Оглавление → Крейсера → Вспомогательный крейсер "Greif"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Вспомогательный крейсер (Hilfskreuzer)

 Greif 


Германия, 1916 г. 1 ед. (грузовой п/х, 1914 г.)

 

*
Greif
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель /спуск в строю примечания
1 Greif <A.G. Neptun>, Росток, стр. № 340 / 29.07.1914 23.01.1916 грузовой п/х "Guben" комп. "DADG", Гамбург, 29.02.1916 погиб в бою с британским ВКР "Alcantara" у Бергена, Норвегия.
ТТХ
Водоизмещение полное 9900 т
регистровое 4962 брт
Размерения длина МП 127,4 м
полная 131,7 м
ширина 16,46 м
осадка 7,5 м
высота борта на миделе 8,12 м
Энергетическая установка состав и тип 1 вал 1х4-лопастный гребной винт
. МО 1 вертикальная ПМ тройного расширения (3 цил.)
. КО 2 цилиндрических ПК (13 атм.)
мощность 3000 л.с.
Ходовые данные скорость 13,0 уз.
запас топлива 6000 т. угля
дальность плавания на 10 уз. 35000 миль
Экипаж 307 чел. (10 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, 2 палубы, 7 отсеков, 5 люков
управление 1 руль
ВООРУЖЕНИЕ
4 - 150 мм/45 (600 снарядов)
1 - 105 мм/40 (200 снарядов)
2 ТА - 500 мм (12 торпед)

 

 

Сведения об удачных действиях "Möwe" в Атлантике говорили о верности идеи "грузового" рейдера и, чтобы развить успех, в январе 1916 адмиралштаб распорядился подготовить ещё два подобных судна - но оба они оказались неудачливыми. Первым был "Wolf", рейд которого был отменён после посадки на мель при выходе 26 февраля 1916 года. Через три дня в море вышел второй: "Greif".

Рейдер был переоборудован из грузового парохода "Guben" построенном на верфи AG Neptun в Ростоке для компании Deutsch-Australische Dampfschiff-Gesellschaft (DADG) из Гамбурга и спущенном 29 июля 1914 года, всего за несколько дней до начала Первой мировой войны. Грузовое судно тоннажем 4962 брт должно было ходить по маршруту в Австралию. В 1915 году корабль использовался Имперским военно-морским флотом для вспомогательной службы. Во вспомогательный крейсер он был переоборудован на Императорской верфи в Киле.

Вооружение рейдера повторяло "Möwe" - четыре 15-см пушки в замаскированных позициях и два торпедных аппарата, но в силу особенностей конструкции разместили их иначе: пушки стояли рядом с трюмами №2 и №5, а торпедные аппараты вынесли вперёд к трюму №1. Также имелась кормовая 10,5-см пушка, которая стояла открыто, как на британских судах того времени, но если крейсер выдавал себя за нейтральное судно, тут пушка была не уместна, поэтому имелись щиты в виде рубки, закрывающие пушку при необходимости. Кроме того корабль имел при себе на хранении две полуавтоматические 6-см пушки и длиной 60 калибров, чтобы вооружить ими другое подхоящее судно. В отличие от "Möwe" корабль не брал мин заграждения, за счёт чего был увеличен запас угля и дальность плавания стала не менее 35 000 миль.

Для маскировки имелись запасы различной краски и поддельных документов. Изначально судно имело две трубы, но в ходе перестройки одна была демонтирована. По некоторым данным, на судне имелась фальшивая труба, которую можно было быстро установить и демонтировать. Откидные фальшборты закрывали не только пушки, но и торпедные аппараты. К маскировочным средствам относились ложные "иллюминаторы" и дымогенератор. Командовать кораблём назначили фрегаттен-капитана Рудольфа Титце (Rudolf Tietze). В середине февраля в Киле корабль был осмотрен принцем Генрихом Прусским, при этом один из основных докладчиков объявил, что "Greif" должен вести торговую войну в Южной Атлантике и Индийском океане, таким образом нарушив секретность и вскоре британский флот уже был осведомлён о предстоящем выходе немецкого вспомогательного крейсера.

После прохождения учений и погрузки припасов "Greif" через канал императора Вильгельма перешёл в Гамбург и 29 февраля 1916 года покинул Куксхафен в направлении Норвегии. Он был замаскирован под норвежский фрахтовщик "Rena" из Тонсберга: корпус был выкрашен в черный цвет, с большими норвежскими флагами и надписью: "Norge" (Норвегия), также был поднят норвежский флаг. Выход прикрывала подводная лодка U-70, ведущая разведку в 40 милях впереди.

Покинув немецкие воды, капитан отправил короткое сообщение в Адмиралтейство, которое было перехвачено британской разведкой. Британский военно-морской флот немедленно усилил патрули между Шотландией и Норвегией и начал поиск подозрительных кораблей. Рейдер, не зная об этом, к тому-же из-за плохой погоды потерял контакт с подводной лодкой.

Утром 29 февраля 1916 года к северо-западу от Бергена, примерно в 200 милях к востоку от Фарерских островов "Greif" был остановлен для досмотра британским вспомогательным крейсером "Alcantara", бывшим пассажирским пароходом Royal Mail Steam Packet Company (командир Томас Уордл, вместимость 15 831 брт, длина 180 м, вооружение 8-152 мм и 2-76 мм пушки). Подходил также второй вспомогательный крейсер "Andes" (командир Джордж Б. В. Янг), чтобы сменить "Alcantara" на позиции. Они оба принадлежали к 10-й эскадре крейсеров под командованием контр-адмирала Дадли де Стула и были частью внешнего кольца британской блокады Северного моря (между Шотландией и Норвегией, к югу и северу от Исландии) Также недалеко находился легкий крейсер "Comus".

Сперва пароход не вызвал особых подозрений у британцев, и если-бы не приказ досматривать в этот день все суда, на него не обратили бы внимания. Когда "Alcantara" готовилась к спуску катера для с досмотровой группой, в 9:40 утра немцы подняли военный флаг, сбросили камуфляж орудий и открыли огонь с короткого расстояния в 1800 м, уже первым выстрелом добившись попадания в мостик "Alcantara", уничтожившего связь с машинным отделением.

"Alcantara" открыла ответный огонь и развернулась ожесточенная артиллерийская дуэль на ближней дистанции. Оба корабля двинулись вперед и отошли на расстояние около 3 км, но ни один из двух небронированных кораблей не мог долго устоять от такого огня. На "Greif" взорвались боеприпасы для кормовой 10,5-см пушки, и подожгли корму корабля. Также загорелись баки с нефтью. Немцам удалось добиться нескольких попаданий в подводную часть корпуса "Alcantara", вызвав затопление и повредив руль.

Вскоре открыли огонь подходящие "Andes" и "Comus", но дистанция ещё была слишком большой. "Greif" выпустил три торпеды, третья из которых в 10.02 поразила "Alcantara" в левый борт на миделе, хотя эффект был сильно ослаблен углём в бункере. По показаниям британских моряков, после 10.20 "Alcantara" получила вторую торпеду, теперь в правый борт, но немецкие моряки не подтвердили торпедный залп в это время, так, как ещё в 10:18 капитан горящего "Greif" Титце приказал экипажу покинуть корабль. Сам он тоже пытался спуститься за борт, но был при этом убит вражеским снарядом.

"Alcantara" кренилась и в 10:45 утра капитан Том Уордл также отдал приказ покинуть корабль. Около 10:50 легкий крейсер "Comus" и эсминец "Munster" подошли достаточно близко, чтобы стать свидетелями событий. В 11:06 "Alcantara" опрокинулась и затонула, "Munster" стал спасать выживших, а "Comus" направился к горящему "Greif", который уже был покинут экипажем, но на нём всё ещё развевался военный флаг. В 11:39 "Comus" открыл огонь по брошенному кораблю и вёл его до 12:12. "Greif" затонул только в 13.01, в позиции 61°45′N 1°10′E. Оставшиеся в живых были спасены крейсером "Comus" и эсминецем "Munster". Из воды были подняты 117 немецких моряков, двое из которых позже умерли от переохлаждения.

Всего из экипажа "Alcantara" погибли 74 моряка, из экипажа "Greif" - 194, в том числе пять из десяти офицеров, включая командира. Одним из оставшихся в живых офицеров был Ганс-Герхард Кройцфельдт, позже ставший известным психиатром.

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Kriegsschiffe.1815-1945. Vol. 3., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Walter von Schoen: Kaperkurs: Heldentaten Deutscher Hilfskreuzer. Ullstein, Berlin 1934
3 Eintrag: Hilfskreuzer „Greif“. In: Kapitän zur See a. D. Hugo von Waldeyer-Hartz: Der Kreuzerkrieg 1914–1918. Das Kreuzergeschwader. Emden, Königsberg, Karlsruhe. Die Hilfskreuzer. Oldenburg i. O. 1931
4 Eintrag Greif. In: Hans H. Hildebrand, Albert Röhr, Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. 7 Bände, Ratingen o. J. 1983, Bd. 6
5 Kapitel: S. M. Hilfskreuzer „Greif“. In: Eberhard von Mantey: Die deutschen Hilfskreuzer. Berlin 1937
6 Paul Jolidon: Mit deutschen Kaperschiffen im Weltkrieg: Erlebnisse eines elsässischen Matrosen auf deutschen Blockadebrechern. Berlin 1934
7 John Walter: Piraten des Kaisers – Deutsche Handelsstörer 1914–1918. Motorbuch Verlag, Stuttgart 1994
на английском
8 Tony Bridgland: Sea Killers in Disguise: Q Ships and Raiders of World War I. US Naval Institute Press, 1999
9 Francis Poole: Alcantara vs. Greif: Duel of the Merchant Cruisers. United States Naval Institute Proceedings, Juli 1975
10 Paul Schmalenbach: German Raiders. Naval Institute Press, Annapolis, Md. 1977
на польском
11 Wojciech Holicki: Pech kajzerowskiego "Gryfa", w: Morze, Statki i Okręty nr 2/1010
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

последнее обновление: 24.06.2020

 




 

 
Торговый флаг Германской империи 19014-1916
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine), 1916
Greif
Бой "Alcantara" и "Greif", рисунок.
Greif
Бой "Alcantara" и "Greif", рисунок.
Greif
Бой "Alcantara" и "Greif", рисунок.
Greif
"Greif"
Greif
"Greif"
Comus
"Comus"
Greif
Бой "Alcantara" и "Greif", рисунок.
Alcantara
"Alcantara"
Greif
"Greif"
Следующая страница - германский вспомогательный крейсер "Wolf" (II)
Предыдущая страница - германский вспомогательный крейсер "Wolf" (I)