ОглавлениеКрейсера → Авизо типа "Nix"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

колёсные паровые авизо (Radaviso) типа

 Nix 


Пруссия, 1851 г. 2 ед. (проект Prinz Adalbert von Preußen / Scott Russell, 1849)

 

*
Nix
*
Salamander
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Nix <Robinson & Russell>, Миллвэлл, Лондон 1850 12.01.1855 переданы Британии в обмен на 36-пушечный парусный фрегат "Thetis" брит. колесная канонерская лодка (Iron paddle gunvessel) "Recruit", заграничная служба до 1861, с 23.09.1969 исключена, 20.10.1869 продана Э. Бэтсу (E. Bates) и разобрана в Ширнессе.
1850
29.07.1851
2 Salamander <Robinson & Russell>, Миллвэлл, Лондон 1850 брит. колесная канонерская лодка (Iron paddle gunvessel) "Weser", заграничная служба до 1865, с 1866 использовалась как стационер, затем портовое судно на Мальте, 29. 10. 1873 исключена и продана на слом на Мальте.
1850
1.07.1851
ТТХ
 
Водоизмещение нормальное 389 т
полное 430 т
регистровое 530 брт.
Размерения длина ВЛ 53,05 м
полная 53,85 м
ширина ВЛ 7,2 м
по кожухам 12,4 м
осадка 2 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 2 гребных колёса по 14 лопасти Ø 5 м
1 МО 2 качающиеся 2-цилиндровые ПМ однократного расширения, до 19 об/мин.
2 КО 4 коробчатых ПК (1 атм)
мощность проектная 600 л.с.
номинальная 160 л.с.
паруса 2 мачты с 1 верхним парусом на рее и 1 нижним парусом люгера, + форстаксель, =350 кв. м
Ходовые данные скорость номинальная 13 уз.
запас топлива ? т. угля
дальность плавания на 10 уз. 2500 миль
Экипаж 74 чел. (4 офицера и 70 нижних чинов)
Дополнительные данные корпус железный с деревянной палубой, набор по поперечной схеме, 13 отсеков, двойное дно на 100% длины.
управление 2 руля (спереди и сзади)
плавсредства 4 больших лодки
цена ок. 20 тыс. £
ВООРУЖЕНИЕ
*пушки с британского арсенала в Вулвиче
4 - 25-ф бомбических пушки
+ предусмотрена установка 4 коротких 12-ф пушек




 

Когда после войны с Данией рейхстаг согласился выделять деньги на постройку новых кораблей, при условии убедительных обоснований их необходимости, адмирал принц Адальберт Прусский решил, что флоту нужны колёсные авизо, предназначенные для буксировки уже имеющихся в большом количестве гребных канонерок на позиции и осуществления роли флагманов гребных флотилий.

В то время были модны идеи британского физика и конструктора Скота Рассела, с учётом волновой теории разработавшего обводы судна, которые должны были обеспечить наименьшее волновое сопротивление. На основе его идей в 1949 году в Англии были построены два железных пассажирских парома, "Manchester" и "Sheffield", которые, согласно тогдашним убеждениям Рассела имели одинаковые обводы носа и кормы, что позволило установить рулевое управление в обоих штевнях. Для паромов подобная возможность одинаково хорошо идти и вперёд и назад всегда важна. В эксплуатации, однако, паромы оказались неудачными - острые обводы значительно ухудшали столь важную для паромов манёвренность, эти пароходы оказались очень трудными в управлении и несколько раз участвовали в столкновениях. Они продолжали доставлять постоянные неприятности и уже в 1854 году их вывели из эксплуатации, заменив более традиционными судами.

В 50-х годах, однако эти моменты ещё не выяснились, и увлечённый идеями Рассела, принц Адальберт заказал ему проект авизо на базе "Manchester". Рассел не стал сильно изменять оригинал, в частности, машины и котлы остались те-же, что на прототипе. В июле 1951 корабли были готовы, перешли в Германию и получили имена духов воды и огня, что возможно символически было связано с паровыми машинами.

Флотские испытания в домашних водах были признаны удовлетворительными: корабли обладали хорошей мореходностью, нормально маневрировали под паром, но под парусами становились неуправляемыми. Хотя они изначально не планировались к эксплуатации под парусом, командиры и экипажи ещё не привыкли к пароходам и очень плохо о них отзывались. Особенно их смущала необходимость постоянных изнурительных погрузок угля для прожорливых машин, после которых корабль покрывался слоем угольной пыли и полностью терял парадный вид. Свою лепту внесло и плохое качество постройки. Хотя сам корпус и был железным, деревянная палуба над котельной периодически загоралась.

СЛУЖБА В ПРУССКОМ ФЛОТЕ

Оба корабля были заложены в 1850 году и в том же году спущены на воду. Первоначально строители планировали закончить корабли до того, как замерзнут гавани Пруссии на балтийском побережье зимой 1850–1851 годов, но помешали задержки, поэтому строители замедлили работу на "Nix", чтобы выделить рабочих для ускорения достройки "Salamander". Ходовые испытания "Salamander" начались в декабре 1850 года под руководством коммодора Яна Шрёдера (Jan Schröder). К 16 декабря они были завершены к удовлетворению Шрёдера, а на следующий день команда британской верфи повела корабль в Свинемюнде, куда он прибыл 31 декабря 1850. Спор между прусским таможенным управлением и военным министерством по поводу ввозной пошлины в конечном итоге был урегулирован тем, что министерство заплатило пошлины только на вооружение и припасы. В середине января 1851 года корабль был отведён на военно-морской арсенал в Штеттине, где его поставили в резерв, а британский экипаж вернулся домой.

В марте 1851 года капитан-лейтенант Ширмахер (Schirmacher) с командой отправился в Лондон, чтобы принять "Nix" и пройти обучение во время ходовых испытаний. Поскольку в прусском флоте не хватало опытных инженеров, для наблюдения за бригадой машинного отделения был нанят британский механик. В середине апреля 1851 "Nix" покинул Лондон и направился в Пруссию, но из-за неопытной команды один из котлов загорелся, а другой дал течь. При входе в реку Одер из-за ошибки лоцмана корабль сел на мель за пределами Штеттина. За неимением на тот момент в составе флота подходящих пароходов, для снятия с мели и буксировки "Nix" пришлось временно выводить из резерва однотипный "Salamander". Затем "Nix" направился на военно-морскую базу в Штеттине, где был выведен из эксплуатации для ремонта. В этот период проводилась дополнительная подготовка экипажа и устанавливались корабельные орудия.

"Salamander" был официально введен в состав флота 1 июля 1851 для учений, за которыми наблюдал принц Адальберт. 28 июля на борту корабля король Фридрих Вильгельм IV перешёл из Свинемюнде в Кенигсберг, а на следующий день, 29 июля 1851 официально был введен в эксплуатацию и "Nix" и приступил к учениям, на первом из которых на борт поднялся принц Адальберт для похода в Данциг. К концу августа в Данцигской бухте к нему присоединился фрегат "Mercur". После этого "Nix" перевёз в российский Кронштадт принца Карла Прусского. Эти первые походы были отмечены частым возгоранием котлов, связанных с деревянными кочегарками. К сентябрю 1851 "Nix" прибыл в Штральзунд, где был выведен из компании. "Salamander" в середине сентября также был отправлен в резерв, но в Штеттине.

В 1852 году "Salamander" перевели во вновь созданную военно-морскую базу на острове Данхольм, но он в течение этого года в компанию не вводился. "Nix" в 1852 году также не проявил активности, за исключением прогулки короля Фридриха Вильгельма IV между Штральзундом, Путбусом и Данцигом. В том же году "Nix" отправился на капитальный ремонт в шведскую Карлскруну, так, как в Пруссии тогда ещё не было мастерских для судовых машин и котлов.

В следующем году за ним последовал "Salamander", введённый в строй 11 июня 1853 года исключительно с целью похода на капитальный ремонт в Карлскруну. Позже в том же году он принял участие в маневрах и доставил короля Фридриха Вильгельма IV на остров Рюген, но после вспышки холеры среди команды 17 сентября ему пришлось вернуться в порт. "Nix" в течение 1853 года не служил.

Корабли оставались на приколе до мая 1854 года, после чего перешли в Данциг, при этом "Nix" 26 июня погрузил для доставки из Штеттина в Данциг в 1-ю роту военно-морского батальона. Затем "Salamander" снова стал на прикол, в то время, как на борт "Nix" в июле поднялись Фридрих Вильгельм IV и принц Карл для визита в Кронштадт, завершившегося в сентябре. После этого "Nix" прошел ремонт в Данциге.

Плохая репутация кораблей, в значительной степени из-за неоднократных пожаров, а так-же из-за отсутствия основной задачи - "подшефные" канонерки в мирное время стояли на консервации и не использовались - побудила военно-морское командование принять решение о продаже этих двух кораблей. Первоначально прусский флот пытался обменять их на пару небольших корветов британского Королевского флота , одним из которых должен был стать "Terpsichore". После переговоров было достигнуто соглашение о передаче кораблей англичанам в обмен на парусный фрегат "Thetis". Англичане согласились, так как нуждались в небольших быстроходных пароходах с малой осадкой для использования во время Крымской войны.

22 октября 1854 года "Salamander" в последний раз был введён в строй под прусским флагом и в начале ноября вместе в вышедшим с ремонта "Nix" покинул Данциг. 23 ноября корабли присоединились к корвету "Danzig" в бухте Яде, чтобы принять участие в торжествах по случаю основания военно-морской базы в Вильгельмсхафене, когда великий герцог Ольденбургский Николай Фридрих Пётр уступил прусскому правительству небольшую береговую полосу для постройки военного порта. Двумя днями позже они возобновили свой путь в Великобританию, но ганноверское правительство сперва отказало судам в разрешении пройти по Везеру в Бремен, чтобы взять уголь для перехода через Северное море и укрытся в порту от непогоды. 1 декабря им наконец разрешили войти, после того, как на правительство оказал давление представитель Пруссии в Ганновере. Они оставались в Бремене до 11 декабря, но сильный шторм не позволял им покинуть устье Везера в течение ещё трех дней. Из-за дальнейших штормов два корабля разделились в пути. "Nix" прибыл в Девонпорт 19 декабря. 12 января 1855 года оба корабля были официально переданы Великобритании.

СЛУЖБА В БРИТАНСКОМ ФЛОТЕ

Позже были споры в рейхстаге о выгодности этого контракта - "прусского" посредника капитана-цур-зее Гюльтена Кафалииуса обвиняли в том, что он, понимая по-английски лучше чем по немецки, очень выгодно односторонне использовал условия договора, но по факту в выигрыше оказались обе стороны. Англичане в то время избавлялись от кораблей без паровой машины и этот фрегат уже предназначался на слом, а полученные пароходы были построены в Англии и легко адаптировались под стандарты британского ВМФ. С другой стороны, молодой немецкий флот, испытывавший тогда недостаток квалифицированных кадров, вместо двух простаивающих в гавани пароходов получил качественный и надёжный учебный корабль, на котором выросло не одно поколение морских офицеров.

"Salamander" был переименован в "Recruit", а "Nix" в "Weser". Корабли прошели капитальный ремонт на верфи Devonport и в марте 1855 были отправлены в Средиземное море. Там они присоединилась к англо-французскому флоту, действовавшему в Черном море во время Крымской войны. Командиром "Weser" в то время был Джон Эдмунд Коммерелл. Когда шел от Константинополя, корабль загорелся, и Коммерелл посадил его на мель. После ликвидации пожара корабль отбуксировали на ремонт. "Recruit" продолжил путь и 25 мая с несколькими другими судами вошёл в Азовское море для проведения операций. В течение следующих четырех дней они захватили или уничтожили около 245 судов с припасами для российских войск в Крыму. Корабли также уничтожили склады снабжения в Бердянске, Геничах и Таганроге.

В ночь на 16 июня 1855 отремонтированный "Weser" присоединился к осаде Севастополя, которую выполняли военные пароходы "Tribune", "Highflyer", "Terrible", "Miranda", "Niger", "Arrow", "Viper" и "Snake", проводя ночные обстрелы русских позиций. Позже "Weser" вошел в Азовское море и 11 октября командир Коммерелл, квартирмейстер Уильям Томас Рикард с матросами сошли на берег, чтобы сжечь русские склады боеприпасов. За эти действия Коммерелл и Рикард были награждены Крестом Виктории. 17 октября "Weser" присоединилась к флоту, атаковавшему Кинбурн, и участвовал в последовавшей битве при Кинбурне. 5 ноября 1855 г. оба корабля присутствовали при уничтожении русских складов боеприпасов в Ейске на Азовском море.

После войны корабли находился в Валлетте на Мальте. В начале 1859 года "Weser" вернулся в Великобританию для капитального ремонта в Вулиджском арсенале, который проводился в период с 1 мая 1859 по май 1861 года. "Recruit" оставался на Мальте. В августе того 1859 он помог снять с мели британскую канонерку "Cracker", которая была выброшено на берег недалеко от Патры в Греции. 12 декабря 1859 "Recruit" участвовала в снятии с мели британского корабля "Cynthia", который сел на мель в Миссолонги в Греции. В мае 1861 года на Мальту вернулся "Weser", а в октябре 1861 на верфь для капитального ремонта в Чатем было приказано идти "Recruit", но по прибытии он был просто поставлен ​​на прикол на верфи Ширнесс.

"Weser" был выведен из эксплуатации на Мальте в 1865 г. Он использовался там в качестве портового корабля до 29 октября 1873 г., когда был продан на металлолом и впоследствии разобран. "Recruit" был выставлен на продажу с аукциона 23 сентября 1869 года, но покупателя тогда не нашел. В январе 1870 года он был продан Эдварду Бейтсу из Ливерпуля, который зарегистрировал его там как торговое судно "Recruit" с официальным номером 63244. В апреле того же года корабль был отправлен в Южную Америку через Лиссабон и в ноябре прибыл в Ривер Плейт в Монтевидео. Позже корабль находился в Кейптауне, где в 1874 году был зарегистрирован как принадлежащий Комиссии по управлению доками и волнорезами Столовой бухты, а к 1878 году использовалась как пороховой склад.

МОДЕЛЬ

  

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 6), Mundus Verlag, Ratingen, 1993
3 Hildebrand, Hans H.; Röhr, Albert & Steinmetz, Hans-Otto - Die Deutschen Kriegsschiffe: Biographien: ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart (Band 7), Mundus Verlag, Ratingen, 1993
на английском
4 Heathcote, Tony - The British Admirals of the Fleet 1734 – 1995., Pen & Sword, Barnsley, 2002
5 Russell, William Howard - The British Expedition to the Crimea., George Routledge & Sons, London, 1877
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий, в т.ч.
https://www.forum-marinearchiv.de/

последнее обновление: 06.06.2023

 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1851-1855
Флот Британского королевства (Royal Navy) 1855-1873
RecruitУничтожение русских складов в Ейске на Азовском море, 5 ноября 1855 г.
Recruit"Recruit" третий слева при бомбардировке Таганрога 21 июня 1855 г.
Recruit"Recruit"
Nix
Nix"Nix"
SalamanderФрагмент чертежей "Salamander".
"Manchester" - прототип "Salamander".
"Волновые" обводы Рассела.
"Волновые" обводы Рассела.
Nix"Salamander"
NixМодель "Salamander"
Саламандра (нем. Salamander, лат. Salamandra, от перс. سمندر‎ (samandar): sām = огонь, andarūn = внутри) — дух огня. Часто изображалась как маленькая ящерка. Характерная особенность саламандры - необыкновенный холод тела, позволяющий ей находиться в огне, не сгорая, а также тушить любое пламя.
Никсы (нем. Nix/Nixe/Nyx/Nixen) — это русалки или водяные в средне- и северо-европейском фольклоре.
Никсы - в фольклоре германских народов - эльфы, которые стерегут водные пути (реки и ручьи) в Волшебную Страну, пропускают тех, кого следует, а кого не следует - отгоняют. Могут быть мужского и женского пола. Они частенько наигрывают на своих золотых скрипках и лютнях мелодию эльфийcкого короля, которая очаровывает смертных. В некоторых сказках говорится, что никсы высасывают из людей души и заключают их в клетки.
Nix
Nix
Следующая страница - прусское авизо "Grille"
Предыдущая страница - прусский парусный корвет "Amazone".