ОглавлениеБроненосцы и линкоры → лодки типа "Wespe"

  Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосные канонерские лодки (Panzerfahrzeuge, Panzerkanonenboote) типа

 Wespe 


Германия, 1876-1881 гг. 11 ед. (проект 1875 г.)

Wespe 

*
Wespe
*
Viper
*
Biene
*
Mücke
*
Scorpion
*
Basilisk
*
Chamäleon
*
Crokodill
*
Salamander
*
Natter
*
Hummel
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Wespe <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug А", стр. № 31 1875 28.06.1909 исключена, в 1910 продана, баржа.
16.07.1876
26.11.1876
2 Viper <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug B", стр. № 32 1875 28.06.1909 исключена, с 1910 плавкран, в 1962 г. ещё существовал.
2.12.1876
27.03.1877
3 Biene <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug C", стр. № 33 1876 27.09.1910 исключена, с 1911 плавмастерская, в 1921 слом.
20.08.1864
20.08.1877
4 Mücke <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug D", стр. № 34 1876 18.03.1911 исключена, с 1911 опытовое судно для испытания котлов, в 1921 слом.
5.05.1877
25.02.1878
5 Scorpion <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug E", стр. № 35 1877 18.03.1911 исключена, с 1911 торпедо-пристрелочная станция, 3.08.1919 продана, в 1924 слом.
19.05.1877
12.12.1877
6 Basilisk <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug F", стр. № 36 1877 27.09.1910 исключена, с 1911 опытовое судно для испытания живучести, в 1919 продано, в 1920 слом.
14.09.1878
20.08.1880
7 Chamäleon <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug G", стр. № 37 1878 28.06.1909 исключена, в 1910 продана, баржа.
21.12.1878
10.11.1879
8 Crokodill <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug H", стр. № 40 1878 18.03.1911 исключена, мишень, с 1913 плавмастерская, в 1918 слом.
13.09.1879
7.05.1880
9 Salamander <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug J", стр. № 41 1879 28.06.1909 исключена, в 1910 затонула в Северном море.
6.01.1880
11.10.1880
10 Natter <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug K", стр. № 44 1879 18.03.1911 исключена, отопитель Stromquelle I, с 1928 - снова Natter, 13.04.1945 потоплен авиацией в Киле.
29.09.1880
20.05.1881
11 Hummel <A.G.Weser> Бремен, "Panzerfahrzeug L", стр. № 45 1879 27.09.1910 исключена, плавмастерская, с 1923 плавсклад, в 40-х плавбатарея ПВО, 4.05.1945 потоплена авиацией в Свинемюнде.
12.02.1881
28.08.1881
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1098 (1109) т
полное 1163 (1210) т
регистровое 473 брт, 213 нрт
Размерения длина МП 42,75 м, по другим данным - 45,5 м
полная 43,52 м (до оконечности тарана), по другим данным - 46,4 м
ширина   10,59 м
осадка носом 3,2 м с 1880-х 3,4 м
кормой 3,37 м с 1880-х 3,24 м
среднее углубление 2,96 м
1 см осадки = 3,99 т. водоизмещения
высота борта 3,9 м
глубина интрюма 4,18 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных винта, Ø 2,5 м
1 МО 2 наклонные ПМ "компаунд" (3 цил.)
1 КО 4 цилиндрических (на Biene - коробчатых) котлов. (8 топок, 4 атм., 294 м².
мощность нормальная 660-700 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 9-9,5 уз.
на испытаниях Wespe и Viper10,4 уз. при 800 л.с., 139  об/мин
Biene и Mücke 11 уз. при 711 л.с., 129 об/мин
Scorpion и Basilisk 11 уз. при 764 л.с., 133 об/мин
Chamäleon и Crokodill 11,2 уз. при 786 л.с., 136 об/мин
Salamander, Natter и Hummel 11,1 уз. при 756 л.с., 136 об/мин
запас топлива 40-43 т угля
дальность плавания на 7 уз. 700 миль
на 10 уз. 450 миль
Экипаж штат 76-88 чел. (3 офицера, 73-85 матросов)
как флагман соединения + штаб:  8-11 чел. (3 офицера, 5-8 матросов)
Дополнительные данные корпус железный, с поперечным набором, 10 отсеков, двойное дно на 55 % длины
электроснабжение 1 динамо-машина, 1,75 - 1,9 кВт, 55 В
управление 1 руль обыкновенного типа с паровым и ручным приводом
кренящий момент 1071 мт
плавсредства 2 вельбота, 1 катер, 1 ял, 1 шлюпка
стоимость Wespe и Viper по 1 млн. 75 тыс. марок, Biene и Mücke по 1 млн. 257 тыс. марок, Scorpion и Basilisk по 1 млн. 161 тыс. марок, Chamäleon и Crokodill по 1 млн. 145 тыс. марок, Salamander, Natter и Hummel по 1 млн. 56 тыс. марок.
БРОНИРОВАНИЕ
"компаунд" на тиковой подкладке
бортовой пояс 203-102 мм (с кормы в нос: 102-152-203), подкладка 210 мм
барбет 203 мм, подкладка 210 мм
палуба 28 мм
рубка (с 1880-х гг.) 20 мм
ВООРУЖЕНИЕ
1-305 мм/22 (-5°+20°, 10000 м) [38 снарядов], *на некоторых к концу службы заменена на 1-220 мм
в 1880-х гг. добавлены: 2-88 мм/24  [200 снарядов]
2-37 мм револьверные пушки Гочкиса
2 носовых подводных торпедных аппарата - 350 мм [4 торпеды]
1 боевой прожектор




 

После Французской войны государственная политика в отношении флота изменилась. Во первых умер энтузиаст океанского флота принц Адальберт, вместо него 1 января 1872 года  на пост морского министра был назначен сухопутный генерал Штош, и, наконец, отсутствие всякой военной необходимости в мореходных боевых единицах в ходе последней компании, привели к переоценке роли флота во внешней политике. Теперь флот считался морским флангом армии и его задача сводилась к охране берегов от вторжения.

В соответствии с этой концепцией была разработана новая судостроительная программа, а незаконченную предыдущую аннулировали. По новой программе силы флота метрополии разделили на два сектора: Североморский и Балтийский. Для Североморского побережья были характерны значительные отмели и бары в руслах рек, поэтому, при разработке системы обороны западного побережья Шлезвига, а также устьев рек Эльба, Везер, Яде и Эмс, которые изобиловали выдающимися далеко в море песчаными банками, в качестве основной боевой единицы обороны были выбраны мелкосидящие броненосцы с крупнокалиберной артиллерией и с осадкой не более 3 м. По расчётам морского министерства, Германии было достаточно 13 таких кораблей, которые, взаимодействуя с миноносцами, должны были обеспечить полноценную оборону побережья Северного моря.

Сперва для этой цели собирались строить мониторы, но затем за основу взяли английскую канонерку "Rendel", построенную в 1868 году. Однако, в отличие от англичан, немцы сохранили бронирование и установили орудие на поворотную платформу.

Вскоре последовал заказ и в 1876 г. сошёл на воду первый корабль этого типа - броненосная канонерская лодка (Panzerkanonenboot) "Wespe", а спустя пять лет в строю немецкого флота уже находилось 11 таких лодок.

Тактика их использования предполагала стрельбу из-за естественных укрытий, образованных неровностями берега и использование машины только при смене дислокации. Это были своего рода плавучие батареи, в дополнение к береговым.

В ходе эксплуатации первых лодок выявился серьёзный недостаток - скорость оказалась слишком малой даже для тех специфических задач, которые перед ними стояли. Корабли не оправдали возлагаемых на них ожиданий, получив на флоте пренебрежительное наименование "плавучие лафеты". Они обладали отвратительной мореходностью. Уже при небольшом волнении канонерки черпали носом воду, а из-за подверженности сильной качке использовать орудия зачастую становилось невозможным.Wespe

Кроме того, наметилась тенденция использовать более скорострельные пушки меньших калибров вместо медлительных пушек-монстров. Поэтому две последние лодки были перезаказаны по новому типу "Bremse". Позже и некоторые лодки типа "Wespe" были перевооружены на скорострельные орудия нового типа.

Эти странные мини-броненосцы, однако, прослужили достаточно долго, а корпус одной из них, "Viper", ещё существовал в 1962 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

В серию входило 11 кораблей, названные в честь канонерок 60-х гг. именами насекомых и животных: "Wespe" (оса), "Viper" (гадюка), "Biene" (пчела), "Mücke" (комар), "Scorpion" (скорпион), "Basilisk" (василиск), "Chamäleon" (хамелеон), "Crokodill" (крокодил), "Salamander" (саламандра), "Natter" (змея) и "Hummel" (шмель). Все они заменили собою мониторы, которые предполагалось построить по программе развития флота 1873 года. Задача, возложенная на эти корабли, заключалась в том, что им следовало оперировать в Северном море и оборонять (укрываясь за фортами) устья рек Везер, Эльба и вход в залив Яде. Поэтому, при проектировании лодок старались, по возможности, дать им как можно меньшую осадку. Проект был разработан в 1875 году. Стоимость каждой составила около 1 200 000 марок.

Канонерские лодки имели следующие главные размерения: длина между перпендикулярами 43,52 м, длина до оконечности тарана 42,75 м, наибольшая ширина 10,59 м, глубина интрюма 4,18 м, среднее углубление 2,96 м. Площадь погружённой части миделя равнялась 327,5 квадратных фута. Водоизмещение 1109 тонн. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 3,99 т.

Корпуса лодок строили из железа по бракетной системе, с каждого борта проходили 4 продольных стрингера, считая в том числе и броневой шельф. По каждому стрингеру, по длине двойного дна, между двумя последующими шпангоутами, проходили в виде рамы полосы углового железа. Вертикальный киль и шельф канонерских лодок были непроницаемы по всей длине судна.

На расстоянии 10,98 м от форштевня располагалась башня, закрытая со стороны кормы переборкой из листового железа толщиной 6,1 мм. Впереди башни от форштевня находилась железная надстройка, в ней располагалось помещение для команды, в котором, чтобы обеспечить необходимую высоту подволока, палуба несколько опускалась. Сзади башни находилась железная надстройка шириной 2,59 м, в которой находились камбуз, машинный люк, вход в кочегарное отделение, а ближе к корме — в офицерские помещения. Каюта командира располагалась между машиной и офицерским помещением. Над этой надстройкой находился мостик для вахтенного офицера, в середине которого был прорезан машинный световой люк. Штурвал установили впереди трубы. Под командным помещением располагались провизионные и шкиперские кладовые, под орудием - крюйт-камера и бомбовые погреба. Все корабли оснащались паровым штурвалом.

Броневая защита состояла из броневого пояса и плит на башне. У ватерлинии броня имела наибольшую толщину 210 мм, у миделя, к корме уменьшалась до 102 мм, а к носу 151,4 мм. Высота плит равнялась 1,05 м в носу (из них 0,3 м над ватерлинией) и 1,51 м в корме. Броня укладывалась на тиковую подкладку толщиной 210-мм. Толщина брони башни была аналогична поясной. Верхняя палуба бронировалась в два слоя: верхний 24,6 мм и нижний 4,6 мм.

На каждой канонерской лодке установили по две двухцилиндровых (диаметр цилиндров 697 мм) машины, с наклонными цилиндрами и холодильниками с поверхностным охлаждением. Каждая машина вращала отдельный винт системы Гирша. Пар к ним подавался из 4 цилиндрических (на Biene - коробчатых) котлов. (8 топок, 4 атм., 294 м²).

Вес машины с наполненными водой котлами равнялся 150 т. На испытаниях машины развили при обыкновенной тяге от 660-700, а при усиленной до 800 индикаторных л.с. Скорость при 100-115 оборотах в минуту равнялась 9-9,5 узла. Запас угля на них, как предназначенных для прибрежного плавания, составлял всего 43 т. Этого было достаточно для полного хода приблизительно в течение 40 часов.

Вооружение канонерских лодок состояло из одного крупповского 305-мм 35,4-тонного орудия Rk-30.5/l22, поставленного на центральном штыре в башне и стрелявшего через бак. Ось орудия возвышалась над ватерлинией 3,66 м, угол обстрела составил по 40° на каждый борт. На расстоянии в 10 кабельтовых 305-мм орудие этих канонерок пробивало броню толщиной 396 мм.

Сперва орудия устанавливалась в открытом барбете, затем были добавлены скользящие броневые экраны. Пушка поворачивалась только вручную. Наводчик находился в легко бронированном ящике за пушкой.

Больше ни на каких других германских кораблях эти орудия не использовались, однако такие пушки Крупп продавал за границу. Одна из них была установлена на датском броненосце Helgoland, восемь других - на броненосцах, построенных для Китая.

Позже некоторые лодки были перевооружены на 220 мм скорострельные орудия нового типа.

На мостике находились две скорострельные пушки Гочкисса. В 1880-х годах установили 2 - 88-мм противоминные пушки на убирающихся станках и 2 - 37-мм револьверных пушки Гочкиса.

Тогда же (в 1883 г.) каждая лодка получила два носовых подводных торпедных аппарата с запасом из 4 мин Уайтхеда. Оба аппарата устанавливались параллельно диаметральной плоскости, на расстоянии 0,95 м один от другого и на 1,5 м выше ватерлинии. Все приспособления для стрельбы (кроме воздухонагнетательного насоса) устанавливались под броневой палубой, проходившей от орудийной башни к носу. Насос помещался непосредственно за башней, в рубке. Торпедные трубы проходили через особую кованую трубу, которая образовывала с бортом водонепроницаемый коридор. Во втором отделении находились два аккумулятора для сжатого воздуха и два воздушных резервуара, каждый из них помещался за минной трубой.

На продольных переборках были сделаны кронштейны для хранения по одной мине с каждого борта, остальные две хранились в кормовом отделении и подвозились по особо устроенным рельсам, которые, огибая башню, проходили по правому борту судна.

Шлюпочное оснащение состояло из 2 вельботов, 1 катера, 1 яла и 1 двухвесельного ялика. Первоначально шлюпки висели на шлюпбалках, но вскоре для них сделали кильблоки.

Позже было устроено защитное ограждение над винтами. На некоторых палубная надстройка была продлена в корму.

Схемы окраски

Принята 21 июня 1867 г., изменена 28 января 1874 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП, полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
жёлтый - мачты, стеньги, реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 


Принята 16 сентября 1878 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - корпус до уровня ограждения верхней палубы, некоторое палубное оборудование и, вероятно, отдельные участки палубы
белый - широкая полоса по всей длине корпуса около ВП и тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ, комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, стойки лееров и тентов, салинги, кормовые и носовые украшения, щиты орудий
жёлтый - все надстройки над широкой белой полосой: мачты, реи, трубы, кран-балки и т.п., кроме указанных выше
деревянные части - лакированные с естественным цветом

 

 

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась только при службе в домашних водах.

серо-синий - всё
золотисто-жёлтый - только носовое и кормовое украшения

 


Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Для служебных, рабочих и лоцманских судов, блокшивов, барж и т.п.

чёрный - корпус, включая фальшборт
серый - все надстройки, мачты, трубы и т.п.
белый - тонкая полоса чуть ниже верхнего края чёрной окраски
Примечания:
по некоторым данным трубы и мачты были жёлтые, деревянные части надстроек - естественного цвета

 

 

   

Канонерские лодки этого типа обладали серьёзной оборонительной силой. Ценность их ещё более возрастала вследствие их малой осадки, когда они, удаляясь на мелководье в устья немецких рек, могли на большом расстоянии из своей тяжёлой артиллерии поражать неприятеля. Но их башни, защищённые только сзади железной бронёй в 1/4 дюйма толщиной, не могли прикрыть прислугу не только от выстрелов малокалиберной артиллерии, но даже и от снарядов десантных пушек, выпущенных со шлюпок.

Действовать тараном канонеркам типа "Wespe" также не представлялось возможным вследствие весьма ограниченной для подобного манёвра скорости. Не смотря на наличие двух винтов, из-за большого момента инерции они поворачивали медленно и так же медленно останавливались. Из-за особой конструкции форштевня, волна, которую поднимали эти корабли на полной скорости, была небольшой, однако мореходность была очень плохой, лодки испытывали сильную бортовую качку, при ветре в 4-5 баллов стрельба из орудия была уже невозможна, палуба черпала много воды.

Так как лодки предназначались для прибрежной службы, на них отсутствовали помещения, предназначенные для длительного нахождения на борту. Плохие бытовые условия стали одним из поводов для многих нелестных прозвищ, данных им моряками: плавучие лафеты (schwimmenden lafetten), насекомая эскадра (insektengeschwader), буксующие в тине (schlickrutscher), клопы прибрежных отмелей (wattwanzen) - последнее, потому, что лодки при необходимости могли быть посажены на отмели, обнажающиеся при отливе (ватты) для более устойчивой орудийной платформы.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

Все лодки были сданы флоту в течение 5 лет. Ввод в строй "Mücke" задержался, так как её корпус некоторое время использовался для опытов в области непотопляемости.

Активно служили эти лодки мало, а "Biene", "Mücke", "Basilisk", "Chamäleon" и "Natter" почти всё время провели в резерве. Однако числились в боевом составе долго - около 30 лет.

Известно, что дивизия броненосных канонерских лодок, которой командовал капитан-цур-зее Карл Август Дайнхард (Karl August Deinhard) на авизо "Grille", участвовала в осенних манёврах 1884 года, а во время манёвров осенью 1887 года манёвренной эскадре придали флотилию броненосных лодок в качестве отдельной IV дивизии. Точно не известно, какие лодки вошли в её состав. На манёврах 1888 года в состав II-й дивизии входили "Mücke", "Camäleon", "Viper" и "Salamander". По некоторым данным флотилия броненосных лодок участвовала и в учениях 1889 года. В дальнейшем их, по видимому, к манёврам не привлекали.

28 июня 1909 года "Wespe", "Viper", "Chamäleon" и "Salamander" были исключены из боевого состава флота.

"Wespe", "Chamäleon" и "Salamander" в следующем году продали за 52 тыс. марок каждый и их корпуса были переделаны новыми хозяевами в Дюссельдорфе в речные баржи. "Salamander" во время буксировки в ноябре 1910 г. был выброшен штормом на мель к западу от Кастрикума (52°33΄1΄΄ N, 04°36΄1΄΄ O) и разбит волнами. В 1936 г. надстройки разобраны на месте, остальные обломки занесло песком.

"Viper" был переоборудован в плавкран ВМФ грузоподъёмностью 100 т., служил в Гельголанде, позже - в Вильгельмсхафене.

В следующем году, 27 сентября 1910 г., были исключены из боевого состава ещё три лодки: "Biene", "Basilisk" и "Hummel", а вскоре, 18 марта 1911 г. и все остальные.

"Biene" и "Hummel" были переоборудованы в стационарные плавмастерские, "Crokodill" использовался как мишень, а в 1913 присоединился к плавмастерским (в Вильгельмсхафене).

"Mücke" и "Basilisk" стали опытовыми судами, первый - для испытания котлов (использовался и как отопитель), второй для опытов в области живучести.

"Scorpion" стал торпедо-пристрелочной станцией во Фленсбурге, а "Natter" - отопителем под номером 1.

После войны четыре единицы исключили и продали:

В 1918 была разобрана плавмастерская "Crokodill".

3 августа 1919 г. за 68 тыс. марок была продана торпедо-пристрелочная станция "Scorpion", некоторое время она использовалась как плавмастерская в Киле, а в 1924 г. была там разобрана.

В том же году было продано на слом за 62660 марок опытовое судно "Basilisk" и в следующем году разобрано в Гамбурге.

25 июня 1921 г. за 1000 тыс. марок продали на слом опытовое судно "Mücke", и в том же году оно было разобрано в Вевельсфлете.

Таким образом к 1 января 1921 года - официальному дню образования Рейхсмарине, во флоте оставались три судна из этой серии: плавмастерская "Hummel" в Свинемюнде, плавкран "Viper" и отопитель "Stromquelle №1" в Вильгельмсхафене.

В 1923 г. плавмастерская "Hummel" была низведена до плавучего склада. В 1924 г. "Stromquelle №1" перевели в Киль, а в 1928 г. вернули ему прежнее название "Natter".

Все три корабля дожили до Второй мировой войны.

"Hummel" к концу войны был переоборудован в плавбатарею ПВО в Свинемюнде и 4 мая 1945 г. был потоплен там советской авиацией.

Баржа-отопитель "Natter" 13 апреля 1945 была повреждена авиацией в Киле, брошена и в 1946 затонула.

Что же касается плавкрана "Viper", то он продолжал эксплуатироваться после войны, и последний раз замечен в судовых регистрах в 1962 г.

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

             
                     
                     

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
3 Кофман В. - "От канонерок к броненосцам береговой обороны" // журнал "Моделист-конструктор".-1984.-№4.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

последнее обновление: 12.11.2023

 




 

 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1938-1945
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine) 1935-1938
Флот Веймарской республики (Reichsmarine) 1921-1935
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1876-1903
Natter
"Natter" в Киле, 1895 г.
Wespe
"Wespe" и "Natter" на верфи в Данциге.
Wespe
Модель "Wespe"
Wespe
Модель "Wespe"
Wespe
Модель "Wespe"
Wespe
"Wespe"
Wespe
"Wespe"
Wespe
"Wespe"
Crokodill
"Crokodill" в Киле.

"Mücke" в Киле, 1897 г.

"Scorpion" в Киле, 1897 г.
Scorpion
лодки типа "Wespe" у Фридрихсорта, справа "Arminius"

"Scorpion" в Киле
Wespe
более поздняя конфигурация
Wespe
первоначальная конфигурация
Viper
"Viper" в качестве плавкрана
Natter
"Natter" в Вильгельмсхафене
Mücke
"Mücke" в Вильгельмсхафене

"Natter" и "Mücke"
Natter
"Natter" в Киле, 1897 г.
Scorpion
"Scorpion" в Киле
Wespe
"Mücke", гравюра
Wespe
"Wespe" на достройке, ещё без пушки
Wespe
Wespe
"Wespe" на р. Неккар (приток Рейна) в Штутгарте.
Wespe
"Wespe" в постройке, гравюра
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
Wespe
"Wespe", гравюра
Wespe
Wespe
Wespe
"Wespe", гравюра
Предыдущая страница - броненосные фрегаты типа "Preußen"
Предыдущая страница - речные мониторы типа "Rhein"
Следующая страница - броненосные лодки типа "Bremse"