ВходОглавление (соединения и операции флота) → Восточно-Азиатская станция Германского флота

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Восточно-Азиатская станция и крейсерские эскадры германского флота 1859-1914

 

Восточная эскадра, поход 1859-1861
Восточно-азиатская станция 1869-1876
Восточно-азиатская крейсерская эскадра 1876
Восточно-азиатская станция 1876-1881
Восточно-азиатская крейсерская эскадра 1881-1885
Постоянная восточная крейсерская эскадра 1886-1891
Постоянная крейсерская эскадра 1891-1893
Восточно-азиатская крейсерская эскадра 1894-1900
Экспедиционная эскадра 1900-1901
Восточно-азиатская крейсерская эскадра 1901-1914
Список всех кораблей, служивших при германской восточно-азиатской станции
командующие эскадрой

 

Восточноазиатская крейсерская эскадра была корабельным соединением немецкого морского флота для проведения и обеспечения национальных интересов в восточноазиатском и южно-тихоокеанском регионе. При периодически меняющимся понятии эскадры в Восточной Азии эта служба с 1859 по 1897 развивалась в несколько этапов. В это время немецкий морской флот еще не располагал в Тихом океане собственными базами. Корабли при ремонтах и обеспечении топливом должны были рассчитывать на чужие гавани, что часто влекло за собой долгое ожидание и высокие издержки. Ситуация изменилась в 1897 году. В Китае в конце столетия революционное движение направилось против христиан и занятия всех частей страны иностранцами. На фоне борьбы с восставшими, восточноазиатская крейсерская эскадра в 1897 заняла залив Киатсчоу и гавань Циндао. С постоянной базой Восточноазиатская эскадра существовала под этим именем до момента её уничтожения в 1914.

******

С начала 19-го столетия азиатско-тихоокеанский регион попал в сферу интересов европейских и североамериканских властей. Великобритания в опиумных войнах 1839-1842 и 1856-1860 вынудила Китай пойти на открытие страны для чужой торговли, США в 1854 подобным образом достигли открытия Японии. Немецкие судоходные компании также участвовали в торговле с Восточной Азией. Уже начиная с середины 18-го столетия корабли прусской Восточноазиатской торговой компании "Emder" начали в регионе морскую торговлю. Посещение корабля "Meteor" государственной компании "Preußischen Seehandlung" в 1822 стало началом регулярных рейсов судов после коалиционных войн.

Вскоре выяснилось, что иностранным торговым агентам в Китае без военной поддержки с родины очень сложно было вести дела. Немцы и, прежде всего, Гамбургские торговые агенты пользовались помощью других морских держав, например британского Королевского флота, так как недавно образованный Немецкий союз не владел собственным морским флотом в океане. Только после основания прусского морского флота можно было обратиться к собственным средствам.

 

Восточная эскадра, поход 1859-1861

коммодор Хенрик Людвиг Зундеваль (Henrik Ludvig Sundevall)

 

В 1859 году Пруссия впервые послала эскадру из 4 кораблей чтобы доставить посла графа Фридриха Альберта Ойленбургского в Восточную Азию, чтобы обозначить там военную поддержку немецкой торговли и заключить торговые договора. 2 сентября 1860 эскадра попала перед Йокохамой в тайфун, в котором погибла шхуна Frauenlob со всем экипажем из 5 офицеров и 42 матросов. Соединение до 1861 оставалось в регионе. В 1862 году оставшиеся корабли вернулись в Германию.

Состав эскадры с 1859 по 1861:
паровой фрегат "Arcona" - флагманский корабль
парусный фрегат "Thetis"
шхуна "Frauenlob" - погибла в тайфуне перед Йокохамой по пути в Китай
транспортный паровой клипер "Elbe"

1859-1861

 

Восточно-азиатская станция 1869-1876

Эдуард фон Кнорр (Eduard von Knorr)

 

Prinz AdalbertПостоянное немецкое морское присутствие в Восточной Азии было основано в 1869 созданием „Восточноазиатской корабельной станции“, которая занималась сначала только одним кораблём, корветом с открытой батареей "Medusa" (с 1869 до 1874 ?). Позже станция время от времени усиливалась маленькими эскадрами, которые посещали регион для определенных целей, после исполнения которых они снова распускались, до 1876 командиром станции был Эдуард фон Кнорр.

1869-1874

 

С марта 1874 до июня 1876 стационером был корвет с закрытой батареей "Hertha"

03.1874-01.1875

 

С января 1875 до июня 1876 в паре с ним был корвет с открытой батареей "Ariadne"

01.1875-06.1876

 

В августе 1875 к ним присоединилась канонерская лодка "Cyclop" (которая пробыла здесь стационером до января 1881)

08.1875-06.1876

 

Восточно-Азиатская крейсерская эскадра 1876

коммодор граф Александр фон Монтс (Alexander von Monts)

 

В июне 1876 с прибытием закрытого корвета "Vineta" (флагманский корабль, до августа 1876) была организована Восточно-Азиатская крейсерская эскадра под командованием Александра фон Монтса.

06.1876

 

"Hertha" и "Ariadne" в том же месяце отправились домой. Им на смену в июле прибыл "Luise".

06-08.1876

Восточно-азиатская станция 1876-1881

 

В августе 1876 эскадра была расформирована и "Vineta" покинула область станции, в качестве стационеров остались "Luise" (до мая 1877) и "Cyclop" (до января 1881).

08-09.1876

 

Уже в сентябре 1876 к ним присоединилась канонерская лодка (шлюп) "Nautilus" (до начала 1878)

09.1876-03.1877

 

В марте 1877 станцию пополнила канонерская лодка (шлюп) "Albatross" (до ноября 1878)

03-05.1877

 

Фактически она сменила "Luise", которая ушла в мае, теперь на станции находились только канонерки.

05.1877-нач. 1878

 

В начале 1878 станцию покинула "Nautilus".

нач.-11.1878

 

А в ноябре 1878 ушёл и "Albatross", оставив "Cyclop" единственным стационером.

11.1878-02.1879

 

Перезимовал он в одиночестве, но в феврале 1879 к нему присоединилась новая канонерская лодка "Wolf" (до мая 1884).

02.1879-09.1880

 

Лишь в сентябре 1880 прибыл новый корабль - канонерская лодка "Iltis" (до апреля 1886)

09.1880-01.1881

 

После зимовки, в январе 1881 изношенный "Cyclop" был отправлен домой.

01-04.1881

Восточно-Азиатская крейсерская эскадра 1881-1885

коммодор Луис фон Бланк (Louis von Blanc)

 

1 апреля 1881 прибыл крейсер-фрегат " Stosch" (до июня 1885) и принял функцию флагманского корабля в Восточной Азии.

04-06.1881

 

В июне 1881 к ним присоединился крейсер-фрегат "Hertha" (до марта 1882), уже бывавший ранее на этой станции.

06-11.1881

 

3 сентября 1881 в Чифу корабли были объединены во вновь сформированную Восточно-Азиатскую эскадру. Коммодор (с 1883 контр-адмирал) Луис фон Бланк был одновременно командиром "Stosch" и шефом эскадры.

В ноябре 1881 к эскадре присоединился крейсер-фрегат "Elisabeth" (до апреля 1883).

11.1881-03.1882

 

В марте 1882 "Hertha" покинула эскадру

03.1882 - 04.1883

 

Через год, в апреле 1883 ушла домой "Elisabeth".

04-06.1883

 

Но уже в июне 1883 прибыл крейсер-фрегат "Leipzig" (до марта 1884)

06.1883-03.1884

 

В марте 1884 "Leipzig" ушёл, но в следующем месяце вместо него прибыл однотипный "Prinz Adalbert" (до сентября 1884), тогда же станцию покинула канонерская лодка "Wolf", которую сменила "Nautilus" (до сентября 1885).

04-09.1884

 

В сентябре 1884 "Prinz Adalbert" оставил эскадру.

09.1884-06.1885

 

В июне 1885, после того, как "Stosch" был отправлен в Маврикий для основания новой Восточноафриканской крейсерской эскадры, Эскадра Восточной Азии была расформирована. На станции остались только канонерки, хотя "Nautilus" теперь числилась малым крейсером.

06-09.1885

 

Уже в сентябре 1885 "Nautilus" также покинул район, оставив на станции одного ветерана "Iltis".

09.1885-01.1886

 

Но вскоре эскадра была сформирована вновь.

Постоянная восточная крейсерская эскадра, январь 1886 - май 1891

коммодор Карл Эдуард Хойснер (Karl Eduard Heusner)

В январе 1886 с прибытием крейсера-фрегата "Bismarck" (флагманский корабль до июля 1888) в Восточной Азии была сформирована постоянная крейсерская эскадра, которая оперировала в регионе между восточным берегом Африки, Австралией и западным побережьем Южной Америки.

01-04.1886

 

В апреле "Iltis" отправилась домой и крейсер остался в одиночестве.

04-07.1886

 

В июле прибыли малый крейсер "Nautilus" (до августа 1887) и канонерская лодка "Wolf" (до мая 1895), ранее уже побывавшие на станции.

07-08.1886

 

В августе к ним к ним присоединился новый крейсер-корвет "Carola" (до 13 января 1891).

08-12.1886

 

А в декабре - однотипный крейсер-корвет "Sophie" (до мая 1891).

12.1886-07.1887

 

В июле 1887 вернулась после ремонта канонерская лодка "Iltis" (до июля 1896), сменив "Nautilus", который в августе отправился домой.

07.1887-07.1888

 

В июле 1888 сменился флагманский корабль: "Bismarck" ушёл домой, уступив место крейсеру-фрегату "Leipzig" (флагманский корабль до мая 1891), вместе с ним прибыл крейсер-корвет "Olga" (до декабря 1888).

07-12.1888

 

"Olga" пробыла в эскадре недолго, и в декабре ушла.

12.1888-09.1890

 

В сентябре 1890 состав эскадры пополнил новый крейсер-корвет "Alexandrine" (до мая 1891)

09.1890-01.1891

 

13 января 1891 эскадру покинула "Carola".

01-05.1891

 

В мае 1891 эскадра была переформирована:

Постоянная крейсерская эскадра 1891-1893
(Permanentes Kreuzergeschwader 1891–1893)

контр-адмирал Виктор Валуа / контр-адмирал Фридрих фон Павельсц
(Victor Valois/ Friedrich von Pawelsz)

 

В конце 1890 в Чили произошла революция против президента Бальмакеды. Сильную оппозицию составил полковник Канто (с немецким армейским советником и бывшим прусским капитаном Кёрнером в качестве начальника штаба), а также чилийский морской флот под командой капитана I ранга Хорхе Монтта Алвареца. К северу от Вальпараисо они высадили большое войсковое соединение, которое искало решительного боя. Само собой разумеется, международная морская торговля в этом регионе сильно пострадала, и морские державы, в частности, Великобритания, послали значительные военно-морские соединения, только силы Германии там отсутствовали. Рейхсканцлер Лео фон Каприви первоначально отказался от отправки немецких кораблей, однако его намерение изменилось после сильного спора в рейхстаге и в мае 1891 он отдал приказ немедленно выслать туда крейсерскую эскадру. Она была сформирована из кораблей Восточной крейсерской эскадры: крейсер-фрегат Leipzig" (флагманский корабль по март 1893), крейсер-корвет "Alexandrine" (по март 1893) и крейсер-корвет "Sophie" (по июнь 1892), обе канонерки остались на станции.

05.1891-03.1892 эскадра
станция

 

В Вальпараисо было пока спокойно, что дало возможность посетить еще несколько северно-чилийских гаваней, напр. Икико и Кокимбо. Когда 20 августа эскадра вернулась в Вальпараисо, положение там ухудшилось. Ожидался захват города повстанцами. По согласованию командира "Leipzig", корветтен-капитана Кёльнера с командующим чилийским флотом, вице-адмиралом Оскаром Филь Торо, с немецких кораблей была высажена десантная часть под руководством старшего офицера в составе 9 офицеров и 291 матроса, чтобы вместе с десантной частью британского корвета "Champion" защищать прежде всего районы, населенные британцами и немцами. Кроме того, был организован немецкий военный госпиталь для всех участников войны под руководством врача эскадры доктора Принца.

Быстрая последовательность событий (уже 30 августа полковник Канто овладел городом, а в начале ноября командующий флотом, Хорхе Монтт Алварец был избран президентом вместо кончившего самоубийством Бальмаседы) привела к тому, что Кёльнер уже в начале сентября смог вернуться на борт с десантной частью. События позволили Валуа во время 15-недельного пребывания посылать свои корабли в отдельные гавани без неприятных инцидентов. В середине декабря из Берлина прибыл приказ продолжать поход.

В новом 1892 году эскадра прошла Магелланов пролив. В Монтевидео уже ждал приказ идти в Кейптаун. Сначала маршрут проходил через южно-бразильские гавани, где население немецкого происхождения воодушевленно приветствовало немецкие военные корабли. 21 февраля соединение достигло Кейптауна. Здесь шеф эскадры был сменён на контр-адмирала Фридриха фон Павельсца. После ремонта "Leipzig", 22 марта соединение продолжило поход в Восточную Африку. Там на некоторое время к соединению присоединились тамошние стационеры - крейсера IV класса "Möwe" и "Schwalbe" (оба по май 1892).

03-05.1892 эскадра
станция

 

Так как в Восточной Африке было спокойно, эскадра уже 5 мая продолжила поход в Восточную Азию, оставив наряду со стационерами крейсер-корвет "Sophie", который в июне вернулся на родину. Формально пробел заполнили крейсером-корветом "Arcona" (по март 1893), который в начале мая вышел из Вильгельмсхафена, но сначала он сходил в Ост-Индию.

05.1892-01.1893 эскадра
станция

 

"Arcona" в одиночку отправилась в Центральную Америку, при этом формально оставаясь в составе эскадры. 2 других корабля, "Leipzig" и "Alexandrine", продолжили поход, сначала в Коломбо, где взяли на борт сменные команды для стационеров Восточной Азии "Iltis" и "Wolf", затем в Китай. Из Гонконга начались обыкновенные походы вдоль восточно-китайского побережья. В Шанхае в октябре 1892 шеф эскадры неожиданно получил приказ возвращаться как можно скорее в Восточную Африку, где, кажется, дело дошло до беспорядков из-за вопроса наследования тяжело заболевшего султана Занзибара Саида Али. После вызова "Alexandrine", которая находилась по пути к месту отдыха в Японии, 16 ноября эскадра вышла из Гонконга.

5 января 1893 "Leipzig" и "Alexandrine" прибыли в Занзибар. К ним присоединилась прибывшая из Центральной Америки "Arcona". С прибытием в январе крейсера-корвета "Marie" (по март 1893), который был изначально выделен в Центральную Америку, состав соединения вырос до 4 кораблей.

01-02.1893 эскадра
станция

 

В феврале на месте к ним снова временно присоединились стационеры Восточной Африки "Möwe" и "Schwalbe" (оба по март 1893).

02-03.1893 эскадра
станция

 

Однако, отправка эскадры в Восточную Африку оказалась излишней, так как вопреки всем британским интригам при вступлении на престол султана Гамида Бена Тувайна восточноафриканское побережье оставалось спокойным.

После ремонта "Leipzig", "Alexandrine" и "Arcona" в Кейптауне эскадра должна была снова возвращаться в Южное море и Восточную Азию, но плохое состояние флагманского корабля заставило отменить запланированный переход. 29 марта 1893 "Leipzig" был отозван на родину и 6 апреля Постоянную крейсерскую эскадру расформировали. На станции остались только две канонерки.

03.1893-10.1894 станция

 

Восточноазиатская крейсерская эскадра 1894-1900

 

 

Японо-китайская война 1894 г. вынудила все великие державы увеличить свои силы в Восточной Азии. Германия не осталась в стороне, и в октябре 1894 была сформирована Восточноазиатская крейсерская эскадра, в которую вошли: крейсер-корвет "Arcona" (флагман, с февраля 1895 рядовой корабль, по январь 1899), крейсер-корвет "Marie" (прибыл ещё в сентябре, по июнь 1895) и стационер "Wolf" (с июля 1886 снова на станции). "Iltis" остался стационером.

10-11.1894 эскадра
станция

 

В ноябре 1894 к эскадре присоединился новейший бронепалубный крейсер "Irene" (по июнь 1901), с февраля 1895 ставший флагманом.

11.1894-05.1895 эскадра
станция

 

В мае 1895 эскадра была усилена малым крейсером "Prinzeß Wilhelm" (по июнь 1899) и большим "Kaiser" (по июнь 1899), который с июля стал флагманским кораблём, что позволило отпустить домой "Marie" и "Wolf".

05-09.1895 эскадра
станция

 

В сентябре 1895 на станцию прибыл новый стационер - крейсер IV класса "Cormoran" (по март 1899).

09.1895-07.1896 эскадра
станция

 

Также при эскадре имелось несколько малых вспомогательных судов, приобретённых или арендованных на месте, но данные о них не обнаружены.

В следующем году станция понесла первую потерю: 23 июля 1896 "Iltis" погибла в тайфун в Жёлтом море.

07.1896-12.1897 эскадра
станция

 

После того, как 1 ноября 1897 в Китае были убиты два немецких католических посланника Nies и Henle из миссии Steyler, император Вильгельм II, который искал предлог к учреждению немецкой базы в Китае, приказал занять Киатсчоу. Крейсерская эскадра в составе "Kaiser", "Prinzeß Wilhelm" и "Cormoran" 14 ноября вошла в залив и заняла город и гавань Циндао. Корабли высадили десантную часть из 717 человек и предъявили командующему расположенной там китайской части ультиматум, в котором требовали её ухода. 2 декабря прибыли также "Irene" из Гонконга и "Arcona" из Шанхая. Таким образом все немецкие военные корабли в регионе были собраны в одном месте. Вопреки ожиданиям, китайцы не оказали военного сопротивления, а сопротивление других государств было незначительно, даже при том, что англосаксонская пресса распространяла частично агрессивные слухи против Германии.

Так как немецкое правительство и имперское морское ведомство справедливо ожидали значительные трудности в решении вопроса о базе, в 1897 с родины была послана II крейсерская эскадра под командованием брата императора, принца Генриха, и в декабре 1897 прибыла в составе: большой крейсер "Deutschland" (флагман, по февраль 1900), большой крейсер "Kaiserin Augusta" (по март 1902) и малый крейсер "Gefion" (по апрель 1901). Тогда же эскадра наняла на год в качестве "связного корабля" и транспорта пароход "Swatow" компании "Chines. Küstenfahrt A.G." ("Китайская каботажная линия" со штаб-квартирой в Гамбурге).

12.1897-05.1898 I эскадра
12.1897-05.1898 II эскадра
станция

 

В мае 1898 оба подразделения объединились в Восточноазиатскую крейсерскую эскадру, флагманом которой стал "Deutschland".

05.1898-нач.1899 эскадра
станция

 

В начале 1899 станцию покинули "Arcona" (в январе) и "Cormoran" (в марте). В феврале на смену последнему в качестве стационера прибыла канонерская лодка "Iltis" (до 1914).

02-06.1899 эскадра
станция

 

8 июня 1899 из Германии в Циндао прибыл большой крейсер "Hertha" (до декабря 1904), заменивший старый бронированный фрегат "Kaiser", который вместе с "Prinzeß Wilhelm" отправился домой, вместе с "Hertha" прибыл и второй стационер - канонерская лодка "Jaguar" (до 1914).

06-11.1899 эскадра
станция

 

В течение следующих месяцев "Hertha", сопровождаемая другими немецкими кораблями время от времени предпринимала походы к северу от станции и 4 ноября 1899 прибыла в Амой (Сямынь), где встретилась однотипным крейсером "Hansa" (до июля 1906) и флагманским кораблём эскадры "Deutschland". Через 2 дня второй адмирал перешёл на "Hansa", так как она была предусмотрена в качестве нового флагманского корабля эскадры. Тем не менее, корабль ушел на 3 месяца в Гонконг на верфь, в то время как "Deutschland" с прежним шефом эскадры, принцем Генрихом Прусским, отправился домой. 17 февраля 1900 на "Hertha" поднял флаг вице-адмирал Феликс Бендеманн.

11.1899-08.1900 эскадра
станция

 

После того, как в начале апреля 1900 шеф эскадры сделал визит для представления японскому императору Мутсуито, 23 апреля "Hertha" встретилась с остальными крейсерами эскадры в Циндау, чтобы в течение следующих дней провести совместные учения. Затем они провели поход в районе станции, причем "Hertha" вместе с "Gefion" подымалась по Янцзы до Ханкау. В начале июня крейсер стал на якорь у Танггу, так как вице-адмирал Бендеманн вместе с немецким делегатом, бароном Клеменсом фон Кеттелером, планировал посещение китайского императорского двора в Пекине, но 29 мая появились первые сообщения о беспорядках между Пекином и Тяньцзинем.

Различные дипломатические представительства предусмотрительно просили об усилении охраны и о подготовке возможной эвакуации на побережье. Сверх того, барон Кеттелер потребовал отправки военных кораблей в Танггу. "Iltis" прибыл туда 31 мая и 4 июня 1900 оставил 2 офицеров и 30 матросов для защиты немецкого филиала в Тяньцзине. Другие корабли эскадры, за исключением "Irene", которая осталась для караула в Циндау, также были отправлены в Танггу, куда прибыли 8 июня.

17 августа 1900 из Киля в Циндао прибыл новый броненосный крейсер "Fürst Bismarck" (до апреля 1909) и стал флагманским кораблём шефа эскадры Бендеманна. Бендеманн выполнял руководство эскадры Восточной Азии во время боксерского восстания. C этой целью в том же месяце она была значительно увеличена: прибыли крейсера "Geier" (до 01.1905), "Schwalbe" (до 08.1902), "Bussard" (до 04.1904), "Seeadler" (до 06.1905), канонерские лодки "Tiger" (до 1914), "Luchs" (до 1914), миноносцы "S.90" (до 10.1914), "S.91" (до 03.1902), "S.92" (до 03.1902) и госпитальное судно "Gera".

08-11.1900 эскадра
станция

 

В конце того же месяца в Китай прибыла Экспедиционная эскадра.

 

Экспедиционная эскадра 1900-1901

 

 

Донесение о начале весной 1900 г. так называемого "боксерского восстания" против местных христиан и осевших в Китае иноземцев, названного так, поскольку во главе восстания стояло общество "Большого кулака", о чём в Европе стало известно 2 июля, поступило в Берлин только 3 июля. В Берлине полагали, что возникла необходимость посылки в Китай крупных сухопутных и морских сил для подавления разраставшегося восстания. Это побудило кайзера Вильгельма II уже спустя два дня распорядиться о посылке в Китай 1-й дивизии 1-й эскадры в составе линейный корабльов "Kurfürst Friedrich Wilhelm" (флагманский корабль), "Brandenburg", "Weißenburg" и "Wörth".

Вторым мотивом было желание иметь достаточно внушительные морские силы наряду с многочисленными базирующимися в Китае соединениями флотов других морских держав. Поэтому кайзер распорядился о формировании и посылке туда экспедиционного корпуса, а в дальнейшем направлении туда же дивизии линейный корабльов для усиления уже находившейся там эскадры крейсеров. Общее командование возложили на командующего базирующейся в Восточной Азии крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана. Этим удовлетворились, потому что на этом посту находился именно тот человек, который ранее уже имел дело с направленными туда линейный корабльами.

Бывший в курсе восточно-азиатских событий статс-секретарь Тирпиц возражал против посылки самой сильной дивизии германских линейный корабльов. Ввиду наметившегося противостояния между Англией и Россией он опасался, что Германия может оказаться в трудном политическом положении, а, с другой стороны, подчеркивал, что его целенаправленная созидательная работа над увеличением мощи германского флота в результате посылки на длительный период самого боеготового соединения может быть в значительной мере нарушена. Однако его возражения кайзер и министр иностранных дел признали недостаточно обоснованными - они настаивали на немедленной отправке линейный корабльов в Китай.

4 июля 1-я дивизия линейный корабльов получила приказ на переход в Китай, чтобы в рамках действий международных сил по подавлению "боксерского восстания" в Китае обеспечить соблюдение интересов Германии. Утром 9 июля корабли покинули Кильскую бухту в следующей последовательности. Впереди шёл тендер "Hela", за ним "Wörth", "Weißenburg", "Brandenburg" и "Kurfürst Friedrich Wilhelm".

07-08.1900 эспедиционная эскадра

 

После выхода из Сингапура дивизия линейный корабльов поступила в оперативное подчинение командующего крейсерской эскадры вице-адмирала Бендемана, который держал свой флаг на броненосном крейсере "Fürst Bismarck". 30 августа дивизия прибыла на рейд Вузун в районе Шанхая, где линейный корабльы оставались до последующего раздельного стационирования в назначенных им районах. Переход дивизии длился 50 суток.

Броненосцы участвовали в охране полуострова Шань-хайгуань и Чиньвантау в Жёлтом море, обеспечивали прикрытие высадки восточно-азиатского экспедиционного корпуса на рейде Таку, приняли участие в блокаде устья реки Яндзыдзян.

По предложению командующего Восточно-Азиатской эскадрой, принца Генриха Прусского, 1 ноября 1899 у компании "Kowloon-Dock-Company" в Гонконге был куплен речной баркас "Tong Cheong", перестроен в канонерскую лодку, укомплектован экипажем канонерки "Luchs" и 10 октября 1900 вошёл в строй как "Schamien" (до 10 февраля 1904). В декабре 1900 при штурме форта Таку у китайцев был захвачен миноносец, который получил имя "Taku" (до 1914). В ходе боксерского восстания появилась необходимость в канонерке на реке Янцзы. Флот купил в Шанхае речной пассажирский пароход "Woochow" и 19 марта 1901 он вошёл в строй как канонерская лодка "Vorwärts" (до 18 июня 1910). Кроме того в 1900 как войсковой транспорт в Китае использовалось судно "Valdivia", в 1902 оно было возвращено владельцу.

11.1900-05.1901 эскадра
станция

 

Восточноазиатская крейсерская эскадра после боксёрского восстания, в 1901-1914

 

 

26 мая 1901 г. пришёл приказ о возвращении линейный корабльов в Германию, крейсера "Hela", "Irene" и "Gefion" получили приказ возвращаться на родину вместе с эскадрой броненосцев, после чего среди оставшихся кораблей были проведены плановые отдельные и эскадренные учения. В июне крейсер "Hansa" участвовал в торжествах в Сиднее и Мельбурне по случаю основания Австралийского союза. Прибыло грузовое судно "Titania", как постоянный пароход снабжения.

05-12.1901 эскадра
станция

 

После окончания боксерского восстания в июле снова снова вступила в силу соответствующая мирному времени организация немецких сухопутных войск и военно-морских сил. "Fürst Bismarck" с "Geier", "S.91" и "S.92" посетили японские гавани, затем Чифу и Порт Артур. В октябре эскадра предприняла учебный поход в японские воды, после чего "Fürst Bismarck" ушёл на ремонт в Нагасаки. В декабре 1901 эскадру усилил новый малый крейсер "Thetis" (до 08.1905).

12.1901-03.1902 эскадра
станция

 

В апреле "Geier", "Schwalbe" и "Luchs" применялись для поддержки тыла во время беспорядков в Нин Бо. Затем эскадра посетила Японию, Сингапур и Голландскую Индию. "Fürst Bismarck" в течение года преимущественно находился в северной области станции. К марту 1902 г. "Kaiserin Augusta" и "S.91" с "S.92" получили приказ возвращаться на родину, "Valdivia" была возвращена владельцу.

03-07.1902 эскадра
станция

 

23 июля и "Schwalbe" получил приказ возвращаться домой.

07.1902-10.1903 эскадра
станция

 

В 1903 "Fürst Bismarck" с "Hansa" и "Thetis" до середины марта стоял у Янцзыцзяна. Затем он нанёс визит в Японию, император Мутсуито предоставил гостям аудиенцию. В начале августа было посещение Владивостока. 15 ноября контр-адмирал Приттвиц-унд-Гаффрон сменил шефа эскадры. "Fürst Bismarck" ушёл на ремонт в Нагасаки. В область станции прибыл малый крейсер "Habicht" (до 1905), а в октябре и "Sperber" (до 04.1905).

10.1903-04.1904 эскадра
станция

 

3 февраля 1904 вступила в строй новая речная лодка "Tsingtau" (до 23 марта 1917), сменившая "Schamien", которую списали, 28 мая вступила в строй однотипная "Vaterland" (до 23 марта 1917), а 26 апреля 1904 "Bussard" отправился назад на Восточно-Африканскую станцию.

04-12.1904 эскадра
станция

 

В 1904 началась война между Россией и Японией в области Японского моря. Германия сохраняла нейтралитет. С лета русские вспомогательные крейсера вели торговую войну. Хотя немецкие торговые суда также попадали в беду, вмешательство немецких военных кораблей ограничивалось тралением русских мин и интернированием русских военных кораблей в Циндао. "Fürst Bismarck" крейсировал в области Желтого моря. 31 декабря 1904 "Hertha" получила приказ возвращаться в Германию.

12.1904-01.1905 эскадра
станция

 

В январе 1905 "Geier" ушёл в одиночное плавание, "Habicht" перешёл на Западноафриканскую станцию.

01-04.1905 эскадра
станция

 

В 1905 новые беспорядки в средне-китайских провинциях вынудили размещение там военных кораблей по март. При подходе русской II тихоокеанской эскадры шеф эскадры стянул немецкие корабли в Циндао. После Цусимской битвы немецкие корабли снова начали учебные походы. В апреле эскадру покинул "Sperber".

04-06.1905 эскадра
станция

 

В июне "Seeadler" был отправлен в Восточную Африку.

06-08.1905 эскадра
станция

 

В августе в Восточную Африку отправили и "Thetis".

08.1905-07.1906 эскадра
станция

 

11 ноября эскадру принял контр-адмирал Бройзинг. Беспорядки в Шанхае вынудили отправлять канонерские лодки в патрулирование побережья и производить высадки отрядов на берег.

В 1906 в январе и феврале "Fürst Bismarck" крейсировал в индонезийском архипелаге. Расположенные у Шанхая корабли вернулись в Циндао. В мае было посещение Японии, затем - визит в Пекин. В июле крейсер "Hansa" приступил к возвращению домой, его сменил "Niobe" (до января 1909).

07-12.1906 эскадра
станция

 

В декабре к эскадре присоединился крейсер "Leipzig" (до 1914).

12.1906-10.1907 эскадра
станция

 

В 1907 эскадра посетила Индонезию и Японию. 13 апреля должность шефа эскадры занял контр-адмирал Кёрпер. Сначала он выполнил поход по Янцзы на канонерке "Tiger", в ходе которого осведомлялся о немецких экономических интересах в Китае. Затем на флагманском корабле он посетил Японию. В октябре к эскадре присоединился крейсер "Arcona" (до марта 1910).

10.1907-01.1909 эскадра
станция

 

В 1908 не произошло ни одного визита в северную область станции. Достойно упоминания лишь посещение короля Сиама в январе.

В 1909 в начале года "Leipzig", "Arcona" и "Titania" были направлены для подавления беспорядков в немецком Самоа. В январе "Niobe" приступил к возвращению домой.

01-04.1909 эскадра
станция

 

В апреле 1909 "Fürst Bismarck" приступил к возвращению домой, 29 апреля в Коломбо он передал службу флагманского корабля эскадры большому крейсеру "Scharnhorst" (до 1914).

04.1909-02.1910 эскадра
станция

 

8 мая контр-адмирал фон Ингеноль стал новым шефом эскадры. В июле и августе был произведён обход северной, в ноябре - южной области станции. Рождество и наступающий новый год эскадра провела в Гонконге.

В 1910 в январе "Scharnhorst", "Leipzig" и "Luchs" ходили через Бангкок, Суматру и Борнео в Манилу. В феврале "Arcona" был заменён на "Nürnberg" (до 1914).

02-04.1910 эскадра
станция

 

В апреле была собрана новая речная канонерская лодка "Otter" (до 23 марта 1917), заменившая "Vorwärts", которую продали.

04-07.1910 эскадра
станция

 

В апреле и мае "Scharnhorst" и "Leipzig" предприняли поход в японские воды. По возвращении назад в Циндао 6 июня руководство эскадрой принял контр-адмирал Гюлер. Затем последовал рейд в области станции в южном море. Там к в июле эскадре присоединился крейсер "Emden".

04-07.1910 эскадра
станция

 

19 сентября "Scharnhorst" и "Emden" прибыли в Циндао. В ноябре поход начался с посещения Нанкина и Гонконга. Шеф эскадры Гюлер сломал ногу и был отправлен в больницу в Гонконге. Там он подцепил тяжелую инфекцию тифа.

В 1911 "Nürnberg" и "Emden" были посланы на подавление восстания на о. Сокес в Понапе. "Scharnhorst" ходил в Сайгон, Сингапур и Батавию. В Китае началась Синхайская революция. По этой причине "Scharnhorst" вернулся в Циндао. В Гонконге умер шеф эскадры Гюлер и 25 марта был заменён на контр-адмирала Кросигка. В марте к эскадре присоединился броненосный крейсер "Gneisenau".

07.1910-08.1914 эскадра
станция

 

В апреле и мае "Scharnhorst" ходил в японские воды, в июле в северную область станции. Затем он посетил гавани в Желтом море. В октябре в Китае в районе Нанкина разгорелось революционное движение под предводительством Сун-Ят-Сена. Шеф эскадры Кросиг на миноносце "S.90" поднялся вверх по Янцзы до Ханкау. "Scharnhorst" посетил Таку, Чифу и Шанхай.

В 1912 в Китае во всю разгоралась революция. Корабли эскадры проводили патрулирования перед средне-китайским побережьем. В апреле "Scharnhorst" появлялся в японских водах. Затем контр-адмирал Кросигк поднялся по Янцзы на "Nürnberg". 30 июля умер японский император Мутсуито. Представители эскадры приняли участие в его поминках и в коронации императора Йосхиито. В сентябре принц Генрих Прусский, как генерал-инспектор осмотрел эскадру в Циндао. Затем контр-адмирал Кросигк подымался по Янцзы на "Luchs". 4 декабря шеф эскадры был сменен контр-адмиралом графом Шпее.

В 1913 "Scharnhorst" и "Gneisenau" ходили по Юго-Восточной Азии, посетив Амой в архипелаге Сунда, Сингапур и Батавию. В апреле последовал визит в Японию с аудиенцией императора Йосхиито. Затем "Nürnberg" подымался по Янцзы до Нанкина и Ханкау. В июле эскадра ходила в южное море в области станции. 21 июля она была отозвана из Рабаула в Китай из-за вспышки волнений в районе Схангхай-Вусунг и на железнодорожной линии Нанкин-Тяньцзинь. Собрался сильный международный флот. Китайский флот остался верным премьер-министру Ююаню. Восстание было подавлено без вмешательства иностранных вооруженных сил. После наступления политического спокойствия в ноябре эскадра нанесла визит в японские воды.

В 1914 "Scharnhorst" предпринял поход в южные моря. Посетив Суматру, Борнео и Манилу, 19 марта он вернулся в Циндао. В мае вице-адмирал Шпее нанёс визит в Порт-Артур и Таку. Затем эскадра подготовилась к походу в Южное море. "Leipzig" еще 7 июня вышел из Циндау, чтобы сменить в мексиканских водах "Nürnberg", котлы которого требовали ремонта. Из-за политического напряжения в Европе (убийство австрийско-венгерского престолонаследника в Сербии) граф Шпее собрал эскадру ("Scharnhorst", "Gneisenau", "Leipzig", "Titania") в Понапе, где в его распоряжении находился большой угольный склад. "Emden" остался в Циндау, и его командир стал "старшим офицером" этой станции, приказом на него возлагались обязанности по снабжению эскадры углем.

31 июля "Emden" покинул Циндао и взял курс на Цусимский пролив. В ночь с первого на второе августа была получена радиограмма об объявлении войны России и Франции и приказ о мобилизации. 3 августа "Emden" захватил пароход русского Добровольного флота "Рязань", который 10 августа вошёл в строй, как вспомогательный крейсер "Cormoran", кроме него во вспомогательный крейсер тогда же был переоборудован пароход "Prinz Eitel Friedrich".

"Emden" вечером 6 августа ушёл из гавани вместе с двумя вспомогательными крейсерами и восемью угольщиками и 12 августа соединился с основными силами эскадры на Маршалловых островах. 13 августа Япония вступила в войну на стороне Антанты. Поэтому Циндао больше не мог служить базой эскадры. Граф Шпее решил искать боя с британцами и повёл эскадру в Южную Америку. "Emden" 14 августа отделился для ведения самостоятельной крейсерской войны. О дальнейшем походе эскадры см. Бой у Коронеля и Бой у Фолклендских островов.

На станции в Циндао остались только корабли, которые значительной боевой ценности не представляли и в случае войны должны были передать свои орудия и команду для оснащения вспомогательных крейсеров. Это были:

c 08. 1914 станция

 

При осаде и падении Циндао большинство из них было затоплено. Только три речные канонерки ушли по рекам в глубь Китая и числились в строю до 1917 г.

 

список всех кораблей, служивших при германской восточно-азиатской станции

 


паровой фрегат
Arcona
с 1859 до 1861, флагман
 

парусный фрегат
Thetis
с 1859 до 1861
 

шхуна
Frauenlob
с 1859 до 1860
 

транспортный паровой клипер
Elbe
с 1859 до 1861
 

корвет с открытой батареей
Medusa
с 1869 до 1874 (?)
 

корвет с закрытой батареей
Hertha
с 03.1874 до 07.1876
с 06.1881 до 03.1882
 

корвет с открытой батареей
Ariadne
с 01.1875 до 07.1876
 

канонерская лодка
Cyclop
с 08.1875 до 01.1881
 

корвет с закрытой батареей
Vineta
с 06 до 08.1876, флагман
 

корвет с открытой батареей
Luise
с 07.1876 до 05.1877
 

канонерская лодка
Nautilus
с 09.1876 до нач. 1878
с 04.1884 до 09.1885
с 07.1886 до 08.1887
 

канонерская лодка
Albatross
с 03.1877 до 11.1878
 

канонерская лодка
Wolf
с 02.1879 до 05.1884
с 07.1886 до 05.1895
 

канонерская лодка
Iltis
с 09.1880 до 04.1886
с 07.1887 до 07.1896
 

крейсер-фрегат
Stosch
с 04.1881 до 06.1883
флагман с 09.1881
 

крейсер-фрегат
Elisabeth
с 11.1881 до 04.1883
 

крейсер-фрегат
Leipzig
с 06.1883 до 03.1884,
флагман с 07.1888 до 03.1893
 

крейсер-фрегат
Prinz Adalbert
с 04 до 09.1884
 

крейсер-фрегат
Bismarck
флагман с 01.1886 до 07.1888
 

крейсер-корвет
Carola
с 08.1886 до 13.01.1891
 

крейсер-корвет
Sophie
с 12.1886 до 06.1892
 

крейсер-корвет
Olga
с 07 до 12.1888
 

крейсер-корвет
Alexandrine
с 09.1890 до 03.1893
 

крейсер IV класса
Schwalbe
с 03 до 05.1892
с 02 до 03.1893
с 07.1900 до 08.1902
 

крейсер IV класса
Möwe
с 03 до 05.1892
с 02 до 03.1893
 

крейсер III класса
Arcona
с 05.1892 до 03.1893
с 10.1894, до 01.1899
(до 02.1895 флагман)
 

крейсер III класса
Marie
с 01 до 03.1893
с 10.1894 до 06.1895
 

крейсер II класса
Irene
с 11.1894 до 06.1901
(с 02 до 07.1895 флагман)
 

крейсер II класса
Prinzeß Wilhelm
с 05.1895 до 06.1899
 

крейсер I класса
Kaiser
с 05.1895 до 06.1899
(с 07.1895 до 04.1899 флагман)
 

крейсер IV класса
Cormoran
с 09.1895 до 03.1899
 

крейсер I класса
Deutschland
с 12.1897 до 02.1900
(флагман II эскадры,
с 05.1899 флагман всей эскадры)
 

крейсер II класса
Kaiserin Augusta
с 12.1897 до 03.1902
 

крейсер III класса
Gefion
с 12.1897 до 06.1901
 

транспорт-посыльное судно
Swatow
с 12.1897 до 1898
 

канонерская лодка
Iltis
с 02.1899 до 1914
 

канонерская лодка
Jaguar
с 06.1899 до 1914
 

большой крейсер
Hertha
с 06.1899 до 12.1904
(флагман с 02 до 08.1900)
 

большой крейсер
Hansa
с 08.1899 до 07.1906
 

большой крейсер
Fürst Bismarck
с 08.1900 до 04.1909, флагман
 

малый крейсер
Geier
с 08.1900 до 01.1905
 

малый крейсер
Seeadler
с 08.1900 до 06.1905
 

малый крейсер
Bussard
с 08.1900 до 04.1904
 

канонерская лодка
Tiger
с 08.1900 до 1914
 

канонерская лодка
Luchs
с 08.1900 до 1914
 

миноносец
S.90
с 08.1900 до 10.1914
 

миноносец
S.91
с 08.1900 до 03.1902
 

миноносец
S.92
с 08.1900 до 03.1902
 

линейный корабль
Kurfürst Friedrich Wilhelm
с 08.1900 до 06.1901 (флагман)
 

линейный корабль
Brandenburg
с 08.1900 до 06.1901
 

линейный корабль
Weißenburg
с 08.1900 до 06.1901
 

линейный корабль
Wörth
с 08.1900 до 06.1901
 

малый крейсер
Hela
с 08.1900 до 06.1901
 

госпитальное судно
Gera
с 08.1900 до 05.1901
 

войсковой транспорт
Valdivia
с 08.1900 до 1902
 

речная канонерская лодка
Schamien
с 10.1900 по 02.1904
 

миноносец
Taku
с 12.1900 до 1914
 

речная канонерская лодка
Vorwarts
с 03.1901 до 06.1910
 

транспорт снабжения
Titania
с 05.1901 до 11.1914
 

малый крейсер
Thetis
с 12.1901 до 08.1905
 

малый крейсер
Habicht
с 1903 до 1905
 

малый крейсер
Sperber
с 10.1903 до 04.1905
 

речная канонерская лодка
Tsingtau
с 02.1904 до 03.1917
 

речная канонерская лодка
Vaterland
с 05.1904 по 03.1917
 
 

малый крейсер
Niobe
с 07.1906 до 01.1909
 

малый крейсер
Leipzig
с 09.1906 до 12.1914
 

малый крейсер
Arcona
с 08.1907 до 03.1910
 

большой крейсер
Scharnhorst
с 04.1909 до 8.04.1914, флагман
 

малый крейсер
Nürnberg
с 02.1910 до 8.12.1914
 

речная канонерская лодка
Otter
с 04.1910 до 1914 (1917)
 

малый крейсер
Emden
с 07.1910 до 14.08.1914
 

большой крейсер
Gneisenau
с 03.1911 до 8.12.1914
 

вспомогательный крейсер
Prinz Eitel Friedrich
с 6.08.1914 до 11.03.1915
 

вспомогательный крейсер
Cormoran
с 10.08.1914 до 14.12.1914 (1917)
 

угольщик
Yorck
08.1914
 

угольщик
Holsatia
08.1914
 
 

угольщик
Marcomania
08.1914
 

угольщик
Prinz Waldemar
08.1914
 
 

угольщик
Gouverneur Jaschke
08.1914
 

угольщик
Staatssekretar Kratke
08.1914
 
 

угольщик
Longmun
08.1914
 

малый крейсер
Dresden
с 12.10.1914 до 8.12.1914
 

транспорт снабжения
Baden
10.1914
 

транспорт снабжения
Santa Isabel
10.1914
 
 

транспорт снабжения
Seydlitz
10.1914
 

транспорт снабжения
Ramses
10.1914
 
 

транспорт снабжения
Memphis
10.1914
 

транспорт снабжения
San Sacramento
10.1914
 
 

транспорт снабжения
Amasis
10.1914
 

транспорт снабжения
Rhakotis
10.1914
 
 

транспорт снабжения
Luxor
10.1914
 

транспорт снабжения
Sisak
10.1914
 
 

транспорт снабжения
Abessinia
10.1914
 

транспорт снабжения
Alda
10.1914
 
 

 

командующие эскадрой


  • коммодор Louis von Blanc --- 18 июля 1881 - 1883
  • контр-адмирал барон Max von der Goltz --- 26 августа 1883 - 1884
  • коммодор Carl Paschen --- 4 марта 1884 - 1885
  • контр-адмирал Eduard von Knorr --- 17 августа 1886 - 1887
  • коммодор Karl Eduard Heusner --- 15 апреля 1887 - 1888
  • контр-адмирал Karl август Deinhard --- 31 августа 1888 - 16 марта 1889
  • контр-адмирал Victor Valois --- 20 мая 1889 - 1892
  • контр-адмирал Friedrich von Pawelsz --- 23 февраля 1892 - 6 апреля 1893
  • контр-адмирал Paul Hoffmann --- 25 ноября 1894 - 1896
  • контр-адмирал Alfred von Tirpitz --- 15 июня 1896 - 29 марта 1897
  • контр-адмирал/вице-адмирал Otto von Diederichs --- 11 июня 1897 - 1899
  • контр-адмирал Prinz Heinrich von Preußen --- 14 апреля 1899 - 1900
  • вице-адмирал Emil Felix von Bendemann --- 17 февраля 1900 - 1902
  • вице-адмирал Richard von Geißler --- 15 февраля 1902 - 1903
  • контр-адмирал/вице-адмирал Curt von Prittwitz und Gaffron --- 15 ноября 1903 - 1905
  • контр-адмирал Alfred Breusing --- 11 ноября 1905 - 1907
  • вице-адмирал Carl von Körper --- 13 мая 1907 - 1909
  • вице-адмирал Friedrich von Ingenohl --- 18 мая 1909 - 1910
  • контр-адмирал Erich Güler --- 6 июня 1910 - 21 января 1911
  • контр-адмирал Günther von Krosigk --- 25 марта 1911 - 1912
  • вице-адмирал Maximilian Graf von Spee --- 4 декабря 1912 - 1914
  •  

    Страница составлена на основе материалов этого сайта