ВходОглавлениеКрейсера → броненосный "Prinz Heinrich"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большой (броненосный) крейсер
(Kreuzer I. Klasse, Großerkreuzer)

 Prinz Heinrich 


Германия, 1902 г. 1 ед. (проект 1896-1897 гг.)

 

*
Prinz Heinrich
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Prinz Heinrich <Kaiserische Werft>, Киль, (зав. № 26, большой крейсер "А") 1.12.1898

c 15 мая 1908 г. учебно-артиллерийский корабль, в 1914 модернизирован <Kaiserische Werft>, Киль, в 1916 разоружен, использовался в качестве плавказармы, штабного корабля, затем плавбазы, в 1920 исключён, слом.

22.03.1900
11.03.1902
ТТХ
Водоизмещение нормальное 8887 т
полное 9806 т
регистровое 5384 брт, 3018 нрт
Размерения длина МП 120,0 м
ВЛ 124,9 м
полная 126,65 м
ширина 19,06 м
осадка конструктивная 7,33 м
полная носом 7,65 м
кормой 8,07 м
1 см осадки = 16,81 т. водоизмещения
высота борта на миделе 12 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 3х4-лопастных винта, 1 Ø 4,28 м, 2 Ø 4,65 м
3 МО 3 ПМ тройного расширения (вертикальные 4-цилиндровые)
4 КО 14 ПК "Дюрра" (42 топки, 15 атм., 4197 м²)
проектная мощность 15 000 л.с., 127 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 20 уз.
на испытаниях 19,92 уз при 15 694 л.с., 125 об/мин.
запас топлива 900/1590 т угля., в 1908-1909: + 170 т нефти
дальность плавания на 9 уз. 5197 миль
на 10 уз. 4580 миль
на 18 уз. 2290 миль
Экипаж штат 567 чел. (35 офицеров), как флагман + 53 чел. (9 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором,  13 отсеков, двойное дно на 57% длины корпуса.
электроснабжение 4 динамо-машины, 246 кВт, 110 В
управление 1 полубалансирный руль, угол поворота 40°
плавсредства 2 минных катера, 1 паровой катер, 1 баркас, 1 вельбот, 2 двухвесельных яла, 2 рабочих катера, 1 ял и 3 шлюпки.
кренящий момент 10270 мт
цена 16 млн. 588 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь
главный пояс 100 мм (середина), 80 мм (оконечности) на тиковой подкладке
верхний пояс 100 мм
траверсы 100 мм
палуба 40-35/50 мм
башни ГК 150 мм/ крыши-30 мм
башни СК 100 мм/ крыши-70 мм
цитадель и казематы 100 мм
щиты ПМК 25 мм
рубки носовая 150/30 мм, кормовая 12 мм
+ коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
2-240 мм/40 "С/99" - 4° + 30°, 16900 м (91,2 кбт.) 150 выстрелов
10-150 мм/40: шесть "С/97"/ четыре  "С/97.99" - 4°/- 8° + 30°, 13700 м (73,9 кбт.) 1200 выстрелов
10-88 мм/35 "С/89" - 10° + 20°, 12,9 кбт. 2500 выстрелов
10-37 мм/30 (после 1910 сняты) - 10° + 15°, 6,9 кбт. 15000 выстрелов
4 пулемёта "Максим" - 8 мм - 40° + 13°, 4,63 кбт. 40000 патронов
4 ТА 450 мм 1 надводный (кормовой) и 3 подводных (1 носовой, 2 бортовых) 11 торпед типа С/45.91
сперва - 4 прожектора
в 1916 разоружён



 

 

Строился специально для заморской службы и стал первым из 14 броненосных крейсеров, постройка которых предусматривалась 2-й редакцией "Закона о флоте".

 

Занявшийся всерьез созданием большого линейного флота, Тирпиц вполне логично заключил, что продолжение постройки "бисмарков" есть не что иное, как пустая трата денег, и потребовал разработки более дешевого и скоростного броненосного крейсера. В итоге появился "Prinz Heinrich" — первый германский "большой крейсер", у которого боевые качества преобладали над крейсерскими. Однако конструкторы его не порадовали. Убавив водоизмещение на 1700 тонн, они воспроизвели "половинный Бисмарк", заменив двухорудийные 240-мм башни одноорудийными. Вдвое уменьшилась и толщина пояса, хотя площадь, прикрытая броней, значительно увеличилась, что, в общем, лежало в русле мировых кораблестроительных идей в связи с повсеместным развитием скорострельной артиллерии. Любопытное решение было принято для собственных скорострелок. Все десять шестидюймовок стянули в центр корпуса в двухуровневые казематы, однако, в отличие от британских "двухэтажек", орудия располагались в шахматном порядке в единой броневой коробке, над которой размещались еще и 88-миллиметровки. Такое расположение стало традиционным для всех последующих германских броненосных крейсеров. Оно имело свои достоинства, поскольку удавалось защитить не только сами орудия, но и довольно обширное пространство в средней части корпуса вплоть до верхней палубы. Присутствовал и явный недостаток: тяжелый снаряд, попавший в этот многоэтажный "курятник", мог разнести его напрочь. И немцам пришлось испытать это теоретическое положение на практике в Фолклендском бою, когда на "Scharnhorst" и "Gneisenau" от первых же попаданий стали выходить из строя именно средние орудия.

 

Внешне же "Prinz Heinrich", как и его предшественник, "Fürst Bismarck", очень напоминал своих неудачных сестриц — предшественниц типа "Victoria Louisa". Все тот же высокий полубак и характерный сильно изогнутый хищный форштевень... И вновь новичок оказался не у дел. На этот раз — почти официально: "Prinz Heinrich" изначально предназначался для службы в колониях. Однако по воле случая в начале войны он оказался в отечественных водах, что и определило его, в общем-то, печальную судьбу. По все той же схеме вместо боевой деятельности корабль "в расцвете сил" (он прослужил к тому моменту только 12 лет) отправили на модернизацию с последующим переводом в разряд вспомогательных. В 1914 перестроен, в 1916 разоружен, использовался в качестве штабного, учебного корабля, затем плавбазы. Разобран в 1920.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КОНСТРУКЦИЯ

ПОСТРОЙКА

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Сразу же по окончании проектирования первенца — "Fürst Bismarck" Проектное бюро Имперского морского ведомства приступает к работе над следующим большим крейсером. "Fürst Bismarck" как крейсер нес слишком тяжелое, но не скорострельное вооружение и был слишком тихоходен, а как для броненосца главный калибр был маловат, даже по германским меркам.

Новый проект по габаритам был чуть меньше прототипа, нес поясную броню в два раза более тонкую, вооружался вдвое меньшим числом орудий главного калибра, зато имел увеличенную на 1500 л.с. суммарную мощность машин. Все это сделали ради одного: чтобы крейсер "бежал" немного быстрее броненосцев.

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Корабль имел следующие тактико-технические данные: Водоизмещение: нормальное 8887 т, полное 9806 т. Длина между перпендикулярами 120 м, по конструктивной ватерлинии 124 м, максимальная 126,65 м. Ширина максимальная по конструктивной ватерлинии 19,06 м. Осадка проектная 7,33 м, фактическая: носом 7,65 м, кормой 8,07 м. Увеличение осадки на 1 см означало увеличение водоизмещения на 16,81 т. Высота борта на миделе (45 шп) 11,96 м.

Конструкция корпуса была аналогична конструкции корпуса "Fürst Bismarck" и состояла из 104 шп. (в т.ч. 3 имевших знак минус, и 1-го нулевого) со шпацией 1,2 м.

Вся вертикальная броня была изготовлена по способу Круппа на заводе в Диллингене. Сплошной пояс высотой 2 м шел по ватерлинии с углублением его нижней кромки 1,4 м. Толщина плит от форштевня до 70,5 шп. и от 26 шп. до ахтерштевня составляла 88 мм на тиковой 50-мм подкладке. От 26 до 70,5 шп. толщина брони увеличивалась до 100 мм, положенной на 50-100 мм тик.

От носа до кормы, возвышаясь над жизненно-важными частями крейсера (15-73 шп.), шла броневая палуба из никелевой стали, ее скосы смыкались с нижним краем пояса. Броневая палуба была двухслойная, ее общая толщина с носа в корму колебалась от 35-40-50-до 40 мм. От броневой палубы до батарейной шестиугольной формы по диаметральной плоскости с 25 по 73 шп., а по борту с 29,5 по 64,5 шп. располагалась цитадель, защищающая дымовые ходы, подачные шахты артиллерии среднего калибра и нижнюю часть шахты носовой боевой рубки.

На цитадели (до верхней палубы) стоял каземат, прямоугольной в плане формы, но длиной лишь от 35 до 59,5 шп. Толщина брони цитадели и каземата составляла 100 мм. Эта схема затем стала типовой для всех броненосных крейсеров.

Вне цитадели на промежуточной палубе были устроены пробковые коффердамы.

Башни главного калибра и носовая боевая рубка несли 150 мм вертикальную броню и 30 мм горизонтальную, их шахты имели толщину 50 мм, башни и казематы среднего калибра бронировались 100-мм броней, амбразуры в казематах 70-мм. Кормовая боевая рубка имела защиту из 12-мм листов.

Крейсер имел три вертикальные четырехцилиндровые паровые машины тройного расширения суммарной проектной мощностью 15000 л.с, работающие на три четырехлопастные гребные винта диаметром: бортовые 4,6 м, средний 4,3 м, с регулируемым шагом 5,7-6 м. Диаметр цилиндра высокого давления равнялся 890 мм, среднего 1330 мм, двух цилиндров низкого давления по 1530 мм. Ход поршня составлял 950 мм. Пар для машины вырабатывали 14 трехтопочных водотрубных котла системы Дюрра, изготовленные на трубокотельной фабрике в Дюссельдорфе. Рабочее давление пара равнялось 13,5-15 атм., площадь нагревательной поверхности 4197 м2, площадь колосниковых решеток 94,5 м2. Дымовые ходы десяти котлов из двух носовых котельных отделений объединялись круглой носовой дымовой трубой, а кормовые имели овальную в плане дымовую трубу.

По итогам 6-часовых испытаний с форсированной тягой на полный ход при превышении проектной мощности на 694 л.с. контрактная скорость: — 20 узлов при 125 об/ мин. винта оказалась не достигнутой. Крейсер развил лишь 19,92 узла при 127 об/мин. На 26-часовых испытаниях на расход угля 18-узловой скорости соответствовали: расход 290 т/ в сутки и дальность плавания 2347 миль. Наиболее экономичный режим выходил при 9 уз. (5197 миль), расход угля при этом составлял 10,5 т на каждые 100 миль. При 10-узловой скорости табличные данные указывали 5064 мили и 31,3 т. Практическая же дальность плавания оказалась еще меньше. Полный запас угля (1590 т) позволял пройти 4580 миль с 10-узловой скоростью. Перерасчет на 18-уз ход означал 2290 миль. Нормальный запас угля на крейсере составлял 900 т.

Иллюстрацией к степени достоверности официальной печати может служить сравнение данных из статьи об испытаниях из журнала "Marine-Rundschau" с действительными, приведенными выше. Так мощность машин указана не достигнутая — 15703 л.с. Зато проектная скорость на бумаге уже достигала 20 уз. Это о 6-часовых испытаниях. Расход угля при описании 24-часовых испытаний, конечно, был занижен до 215,7 т/сутки, зато скорость, соответствующая этому показателю, конечно, завышена до 18,16 уз.

Корабль имел хорошую мореходность, небольшую килевую качку при сильной бортовой, мягко входил на волну, хорошо управлялся и был устойчив на курсе. Поперечная метацентрическая высота равнялась 0,731 м., продольная 128,0 м. Наибольшая остойчивость достигалась при крене 40,5°, нулевая при крене 85°.  Дифферентующий момент на метр осадки составлял 10270 т/м.

Крейсер имел один полубалансирный руль, полное электрическое освещение, ток вырабатывали четыре динамо-машины общей мощностью 246 кВт. (напряжение в сети постоянного тока 110 В). Два боевых прожектора устанавливались на салингах мачт и два на бортовых площадках на верхней палубе на 46 шп.

Два 240-мм скорострельных орудия С/99 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях с гидравлическим приводом по горизонту. Носовая башня стояла на шп. 77-82, кормовая на шп. 16-11. Высота орудий от конструктивной ватерлинии равнялась 9 и 6,7 м соответственно, а сами орудия имели вертикальные углы наведения - 4° + 30°. Максимальная дальность прицельной стрельбы равнялась 91,2 кбт., угол горизонтальной наводки в пределах 270°. Боезапас на ствол составлял 75 выстрелов.

Шесть 150-мм скорострельных орудий С/97 с длиной ствола 40 калибров на станках с центральном штырём размещались по три с борта в казематах на батарейной палубе: носовые на 55,5 шп., средние на 46 шп., кормовые на 36,5 шп. Высота всех орудий над уровнем ватерлинии равнялась 4 м, угол вертикальной наводки равнялся - 4° + 30°, сектора горизонтальной наводки у средних орудий составляли 100°, у остальных 126°, наибольшая дальность прицельной стрельбы равнялась 73,9 каб. Боезапас составлял по 120 выстрелов на ствол.

Четыре 150-мм скорострельных орудия С/97.99 с длиной ствола 40 калибров в четырех башнях с электрическим приводом, располагались по два с борта на верхней палубе на 40 и 52 шп., имели высоту стволов над ватерлинией 6,5 м, угол вертикальной наводки - 8° + 30°, сектор горизонтальной наводки для носовых башен составлял 158°, для кормовых 156°. максимальная дальность огня была аналогична казематным орудиям. Боезапас равнялся 120 выстрелам на ствол.

Десять 88-мм скорострельных орудий С/89 с длиной ствола 30 калибров на станках на центральном штыре имели секторы вертикальной наводки - 10° + 20°, максимальную дальность выстрела 12,9 каб. и располагались симметрично по бортам: два на носовой надстройке (горизонтальный угол обстрела 128°), четыре на спардеке (горизонтальный угол обстрела носового орудия — 160", кормового — 110°), четыре на кормовой надстройке (горизонтальный угол обстрела 153°). Их боезапас равнялся 250 выстрелам на ствол.

Десять 37-мм револьверных пушек имели вертикальную наводку в пределах - 10° + 15°, наибольшую дальность выстрела 6,9 каб. и общий боезапас 15000 патронов.

Четыре 8-мм пулемета на марсах имели вертикальную наводку - 40° + 13°, наибольшую дальность стрельбы 4,63 каб. и общий боезапас 40000 патронов.

Десантные партии имели на вооружении винтовки Mod.98-297 и пистолеты Mod.79, замененные позднее на Mod.С/04-80.

Крейсер имел на вооружении три подводных 450-мм торпедных аппарата (носовой и два бортовых) и один надводный кормовой с запасом из 11 торпед типа С/45.91.

На корабле имелись два становых якоря Холла весом по 5 т, один такой же запасной, один кормовой якорь Холла весом 1,75 т, один верп весом 0,7 т.

Шлюпочное устройство включало : два минных катера, один паровой катер, по одному баркасу, вельботу, два двухвесельных яла, два рабочих катера, один ял и три гига различного размера. Всего 13 плавсредств.

Экипаж состоял из 35 офицеров и 532 матросов. Крейсер мог принять дополнительно как флагман еще 9 офицеров и 44 матроса.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Изменения

Сперва имел 6 прожекторов: по 1 на топах мачт и 4 на забортных площадках, с 1914 г. только 2: на топе фок-мачты и площадке у грот-мачты на высоте 14 м над КВЛ.

В 1914 г. сняли марсы на мачтах, палубу надстройки укоротили до шканцов, установили по одному закрытому корректировочному пункту на половине высоты фор-стеньги и на грот-мачте.

 

ПОСТРОЙКА

 

Большой крейсер "А" заложили на Кильской казенной верфи 1 декабря 1898 г. во исполнение принятого в том же году рейхстагом 1-го закона о флоте, предусматривавшего строительство 12 крейсеров. Для парламентариев приятной неожиданностью стала стоимость нового крейсера. В абсолютных цифрах она составила 16 588 млн. марок, что на 2,3 млн. меньше цены предыдущего большого крейсера. Однако, забегая вперед, стоит отметить, что фактическая стоимость крейсера была баснословной — "Prinz Heinrich" оказался самым дорогим среди всех больших крейсеров до "Blücher" включительно! Его тонна водоизмещения оценивалась в тонну водоизмещения броненосца!

Спуск на воду и крещение именем "Prinz Heinrich" состоялись 22 марта 1900 г. Спустя еще два года, 11 марта 1902 г., корабль сдали флоту.

 

СЛУЖБА

 

ДОВОЕННАЯ СЛУЖБА

 

Крейсер стал разведывательным кораблем I эскадры с июня 1902 г. С 8 по 20 июля состоялся учебный поход в норвежские воды, в августе он сопровождал яхту "Hohenzollern" на "свидание" монархов в Ревель. По окончании осенних маневров в связи с выходом в резерв второго флагмана 1-й эскадры броненосца "Kurfürst Friedrich Wilhelm" контр-адмирал Притвиц-унд-Гофан поднял на крейсере свой флаг. I октября Притвиц передал дела контр-адмиралу Боркенагену. Зимой (17 декабря) крейсер оказывал помощь севшему на мель у Корсера линкору "Wittelsbach".

 

Второй адмирал 1-й эскадры находился на крейсере до тех пор, пока не решили объединить крейсера-разведчики всех эскадр в отдельное соединение. 1-е Разведывательное соединение образовалось 22 сентября 1903 г., но еще весной были сведены в одну эскадру крейсера "Prinz Heinrich", "Victoria Louise", "Amazone", "Ariadne","Medusa"(с 12 апреля), "Niobe"(с конца апреля), "Frauenlob"(с 23 апреля) и "Blitz"(со 2 мая).

В течение 2,5 лет вырабатывались методы руководства таким соединением. Сигналопроизводетво оставалось по преимуществу флажным и фонарным в пределах видимости, что хорошо было для кильватерной колонны и совершенно не подходило для развернутого строя. Менялась тактика использования разведчиков, и соответственно должны были измениться и виды связи. Из корабля линии разведчик все больше превращался в отдельный корабль.

Особенно успешным в освоении новых методой было командование преемника Боркенхагена — контр-адмирала Густава Шмидта.

В маневрах 1903 и 1904 гг. "Prinz Heinrich" не участвовал. С 7 мая по 10 июня 1903 г. крейсер посетил ряд портов Испании, в том числе Виго (20-30 мая). С 25 января по 1 февраля 1904 г. экипаж крейсера помогал разбирать завалы уничтоженного пожаром норвежского города Алезунд. Летом "Prinz Heinrich" в составе флота ходил с визитом в Англию. По результатам осенних маневров крейсер "взял" Императорский приз за отличную стрельбу.

3 декабря контр-адмирал Шмидт перешел с "Prinz Heinrich" на только что вступивший в строй "Friedrich Carl". Командующий вновь возвратился на старый флагман 11 марта и был на нем до 20 июня 1905 г., то есть на время конвоирования "Friedrich Carl" яхты "Hohenzollern". Летом 1905 г. "Prinz Heinrich" ходил в Уддевалле и Задертельге.

Немцев очень заинтересовали угольные погрузки в открытом море на эскадре Рожественского, и в пути были начаты испытания устройства угольной погрузки конструкции инженера Лойне. По причине выбытия из строя "Friedrich Carl" (снятие с мели и ремонтные работы) на крейсере вновь был поднят (с 10 по 26 августа) флаг командующего разведывательными силами.

1 октября в Разведывательном соединении появилась должность второго адмирала. Ее занял капитан-цур-зее Винклер, разместившийся на "Prinz Heinrich". Таким образом, крейсер оставался флагманским до 2 апреля 1906 г. Но уже 4 апреля он вышел в резерв.С исключением корабля из активной службы сменились и места пребывания командующих соединением. Адмирал был на "Yorck", второй адмирал — на "Friedrich Carl".

"Prinz Heinrich" был возвращён в строй спустя два года (15 мая 1908 г.), теперь исключительно как учебно-артиллерийский корабль для практики кадетов морского артиллерийского училища в Зондербурге. В таком качестве он оставался до 31 октября 1912 г., т.е. до замены на "Prinz Adalbert".

Следует отметить, что все перестройки, связанные с размещением классов, кадетов и т.д. проводились с тем расчетом, чтобы в случае надобности крейсер мог быть использован по прямому назначению. Так случилось и с "Prinz Heinrich". С началом первой мировой войны все ремонтные работы были закончены, крейсер вступил в строй 5 августа 1914 г.

 

 

СЛУЖБА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ

 

 

25-26 сентября "Prinz Heinrich" находился в Кильском заливе в составе боевого резерва и ожидал нападения британского флота. Не дождавшись англичан, немецкое командование включило крейсер в III-ю Разведывательную группу под руководством контр-адмирала Ребер-Пашвица (флаг на "Roon").

С 8 ноября 1914 по 14 апреля 1915 г. крейсер нёс дозорную службу в устье Яде. 16 декабря 1914 прикрывал обстрел Хартпула (с "Roon"  в составе ФОМ).

С расформированием III-й Разведывательной группы, 15 апреля 1915, "Prinz Heinrich" перешел в Киль в распоряжение командующего морскими силами Балтийского моря контр-адмирала Гофмана. "Prinz Heinrich" принимал участие в следующих операциях на Балтике: 7 мая 1915 во время захвата Либавы обстреливал крепостные укрепления на восточном фронте, 23-26 мая — обеспечение минной постановки перед Финским заливом, 3-5 июня — набег к Финскому заливу, 20-26 июня —обеспечение минной постановки минзагом "Albatross", 11-12 июля — набег севернее Готска-Санде, 1-2 августа — набег в район между Либавой и Готландом, с 4 августа — набег в Рижский залив, в ходе которого 8-10 августа вместе с "Roon" участвовал в захвате Балтийских островов и обстреле Цереля (10 августа).

С 11 августа по 22 сентября крейсер проходил ремонт паропровода на верфи "Блом унд Фосс". 5-6 октября корабль участвовал в обеспечении минной постановки севернее Эстергарна, 10-11 ноября 1915 г. совершил переход из Либавы в Киль с сокращенным экипажем, где был переведен в "Резервный дивизион".

27 марта 1916 г. "Prinz Heinrich" вывели в резерв — его экипаж потребовался для вновь вступающих в строй кораблей. До окончания войны "Prinz Heinrich" служил плавказармой и канцелярией. 25 января 1920 г. бывший крейсер вычеркнули из списков и разобрали в Аудорфе в том же году.

03.1902 - 09.1903 капитан-цур-зее Wenzel
10.1903 - 09.1904 капитан-цур-зее Erich Gühler
10.1904 - 02.1905 капитан-цур-зее Paul Rampold
03.1905 - 04.1906 фрегаттен-капитан Hoffmann
05 - 09.1908 капитан-цур-зее Gisberth Jasper
10.1908 - 09.1909 капитан-лейтенант (и.о.) Hans Erler
09 - 10.1909 капитан-лейтенант (и.о.) Karl v. Bodecker
10.1909 - 09.1911 капитан-цур-зее Otto Wurmbach
09.1911 - 10.1912 капитан-цур-зее Ferdinand Bertram
08.1914 - 11.1915 капитан-цур-зее Wilhelm von Krosigk
11 - 12.1915 фрегаттен-капитан (и.о.) Carl Feldman
12.1915 - 03.1916 капитан-цур-зее Wilhelm von Krosigk

 

 

МОДЕЛИ

  

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
2 Erwin Strohbusch: Kriegsschiffbau seit 1848, Deutsches Schiffahrtsmuseum, Bremerhaven 1984
на русском
3 Пахомов Н.А. - Броненосные крейсера Германии 1886-1918 гг. Санкт-Петербург, 2006.
4 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
5 Кофман В. - Нелюбимые корабли кайзера. // журнал "Моделист-конструктор".-2008.-№4.
6 Смирнов Г., Смирнов В. - Срезанный цветок, обречённый на смерть. // журнал "Моделист-конструктор".-1979.-№1.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1903-1920
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1902-1903
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" и угольщик "Hermann Sauber".
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" на достройке.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Генрих Альберт Вильгельм, принц Прусский (нем. Heinrich Albert Wilhelm Prinz von Preußen), 1862 — 1929, сын кайзера Фридриха III и Виктории Великобританской, единственный выживший брат германского императора Вильгельма II (двое других умерли в детстве), гросс-адмирал (с 4 сентября 1909).
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich" в Кильском канале.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
Погрузка угля на "Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
В котельном отделении "Prinz Heinrich".
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich", рисунок.
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"
Prinz Heinrich
"Prinz Heinrich"