Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

СТАНЦИЯ ГЕРМАНСКОГО ФЛОТА В ЮЖНОМ МОРЕ 1879-1914
(Südsee)

 


Германские владения в Океании: - Самоа, - Новая Гвинея и архипелаг Бисмарка, - Соломоновы острова, - Палау (1), Марианские (2) и Каролинские острова (3), Науру (4), Маршалловы острова (5)

 

В начале 1880-х годов на острове Новая Гвинея свою колонию имели только Нидерланды (она располагалась в западной части). Восточная часть острова не подчинялась ни одной европейской державе. Германская империя, усилившая свои позиции на мировой арене в тот период и имевшая торговые интересы в регионе, решила воспользоваться сложившейся ситуацией. Но уже в 1883 году британский комиссар Квинсленда (Австралия) объявил о покровительстве Британией всей юго-восточной части острова Новая Гвинея. Однако Британия, не заинтересованная в захвате этой территории, не признала законными действия квинсленсдского комиссара. Германией же в 1884 году была основана Германская Новогвинейская компания, которая сразу же послала на остров своего агента Фридриха Финша, который водрузил германский флаг над северо-восточной частью острова Новая Гвинея и островом Новая Британия. Это вызвало широкое недовольство в Квинсленде, в котором действия Германской империи рассматривались как враждебные. В результате в начале 1885 года было объявлено о британском покровительстве северо-восточной части Новой Гвинеи, которую недавно захватила Германия. Только после оказанного давления со стороны Германской империи (она пригрозила Британии возможностью поднять египетский вопрос) в апреле 1886 года было подписано соглашение, по котором Германии отходила северо-восточная часть Новой Гвинеи, получившая название Земля Кайзера Вильгельма, архипелаг Бисмарка и северо-западная часть Соломоновых островов), а Британии — центральная и юго-восточная части последних.

Ещё в середине XIX века на Маршалловых островах появились первые немецкие торговцы, а уже в 1878 году было подписано торговое соглашение с вождём острова Джалуит. Спустя некоторое время Маршалловы острова стали частью протектората Германская Новая Гвинея. В 1888 году частью колонии стал остров Науру. После благословения Папы Римского Льва XIII Германия захватила Марианские острова, Каролинские острова и Палау.

С 17.05.1885 по 1889 и с 1892 по 1899 регион находился по управлением компании "Новая Гвинея", её корабли в это время как бы имели статус правительственных судов. С 1889 по 1892 и с 1899 по 1914 все эти области находились в имперском управлении.

 Самоа стало последней (официально) колонией Второго Рейха в Океании. К 1900 году владения Германии помимо островов Самоа охватывали также практически всю Микронезию с Марианскими островами (кроме Гуама, доставшегося США), острова Палау, Каролинские и Марианские острова, несколько островов из архипелага Соломоновых островов, всю Меланезию (архипелаг Бисмарка) и, конечно, восточную часть острова Новая Гвинея (современное государство Папуа-Новая Гвинея). Площадь колониальных захватов Рейха в Океании составила более 240 тысяч квадратных километров, на которых проживало оценочно до 450 тысяч человек.

В начале Первой мировой войны Земля Кайзера Вильгельма, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова и Науру были заняты австралийскими войсками. Марианские острова, Каролинские острова, Палау и Маршалловы острова были практически без боя сданы японской армии.

 

Самоа

 

Первые немцы попали в Океанию в XVIII веке. В частности, первые записки о посещении тихоокеанских островов оставил исследователь Иоханн Форстер, который вместе со своим сыном Георгом участвовал в плавании англичанина Джеймса Кука в 1772 году в Тихом океане.

В конце XVIII – начале XIX веков немецкие авантюристы и торговцы начинают проникать на тихоокеанские острова. Основу планомерной немецкой колонизации этих удаленных от тогда еще не существовавшей в едином виде Германии заложил торговый дом Йохана Годфроя (Johann Cesar Godeffroy). В 1855 году этот торговый дом открыл свой первый филиал на Самоа, затем на Таити и других островах Тихого океана. Всего этот дом основал 45 торговых станций на островах (Соломоновы острова, острова Архипелага Бисмарка, Тонга, Маршалловы острова).

Немецкие торговцы, не были первыми постоянными белыми поселенцами на Самоа – за 20 лет до них там обосновались английские миссионеры из Лондонского миссионерского сообщества. Вслед за ними на острова хлынул всякий сброд – матросы-дезертиры, авантюристы, преступники, бежавшие из Европы.

К середине XIX века за контроль над островами разгорелось соперничество между Германией, Британией и США, что выражалось в направлении в район островов военных кораблей, поддержке враждующих между собой вождей Самоа, поставках им оружия, организации обучения и даже в прямом участии в междоусобных столкновениях. Уже с середины XIX века эти три государства начали увеличивать своё присутствие на Самоа: в 1847 году Британия открыла своё консульство в Апиа; в 1853 году за ней последовали США, а в 1861 году — Германия.

При этом жизнь самих самоанцев проходила мимо небольшой и буйной европейской колонии. На Самоа царила политическая раздробленность и как ее следствие – ожесточенные внутренние войны. Главы местных кланов конкурировали друг с другом, а главный конфликт на острове шел между двумя т.н. "царскими династиями", каждая из которых требовала первенства. Попытки европейцев вмешаться в этот конфликт, заняв позицию одной из сторон, никакого результата не дали.

Тем временем дела фирмы Годфроя шли достаточно неплохо. Колонизаторы заложили на Самоа, которое стало их штаб-квартирой в Океании, первые плантации кокосовых пальм, и начали вывозить в Европу копру и масло. Только в 1870 году столицу Самоа – Апиа, посетило 34 немецких торговых судна. Сам Иоханн Годфрой занимался не только колониальной торговлей – он финансировал научные экспедиции, а в Гамбурге он основал Музей этнологии, где были представлены экспонаты из Океании.

Но все это великолепие частного предпринимательства закончилось одним махом в 1878 году – оказалось, что "эффективные менеджеры" торгового дома всю прибыль, полученную от колониальной торговли, вложили в рискованные проекты и активы, которые, естественно, никакого "выхлопа" не дали. Богатейшая торговая фирма Океании оказалась под угрозой банкротства. Выкупить ее активы взялся английский банк Baring. Попытки Второго Рейха целиком спасти торговый дом Годфроя через государственные гарантии, что предпринял тогдашний канцлер Отто фон Бисмарк, потерпели неудачу – рейхстаг заблокировал такую инициативу. Тем не менее, значительная часть плантаций и торговых станций Годфроя отошла затем "Германскому торговому и плантационному сообществу".

Первым германским военным кораблём на Самоа стала колониальная канонерка (шлюп) Albatross с Восточно-Азиатской станции в Шанхае. В ноябре 1877 во время визита на Гавайи её направили на Самоа в связи с тяжёлым положением компании Годфроя.

01.1878-01.1879

 

15 января 1878 она прибыла в Апиа и 24 января там был заключён торговый договор и договор о дружбе. В ноябре и декабре 1878 канонерка присутствовала на всемирной выставке в Сиднее и принимала участие в регате.

С 15 января по 28 мая 1879 на острове также находился корвет Ariadne.

01 - 05.1879

 

Его команда заняла оба самоанских "порта" на острове Уполу: Фалеалили и Салуафату, чтобы у немецкого консула было в руках средство оказывать давление на правительства Самоа и США.

В середине 1879 для замены Albatross в Австралию прибыл однотипный Nautilus. Он участвовал в подготовке немецкой экспозиции всемирной выставки в Сиднее, а в середине ноября перешёл в Апиа на Самоа и остался там как стационер более года.

лето 1879 - нач. 1881

 

В начале 1881 корабль отправился домой. Следующим стационером в Апиа стала канонерская лодка Hyäne.

нач. 1881 - 1882

 

В 1882 канонерская лодка в рамках большой экспедиции в южные моря на 5 дней посетила остров Пасхи. У капитана-лейтенанта Гайзелера был приказ императорского адмиралтейства провести научные исследования для этнологического отделения Королевского прусского музея в Берлине. Члены экспедиции с точностью до деталей описали обычаи, язык и письменность острова Пасха, а также составили точные рисунки различных культовых объектов, планы жилищ и подробный план расположения культового места Оронго. В ноябре 1884 под командованием корветтен-капитана Лангемака лодка посетила архипелаг Бисмарка и Новую Гвинею.

В 80-х годах XIX века правящие круги Германии окончательно убедились в том, что настала пора водружать имперский флаг на еще незанятых другими империалистическими хищниками территориях Океании. В 1882 году в Германии создается "Компания Новой Гвинеи" с прицелом освоения "пустующей" северо-восточной части острова Новая Гвинея (его западная часть находилась под протекторатом Нидерландов, на юго-восточную часть претендовала Великобритания). Для этого в 1882 в Южное море был послан корвет Carola.

1882

 

В 1884 году два военных корабля императорского флота – Elisabeth и Hyäne, прибыли к островам архипелага Новая Британия, находившегося восточнее Новой Гвинеи. Эти корабли подняли флаги над островами архипелага и прибыли к северному побережью Новой Гвинеи. Там уже несколько лет работал доктор Отто Финш, который, как и его коллега в Восточной Африке – Карл Петерс, подписывал с местными вождями в прибрежных регионах договоры "купли-продажи" земель. Это дало затем возможность Германии легально взять под свою "защиту" местных аборигенов.

1883

 

В 1884 году Германия объявила северо-восточную часть Новой Гвинеи и весь архипелаг Новая Британия (его переименовали в архипелаг Бисмарка) подзащитными территориями. Но на этом немцы не остановились. В 1899 году Германия за 16,75 миллионов марок приобрела у Испании Каролинские и Марианские острова вместе с Палау. Однако конфликт из-за Самоа и отчасти Новой Гвинеи с США и Великобританией длился почти 15 лет – западные державы никак не могли поделить тихоокеанские территории.

Из-за беспорядков на Самоа в 1884 в Апиа была вновь послана канонерская лодка Albatross, она оставалась там до 1887 г. С неё высадились солдаты морской пехоты и моряки – германский генеральный консул Отто Штюбель планировал таким образом защитить интересы немцев на островах Самоа, где им уже принадлежали плантации. Однако ни США, ни Великобритания изначально не признали суверенитет Второго Рейха над Самоа. Но действовать они решили опосредованно.

1884-1886

 

С 1886 на островах также действовала канонерская лодка Adler.

1886-1887

 

1887 году прямолинейные немцы вмешались в конфликт среди туземцев на Самоа, попытавшись утвердить верховным правителем острова своего ставленника – Тупуа Тамасесе. Великобритания и США приняли сторону "царька" Матаафа, выступившего против немцев и Тамасесе. Это привело к настоящей бойне среди аборигенов. Разъяренная толпа умудрилась даже сжечь особняк немецкого генерального консула.

В 1888 немцы послали туда крейсер-корвет Olga и канонерскую лодку Eber. Позже к ним присоединился и Adler.

1888-03.1889

 

Повстанцы были снабжены оружием американцами и вели войну из убежищ, которые давала лесистая и гористая внутренняя часть островов. 18 декабря 1888 десантные войска с Olga и Eber были обстреляны вблизи Апиа. На немецкой стороне были 16 убитых и 39 раненых. Американец по имени Кляйн привел самоанцев и когда у него должны были требовать отчета, внезапно исчез. Американский военный корабль, который играл неопределенную роль во время восстания, предоставил ему убежище и переправил в Калифорнию.

К 1889 году ситуация настолько накалилась, что в бухте Апии, столицы Самоа собралось 7 боевых кораблей США, Великобритании и Германии (германские Olga, Adler и Eber, американские Trenton, Vandalia и Nipsic, британский Calliope. Как решить вопрос о принадлежности Самоа без кровопролития, было не ясно. Германские и американские матросы на берегу устраивали масштабные кулачные бои и оставалось лишь ждать момента, когда раздастся первый выстрел.

Тем не менее, колониальной войны не случилось – в дело вмешались силы природы. 15 марта 1889 года на Апию налетел мощный ураган, который сорвал с якорей военные корабли и бросил их на рифы. Две немецких канонерских лодки – Adler и Eber были уничтожены, при этом Eber налетел на риф и моментально затонул – не удалось спастись ни одному человеку из 71 матроса и 6 офицеров. Шторм сильно потрепал и американские суда (два из них восстановлению не подлежали), британский корабль сумел выйти в море и избежать их участи. В результате буйства природной стихии погибло 93 немца и 117 американцев.

Собственно, это и заставило стороны сесть за стол переговоров. В 1889 году Англия, США и Германия подписали соглашение по Самоа, которое затем было неоднократно уточнено. Согласно документу, Самоа оставалось монархией, правителем острова становился союзный англо-саксам царек Лаупепа (его немцы сослали с острова в 1887 году, теперь пришлось его вернуть), Германия получала под свой контроль два крупнейших острова архипелага Самоа – Уполу и Савайи, а США – гряду мелких островков к востоку от них. Англичане, которые отказались от притязаний на Самоа, получили ряд территорий в Африке, острова Тонга и часть Соломоновых островов.

В середине апреля 1889 для замены погибших кораблей (Olga вернулась в Германию на ремонт) получил приказ идти на Самоа крейсер-корвет Alexandrine.

 

лето 1889 -1890

 

6 июля он прибыл в Сидней и отправился к островам Океании. На нескольких островах был поднят немецкий флаг. Весь ноябрь 1889 корабль провёл в Сиднее, затем опять вышел в море, в том числе снова на Самоа. В 1890 Alexandrine отправилась в Восточную Азию. Её сменил колониальный крейсер Sperber.

лето 1890 -1891

 

После временного пребывания в Мельбурне он зашёл в Сидней, где встретил Alexandrine и прошёл необходимый ремонт. 30 июля крейсер достиг Апиа. В течение следующих недель Sperber предпринял разведывательный поход к Маршалловыми островами, который закончился 5 октября возвращением в Апиа. 19 декабря у Самоа крейсер встретился с Восточно-Азиатской эскадрой.

В начале января 1891 у Вайлеле было проведено открытие и освящение памятника немецким морякам, погибшим 18 декабря 1888 в бою с самоанскими войсками. Затем Sperber зашёл в Сидней, где с 24 января по 21 марта прошёл ремонт. Обратно в Апиа корабль шёл через различные гавани архипелага Бисмарка, Маршалловых островов и островов Гильберта. 6 июня крейсер достиг Апиа и оставался там до 15 декабря.

В 1891 к нему присоединился Bussard.

1891-02.1894

 

В начале 1892 десантная группа со Sperber действовала против местных бандитов на Табитоеа, которые должны были ответить за нападения на немецких торговцев. Затем последовал новый поход к Маршалловым островам. В том числе корабль заходил в Бутаритари и Матупи. С 3 марта по 3 мая он прошёл ремонт в Сиднее. После его окончания с 17 мая по 1 ноября Sperber снова стоял в Апиа, прервавшись лишь на очередной ремонт в Сиднее. Во время последующего похода в Немецкую Новую Гвинею наряду с различными гаванями Маршалловых островов посетил также Нукуфетау и Гербертберг, а также гавань Фридриха Вильгельма. Последнюю гавань Sperber должен был покинуть сразу по прибытии 5 января 1893, так как на суше свирепствовала эпидемия лихорадки. Через острова Адмиралтейства и Матупи 6 февраля корабль прибыл в Сидней.

С 18 апреля Sperber снова был в Апиа. Возобновившаяся на Самоа война грозила проживающим европейцам, из-за чего десантная часть крейсера часто применялась для их защиты. Ситуация вскоре снова успокоилась, чему также способствовал арест Матаафа Ёзефо. Он был в конце июля доставлен на Sperber на место ссылки в Джалуит.

8 февраля 1894 в Мельбурн прибыл Falke, позже в Сиднее встретился Bussard, также Möwe, который также к этому времени служил на станции Южного моря и  использовался как гидрографическое судно для измерения побережья Немецкой Новой Гвинеи. После того, как 3 корабля провели общие артиллерийские учения, Falke продолжил путь в Апиа, куда он прибыл 16 апреля, сменив Sperber.

02.1894-11.1898

 

Самоа был основным районом боевых действий Falke следующие 5 лет. До начала октября корабль находился в Апиа и затем отправлялся на ремонт и для смены экипажа в Сидней. Следующий, капитальный ремонт в Сиднее был проведён с начала марта до начала июля 1895. 29 июля Falke вернулся в Апиа. Впоследствии он провёл гидрографические работы в гавани Салуафата и на северном берегу Уполи. 10 ноября крейсер вышел в тур по области станции и при этом заходил на Маршалловы острова. Тур закончился в конце января в Сиднее, где с 4 февраля по 4 апреля корабль прошёл ремонт. Кроме того, сменился экипаж.

 С 15 апреля 1896 Falke снова находился на Самоа. После встречи 3 кораблей станции у Окленда в конце августа крейсер в начале ноября покинул Самоа в направлении Маршалловых островов. На одном из островов произошли беспорядки, которые требовали присутствия корабля. Затем последовал тур по области станции, который закончился 18 февраля 1897 в Сиднее. 23 апреля Falke покинул гавань и 16 мая вернулся в Апиа, при этом посетив Окленд и острова Тонга. 24 июня крейсер снова отправился в Сидней, чтобы принять нового командира, корветтен-капитана Йоханнеса Валльманна. В августе Falke был откомандирован к земле Штефана, чтобы принять соответствующие меры после убийства главы страны Курта фон Гагена. Затем крейсер доставил отряд полиции к Гербертбергу у Берлинской гавани, около которой была атакована гидрографическая группа. Десантная часть Falke действовала там против преступников вместе с полицией. В дальнейшем крейсер вмешивался при беспорядках местного населения а также из за убийств немцев в разных местах области. 10 ноября корабль вернулся в Апиа, но уже через 2 дня снова вышел, направляясь через Окленд в Сидней.

После того, как в Сиднее был проведён ремонт и смена экипажа, 25 апреля 1898 Falke вышел к тур по области станции, также заходил на тогда еще Испанские Каролинские острова. В конце августа корабль вернулся в Сидней, где 1 сентября команду принял корветтен-капитан Виктор Шенфелдер. Через месяц крейсер покинул Австралию. Затем Falke посетил Новые Гебриды, острова Тонга, а также Фиджи и 15 октября достиг Апиа. Так как в это время конфликт вокруг Самоа снова сильно обострился, присутствие там немецкого военного корабля имело большое значение для Империи. Уход домой Bussard 15 ноября ещё больше осложнил ситуацию, так как Falke на несколько месяцев стал единственным немецким военным кораблем в области станции (не считая Möwe, которая использовалась, как гидрографическое судно).

11.1898-07.1899

 

У капитана Шенфелдера было трудное задание избегать эскалации конфликта вопреки провокациям в сторону немецких обитателей острова и обстрелу Апиа британскими и американскими военными кораблями в марте 1899. После временного успокоения ситуации (окончательно споры решились только с договором о Самоа в ноябре 1899) и прибытия к Апиа Cormoran 1 июля 1899 Falke смог отправиться домой.

07-11.1899

 

В ночь с 23 на 24 марта 1899 Cormoran отправился на Самоа, где должен был присоединиться к Falke, но на западной стороне Новой Поммерании (сегодня Новая Британия) наскочил на риф. Когда 29 марта прибыл пароход Stettin, командир решил выбросить всё ненужное за борт или перевезти на сушу, вследствие чего крейсер смог сойти на чистую воду. До начала июня он стоял на ремонте на верфи в Сиднее. 17 июня Cormoran прибыл в Апиа. Вскоре после этого был заключён договор о Самоа.

В октября 1899 в Южное море был послан Seeadler, где он нёс службу в тихоокеанских островных областях с 15 ноября 1899 по июль 1900.

11.1899-08.1900

 

В августе 1900 из-за боксерского восстания Seeadler отправился в Китай и присоединился к Восточноазиатской крейсерской эскадре.

08.1900-06.1903

 

В июне 1900 Cormoran снова ремонтировался в Сиднее, 2 октября он вернулся Апиа. После тура по немецкими колониям Новая Гвинея и Самоа, последовал годовой ремонт в Сиднее с 15 марта по 1 мая 1901. 28 июля 1901 Cormoran снова был в Апиа. После очередного тура в 1903 в Сиднее он получил приказ возвращаться домой, и 23 мая 1903 покинул остров. 26 июня в Сингапур прибыл сменивший его Condor.

06.1903-1905

 

Condor в течение следующих 10 лет предпринимал многочисленные походы. Летом 1904 крейсер привлекался к подавлению беспорядков в Самоа. В 1905 Möwe была списана. В июне 1905 Seeadler снова был на станции в Южном море. При этом в Понапе он сменил команду.

лето 1905

 

20 августа 1905 Seeadler послали в Восточную Африку.

осень 1905 - осень 1908

 

В начале сентября 1905 Condor с губернатором колонии, Вильгельмом Зольфом на борту посетил Гонолулу. В сентябре и октябре 1908 корабль укрощал беспорядки на некоторых из Маршалловых островов, в чем также участвовала лодка Jaguar.

09-10.1908

 

В августе 1909 Condor безуспешно искал между Гербертбергом и Брисбеном пропавший правительственный пароход Seestern.

10.1908-05.1909

 

В мае 1909 Cormoran снова отправился в южное море, где принял участие в действиях против местного населения на Земле Императора Вильгельма (северо-восток Новой Гвинеи). 13 ноября тамошний губернатор Альберт Халь на борту крейсера поднялся на 183 мор. миль вверх по реке императрицы Августы c целью разведки. 22 мая корабль вернулся устье.

05.1909-11.1913

 

8 января 1910 Cormoran прибыл в Апиа. 3 мая 1910 после тяжелого урагана он достиг Гонконга, 15 июля он снова стоял в Апиа. В июле 1910 Condor и Cormoran в Апиа встретились с большим крейсером Scharnhorst и малыми Nürnberg и Emden.

19 декабря Cormoran появился гавани Симпсона на Понапе, где произошло восстание на о. Сокес. Вместе с Emden в январе 1911 они участвовали в подавлении восстания. С 20 мая по 1 октября того же года Императорская верфь в Циндао провела капитальный ремонт Condor. В ноябре корабль задержался на островах Палау, чтобы быстро принимать сообщения радиостанции на Япе во время Второго Марокканского кризиса. С 1912 корабль, как стационер южного моря, усиленно применялся для гидрографического исследования побережья немецких колоний, для чего был увеличен гидрографический персонал.

В мае 1912 Cormoran прошёл очередной капитальный ремонт в Циндао. После длительного похода, который преимущественно служил задачам гидрографического измерения, 10 января 1913 крейсер снова пришёл в Апиа.

8 января 1913 Condor был переклассифицирован в канонерскую лодку. 24 февраля в канонерскую лодку переклассифицировали и Cormoran. Во время проведенного в мае 1913 ремонта Condor в Циндао был выявлен сильный износ корпуса. 12 июня к Новой Гвинее ему на замену отправился Geier, и в ноябре Condor получил приказ возвращаться домой.

11.1913-1914

 

30 мая 1914 Cormoran прибыл в Циндао и стал на капитальный ремонт, где после начала войны в августе 1914 был разоружён. С началом войны Geier пытался вести крейсерскую войну в Тихом океане, но из за проблем с машинами был вынужден 8 ноября 1914 интернироваться в Гонолулу.

 

корабли администрации

 

разъездной катер Ramu - с 1899 по ... (Земля Кайзера Вильгельма)

служебный п/х O Ie Aeto - с 1902 по 1904 (Самоа)

яхта-стационер Seestern - с 1903 по 1909 (Германская Новая Гвинея)

паровой баркас Fliege - с ???? до 1905 (Германская Новая Гвинея)

моторная шхуна Ponape - с 1905 по 1907 (Германская Новая Гвинея)

служебный п/х Maori - с 1908 по ???? (Самоа)

вахтенная шхуна Orion - с 1910 по 1911 (Понапе)

войсковой транспорт Germania - с 1910 по 1911 (Понапе)

войсковой транспорт Siar - с 1910 по 1911 (Понапе)

служебный п/х Langeoog - с 1910 по 1911 (Науру)

пароход-стационер Delphin - c 1910 по 1912 (Каролинские о-ва)

яхта-стационер Komet - с 1911 по 1914 (Германская Новая Гвинея)

яхта-стационер Buka - с 1911 по 1914 (Соломоновы о-ва)

паровой катер Bertha - с ???? до 1912 (Рабаул)

экспедиционное судно Kolonialgesellschaft - с 1912 по 1914 (Германская Новая Гвинея)

правительственный баркас Kamieng-Manus - с 1912 по ???? (Германская Новая Гвинея)

моторная шхуна - транспорт снабжения Taiassea - в 1914(Земля Кайзера Вильгельма)

пароход-стационер Nusa - в 1914 (Рабаул)

катер-стационер Rabaul - в 1914 (Рабаул)

правительственные катера Truk и Koror - к 1914 (о. Трук)

яхта-стационер --- - к 1914 в постройке (Рабаул)

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
Страница составлена на основе материалов этого сайта
 

 


Выброшенный на берег Adler.


на переднем плане обломки носа Eber, на ровном киле справа - Trenton, рядом с ним - затонувший Vandalia. На заднем плане лежащий на боку Adler.


Пейзаж на Самоа


Пейзаж на Самоа


Пейзаж на Самоа


Немецкое консульство в Апиа


Годдефрой


Старая немецкая карта Самоа