ВходОглавлениеКрейсера → броненосный "Fürst Bismarck"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большой (броненосный) крейсер
(Kreuzer I. Klasse, Großerkreuzer)

 Fürst Bismarck 


Германия, 1900 г. 1 ед. (проект 1893-1895 гг.)

 

*
Fürst Bismarck
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю модернизация примечания
1 Fürst Bismarck <Kaiserische Werft>, Киль (зав. № 23, Ersatz Leipzig) 1.04.1895 1910-1915 г.
 <Kaiserische Werft>, Киль, торпедо-испытательный корабль.
с 03.1915 учебный блокшив кочегаров в Киле, 17.06.1919 исключён, в 1920 сдан на слом.
25.09.1897
1.04.1900
ТТХ
Водоизмещение нормальное 10 620-10 690 т.
полное 11 461 т.
регистровое 6455 брт, 3916 нрт
Размерения длина МП 120,0 м
ВЛ 125,7 м
полная 127,0 м
ширина 20,4 м
осадка конструктивная 7,9 м
полная носом 7,8 м
кормой 8,46 м
1 см осадки = 18,9 т. водоизмещения
высота борта на миделе 12,98 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3х3-лопастных винта, 1 Ø 4,4 м, 2 Ø 4,8 м
3 МО 3 вертикальные ПМ тройного расширения (4-цил.)
6 КО 12 ПК (4 Торникрофта, 8 цилиндрических) (8+32 топки, 12 атм., 1620-2112 м²)
проектная мощность 13 500 л.с., 115 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 18 уз.
на испытаниях 18,7 уз. при 13 622 л.с., 113 об/мин.
запас топлива 900/1330 т угля, в 1908-1909: 1200 т угля и 105/120 т нефти
дальность плавания на 10 уз. 4560 миль
на 12 уз. 3230 миль
Экипаж штат 621 чел. (36 офицеров), как флагман + 76 чел. (14 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором, медно-тиковой обшивкой днища, 13 отсеков, двойное дно на 59% длины корпуса.
электроснабжение 5 динамо-машин, 325 кВт, 110 В
управление 1 полубалансирный руль с подпятником, угол поворота 40°
плавсредства 2 минных катера, 1 паровой катер, 1 баркас, 2 вельбота, 2 рабочих катера, 3 яла, 1 шлюпка.
кренящий момент 12064 мт
цена 18 млн. 945 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь
главный пояс 200 мм (середина), 100 мм (оконечности) на 200 мм тиковой подкладке
верхний пояс 100 мм
траверсы 100 мм
палуба 50-30 мм (без скосов)
башни ГК 200 мм/ крыши-40 мм
башни СК 100 мм/ крыши-70 мм
казематы 100 мм
щиты ПМК 25 мм
рубки носовая 200/40 мм, кормовая 100/30 мм
+ коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
4-240 мм/40 SK L/40 (в башнях Drh. L. C/98, -4+30°, 1,5 выстр./мин., бортовой залп: 560 кг при 835 м/с, до 16 900 м) 312 снарядов с зарядом по 41,35 кг
12 (после 1910 - 10) -150 мм/40 SK L/40 (+20°, 13 700 м, 4...5 выстр./мин.) 1440 снарядов
10-88 мм/30 (590 м/с) 2500 снарядов по 10 кг
10-37 мм/30 (после 1910 сняты)   15000 снарядов
4 пулемёта "Максим"   40000 патронов
6 ТА 450 мм 1 надводный кормовой, 1 подводный носовой, 4 подводных бортовых 16 торпед
сперва - 6 прожекторов
в 1916 разоружён



 

 

Первый классический броненосный крейсер немецкого флота ("большой крейсер 1-го класса"). Проектировался для действий в одиночку на океанских коммуникациях противника (хотя и вопреки сильной оппозиции в немецких политических кругах), поэтому имел размеры, схему бронирования и вооружение, практически идентичные таковым у броненосцев типа "Kaiser". Крейсер был во всем чуть-чуть поменьше: при водоизмещении 10700 т он был вооружен примерно такими же орудиями - 240, 150 и 88-мм и нес немного более тонкую броню: пояс 102-203 мм, палуба 32-51 мм  и  башни 102-203 мм.

Единственное различие, да и то небольшое, было в скорости хода и запасе топлива - 17,5 узла и 9% от водоизмещения у "Kaiser" и 19 узлов и 11,2% от водоизмещения  у  "Fürst Bismarck". Большинство морских специалистов того времени считали этот корабль не "чистым" крейсером, а переходным типом броненосца. Вместе с тем сами немцы считают его сильно увеличенным вариантом крейсеров типа "Freya".

"Fürst Bismarck" имел почти вдвое большее водоизмещение по сравнению с "Freya", солидный по толщине (хотя и узкий) броневой пояс, выше которого располагался верхний, более тонкий (100-миллиметровый); главный калибр состоял из пары двухорудийных башен, также прилично защищенных, лишь немного слабее, чем у броненосцев типа "Kaiser". Поскольку корабль строился для дальних походов в колониальные воды, подводная часть корпуса была обложена тиковыми досками, поверх которых прибили листы меди. Внутренние помещения корабля были сделаны просторными и хорошо вентилируемыми (причем не только офицерские каюты, но и кубрики команды). Крейсер изначально планировалось использовать в качестве флагмана эскадры, поэтому на нем предусмотрели помещения для адмирала и его штаба (всего 71 человек).

Узкий броневой пояс, установленный на уровне ватерлинии, высотой 2,5 метра в центральной части имел толщину 200 мм, в оконечностях 100. Шесть 150-мм орудий размещались в одинарных башенных установках, столько же находилось в центральном каземате.

Первые десять лет службы корабль находился на удаленных театрах, затем вернулся в Германию. С 1910  наступил продолжительный период ремонтов и модернизаций, затянувшийся почти на шесть лет: котлы заменили на новые, сняли устаревшие 37-мм пушки, число 150-мм орудий сократили до десяти. Затем,  по дурной традиции, только что "приведенный в чувство" корабль немедленно разоружили и превратили в учебное судно для подготовки кочегаров. С началом войны являлся кораблем береговой обороны на Балтике, с 1915 г.— учебное судно школы механиков в Киле (по другим данным - корабль-цель на учениях торпедистов), с 1916 учебное судно кочегаров в Киле, в 1919 использовался как штабное судно. Сдан на слом в 1920 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КОНСТРУКЦИЯ

СЛУЖБА

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Конструкторское бюро Имперского ведомства Морского флота разработало в 1893-1895 гг. проект "крейсера 1 класса", с 27 февраля 1899 г. переклассифицированного в большой крейсер. Корабль должен был заменить устаревший корвет с закрытой батареей "Leipzig" 1874-1877 гг. постройки. Финансирование строительства (полная стоимость 18945 млн. марок) было заложено расходом в бюджете 1895/96 гг. Строительный подряд заключен с казенной верфью в Киле, где с 1 апреля 1895 г. состоялась закладка крейсера с заводским № 23 и построечным названием "Ersatz Leipzig".

С постройкой крейсера Германия сделала, наконец вслед за другими державами, выбор в пользу больших броненосных крейсеров. Корабль впервые помимо традиционной броневой палубы получал еще сплошной броневой пояс по ватерлинии и более крупный главный калибр (240-мм). Крейсер фактически был опытным образцом, прототипом всех броненосных крейсеров Германии, на нем отрабатывались технические решения, определялись уязвимые места и вносились коррективы в проекты следующих кораблей этого класса.

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Корабль имел следующие тактико-технические данные: Водоизмещение: конструктивное 10690 т, нормальное, 11461 т. Длина: между перпендикулярами: 120 м, по конструктивной ватерлинии 126,7 м, наибольшая 127 м. Ширина: наибольшая по конструктивной ватерлинии 20,4 м. Осадка по конструктивной ватерлинии 7,9 м, фактическая: носом 7.8 м. кормой 8,4 м.  Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 18,9 т. Высота борта на миделе (46 шп) 12,83 м. Высота надводного борта — 4,9 м.

Корпус крейсера набран из стали по смешанной системе, продольные стрингеры связывались с поперечными шпангоутами, оконечности набирались по поперечной системе. Корпус в подводной части формировался килем или нулевым стрингером, к которому крепился форштевень и ахтерштевень, и с каждого борта пятью стрингерами, расположенными равномерно от киля до шельфа, броневого пояса (шестого стрингера).

Поперечную прочность обеспечивали 104 шпангоута. Три шпангоута от ахтерштевня до кормового перпендикуляра имели номера со знаком минус. Кормовой перпендикуляр в немецком кораблестроении традиционно проходил по оси руля и считался нулевым шпангоутом, дальше в нос стрингеры пересекали 100 шпангоутов. Шпация на всех крейсерах была постоянной, ее величина 1,2 метра. Обшивка настилалась как снаружи, гак и изнутри шпангоутов. Внутренняя обшивка образовывала двойное дно, простиравшееся на длине 74,16 м, что составляло 59% от длины конструктивной ватерлинии.

Для уменьшения качки к внешней обшивке приклепывались скуловые кили. Вся подводная часть дополнительно защищалась слоем тика и поверх его сплавом Мюнца, заменителем дорогостоящей меди.

Переборки разделяли корпус на 13 основных водонепроницаемых отсеков. Считая с кормы в нос на промежуточной палубе в первом отсеке помещались: отделение кормового торпедного аппарата; офицерские кладовые; во втором — офицерские кладовые, в третьем — погреба 240, 88 и 37-мм боеприпасов; в четвертом отсеке находились отделения динамо-машин и погребов 150-мм боеприпасов; в пятом — отделение главных бортовых паровых машин; в шестом — отделения кормовой котельной группы и угольные ямы; в седьмом отсеке — погреба 150-мм снарядов и зарядов; в восьмом отсеке располагались отделения средней котельной группы; в девятом отсеке носовая котельная группа, 150-мм погреба и угольные ямы; в десятом помещались — 150-мм погреба и вспомогательные механизмы; в одиннадцатом — отделения шпилевых машин, в двенадцатом отсеке провизионное отделение; последний, тринадцатый, являлся таранным отсеком. Всего на крейсере было 245 водонепроницаемых помещений, из которых на междудонное пространство приходилось 58 отсеков, на угольные ямы — 20, на коффердамы — 54 отсека.

По высоте корпус разделялся семью палубами, начиная от настила двойного дна шли две прерывающиеся платформы, броневая, промежуточная, батарейная, верхняя и надстроечная палубы.

По ватерлинии борт защищал сплошной пояс из цементированной брони Круппа высотой 2,3 м переменной толщины. От шп. 14 до шп. 79 на тик толщиной 200 мм укладывались плиты толщиной в верхней части 200 мм, утончающиеся к нижней кромке до 100 мм. Над конструктивной ватерлинией по проекту пояс должен был возвышаться на 0,6 м. Носовую и кормовую оконечности закрывали плиты толщиной 100 мм, уложенные в корме на тик 200 мм толщины, в носу на тик 100 мм.

К поясу сверху крепилась плоская броневая палуба, состоящая из трех слоев никелевой стали общей толщиной 50 мм в границах 14-79 шп и из двух слоев (30 мм) в оконечностях корабля. На упомянутых шпангоутах располагались броневые траверзы, также из крупповской стали, толщиной 100 мм на тиковых (100 мм) подкладках, скрепляющие собой всю броневую "коробку" крейсера.

Оконечность дополнительно была защищена броневой платформой, обшей толщиной 50 мм. прикрепленной к нижним торцам пояса. Легкий борт выше броневой палубы защищал лишь устроенный от носа до кормы коффердам. Пробковая крошка коффердама должна была, по мнению конструкторов, заменять броню.

Местное бронирование включало в себя защиту башен, казематов и боевых рубок. Барбеты башен главного калибра и сами башни защищались броней толщиной 200 мм, крыши башен имели плиты 40-мм толщины. Башни и казематы среднего калибра и подачные шахты 80 мм, амбразуры в казематах 70 мм. Носовая боевая рубка имела вертикальную броню 200 мм толщины, горизонтальную 30 мм, шахту 100 мм. Кормовая броневая рубка при том же горизонтальном бронировании имела 100-мм вертикальную броню, шахту 80 мм. 88-мм орудия имели 40-мм щиты.

Крейсер имел три четырехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения. Диаметры цилиндров: цилиндра высокого давления 940 мм. цилиндра среднего давления 1460 мм, двух цилиндров низкого давления по 1600 мм. Ход поршня 950 мм.

Суммарная проектная мощность, по разным данным, достигала 13000-13500 л.с. и должна была обеспечить скорость хода 18 уз.

Пар вырабатывали восемь цилиндрических огнетрубных котлов в четырех носовых котельных отделениях и четыре водотрубных котла системы Шульца в двух котельных отделениях. Другие источники говорят о таком же числе водотрубных котлов системы Дюрра.

Рабочее давление пара составляло 12 атм. Общая площадь нагревательной поверхности котлов равнялась 3732 м:, площади колосниковых решеток 91,2 м:. Цилиндрические котлы (32 топки) объединили в носовую дымовую трубу большего сечения, водотрубные (8 топок) — в овальную кормовую.

На испытаниях на максимальную скорость достигнутая мощность, 13622 л.с, превысила контрактную, соответственно и скорость составила 18,75 уз при максимальном расходе угля 236 т/сут. Был определен и экономический режим хода. При разобщенной средней машине и половинном числе котлов под парами наибольшая дальность плавания — 4560 миль — получаясь с полным запасом угля 1330 т при 10-узловой скорости. Расход угля при этом достигал 72 т/сут. Нормальный запас угля составлял 900 т.

"Fürst Bismarck" оказался хорошим мореходным судном, несколько уваливавшимся на подветренный борт, легко входил на волну, обладал хорошей маневренностью и управляемостью. При незначительной килевой качке бортовая качка бывала довольно значительной, хотя и плавной. С увеличением скорости хода возрастала вибрация корпуса, особенно в районе кормы.

Метацентрическая высота: поперечная 0,72 м, продольная 138 м. Остойчивость наибольшая была при крене 38°, нулевая при крене 74°. Дифферентующий момент на метр осадки составлял 12064 т/м.

Крейсер имел один полубалансирный руль с наибольшим углом перекладки на борт 40° и три трехлопастных винта. Диаметр среднего составлял 4,4 м, двух бортовых — 4,8 м, шаг переменный 5,8-6,8 м.

Электрическое освещение на крейсере было полное, т.е. освещались все помещения. Электричество вырабатывали пять динамо-машин общей мощностью 325 кВт. Напряжение бортовой сети — 110 V. На корабле размещались четыре боевых прожектора. Как и на "Victoria Louise", они стояли на батарейной палубе (два с каждого борта) и выдвигались по рельсам на площадки, откидывающиеся на траверзе фок-мачты и позади грот-мачты. Позднее два прожектора были перенесены на салинги мачт.

Четыре скорострельных 240-мм орудия С/ 97 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях по диаметральной плоскости (скорострельность — два выстрела в три минуты). Носовая стояла на 83-89 шпангоутах, кормовая на 12-18 шп. Высота орудий от конструктивной ватерлинии достигала 10,15 м для носовой и 6,8 м для кормовой башни. Максимальный угол снижения орудий -4°,  максимальный угол возвышения +30°, при котором дальность прицельного выстрела 215-кг бронебойным снарядом составляла 91,2 каб. Горизонтальный сектор обстрела составлял 270°. На корабле хранилось 312 240-мм снарядов.

Шесть скорострельных 150-мм орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров находились в одноорудийных башнях. Диапазон их вертикальной наводки равнялся от - 4 до +30°, а максимальная дальность стрельбы 73,9 каб. Две носовые башни размещались симметрично на полубаке (65-77 шп) и имели угол горизонтальной наводки 168°. Две средних и две кормовые башни находились на верхней палубе (48-49 и 25 шп), их горизонтальная наводка была в пределах 170° и 173° соответственно. Боезапас для 150-мм орудий составлял 720 снарядов.

Шесть аналогичных 150-мм орудий стояли в казематах на станках с центральным штырем. Максимальный угол снижения орудий равнялся - 8°, остальные данные для этих установок были подобны данным для башенных орудий. Располагались орудия: два носовых на верхней палубе симметрично на 75 шпангоуте, четыре — в батарее на батарейной палубе также побортно на 52 и 44 шп. Сектора горизонтальной наводки всех орудий равнялись 126°. Боезапас всех казематных орудий состоял из 720 снарядов.

Десять 88-мм орудий С/89 на центральном штыре с длиной ствола 30 калибров имели вертикальную наводку - 10° + 20°, дальность выстрела 37,7 каб. Располагались орудия: два под полубаком с углом обстрела 92°-100" (разный для левого и правого борта), два в корме на батарейной палубе с углом обстрела 110°, два на носовом мостике с углом обстрела 150°, два на спардеке с углом обстрела 130° и, наконец, два на кормовом мостике с углом обстрела 145°. Боекомплект 2500 патронов.

Десять 37-мм револьверных пушек с боекомплектом 15000 патронов имели вертикальную наводку от - 10° до + 15°, максимальную дальность выстрела 20 каб.

Четыре 8-мм пулемета (боезапас 40000 патронов) стояли на марсах и имели вертикальную наводку от - 40° до + 13°, дальность стрельбы 17,8 каб.

Для вооружения десантных партий на корабле имелось 297 винтовок Mod.98 и 80 пистолетов Mod.79.

Торпедное вооружение состояло из пяти подводных 450-мм торпедных аппаратов (один носовой, остальные бортовые) и одного подводного (кормовой) с запасом торпед С/45,91 из 16 штук.

Якорное устройство включало два становых якоря Холла по 6 т, один запасной якорь в 6 т, один кормовой якорь Холла в 2 т и один адмиралтейский верп 0,8 т.

На корабле имелось два минных катера водоизмещением 17 т, один паровой катер, один баркас, два вельбота, два рабочих катера, гик, три яла — всего 14 шлюпок.

Экипаж насчитывал 36 офицеров и 585 матросов. Как флагман крейсер мог принять еще 14 офицеров и 62 матроса.

 Корабль обошёлся казне в 18 945 000 марок.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

Принята 15 апреля 1896 г. Использовалась для всех кораблей при службе в заграничных водах водах и для кораблей сопровождения Кайзера.

белый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы, орудия, башни и щиты
жёлтый - верхняя палуба, надстройки, одна неширокая полоса чуть ниже верхнего края белой окраски, тонкая полоса (ок. 0,5 м) по ВЛ, носовое и кормовое украшения. (*обе полосы допускались жёлтого, красного или синего цвета)

 

 

Изменения

Сперва 5 прожекторов: 1 на топе фок-мачты и 4 на забортных площадках, с 1904 г. только 2: на топе фок-мачты и на крыше кормовой рубки.

С 1915 - новые мачты без боевых марсов, носовой прожектор на площадке у фок-мачты на высоте 20 м над КВЛ, 2 кормовых - на площадке у грот-мачты на высоте 14 м над КВЛ. Снят мостик шлюпочных кранов, перестроена кормовая надстройка и кормовые 150-мм башни, изменена форма крепления руля.

 

СЛУЖБА

 

Сама дата закладки, 1 апреля, — день рождения первого рейхсканцлера Отто Бисмарка (Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк, князь Шенгаузен, герцог Лоуенбургский (1875-1898) — уже наталкивает на мысль, что имя первому броненосному крейсеру Германии было выбрано задолго до официальной церемонии спуска на воду. Предложение назвать корабль в честь О. Бисмарка исходило от государственного секретаря Имперского морского ведомства контр-адмирала А. Тирпица. Кайзер Вильгельм II утвердил это название, однако, сам престарелый Бисмарк воспринял в штыки такую новость. Еще бы, молодой Вильгельм ведь не только самого канцлера отстранил от дел шесть лет назад, но и корабль, носивший его имя, корвет "Bismarck", проплававший всего 13 лет, был вычеркнут из списков вслед за своим покровителем.

Тем не менее А. Тирпицу все же удалось уговорить О. Бисмарка. 25 сентября 1897 г. состоялся спуск на воду и крещение корабля именем "Fürst Bismarck". Польщенный "железный канцлер" послал свою внучку участвовать в этой церемонии.

19 марта 1900 крейсер вышел на испытания и 1 апреля 1900 г. был введен в состав флота, но Бисмарк не дожил до этого дня, он умер 30 июля 1898 г.

Вспыхнувшее в Китае Боксерское восстание не оставляло времени на проведение всесторонних испытаний корабля, и 30 июня 1900 г., после обучения по сокращённой программе, крейсер вышел из Киля на Дальний Восток для усиления немецкой Азиатской базы, находящейся в Китае. 13 августа "Fürst Bismarck" был уже в Циндао и до октября 1900 оперировал в составе международных сил против Китая. В ноябре 1900 крейсер прошёл ремонт в Нагасаки и вновь оперировал у Китайского побережья. В октябре 1901 эскадра предприняла учебный поход в японские воды, после чего "Fürst Bismarck" снова ушёл на ремонт в Нагасаки. В 1902 крейсер в течение года преимущественно находился в северной области станции а в ноябре вновь прошёл ремонт в Нагасаки после чего вновь оперировал у Китайского побережья.

В 1903 г. "Fürst Bismarck" стал флагманом Восточно-Азиатской крейсерской эскадры - на крейсере был поднят флаг адмирала Гейслера, в 1904 г. его сменил адмирал Приттвиц. Во время русско-японской войны 1904-1905 гг. корабль крейсировал в области Желтого моря.

В 1906 в январе и феврале "Fürst Bismarck" крейсировал в индонезийском архипелаге, после чего флагмана сменил вице-адмирал Бройзинг.

До апреля 1909 крейсер оперировал у побережья Китая, Японии и Индонезии.

Только в 1909 г, через 9 лет заграничного плавания "Fürst Bismarck" был отозван на родину. 8 апреля 1909 крейсер получил приказ возвращаться в Германию.

По возвращении в Киль 13 июля 1909, 26 июня 1909 г. крейсер исключили из состава кораблей первой линии и вывели в резерв. С 1910 г. на кильской казенной верфи начался давно назревший капитальный ремонт и модернизация корабля. В частности, уменьшались углы обстрела башен среднего калибра, заменялись легкими прежние тяжелые мачты; вместо шлюпочных кранов поставили легкие грузовые стрелы, наконец, демонтировали не оправдавшую себя рулевую рубку и т.д. Но в целом все эти работы, свернутые в связи с начавшейся войной к 28 ноября 1914 г., когда он был возвращён в строй, не могли улучшить его боевых качеств.

"Пятнадцатилетний" ветеран больше не привлекался к активной службе, плохое состояние не позволило использовать его даже в береговой обороне.

В феврале 1915 г. крейсер был передан опытной торпедной команде в качестве корабля-цели, но ни разу не использовался в этой роли. Спустя месяц он перешел в распоряжение 1-й Инспекции Морского флота в Киле, которая использовала его для обучения учеников машинистов. В 1917 г. на "Fürst Bismarck" непродолжительное время обучались командиры и старпомы транспортных подводных лодок и экипажи дирижаблей морского флота.

31 декабря 1918 г. крейсер пережил очередное исключение со службы, после чего весной 1919 г. еще несколько недель служил плавканцелярией командования флота. Последние свои дни он доживал в Киле. 17 июня 1919 г. последовало исключение из списков и продажа разделочной фирме "Бранд и сын".

"Fürst Bismarck" разобрали в Аудорфе в 1919-1920 гг.

 

     

04.1900 - 11.1901 капитан-цур-зее Heinrich Graf zu Moltke
11.1901 - 12.1903 капитан-цур-зее Carl Friedrich
12.1903 - 11.1905 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Max Prowe
11.1905 - 11.1907 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Max Wilken
11.1907 - 06.1909 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Otto Wurmbach
11.1914 - 04.1915 капитан-цур-зее Ferdinand Bertram
04.1915 - 11.1916 корветтен-капитан Eduard Bartels 
11.1916 - 09.1917 корветтен-капитан Gustav Blockhuis
09.1917 - 12.1918 корветтен-капитан Wilhelm Hollmann

 

 

МОДЕЛИ

     
       
                                     

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Hildebrand, Hans H. / Albert Röhr / Hans-Otto Steinmetz: Die deutschen Kriegsschiffe. Biographien – ein Spiegel der Marinegeschichte von 1815 bis zur Gegenwart. Band 3: Schiffsbiographien von Elbe bis Graudenz, Mundus Verlag, Ratingen o. J., S. 164–174 (Genehmigte Lizenzausgabe Koehlers Verlagsgesellschaft, Hamburg, ca. 1990).
на русском
3 Пахомов Н.А. - Броненосные крейсера Германии 1886-1918 гг. Санкт-Петербург, 2006.
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
5 Кофман В. - Нелюбимые корабли кайзера. // журнал "Моделист-конструктор".-2008.-№4.
6 Смирнов Г., Смирнов В. - Срезанный цветок, обречённый на смерть. // журнал "Моделист-конструктор".-1979.-№1.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1919
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1900-1903
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck" в Нагасаки.
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck" в Маниле.

"Fürst Bismarck" в Циндао.
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck" в США.
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck" в Кильском канале.
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck" в Кильском канале.
Fürst Bismarck
Спуск "Fürst Bismarck" на воду.
Fürst Bismarck
Спуск "Fürst Bismarck" на воду.
Отто Эдуард Леопольд Карл-Вильгельм-Фердинанд герцог фон Лауэнбург князь фон Бисмарк унд Шёнхаузен (нем. Otto Eduard Leopold von Bismarck-Schönhausen; 1815 - 1898) — князь, политик, государственный деятель, первый канцлер Германской империи (второго рейха), прозванный "железным канцлером". Имел почётный чин (в мирное время) прусского генерал-полковника в ранге генерал-фельдмаршала.
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
Форштевень "Fürst Bismarck".
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck".
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
Один из предварительных проектов большого крейсера.
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"
Fürst Bismarck
"Fürst Bismarck"