ОглавлениеМиноносцы → Катера Добровольного морского ополчения

  Миноносцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Минные катера Добровольного морского ополчения
(Spieren- und Schlepptorpedoboote, Hilfsdampfer für Torpedozwecke)
Германия, 1870 г. 21 ед. (переоборудованы из мобилизованных портовых судов)

 

*
Neuenfelde
*
Oscar
*
St. Georg
*
Hercules
*
Adler
*
Hecht
* и др.
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель в строю примечания
1 Neuenfelde <Reiherstiegwerft>, Гамбург, стр. №179, 1868 23.07.1870 Пароход компании "J-Rahmsdorf & Const.", Гамбург, 20 сентября 1870 погиб от взрыва мины в порту Куксхафен.
2 Oscar <Reiherstiegwerft>, Гамбург, стр. №134, 1866 23.07.1870 Паровой буксир компании "F. L. Mathies & Co.", Гамбург, после войны возвращён владельцу.
3 St. Georg ?, Гамбург, 1861 23.07.1870 Паровой буксир компании "Justus & Pantelmann", Гамбург, с 1874 буксир ВМФ.
4 Adler <Reiherstiegwerft>, Гамбург, стр. №44, 1859 1870 Пароход компании "E. H. Justus", Гамбург, 23.07.1870 погиб в столкновении с британским п/х.
5 Hercules ??? 1870 Портовый п/х, после войны возвращён владельцу.
6 Hecht ??? 1870 Куттер, после войны возвращён владельцу.
7-14 ??? ??? 1870 8 паровых катеров, после войны возвращены владельцу.
15-21 ??? ??? 1870 7 гребных катеров, после войны возвращены владельцу.
ТТХ
  Neuenfelde Oskar Adler
Размерения длина 21,8 м 18,3 м 13,5 м
ширина 4,6 м 4 м 2,5 м
Энергетическая установка состав и тип 1 винт 1 винт 1 винт
1 ПМ 1 ПМ 1 ПМ
мощность 25 н.л.с. 20 н.л.с. 6 н.л.с.
Скорость     ок. 5 уз.
ВООРУЖЕНИЕ
2 шестовых мины

 


Схема размещения мин на шестовых катерах.

Непосредственными предшественникам германских миноносцев были 14 маленьких портовых катеров и буксиров, а также 7 гребных лодок Добровольного морского ополчения (Freiwillige Seewehr), формирование которого король Пруссии одобрил 23 июля 1970 г., после начала войны с Францией.

Кораблики снабдили шестовыми минами в Гамбурге и Бремене для охраны устья Эльбы и Везера. Так называемые "торпеды-шпионы" (Spierentorpedo) были взрывными устройствами, которые были прикреплены к длинному шесту в носовой части лодки. Во время нападения, после постановки на боевой курс, экипаж должен был перейти на плот, так как была большая вероятность разрушения их собственного корабля. Практическое значение этого оружия так и не было проверено.

Два из этих корабликов, "St. Georg" и "Adler" были отправлены на станцию Балтийского моря в Киле, остальные базировались при станции Северного моря в Куксхафене.

Небольшой паром "St. Georg" был построен в 1861 как "Madelaine I" для компании "Parrau & Vereinigte Alsterschiffer" в Гамбурге, в мае 1863 перепродан компании "Justus & Pantelmann" в Гамбурге и переименован в "St. Georg".

Буксир "Adler" был построен в 1859, как паровой паром "Alina" на 50 пассажиров для компании "J. P. Parrau" в Гамбурге и 15 июня вышел на линию Альстер - Мюленкамп и Винтерхюде, в 1861 перестроен в буксир, 8 декабря 1862 продан компании "G. F. Schenk" в Гамбурге, а 8 марта 1865 - компании "E. H. Justus" в Гамбурге и переименован в "Adler".


Альстерские суда на литографии Кристиана Хойера 1860-1861 гг. Пароход справа - или "Alina" или "Astraea".

23 июля 1870 сразу после покупки "St. Georg" и "Adler" отправились для перехода на Балтику по каналу Эльба-Айдер, но в 23:30 у Нинштедтена "Adler" столкнулся с британским п/х "Brigadier" и затонул, три человека из четырёх утонули. 1 августа 1870 г. корпус подняли, но сразу отправили на слом. "St. Georg" благополучно перешёл через Тённинг в Киль, где на него установили 1 пушку спереди каюты и 31 июля включили в состав флота, официально, как транспортный пароход. Служил до 1874, когда был перечислен в буксир при станции.

Остальные кораблики в Куксхафене простояли без применения два месяца, пока не произошёл несчастный случай. 20 сентября 1870 года около 21:00 торпедный пароход "Neuenfelde", стоя у причала в порту Куксхафен, неожиданно взорвался.

Из официальной газеты "Ritzebüttel" за 22 сентября 1870 г.

 

Во вторник в 8:30 вечера население Куксхафена было взбудоражено приглушенным сильным хлопком, за которым донёсся треск взрыва. Сразу пополз слух, что взрыв произошёл в торпедной флотилии, которая стояла в восточной стороне гавани, а вскоре стало известно, что на пароходе "Neuenfelde" взорвалась торпеда [в те времена все морские мины назывались торпедами] и уничтожила судно и экипаж. Недалеко от места взрыва были разбросаны человеческие конечности, поднялся огромный столб огня и корабль сразу затонул. Вечерние сумерки не позволяли обследовать место аварии, но сразу со всей энергией военная и гражданская администрация порта организовали спасательные работы, а также стали выяснять, сколько человек и кто конкретно был на борту. На расстоянии до 300 шагов находили отдельные части тел и конечности, как в порту, так и за его территорией. Расследование показало, что в момент взрыва на борту находились 13 человек, из которых 4 удалось спастись.

Было установлено, что среди находящихся на борту были: майор фон Шёлер и лейтенанты Вебер, Галлер и Вирчма, приглашённые капитаном "Neuenfelde" Струве на обед на борту, на что указывали найденные части униформы и носовые платки, также, как и на то, что они, без сомнения, погибли. Всего взрыв унёс жизни 9 человек, кроме указанных выше, также капитана Струве и трёх членов экипажа судна. Тела или, вернее, части тел, были найдены только от 7 человек, однако, предположительно, двое других остались в затонувшем корабле. Спасенные были на корме судна и так, как взрыв произошёл в передней части, они нашли время перебраться на берег.

О причине несчастья говорят, что так, как стол для официального ужина еще не был установлен, вероятно Струве решил показать своим гостям уже снаряжённую торпеду и поспешил отвинтить предохранительный клапан, что, вероятно, и стало причиной взрыва.

Этим утром состоялись похороны жертв, во время которых несли 6 украшенных гирляндами гробов, и положили в могилу со всеми военными почестями рядом с австрийцами, павшим в битве при Гельголанде 9 мая 1864 года. Большое количество военных и гражданских лиц присоединились к похоронной процессии и показали сочувствие, которое вызвал во всех кругах этот несчастный случай".

 

Из-за этого взрыва со всех стоящих в гавани Куксхафена катеров мины были немедленно выгружены на берег, а сама флотилия распущена.

Кроме вышеназванных единиц, к этим плавсредствам принадлежал также паровой буксир "Oscar", построенный в 1866 г. для гамбургской компании "F. L. Mathies & Co.". Кроме того встречаются упоминания портового парохода "Hercules" и куттера "Hecht" (каталог морской почты „Deutsche Marine-Schiffspost“). Там же указан миноносец "Helene", который в справочнике Грёнера числится транспортом "Helene".

Что касается гребных катеров (Ruderfahrzeuge), нет данных, были ли на них установлены мины и какого типа (шестовые, буксируемые, якорные, тогда все они назывались "Torpedo"), либо эти катера использовались для вспомогательных нужд при флотилии и не вооружались.

 

на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 2., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1983.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 2.09.2019

 




 

 
Флот Северо-Германского союза (Norddeutscher Bundesmarine), 1870-1871
St. Georg
"Madeleine" в 1870, будущий "St. Georg".
Neuenfelde
Памятник погибшим от взрыва "Neuenfelde" в Куксхафене.
Alsterschiffer
Рекламный буклет компании "Parrau & Vereinigte Alsterschiffer",
пароходы которой служили в Добровольном морском ополчении.