Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Броненосный таран
(widderschiff, panzerfahrzeug)

 Prinz Adalbert 


Германия, 1866 г. 1 ед. (проект 1863 г.)

Prinz Adalbert 

*
Prinz Adalbert
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь закладка /спуск /в строю примечания
1 Prinz Adalbert <L'Arman Freres> Бордо, Франция, как "Cheops" для Конфедерации 1863 1868-1869 перестроен в базе флота в Гестемюнде, 23 октября 1871 г. из-за ветхости перечислен в блокшив. 28 мая 1875 исключён, в 1878 году разобран в Вильгельмсхафене.
1864
9.06.1866
ТТХ
 
Водоизмещение официальное 1479 т
нормальное 1440 т
полное 1560 т
регистровое 779 брт
Размерения длина МП 50,48 м
КВЛ 52,36 м
наибольшая 56,96 м
ширина по палубе 8,78 м
КВЛ 9,92 м
осадка носом 4,94 м
кормой 5,02 м
высота борта 5,78 м
глубина интрюма 5,18 м
Энергетическая установка состав и тип 2 вала 2х4-лопастных винта, Ø 3,6 м
1 МО 2 горизонтальные ПМ "Mazeline" простого расширения
1 КО 2 коробчатых ПК "Mazeline" (1,5 атм.)
мощность номинальная 300 л.с.
индикаторная 1200 л.с.
паруса бриг, 740 кв. м, позже марсельная шхуна, 677 кв. м
Ходовые данные скорость проектная 9,5 узла
на испытаниях 10,1 узла при 72 об/мин
запас топлива 96 т угля
дальность плавания на 8 уз. 1200 миль
Экипаж 130 чел. (10 офицеров, 120 матросов)
Дополнительные данные корпус композитный: деревянная обшивка с железным набором по поперечной схеме, медная обшивка подводной части
электроснабжение отсутствовало
управление 2 руля
плавсредства 5 шлюпок и катеров разных типов
стоимость 1 млн. 863 тыс. марок (620,9 тыс. талеров)
БРОНИРОВАНИЕ
кованное железо на тиковой подкладке
бортовой пояс 127 мм
казематы 114 мм
ВООРУЖЕНИЕ
сперва (до вступления в строй) с 1865 г. в 1875-1876 разоружён
3-36ф гладкоствольных пушки
 (1 в носовом и 2 в кормовом казематах)
2 - 210 мм/25 орудия Круппа в кормовом каземате (142 снаряда)
1 - 210 мм/19 орудие Круппа в носовом каземате (76 снарядов)

Prinz Adalbert



Prinz Adalbert Датская война разразилась раньше, чем был готов заказанный в Британии монитор "Arminius". Видя, что он не успевает принять участие в войне, для противовеса датскому монитору "Rolf Krake" было решено купить за границей готовый корабль.

Во Франции на верфи братьев Арман в то время строились два однотипных броненосца для Конфедерации Южных Штатов (в период Гражданской войны в Америке) под кодовыми именами "Sphinx" и "Cheops". Проект был разработан в 1862 г.  Первый, после неудачной попытки Дании перекупить его (датчане уже даже присвоили ему название: Stjerkodder) успели передать конфедеративным агентам в Европе, и он ушёл в Америку, получив имя "Stonewal Jackson", но вскоре попал в аварию, к концу войны находился на Кубе, где был интернирован испанскими властями и передан Северным Штатам. Позднее его продали Японии, где он был назван "Kotetsu-Kan", и впоследствии переименован в "Azuma".

К моменту готовности второго Гражданская Война в Америке закончилась и корабль остался без владельца. 25 мая 1864 уже после спуска на воду покупка "Cheops" конфедерацией была аннулирована. Его-то немцы и купили в январе 1865 г. за 620900 талеров или 1863 тысячи марок, надеясь сразу ввести корабль в бой, однако их подстерегало множество огорчений.

Prinz Adalbert10 июля корабль прибыл в Германию, и тут выяснилось, что, во первых, готовность корабля была весьма относительная, во вторых он оказался некачественно построен: корпус нещадно тёк, а броневые плиты еле держались. По прибытии в Германию его сразу поставили в док, перевесили броню, укрепили корпус и заменили устаревшие французские пушки на Крупповские.

29 октября 1865 г. он получил своё название "Prinz Adalbert" в честь Генриха Вильгельма Адальберта (1811-1873 гг.) — младшего брата короля Фридриха Вильгельма II, инициатора создания германского флота, прусского адмирала, с 1853 г. командующего флотом.

  Из-за большого объёма работ на доводку ушло ещё полгода, за которые война закончилась, и он вошёл в состав флота только летом следующего года, став первым двухвинтовым кораблём германского флота.

 

СОДЕРЖАНИЕ:

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

 

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

 

Prinz Adalbert Автор проекта — французский инженер Л'Арман. Корабль был построен во Франции, судостроительной компанией "Л'Арман Фрере" в Бордо. Заложен в 1863, спущен на воду в 1864, укомплектован в 1865 г.

Основные кораблестроительные элементы: водоизмещение 1479 т официальное, 1440 т нормальное, 1560 т полное, длина 50,48 м (по конструктивной ватерлинии), 52,36 м (между перпендикулярами), 56,96 м (наибольшая), ширина 8,78 м (по палубе), 9,92 (по конструктивной ватерлинии), осадка 4,94 м (носом), 5,02 м (кормой), высота борта 5,78 м, глубина интрюма 5,18 м.

Корпус — композитный, набор собран из железных конструкций и поверх деревянной обшивки был покрыт тонкими медными листами для защиты от обрастания подводной части. Носовая часть имела сильно выступающий вперёд таран, шпирон которого являлся продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивался в стороны от диаметральной плоскости, образуя между обеими ветвями обводы в виде арки. Prinz Adalbert

Корабль имел 2 гребных вала 2 винта и 2 руля. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового находился тонкий фальшборт, который во время боя убирался.

Корпус "Prinz Adalbert" строился некачественно и во время службы постоянно протекал из-за плохой подгонки деталей набора и обшивки. Из-за этого недостатка корабль получил прозвище "хромой принц" (сам принц Адальберт был хромым).

"Prinz Adalbert" имел пояс из кованого железа толщиной 127 мм по ватерлинии который крепился к тиковой подкладке и борту. Суммарная толщина борта (вместе с бронёй) — около 0,7 м. Артиллерия защищалась 114-мм бронёй, также на тиковой подкладке. Prinz Adalbert

Крепление брони оказалось очень плохим и, в итоге её пришлось перевешивать и укреплять. Корабль имел два броневых каземата на верхней палубе носовой и кормовой. Носовой был образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закруглённым броневым траверзом (т.е. в плане имел треугольную форму). Кормовой располагался перед грот-мачтой (восьмиугольный с закруглёнными углами, в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса.

Механизмы и котлы корабля изготовила фирма "Mazeline" в Гавре. На корабле были установлены две горизонтальные двухцилиндровые паровые машины простого расширения, 2 котла коробчатой формы (1,5 атм.) в одном котельном отделении. Prinz AdalbertДва четырёхлопастных винта диаметром 3,6 м развивали 72 оборота/мин, на полном ходу. На пробах достигли полную скорость 9,5 узла при мощности 1200 л.с. и 10,1 узла наибольшую. Запас угля составлял 96 т, дальность плавания — 1200 миль при скорости 8 узлов. Время полной циркуляции составляло около 4 минут, что в то время считалось неплохим результатом.

"Prinz Adalbert" имел удовлетворительную устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами, хотя таранный форштевень поднимал очень большой бурун. Испытывал очень сильную качку.

Prinz Adalbert Первоначально на корабле было установлено 3 170-мм (36-фунтовых) орудия, из них одно в носовом 5-угольном броневом каземате, имевшем 5 орудийных портов и 2 в 8-угольном кормовом каземате, имевшем 2 порта (по диагонали).

В 1865 г., ещё до вступления в строй, корабль перевооружили на новые орудия Круппа: 1 210 мм/19 калибров (боекомплект 76 снарядов) стояло на орудийной платформе в носовом каземате с 3 портами, 2 210 мм/25 калибров (боекомплект 142 снаряда) стояли на орудийной платформе в кормовом каземате по диаметральной плоскости.

Первоначально "Prinz Adalbert" получил парусное вооружение брига (площадь парусов 740 кв. м), но позже был переоснащён в марсельную шхуну (площадь парусов — 677 кв. м).

Грот-мачту первоначально установили внутри каземата, но при переоснащении перенесли дальше в корму. Руслени стояли снаружи корпуса.

Корабельные плавсредства насчитывали пять шлюпок и катеров разных типов.

Экипаж "Prinz Adalbert" насчитывал 10 офицеров и 120 матросов.

 

Схемы окраски:

сперва окраска не регламентировалась, вероятно, повторяла британскую.

Принята 21 июня 1867 г. Использовалась и в домашних водах, и в заграничном плавании.

Prinz Adalbert

чёрный - всё, кроме указанного ниже
белый - комингсы люков, штурманская рубка, павильон, вентиляторы, дефлекторы, салинги, кормовые и носовые украшения и тонкая полоса по всей длине корпуса около ВП.
жёлтый - мачты и стеньги
красный - до 7 августа 1867 г. -тонкая полоса по краю медной обшивки около 0,5 м. над ВЛ
Примечания:
c 7.08.1867 единственный в германском флоте он не нёс красной полосы по верхнему краю медной обшивки


***

Как и все корабли, строящиеся для Конфедерации, он был заказан малоизвестной верфи, согласной работать быстро и дёшево. Потому проект был в известной степени любительский и качество постройки соответствующим. Подобный тип кораблей был распространён во время гражданской войны в США, войны Бразилии и Аргентины против Парагвая и в ходе некоторых колониальных компаний того периода. Многие из таких кораблей являлись наскоро переоборудованными гражданскими судами. Все такие проекты были бессистемными и носили характер импровизации, потому ни о какой преемственности говорить не приходится - использовались только общие модные идеи бронированных казематов и таранной тактики.С дальнейшим развитием артиллерии и брони подобные корабли сошли со сцены, не дав никакого "потомства". Редкие рецидивы случались только на фронтах гражданских войн, притом, исключительно на реках.

 

ИСТОРИЯ СЛУЖБЫ

Prinz Adalbert

Проводя испытания у Дании после перевооружения в июне 1865, броненосец сел на мель, но был быстро снят. 9 июня 1866 г. он наконец вступил в строй, однако всё равно оставался небоеспособным - корпус постоянно тёк и сильно качался на волнении. Он получил прозвище "Der Lahme Prinz" (Хромой принц).

Во время Австро-прусской войны в 1866, Prinz Adalbert был мобилизован в Киле под командой адмирала Яхмана, но из-за отсутствия противников в Северном и Балтийском морях, судно оставалось в бездействии на Балтике на всём протяжении войны.

Вскоре его пришлось серьёзно ремонтировать: 1868-1869 он провёл на верфи при военно-морском складе в Гестемюнде: заново перевесили плохо укреплённую броню, грот-мачту перенесли из центра кормового каземата в корму от него, установили волнолом на форштевне и заменили орудия на новые Крупповские пушки, однако, лучше от этого он не стал.Prinz Adalbert

Сперва его всё-же пытались использовать в составе флота: летом 1870 г. прусский флот был подготовлен для учебного похода в Атлантику. Prinz Adalbert и недавно купленный König Wilhelm отправились в Плимут (Англия), где соединились с остальной частью флота (Kronprinz и Friedrich Karl). В Плимуте эскадра получила сообщение о неизбежных военных действиях с Францией, и для безопасности отправилась назад в Вильгельмсхафен, прибыв туда 16 июля, за три дня до начала войны.

Во время похода Prinz Adalbert показал отвратительные мореходные качества, и с началом Франко-Прусской войны Prinz Adalbert был поставлен брандвахтой в Гамбургской гавани в устье Эльбы.

Служба его была недолгой: вскоре после окончания войны, уже 23 октября 1871 г., из-за ветхости корпуса его причислили к порту и разжаловали в блокшивы. В 1875-1876 гг., всего после девяти лет службы, корабль был разоружён, 28 мая 1878 исключён из списков флота и в том же году прогнивший корпус был разобран на дрова в Вильгельмсхафене. Механизмы корабля, ещё вполне работоспособные, продали.

 

МОДЕЛЬ

Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert  Prinz Adalbert

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz - Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 7 Bände in einem Band. Band 1, Ratingen um 1983, S. 108f.
на английском
3 Jack Greene, Alessandro Massignani: Ironclads at War. The Origin and Development of the Armored Warships, 1854–1891. Conshohocken, PA 1998.
4 Sondhaus, Lawrence. Naval Warfare, 1815-1914. London: Routledge, 2001
5 Sondhaus, Lawrence. Preparing for Weltpolitik: German Sea Power Before the Tirpitz Era. Naval Institute Press: Annapolis, 1997
6 Sullivan, David M. "Phantom Fleet: The Confederacy's Unclaimed European Warships". Warship International (Toledo, Ohio: Naval Records Club, Inc.), 1987
на русском
7 Быстров А. А. - Первые броненосцы Германии. Санкт-Петербург, 2001.
8 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine) / Германской империи (Kaiserliche Marine) 1867-1875
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1866-1867
Предыдущая страница- монитор "Arminius"
Следующая страница - броненосные фрегаты типа "Friedrich Karl"
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
"Prinz Adalbert" в Бордо
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
первоначальное парусное вооружение брига
Prinz Adalbert
германские 210-мм орудия Круппа
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
Prinz Adalbert
облегченное парусное вооружение, с 1869 г.
однотипный японский "Kotetsu-Kan"
Адальберт (Генрих-Вильгельм) — принц прусский, сын принца Вильгельма, младшего брата Фридриха-Вильгельма III; 1811-1873 гг. Принял деятельное участие в образовании немецкого флота, с 1854 г. адмирал; занялся лично составом службы персонала во вновь учрежденном прусском адмиралтействе и постройкой военной гавани в Яде. В 1861-1871 г. главнокомандующий всего прусского флота.
Prinz Adalbert