским островам. 13 августа флот Открытого моря вернулся в Киль.

 

1908-1913 г.

Во время самостоятельного похода в начале апреля 1908 Zähringen из за технической ошибки принял много воды в одном из торпедных отделений. Только заглушка обеих бортовых торпедных труб снаружи смогла предотвратить затопление корабля. С апреля по май 1908 он простоял в ремонте.

Ещё до начала осенних учений 1908 г. с 27 августа по 7 сентября провели манёвры в составе 1-й эскадры в Балтийском море, за которыми с 7 по 13 сентября последовали осенние манёвры всего флота, в которых не участвовал Schwaben. Зимний учебный поход состоялся с 22 по 30 ноября и снова вёл в проливы Каттегат и Скагеррак.

В декабре 1908 корабли (кроме Schwaben) передали в состав 4-й дивизии (2-я эскадра).

 

В феврале 1909 Zähringen использовался как ледокол в западной Балтике. Весной 1909 Wettin столкнулся с Kaiser Karl Der Große, но повреждения оказались незачительными. Осенью 1909 Schwaben стал флагманским кораблём образованной из более старых военных кораблей III эскадры (соединение учебных и опытных кораблей), а в середине декабря 1909 помогал в снятии севшего на мель во Фленсбургском заливе учебно-опытового торпедного судна Württemberg.

С 19 августа по 11 сентября 1910 Schwaben временно был придан III эскадре океанского флота для замены одного из проданных Турции броненосцев на время осенних маневров 1910 г.

Zähringen находился в составе Флота Открытого Моря до 20 сентября 1910, когда он был переведён в резервную дивизию Северного моря. В тот же день в резерв вывели Wittelsbach. Schwaben 14 октября столкнулся с линкором Elsaß и отправился на ремонт на Императорскую верфь в Киле, где простоял до 4 января 1911.

30 июня 1911 Wettin был выведен в резерв, но уже 1 декабря возвращён в состав флота как учебно-артиллерийский корабль. 30 июня в резерв вывели и Mecklenburg. На время осенних манёвров III эскадре придали Schwaben. 16 октября 1911 в состав флота вернули Wittelsbach. 30 ноября 1911 Schwaben передали резервной эскадре Северного моря.

9 мая 1912 Zähringen, Mecklenburg и Schwaben ввели в строй лишь для перехода в Балтийскую резервную эскадру. 12 мая они прибыли в Киль и вновь были выведены в резерв.

14 августа 1912 Zähringen, Mecklenburg и Schwaben были временно выведены из резерва для участия в осенних маневрах в составе временно образованной III эскадры. 4 сентября 1912, в ходе маневров флота, Zähringen случайно протаранил и потопил миноносец G.171. 28 сентября 1912 броненосцы были снова выведены в резерв (в резервной эскадре Балтийского моря).

С 30 марта по 21 апреля 1913 Wittelsbach участвовал в манёврах флота, а 5-31 июля 1913 с крейсером Hertha доставили в Норвегию  статую Фритьофа, подаренную кайзером.

С 30 марта по 29 апреля 1914 Wittelsbach был придан учебной эскадре.

 

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННАЯ СУДЬБА КОРАБЛЕЙ

 

1 августа 1914, с началом войны, все 5 броненосцев вошли в состав IV линейной эскадры, оперирующей в Балтийском море.

Между 26-31 августа 1914 года Wittelsbach и Zähringen пытались помочь севшему на камни лёгкому крейсеру Magdeburg. 3-9 сентября все пять линкоров участвовали в операции в восточной Балтике. 11-20 сентября 1914 Wittelsbach находился в Северном море, но уже 22-26 сентября 1914 все пять линкоров снова участвовали в операции в восточной Балтике. С 4-5 декабря 1914 по июль 1915 корабли эскадры действовали в Северном море, при этом Zähringen, Mecklenburg и Schwaben со 2 апреля, а Wittelsbach с 3 апреля 1915 стали на ремонт.

В мае 1915 Wittelsbach участвовал в поддержке армии на балтийском побережье, при этом был снабжён фальшивой третьей трубой для сходства с более сильным типом Braunschweig. 8-12 мая 1915 Mecklenburg и Schwaben (по некоторым данным и Wettin) участвовали в походе к северу от о. Готланд. С 27-28 мая по 4 июля 1915 Wittelsbach и Zähringen снова несли патрульную службу в Северном море, Mecklenburg и Schwaben патрулировали в устье Эльбы.

 

В июле 1915 броненосцы снова были переведены на Балтику, 5 июля были в Киле и 7 июля прибыли в Данциг. 11 июля 1915 Wittelsbach и Mecklenburg участвовали в походе к о. Готланд, при этом Wittelsbach сел на мель и долго не мог с неё сойти, но в конце концов сошёл самостоятельно без повреждений. 21-22 июля 1915 Mecklenburg повторил поход к о. Готланд. Со 2 августа 1915 броненосцы базировались на Либаву. 10-15 августа 1915 г. корабли обстреливали русские позиции в Ирбенском проливе.

 

9-11 - все, а 21-23 сентября 1915 Schwaben, Mecklenburg и Zähringen участвовали в операции у Готланда. С 24 сентября 1915 Schwaben использовался, как брандвахта в Либау. 10-11 ноября 1915 Schwaben, Wettin, Wittelsbach и Prinz Heinrich вернулись в Киль, в то время как остальные корабли вошли в эскадру охраны Балтийского моря, Schwaben ушёл в Вильгельмсхафен, чтобы заменить Kaiser Karl Der Große в качестве учебного корабля машинистов, которым стал с 20 ноября. Mecklenburg, который 17 декабря 1915 сел на мель в среднем входе в гавань Либау, но свободно сошёл без повреждений, вернулся в Киль 7 января 1916.

 

        

Судьба кораблей

Wittelsbach

24 августа 1916 г. был выведен из боевого состава и использовался как учебный блокшив в Киле, затем - как плавказарма в Вильгельмсхафене. В сентябре 1918 его планировалось переоборудовать в корабль-мишень, но планы не были реализованы в связи с окончанием войны. В 1919 был перестроен в Вильгельмсхафене в плавбазу-носитель катеров-тральщиков.

Wettin

В 1915 г. находился в резерве, затем, с 1916 использовался, как плавказарма в Киле. После окончания войны, 11 марта 1920 года он был исключён, 21 ноября 1921 г. продан на слом и 1922 г. разобран в Реннебеке. Судовой колокол хранится в музее Армии в Дрездене.

Zähringen

В ноябре 1915 был переведён в Киль, где с 1916 использовался, как учебный блокшив и судно-цель для миноносцев. 22 июля 1918 было начато переоборудование в учебный корабль для кадетов, но в ноябре прекращено с окончанием войны. 13 декабря 1918 корабль был выведен из боевого состава. С 11 марта 1920 - блокшив в Вильгельмсхафене.

Mecklenburg

С 24 января 1916 стал плавучей тюрьмой, с начала 1918 использовался как плавказарма для экипажей находящихся в ремонте подводных лодок на Императорской верфи в Киле. 25 января 1920 г. исключён, 16 августа был продан за 1750000 марок на слом и в 1921 разобран Deutschen Werken на Северном моле в Киле. Носовое украшение ныне хранится в Германском Техническом Музее в Берлине.

Schwaben

В 1916 стал учебным блокшивом, сняты орудия ГК, позже 150 мм орудия сократили на 6, а 88 мм - на 4 шт. 10-16 декабря 1918 корабль перевели на место списания и перестройки и с 16 декабря начали перестройку в плавбазу-носитель катеров-тральщиков в Вильгельмсхафене.

Послевоенная служба

Wittelsbach и Schwaben в 1919 были перестроены в плавбазы-носители катеров-тральщиков в Вильгельмсхафене и 1 июня 1919 вступили в строй в новом качестве. Они несли по 12 этих "чёрнорабочих" корабликов. Wittelsbach стал флагманским судном немецкой минно-тральной группы.

По окончании послевоенного траления, 8 марта 1921 года Schwaben и 20 июля 1920 Wittelsbachокончательно исключили из списка Военно-морского флота и продали на слом в том же году: Wittelsbach 7 июля за 3561000 марок в Вильгельмсхафене, Schwaben за 3090000 марок на Северном моле в Киле. Оба были разобраны до конца года.

***

Из пяти линкоров этого типа после войны не был разобран на металл только Zähringen. Слишком старый, чтобы быть затребованным союзниками в качестве трофея, он использовался, как блокшив до 1926.

В 1927-1928 корабль был перестроен в радиоуправляемое судно-цель для Рейхсмарине.

Почти вся надстройка, все пушки и двигатели были демонтированы, остались только боевая рубка и одна труба. 1700 тонн пробки были помещены в корпус, чтобы поддерживать судно на плаву при повреждениях. Ликвидация такой большой массы уменьшила его осадку до 7,9 м и водоизмещение до 11800 тонн. Он был снабжён двумя автоматически управляемыми паровыми машинами тройного расширения с нефтяными котлами, работающей на два вала, пар под давлением 14 атм. подавался двумя военно-морскими котлами с 6 топками, расположенными в двух КО. Площадь нагрева составляла 1800 кв. м.  Наибольшая скорость была теперь всего 13,5 узлов. Когда корабль не находился в режиме радиоуправления, его экипаж составлял 67 человек. 8 августа 1928 он был впервые использован в новом качестве и до 1944 служил мишенью для Рейхсмарине, затем Кригсмарине. В качестве корабля управления использовался миноносец "Blitz".

18 декабря 1944 старое судно сильно пострадало от бомб в ходе воздушного налета на Готенхафен и затонуло на мелководье. Вскоре его подняли и отбуксировали ко входу в гавань, где 26 марта 1945 он был затоплен для заграждения фарватера. Обломки были подняты и разобраны в 1949-1950.

 


ТАБЛИЦЫ СЛУЖБЫ И КОМАНДИРЫ

08.1902 Испытания и обучение.  
1.10.1902 Вступил в строй и приступил к учениям. капитан-цур-зее von Müller
01.1903 Вошёл в состав 1-й эскадры.
2 - 06.04.1903 Артиллерийские учения.
10.05 - 10.06.1903 Поход в Атлантику, визит в Виго, Испания.
6 - 28.07.1903 Артиллерийские учения в Северном море.
15.08 - 22.09.1903 Осенние манёвры флота.
начало 1904 Поход в Британию, заходы в Плимут, Флиссинген, Лервик и Мёлде.
29.08 - 15.09.1904 Осенние манёвры флота.
09.1904   капитан-цур-зее Scheibel
12.07-9.08.1905 Летний поход в Швецию.
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота.
12.1905 Учения в Балтийском море.
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
09.1906   капитан-цур-зее Becker
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
09.1907   капитан-цур-зее Souchon
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
с 12.1908 В составе IV дивизии 2-й эскадры.
весна 1909 Столкнулся с Kaiser Karl Der Große, повреждения оказались незачительными.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота, флагман II эскадры.
09.1909   капитан-цур-зее Paul Behncke
12.1909 помогал в снятии с мели во Фленсбургском заливе учебно-опытового торпедного судна Württemberg
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
09.1910   капитан-цур-зее Nordmann
30.06.1911 Выведен из действующего состава флота. ---
1.12.1911 Введён в строй в качестве учебно-артиллерийского корабля. капитан-цур-зее Hebbinghaus
09.1912  
  капитан-цур-зее Seiferling
07.1914  
  капитан-цур-зее Varrentrapp
1.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры.
3 - 9.09.1914 Оперировал у Виндау.
11-20.09.1914 Патрулировал в Северном море.
22 - 26.09.1914 Оперировал у Виндау.
с 4-5.12.1914 В Северном море.
8-12.05.1915 Поход к северу от о. Готланд, затем снова в Северном море.
5.07.1915 Переведён в Киль.
7.07.1915 Прибыл в Данциг.
с 2.08.1915 Базировался на Либау.
10-15.08.1915 Обстреливал русские позиции в Ирбенском проливе.
9-11.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
10-11.11.1915 Вернулся в Киль и выведен в резерв.
15.05.1916 Демонтирован главный калибр. ---
до 08.1917 Ремонт в Вильгельсхафене.
08.1918 - 1919 Использовался, как плавучий барак (плавказарма) в Киле.
1.10.1919 - 11.02.1920 Использовался, как плавучий барак (плавказарма) в Куксхафене.
11.03.1920 Исключён.
21.11.1921 Продан на слом.
до 1922 Разобран в Рённебеке.
07.1900 При достройке протаранен броненосцем Baden и получил некоторые повреждения  
15.10.1902 Вступил в строй, обучение и испытания. капитан-цур-зее Wallmann
13.12.1902 В туман сел на мель у Киля, снят толко через 7 дней и отправлен на ремонт в Киль.
02.1903 Вошёл в состав I эскадры после ремонта. капитан-цур-зее Stein
2 - 06.04.1903 Артиллерийские учения.
10.05 - 10.06.1903 Поход в Атлантику, визит в Виго, Испания.
6 - 28.07.1903 Артиллерийские учения в Северном море.
15.08 - 22.09.1903 Осенние манёвры флота.
01.1904  
  капитан-лейтенант / капитан-цур-зее Winer
начало 1904 Поход в Британию, заходы в Плимут, Флиссинген, Лервик и Мёлде, флагман I эскадры.
29.08 - 15.09.1904 Осенние манёвры флота.
нач. 03.1905 Перешёл вокруг мыса Скаген в Киль.
12.07-9.08.1905 Летний поход в Швецию.
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота.
09.1905   капитан-цур-зее Graf von Spee
12.1905 Учения в Балтийском море.
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
09.1908   фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Begas
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
с 12.1908 В составе IV дивизии 2-й эскадры.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
20.09.1910 Выведен в резерв. ---
16.10.1911 Введён в строй. капитан-цур-зее Hahn
31.07 - 12.09.1911 Осенние манёвры флота.
05.1912  
  капитан-цур-зее Lange
08 - 09.1912 Осенние манёвры флота.
09.1912   капитан-цур-зее Behring
30.03 - 21.04.1913 Манёвры флота.
5-31.07.1913 С крейсером Hertha доставили в Норвегию статую Фритьофа, подаренную кайзером.
30.03-29.04.1914 В составе учебной эскадры.
06.1914  
  капитан-цур-зее von Mantey
1.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры.
26-31.08.1914 Пытался помочь севшему на камни лёгкому крейсеру Magdeburg
11-20.09.1914 В Северном море.
22 - 26.09.1914 Оперировал у Виндау.
4.12.1914 - 2.04.1915 В Северном море.
с 3.04.1915 В ремонте в Вильгельмсхафене.
8 - 12.05.1915 Поход к северу от о. Готланд, поддержка армии на балтийском побережье, снабжён фальшивой третьей трубой.
27.05 - 4.07.1915 Патрулировал в Северном море.
5.07.1915 Переведён в Киль.
7.07.1915 Прибыл в Данциг.
11.07.1915 Поход к о. Готланд, сел на мель и долго не мог с неё сойти, но в конце концов сошёл самостоятельно без повреждений.
с 2.08.1915 Базировался на Либау.
10-15.08.1915 Обстреливал русские позиции в Ирбенском проливе.
9-11.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
10-11.11.1915 Вернулся в Киль.
01.1916 Выведен в резерв. корветтен-капитан Lüring
24.08.1916 Выведен из действующего состава флота, использовался как учебный блокшив в Киле, затем - как плавказарма в Вильгельмсхафене. ---
09.1918 Планировалось перестроить в мишень.
1.06.1919 Вошёл в строй как плавбаза катеров-тральщиков, флагман немецкой минно-тральной группы. капитан-лейтенант Schepke
с ??.1919 капитан-лейтенант Pauli
03.1920 корветтен-капитан Mühlau
после 03.1920 имя неизвестно
20.07.1920 Вычеркнут из списков флота. ---
7.07.1921 Продан на слом.
25.10.1902 Вступил в строй. Испытания и учения. капитан-цур-зее Reinhold Brussatis
10.02.1903 Вошёл в состав 1-й эскадры.
2 - 06.04.1903 Артиллерийские учения.
10.05 - 10.06.1903 Поход в Атлантику, визит в Виго, Испания.
6 - 28.07.1903 Артиллерийские учения в Северном море.
15.08 - 22.09.1903 Осенние манёвры флота.
начало 1904 Поход в Британию, заходы в Плимут, Флиссинген, Лервик и Мёлде.
29.08 - 15.09.1904 Осенние манёвры флота.
09.1904   капитан-цур-зее Georg Janke
С сер. 12.1904 - нач. 03.1905 Ремонт в Вильгельмсхафене.
12.07-9.08.1905 Летний поход в Швецию.
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота.
12.1905 Учения в Балтийском море.
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
09.1906   капитан-цур-зее William Kutter
12.1906 Учения в Северном море.
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
09.1907   капитан-цур-зее Wilhelm Sthamer
нач. 04.1908 Из за технической ошибки принял много воды в одном из торпедных отделений.
04 - 05.1908 В ремонте.
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
09.1908   капитан-цур-зее Georg Hebbinghaus
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
с 12.1908 В составе IV дивизии 2-й эскадры.
02.1909 Использовался как ледокол в западной Балтике.
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
20.09.1910 Переведён в резервную дивизию Северного моря в Вильгельмсхафене. ---
9 - 12.05.1912 Перешёл в Киль. корветтен-капитан Müller-Palm
с 12.05.1912 В резервной дивизии Балтийского моря в Киле. ---
14.08.1912 Временно выведен из резерва для участия в осенних маневрах в составе III эскадры. капитан-цур-зее Herwarth Schmidt von Schwind
4.09.1912 В ходе маневров флота случайно протаранил и потопил миноносец G.171.
28.09.1912 Снова в резервной эскадре Балтийского моря. ---
1.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры. капитан-цур-зее Herwarth Schmidt von Schwind
26-31.08.1914 Пытался помочь севшему на камни лёгкому крейсеру Magdeburg
3 - 9.09.1914 Оперировал у Виндау. капитан-цур-зее Georg Scheidt
22 - 26.09.1914 Оперировал у Виндау.
с 5.12.1914 Патрулировал в Северном море. капитан-цур-зее Karl Seiferling
с 2.04.1915 На ремонте.
с 28.05.1915 В строю после ремонта. Патрулировал в Северном море.
5.07.1915 Переведён в Киль.
7.07.1915 Прибыл в Данциг.
с 2.08.1915 Базировался на Либау.
10-15.08.1915 Обстреливал русские позиции в Ирбенском проливе.
9-11.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
21-23.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
10.1915   капитан-цур-зее Ferdinand Bertram
10-11.11.1915 Переведён в Киль, в эскадре охраны Балтийского моря. капитан-цур-зее Max Schlicht
1916 Использовался, как учебный блокшив и судно-цель для миноносцев.
22.07.1918 Начато переоборудование в учебный корабль для кадетов. капитан-цур-зее Max Lutter
08.1918   фрегаттен-капитан / капитан-цур-зее Otto Mock
10.09.1918 Переоборудование остановлено.
13.12.1918 Выведен из действующего состава флота. ---
с 11.03.1920 Блокшив в Вильгельмсхафене.
1927-1928 Перестроен в радиоуправляемое судно-цель.
8.08.1928 В строю в новом качестве. ?
18.12.1944 Потоплено авиацией на мелководье в Готенхафене. ---
26.03.1945 Поднят и затоплен на входе для заграждения фарватера.
1949 - 1950 Поднят и сдан на слом.
25.06.1903 Вступил в строй. Испытания и учения. капитан-цур-зее Johannes Wallmann
сер. 12.1903 Вошёл в состав 1-й эскадры. капитан-цур-зее Alfred Ehrlich
начало 1904 Поход в Британию, заходы в Плимут, Флиссинген, Лервик и Мёлде.
29.08 - 15.09.1904 Осенние манёвры флота.
24.09.1904   капитан-цур-зее Adolf Paschen
нач. 03.1905 Перешёл вокруг мыса Скаген в Киль, при этом 3 марта в Большом Бельте наскочил на скалу, снят линкорами Wittelsbach, Wettin и малым крейсером Ariadne и смог достичь Киля своим ходом.
03 - 20.04.1905 Ремонт на Императорской верфи в Вильгельмсхафене.
12.07-9.08.1905 Летний поход в Швецию.
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота.
12.1905 Учения в Балтийском море.
07 - 08.1906 Летний поход в Норвегию.
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
30.09.1906   капитан-цур-зее Adolph Josephi
12.1906 Учения в Северном море.
5.03.1907  
03 - 04.1907   капитан-цур-зее Walter Voit
2.04.1907   капитан-цур-зее Georg Wuthmann
8.05 - 7.06.1907 Учения в Северном море.
12.07 - 10.08.1907 Учения в Северном и Балтийском морях.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота.
05.1908 Учения в Северном море.
07 - 13.08.1908 Поход в Атлантику к Азорским островам
27.08 - 13.09.1908 Осенние манёвры флота.
6.10.1908   капитан-цур-зее Wigand Bossart
22 - 30.11.1908 Зимний учебный поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
22 - 30.11.1908 Зимний поход в проливы Каттегат и Скагеррак.
с 12.1908 В составе IV дивизии 2-й эскадры.
08 - 09.1909 Осенние манёвры флота.
4.10.1909   капитан-цур-зее Gisberth Jasper
08 - 09.1910 Осенние манёвры флота.
16.09.1910   капитан-цур-зее Max Witschel
с 31.07.1911 Переведён в резервную дивизию Северного моря в Вильгельмсхафене. ---
9 - 12.05.1912 Перешёл в Киль. капитан-цур-зее Max Hahn
с 12.05.1912 В резервной дивизии Балтийского моря в Киле. ---
14.08.1912 Временно выведен из резерва для участия в осенних маневрах в составе III эскадры. капитан-цур-зее Eberhard von Mantey
(преподаватель военно-морской академии)
28.09.1912 Снова в резервной эскадре Балтийского моря. ---
5.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры. капитан-цур-зее Wilhelm Tägert
3 - 9.09.1914 Оперировал у Виндау.
22 - 26.09.1914 Оперировал у Виндау.
с 5.12.1914 Патрулировал в Северном море.
с 2.04.1915 На ремонте.
8-12.05.1915 Поход к северу от о. Готланд, затем патрулировал в устье Эльбы.
5.07.1915 Переведён в Киль.
7.07.1915 Прибыл в Данциг.
11.07.1915 Поход к о. Готланд.
21 - 22.07.1915 Поход к о. Готланд.
с 2.08.1915 Базировался на Либау.
10-15.08.1915 Обстреливал русские позиции в Ирбенском проливе.
9-11.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
21-23.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
09 - 10.1915   корветтен-капитан Franz Pfeiffer
10-11.11.1915 Переведён в Киль, в эскадре охраны Балтийского моря. капитан-цур-зее Hans Klappenbach
17.12.1915 Сел на мель в Либау, но свободно сошёл без повреждений.
7.01.1916 Вернулся в Киль.
с 24.01.1916 Плавучая тюрьма в Киле. ---
с нач. 1918 Плавказарма в Киле для экипажей находящихся в ремонте подводных лодок.
25.01.1920 Исключён из списков флота.
16.08.1920 Продан на слом.
1921 Разобран Deutschen Werken на Северном моле в Киле.
13.04.1904 Вступил в строй в качестве учебного торпедного корабля. Испытания и учения. Перешёл из Вильгельмсхафена вокруг мыса Скаген в Киль, откуда продолжал выходить на пробеги. В этот период выскочил на неизвестную мель к северу от Фемарна. После ремонта испытания продолжались до конца 1904. фрегаттен-капитанErnst Schäfer
29.08 - 15.09.1904 Осенние манёвры флота.
11.01.1905 Передан инспекции корабельной артиллерии и заменил Mars в качестве артиллерийского учебного корабля в Свинемюнде. капитан-цур-зее William Kutter
2 - 13.09.1905 Осенние манёвры флота.
12.1905  
  капитан-цур-зее Wilhelm Schack
7 - 15.09.1906 Осенние манёвры флота.
07.1907 Вместе с Frithyof и тендером Fuchs работал у побережья Восточной Померании.
26.08 - 14.09.1907 Осенние манёвры флота, флагманский корабль Соединения учебных и опытных кораблей.
08.1908  
08 - 09.1908   корветтен-капитан Carl Kopp (и.о.)
10.1908   капитан-цур-зее Richard Eckermann
осень 1909 Стал флагманским кораблём образованной из более старых кораблей III эскадры.
сер. 12.1909 Помогал в снятии севшего на мель во Фленсбургском заливе учебно-опытового торпедного судна Württemberg.
08.1910  
19.08 - 11.09.1910 Осенние манёвры флота. Временно был придан III эскадре для замены одного из проданных Турции броненосцев. корветтен-капитан Hans Meidinger
09.1910   капитан-цур-зее Georg Hebbinghaus
14.10.1910 Столкнулся с линкором Elsass.
до 4.01.1911 Ремонт на Императорской верфи в Киле.
08 - 09.1911 Осенние манёвры флота в составе III эскадры.
30.11.1911 Переведён в резервную дивизию Северного моря в Вильгельмсхафене. ---
9 - 12.05.1912 Перешёл в Киль. капитан-цур-зее Karl Thorbecke
с 12.05.1912 В резервной дивизии Балтийского моря в Киле. ---
14.08.1912 Временно выведен из резерва для участия в осенних маневрах в составе III эскадры. капитан-цур-зее Karl Thorbecke
28.09.1912 Снова в резервной эскадре Балтийского моря. ---
8.08.1914 С началом войны введён в строй в составе 4-й эскадры. капитан-цур-зее Friedrich von Kameke
3 - 9.09.1914 Оперировал у Виндау.
22 - 26.09.1914 Оперировал у Виндау.
с 5.12.1914 Патрулировал в Северном море.
с 2.04.1915 На ремонте.
8-12.05.1915 Поход к северу от о. Готланд, затем патрулировал в устье Эльбы.
5.07.1915 Переведён в Киль.
7.07.1915 Прибыл в Данциг.
с 2.08.1915 Базировался на Либау.
10-15.08.1915 Обстреливал русские позиции в Ирбенском проливе.
9-11.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
21-23.09.1915 Участвовал в операции у Готланда.
с 24.09.1915 Использовался, как брандвахта в Либау.
10-11.11.1915 Вернулся в Киль, затем ушёл в Вильгельмсхафен, чтобы заменить Kaiser Karl Der Große в качестве учебного корабля машинистов. капитан-цур-зее Johann von Lessel
с 20.11.1915 Учебный корабль машинистов. фрегаттен-капитан Max Leonhardi
в 1916 Стал учебным блокшивом, сняты орудия ГК и часть остальных.
03.1917
03 - 04.1917 фрегаттен-капитан Waldemar Krah
04 - 05.1917 корветтен-капитан Robert Köhler (и.о.)
05.1917 - 10.1918 фрегаттен-капитан Louis Dombrowski
с 10-16.12.1918 Перевели на место списания и перестройки в Вильгельмсхафен. капитан-цур-зее Joachim Darmer
с 1с 6.12.1918 Перестройка в плавбазу-носитель катеров-тральщиков. ---
1.06.1919 Вступил в строй в новом качестве. неизвестно
3 - 19.06.1920 Перевод на место разборки. старший боцман / лейтенант-цур-зее Bartels
8.03.1921 Исключён из списков флота и продан на слом. ---
1921 Разобран на Северном моле в Киле.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

         

 

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H.J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945, Weltbild Verlag GmbH, Augsburg, De, 1998.
3 Hildebrand, Hans/Albert Röhr/Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 7 Bände, Hamburg 1985.
4 Roberts, John/H. C. Timewell/Roger Chesneau (Hrsg.)/Eugene M. Kolesnik (Hrsg.): Kriegsschiffe der Welt 1860 bis 1905 – Band 1: Großbritannien/Deutschland. Bernard & Graefe Verlag, Koblenz 1983.
5 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
на русском
6 Мужеников В. Б. - Броненосцы типа Kaiser. Санкт-Петербург, 2004.
7 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
8 Кофман В. - Корабли, начавшие мировую войну. // журнал "Моделист-конструктор".-1993.-№10.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1902-1903
Zähringen
Мишень "Zähringen" и корабль управления "Blitz".
Zähringen
Мишень "Zähringen"
Wettin
Zähringen
"Zähringen" в качестве мишени.
Zähringen
"Zähringen" в качестве мишени.
Zähringen
"Zähringen" в 1920-е годы, ГК демонтирован.
Wettin
"Wettin"
Wettin
"Wettin"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Schwaben
"Schwaben"
Mecklenburg
"Mecklenburg"
Mecklenburg
"Mecklenburg"
Zähringen
"Zähringen"
Wettin
"Wettin"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Schwaben
"Schwaben"
Zähringen
Групповое фото на "Zähringen"

Фото никак не подписано, но явно - посещение корабля крупным должностным лицом.
Zähringen
Погрузка угля на "Zähringen"
Wittelsbach
На баке "Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach" и "Hertha" в Норвегии, июль 1913
Wettin
Броненосцы в Свинемюнде, сентябрь 1909 г.
Wettin
"Wettin"
Zähringen
"Zähringen"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Schwaben
"Schwaben"
Wettin
"Wettin"
Zähringen
"Zähringen"
Mecklenburg
"Mecklenburg"
Schwaben
"Schwaben"
Wettin
"Wettin"
Zähringen
"Zähringen"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Zähringen
"Zähringen"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach" уходит в плавание.
Wittelsbach
"Wittelsbach".
Wettin
"Wettin".
Wittelsbach
"Wittelsbach".
Wettin
"Wettin".
Zähringen
"Zähringen".
Wettin
"Wettin".
Schwaben
"Schwaben".
Wettin
"Wettin".
Schwaben
"Schwaben".
Mecklenburg
"Mecklenburg".
Mecklenburg
"Mecklenburg".
Mecklenburg
"Mecklenburg".
Schwaben
"Schwaben".
Mecklenburg
"Mecklenburg".
Zähringen
"Zähringen".
Zähringen
"Zähringen".
Zähringen
"Zähringen".
Wettin
"Wettin".
Wittelsbach
"Wittelsbach".
Wittelsbach
"Wittelsbach".
Wittelsbach
"Wittelsbach".
Wittelsbach
Установка броневой плиты на "Wittelsbach".
Wittelsbach
Спуск "Wittelsbach" на воду.
Wittelsbach
Спуск "Wittelsbach" на воду.
Швабия (нем. Schwaben) средневековое германское герцогство, затем историческая область в Юго-Западной Германии. Первоначально область поселения германского племени алеманнов (швабов) (территория Юго-Западной Германии, Эльзаса, Восточной Швейцарии); с 10 в. одно из племенных герцогств в составе Германского королевства. Во 2-й пол. 13 в. Ш. распалась на ряд светских и духовных княжеств (Вюртемберг, Баден, владения Габсбургов, епископства Аугсбургское и Констанцское и др.), значительными территориальными владениями располагали имперские города Аугсбург, Ульм, Констанц и др. Постепенно почти все швабские земли на территории Юго-Западной Германии вошли в состав Вюртемберга (эти земли обычно и подразумеваются под Ш. как исторической областью).
Мекленбург (нем. Mecklenburg) — регион на севере Германии, ныне часть земли Мекленбург — Передняя Померания. Наследственные герцоги Мекленбурга возводили свою родословную к местным ободритским князьям. Немецкая родовая знать постепенно вытеснила господствовавшие в прибрежной зоне Балтийского моря владения датской короны, а немецкие торговцы и ремесленники заложили социальную основу вольных ганзейских городов. В исторический период позднего Средневековья — начала Нового времени на территории Мекленбурга существовали отдельные государственные образования (герцогство, великое герцогство). В 1701 территория Мекленбурга была разделена на два государства с ограниченной автономией: герцогства Мекленбург-Шверин и Мекленбург-Стрелиц. В 1814—1815 на Венском конгрессе их статус был повышен до титула Великое герцогство, они попали под протекцию королевства Пруссия и вошли в Германский союз.
Це́рингены (нем. Zähringen) — старинный немецкий род из Швабии, представители которого были герцогами Каринтии и маркграфами Вероны (1061—1077), герцогами Швабии (1092—1097), герцогами Церингенскими (1097—1218), наместниками (ректорами) и герцогами Бургундии (1127—1218) и герцогами Текскими (1187—1432), а также правителями (с 1112 маркграфами, с 1803 курфюрстами, с 1806 великими герцогами) Бадена (до 1918).
Веттины (нем. Wettiner, англ. House of Wettin) — немецкий княжеский род, ныне представленный Виндзорской династией, правящей в Великобритании, а также Саксен-Кобург-Готской династией королей Бельгии. Династия Веттинов господствовала более 800 лет в средненемецком пространстве; имена её представителей навсегда вписаны в историю Саксонии.
Виттельсбахи (нем. Wittelsbach) — немецкий феодальный род, с конца XII века и до конца Первой мировой войны правивший Баварией, а также некоторыми близлежащими землями. Представители дома были курфюрстами Бранденбургскими (1351—1364), графами Голландскими (1353—1417), королями датскими (1440—1448), чешскими (1619—1620), шведскими (1654—1741), греческими (1832—1862), а также императорами Священной Римской империи (1314—1347, 1400-1410, 1742—1745).
Wittelsbach
Wittelsbach
Цилиндрический котёл "Wittelsbach"
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Wittelsbach
"Wittelsbach"
Предыдущая страница - броненосцы типа "Kaiser"
Следующая страница - броненосцы типа "Braunschweig"