ВходОглавлениеКрейсера → парусный малый фрегат "Mercur"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

6-пушечный парусный малый фрегат
(Fregattschiff)

 Mercur 


Пруссия, 1851 г. 1 ед. (быв. торговое судно, проект J. Klawitter, 1846)

 

*
Mercur
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель / спуск в строю примечания
1 Mercur <J. Klawitter>, Данциг / 22.07.1847 1851 быв. торговое судно компании "Preußischen Seehandlung" (1848), рейсы в Ост-Индию, 26.03.1850 куплен ВМФ Пруссии, перестроен и вооружён в мастерских ВМФ в Штеттине, с 1857 - учебный корабль для юнг, 14. 11. 1860 исключён и продан, торговое судно, 1862 - слом в Данциге.
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 580 т
полное ок. 850 т
регистровое 650 брт
Размерения длина ВЛ 38,16 м
полная 43,25 м
ширина 8,2 м
осадка 2,8 м
Энергетическая установка паруса полное вооружение, 805 м².
Ходовые данные скорость ок. 9 уз.
Экипаж 157 чел. (12 офицеров, 145 матросов), позже 60 чел. (5 офицеров, 55 матросов)
Дополнительные данные корпус деревянный, набор по поперечной схеме.
управление 1 руль
плавсредства 1 большая и 3 малые лодки
цена 36 тыс. талеров
ВООРУЖЕНИЕ
первоначально с 1852 с 1857
6 - 26-ф. бомбических пушек 6 легких полевых пушек снова 6 - 26-ф. бомбических пушек




 

Спущен 22 июля 1847 как грузовой парусник, с 1848 ходил в Ост-Индию и Южную Америку под флагом государственной торговой компании "Preußischen Seehandlung", Берлин; 26 марта 1850, ещё во время Шлезвигской войны, был куплен Прусским ВМФ, перестроен и вооружён в мастерских в Штеттине, вошёл в состав флота в 1851 г.

Хорошо ходил под парусами, но палубу сильно заливало. Как было в то время принято на торговых судах, имел очень длинные марса-реи. После первых испытаний в качестве военного корабля, из за слишком жесткой качки, и вызванной этим опасности поломки мачт, имеющиеся 200 т. железного и ок. 30 т. водного балласта были значительно уменьшены, после чего качка стала спокойной.

В официальных документах числился фрегатом (Fregattschiff), но по расположению артиллерии и размерам, фактически был корветом. По окончании войны, в 1952 г. орудия, для улучшения мореходности, были на мирное время заменены на лёгкие салютные пушки. С 1854 корабль ходил в заграничные плавания, первый поход -  через Тенерифе в Рио-де-Жанейро в ноябре 1854 г.

В 1856 принц Адальберт поднял свой флаг на колёсном корвете "Danzig" и с парусниками "Thetis", "Amazone", "Mercur" и "Frauenlob" отправился на Мадейру, ходил также в Средиземное море и на марокканское побережье, где Рифские пираты несколько лет назад ограбили Штеттинский корабль. У мыса Трес-Форкас он высадился на лодке на побережье и внезапно оказался под огнем. Немцы высадили маленькую десантную партию матросов и морских пехотинцев на сушу и атаковали марокканцев, но вынуждены были отступить с 7 убитыми и 22 ранеными, принц Адальберт был ранен в ногу.

С 1857 фрегат стал использоваться как учебный корабль для юнг, при этом (предположительно) ему вернули первоначальные бомбические пушки, но уже в 1858 корабль находился в плохом состоянии (рассохся), 14 ноября 1860 был исключён и 6 декабря 1860 продан за 11950 талеров Фридриху Хайну из Данцига. Уже в 1862 он был сдан на слом в том же Данциге.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hansen H. J. - Die Schiffe der deutschen Flotten 1848-1945., Behtermünz Verlag, Augsburg, De, 1998.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1851-1860