ОглавлениеКрейсера → Военная шхуна "Stralsund"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

10-пушечная парусная военная шхуна, официально числилась палубным канонерским шлюпом
(Kriegsschooner / Deckskanonierschaluppe)

 Stralsund 


Пруссия, 1817 г. 1 ед. (проект Longe, 1816)

Stralsund 

*
Stralsund
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя место постройки закладка /спуск /в строю примечания
1 Stralsund <J. A. Meyer>, Штральзунд 1816 использовалось как учебный корабль, зачислялась на службу только для коротких походов. 17.10.1829 исключена, 7.11.1829 продана на слом в Штральзунде.
13.09.1816
12.02.1817
ТТХ
Водоизмещение нормальное 250 т
полное 285 т
Размерения длина КВЛ 24,38 м
ширина 7,31 м
осадка носом 1,9 м
кормой 2,44 м
Энергетическая установка паруса марсельная шхуна, 183 м² + при возможности, до 150 м² парусов с подветренной стороны.
Ходовые данные скорость до 13 уз.
Экипаж 44 чел. (4 офицера, 40 матросов) + береговая стража
Дополнительные данные корпус дубовый, набор по поперечной схеме, 7 отсеков
управление 1 руль
плавсредства 2 лодки
стоимость 10 тыс. 400 талеров
ВООРУЖЕНИЕ
2 - 24-фунтовых пушки
8 - 18-фунтовых бронзовых пушек




 

С переходом Померании от Швеции к Пруссии в 1815 году прусскому королю передали также 6 канонерских шлюпов.  Они оказались некачественными. При проверке шлюпов на Штральзундской верфи установили, что они не подлежат ремонту, либо он будет стоить слишком дорого и 10 февраля 1820 они были проданы с аукциона в пользу армейской кассы за 331 талеров, 8 серебряных грошей и 7 пфеннингов. Сохранили только пушки.

Комендант крепости Штральзунд, генерал-лейтенант фон Энгельбрехтен (von Engelbrechten), а также перешедшие на прусскую службу шведские офицеры (несмотря на то, что Пруссия не владела морским флотом, они числились, как „морские офицеры“ - Marine-Officiere) Дидрих Иоганн Лонгэ (Diedrich Johann Longé) и Генри Мурк (Henry Murck) требовали постройки нового корабля. 18 марта 1816 житель Штральзунда, старший мастер судостроения Иоахим Якоб Мейер (Joachim Jacob Meyer) получил от Эльгельбрехтена заказ на постройку канонерского шлюпа, который должен был располагать, в отличие от шведских, закрытой верхней палубой. Только после закладки корабля прусский военный министр 19 июня 1816 утвердил его строительство. 13 сентября 1816 решили, что корабль должен нести имя "Stralsund".

12 февраля 1817 корабль был закончен. Лонгэ, как "морскому капитану" (Königl. Preuß. See-Kapitän / Hauptmann der Marine) были поручены испытания. 20 мая 1817 он вышел из Штральзунда и провёл шхуну по маршруту Кольберг - Пиллау - Данциг - Мемель - Готланд - Борнхольм и назад в Штральзунд, куда он прибыл 16 июня 1817.

Шхуна оказалась хорошим, маневренным, быстрым парусником, несколько трудно управлялась, но могла ходить даже в штормовую погоду. Имела небольшой снос.

В 1817 в Данциге учредили школу навигации и 20 июля 1818 шхуна перешла в Данциг, откуда с членами школы проводила учебные рейсы.

В дальнейшем по финансовым причинам шхуна большую часть времени стояла в гавани со свезённым на берег такелажем. Её оснащали только в июне 1819 и 1820 c целью показа при посещении королём Рюгена или Штральзунда. 4 августа 1821 шхуна еще раз была украшена не выходя из гавани.

Долгая стоянка в воде привела к усиленному гниению древесины. В 1821 Лонгэ писал об этом в Королевское финансовое управление. После рассмотра многочисленных предложений по использованию шхуны он 9 сентября 1822 перевёл её в Данциг, где она продолжала стоять без использования, сначала на новом фарватере, позже в гавани. Школа навигации фрахтовала для учебных целей торговые суда, что оказалось выгодней, чем тратиться на ремонт шхуны. В 1826 "Stralsund" вернулся в порт приписки и снова стоял при "морском заведении" на острове Данхольм.

Осенью 1827 при осмотре на Штральзундской верфи выяснилось, что ремонт шхуны по издержкам сопоставим с постройкой нового корабля. Это и предложил Лонгэ, но его предложение не было удовлетворено.

Весной 1829 военное министерство предложило артиллерийской экзаменационной комиссии использовать шхуну для опытов с ракетами. Однако, так как ремонт корпуса корабля был слишком дорогим даже для этой цели, 17 октября 1829 (уже через 12 лет после постройки) пришедшая в негодность шхуна была исключена и 8 ноября 1829 продана с аукциона в Штральзунде на слом за 1585 талеров, 20 грошей и 7 пфеннингов.

***

28 ноября 1816 прусский военный министр объявил, что король утвердил военный флаг в прежней форме (белый с черным орлом), но с Железным крестом в верхнем углу у древка. Новый военный флаг использовался на шхуне Stralsund и на морских почтовых яхтах.

Из за некоторых геральдических разногласий в 1819 флаг был изменён и полотно получило форму с вырезом. Таким образом шхуна Stralsund стала в истории прусского морского флота единственным военным кораблем, который нёс этот флаг и он вошёл в историю как "флаг Штральзунда".

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Förderverein des Marinemuseums Dänholm e.V. (Hrsg.): Der Schoner “Stralsund” und die Anfänge der preußischen Marine. Schriftenreihe des Marinemuseums Dänholm, Heft 2, Stralsund 1992
+
некоторые материалы с интернет-форумов и энциклопедий


 




 

 
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1817-1819
Прусский королевский флот (Preussische Marine) 1819-1829
"флаг Штральзунда"
Stralsundмодель шхуны в морском музее Штральзунда.
Stralsundмодель шхуны в морском музее Штральзунда.
Stralsundмодель шхуны в морском музее Штральзунда.
Stralsundмодель шхуны в морском музее Данхольма.
Штральзунд (нем. Stralsund) — приморский город на севере Германии в Померании. Город расположен на Балтийском море на берегу пролива Штрелазунд, входил в Ганзейский союз, считается "колыбелью" прусского морского флота.
Следующая страница - ольденбургский военный бриг "Die Hoffnung".
Предыдущая страница - Прусские фрегаты Семилетней войны.