ВходОглавление → Общая история броненосного и линейного флота Германии

  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Общая история броненосного и линейного флота Германии

 

ПОЯВЛЕНИЕ БРОНЕНОСЦЕВ В ГЕРМАНСКОМ ФЛОТЕ

БРОНЕФРЕГАТЫ ПРОГРАММЫ 1866-1868 гг.

БРОНЕНОСЦЫ ОБОРОННОЙ ПРОГРАММЫ 1873 г.

БРОНЕНОСЦЫ ФЛОТА ОТКРЫТОГО МОРЯ

ДРЕДНОУТЫ ФЛОТА ОТКРЫТОГО МОРЯ

БРОНЕНОСЦЫ И ЛИНКОРЫ ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

 

ПОЯВЛЕНИЕ БРОНЕНОСЦЕВ В ГЕРМАНСКОМ ФЛОТЕ

 

К 1861 году молодые военно-морские силы Пруссии состояли из 31 вооруженного парохода, 8 парусных кораблей и 42 канонерских лодок. Когда в 1864 году разразилась очередная немецко-датская война, корабли Дании, совместно с австрийским отрядом, блокировали немецкое побережье. Пруссия смогла выслать против объединённой эскадры лишь два корвета. Датские снаряды сразу же нанесли немецким кораблям серьезные повреждения, однако им посчастливилось улизнуть от сильнейшего противника.

Большее впечатление на прусскую общественность оказало другое событие. В 1864 году, блокируя немецкое побережье, датский башенный броненосец "Рольф Краке" в дуэли с прусскими береговыми батареями успешно выдержал 150 попаданий снарядов 24-фунтовых нарезных орудий.

Надо сказать, что этот корабль произвёл на пруссов впечатление ещё при постройке: характеристики вероятного противника вынудили германское руководство ещё до войны собрать по подписке около 1,9 млн. марок на приобретение подобного корабля. Не мудрствуя лукаво, немцы заказали аналог "Рольфа" в Британии тому же конструктору - Кауперу Кользу, и первый (по времени заказа) немецкий броненосец - "Arminius", вооружённый 4 - 210 мм орудиями в двух башнях, был почти однотипен со своим возможным противником, однако он не успел принять участие в войне, несмотря на то, что английская верфь "Самуда Бразерс" строила его достаточно быстро.

Монитор "Arminius"

 

С началом войны, видя, что этот броненосец не успевает принять в ней участие, немцы поспешили купить за границей уже готовый корабль подобного класса. Их выбор пал на почти достроенный броненосный таран, стоящий на верфи братьев Л 'Арман в Бордо во Франции. Это довольно странное сооружение строилось по заказу Конфедерации Южных Штатов Америки под именем "Хеопс", но в связи с окончанием гражданской войны и падением Конфедерации, осталось без заказчика и было выставлено на продажу. В январе 1865 г. немцы купили его, причём обошёлся он им в почти ту же сумму, что и "Arminius". Корабль был назван "Prinz Adalbert", в честь здравствующего в тот момент командующего прусским флотом.

Броненосный таран "Prinz Adalbert"

Несмотря на формальную готовность, корабль прибыл в Германию только летом, к тому же он оказался некачественно построен: корпус протекал, броня была слабо закреплена и её пришлось перевешивать, к тому же, он был вооружён устаревшими 36-фунтовыми пушками. Перевооружение на 3-210 мм орудия и ремонт корпуса заняли почти год и, понятно, ни о каком участии в боевых действиях не могло идти и речи. Любопытно, что Дания пыталась приобрести во Франции однотипный "Сфинкс", но в итоге тот ушёл в Японию.

Таким образом, война с Данией была первой причиной появления в германском флоте броненосцев. Первые приобретения вполне оправдали известную поговорку о "блине комом". Наспех купленный, дешёвый "Prinz Adalbert" сыпался на глазах, и хотя летом 1971 г. он ходил с флотом в Британию, сразу после начала Франко-прусской войны, в октябре того же года его причислили к порту, а через семь лет списали по ветхости. Более качественно построенный "Arminius", однако, не обладал никакой мореходностью, его борт возвышался над водой всего на метр с небольшим и при свежей погоде его было опасно отпускать даже в прибрежное плавание. По окончании войны он был перечислен в учебное судно, а через несколько лет стал тендером и более 20 лет находился на портовой службе.

 

БРОНЕФРЕГАТЫ ПРОГРАММЫ 1866-1868 гг.

 

В 1865 году принимается решение приступить к осуществлению первой кораблестроительной программы. Австро-прусская война 1866 года помешала ее выполнению, поэтому к рассмотрению в Рейхстаг она была представлена только в 1867 г. Согласно этой программе, флот должен состоять из 16 броненосных кораблей, 20 корветов, 8 авизо, 22 канонерских лодок и 2 учебно-артиллерийских кораблей.

Не дожидаясь принятия программы, в 1866 г. морское министерство Пруссии решило купить за границей полноценные морские броненосцы. По примеру испанцев, немцы заказали два одинаковых корабля двум "законодателям корабельной моды" - Британии и Франции, чтобы по возможности полноценно использовать мировой опыт в этой области. Официально эти корабли классифицировались как "батарейные суда 2 ранга", хотя было ясно, что они станут основой германского флота.

Вошедшие в строй Морских Сил Северо-Германского союза осенью 1877 г. "Friedrich Karl" и "Kronprinz", построенные на лучших верфях своих стран-производителей, оказались удачными мореходными кораблями, и находились в боевом составе флота около 20 лет. Они несли по 16-210 мм пушек.

Броненосный фрегат "Friedrich Karl"

 

Корабли обошлись немецкой казне соответственно в 6,5 и 7 млн. марок. Однако немцы на этом не остановились, и в том же 1877 г. выложили более 10 млн. за выставленный на продажу британской верфью "Темз Айрон Воркс" большой броненосец "Фатих", строившийся для Турции, от которого турецкое правительство отказалось в силу нехватки средств. Вступивший в строй в начале 1869 г., "König Wilhelm" оказался не только самым сильным кораблём германского флота, но на тот момент и сильнейшим в мире. Он нёс 18-240 мм и 5-210 мм пушек. До начала 90-х годов фрегат оставался флагманом флота, а в боевом строю находился более 30 лет - до 1904 г.

Броненосный фрегат "König Wilhelm"

 

Таким образом, к началу франко-прусской войны (1870 г.) Германия  пришла с 3 современными броненосными фрегатами, 2 броненосцами береговой обороны и 9 корветами,  не  считая  мелких кораблей.

В силу превосходства французского флота, а также исключительно сухопутной стратегии немецкого командования, в войне 1870-1871 гг. германский флот никак себя не проявил, ограничившись позиционной сторожевой службой на подходах к Вильгельмсхафену. Однако сам факт наличия у немцев больших броненосцев сдерживал активность французской блокадной эскадры.

Вслед за покупкой "Фатиха", ещё до начала войны - в 1868 г. морское министерство рискнуло заказать броненосец отечественной верфи. Спроектированный Имперским морским ведомством, корвет "Hansa" имел уменьшенные размеры, приспособленные к ещё пока скромным возможностям германской промышленности. Официально числился "казематным судном 3 ранга" и предназначался для колониальной службы. Он нёс всего 8-210 мм пушек, в два раза меньше, чем "Kronprinz".

Даже такой, "урезанный", проект оказался тогда слишком сложным для казённой верфи в Данциге, и после семи лет постройки, в 1875 г. (через 4 года после окончания войны) немцы получили достаточно дешёвый (3,7 млн. марок), но не особенно удачный корабль, некачественная броня которого начала ржаветь ещё на стапеле. Основательно проржавевший корабль был выведен из боевого состава всего после 13 лет службы.

Броненосный корвет "Hansa"

 

В соответствии с программой 1866-1868 гг., после закладки "Hansa", на следующий, 1869 год государственная верфь в Вильгельмсхафене начала строительство полноценного казематного бронефрегата по типу итальянского "Custoza", но под влиянием свежих веяний в мировом судостроении почти сразу проект был переработан под башенное вооружение по типу британского "Monarch". Корабль вооружили четырьмя 260 мм пушками, самыми мощными в германском флоте на тот момент. Заложенные в следующем году ещё два корабля этого типа сразу строились по изменённому проекту, первый же пришлось переделывать на стапеле, поэтому вошёл в строй он последним в типе.

Как и в случае с "Hansa", строительство продвигалось крайне медленно. Частная верфь "Vulcan" в Штеттине справилась быстрее государственных заводов, построенный ей за шесть лет и 7 млн. марок "Preußen" вошёл в строй в 1875 г. В следующем году государственная верфь в Киле сдала флоту "Friedrich der Große". Он обошёлся казне чуть дороже: в 7,3 млн. марок. Во столько же обошёлся и построенный  на государственной верфи в Вильгельмсхафене "Großer Kurfürst", однако он оказался самым несчастливым кораблём за всю историю германского военного флота: после долгих 9 лет постройки новый корабль проплавал всего три недели. 31 мая 1878 г. во время манёвров в Дуврском канале он был случайно протаранен флагманским броненосцем "König Wilhelm" и отправился на дно, унеся жизни 269 моряков (половина экипажа). Два других показали себя вполне удачными кораблями, находились в строю около 20 лет и совершили ряд дальних походов (в Африку и Китай).

Башенный броненосный фрегат "Großer Kurfürst"

 

Слишком медленное строительство кораблей на отечественных верфях вынудило германское командование в том же 1869 г. разместить  заказы на два корабля, аналогичных первоначальному проекту "Großer Kurfürst",  в Британии. Они обошлись несколько дороже: по 82 с небольшим млн. марок каждый, однако игра стоила свеч: более развитая британская промышленность потратила на их постройку всего три года и они вошли в строй в 1875 г., на год раньше "Preußen". Вооружены они были 8-260 мм пушками, таким образом их бортовой залп из 4-х пушек был равен таковому у "Preußen". Спроектированные главным конструктором британского флота Э. Ридом, корабли имели удачную конструкцию и были качественно построены, ходили в дальние плавания, служили на Китайской станции и оставались в боевом строю почти 30 лет - до 1904 г.

Казематный броненосный фрегат "Kaiser"

 

Таким образом, в ходе выполнения судостроительной программы 1866-1868 гг., в 1878 г. германский флот состоял из 9 броненосцев (из 16 запланированных), и не смотря на потерю одного корабля, к этому времени представлял из себя вполне реальную силу, по крайней мере на Балтике.

 

БРОНЕНОСЦЫ ОБОРОННОЙ ПРОГРАММЫ 1873 г.

 

Вскоре после смерти энтузиаста флота и первого его руководителя, принца Адальберта, 1 января 1872 года  на пост морского министра был назначен сухопутный генерал Штош. Принятая при нём судостроительная программа 1872 г. (4-я) была более ориентирована на береговую оборону, в ней упор делался на "плавучие форты" и миноносцы. В 1883 году его сменил другой сухопутный генерал - Каприви, продолживший ту же политику.

Не последнее влияние на новую политику оказало и общественное мнение, справедливо превозносящее успехи армии в недавней войне, но ставящее флоту в упрёк его бездействие, не вникая в то, что на тот момент три германских броненосца не шли ни в какое сравнение с семью броненосцами французской блокадной эскадры адмирала Буэ, не считая тех 16 французских броненосцев, которые находились в других водах.

В 1873 году в Рейхстаг был представлен новый план постройки флота, исполнение которого решено было окончить в течение 10 лет. Прежде всего, приступили к строительству боевых кораблей, специально приспособленных к обороне рейдов и входов в порты, и вооружённых достаточно сильными орудиями.

Согласно этой доктрине был утверждён план иметь в составе 8 броненосных фрегатов, 6 броненосных корветов для обороны глубоководного Балтийского побережья, 7 мониторов (позже заменённые на 13 броненосных лодок) с малой осадкой для портов Северного моря, а также десять миноносок первого и восемнадцать второго класса. Количество фрегатов решили ограничить находящимися в строю и в постройке, то есть строительство новых не планировалось. Из 6 корветов один уже имелся, таким образом необходимо было построить 5 ед.

В 1872-1874 гг. Имперское морское ведомство, в соответствии с этой программой разработало проект броненосного корвета для Балтийского моря, вооружённого 6-260 мм пушками. В 1874-1876 гг. началась постройка 4-х таких кораблей (официально классифицировались как "башенные суда 3 ранга") - двух на верфи "Vulcan" в Штеттине, двух - на государственной верфи в Киле. И снова частная фирма опередила государственную по срокам. В 1878 г. вступил в строй первый из них - "Sachsen", в 1881 - "Württemberg" и "Bayern", а в 1883 - "Baden". Стоили они: по 9,1 млн. марок головные обоих верфей, по 8,3-8,5 млн. -  два других.

Корабли, изначально созданные исключительно для Балтики, обладали слабой мореходностью и малой скоростью, к тому же значительно падавшей на волнении. Подвергалось критике и их бронирование, защищающее лишь незначительную часть корпуса. Однако на активной службе они оставались около 20 лет, при этом в 90-х гг. прошли модернизацию. С начала века до 1910 г. числились в резерве.

Броненосный корвет "Sachsen"

 

Вскоре после окончания работ на броненосцах типа "Sachsen", верфь "Vulcan" заложила два броненосца по заказу Китая. Взяв за основу корпус и бронирование "Sachsen", вооружение разместили, в соответствии с китайскими пожеланиями, в башнях с сосредоточением огня в носовом секторе. В качестве главного калибра использовались 305-мм орудия Круппа, аналогичные установленным на лодках типа "Wespe" (на больших броненосцах немцы не применяли калибр более 280 мм). Оба корабля были готовы в 1884 году и в следующем году были переданы заказчику. Они оказались единственными броненосцами, построенными в Германии на экспорт.

Броненосец "鎮 遠" ("Чжень-Юань"), Китай. Строился в Германии.

Что же касается лодок, то по первоначальному проекту построили 11 ед. из 13: "Basilisk", "Biene", "Chamäleon", "Crokodill", "Hummel", "Mücke", "Salamander", "Scorpion", "Viper" и "Wespe". Задача, возложенная на эти корабли, заключалась в том, что им следовало оборонять (укрываясь за фортами) устья рек Везер, Эльба и вход в реку Яде. Поэтому, при проектировании лодок старались, по возможности, дать им как можно меньшую осадку. Они были вооружены одним 305 мм орудием, защита состояла из пояса, палубы и барбета. Первые три канонерские лодки были спущены на воду в 1876 г., две следующие в 1877, две в 1878 году, одна в 1879, две в 1880 и последняя в 1881 году. Стоимость каждой составила около 1,2 млн. марок. В целом они отвечали возложенным на них задачам, однако имели слишком малую скорость хода.

Броненосная лодка "Wespe"

Для последних двух лодок программы, "Bremse" и "Brummer", разработали новый проект, в котором пожертвовали бортовой бронёй ради увеличения скорости хода. Вооружение также облегчили до 1-210 мм пушки. Лодки были длиннее и уже предыдущих. Обе они вошли в строй в 1884 году и служили около 20 лет. Лишённые бортовой брони, относительно скоростные лодки со слабым вооружением, критиковали даже современники. Неудивительно, что большую часть службы они простояли в резерве или использовались как учебные корабли.

Броненосная лодка "Bremse"

По мере готовности этих двух лодок решено было усилить береговую оборону ещё 10 подобными кораблями несколько увеличенных размеров, но их постройку вскоре отменили. Больше немцы к подобному классу кораблей не возвращались в связи с изменением стратегии с оборонной на наступательную.

В завершение судостроительной программы 1873 г. оставалось построить один корвет. Сперва планировался пятый корабль типа "Sachsen", но позже его решили предназначить для колониальной службы для замены основательно проржавевшего корвета "Hansa" на южно-американской станции, для чего, при ограниченных размерах, он должен был обладать достаточной мореходностью. Новый проект с вооружением в 8-240 мм пушек, был разработан в Имперском морском ведомстве в 1879-1881 гг, и в 1883-1886 гг. корвет "Oldenburg" был построен верфью "Vulcan" в Штеттине.

Несмотря на приличную высоту борта мореходность корабля оказалась даже хуже, чем у низкобортных "Заксенов". "Утюг", как его прозвали немецкие моряки, обошёлся в 8,9 млн марок, сумму почти равную стоимости одного "Sachsen", но повторил судьбу своего предшественника по концепции - "Hansa", прослужив всего 14 лет.

Броненосный корвет "Oldenburg"

Начало 80-х годов XIX века ознаменовалось изменением политической обстановки на Балтике. Враждебная позиция, занятая Германией и Австро-Венгрией на берлинском конгрессе 1878 года, лишила Россию плодов ее победы в русско-турецкой войне. В ответ на это правительство Александра III отказалось продлить союзный договор с этими государствами и стало рассматривать их как возможных противников России. В 1881 году Особое совещание русского правительства выработало программу судостроения на 20 лет, согласно которой русский Балтийский флот должен был первенствовать на этом театре. Во исполнение программы на  петербургских верфях заложили в 1892-1894 годах три новых броненосца береговой обороны: "Адмирал Ушаков", "Адмирал Сенявин" и "Генерал-адмирал Апраксин".

Такая резкая перемена отношений напугала Германию, и тогдашний морской министр Каприви, опасаясь нападения русского флота на немецкое побережье едва ли не со дня на день, решил усилить флот береговой обороны новыми кораблями. В конце 80-х годов в дополнение к броненосным лодкам немцы заложили серию броненосцев береговой обороны из шести кораблей типа "Siegfried": "Siegfried", "Beowulf", "Frithyof", "Hildebrand" , "Heimdall", "Hagen", а вскоре добавили ещё два: "Odin" и "Ägir". При водоизмещении 3500-3600 т они были вооружены тремя 240-мм орудиями и обладали высотой борта, достаточной для плавания в Балтийском море.

Броненосец береговой обороны "Siegfried"

 

БРОНЕНОСЦЫ ФЛОТА ОТКРЫТОГО МОРЯ

 

После вступления на престол кайзера Вильгельма II подход к роли флота полностью изменился. Новый глава адмиралтейства - граф Монте провозгласил идею создания "Флота Открытого Моря". В 1889 г. в связи с упразднением германского адмиралтейства и заменой его тремя органами - высшим командованием флота, имперским морским министерством и морским кабинетом - разработка оперативных планов перешла к высшему командованию флотом, которое последовательно возглавляли адмиралы фон дер Гольц (1889-1895 гг.) и фон Кнорр (1895-1899 гг.).

Осенью 1888 года кайзер распорядился, чтобы государственный секретарь имперского морского министерства предложил рейхстагу одобрить одновременную постройку четырёх броненосцев и изменить уже составленный на 1888-89 гг. государственный бюджет, обязательно предусмотрев в нём ускоренную выдачу первого платежа за их строительство. Рейхстаг немедленно одобрил ассигнования на постройку по бюджету 1889 г.  Согласно докладной записке имперского морского министра по поводу бюджета флота на 1890-91 гг., было решено построить сразу четыре броненосца "одинаковой величины", которые могли бы образовать однородную эскадру - основу будущего боевого флота.

Сперва новые корабли предполагали ввести в состав флота как его пополнение, но трудности с выделением денег из бюджета Рейхстагом вынудили провести их по финансам, как замену затонувшего ещё 31 мая 1878 г. броненосного фрегата "Großer Kurfürst", полностью устаревших броненосных фрегатов "Friedrich Karl" и "Kronprinz", и уже практически списанного броненосного корвета "Hansa". Исходя из экономии средств на постройку, водоизмещение кораблей ограничили величиной 10000 т против 12000-14000 т у основных морских держав. Основными отличительными особенностями новых кораблей стали: увеличение главного калибра с 260 мм до 280 мм, расположение всех больших пушек в диаметральной плоскости и увеличение высоты надводного борта в носовой части. Если первые два несли обычную броню "компаунд", то вторая пара - новую сталеникелевую броню Круппа, обеспечивающую гораздо большую устойчивость от огня противника.

Броненосцы "Brandenburg", "Kurfürst Friedrich Wilhelm", "Weissenurg" и "Wörth" вошли в строй в 1893-1894 гг. и сразу составили ядро германского флота. В целом они оказались весьма удачными мореходными кораблями, активно участвовали в манёврах и учениях в Северном и Балтийском морях и совершили дальний поход в Китай для действия в составе союзных сил при подавлении "боксёрского" восстания. К недостаткам кораблей можно отнести избыточные надстройки и слабую среднюю артиллерию, которой в других флотах в те времена придавалось большое значение. Они активно критиковались в британской прессе, что говорит прежде всего о том, что германский флот после их постройки впервые стали рассматривать как достойного противника.

Броненосец "Brandenburg"

В 1902-1904 годах броненосцы модернизировали: бод влиянием общественной критики добавили две пушки среднего калибра (больше не получилось), заменили котлы, увеличили запас топлива, сняли боевые марсы и часть торпедных аппаратов. Однако от этого боевые качества кораблей существенно не изменились, и не фоне активно строящихся новых броненосцев они стали выглядеть мастодонтами.

В сентябре 1910 года корабли со сталеникелевой броней продали Турции, где они получили названия "Хайреддин Барбаросса" ("Kurfürst Friedrich Wilhelm") и "Торгут Рейс" ("Weissenurg"). Оставшиеся в кайзеровском флоте "Brandenburg" и "Wörth" дожили до первой мировой войны, но активного участия в боевых действиях не принимали.

Если броненосцы типа "Brandenburg" лишь обозначили желание Германии стать мировой морской державой, то последующие серии показали, каким путем она собирается идти к поставленной цели.

На пяти броненосцах, названных именем знаменитых германских императоров, немецкие конструкторы отказались от оригинальной, но не вполне удачной схемы с тремя башнями главного калибра, обратившись к более обычному проекту с четырьмя крупнокалиберными пушками в двух башнях в оконечностях и артиллерией среднего калибра в центральной части корабля. Но и здесь был избран свой путь: в качестве "главного" был избран относительно небольшой 240-мм калибр. Причин тому было несколько. Быстро прогрессирующая военная промышленность все еще не могла производить более крупнокалиберные пушки высокого качества. Но немцы и не стремились пойти по пути введения "орудий-монстров", справедливо считая, что при умеренном калибре, а значит, более легких снарядах можно создать надежные башенные установки, а главное - развивать большую скорость стрельбы. Нельзя сказать, что эта идея сразу оправдала себя: первые немецкие десятидюймовки стреляли всего в полтора раза быстрее, чем куда более могущественные 12-дюймовые британские орудия, а по возможности пробивать броню противника они оказались позади практически всех европейских стран.

Правда, частично эти недостатки компенсировались исключительно мощной вспомогательной батареей, состоявшей из 18 150-мм скорострельных пушек. Из них шесть помещались в одноорудийных башнях с большими углами обстрела, а остальные - в вычурно расположенных казематах, обеспечивавших очень сильный огонь в носовом и кормовом секторах, откуда одновременно могли стрелять (по крайней мере в теории) до 10 орудий. Действие шестидюймовок на малых дистанциях подкреплялось огнем 12 88-мм пушек, предназначенных также для борьбы с миноносцами. Такое сочетание ослабленной главной артиллерии с многочисленной вспомогательной стало отличительной особенностью всех немецких додредноутов.

Другой отличительной характеристикой стала трехвальная энергетическая установка. Немцы вообще предпочитали такое расположение машин, полагая, что при этом достигается большая живучесть и маневренность, чем при четном числе винтов. Вначале, когда альтернативой были только два вала, подобные соображения можно было счесть вполне резонными, но при переходе других стран к четырехвинтовой схеме германцы сразу теряли свои преимущества. Впрочем, это произошло лишь через 10 лет.

Расположение брони на первых "настоящих" германских линкорах нельзя назвать удачным, поскольку узкий (всего 3,1 м) пояс из-за перегрузки броненосцев практически весь уходил под воду, а выше его защита сводилась лишь к угольным ямам. Корма осталась вовсе небронированной. Правда, качество брони по сравнению с "Бранденбургами" значительно повысилось. Впервые на столь крупных кораблях немцы применили цементированную броню, обработанную по способу Круппа, обладавшую почти двукратным преимуществом в сопротивляемости по сравнению со сталежелезными плитами "Компаунд". Толщина защиты пояса и артиллерии также соответствовала стандартам того времени, но малая площадь бронирования оставляла практически весь корабль беззащитным перед новыми снарядами, начиненными мощными взрывчатыми веществами на основе пикриновой кислоты ("Лиддит", "Мелинит", "Шимозе"). В общем, англичане и французы, не сочли первые корабли будущего "флота Открытого моря" особо опасными противниками.

Эскадренный броненосец "Kaiser Friedrich III"

Между 1907 и 1910 гг. "Кайзеры" прошли значительную модернизацию, в ходе которой лишились четырех 150-мм пушек и одного торпедного аппарата. Остальная вспомогательная артиллерия была частично переставлена: более тяжелые шестидюймовки на палубу ниже, а 88-миллиметровки переместились на их место. Часть надстроек срезали, а трубы, наоборот, удлинили. В результате у броненосцев несколько улучшились остойчивость и мореходность. Но к первой мировой войне их все же пришлось вывести в резерв.

Немцы не останавливались на достигнутом. После прихода в 1897 году фон Тирпица на должность морского министра события стали разворачиваться прямо со сказочной быстротой. Всего через год в результате его энергичной деятельности и полного согласия с императором Вильгельмом II была принята первая из так называемых "новелл" - законов о строительстве флота. По нему предусматривалось, что Германия всего через 5 лет будет иметь 19 броненосцев, не считая кораблей береговой обороны. Спустя всего 3 года последовал второй закон, продливший программу аж до 1920 года, когда основу немецкой морской мощи должны были бы составить уже 38 линкоров и 14 больших крейсеров.

В 1899 г. высшее командование флота ликвидировали, и его функции перешли к шести подчинённым непосредственно кайзеру служебным инстанциям, одним из которых был морской генеральный штаб.

Первыми кораблями, строившимися во исполнение "новелл" Тирпица, стали 5 броненосцев типа "Wittelsbach", заложенных всего через год после начала постройки двух последних "Кайзеров". В результате подобной спешки прогресс по сравнению с предшественниками оказался незначительным. Вооружение (и его защита) остались совершенно без изменений, а расположение 150-мм орудий, сдвинутых к центру корабля, даже несколько уступало по углам обстрела своим предшественникам. Зато недостатки бронирования удалось устранить. "Виттельсбахи" имели полный главный пояс по всей длине ватерлинии, а выше его - более тонкий верхний, простиравшийся между носовой и кормовой башнями. Сзади пояс подкреплялся скосами броневой палубы, спускавшимися к его нижней кромке, тогда как на "Кайзерах" плоская палуба располагалась поверх пояса. За подобную схему, ставшую стандартной для начала века, пришлось расплатиться некоторым уменьшением максимальной толщины брони, что в некоторой степени компенсировалось дальнейшим улучшением качества крупповской брони по сравнению с первыми ее образцами.

Эскадренный броненосец "Wittelsbach"

Едва первый корабль из этой пятерки покинул свой стапель в Вильгельмсхафене, как последовала закладка еще такой же "порции". Так же, как и предшественники, они получили названия различных исторических провинций. Среди "Брауншвейгов" присутствовала, естественно, Пруссия ("Preußen"), а также два камня преткновения между Германией и Францией - Эльзас и Лотарингия ("Lothringen"). Воинственный кайзер Вильгельм II и его морской министр ясно показывали, против какого неприятеля предназначен новый могущественный флот.

Германские конструкторы проявили изрядную долю консерватизма, проектируя свои броненосцы: каждая последующая серия являлась логическим развитием предыдущей. Ничего похожего на французский "флот образцов" или британские шатания от "Мажестиков" к слабо защищенным "Канопусам", или от "Лондонов" к "Дунканам"! Еще на тысячу тонн больше, на пол-узла быстрее, вооруженные немного более мощными орудиями... Схема бронирования "Брауншвейгов" практически в точности повторяла вариант "Виттельсбаха". Но вооружение значительно усилилось. Фирма Круппа - монопольный поставщик морских орудий - успела разработать более мощные 280-мм орудия (хотя все еще уступавшие двенадцатидюймовкам других стран). Изменилась и средняя артиллерия. Немцы попытались еще более усилить ее за счет замены в общем-то обычного 150-мм калибра на 170-мм. При этом количество пушек уменьшилось с 18 до 14, но за счет устранения смещенных к оконечностям установок, которые на предыдущих кораблях все равно было трудно использовать из-за сильного заливания на большой скорости. 170-мм калибр, по мнению специалистов, соответствовал максимальному весу снаряда (около 70 кг), с которым еще можно было иметь дело в отсутствии механической системы заряжания; потенциальные же противники Германии считали, и этот вес слишком большим для казематной установки и подвергли "Брауншвейги" такой же критике, как и их предшественников.

Эскадренный броненосец "Braunschweig"

Если о кораблестроительных достоинствах немецких броненосцев можно было и поспорить, то бесспорными оставались темпы, с которыми империя наращивала свои морские силы. Ни одна страна мира не давала ни до, ни после таких темпов прироста военно-морского флота. Едва "Брауншвейги" оставили стапели и перешли к стадии достройки на плаву, как последовала закладка следующей "пятерки". Вновь названия кораблей несли определенный смысл. Возглавляла серию сама Германия ("Deutschland"), а входили в нее и Силезия ("Schlesien"), и Шлезвиг-Гольштейн. Конструктивно последняя серия кайзеровских додредноутов практически полностью повторяла предыдущую. Удалось только на 1 дюйм увеличить толщину башен и главного пояса; остальное бронирование, а также состав и расположение артиллерии остались без изменений. Главная причина подобного "консерватизма" заключалась в весьма странном подходе к экономии средств. Дело в том, что корабли размера "Брауншвейгов" были тем максимумом, который еще пропускал Кильский канал, соединявший два моря - Северное и Балтийское. При увеличении размера новых броненосцев пришлось бы либо затратить значительные суммы на его реконструкцию, либо отказаться от возможности использовать флот против своих предполагаемых противников: России на востоке и Франции и Англии на западе. Тирпиц не захотел "поступиться принципами" и настоял на постройке морально устаревших линкоров.

Эскадренный броненосец "Deutschland"

В результате всех этих усилий основу мощи германского военно-морского флота составили четыре "пятерки" броненосцев, близких по тактико-техническим данным и весьма похожих даже по внешнему виду. Столь однородными линейными силами не обладала ни одна держава мира. Но характеристики, которые можно было считать удовлетворительными на самое начало века, в 1906-1908 гг., когда "Deutschland-ы" начали вступать в строй, уже не соответствовали новым стандартам. Англия приступила к постройке принципиально новых и более сильных линейных кораблей - дредноутов. Первый этап гонки морских вооружений Германия проиграла, но за ней оставалась возможность отыграться во втором раунде, поэтому характерный для других морских держав проект броненосца с промежуточным калибром "10a" не был принят в пользу дредноутов.

 

ДРЕДНОУТЫ ФЛОТА ОТКРЫТОГО МОРЯ

Германия оказалась единственной страной мира, где переход к "дредноутной" эпохе мало отразился на ходе выполнения кораблестроительных программ. Гросс-адмирал Тирпиц и не подумал отменять принятый с его подачи "морской закон 1900 года", и теперь вместо предполагавшихся к закладке броненосцев приступили к постройке такого же числа дредноутов. Единственная поправка, принятая в 1908 году, касалась лишь срока службы кораблей: теперь линкоры должны были заменяться новыми через 20 лет, а не через 25, как планировалось ранее.

После проработки предварительных проектов "C" и "G-7b", первые 4 корабля концепции "all-big-gun" немцы заложили на разных верфях почти одновременно - летом 1907 года. Они разительно отличались от своих предшественников - броненосцев типа "Deutschland", однако требуемые сроки строительства наложили свой отпечаток на их конструкцию. Так, понимая, что внедрение общепринятых 305-мм орудий задержит ввод кораблей в строй, пришлось смириться с установкой 11 -дюймовок - таким образом, линкоры типа "Nassau" стали единственными в мире дредноутами с главным калибром менее 12 дюймов (разумеется, если не принимать в расчет германские же линейные крейсера). К тому же размещение артиллерии было явно неудачным: из двенадцати башенных орудий на один борт могли стрелять только восемь, в то время как английские линкоры уже давали 10-орудийные бортовые залпы. Пришлось смириться и с применением в качестве главной энергетической установки обычных паровых машин тройного расширения и котлов с угольным отоплением, что в итоге делало эти корабли не только слабо вооруженными, но еще и самыми тихоходными в своем классе.

Вместе с тем, несмотря на скромные показатели боевой мощи, линкоры типа "Nassau" обладали и определенными достоинствами, характерными именно для германской кораблестроительной школы. Прежде всего это относится к защите и средствам обеспечения живучести. Более слабые орудия "Nassau" тем не менее могли поразить бортовую броню первых британских дредноутов с большей дистанции, чем те - броневой пояс "немцев". Хорошо продуманная противоторпедная защита была, несомненно, лучше английской. Это подтверждает хотя бы такой факт: "Westfalen", получивший в августе 1916 года торпеду с английской подлодки Е-23, принял 800 тонн воды, но сохранил 14-узловой ход и благополучно вернулся в базу. Другое важное нововведение - металлические гильзы вместо применявшихся ранее шелковых картузов: несколько сот тонн лишнего веса в данном случае с лихвой компенсировались уменьшением риска взлететь на воздух от одной попавшей в погреб боезапаса искры...

Линейный корабль "Nassau"

Параллельно со строительством первой четверки дредноутов Германия осуществила и другое давно назревшее мероприятие - реконструкцию Вильгельмсхафенских шлюзов, под объем которых немцам приходилось "подгонять" размерения своих броненосцев. Сложившуюся ситуацию Тирпиц справедливо сравнивал с положением, в котором оказались голландские кораблестроители XVII века: мелководные гавани Нидерландов и Фландрии не позволяли им строить крупные корабли, что в конечном счете и привело к поражению в противоборстве с Англией. Теперь кайзеровский флот действительно начал оправдывать данное ему в 1907 году имя "Хохзеефлотте" - "Флот Открытого моря".

Линкоры второй серии типа "Helgoland" являлись прямыми потомками "Nassau". "Доросшие" до обычных "дредноутских" размеров и впервые оснащенные 50-калиберными 12-дюймовыми пушками, они сохранили компоновку и конструкцию своих предшественников, включая и такой явный анахронизм, как все те же паровые машины тройного расширения и угольное отопление котлов. Условия работы кочегаров на этих кораблях были столь тяжелыми, что неудивительно, почему инициаторами восстания на кайзеровском флоте в 1918 году стали именно машинные команды "угольных" дредноутов.

Новая артиллерия на несколько лет стала основной ударной мощью Хохзеефлотте. 305-мм пушки обладали прекрасными баллистическими характеристиками и могли посылать в противника 445-кг снаряды с интервалом в 24 секунды - значительно быстрее, чем их английские аналоги. Дальность стрельбы первоначально составляла 18 км, а при увеличении (в ходе модернизации) угла возвышения ствола с 13,5 градуса до 16 превысила 20 км.

Как и предшественники, "гельголанды" имели удовлетворительную мореходность и хорошую маневренность. Корпус разделялся по длине на 17 водонепроницаемых отсеков, не считая многочисленных герметичных отделений вдоль бортов, входящих в систему противоторпедной защиты. В целом живучесть кораблей этого типа оценивается очень высоко: это подтвердили подрыв на мине "Остфрисланда" в июне 1916 года и его бомбардировка с воздуха пять лет спустя.

Линейный корабль "Helgoland"

Следующая серия линкоров типа Kaiser ознаменовала собой резкое изменение кораблестроительной политики. Если поначалу немцы были верны своим традициям и строили первые дредноуты так же, как и броненосцы, лишь немного увеличивая и улучшая предыдущий тип, то в "кайзерах" внедрили столько новаций, что вообще затруднительно говорить о их преемственности с "гельголандами". Разве что артиллерия главного калибра осталась прежней, хотя формально тоже получила новое обозначение.

Прежде всего немцы отказались от невыгодного расположения башен: несмотря на уменьшение их числа, носовой залп сохранился прежним, а бортовой и кормовой увеличились на два ствола. Для улучшения мореходности был внедрен полубак, высота надводного борта при нормальном водоизмещении теперь составила почти 4 метра. Силовая установка осталась трехвальной, но вместо паровых машин наконец-то применили турбины. Один из кораблей - Prinzregent Luitpold - имел двухвальную установку, а на третий винт должен был работать шестицилиндровый дизель фирмы "Германия" мощностью в 12 тыс. л.с. Последний, правда, так и не установили, и "Луитпольд" оказался единственным двухвинтовым немецким дредноутом, 16 паровых котлов (14 на "Луитпольде") системы Шульца-Торникрофта получили смешанное отопление, хотя основным видом топлива по-прежнему оставался уголь: его максимальный запас составлял 3200-3600 т, а нефти - всего 200 т.

Бронирование "кайзеров" стало еще более внушительным: теперь 350-мм главный пояс имел ширину 2,1 м и простирался по ватерлинии между концевыми башнями; выше него располагалась 200-мм и ниже - 180-мм броня. Противоторпедная переборка толщиной 40 мм (на "Kaiserin" и "Luitpold" 50 мм) выше ватерлинии превращалась в 30-мм противоосколочную и доходила до верхней палубы.

Линейный корабль "Kaiser"

В июне 1912 года рейхстаг утвердил третью поправку к "Морскому закону". Все ускоряющаяся гонка вооружений в преддверии мировой войны внесла свои коррективы: теперь Германия предполагала строить не два, а три линейных корабля в год, а к 1920 году Хохзеефлотте должен был включать в себя 5 эскадр линкоров и эскадру линейных крейсеров численностью по 8 кораблей каждая. Численность флотов Германии и Англии немцы стремились привести к соотношению 2:3, в то время как "владычица морей" долгое время придерживалась политики двукратного превосходства своего флота над следующим по силе противником - будь то Германия, Франция или США.

Последними "12-дюймовыми" линкорами гросс-адмирала Тирпица стала серия кораблей типа "König". Они представляли собой существенно улучшенный вариант "кайзеров". Все пять башен теперь располагались в диаметральной плоскости, бронирование в основном осталось прежним, но в оконечностях было несколько усилено. Из 15 котлов Шульца-Торникрофта три были чисто нефтяными, запас жидкого топлива увеличился до 690 т (запас угля - 3540 т). Первоначально вместо третьей турбины предполагалось установить 12000-сильный дизель; но от такого решения своевременно отказались: промышленность оказалась не в состоянии наладить выпуск надежных двигателей столь большой мощности. Любопытно, что на испытаниях в "тепличных условиях" "кениги" показали довольно умеренную скорость - 21,0-21,3 узла (для сравнения: "кайзеры" развили 22,1-23,4 узла и даже "инвалид" "Луитпольд" - 21,7 узла), но в экстремальных обстоятельствах они могли "выжать" значительно больше. Так, в ходе Ютландского боя "Großer Kurfürst" кратковременно достиг 24 узлов! Здесь мы имеем редкий случай, когда эксплуатационная скорость кораблей фактически превышала паспортную.

Линейный корабль "König"

В соответствии с греческой кораблестроительной программой 1911 года  в июле 1912 года германской верфи "Vulcan" заказали линкор весьма оригинального проекта. Предполагалось, что это будет небольшой 13 500-тонный корабль с двухвальной паротурбинной установкой, скоростью 21 узел и вооружением из шести 356-мм орудий в трех двухорудийных башнях, расположенных линейно в диаметральной плоскости корабля (как в эскизном проекте линейного крейсера "Измаил"). Но уже на стадии проектирования стало ясно, что сочетание 14-дюймовых пушек и столь малого водоизмещения практически невыполнимо. Чертежи переработали заново, и греческий линкор из "гадкого утенка" превратился в полноценный, хотя и очень компактный, дредноут, впервые в Европе имевший на вооружении 356-мм артиллерию.

"Саламис" заложили в июле 1913 года. Его стоимость по контракту составила 1 млн. 693 тыс. фунтов стерлингов, срок поставки - март 1915 года. Артиллерия была заказана в США фирме "Бетлхем Стил"

После начала мировой войны немцы прекратили строительство греческого линкора не сразу. Греция долго сохраняла нейтралитет, а в ее правительстве имелось сильное прогерманское лобби. Немцы, конечно же, хотели вовлечь эту страну в ряды своих союзников. В ноябре 1914 года "Саламис" спустили на воду. Но полтора месяца спустя достройку корабля прекратили: у верфи в Гамбурге хватало работы и для кайзеровского флота, а вступление Греции на стороне Тройственного союза уже выглядело крайне маловероятным.

Немцы рассматривали вариант достройки "Саламиса" для своего флота (предполагалось переименовать его в "Tirpitz"), но быстро отказались от этой затеи: во-первых, для него не было орудий, а во-вторых, он явно не соответствовал требованиям, которые предъявляли немцы к своим собственным кораблям. "Саламис" был поставлен на прикол у заводской стенки. После окончания войны Греция подняла вопрос о возврате недостроенного корабля. Однако предназначавшиеся ему 14-дюймовые пушки уже были "пристроены": американцы передали их англичанам, а те установили в 1915 году на своих мониторах "Abercrombie", "Хэвлок", "Raglan" и "Roberts". Греки обратились в международный суд, требуя компенсации своих затрат. Судебное разбирательство тянулось более десяти лет. Осознав наконец, в какую сумму обойдется приобретение уже безнадежно устаревшего корабля, заказчики окончательно распрощались со своим "Саламисом". В 1932 году основательно проржавевший линкор отбуксировали в Бремен и там разобрали на металлолом.

Линейный корабль "САЛАМИС", Греция (проект). Строился в Германии.

После выстрела в Сараево Германия построила столь же мало линейных кораблей, как и Британия. Собственно говоря, два самых мощных линкора кайзеровского флота, "Baden" и "Bayern", заложили еще до начала мирового кризиса. Они, несомненно, объединили все последние достижения немецкой техники. Компоновка и тактико-технические данные удивительно напоминали соответствующие элементы самых сильных британских супердредноутов типа "Ройял Соверен". После войны английские специалисты тщательно исследовали оба проекта и пришли к выводу, что они примерно эквивалентны. Немецкие линкоры имели несколько более мощную защиту борта: толщина их пояса достигала 350 мм - на 20 мм больше, чем у "британцев". Кроме того, ее усиливали угольные ямы, которых не было на нефтяных "Ройял Соверен". В виде своеобразной компенсации, английские пушки стреляли более тяжелым снарядом и пробивали несколько более толстую броню.

Линейный корабль "Bayern"

Из четырех заложенных линкоров типа "Bayern" удалось достроить только два. Но им не довелось принять участие в боевых действиях против Англии. Сам "Bayern" все же успел к Моонзундской операции и даже сумел подорваться на мине в Рижском заливе в октябре 1917 года. Но судьба оставила ему и его собрату всего полтора года жизни.

Кроме того, в составе флота недолго числился захваченный в Севастополе русский линкор "Воля".

Линейный корабль "Volya"

После создания в 1912 г. проекта "Bayern" к разработке будущих линкоров в Германии вернулись только через четыре года, в самый канун Ютланда. В апреле 1916 г. кайзеру были представлены три новых проекта (L-1, L-2 и L-3), при разработке которых за основу взяли конструкцию первого сверхдредноута Г.Бюркнера/А.Пеха. В состав вооружения одного из них (L-2) включалась дополнительная 15" двухорудийная установка, причём располагалась она поверх обеих кормовых башен, позволяя концентрировать 60% тяжёлой артиллерии линкора прямо по корме. Эту конструктивную особенность проекта, придававшую ему весьма импозантный силуэт, можно расценить, тем не менее, скорее как курьёзную инициативу, нежели как интересную находку.

Проект линейного корабля "L-20"

В русле следования этой концепции создавались и в последующие два года, вплоть до крушения "второго рейха" в ноябре 1918 г., и многочисленные проектно-конструктивные вариации послевоенного типа германского тяжелого артиллерийского корабля. Они аккумулировали весь свежий боевой опыт линкоров и линейных крейсеров Флота Открытого моря, сводившийся к необходимости повышенной скорости, более крупному калибру главных орудий — он доводился до 16,5" (420 мм) с увеличением до 40° угла их вертикального наведения, усиленному горизонтальному бронированию и переходу на нефтяные котлы. Утверждённый кайзером в сентябре 1918 г. в качестве основы для будущего типа тяжёлого корабля проект L-20ea (44500/49500 т, длина 238 м) представлял собой быстроходный (26 уз) линкор с восемью 16,5"/45 орудиями в четырёх линейно-возвышенных башнях по две в носу и в корме. И хотя бронирование этого гиганта (как, впрочем, и всех проектов германских линейных кораблей периода 1915-1918 гг.) в целом повторяло "Bayern" — а в сущности "Kaiser" — вся его конструктивно-тактическая направленность означала совсем другой корабль, во многом предвосхитивший быстроходные линкоры периода Второй мировой войны.

Проект линейного корабля "L-2"

 

Кроме того прорабатывались варианты с дизельной энергетической установкой, например, ахенский проект 1911 г., но до реализации дело не дошло из за неготовности дизелей достаточной мощности.

 

БРОНЕНОСЦЫ И ЛИНКОРЫ ВЕЙМАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И ТРЕТЬЕГО РЕЙХА

После поражения кайзеровской Германии Веймарской республике, было разрешено оставить на флоте всего 15 тысяч моряков и 8 старых броненосцев, в том числе 2 - в резерве. В результате судьбы старых броненосцев резко разошлись: большая их часть пошла на металл в 1920-1922 гг., зато оставшимся было уготовано долголетие, в ряде случаев поистине рекордное.

На активной службе остались "Schlesien", "Schleswig-Holstein", "Hessen", "Lothringen", "Braunschweig", "Elsaß", "Preußen" и "Hannower". Но по мере вступления в строй "карманных линкоров" (формально подходивших под Версальские ограничения) необходимо было избавляться от "стариков". В 1931 г. 5 последних из перечисленных броненосцев исключили из списков флота и сдали на слом.

Два первых корабля прошли в 30-х годах значительную модернизацию и были переведены в разряд учебных. Две ближайшие к носу трубы, объединили в одну, котлы частично перевели на нефтяное отопление, а 170-миллиметровки заменили на привычный 150-мм калибр. При этом количество шестидюймовок неуклонно сокращалось: два орудия сняли вскоре после модернизации, еще два - к 1937.г., а к 1939 г. броненосцы полностью лишились своей "противоминной" артиллерии. Зато соответственно возрастала их зенитная мощь, состоящая сначала из 88-мм зениток, к которым прибавились шесть 105-мм, а в войну еще и несколько десятков 20-и 40-мм автоматов.

Учебно-артиллерийский корабль "Schlesien"

Когда же появилась возможность заменить последние на корабли новых проектов (а это разрешалось делать не ранее чем через 20 лет их нахождения в строю), именно эти "версальские" ограничения и привели, после проработки ряда предварительных проектов, к появлению необычных во всех отношениях "капитальных" кораблей типа "Deutschland".

При его создании немцы исходили из того, что новый корабль в первую очередь будет использоваться на вражеских коммуникациях в качестве рейдера. Успешные действия в 1914 году "Emden" и "Königsberg" против британского судоходства вместе с тем наглядно показали, что слабое вооружение легких крейсеров не оставляет им шансов при появлении более серьезного противника. Поэтому "Deutschland" должен быть сильнее любого неприятельского тяжелого крейсера и одновременно быстроходнее любого линкора. Идея эта, прямо скажем, не нова, но попытки реализовать ее ранее редко приводили к желаемому результату. И только немцам удалось наконец воплотить ее в металле наиболее близко к замыслу. "Deutschland-ы" при весьма ограниченном водоизмещении получили мощное вооружение, приличную (по крейсерским меркам) защиту и огромную дальность плавания. В германском флоте новые корабли официально классифицировались как броненосцы (panzerschiffe), по сути были тяжелыми крейсерами, но из-за чрезмерно мощной артиллерии главного калибра остались в истории мирового кораблестроения как "карманные линкоры".

Действительно, вооружение "Deutschland" - две трехорудийные 11-дюймовые башни да еще 8 шестидюймовок в качестве среднего калибра - выглядело вполне "линкоровским". Новая 283-мм пушка (немцы официально называли ее "28-см", и поэтому в литературе она часто значится как 280-мм) - с длиной ствола в 52 калибра и углом возвышения в 40° могла стрелять 300-кг снарядами на дальность 42,5 км. "Впихнуть" такую артиллерию в крейсерские размеры позволили, во-первых, всемерное облегчение корпуса за счет широкого внедрения электросварки и, во-вторых, использование принципиально новых двигателей - четырех спаренных дизельных установок с гидравлической передачей. В результате в проекте осталось место и на броневой пояс толщиной 60-80 мм, и на противоторпедную защиту шириной около 4,5 м (вместе с булями), завершавшуюся 40-мм продольной переборкой.

Вступление в строй головного "карманного линкора" совпало с приходом к власти Гитлера и вылилось в шумную пропагандистскую кампанию, призванную внушить обывателю, будто возрождение германского флота началось с создания "лучших в мире" кораблей. В действительности эти утверждения были далеки от истины. При всей своей оригинальности "Deutschland" и последовавшие за ним "Admiral Scheer" и "Admiral Graf Spee" по броневой защите превосходили далеко не все "вашингтонские" крейсера, а по скорости уступали всем в среднем на 4-5 узлов. Мореходность "карманных линкоров" поначалу оказалась неважной, из-за чего им пришлось срочно переделывать носовую часть корпуса. В довершение всего следует отметить, что их реальное стандартное водоизмещение превышало декларируемое (10 тыс. т) на 17-25%, а полное на Admiral Graf Spee вообще достигло 16020т!

"Карманный линкор" "Deutschland"

В дальнейшем также разрабатывался проект линейного кресера 1928 г., а развитием "карманных линкоров" должны были стать два корабля типа Panzerschiff D, но очевидная ограниченность возможностей "карманных линкоров" в свете заявленной Гитлером новой морской доктрины вынудила отказаться от строительства еще трех однотипных кораблей в пользу полноценных линкоров. В июне 1935 года в Лондоне был заключен договор, позволявший Германии иметь флот, составлявший 35% от британского. Одержав дипломатическую победу, немцы теперь могли строить линкоры вполне легально.

Создание кораблей шло под личным контролем фюрера. Именно его принято считать автором новой роли, предписанной бронированным гигантам кригсмарине в назревавшей войне. Дело в том, что, будучи не в состоянии тягаться с британским флотом в генеральном сражении, фашисты предполагали использовать свои линкоры в качестве океанских рейдеров. Именно в действиях могучих кораблей против транспортного судоходства Гитлеру виделась возможность поставить "владычицу морей" на колени.

По совокупности параметров "Scharnhorst" и "Gneisenau" нередко (и вполне справедливо) называют линейными крейсерами. Однако их преемственность со своими выдающимися предками - "Derflinger" и "Mackensen" - весьма условна. Проект "Scharnhorst" в большей степени ведет свою родословную от "карманных линкоров". Единственное, что конструкторы позаимствовали у кайзеровских линейных крейсеров, так это схему бронирования. В остальном же "Scharnhorst" - просто выросший до нормальных размеров "Deutschland" с третьей 283-мм башней и паротурбинной установкой.

Броневая защита "Scharnhorst" по схеме была старомодной, но в то же время очень мощной. Вертикальный пояс из 350-мм цементированной брони крепился снаружи и мог противостоять 1016-кг 406-мм снарядам на дальностях более 11 км. Выше находился дополнительный 45-мм пояс. Броневых палуб было две: 50-мм верхняя и 80-мм (95-мм над погребами) нижняя со 105-мм скосами. Общий вес брони достиг рекордной величины - 44% от нормального водоизмещения! Противоторпедная защита имела в среднем ширину 5,4 м на каждый борт и отделялась от корпуса наклонной 45-мм переборкой.

 283-мм орудия модели SKC-34 по сравнению с предыдущей моделью SKC-28 были несколько усовершенствованы: длина ствола увеличилась до 54,5 калибра, что позволило более тяжелому 330-кг снаряду обеспечить ту же дальность стрельбы - 42,5 км. Правда, Гитлер был недоволен: он считал германские корабли периода первой мировой войны явно недовооруженными и требовал установить на "Scharnhorst" 380-мм орудия. Лишь нежелание надолго затягивать вступление линкоров в строй (а новое вооружение задержало бы их готовность минимум на год) вынудило его пойти на компромисс, отодвинув перевооружение кораблей на момент их будущих модернизаций.

Весьма странным выглядит смешанное размещение средней, артиллерии в двухорудийных башнях и палубных щитовых установках. Но этот факт объясняется очень легко: последние уже были заказаны для несостоявшихся 4-го и 5-го "карманных линкоров", и конструкторы "Scharnhorst" просто "утилизировали" их.

Что касается "Scharnhorst", то он обычно подвергается критике, что опять-таки не совсем справедливо. Хотя он и обладал теми же недостатками, что и "Bismarck" (к которым поначалу добавлялась неважная мореходность, заставившая перестроить носовую часть корпуса), но благодаря меньшим размерам в соответствии с критерием "стоимость-эффективность" он заслуживает неплохой оценки. К тому же надо учитывать, что это был второй в мире (после "Дюнкерка") осуществленный проект быстроходного линкора, по времени опередивший своих более мощных "братьев по классу". А если бы "Scharnhorst" удалось перевооружить шестью 380-мм орудиями, то он вообще мог бы считаться очень удачным линейным крейсером, превосходящим британский "Repulse" почти по всем параметрам.

Линкор "Gneisenau"

Уже в ходе строительства "Scharnhorst" и "Gneisenau" стало ясно, что попытки международного сообщества ограничить гонку морских вооружений потерпели фиаско. Ведущие морские державы немедленно приступили к проектированию сверхлинкоров, и немцы, естественно, не остались в стороне.

В июне 1936 года на верфях Гамбурга и Вильгельмсхафена заложили "Bismarck" и "Tirpitz" - крупнейшие боевые корабли из когда-либо строившихся в Германии. Хотя официально было заявлено, что водоизмещение новых линкоров составляло 35 тыс. т, в действительности это значение превышалось чуть ли не в полтора раза!

Конструктивно "Bismarck" во многом повторял "Scharnhorst", но принципиально отличался прежде всего артиллерией главного калибра. 380-мм пушка с длиной ствола в 52 калибра могла выпускать 800-кг снаряды с начальной скоростью в 820 м/с. Правда, за счет снижения максимального угла возвышения до 30° дальность стрельбы по сравнению с 11-дюймовкой уменьшилась до 35,5 км. Впрочем, и это значение считалось избыточным, так как вести бой на таких дистанциях тогда казалось невозможным.

Бронирование отличалось от "Scharnhorst" в основном увеличением высоты главного пояса и утолщением верхнего пояса до 145 мм. Палубная броня, как и ширина противоторпедной защиты, осталась прежней. Примерно то же можно сказать и об энергетической установке (12 котлов Вагнера и 3 четырехкорпусных турбозубчатых агрегата). Относительный вес брони несколько уменьшился (до 40% от водоизмещения), но это нельзя назвать недостатком, поскольку соотношение между защитой и вооружением стало более сбалансированным.

Следует отметить, что в морской исторической литературе "Bismarck" и "Tirpitz" нередко именуют чуть ли не самыми мощными линкорами в мире. Причин тому несколько. Во-первых, так заявляла пропаганда нацистов. Во-вторых, ей подыгрывали англичане, дабы оправдать не всегда успешные действия своего многократно превосходящего по силе флота. В-третьих, рейтинг "Bismarck" сильно повысила, в общем-то, случайная гибель "Худа". Но в действительности на фоне своих собратьев германские сверхлинкоры выделялись не в лучшую сторону. По бронированию, вооружению и противоторпедной защите они уступали и "Richelieu", и "Литторио", и "Саут Дакоте", не говоря уже о "Yamato". Слабыми местами "немцев" были капризная энергетика, "неуниверсальность" 150-мм артиллерии, несовершенные радиолокационные средства.

Линкор "Bismarck"

Несмотря на начало строительства кораблей типов "Scharnhorst" и "Bismarck", германский флот в 1937 году значительно уступал по численности флотам других европейских держав, и командование военно-морскими силами рейха решило усилить флот новыми быстроходными броненосными кораблями, являвшимися дальнейшим развитием типа "Deutschland". Сначала был рассмотрен проект корабля с большим радиусом действия, повышенной скоростью хода и дополнительной броневой защитой. По нему намеревались построить 12 высокомобильных кораблей, которые бы могли действовать и в открытом море, и в прибрежных водах. На стадии предварительных проектных проработок новый броненосный корабль обозначили как крейсер "Р" (от слова "panzer" — броня). Поскольку величина водоизмещения жестко ограничивалась, достичь высокой скорости можно было только за счет ослабления броневой защиты, вспомогательной артиллерии, запаса плавучести и вспомогательных систем.

Эти требования привели к рассмотрению 20 различных предварительных проектов. Были проблемы с выбором артиллерии: ни на одном иностранном корабле не стояли орудия калибром 283 мм. Решающий момент в выборе артиллерии ГК наступил, когда Гитлер расторг англо-германское морское соглашение 1935 года. При проектировании линейных крейсеров типа "Scharnhorst" рассматривалось несколько альтернативных вариантов их вооружения, один из которых предусматривал замену трехорудийных 283-мм башен на двухорудийные 380-мм. Но поскольку модернизация "Scharnhorst" и "Gneisenau" требовала их длительного пребывания на верфи, напряженная политическая ситуация делала ее нежелательной. Теперь нужно было найти применение 380-мм орудиям и башням, контракт на изготовление которых уже разместили. Поэтому возникло предложение изменить вооружение крейсеров типа "Р" на 380-мм орудия. Все работы по крейсеру "Р" прекратили, и в середине 1939 года проектировщиков полностью переключили на линейный крейсер "О".

К сентябрю 1939 года переработанный проект был готов. Три корабля, получившие обозначения “О", "Р" и "Q", должны были строиться на "Дойче-Верке" и "Германия-Верфт" в Киле, а также на военной верфи Вильгельмсхафена. В 1940 году проектные чертежи были одобрены Гитлером и адмиралом Редером. Но постройку кораблей так и не начали, если не считать выдачи заявок на материалы и нескольких приказов на их выполнение.

Линейный крейсер "О-39" (проект)

Но даже такие гиганты, как "Bismarck" и "Tirpitz", не смогли удовлетворить растущие амбиции фюрера. В начале 1939 года он утвердил проект линкора типа "Н" полным водоизмещением свыше 62 тыс.т, вооруженного восемью 406-мм орудиями. Всего предполагалось иметь 6 таких кораблей; два из них успели заложить в июле-августе. Однако вспыхнувшая война перечеркнула планы нацистов.

Опыт второй мировой войны вынудил морских стратегов радикально пересмотреть взгляды на использование линкоров. Еще в 30-е годы стало ясно, что в грядущих баталиях в связи с увеличившейся дальностью артиллерийской дуэли снаряды будут падать на корабль под большим углом, почти вертикально, и главной в системе защиты становится броневая палуба, а не бортовой пояс. Появление нового поколения палубных самолетов еще больше усугубило положение. Теперь чтобы обеспечить надежную защиту, требовалось довести толщину горизонтальной брони до толщины вертикальной или даже сделать ее еще больше. Несмотря на очевидную бессмысленность такой затеи, конструкторы ряда стран попытались спроектировать "неуязвимый" линкор нового поколения. И дальше всех в этом направлении продвинулись немцы.

Хотя строительство линкоров типа "Н" было приостановлено уже в сентябре 1939 года, конструкторы третьего рейха продолжали разработку их усовершенствованных вариантов. В 1941 году появился проект "Н-41", предусматривавший увеличение водоизмещения до 74 800 т, главного калибра орудий - до 420 мм и суммарной толщины броневых палуб - до 200 мм. Но Гитлеру этого показалось мало. По его указанию были разработаны проекты "Н-42", "Н-43" и "Н-44". Последний, созданный незадолго до капитуляции Германии, довел концепцию линейного корабля до полного абсурда. Стальной монстр полным водоизмещением свыше 140 тыс. т должен был иметь восемь 20-дюймовых орудий и три броневые палубы суммарной толщиной 330 мм...

Линкор "Н-44" (проект)

Кроме того немцам достались на стапелях во Франции и СССР по одному строящемуся ликору, но об их достройке для немецкого флота не могло быть и речи из за большого объёма необходимых работ.

Кроме того стоит упомянуть монитор "Бибер" - захваченный в 1943 итальянский "Фаа ди Бруно" - фактически являвшийся плавбатареей, и к данному разделу относиться только в силу большого калибра орудий и наличию брони.

Монитор "Biber"

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
1 Страница составлена на основе материалов этого сайта