ВходОглавлениеКрейсера → колёсный вооружённый пароход / авизо "Preußischer Adler"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  


колёсный вооружённый пароход / авизо
(Kriegdampfer/Radaviso)



 Preußischer Adler 


Пруссия, с 1848 / 1862 гг. 1 ед. (быв. почтовый п/х, проект: Elbertzhagen, 1846)

 

*
Preußischer Adler
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / годы постройки в строю примечания
1 Preußischer Adler <Ditchburn&Mare>, Блэквелл, Лондон / 1846-1847 08.1848 почтовый пароход для линии Свинемюнде - Кронштадт - Санкт-Петербург, реквизирован ВМФ Пруссии, береговая охрана, в 1850 разоружен и возвращен владельцу.
18.07.1862 опять в составе ВМФ как авизо, с 1868 г. яхта кайзера, с 1871 тендер Службы охраны рыболовства, с 27.11.1877 опытовый корабль, 26.06.1879 потоплен при испытании торпеды.
ТТХ
Водоизмещение нормальное 1171 т
полное 1430 т
регистровое 926 брт, 505 нрт
Размерения длина ВЛ 56,60 м
полная 62,72 м
ширина корпус 9,6 м
по кожухам 16,2 м
осадка 3,3 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 20 лопастей Ø 6,34 м
1 МКО 1 горизонтальная колеблющаяся 2-цилиндровая ПМ однократного расширения
3 коробчатых ПК
мощность проектная 900 л.с.
на испытаниях 990 л.с.
паруса бригантина, 600 м².
Ходовые данные скорость номинальная 10,5 уз.
на испытаниях 11,5 уз.
запас топлива 200 т. угля
дальность плавания со скоростью 8 уз. ? миль
Экипаж 110 чел. (10 офицеров, 100 матросов)
Дополнительные данные корпус железный корпус с деревянной палубой, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 1 большая и 4 малые лодки
цена 312 тыс. талеров
ВООРУЖЕНИЕ
1848 1849-1850 / 1862-1867 1867-1877
2 - 32-ф коротких пушки 4 - 36-ф коротких пушки 2 нарезных и 2 гладкоствольных 24-ф пушки
2 - 25-ф. бомбических пушки
*как почтовый пароход брал 168 пассажиров.




 

Построен как почтовый пароход для линии Свинемюнде - Кронштадт. Очень мореходный корабль (для колёсного судна), сильная бортовая качка, недостаточно манёвренный. Под парусами ходил очень плохо, практически ими не пользовались.

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
с 28.01.1874 г. полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ перекрашена в белый
жёлтые реи и трубы, котельные помещения для вентиляторов у трубы

 

В августе 1848 реквизирован, 08 - 09.1848 на службе в береговой охране, затем в ремонте, усилено вооружение, после чего в мае 1849 был повторно зачислен на службу (командир - лейтенант I класса Barandon). 27.06.1849 при Брюстерорте (у Данцига) вступил в бой с датским бригом "Santa-Cruz", при этом потерял 1 человека убитым. Из-за боевых повреждений отправлен на верфь. В 1850 г. разоружен и возвращён почтовой службе.

С 18.07.1862 опять в составе ВМФ, куплен для службы в Средиземном море.

18 августа 1863 вместе с канонерскими лодками "Blitz" и "Basilisk" авизо покинуло прусские воды в направлении Средиземного моря. Там 3 корабля должны были гарантировать защиту немецких граждан во время беспорядков в Греции. В это время обострившийся конфликт между Пруссией и Данией сделал войну весьма вероятной и уже в декабре корабли получили приказ возвращаться домой. Так как из за аварий на "Preußischer Adler" соединению пришлось неоднократно заходить в промежуточные гавани, 14 апреля 1864, когда узнали о начале немецко-датской войны, соединение дошло только до голландского Ден-Хелдера.

Командир соединения, корветтен-капитан Густав Клатт считал прорыв в Балтийское море невозможным и 1 мая прусские корабли присоединились к австрийскому соединению Вильгельма фон Тегеттоффа из фрегатов "Radetzky" и "Schwarzenberg". 4 мая маленькая австро-прусская эскадра достигла Куксхафена.

9 мая у Гельголанда она натолкнулась на 3 датских военных корабля. Во время последовавшего морского боя прусские корабли не вмешивались в борьбу. Основную тяжесть боя приняли фрегаты Тегетгоффа, причем "Schwarzenberg" получил несколько попаданий и загорелся. Прусские корабли не могли эффективно вмешаться в боевые действия. Бой окончился отходом австро-прусского соединения в нейтральные воды Гельголанда. Немецкие корабли потерь не имели.

С 1868 г. корабль использовался, как запасная яхта кайзера, с 1873 - в рыбоохране, 27 ноября 1877 был исключён и затем стал опытовым кораблём, 26 июня 1879 потоплен при испытании торпеды в Киле-Вике. Убранство носовой части находится в военно - морской школе в Мюрвике.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1862-1867
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1877
Объединённый германский флот (Deutschen Marine, Reichsmarine, Reichsflotte) 1848-1850