ВходОглавлениеБроненосцы и линкоры → проекты типа "H"

  Броненосцы  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Проекты линейных кораблей
(Schlachtschiff)
типа

 H 


Германия, проекты 1937-1939...-1944 гг. заложены 2 единицы, не достроены (заказ - 6 единиц).

H
 

*
H (Friedrich Der Große)
*
J (Groß Deutschland)
*
K
*
L
*
M
*
N
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь заказ / закладка примечания
1 H (Friedrich Der Große) <Blohm&Voss> Гамбург, стр. № 525. 14.04.1939 25 ноября 1941 года строительство прекратили, задел разобран на стапеле.
15.07.1939
2 J (Groß Deutschland) <Deschimag> Бремен, стр. № 981. 14.04.1939 25 ноября 1941 года строительство прекратили, задел разобран на стапеле.
1.09.1939
3 K <Deutsche Werke> Киль, зав. № 264. 05.1939 заказ аннулирован 10 октября 1939 г.
не заложен
4 L <Kriegsmarinewerft>, Вильгельмсхафен, стр. № 130. 05.1939 заказ аннулирован 10 октября 1939 г.
не заложен
5 M <Blohm&Voss> Гамбург, стр. № 526. 05.1939 заказ аннулирован 10 октября 1939 г.
не заложен
6 N <Deschimag> Бремен, стр. № 981. 05.1939 заказ аннулирован 10 октября 1939 г.
не заложен
варианты проекта
1 H-39 пр. 1937-1939 проект предусматривал постройку 6 линкоров, первые два из них были заложены.
2 H-40 пр. 1939-1940 гг. проект достройки первых двух с некоторыми частными изменениями, например - с установкой неподвижных катапульт вместо поворотных.
3 H-41 пр. 1940-1941 гг. проект постройки  второй пары -"K" и "L". Несколько увеличен калибр ГК (до 420 мм) и усилено горизонтальное бронирование. Размеры несколько выросли, но в остальном не отличались от предыдущих проектов.
4 H-42 пр. 1941-1942 гг. рабочий проект, но к постройке не планировался. Главный калибр увеличен до 480 мм, применена 4х-вальная смешанная дизельно-турбинная установка большей мощности, ожидался значительный прирост скорости. Соответственно выросли и размеры.
5 H-43 пр. 1942-1943 гг. рабочий проект, но к постройке не планировался. Рост водоизмещения ушёл в основном на усиление бронирования и зенитной артиллерии. ГК и ЭУ остались те же.
6 H-44 пр. 1943-1944 гг. эскизный проект, к постройке не планировался. Дальнейший рост калибра ГК (до 508 мм) и толщины брони. При той же мощности ЭУ имел 5(!) валов. Совершенно выходил за имеющиеся технические возможности заводов и портов.
ТТХ
  H-39 H-40a H-40b H-41 H-41a H-42 H-43 H-44
Водоизмещение (в скобках - по состоянию на весну 1939 г.) стандартное 50502-55453 (52643) т 55700 т 63000 т 62989 т   83268 т 103346 т 122047 т
нормальное 56200-56440 (57617) т 58500 т 66000 т 67712 т   90000 т 111000 т 134000 т
полное 58543-62600-63600 (65592) т 65600 т 70000 т 74799-76000 т 77752 т 96555 - 98100 т 118110 т 139272 - 141500 т
Размерения длина КВЛ 265,8 м     275 м   305 м 330м 345 м
полная 277,75 м 270,0 м 287,0 м   282 м     175,4 м
ширина   37,20 м 37,60 м 39,20 м 39 м 40,5 м 42,8 м 48 м 51,5 м
осадка стандартная 9,6 (10,2) м 10,02 м 10,02 м     11,8 м 12 м 12,65 м
полная 11,2 м     11,1 м 12,15 м 12,7 м 12,9 м 13,5 м
высота борта 15,7 м     18 м 18 м 19,2 м 20 м 21 м
Энергетическая установка состав и тип   3 вала, 3х3-лопастных винта Ø 4,7 м 4 вала, 4 винта
  12 дизелей MAN (2х-тактн., 9-цил.) в 12 МО 8 дизелей MAN, 1 ТЗА 16 дизелей MAN (2х-тактн., 9-цил.) 4 дизеля "MZ65/95" + 2 ТЗА
  4 вспомогательных ПК ? ? ? ? ? ? ?
мощность проектная 147950, форс. 162750 л.с. при 260 об/мин.   240000 л.с. 150000-165000 л.с.
270000/300000 л.с.
Ходовые данные скорость проектная 29,8...30,4 узлов (по ТТЗ: 30 уз.) 28,8 уз. 31,9/32,2 уз, под дизелями: 24 уз. 30,9/31 уз, под дизелями: 23 уз. 29,8/30,1 уз, под дизелями: 22,5 уз.
запас топлива 4000/8700-9839 т соляра          
дальность плавания на 19 уз. 16000-19200-20250 миль
20000 миль
на 28 уз. 7000 миль         4000 миль
Экипаж штат 2600 чел.          
Дополнительные данные корпус стальной, на 90% сварной, с продольно-поперечным набором. 21 отсек, двойное дно на 89% длины корпуса, 4 доковых киля. стальной, на 90% сварной, с продольно-поперечным набором и тройным бортом.
электроснабжение 9 дизель-генераторов суммарной мощностью 9200 кВт (1х460 кВт, 8х920 кВт), 220 В        
управление 3 руля треугольником 4 руля
стоимость (в золотых марках) H: 240млн. 500 тыс.
J: 237 млн. 600 тыс.
---
БРОНИРОВАНИЕ
сталь Круппа H-39 / H-40a H-40b H-41 H-41a H-42 H-43 H-44
главный пояс 300 — 180 мм (оконечности 90 — 60 мм) 250 мм 300 мм 320 мм 380 мм 380 мм
верхний пояс 150 мм (оконечности 60 — 30 мм) 170 мм 200 мм     60+140+130 мм
траверсы 220 мм        
башни ГК (лоб/бок/крыша) 385...240/325...240/130 мм       300/250/110/80 мм
барбеты ГК 365 — 240 мм       300-80 мм
башни ПМК 100/40/35 мм       170/80 мм
барбеты ПМК 80 мм        
башни УнК 20 мм        
главная палуба / скосы 100 — 120 мм/150 — 120 мм 120/130 мм 150 мм    
верхняя палуба 60 — 50 мм (30-50-80) 50 мм 80 мм    
рубка 390...80 мм (шахта-150 мм)        
ПУС (марс) 60/20 мм        
ПТП 45 мм (глубина 5,5 м) 45 мм (глубина 6,65 м) 45 мм (глубина 7,65 м) 45 мм (глубина 9,50 м) 45 мм (глубина 11,00 м)
ВООРУЖЕНИЕ
  H-39 H-40a H-40b H-41 H-42 H-43 / H-44
главный калибр 8 (4x2) - 406 мм/52 АУ (залп - ок. 10400 кг, -6°+30°, 36800 м) [960 выстрелов] 6 (3x2) - 406-мм 8 (4x2) - 406 мм 8 (4x2) - 420 мм/50 8 (4x2)-480 мм 4х2-508 мм АУ (залп ок. 20 т)
противоминный калибр
12 (6x2) — 150 мм/55
зенитный калибр дальнего боя
16 (8x2) — 105 мм/65
средний зенитный калибр
16 (8x2) — 37 мм/83
28 (14x2) — 37 мм/83
малый зенитный калибр 24-32 (6 или 8x4) — 20 мм/65 32 (8x4) - 20 мм 24...32 - 20 мм 40 (10х4) - 20 мм/65
торпедное вооружение
2x3 — 533-мм подводных торпедных аппарата
авиационное вооружение
1х2 или 2х1 катапульты
6 гидросамолётов 4 гидросамолёта "Arado-196" 6-9 гидросамолётов

H


 

14 апреля 1939 г. верфи фирмы "Блом и Фосс" в Гамбурге и "Дешимаг" в Бремене были заказаны два линейных корабля нового проекта под литерными обозначениями "Н" и "J". Проект закончен в 1939 году, являлся развитием типа "Bismarck" с дизелями вместо турбин, увеличенным калибром ГК, большей толщиной брони палубы, хотя пояс был чуть тоньше. Были несколько больших размеров. Всего планировалось построить шесть кораблей данного типа, но заложили только два: 15 июля началось строительство корабля "Н", а 1 сентября - корабля "J". Для них успели изготовить 7 орудий ГК, впоследствии использованных в береговой обороне.

Первые проектные проработки линкоров, планируемых к постройке после кораблей "F" и "G" (будущие "Bismarck" и "Tirpitz"), относятся к началу 1935 г. На первых порах считалось, что они станут повторением предшественников (т.е. нести 350-мм орудия при 35 000 т водоизмещения), но спустя некоторое время работы над проектом "Н" приостановили. В октябре 1936 г. со стороны военно-морского командования (ОКМ — Oberkommando der Kriegsmarine) поступили новые требования к проекту: при том же водоизмещении и вооружении, что и у уже заложенного "Bismarck", обеспечить новому кораблю дальность плавания на уровне "карманного линкора" "Deutschland", т.е. 16 000 миль на 18 уз. Выполнить подобное требование возможно было только при возврате к дизельной ЭУ.

К декабрю эскизный проект был готов — кроме трехвальной дизельной ЭУ важным отличием от "Bismarck" стали появившиеся в составе вооружения торпедные аппараты.

Вскоре требования опять изменились. В 1937 году германское Верховное военно-морское командование (ОКМ = Oberkommando der Kriegsmarine) отдало приказ о начале работ над линейными кораблями нового типа, которые бы несли более тяжелые орудия главного калибра, чем два строящихся линкора. Немецкие военно-морские конструкторы сами считали корабли типа "Bismarck", хоть и удачными, но не вполне совершенными, потому что окончательный их проект содержал много компромиссных решений. Они также осознавали, что поскольку линкор все еще оставался самым престижным морским оружием, ОКМ и Адольф Гитлер желали иметь такие корабли этого класса, которые бы превосходили любые иностранные, способные появиться в ближайшее время. К тому времени стало ясно, что Япония не будет ратифицировать Вашингтонский военно-морской договор, а соответствующая статья последнего Лондонского договора 1936 года разрешала калибр орудий для линкоров в 406 мм  Когда к апрелю 1937 года Япония не подписала и Лондонский договор 1936 года, то и США заявили о своем намерении вооружить свои новые линкоры типа "North Caroline" 406-мм орудиями.

Адмирал Вернер Фухс, возглавлявший в ОКМ секцию по определению боевых требований к новым линкорам, согласовал оперативные требования к новому типу на встрече с Гитлером. Хотя Гитлер и проявлял интерес к чисто техническим аспектам проекта, он не понимал их взаимозависимости друг от друга. И когда фюрер предложил вооружить: новыё линкоры более мощными орудиями, чем это могли позволить себе вероятные противники, адмирал Фухс объяснил ему, что такое вооружение можно установить только на кораблях водоизмещением от 80.000 до 120.000 тонн; а такие большие корабли не смогли бы без расширения и углубления имеющихся фарватеров входить в германские порты Северного моря. После длительной дискуссии в 1937 году Гитлер согласился что наилучшим калибром для новых линкоров будет 406 мм  Когда начались проектные работы над линкорами типа "Н", специалисты кораблестроительного отдела также пришли к выводу, что калибр орудий придется ограничить 406 мм  Никаких других вариантов уже не рассматривали.

В течение всего 1937 года Гитлером владела навязчивая идея достижения соглашения с Великобританией по разделу сфер влияния в Европе. Но на встрече с адмиралом Редером в мае 1938 года германский лидер внезапно изменил свои взгляды и сказал, что Францию и Британию следует рассматривать как вероятных противников, если текущая политическая ситуация будет и далее ухудшаться. Основываясь на этих словах Оперативный отдел ОКМ разработал три предложения по будущему строительству боевых кораблей, но они выглядели технически неосуществимыми. Во второй половине 1938 года рассматривалось несколько альтернативных вариантов кораблестроительной программы. И один из них, рассчитанный на 8 лет, но не отвечавший всем требованиям Оперативного отдела, после небольшого изменения был принят под официальным’ обозначением "план "Z". Он предполагал постройку шести больших линкоров типа " Н", проектные работы над которыми уже начались и которые должны были составить ядро нового германского флота.

23 августа 1938 года Гитлер снова обсуждал будущие кораблестроительные программы с адмиралом Редером. Так как Франция и Британия мешали осуществлению его политических замыслов в Европе, он теперь считал их вероятными противниками. Он настаивал на вводе в строй линкоров "F" ("Bismarck") и "G" ("Tirpitz") к концу 1940 года и на подготовке шести больших стапелей, чтобы недостаток судостроительных мощностей не задерживал постройку новых кораблей. Это означало, что большой пассажирский лайнер ("Vaterland"), строившийся на верфи фирмы "Blohm und Voss" в Гамбурге, следовало спустить на воду как можно быстрее, чтобы освободить место для закладки линкора типа "Н". В январе 1939 года адмирал Редер представил на одобрение фюреру кораблестроительную программу (план "Z"), указав, что выполнена она может быть к 1946 году. Гитлер, однако, был очень взволнован и потребовал закончить постройку шести линкоров типа "Н" к 1944 году, говоря: "Если я смог за шесть лет построить Третий Рейх, почему флот не может построить за шесть лет шесть кораблей". Снова к фюреру послали адмирала Фухса, чтобы тог объяснил трудности постройки гигантских линкоров за столь короткий срок при загруженных производственных мощностях страны. {Производство стали в Германии уже тогда было в критическом состоянии. Так что даже при постройке "F" ("Bismarck") и "G" ("Tirpitz") возникали задержки. 25 октября 1937 года Гитлер предложил Редёру увеличить квоту стали на нужды флота с 40.000 до 75.000 тонн. Сталеплавильные заводы Круппа для этого следовало расширить, но после принятия в 1939 году плана "Z" эту квоту пришлось бы снова увеличивать).

18 января 1939 года, случай беспрецедентный в Третьем Рейхе, Гитлер, дал флоту неограниченные полномочия для выполнения своей кораблестроительной программы. Только четыре верфи имели слипы достаточной для постройки новых линкоров длины. Поэтому два линкора ("Н" и "М") должны были заложить на верфи "Biohm und Voss" в Гамбурге, два ("J" и "N" ) - на верфи концерна "Deschimag" в Бремене, один ("L") - на казенной верфи в Вильгельмсхафене и последний ("К") - на верфи "Deutsche Werke" в Киле. Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, планировалось корпуса кораблей, выходящие за их пределы, поддерживать бабками. Первым 15 июля 1939 года заложили киль линкора "Н", затем 1 сентября - "J" и 15 сентября - "К" , но начавшаяся война остановила все строительство. В противном случае, возможно. что с учетом полученного приоритета эти корабли и удалось бы построить за шестилетний срок.

На другой своей встрече с Редером в 1939 году по поводу новых проектов боевых кораблей Гитлер указал на то, что каждый новый германский корабль должен иметь более мощные средства нападения и защиты, чем его соперник в британском флоте. Когда Редер заметил Гитлеру, что германский флот не будет готов к сражению с Royal Navy (Королевский флот Британии) по крайней мере до 1945 года, Гитлер заверил его, что для выполнения стоящих перед Германией политических задач флот не понадобится до 1946 года. Без всякой консультации с Редером, Гитлер 28 апреля 1939 года расторг англо-германский морской договор 1935 года. В мае он заявил, что намеченная кораблестроительная программа должна выполняться по плану, а отношения с Объединенным Королевством будут поддерживаться на дружеской основе.

СОДЕРЖАНИЕ:

Проект "H-39" / Проект "H-40" / Проект "H-41" / Проекты "H-42", "H-43", "H-44"

Проект "H-39"

H

Линкоры нового типа должны были иметь стандартное водоизмещение 50 000 т и нести 8 406-мм орудий в четырех башнях и 16 150-мм — в восьми, зенитное вооружение — 105-мм орудия в новых закрытых установках и 37-мм автоматов. Кроме того, корабль планировалось оснастить 4 гидросамолетами и 6 ТА. Скорость ожидалась на уровне 30 уз., а дальность плавания — 16 000 миль при 19-уз. ходе. Требования по защите предусматривали способность выдерживать попадания 406-мм снарядов с нормальных боевых дистанций, ПТЗ рассчитывалась на противодействие взрыву торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ.

 

На начальном этапе проектные работы осложнялись меняющими требованиями к размерам корабля и его главному калибру. Гитлер хотел сделать свои новые линкоры самыми мощными в мире. Еще в 1934 году начались работы над 406-мм орудием, для которого была проведена целая серия испытаний, опытных стрельб и других подобных мероприятий. Но к 1939 году изготовили всего семь подобных стволов, так как фирма Круппа была загружена заказами на 380- и 283-мм орудия для кораблей типов "Scharnhorst" и "Bismarck". После подписания в 1939 году пакта с Советским Союзом о взаимном ненападении еще шестнадцать стволов 380-мм орудий и запасные части к ним следовало поставить в СССР. В результате, несмотря на давление Гитлера, требовавшего вообще огромных орудий, немцы решили остановиться для проекта "Н" на калибре 406 мм, который оставили и на переделанном проекте 1940 года.

Другое важное решение касалось дальности плавания и типа силовой установки. Поскольку теперь потенциальным противником считалась Великобритания, дальность плавания становилась решающим фактором, особенно при отсутствии у Германии баз в океанах и трудностях с прорывом в Атлантику. Чтобы выполнить это требование предпочтение было отдано дизельной установкам. Кроме малого расхода топлива, дизельная установка имела то преимущество, что с ее помощью можно было перейти с экономического хода на полный в считанные минуты, тогда как кораблям с паровыми турбинами на это требовалось по меньшей мере 20 минут. Запас топлива рассчитывался на 1000-часовую работу дизелей при скорости корабля 19 узлов.

ПРОЕКТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЛИНКОРАМ ТИПА "Н’’
Стандартное водоизмещение более 50.000 тонн (50.816 ts)
Вооружение 8 406-мм орудий в четырех башнях
16 150-мм орудий в спаренных башнях
105-мм орудия в новых "зенитных" башнях (специальные закрытые установки)
37-мм зенитные автоматы, включая две "специальные" зенитные установки
4 гидросамолета
6 533-мм торпедных труб
Скорость 30 узлов
Дальность плавания 16.000 миль на 19-уэловой скорости
Защита Броневая цитадель, выдерживающая попадания 406-мм снарядов с нормальных боевых дистанций
ПТЗ должна выдерживать взрыв торпеды с боеголовкой 250 кг ТНТ

 

Хотя проект "Н" имел большее водоизмещение чем "Bismarck" и "Tirpitz", германские конструкторы остались верны принципу размещения орудий главного калибра в четырех двухорудийных башнях. Для Верховного военно-морского командования преимущества такого расположения были очевидны на основе опыта мировой войны. Трех- и четырехорудийные башни считались нежелательными.

В начале работы над предварительным проектом выяснилось, что усилить среднюю артиллерию, по сравнению с типами "Scharnhorst" и "Bismarck", не удастся — недостаток места вокруг надстройки не позволял дать дополнительным башням нормальные углы обстрела. Сложности возникли и при попытке выделить пространство в корпусе для дополнительных погребов, поскольку чисто дизельная установка требовала значительно больше места, чем паротурбинная той же мощности. Из-за невозможности объединить все впускные и выхлопные патрубки 12 главных дизелей и 12 дизель-генераторов в одну трубу пришлось остановиться на двухтрубном варианте. Это, в свою очередь, не позволяло установить самолетный ангар и катапульты в средней части корабля, как на "Bismarck". Все авиационное оборудование пришлось расположить между второй трубой и башней "С".

Из-за многочисленных изменений и различий во мнениях членов ОКМ проектные работы продвигались медленно и Гитлер стал проявлять нетерпение. Чтобы избежать дальнейших задержек, адмирал Редер счел необходимым назначить персонально ответственного за проект. Его приказом от 27 января 1939 года была создана "Специальная группа новых конструкций" из 15 человек, возглавляемая адмиралом Вернером Фухсом. Так как все вопросы постройки кораблей требовалось согласовывать с верфью фирмы "Blohm und Voss" в Гамбурге, адмирал Фухс снова перенес туда свой штаб. 15 июля 1939 года, после окончания проектных работ, завершения испытаний модели в опытовом бассейне Гамбурга и заготовки большей части необходимой для корпуса стали и брони, на этой верфи заложили киль линкора "Н".

В декабре 1938 г. проект приобрел законченный вид. 18.01.1939 Гитлер утвердил постройку шести линкоров типа "Н", и уже в апреле последовал заказ на два первых корабля — "Н" и "J". В мае заключили контракты на постройку остальных. "Н" и "М" должны были строиться на верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге, "J" и "N" — на верфи концерна "Deschimag" в Бремене, "L" — на казенной верфи в Вильгельмсхафене и "К" — на верфи "Deutsche Werke" в Киле.

Несмотря на довольно длинные слипы на этих верфях, корпуса кораблей, выходящие за их пределы, планировалось поддерживать специальными приспособлениями (бабками).

Успели заложить только два корабля: 15 июля — "Н", 1 сентября — "J". На 15 сентября намечалась закладка "К", но она так и не состоялась, а 30 сентября все работы приостановили. К этому моменту успели выставить на стапель 766 т металла у "Н" и всего 40 т — у "J".

16.11.1939 главное морское командование провело ревизию всех контрактов, по которым уже велись работы. Предпочтение отдавалось кораблям, близким к завершению. 25.11.1941, почти через два года после остановки работ, ОКМ приказало разобрать корпуса линкоров "Н" и " J " , а сталь использовать для более насущных нужд. Контракты по линкорам аннулировали 29 и 31.8.1942 соответственно.

Конструкция

Сварку, и так достаточно широко применявшуюся при постройке "Scharnhorst" и "Bismarck", на линкорах проекта "Н" собирались использовать особенно интенсивно. Полностью сварной должна была стать система противоторпедной защиты, главная и 50-мм верхняя палубы. Плиты бортовой брони толщиной до 80 мм также планировалось сваривать. В отличие от своих предшественников, имевших два параллельных руля, новые корабли предполагалось оснастить тремя рулями, расположенными для повышения маневренности в струе винтов.

В проектах кораблей типа "Н" принцип абсолютно непробиваемой защиты заменили принципом минимизации и локализации повреждений. Вертикальный пояс высотой 5 м имел переменную толщину: в нижней части она достигала максимума — 300 мм, а в 1,35 м от верхней кромки начинала уменьшаться, нисходя до 170 мм в месте стыковки с верхним 145-мм поясом. Главный пояс сохранял единую толщину на всем протяжении, а верхний, в нос от башни "А", уменьшался до 120-мм  Как и в предшествующих проектах, главный и верхний пояса прикрывали большую часть надводного борта, несколько заходя за барбеты концевых башен, где замыкались 220-мм траверсами. В нос и корму от главного пояса борт защищался противоосколочной 60 — 90-мм броней, а на небольшом участке в носовой оконечности перед носовым траверсом имелся 150-мм участок, защищавший перегрузочное отделение торпедных аппаратов.

В районе главных механизмов устройство горизонтальной брони не отличалось от примененной на "Scharnhorst" и "Bismarck", но в районе погребов защита была усилена. Низкорасположенная главная броневая палуба со скосами в пределах цитадели имела толщину в своей плоской части над ЭУ 100 мм, а над погребами 120 мм; на скосах толщина соответственно увеличивалась до 120 и 150 мм. От носового траверса и практически до форштевня на уровне верхней платформы шла нижняя 50-мм палуба. Также и от кормового траверса на уровне верхней платформы до кормовой 220-мм переборки рулевого отделения шла 110-мм броневая палуба. Верхняя броневая палуба в пределах цитадели над погребами выполнялась толщиной 60 мм, над ЭУ — 50 мм  В нос и корму ее толщина уменьшалась до 30 мм .

В пределах цитадели находилось несколько броневых продольных переборок. Противоторпедная переборка, бронированная на всем протяжении цитадели, имела толщину 45-мм в районе механизмов и 60-мм в районе погребов. Ее верхняя 30-мм часть, проходящая между нижней броневой и верхней палубами, выполняла роль противоосколочной защиты. Над нижней бронепалубой, внутри корабля, имелась еще одна 30-мм продольная переборка для защиты внутренних помещений. Самая толстая броня устанавливалась на башнях и барбетах главного калибра: 400-мм лобовые плиты, 220 мм — боковые. Выше броневой палубы барбеты выполнялись из 365-мм брони, ниже — из 240-мм  У башен средней артиллерии защита была такая же, как на "Bismarck".

406-мм/50 орудия главного калибра относились к модели SKC/34. Они размещались в двухорудийных башнях модели LC/34. Угол максимального возвышения стволов составлял 33', что обеспечивало дальность стрельбы 1030-кг снарядом 204 кбт. Всего фирма "Krupp" успела изготовила семь стволов. Тремя из них в 1942 г. вооружили береговую батарею в Тронденесе, около Харстада (Норвегия) — для охраны входа в стратегически важный порт Нарвик; три стояли на железнодорожных платформах, а одно было потеряно при перевозке в Норвегию. Два из трех орудий на железнодорожных платформах первоначально предназначались для германской оккупационной армии в Польше, но затем их передали в Хелу для защиты порта Данциг. Все три орудия в конце 1941 г. перевезли во Францию для блокады пролива Ла-Манш и установили на береговой батарее в районе Бланк Нец.

Средняя артиллерия осталась такой же как на линкорах типа "Bismarck". Не смотря на увеличение водоизмещение будущих линкоров и их размеров поставить её, просто, не нашли куда. Так как всё свободное пространство на линкоре съедала силовая установка (для дизелей требовалось больше место чем для турбин), авиаангар (непреложным требованием для линкоров типа Н-39, было наличие 4-х самолётов) и дополнительная дымовая труба, ставшая следствием установки на линкоре дизелей.

Дальнюю противовоздушную оборону обеспечивали 16 105-мм/65 орудий С/33 в восьми новых стабилизированных установках LC/38. Их огнем управляли четыре стабилизированных поста в башенках сферической формы (SL-8) с 4-м дальномерами, расположенными "квадратом", как на "Scharnhorst".

Система управления огнем главного и вспомогательного калибров не отличалась от "Bismarck" и насчитывала три КДП: на боевой рубке, на носовой надстройке и в корме, перед возвышенной башней ГК. Они оборудовались 10,5-м или 7-м (на боевой рубке) стереодальномерами. Кроме того, каждая башня ГК оснащалась 10,5-м дальномером. Единственное заметное изменение касалось дальномерных постов в башнях вспомогательного калибра — теперь они имелись во всех башнях.

В соответствии с проектом линкоры типа "Н" имели шесть носовых (впереди цитадели) неподвижных подводных 533-мм ТА, отклоненных от диаметральной плоскости на 10*.

Авиационное вооружение линкоров по составу не отличалось от "Bismarck", но располагалось иначе. Самолетные ангары поместили между кормовой трубой и башней "С". Поворотная катапульта находилась под орудиями башни "D". При запуске самолетов эту башню следовало развернуть по траверсу или придать ее орудиям максимальный угол возвышения. Для перемещения самолетов на палубе от ангара к катапульте служили рельсовые пути.

Энергетическая установка являлась наиболее интересной особенностью линкоров типа "Н". Каждый из трех валов приводился в действие четырьмя двухтактными 9-цилиндровыми дизелями типа MZ.65/95 фирмы MAN нормальной мощностью 12 500 л.с. каждый (в форсированном режиме 13 750 л . с ) . С валом они соединялись через зубчатую передачу. Каждая пара дизелей имела общий редуктор, выходной вал которого, в свою очередь, соединялся с гребным валом через гидравлическую муфту. Применение последней позволяло сглаживать колебания числа оборотов и легко производить подключение и отключение дизельных пар. Потери мощности на редукторах составляли 7 — 8%, так что на вал передавалось 50 000 л . с , а суммарная мощность ЭУ равнялась 150 000 л.с. в нормальном режиме и 165 000 л.с. в форсированном.

Проект "H-40"

H

Хотя начало войны и отложило достройку шести кораблей типа "Н", проектные работы продолжались. В июле 1940 года Гитлер приказал флоту начать исследования по новым проектам, поскольку Франция была разбита и Германия осталась лицом к лицу только с Англией. ОКМ затребовал выяснить, насколько повлияет на проект "Н" учет боевого опыта, и 15 июля 1940 года были рекомендованы некоторые модификации проекта, включавшие увеличение высоты второго дна и расстояния между противоторпедными переборками и обшивкой, улучшение положения нижней бронепалубы относительно ватерлинии при полной нагрузке (рекомендованные изменения увеличивали вес и поднимали ватерлинию при полной нагрузке над нижней бронепалубой), увеличение высоты надводного борта и усиление горизонтальной защиты (особенно против бомб).

Проект представлял собой, как бы модернизацию более раннего проекта линкоров – типа Н-39, с учётом уже полученного боевого опыта.

Суть модернизации сводилась к тому что, по новому проекту, линкоры, должны были получить, по сравнению с более ранним проектом, увеличенную высоту второго дна, большее расстояния между противоторпедными переборками и обшивкой, улучшенное положения нижней бронепалубы, относительно ватерлинии, при полной нагрузке (рекомендованные изменения увеличивали вес и поднимали ватерлинию при полной нагрузке над нижней бронепалубой), увеличенную высоту надводного борта и усиленную горизонтальную защиту (особенно против авиабомб).

Применение всех этих нововведений должно было увеличить массу линкора, и, соответственно, сказаться на его скорости и осадке. Поэтому для того что бы сохранить ТТХ корабля на уровне линкоров типа Н-39, нужно было, либо, чем то пожертвовать, либо, увеличить размерения корабля и его водоизмещение. С учётом этого было сделано сразу два варианта проектов линкоров типа Н-40.

Вариант "А" сохранял скорость и водоизмещение проекта "Н-39" с уменьшением числа орудий главного калибра до шести в двухорудийных башнях. За счет этого усиливалась броневая защита (на прежнем проекте на нее приходилось всего 39,2 % от стандартного водоизмещения). К тому же, при уменьшении числа орудий главного калибра у Крупна появлялась возможность изготовить вооружение для шести кораблей в срок. Общая схема в чем-то напоминала проект линейных крейсеров типа "О", также имевший три башни ГК. Для сохранения скорости приходилось на 64.000 метр. л.с. увеличить мощность энергетической установки, а это означало применение четырех гребных валов вместо трех, так как на один вал можно было обеспечить не более 58.000 метр. л.с. Появление четвертого вала усложняло выбор механизмов, так как чисто дизельная 4-вальная установка не умещалась в корпусе шириной 38 метров при сохранении требуемой подводной защиты. Кроме того, применение 16 главных дизелей MAN типа "MZ64/95" требовало удлинения броневой цитадели. Чтобы всего этого избежать, решили использовать смешанную энергетическую установку с дизелями и паровыми турбинами, как и на линейных крейсерах типа "О".

Вариант "В" сохранял четыре башни главного калибра при увеличении бронирования и мощности энергетической установки, что вызвало значительное повышение водоизмещения. И здесь остановили выбор на смешанной 4-вальной ЭУ. Обе схемы продемонстрировали насколько возрастают размеры корабля при учете в проекте "Н" боевого опыта. Чтобы уменьшить длину цитадели, в схеме В использовались 24-цилиндровые дизели MAN типа "VZ42/58", которые были чуть мощнее и меньше дизелей "MZ65/95". С такими дизелями и паровыми турбинами для внутренних валов оказалось возможным повысить общую мощность механизмов до 240.000 метр. л.с. Больше уже не позволяло пространство.

Одной из важных особенностей обоих проектов было увеличение ширины конструктивной подводной защиты. В одном случае к имеющейся системе защиты добавлялась еще одна продольная переборка, а во втором – где использовалась наклонная наружу на 13 градусов броня пояса, как это сделали в свое время на "Admiral Graf Spee" (только толщина брони увеличивалась до 170 мм на верхнем и 250 мм на нижнем поясах – эквивалентно 200 мм и 300 мм, соответственно) – также наклонной оказывалась и первая противоторпедная переборка, являющаяся как бы продолжением поясной брони. В обоих случаях глубина подводной защиты внутрь корпуса составляла 6 метров, а между последней переборкой и жизненно важными частями корабля по всей длине цитадели оставалось пустое пространство шириной 1 метр, образуя фильтрационную камеру.

Изначально, более предпочтительным был выбран второй вариант. Так как киль первого линкора проекта Н-39 был уже заложен то изменения размерений посчитали, крайне нежелательным. Кроме того изменение количества орудий ГК, имело ещё один, неожиданный положительный эффект. Дело в том что у фирмы Круп были проблемы со скоростью производства 406 мм пушек для новых линкоров. И изготовить их в срок для планируемых 6-и линкоров проекта Н-39 она ни как не могла. После же уме6ньшения количества стволов, эта проблема перестала существовать. И, при достаточном финансировании, Германия, вполне, могла их закончить, как и планировалось, к 1944 году.

Более подробно проект линкоров Н-40 не дорабатывался. В 1941 году он был окончательно заброшен. Так как, стало понятно, что, на фоне тяжелейшей войны против СССР, денег на столь дорогую игрушку как ещё один линкор, никто выделять не станет. Гитлер приказал достроить линкоры "Н" и "J" только после войны. В результате новой директивы фюрера конструкторы решили сконцентрироваться на усилении защиты линкоров "Н", понимая, однако, что это ухудшит другие характеристики.

Проект "H-41"

Анализ повреждений, полученных линкором "Scharnhorst" в июле 1941 года от бомбовых попаданий, показал, что горизонтальную защиту следует значительно усилить. Но увеличение веса брони сделало невозможным сохранение полной осадки в 11,5 метров, необходимой для мелководных районов Северного моря, без уменьшения запасов топлива. А это означало уменьшение дальности плавания на 19 узлах с 20.250 до 15.250 миль. Военно-морское командование решительно возражало против такой альтернативы и разрешило увеличить осадку, надеясь, что в недалеком будущем в его распоряжении будут глубоководные якорные стоянки в Атлантике. Предложения по усилению бронирования выглядели так:

  • 50-60 мм  по всей площади верхней палубы;
  • 120 мм  по нижней палубе и 130 мм  на ее скосах;
  • 150 мм  для верхнего пояса цитадели, который так же следовало удлинить;
  • высоту надводного борта увеличить на 0,5 м, ширину – на 0,7 м, увеличить высоту барбетов.

Поскольку кили линкоров "Н" и "J" уже стояли на стапелях, возникали идеи как-то продолжить постройку. Специальная группа по новому строительству совместно со специалистами верфи "Blohm und Voss" провела исследование по переделке проекта "Н-39". Основной интерес представляли броня, вооружение и подводная защита. Водоизмещение пришлось увеличить на 5.000 тонн (2.000 тонн на дополнительное палубное бронирование, остальные – на увеличение калибра крупных орудий), что снижало скорость до все еще приемлемых 29 узлов. Улучшенный проект получил на верфи "Blohm und Voss" обозначение "S.525", которое затем сменили на "Н-41".

Полное перепроектирование проекта "Н-39" в проект "Н-41" прошло без задержки и было выполнено вполне качественно. Сделали также необходимые расчеты продольной прочности заложенных корпусов и спусковых устройств.

Калибр главных орудий решили увеличить до 420 мм  При обсуждении этого вопроса с концерном Круппа Отдел военно-морских вооружений решил оставить конструкцию тела орудий и башен такую же, какая была принята для орудий калибра 406 мм  Размеры стволов 406-мм  орудий проектировались с запасом, так что оказалось возможным рассверлить их до диаметра 420 мм  без дополнительных переделок. Исследование вопросов подъемников боезапаса и оборудования заряжания показали, что и здесь можно обойтись минимальными переделками. 420-мм  орудие на основе 406-мм  так и не сделали, но испытания боезапаса со специальным снарядом провели. Ожидалось, что большей дальности стрельбы можно достичь с помощью специального пороха и подкалиберного снаряда. Переход к большему калибру соответствовал директиве Гитлера от 1939 года о том, что каждый германский корабль должен быть сильнее любого зарубежного противника. Калибр 420 мм в германском флоте рассматривался и раньше – для кораблей проекта 1917 года. Ожидалось, что 420-мм снаряды смогут нанести тяжелые повреждения любому противнику, так как большинство современных линкоров несли "всего" 380- и 406-мм  орудия. Поскольку в первую мировую войну германские морские орудия превосходили английские равного калибра, немецкие конструкторы считали, что, создавая столь мощное орудие, они на правильном пути. На какое-то время оно было бы самым мощным в мире. Немцы знали, что в 1938 году англичане приступили к работам над 406-мм  орудием для предполагаемых к постройке линкоров типа "Lion". Даже если им и удалось бы что-либо узнать о новом германском орудии, им пришлось бы потратить много времени, чтобы догнать ушедших вперед немцев.

Увеличенные размеры проекта "Н-41" позволили применить мощную горизонтальную защиту – 120-мм  нижняя бронепалуба на всей длине цитадели и 80-мм  верхняя палуба на той же площади. Для лучшей защиты бортовых топливных цистерн и подкрепления главного пояса скосы бронепалубы утолщались до 130 мм.

Конструктивная подводная защита усиливалась за счет увеличения расстояния от противоторпедной переборки до обшивки в кормовой части корпуса, так как торпедные повреждения кормовых частей "Scharnhorst" и "Gneisenau" показали, что это место в защите германских кораблей было слабым. Этого достигли увеличением ширины корпуса, особенно у концов цитадели, где эффективность подводной защиты уменьшалась из-за острых обводов. Германские конструкторы получили в свое распоряжение данные и чертежи по французским линкорам типа "Richelieu", что дало им возможность проанализировать их защиту. Пересмотр системы ПТЗ, вызванный повреждениями "Scharnhorst" и "Gneisenau", показал также, что следует изменить и саму ее конструкцию в кормовой части, чтобы адекватно выдерживать попадания торпед. В средней части подводная защита достигала максимальной ширины 5,5 метров – как это было и в проекте "Н-39".

Так как проект "Н-41" получился длиннее, для увеличения жесткости корпуса следовало сделать все продольные переборки корпуса несущими. Из-за ограничений по осадке и размерам стапелей на верфях соотношение между длиной и глубиной (высотой) корпуса было плохим, а напряжения корпуса излишне высокими при плавании на волнении и постановке в док. Поэтому такое решение, позволявшее снизить напряжения корпуса, было необходимо. В германском флоте не практиковалось сосредотачивать все механизмы каждого гребного вала в одном большом отсеке по диаметрали, как это делали французы в проектах своих линкоров, поскольку такое решение не позволяло применять необходимые для прочности корпуса продольные переборки. Большие отсеки были неудобны и при затоплениях, как с точки зрения потери плавучести, так и из-за значительного эффекта "свободной поверхности" воды при неполном затоплении, снижавшего остаточную метацентрическую высоту. Поэтому проект "Н-41" предусматривал разделение корпуса на 22 водонепроницаемых отсека, на один больше, чем в "Н-39". При сохранении той же трехзальной энергетической установки имелась идеальная возможность разделить пространство внутри броневой цитадели и продольными и поперечными переборками. Разделение на отсеки считалось одним из важнейших факторов защиты всех германских кораблей. Защита днища (внутреннее дно) осталась от проекта "Н-39".

Так как водоизмещение "Н-41" намного возросло, по сравнению с "Н-39", при сохранении прежней мощности и запаса топлива скорость и дальность сильно уменьшались. Военно-морское командование больше не считал 30-узловую скорость столь же важным элементом, как защита и дальность плавания. Поэтому запас топлива увеличили до 12.000 тонн, несмотря на снижение скорости и увеличение осадки.

Гибель "Bismarck" в мае 1941 года оказала заметное влияние на проектирование гребных валов, рулей и рулевого привода. Три руля оставили, но в качестве дополнительной меры защиты валов и для поддержки кормы при постановках в сухой док применили двойные скеги (гребни). Немцы считали, что Бисмарк достиг бы Бреста, если бы его рули не заклинило авиаторпедой. Чтобы избежать рецидива, в проекте линкоров "Н" предусмотрели остроумное решение: в рудерпост закладывался заряд взрывчатки, который при необходимости должен был оторвать заклиненный руль без повреждения винтов.

По этому проекту решили строить вторую пару -"K" и "L". Однако 25 ноября 1941 г. заказы аннулировали, строительство остановили, а заделы, на которые успели израсходовать несколько тысяч тонн металла, разобрали.

Германские конструкторы все равно не были полностью удовлетворены системой подводной и броневой защиты, и 15 ноября 1941 года адмирал Редер одобрил новое изменение основных характеристик.

  • Полное водоизмещение увеличено до 77.752 тонн (79.000 ts);
  • Размеры по ВЛ увеличились до 282 метров длины и 40,5 метров ширины;
  • Осадка при полном водоизмещении увеличилась до 12 метров;
  • Толщина нижней бронепалубы увеличена со 120 до 150 мм ;
  • Толщина верхней бронепалубы увеличена с 50 до 80 мм ;
  • Глубина двойного дна увеличена с 2 до 3 метров;
  • Высота надводного борта при полной нагрузке увеличена до 6 метров;
  • Положение нижней бронепалубы при полной нагрузке поднято с 0,25 метра под ватерлинией до 0,5 метра над ватерлинией;
  • Противоторпедная переборка отодвинута от обшивки на 6,65 метра вместо 5,5 метра и добавлена еще одна продольная бортовая переборка;
  • Высота между средней и батарейной палубами и между батарейной и верхней палубами увеличена на 26 мм

В систему подводной защиты внесли много изменений. К 10 сентября 1941 года фирма "Blohm und Voss" подготовила чертежи системы защиты, которая подразделялась на три зоны продольными переборками. Эта система базировалась на принципе, позаимствованном у проекта французского "Richelieu", но была модифицирована под германские требования. Тройное дно имело непрерывную структуру, простираясь через противоторпедную переборку до скоса бронепалубы. Две зоны системы подводной защиты, так называемые "рабочие" должны были оставаться пустыми, давая пространство для расширения газов при взрыве, а центральная зона должна была быть заполнена топливом и обеспечивать гидравлическое сопротивление, если газы прорывали внешнюю переборку топливного бункера. Пластические деформации двух внешних продольных переборок должны были поглощать большую часть энергии взрыва. Противоторпедная переборка выполнялась из 45-мм  нецементированной брони, а две внешних переборки из специальной стали имели суммарную толщину 30 мм  Объединение внутреннего дна с бортовой системой конструктивной подводной защиты было очень интересным решением, обеспечивающим дополнительную жесткость корпусу и защиту от подводных взрывов под днищем корабля. После одобрения изменений адмиралом Редером окончательные чертежи системы ПТЗ представили военно-морскому командованию в ноябре 1941 года. Эта система была похожа на системы ПТЗ типов "Scharnhorst" и "Bismarck", но с тремя зонами вне 45-мм  противоторпедной переборки, которая отстояла на 6,6 метра от внешней обшивки. По расчетам эта подводная защита выдерживала бы взрыв 500 кг. тринитротолуола (ТНТ) и давала хорошую защиту от мин. Внутреннее дно уже не было частью системы подводной защиты, но под ним находилась "рабочая" зона. Нижнее дно было очень прочным и состояло из двух слоев стали высокого напряжения общей толщиной 45 мм  Германские конструкторы были убеждены, что неконтактному подводному взрыву можно противопоставить увеличенную толщину обшивки и усиление структуры, а также отнесение противоторпедной переборки подальше от внешней обшивки.

После ноября 1941 года проектные работы продвигались медленно, почти все усилия прилагались к тому, чтобы наилучшим образом использовать оставшиеся 980 тонн запаса водоизмещения. 19 августа 1942 года адмирал Редер решил, что его надо использовать на усиление горизонтальной защиты: нижнюю бронепалубу утолщили до 175 мм , а палубу над рулевыми устройствами – до 135 мм  Об этих изменениях поставили в известность фирму "Blohm und Voss" и все модифицированные расчеты и чертежи были выполнены с наивозможной быстротой. Таким образом, спустя 6-7 месяцев после демобилизации верфи "Blohm und Voss" в Гамбурге и "Deutsche Werke" в Киле могли заложить кили линкоров "Н" по модифицированному проекту. Строительство третьего линкора можно было начать через 20 месяцев, когда на верфи "Blohm und Voss" будет готов новый сухой док. Недостаточная глубина акватории в Бремене не позволяла вести там строительство таких больших кораблей. Из-за увеличившихся размеров кораблей время их постройки уже оценивалось не в четыре года, а в пять лет.

Проекты "Н-42, H-43, H-44"

H

 

Назначение 8 ноября 1942 года Альберта Шпеера рейхсминистром по вооружению и снабжению, а также перевод некоторых конструкторов и инженеров, занятых проектированием линкоров, на другие срочные работы, включая создание новых подводных лодок, привели к ослаблению влияния Кораблестроительного отдела ОКМ. В качестве промежуточного звена между Шпеером и флотом поставили Комиссию по проектам новых кораблей, которую возглавил адмирал Карл Топп. Его группа имела задачей координацию требований флота с материальными и производственными возможностями Рейха, которыми ведал теперь Шпеер. Именно эта группа и разработала последние германские проекты линкоров "Н-42", "Н-43" и "Н-44".

Кораблестроительный отдел не участвовал в этих проектах, его работа закончилась в августе 1942 года на проекте "Н-41". Вскоре после этого Гитлер потребовал, чтобы военно-морское командование рассмотрело возможность постройки очень больших линкоров. Не имея ограничений по калибру орудий и водоизмещению, оказалось возможным выполнить следующие требования:

  • скорость приблизительно 30 узлов;
  • горизонтальная защита, достаточная против снарядов и бомб;
  • защита днища, достаточная против мин, особенно под механизмами и котлами;
  • орудия главного калибра в правильном балансе с другими характеристиками проекта.

Комиссия по проектам новых кораблей в 1942-44 годах подготовила несколько проектов линкоров с учетом боевого опыта. Их характеристики не обсуждались ни с адмиралом Редером, ни с его преемником адмиралом Карлом Деницем, ни с теми офицерами, которые отвечали за определение боевых характеристик проектируемых кораблей. Эти люди решали более насущные проблемы, и у них не было времени на эфемерную программу строительства линкоров, которая требовала на выполнение по меньшей мере пять лет. Постройка всех надводных кораблей была прекращена или отложена в пользу строительства подводных лодок.

В этих проектах бросается в глаза тенденция непрерывного роста размеров и водоизмещения из-за увеличения калибра, броневой защиты и расширения системы подводной защиты. Увеличение калибра главных орудий и рост угрозы с воздуха заставили применить три бронепалубы (60+140+130 мм) вместо двух на "Н-41" (200 мм).

Предполагалось (а затем и подтвердилось экспериментами), что оптимальной толщиной закаленной брони являются 380 мм, а большая толщина (по принципу "равной защиты", принятому тогда при проектировании линкоров, толщина его брони должна защищать от таких же орудий, как на нем самом) не желательна из-за низкой вероятности попадания в борт на большой дистанции (а дистанция боя растет с ростом калибра орудий). Особенностью этих проектов было то, что углубление пояса под ватерлинией было большим, чем на предыдущих. Это сделали против ныряющих снарядов (при недолетах), которые нанесли "Bismarck" в его бою с "Hood" и "Prince of Wales" значительные повреждения. Германские конструкторы знали об этих повреждениях из донесений с "Bismarck" , полученных после этого боя. Максимальная толщина горизонтальной брони (палубы 140 и 130 мм ) проходила между противоторпедными переборками, а от них до бортовой обшивки горизонтальная защита складывалась из 60-мм  верхней палубы и 150-мм  скосов нижней бронепалубы. Но к концу 1944 года германские конструкторы уже поняли, что никакая защита не спасет корабль от многотонных "землетрясных" бомб, которые англичане применили по "Tirpitz"

Наиболее заметной особенностью этих кораблей была их система противоторпедной защиты. Немцы правильно считали торпеду самой большой опасностью для линкоров. Еще больше они уверовали в необходимость надежной системы защиты против них, получив чертежи французских линкоров типа "Richelieu". Мощная защита требовала и большого по размерам (особенно по ширине) корпуса, что поднимало водоизмещение корабля.

Проект "Н-42" отличался многопереборочной подводной защитой с двойным дном и скосами бронепалубы, к которым крепились верхние кромки противоторпедных переборок. Жидкое топливо размещалось в трех раздельных вытянутых по вертикали цистернах. На проекте "Н-43" глубину подводной защиты увеличили; структурно она походила на предыдущую, но с дополнительной 30-мм  переборкой. Следующим шагом усилили защиту с сохранением тех же орудий главного калибра.

На проекте "Н-44" защита от подводных взрывов имела существенное отличие: внешняя противоторпедная переборка отстояла от борта на 11 метров, а перед ней в качестве первичной защиты от торпедных взрывов от киля до скосов главной (нижней броневой) палубы проходили две переборки из нецементированной брони. Внешняя противоторпедная переборка имела толщину 45 мм  под скосами и 25 мм  над ними, а внутренняя – 30 мм  под нижней бронепалубой, 80 мм  между ней и средней бронепалубой и 25 мм  между средней броневой и верхней палубой. Дополнительные продольные переборки улучшали разделение на отсеки и увеличивали жесткость корпуса. Усилена и расширена была противоосколочная защита над верхней палубой, что явилось результатом анализа повреждений "Tirpitz" которые он получил 1 апреля 1944 года. "Bismarck" и "Tirpitz" имели отличные разделение на отсеки и остойчивость в поврежденном состоянии, но эти последние германские линкоры, имея большую ширину и лучшую подводную защиту, могли бы выдерживать и более значительные повреждения. Немцы справедливо считали, что с постоянным ростом заряда торпед будут расти и масштабы наносимых ими повреждений. А рост размеров водонепроницаемых отсеков надо компенсировать лучшим разделением и повышенной остойчивостью. Конечно, еще большее возрастание заряда боеголовок торпед союзников в ходе строительства этих линкоров, отчасти компенсировалось преимуществами их новой защиты, но, без сомнения, торпеды были бы очень эффективным оружием против кораблей таких больших размеров. Хотя только массированная торпедная атака, подобная предпринятым по "Yamato" и "Musashi", могла бы принести желаемый результат.

Возрастающая важность защиты от взрывов мин и неконтактных подводных взрывов авиабомб потребовала более глубокого внутреннего дна. Германские конструкторы полагал и, что с ростом воздушной угрозы надо гарантировать отсутствие затоплений помещений погребов и главных механизмов через конструкцию внутреннего дна. Неконтактные взрывы бомб, сброшенных на "Tirpitz" вызвали серьезные структурные повреждения корпуса, поэтому в последнем проекте немцы предусмотрели тройное дно.

Интересно и развитие энергетической установки в этих проектах. Как и в проекте "Н-41", все имели смешанную установку – дизели и турбозубчатые агрегаты с котлами высокого давления. Хотя дизели были мощнее, чем в проекте "Н-39", паровые турбины имели меньшую мощность на валу. Ограничения по передаче мощности на гребной вал и по мощности дизелей привели к тому, что мощность установки на всех трех проектах осталась одинаковой. Поэтому с ростом размеров кораблей их скорость падала. Все проекты имели четыре вала и четыре руля, которые для увеличения эффективности их работы стояли каждый в струе своего винта. Увеличение числа рулей опять-таки вытекало из опыта "Bismarck".

Эти гигантские корабли так и остались на бумаге, дойдя лишь до стадии эскизного проекта. Не смотря на активные конструкторские работы, строить их немецкое командование даже не планировало.

Проект "Н" показал, что немецкие конструкторы правильно поняли главные опасности для линкора - атаки с воздуха и из-под воды - и соответственно спроектировали защиту. В 1938 году в немецком флоте уже поняли, что надо иметь очень сильную ПВО: дальнюю - против скоростных бомбардировщиков, ближнюю - против низколетящих торпедоносцев. Но была определенная группа лиц, мыслящих еще категориями Ютландского боя, которые настаивали на раздельных батареях зенитных и противоминных орудий среднего калибра.

Линкоры типа "Н" не подходили для операций того типа, что имели место во Вторую мировую войну на Тихом океане, и это являлось серьезным недостатком проекта. Если бы их достроили, им пришлось бы выдерживать более интенсивные атаки с воздуха, чем этого ожидали при проектировании. Огромные размеры верхней палубы и водоизмещение позволяли установить на них зенитные батареи, более мощные, чем на любом другом, построенном или только спроектированном линкоре для Европейского театра того времени. Отсутствие собственных авианосцев не позволило немцам правильно оценить роль авиации в войне на море и предусмотреть для своих самых мощных кораблей достойного универсального орудия.

К 1941 году в Германии разработали великолепное 61-калиберное 128-мм зенитное орудие с дальностью стрельбы 20.000 м, начальной скоростью снаряда 880 м/сек. и скорострельностью 21 выстрел в минуту, но возможность использовать его на кораблях флота была упущена. В береговой обороне это орудие эффективно отражало налеты авиации союзников. На флоте его планировали установить только на эсминцах типа "Z-52" в полностью автоматизированных спаренных установках. Когда к 1942 году стала ясна необходимость в стандартизации вооружения для линкоров, крейсеров и эсминцев, и это скорострельное орудие отвечало всем требованиям.

Эти корабли имели другое расположение систем управления огнем главного и зенитного калибров, чем предыдущие линкоры типов "Scharnhorst" и "Bismarck". Четыре независимые батареи, имевшие каждая стабилизированные посты управления огнем, можно было сразу взять под общее управление. Каждая установка 105-мм орудий обслуживалась бы радаром и сильной оптикой для корректировки стрельбы, а от централизованной системы наводки немцы отказались. Они также уже понимали необходимость в мобильных установках с высокими скоростями наводки, что было невозможно сделать для орудий калибром 150 мм  и выше. Можно предположить, что если бы эти корабли вошли в строй, как планировалось, в 1944 году, а к этому времени "Tirpitz" уже не раз приходилось использовать для зенитной обороны свои 150-мм  и даже 380-мм орудия, то орудия среднего калибра на новых кораблях уступили бы место 128-мм универсальным пушкам. Возможно, конечно, что 150-мм башенные орудия получили бы больший угол возвышения орудий.

Новые линкоры имели бы на европейском театре самый мощный главный калибр, что наряду с их хорошей защитой, сделало бы их грозным противником. Защита линкоров типа "Н", по оценкам специалистов, была лучше, чем у любого другого линкора, спроектированного или построенного, хотя толщина брони и не была наибольшей. Бронирование корпуса по всей длине основывалось на опыте "Lutzow" в Ютландском бою. Его целесообразность подтвердилась и в бою "Bismarck" против "Hood" и "Prince of Wales", когда немецкий линкор получил неприятные повреждения в носовой части. Но бронирование оконечностей требовало уменьшения толщины главного пояса. Несмотря на то, что эксперименты показали небольшую вероятность попаданий в главный пояс, практика не раз доказывала обратное: тяжелые снаряды пробивали главную броню и повреждали жизненно-важные части.

Немецкие конструкторы полагали, что 300-мм пояс вместе со 150-мм скосами палубы дает эквивалентную толщину 500 мм  Над нижней бронепалубой пространство между главной и верхней бронепалубами защищались всего 141-мм броней верхнего пояса. Верхний пояс не применялся ни на одном иностранном линкоре того времени, поскольку его ценность не соответствовала занимаемому им весу. Это доказал обстрел "Bismarck" английскими линкорами "King George V" и "Rodney", когда верхний пояс многократно пробивался с близкой дистанции снарядами калибра 152-406 мм  Хотя скос бронепалубы давал дополнительную защиту погребам и энергетической установке и обеспечивал дополнительную жесткость нижней кромки главного пояса, существовала опасность затопления помещений над нижней бронепалубой при пробитии верхней части пояса и возникновении крена на этот борт. Этого можно было избежать, применив более толстый пояс, но немцы предпочитали комбинированную защиту - пояс, скосы, броневые переборки. Что было хорошо, а что плохо - спорный вопрос.

Недостаточной оказалась бы и горизонтальная защита. Немцы не проводили испытаний по воздействию авиабомб на корабли, чтобы определить оптимальную толщину бронепалуб. Но они экстраполировали результаты артобстрелов и сделали вывод, что для взведения взрывателя авиабомбы, чтобы она взорвалась над нижней бронепалубой, достаточно иметь 50-мм верхнюю палубу. Включение в проекты "Н-42" - "Н-44" третьей бронепалубы и увеличение толщины верхней до 60-80 мм  показало обеспокоенность слабостью применяемой до этого концепции горизонтального бронирования. Этот опыт появился после того, как при бомбардировке "Scharnhorst" в Ла-Паллисе несколько бомб пробили его верхнюю и нижнюю бронепалубы. Но более эффективным, чем введение третьей бронепалубы, оказывалось увеличение толщины верхней и нижней бронепалуб. Достаточную защиту от бомб не позволило дать ограничение по водоизмещению, так как из-за большой площади палуб их утолщение потребовало значительного уменьшения других составляющих бронезащиты.

Сильной стороной последних вариантов проекта "Н" была противоторпедная защита, ширина которой увеличилась с 5,5 до 11 метров. "Bismarck" и "Н-39" имели недостаточную защиту, что продемонстрировало попадание 356-мм снаряда с "Prince of Wales" в "Bismarck", серьезно повредившего противоторпедную переборку в районе отделения турбогенераторов и поперечную переборку соседнего котельного отделения. Невозможность взять под контроль затопления в этих местах привело к потере этих помещений (пришлось отключить котел и включить резервные генераторы).

К 1942 году все морские державы признали размещение гидросамолетов на линкорах устаревшей практикой. Но в Германии Luftwaffe не оценило возможности авиации в качестве фактора морской силы. Это привело и к разным взглядам на использование палубных самолетов авианосца "Graf Zeppelin", и в результате нужный корабль так и не был достроен. Германские линкоры нуждались в бортовых самолетах для воздушной разведки, и даже развитие радаров не уменьшило эту потребность. Бортовые самолеты и оборудование для их хранения и запуска занимали много места, которое было полезнее занять дополнительными зенитками.

После 1942 года немцы серьезно уже не рассматривали постройку больших линкоров. Ни один человек из Кораблестроительного отдела ОКМ (морское командование) не принял участие в проектировании "Н-42" и последующих "монстров", считая это ненужной затеей, поскольку загруженность германских верфей, мелководные гавани и чисто технические проблемы не позволяли ее реализовать в военной Германии того времени. Только корабли по проектам "Н-39" и "Н-41" можно было заложить на стапелях, а последующие требовали уже огромных сухих доков, которые еще надо было построить.

Проекты от "Н-42" до "Н-44" представляют только академический интерес. Поскольку самолеты радикально изменили морскую стратегию, немцы предприняли эти проектные исследования с целью изучения возможных путей парирования угрозы с воздуха.

Были ли эти последние проекты удачными - вопрос спорный. Ведь полных расчетов, рабочих чертежей и т.п. так и не сделали, а вся работа основывалась на экстраполяции данных с предшествующих проектов. Наивно предполагать, что Германия в 1943 или 1944 годах могла построить такие гиганты. С технической точки зрения создать такие суперлинкоры было возможно, что доказала Япония спустя 20-30 лет, построив супертанкеры. Но географическое положение Германии делало подобные корабли нелогичными и ненужными. Корабль типа "Н-44", например, не смог бы войти ни в один германский порт!

 

ГАЛЕРЕЯ МОДЕЛЕЙ

           

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на английском
2 William H. Garzke, Robert O. Dulin - Axis and Neutral Battleships in World War II.-1985
на русском
3 Балакин С. - Закат эпохи динозавров. // журнал "Моделист-конструктор".-1996.-№7.
4 Тарас А. Е. - Энциклопедия броненосцев и линкоров. М., 2002.
+
некоторые материалы с интернет-форумов

 

 


 
Военно-морской флот Третьего рейха (Kriegsmarine)
H
40,5 см АУ для линкоров типа "H".
H
"H-39"
H
"H-41"
H
Модель "H-39"
H
Модель "H-39"
H
Модель "H-39"
H
Модель "H-39"
H
Модель "H-39"
H
Модель "H-39"
H
Модель "H-39"
H
Летающая лодка Do 216 и линкор типа "H".
H-44
"H-44".
H-39
"H-39".
H-39
"H-39".
H-44
"H-44".
H-44
"H-44".
H-44
"H-44".
H-43
"H-43".
H-42
"H-42".
H-44
"H-44".
H-40
"H-40".
H-40
"H-40a".
H-39
Один из "H-39" на стапеле.
H-39
"H-39", рисунок.
H-39
"H-39".
H-39
"H-39", первоначальный и окончательный проекты.
H-39
"H-39"
H-39
"H-39"
H-39
"H-39"
Следующая страница - проекты "броненосцев" типа "P"
Предыдущая страница - линкоры типа "Bismarck"