Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Проекты "броненосцев"
(panzerschiff, с 14.01.1939 schwerekreuzer)
типа

 P 


Германия, проект 1937-1939 гг. (план 12 единиц, не строились)

P
 

*
P 1 - P 12
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
индекс верфь-строитель по первому плану верфь-строитель по второму плану примечания
1 P-1 <Deutsche Werke>, Киль <Deutsche Werke>, Киль планировалось заложить 1 февраля 1940 г., но 27 июля 1939 г. в плане Z их заменили на линейные крейсера типа "О".
2 P-2 <Blohm&Voss>, Гамбург <Kriegsmarinewerft>, Вильгельмсхафен
3 P-3 <Kriegsmarinewerft>, Вильгельмсхафен <Germaniawerft>, Киль
4 P-4 <Howaldtswerke>, Киль <Howaldtswerke>, Киль
5 P-5 <Blohm&Voss>, Гамбург <Deutsche Werke>, Киль
6 P-6 <Germaniawerft>, Киль <Kriegsmarinewerft>, Вильгельмсхафен
7 P-7 <Deutsche Werke>, Киль <Blohm&Voss>, Гамбург
8 P-8 <Kriegsmarinewerft>, Вильгельмсхафен <Deschimag>, Бремен
9 P-9 <Blohm&Voss>, Гамбург закладка не была назначена
10 P-10 <Deschimag>, Бремен
11 P-11 <Blohm&Voss>, Гамбург
12 P-12 <Deschimag>, Бремен
ТТХ
 
Водоизмещение стандартное 22145 т
нормальное 23700 т
полное 25689 т
Размерения длина КВЛ 223 м
полная 230 м
ширина   26 м
осадка стандартная 7,2 м
полная 8,0 м
высота борта 14,2 м
Энергетическая установка состав и тип 4 вала 4 винта Ø 4,3 м
  12 дизелей "МАN" (9-цилиндровые, 2х-тактные), 250 об/мин.
мощность проектная 165000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 33 уз
запас топлива 3600/5000 т соляра
дальность плавания на 13 уз. 25000 миль
на 19 уз. 15000 миль
Дополнительные данные корпус стальной, сварной, с продольной схемой набора, с бульбом. 13 отсеков.
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа (10440 т, 40,5 % водоизмещения)
главный пояс 120 мм, в оконечностях: 40 мм
верхний пояс 180-120 (-80) мм, по др. данным - до 200 мм
башни ГК 140/80-60/85-70 мм
барбеты ГК 180-100 мм
главная палуба 70 (скосы 100) мм
верхняя палуба 20 мм
рубка ?
ПТП 30 мм
ВООРУЖЕНИЕ
бортовой залп ГК: 4500 кг
главный калибр 6 (3ч2 или 2x3) — 280мм/
средний калибр 2...4 (1...2x2) — 150мм/55
универсальный калибр 8 (4x2) — 105мм/65
зенитный калибр 4 — 37мм/83 + несколько 20мм
торпедное вооружение 2х3 та -533 мм. (подв.)
аиационное вооружение 2 гидросамолета "Arado-196", 2 катапульты



 

Несмотря на начало строительства кораблей типов "Scharnhorst" и "Bismarck", германский флот в 1937 году значительно уступал по численности флотам других европейских держав, и ОКМ (командование военно-морскими силами рейха) решило усилить флот новыми быстроходными броненосными кораблями, являвшимися дальнейшим развитием типа "Deutschland". Немецкие моряки были вполне удовлетворены проектом таких броненосных кораблей, но два бомбовых попадания авиации республиканской Испании в "Deutschland" показали, что броневую защиту следует усилить. Сначала был рассмотрен проект корабля с большим радиусом действия, повышенной скоростью хода и дополнительной броневой защитой. По нему намеревались построить 12 высокомобильных кораблей, которые бы могли действовать и в открытом море, и в прибрежных водах. На стадии предварительных проектных проработок новый броненосный корабль обозначили как крейсер "Р" (от слова "panzer" — броня). Поскольку величина водоизмещения жестко ограничивалась, достичь высокой скорости можно было только за счет ослабления броневой защиты, вспомогательной артиллерии, запаса плавучести и вспомогательных систем. По требованиям ОКМ водоизмещение не должно было превышать 19 679 "английских" т (20 000 метрических т), вооружение состоять из шести 283-мм орудий в двух- или трехорудийных башнях, четырех 150-мм орудий в двухорудийных башнях и четырех спаренных зенитных 105-мм установок, скорость 34 — 35 узлов, дальность 15000 миль на 19 узлах, а защита — из пояса по ватерлинии (ВЛ) толщиной 120 мм в средней части, 60 мм в носу, 110 мм с наклоном в корме.

С марта 1938 по декабрь 1939 г. было представлено 20 проектов, лишь немного отличавшиеся между собой размерами и расположением артиллерии (ГК в 2х3 или 3х2 башнях). Окончательный вывод специалистов гласил, что при водоизмещении 20 000 т и использовании дизелей для полного хода требования к высокой скорости и мощной броневой защите выполнить не удастся. Кроме того, имелись и чисто экономические трудности. Постройка 12 кораблей за три года требовала полной загрузки всех крупных верфей страны, и так занятых строительством кораблей возрождавшегося флота. При пересмотре плана Z их требуемое количество сократили до 8 единиц.

Были проблемы с выбором артиллерии: ни на одном иностранном корабле не стояли орудия калибром 283 мм — самыми "маленькими" были 305-мм пушки русских и американских дредноутов постройки времен первой мировой войны. Эксперименты показали, что 283-мм 55-калиберное орудие модели 1934 года намного уступало орудию 380-мм/52 клб, которое приняли для линкоров типа "Bismarck". Поднимался вопрос о создании новой 305-мм пушки, но тогда строительство кораблей надолго бы задержалось. Решающий момент в выборе артиллерии ГК наступил, когда Гитлер расторг англо-германское морское соглашение 1935 года. При проектировании линейных крейсеров типа "Scharnhorst" рассматривалось несколько альтернативных вариантов их вооружения, один из которых предусматривал замену трехорудийных 283-мм башен на двухорудийные 380-мм. Но поскольку модернизация "Scharnhorst" и "Gneisenau" требовала их длительного пребывания на верфи, напряженная политическая ситуация делала ее нежелательной. Теперь нужно было найти применение 380-мм орудиям и башням, контракт на изготовление которых уже разместили. Поэтому возникло предложение изменить вооружение крейсеров типа "Р" на 380-мм орудия, так он перерос в проект линейного крейсера "О".

 


ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2 Сулига С. В. - Линейные крейсера типа "О". // журнал "Морская коллекция".-1995.-№6.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine)
P
"P", вариант с 3х2-305 мм (прообраз пр. "О")
P
"P", вариант с 2х3-283 мм
P
"P", вариант с 2х3-283 мм
P
"P", вариант с 2х3-283 мм
P
"P", вариант с 3х2-283 мм
Следующая страница - проект линейных крейсеров типа "O"
Предыдущая страница - проект линкоров типа "H"