ОглавлениеКрейсера → Корвет "Nixe"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

учебный крейсер-корвет (Kreuzerkorvette, Schulschiff)

 Nixe 


Германия, 1886 г. 1 ед. (проект 1882 г.)

Augusta 

*
Nixe
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Nixe <Kaiserl. Werft>, Данциг, "erzatz Medusa". 08.1883 использовался как учебный корабль для кадетов, с 1900 плавучая мастерская, с 1901 штабной корабль флота, в 1902-1903 перестроен на <Kaiserl. Werft>, Киль, с 1906 портовое судно, 24.06.1911 исключён, плавказарма в Киле, с 1920 по 1921 плавказарма Морской артиллерийской школы, с 1.04.1923 Hulk C, в 1925 продан компании "Emil Retzlaff" в Штеттине, морской лихтер Nixe, в 1930 слом в Вевельсфлете.
23.07.1885
1.04.1886
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 1781 т
полное 1982 т
регистровое 1451 брт, 1036 нрт.
Размерения длина ВЛ 54,35 м
полная 63,3 м
ширина 13,2 м
осадка носом 5,52 м
кормой 6,36 м
высота борта 9,28 м
1 см осадки = 5,05 т. водоизмещения
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1 х 2-лопастный подъёмный гребной винт Ø 3,86 м
1 МО 1 горизонтальная 2-цилиндровая ПМ двойного расширения
1 КО 2 цилиндрических ПК, (4 топки, 5 атм., 240 м²)
мощность проектная 700 л.с.
паруса полный корабль, 1579 м², в 1903 сокращено.
Ходовые данные скорость проектная 9 уз.
на испытаниях 10,4 уз. при 724 л.с. / 88 об/мин.
запас топлива 105/125 т. угля
дальность плавания на 8 уз. 1480 миль
на 10 уз. 1120 миль
Экипаж штат 358 чел. (27 офицеров, 331 нижний чин)
с 1903 371 чел. (17 офицеров, 354 нижних чина, в т. ч. 125 юнг)
Дополнительные данные корпус железный с медной обшивкой днища на подкладке из жёлтой ели, набор по поперечной схеме, 9 отсеков.
электроснабжение 2 динамо-машины, 2 кВт, 55 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 1 баркас, 2-3 катера, 2 яла, 1-2 шлюпки.
кренящий момент 1683 мт
цена 1 млн. 917 тыс. M, перестройка в 1903: 598 тыс. M
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально позже позже с 1903
8-125 мм/23 [800 снарядов], 610 (позже 500) м. 7-125 мм/23 6-125 мм/23 без вооружения
2-88 мм/30 [300 снарядов], 500 м.
4-37 мм револьверных пушки Гочкиса
1 прожектор



 

Малый корвет строился для замены "Medusa", приблизительно аналогичный ему по размерам и вооружению. Контракт на строительство нового корвета был заключен ещё при Штоше, а уже в следующем 1883 году место начальника адмиралтейства занял генерал Лео фон Каприви, который в отличие от Штоша ставил упор не на автономность, а на боевую мощь. Однако адмиралтейство было связано планом флота, принятым в 1873 году, и поэтому, несмотря на предпочтения Каприви, строительство "Nixe" и более крупного корвета "Charlotte" продолжалось. Как военный корабль уже при постройке безнадежно устарел. В частности, у "Nixe" была недостаточно мощная двигательная установка и слишком слабая батарея орудий, что делало её практически бесполезной в качестве боевого корабля. Историки Ганс Хильдебранд, Альберт Рёр и Ханс-Отто Штайнмец писали, что «из записей невозможно определить, почему никто не возражал против постройки этого корабля». Они предположили, что решению продолжить строительство способствовала тогда ещё неопытность Каприви. Они также утверждали, что безрезультатные дебаты в Рейхстаге о потребностях военно-морского флота вынудили Адмиралтейство придерживаться плана, несмотря на очевидные недостатки конструкции. Потому корабль служил только как учебное судно для гардемаринов и юнг.

Корабль обладал плохой мореходностью (паруса мало спасали), при поворотах его сильно заливало, хорошо вёл себя только в дрейфе. При волнении сильно терял ход и уваливался под ветер, без опорного паруса (Stützsegel) всегда приходилось держать руль  5-10° в подветренную сторону.

Под конец службы получил 2 грузовых стрелы на грот-мачте, в дальнейшем нёс только по одной рее на фок- и грот-мачте. Кают-кампания доходила до грот-мачты.

Схемы окраски:

Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по уровню пушечных портов, широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий и казематов
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом
в некоторых случаях (в заграничеом походе) добавлялась широкая белая полоса по уровню пушечных портов, как на учебных парусниках

 

Принята 10 июня 1890 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах (кроме учебных), яхт и кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус и т. д.
золотисто-жёлтый - широкая полоса на шканцах

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения


Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для старых кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски, позже полоса убрана, а надстройки перекрашены в белый.

 

 

 

S.M.S. Nixe

Контракт на строительство нового корвета для замены корвета "Medusa" был выдан императорской верфи в Данциге в августе 1882 года. Корабль был заложен в августе 1883 г., но из за сокращений и перенесений выплат средств рейхстагом корпус был готов к спуску на воду только 23 июля 1885. На церемонии спуска на воду директор верфи контр-адмирал Иоганн-Генрих Пирнер окрестил корабль "Nixe" в честь водяных духов из немецкой мифологии. Крейсер вступил в строй 1 апреля 1886 и начал ходовые испытания. Затем он отправился на императорскую верфь в Киле, где был оборудован как учебный корабль для морских курсантов и юнг.

Служба

С 17 по 31 мая 1886 "Nixe" выполнила свой первый учебный поход - с юнгами по Балтике, а 15 июня 1886 года она вышла в свой первый заграничный учебный поход, который вёл в Южную и Центральную Америку. Сначала она посетила Баия-Бланка, а затем совершила тур по Вест-Индии. Находясь в Сент-Томасе, она присоединилась к учебной эскаде и 3 февраля 1887 года с остальными кораблями отправилась назад в Германию и, посетив Лиссабон и Гибралтар, 25 июля прибыла в Киль.

По возвращении, с 6 по 28 августа 1887 года корвет был включен в состав манёвренной эскадры флота для манёвров 1887 на Балтике. С 17 сентября 1887 по 17 апреля 1888 года служил брандвахтой Морской станции Северного моря в Вильгельмсхафене, при этом экипажем был сокращён до 116 человек.

В апреле 1888 года снова началась учебная служба с короткими походами из Киля в Балтийское море, а с 4 июня 1888 года по 9 сентября 1889 года "Nixe" выполнил второй заграничный учебный поход, в Вест-Индию и Канаду, и 30 сентября 1889 года был поставлен на зиму на капитальный ремонт.

С 9 апреля 1890 года снова начались обычные тренировочные выходы в Балтийское море, а 10 июня корабль вышел в свой третий дальний учёбный поход, в Вест-Индию, Венесуэлу и Норфолк (Вирджиния, США). Он вернулся в Киль 25 августа 1891 года, и до 18 сентября участвовал в осенних маневрах флота 1891, а 30 сентября 1891 года был выведен из кампании.

Учебная программа следующего года началась 1 апреля 1892 года и проходила по той же схеме, что и в предыдущем году, но четвёртый заграничный учебный поход был выполнен по Средиземному морю и летом был прерван из-за вспышки эпидемии брюшного тифа на борту. В сентябре 1892 года корабль принял участи в маневрах флота 1892, а 23 сентября 1892 года вышел в свой пятый, зимний поход в Вест-Индию. Это был первый подобный рейс, в который "Nixe" взяла группу кадетов военно-морского училища. По возвращении в Германию 15 марта 1894 года корабль был выведен из эксплуатации и простоял в резерве три года. За это время он прошёл капитальный ремонт на императорской верфи в Данциге, в ходе которого была снята одна или две пушки, чтобы увеличить учебные помещения.

"Nixe" вернулась в строй 1 апреля 1897, и в конце сентября начала зимний учебный поход (шестой) в Вест-Индию, а во время обратного рейса была направлена в Камерун для участия в траурных церемониях 12 декабря 1897 по случаю похорон Ндумбе Лобе Белла, прогерманского лидера народа дуала. Корабль покинул Камерун 12 января 1898 года и направился в Киль. Поход длился с 21 августа 1897 года по 17 марта 1898 года и описан Р. фон Узларом в его книге "С SMS "Никсе" в Камеруне, 1897–1898".

19 марта 1898 "Nixe" стала на текущий ремонт, после которого выполнила привычные учебные походы по Балтике, а 15 августа 1898 корабль вышел в очередной, седьмой заграничный поход, который вёл в Южную Америку, включая остановки в Бразилии и Аргентине. Во время нахождения в Сан-Франсиску-ду-Сул (Бразилия), часть экипажа посетила немецкий анклав в Жоинвиле. "Nixe" прибыла в Киль 1 апреля 1899 года и отправилась на верфь для очередного капитального ремонта.

Вернувшись в строй, в середине мая 1899 "Nixe" отправилась в следующий, восьмой крупный учебный поход, который снова вел в Вест-Индию. В это время в Венесуэле вспыхнуло восстание Киприано Кастроса против президента Игнасио Андраде, побудившее правительство Германии приказать Никсе посетить порты Ла-Гуайра и Пуэрто-Кабельо, чтобы защитить там интересы Германии. 6 ноября её сменили крейсера-фрегаты "Stosch" и "Moltke", что позволило "Nixe" возобновить свои учебные обязанности, прежде чем вернуться в Киль 26 марта 1900 года. Корабль начал новую годовую программу обучения 25 мая 1900 и с 31 мая по 6 июня выполнил короткий рейс во Флиссинген (Нидерланды). Затем он отправился в учебный поход по Балтике, в ходе которого посетил Санкт-Петербург (Россия).

Судьба

По возвращении из похода в ноябре 1899 "Nixe" была выведена в резерв, чтобы освободить экипаж для других целей, так как военно-морской флот столкнулся с нехваткой персонала из-за ухода экспедиции в Китай для участия в подавлении боксерского восстания. В 1900 году корабль использовался, как плавучая мастерская (Werkstattschiff). Флот планировал модернизировать корабль в 1901 году, но потеря корвета "Gneisenau" у Малаги вынудила адмиралтейство тредовать немедленного ввода "Nixe" в строй, для чего пришлось сократить модернизацию до простого сокращения такелажа. Не смотря на это, "Nixe" так не была возвращена в строй и в дальнейшем служила только в качестве штабного блокшива Флота открытого моря (Büroschiff der Flotte), при этом с 1902 по 1903 была отремонтирована и перестроена на верфи "Kaiserliche Werft" в Киле.

С 1 ноября 1906 по май 1910 года "Nixe" числилась портовым судном (Hafenschiff) и использовалась, как служебный корабль при штабе флота открытого моря. В 1910 финансовом году рейхстаг не выделил средства на эксплуатацию блокшива, поэтому 18 мая его пришлось снова вывести со службы. 24 июня 1911 года "Nixe" была исключена из военно-морского реестра, как последний рангоутный корабль Императорского флота, и был преобразован в плавучую казарму (Wohnhulk) в Киле.

Исключен 24 июня 1911 и использовался как казарма в Киле, с 17 октября 1920 по 1921 - плавучая казарма при Морской артиллерийской школе в Киле-Вике, с 1 апреля 1923 назывался "Hulk C", продан Эмилю Ретцлаффу (Emil Retzlaff) в Штеттине и в 1925 переоборудован в морскую баржу (Seeleichter), которой вернули прежнее имя "Nixe". Баржа эксплуатировалась до 1930 года, когда её разделали на металлолом в Вевельсфлете.

командиры "Nixe"
04.1886 - 09.1887 корветтен-капитан Volkmar von Arnim
09.1887 - 04.1888 капитан-цур-зее Chüsel
04.1888 - 09.1889 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Wilhelm Büchsel
9.04.1890 - 30.09.1891 корветтен-капитан Curt von Maltzahn
1.04.1992 - 1.04.1894 корветтен-капитан Louis Riedel
1897 - 1898 корветтен-капитан Goecke
05.1898 - 03.1900 корветтен-капитан / капитан-цур-зее Max von Basse
04. - 08.1900 фрегаттен-капитан Derzewski
11.1906 - 04.1907 капитан-лейтенант Kalm
04.1907 - 09.1909 корветтен-капитан Ernst Orth
09.1909 - 01.1910 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Boetke
01. - 05.1910 корветтен-капитан Schlicht

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
3 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe: Biografien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 10 Bände, Köhler, Herford 1973.
4 Georg Wislicenus: Deutschlands Seemacht: sonst und jetzt. Grunow, Leipzig, 1896
на русском
5 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 10.068.2023

 




 

 
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1920-1925
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1886-1903
Nixe
"Nixe" в зарубежной окраске после 1890 г.
Nixe
"Nixe" в зарубежной окраске после 1890 г.
Nixe
"Nixe"
Nixe
Обложка книги В. Узлара "На SMS Nixe в Камерун"
Nixe
Carl Saltzmann - "SMS Nixe у мыса Горн"
Nixe
"Nixe"
Nixe
"Stein" и "Nixe", 1899.
Nixe
"Nixe"
Nixe
"Nixe" в заграничной окраске, 1887.
Nixe
"Nixe", рисунок на открытке.
Nixe
"Nixe" в домашней окраске, 1892.
Nixe
Средиземноморская эскадра 1889 в Киле: "Blitz"-"Irene"-"Nixe"-"Louise"-"Niobe"-"Kaiser"-"Deutschland"
Nixe
"Nixe", вышивка на ткани.

Никсы (нем. Nix/Nixe/Nyx/Nixen) — это русалки или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.

Никсы - в фольклоре германских народов фейри, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну пропускают тех, кого следует, а кого не следует - отгоняют. Могут быть мужского и женского пола Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях мелодию эльфийcкого короля, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и заключают их в клетки.

Nixe
"Nixe"
Следующая страница - ?
Предыдущая страница - германский учебно-артиллерийский корабль "Mars"