ВходОглавлениеКрейсера → яхта-стационер "Loreley"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

яхта-стационер, авизо
(Stationsschiff, Einzelschiff)

 Loreley 


Германия, c 1896 г. 1 ед. (быв. яхта, 1886 г.)

 

*
Loreley
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Loreley <D.&W. Henderson & Co.>, Glasgow, Англия 1884 Частная яхта Mohican, владелец "J. & W. Clark", Clark Erben, Глазго, 6.08.1896 куплена под бюджетным именем "Ersatz Loreley",
 стационер в Константинополе, 2.11.1918 исключена,  передана Турции, в 02.1925 продана турецкому судовладельцу, Hací Paşa, 1.01.1926 пропала в Чёрном море.
1.06.1885
7.09.1896
ТТХ
Водоизмещение нормальное 920 т
полное 924 т
регистровое 536 брт, 313 нрт
Размерения длина ВЛ 61,0 м
полная 68,7 м
ширина корпус 8,4 м
осадка носом 3,78 м
кормой 4,58 м
1 см осадки = 3,73 т водоизмещения
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт Ø 3,66 м
1 МО 1 вертикальная 3-цилиндровая ПМ тройного расширения
1 КО 1 цилиндрический ПК (4 топки, 9 атм., 304 м²)
с 1911: 9 ПК ВМ (18 топок, 13 атм.) + 4 цилиндрических ПК (16 топок, 12 атм), (Σ 3360 м²)
мощность проектная 700 л.с.
паруса шхуна 435 м², позже с треугольной бизанью - 400 м²
Ходовые данные скорость на испытаниях 11,9 уз. при 97,1 об/мин.
запас топлива 160/180 т. угля
дальность плавания со скоростью 9 уз. 3900 миль
Экипаж 61 чел. (4 офицера, 57 матросов)
Дополнительные данные корпус стальной, палуба деревянная, набор по поперечной схеме, 7 отсеков
электроснабжение 2 динамо-машины х 11,4 кВт, 60 В
управление 1 руль
плавсредства 1 паровой катер, 2 пиннаса (позже 1), 1 катер (позже 2), 1 ял, 1 шлюпка
цена 501 тыс. марок
ВООРУЖЕНИЕ
штат мобилизационный план
2 - 50 мм/40 [265 снарядов], 4800 м 3-105 мм
12-50 мм



 

 

Шотландская верфь D. & W. Henderson & Company в Glasgow в 1884 получила от фирмы A. H. G Wittey & Co. заказ на постройку паровой яхты. Она была спущена на воду 1 июня 1885 под именем "Mohican" и в следующем году передана заказчику. Корабль снова был продан уже в 1892 году.

Авизо германского ВМФ "Loreley" на станции в Константинополе к середине 1890-х было сильно изношено и его необходимо было заменить. Для его замены в начале 1896 и была куплена в Британии паровая яхта "Mohican". Корабль получил временное наименование "Ersatz Loreley". Он был незначительно перестроен и получил вооружение - 2 пушки как на миноносцах.

Корабль обладал хорошей мореходностью, но при ходе против волны испытывал сильную килевую качку, грозящую сломать бушприт и принимал на палубу большое количество воды, то же происходило и при поперечной волне, при этом наблюдалась сильная бортовая качка. Корабль хорошо поворачивал, но на левый борт хуже, очень помогали паруса.

Посыльное судно первоначально было также рассчитано для возможного использования в качестве военного корабля в случае мобилизации. Поэтому конструкция предусматривала установку 3-105 мм и 12-50 мм орудий. Тем не менее, после начала Первой мировой войны эти планы не были осуществлены.

Схемы окраски:

Принята 29 марта 1895 г. Использовалась для кораблей с такелажем в заграничном плавании.

белый - корпус до уровня капитанского мостика, позже до уровня фальшборта и капитанского мостика, позже до уровня полубака, а также орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)
серо-синий - трубы, вентиляторы, мачты и т.п.

 

с 15 апреля 1896 г.

труба красилась в жёлтый
серо-синий заменён на чисто серый

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

После соответствующего оборудования "Ersatz Loreley" 6 августа 1896 ввели в эксплуатацию. Корабль немедленно приступил к переходу в Средиземное море и 7 сентября достиг Константинополя. В тот же самый день старое посыльное судно было выведено из эксплуатации. "Ersatz Loreley" принял от него функцию стационера, а также имя "Loreley".

По мирному договору 1856 Османская империя должна была разрешить длительное размещение одиночных военных кораблей великих европейских держав в Босфоре. На основании этого договора и несла службу "Loreley".

Из за беспорядков с армянским населением, особенно в 1895 году, страны добились права размещения также второго корабля. Соединенным Штатам, Испании, Нидерландам и Греции было отказано. Немецкая империя и Австро-Венгрия не стали добавлять корабли, и "Loreley" до 1914 оставалась единственным постоянным кораблём Императорского морского флота в Константинополе.

Основной задачей корабля были представительские функции. На борту "Loreley" часто был немецкий посол, по соглашению между министерством иностранных дел и командованием морского флота яхта находилась в его распоряжении для дипломатических целей. Кроме того корабль часто выполнял походы в Черное и Эгейское моря и посещал там портовые города.

В октябре и ноябре 1898 "Loreley" находилась в распоряжении Кайзера Вильгельма II при посещении им Турции. 17 октября в Тенедосе корабль встретился с императорской яхтой "Hohenzollern" в сопровождении крейсера "Hertha". "Loreley" провела оба корабля в Константинополь и затем предприняла короткий поход в Черное море с императором на борту. Затем последовал поход в Палестину, где Вильгельм II посетил Иерусалим. 15 ноября "Loreley" вернулась на свою якорную стоянку.

После пребывания на верфи в Генуе с 8 ноября до начала декабря 1899 "Loreley" находилась в распоряжение императрицы, которая задержалась в Леричи. В этот период, 19 апреля 1900 на корабле из Леричи в Геную со своей матерью вернулся принц Генрих Прусский. После короткой встречи с учебным судном "Moltke" в конце января 1901 "Loreley" посетила различные гавани с немецкими консульствами, производя учет военнообязанных и их освидетельствование.

С ноября 1902 по февраль 1903 "Loreley" проходила ремонт в Пирее. В это время на борту корабля было совершено убийство, привлекшее большое внимание. На срок ремонта команда была размещена на суше. На "Loreley" оставалась только маленькая вахта. В ночь с 16 на 17 ноября 1902 вахтенный матрос Колер зарезал стилетом также находящегося на борту маата Бидрицкого и украл сейф с документами и деньгами. Утром 17 ноября проверяющий унтер-офицер нашёл "Loreley" покинутой. Следы крови и отсутствие сейфа указывали на преступление. Водолазы из управления порта в тот же день обнаружили труп Бидрицкого. Считавшийся сначала также мертвым Колер был найден 18 ноября и арестован. Он сознался в преступлении и указал в качестве мотива алчность. Украденный сейф нашли на ближайшем маяке, где Колер оставил его в рыбачьей лодке. Матрос действовал по инициативе иностранной тайной полиции, для которой представляли интерес документы дипломатической службы, находящиеся на "Loreley". Колер был доставлен в Германию на учебном корабле "Stein" и был там отдан под трибунал.

В апреле 1904 "Loreley" находилась в распоряжении наследного принца Вильгельм и принца Эйтеля Фридриха при посещении ими Султана. 3 мая корабль ходил из Александрии в Салоники, так как в Македонии произошли беспорядки. Во время празднования 50-летия международной Европейской дунайской комиссии в 1906 году "Loreley" стояла в Галаце. Первоначально вслед за этим планировался поход по различным русским гаваням, которая не произошёл из за политических напряжений. Следующие 2 года характеризовались рутинной службой, причем в 1907 исключение составило лишь участие в свадьбе в греческом королевском доме.

В 1909 на южном Анатолийском нагорье снова произошли тяжелые преступления против армянского христианского населения. Поэтому с 20 апреля "Loreley" с военными кораблями других морских держав должна была быть готова к возможному вмешательству. Уже 24 апреля корабль был заменён крейсером "Hamburg". Во время этого четырехсуточного использования понадобились лишь оказание дополнительных услуг немецким и австрийско-венгерским гражданам. 27 апреля "Loreley" вернулась на постоянную якорную стоянку в Терапии. В тот же самый день султан Абдюльхамид II, который хотел отменить сделанные в прошлом году реформы, был свергнут Младотурками и наследником провозглашён его брат Мемед V. Абдюльхамид должен был покинуть Константинополь и был с разрешением османского правительства доставлен на борту "Loreley" в Салоники.

Летом 1910 Османская империя закупила два немецких линкора, "Kurfürst Friedrich Wilhelm" и "Weissenurg". 27 августа командир прибывшего соединения контр-адмирал Кох, прибыл на борту "Loreley", чтобы урегулировать формальности передачи. 3 сентября стационер сопровождал оба корабля к якорной стоянке. В ноябре "Loreley" по пути в Триест села на мель у Лепанто и была снята британским эсминцем, повреждения оказались незначительными. В середине месяца в Триесте корабль стал на капитальный ремонт, который был закончен 1 марта 1911.

Во время итало-турецкой войны "Loreley", поддерживаемая "Geier", находилась в турецких областях побережья для защиты немецких жителей. После начала Первой балканской войны была образована немецкая Средиземноморская эскадра под командованием контр-адмирала Конрада Труммлера, в которую вошли большой крейсер "Goeben", малый крейсер "Breslau" и "Loreley". Однако яхта преимущественно оставалась на якорной стоянке. Когда стало вероятно занятие греками Салоник, корабль получил приказ вернуть бывшего султана Абдюльхамида в Константинополь. Мехмед V ранее выразил соответствующую просьбу Вильгельму II. 2 ноября 1912 стационер вернулся из этого рейса. Еще до конца войны "Loreley" с 10 февраля по 3 марта 1913 находилась в Тристе, где прошла ремонт. В середине августа корабль помогал в борьбе с пожаром во французском посольстве в Константинополе.

Со 2 февраля по 13 марта 1914 "Loreley" стояла на ремонте в Александрии. Во второй половине апреля корабль находился в распоряжении императора, который остановился на Корфу. Последний мирный рейс в области станции, который вел в Смирну, закончился 12 июля.

После начала Первой мировой войны, 6 августа "Loreley" вывели из эксплуатации. Командир, корветтен-капитан Хуманн, стал руководителем управления этапов морского флота и офицером сообщений главного морского штаба. "Loreley" во время войны использовалась как тендер, время от времени также для грузовых рейсов в Мраморном море. При этом официальное зачисление на службу снова произошло только в декабре 1917. Экипаж состоял как из немцев, так и из турок, командиром стал капитан-лейтенант резерва Майс. Рейсы частично проходили под имперским торговым флагом. 2 ноября 1918 "Loreley" окончательно вывели из эксплуатации. В тот же день вычеркнули из списков военных кораблей и передали Турции. После некоторого времени, проведённого на приколе, в апреле 1924 корабль купил турецкий судовладелец и использовал как грузовое судно под именем "Haci Paşa". 2 января 1926 корабль вышел в рейс Батум - Самсун и пропал в Черном море.

6.08.1896 - 09.1897 капитан-лейтенант Günther von Krosigk
09.1897 - 12.1898 капитан-лейтенант / корветтен-капитан von Witzleben
12.1898 - 10.1900 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Karl von Levetzow
10.1900 - 09.1901 капитан-лейтенант Gottfried von Dalwigk zu Lichtenfels
09.1901 - 10.1902 капитан-лейтенант von Rothkirch und Panthen
10. 1902 - 09.1903 капитан-лейтенант Ludwig von Reuter
09.1903 - 10.1904 капитан-лейтенант Walther von Keyserlingk
10.1904 - 09.1905 капитан-лейтенант Franz Brüninghaus
09.1905 - 09.1906 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Wilhelm von Krosigk
09. 1906 - 10.1907 капитан-лейтенант Paul Kettner
10.1907 - 09.1908 капитан-лейтенант Lebrecht von Klitzing
09.1908 - 09.1909 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Walter Hildebrand
09.1909 - 09.1910 капитан-лейтенант / корветтен-капитан von Ysenburg-Büdingen
09.1910 - 10.1911 капитан-лейтенант / корветтен-капитан von Gaudecker
10.1911 - 10.1912 капитан-лейтенант / корветтен-капитан Fritz Wossidlo
10. 1912 - 10.1913 корветтен-капитан Joachim von Arnim
10.1913 - 6.08.1914 капитан-лейтенант Humann
12.1917 - 2.11.1918 капитан-лейтенант резерва R. Meis

 

МОДЕЛЬ

                                               

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien - ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 - zur Gegenwart. Band 5: Schiffsbiographien von Kaiser - Lütjens, Mundus Verlag, Ratingen o. J.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1918
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1896-1903
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
Loreley
"Loreley"
Loreley
"Loreley"
Loreley
"Loreley"
Loreley
"Loreley"
Loreley
"Loreley"
Loreley
"Loreley"

Лорелея (Loreley) - прекрасная дева-сирена Рейна, заманивающая своим пением корабельщиков и рыбаков к опасным рифам у скал. Легенду связывают со скалой Лур-лей близ Бахараха.