ВходОглавлениеКрейсера → броненосные типа "Roon"

  Крейсера  
  Классификация  
  По алфавиту  
  По годам  
  Соединения и операции  
  Разное  

Большие (броненосные) крейсера
(Großerkreuzer) типа

 Roon 


Германия, 1905-1906 гг. 2 ед. (проект 1901 г.)

 

*
Roon
*
Yorck
*
ОСНОВНЫЕ ДАННЫЕ
имя верфь-строитель закладка /спуск /в строю примечания
1 Yorck <Blohm&Voss> Гамбург, (Ersatz Deutschland, стр. № 167) 25.04.1903 4.11.1914 погиб на германской мине в устье Яде. 10 апреля 1915 г. для его замены заказали линейный крейсер Ersatz Yorck, но так и не построили.
14.05.1904
21.11.1905
2 Roon <Kaiserische Werft>, Киль, (Ersatz Kaiser, стр. № 28) 1.07.1902 с 1.11.1916 - учебно-опытовый корабль при торпедной инспекции. В 1918 г. планировалось переоборудование в авиатранспорт, но 25.11.1920 исключен, передан Великобритании, в 1921 слом.
27.06.1903
5.04.1906
ТТХ
  Yorck Roon
Водоизмещение нормальное 9533 т
полное 10104 - 10266 т
регистровое 6441 брт, 3038 нрт
Размерения длина МП 123 м
ВЛ 127,3 м
полная 127,8 м
ширина 20,23 м
осадка проектная 7,33 м
носом 7,76 м
кормой 7,73 м
1 см осадки = 17,69 т. водоизмещения
высота борта на миделе 12,14 м
Энергетическая установка состав и тип 3 вала 1х3-лопастный винт Ø 4,5 м, 2х4-лопастных винта Ø 4,8 м
3 МО 3х3-х цилиндровых верикальных ПМ тройного расширения
4 КО 16 водотрубных ПК "Дюрра" (48 топок, 15,5 атм., 4800 м²)
проектная мощность 19000 л.с., 120 об/мин.
Ходовые данные скорость проектная 21 уз.
на испытаниях 21,43 уз. при 20278 л.с., 119 об/мин. 21,1 уз. при 20625 л.с., 118 об/мин.
запас топлива 750/1570 т. угля, в 1908-1909: + 207 т нефти
дальность плавания на 12 уз. 4200 миль
Экипаж 616—633 чел. (35 оф), Yorck как старший флагман + 75 чел. (13 оф.), Roon как младший флагман + 53 чел. (9 оф.)
Дополнительные данные корпус стальной, с продольно-поперечным набором, 12 отсеков, двойное дно на 60% длины корпуса
электроснабжение 4 динамо-машины, 260 кВт, 110 В
управление 1 полубалансирный руль, угол поворота: 40°
плавсредства 2 паровых катера, 1 адмиральский катер, 1 баркас, 1 полубаркас, 2 вельбота, 2 рабочих катера, 2 яла, 4 шлюпки
кренящий момент 11500 мт
цена 16 млн. 241 тыс. DM
15 млн. 345 тыс. DM
БРОНИРОВАНИЕ
Крупповская сталь
пояс 100-80 мм на 50 мм тиковой подкладке
палуба 60-20 мм/ скосы - 50-40 мм
башни ГК 150/30 мм
башни СК 100/30 мм
казематы 100 мм
рубки носовая - 150/30 мм, кормовая - 80/20 мм
+ коффердамы, заполнены целлюлозой
ВООРУЖЕНИЕ
4-210 мм/40 "С/01" (- 5" + 30°, 88 кбт.) 300 (позднее 380) выстрелов
10-150 мм/40 6 "С/97" и 4 "С/97.99" (- 8° + 30°, 73,9 кбт.) 1200 (позднее 1600) выстрелов
14-88 мм/35 "С/01" (- 5° + 22°, 49,1 кбт.) 2100 выстрелов
4-37 мм/30 (- 10° + 15°, 19,9 кбт.) 6000 выстрелов
4-8 мм пулемёта "Максим" (- 40° + 13°, 13,5 кбт.) 40000 патронов
4 ТА 450 мм подводные, 1 носовой, 1 кормовой + 2 бортовых 11 торпед типа С/45.91
4, позже 6 прожекторов



 

 

Мало отличались от крейсеров типа "Prinz Adalbert", за исключением небольших изменений в бронировании, мощности энергетической установки и скорости хода, а также 4-трубного силуэта. Как и предыдущие типы, в общем, не были достаточно защищены, вооружение и скорость считались недостаточными. Кроме того, слабой чертой конструкции стало слишком низкое расположение нижнего яруса центрального каземата: его орудия заливались даже при умеренном волнении. Правда, такая черта была общей для расположения артиллерии вспомогательного калибра (и не только в германском флоте), но, так или иначе, боевую мощь корабля это снижало весьма чувствительно.

Несмотря на моральную устарелость, с началом мировой войны вошли в состав 3-й разведывательной группы Флота открытого моря.

Следовавший 4.11.1914 на ремонт в Вильгельмсхафен "Yorck" в густом тумане, лежащем а устье реки Яде, наткнулся на две немецкие же мины и вскоре затонул. Погибли 336 человек, спаслись 382.

"Roon" в начале 1916 был выведен из состава флота и разоружен, использовался в качестве брандвахты, а затем плавучей казармы. Списан в 1920 и частично разобран, в 1921 его корпус использовали для постройки Северного мола в Киле.

СОДЕРЖАНИЕ:

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

КОНСТРУКЦИЯ

ПОСТРОЙКА

СЛУЖБА

Roon / Yorck

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ

 

Проект этого типа крейсеров был разработан Конструкторским бюро Имперского морского ведомства в 1901 г. Основным стремлением конструкторов при его разработке стало достижение заветных 21 узла, поэтому новый тип принципиально не отличался от предшествующего, за исключением увеличенного с 14 до 16 числа котлов и четырехтрубным силуэтом.

В некотором роде это говорит об удовлетворённости моряков на тот момент выбранным типом. Оба крейсера строились взамен списываемых кораблей флота. Незначительность нововведений и выбор тех же верфей, что и у предшественников позволили даже сократить стоимость постройки.

 

КОНСТРУКЦИЯ

 

Корабли имели следующие тактико-технические данные:
- Водоизмещение: нормальное 9533, полное 10266 т.
- Длина: между перпендикулярами 123 м, по конструктивной ватерлинии 127,3 м, наибольшую 127,8 м.
- Ширина: наибольшая по конструктивной ватерлинии (48 шп.) 20,23 м. Осадка по конструктивной ватерлинии 7,33 м (фактическая: носом 7,76, кормой 7,73 м).
- Высота борта на миделе (48 шп.) 12,14 м.

Набор корпуса имел 105 шп., в том числе: три минусовых и один нулевой. Набор и конструкция корпуса были аналогичны корпусам крейсеров типа "Prinz Adalbert".

Пояс из брони Круппа шириной два метра простирался по ватерлинии от минус второго шпангоута до форштевня. Над водой пояс возвышается на 0,7 м. Толщина плит в пределах цитадели (шп 21-72) составляла 100 мм, в оконечностях 80 мм. Везде плиты крепили на тик толщиной 55 мм. Трапециевидная броневая палуба служила горизонтальной защитой. Ее скосы примыкали к нижнему краю пояса. Толщина горизонтальной брони палубы в пределах цитадели колебалась от 40 до 60 мм, вне цитадели равнялась 20 мм, скосы имели толщину 40-50 мм.

Над поясом возвышалась шестиугольная в плане и защищенная 100-мм броней цитадель в пределах от 21 до 72 шп. Над цитаделью длиной по борту от 32 до 60,5 шп и высотой от батарейной до верхней палуб располагался прямоугольный защищенный 100-мм броней каземат. Вне цитадели на промежуточной палубе находились коффердамы. В общем, система бронирования повторяла тип "Prinz Heinrich". Башни главного калибра бронировались тоже традиционно, стены 100-150 мм, крыша 30 мм. Башни среднего калибра имели стены толщиной 80-100 мм. Носовая боевая рубка имела стены 150 мм, крыша 30 мм, кормовая соответственно 80 и 20 мм.

Три трехцилиндровые вертикальные паровые машины тройного расширения общей проектной мощностью 19000 л.с. вращали три гребных винта различного диаметра: среднего трехлопастного в 4,5 м, два бортовых четырехлопастных диаметром 4,8 м переменного шага. Параметры машин: диаметр цилиндра высокого давления 930 мм, среднего 1430 мм, низкого 2300 мм, ход поршня 1000 мм.

Пар вырабатывали 16 водотрубных котлов системы Дюрра с рабочим давлением пара 14-15,5 атм., площадью нагревательной поверхности 514,88 м², и площадью колосниковых решеток 116 м², расположили в четырех котельных отделениях. Каждое котельное отделение имело свою дымовую трубу овального сечения.

На ходовых испытаниях оба крейсера превысили как проектную мощность, так и скорость (21 узел). "Roon" показал при наибольшей мощности 20625 л.с. скорость хода 21,143 уз. "Yorck" — 20278 л.с. и 21,43 уз. Расход угля на скоростных режимах 20-12 уз. составил 0,905-0,848, кг/л.с, перерасчет на суточный расход топлива даст при экономической 12-уз. скорости хода 107,68 т. Сжигая ежедневно такой объем топлива до полного опустошения угольных ям (полный запас 1570 т), "Yorck" мог пройти 4200 миль. Нормальный запас угля составлял 750 т.

Крейсера имели по одному полубалансирному рулю с углом перекладки 40°.

Крейсера имели следующие данные по остойчивости: нагрузка при углублении на 1 см — 17,69 т., дифференцирующий момент на 1 м — 11500 т., поперечная метацентрическая высота — 1,04 м, продольная метацентрическая высота — 140,0 м., наибольший восстанавливающий момент при крене 39°, нулевой восстанавливающий момент при крене 82°.

Электрический ток на крейсерах типа "Roon" вырабатывали четыре динамо-машины общей мощностью 260 кВт. и напряжением в сети постоянного тока 110 v. Ток подавался в том числе и на четыре боевых прожектора, расположенные на салингах обеих мачт и по бортам на площадках спардека в районе миделя.

Четыре 210-мм скорострельных орудия С/01 с длиной ствола 40 калибров располагались в двух башнях по диаметральной плоскости. Носовая башня имела высоту орудий от ватерлинии — 9,06 м, кормовая — 6,84 м., сектора вертикальной наводки - 5° + 30°, горизонтальные сектора обстрела в пределах — 270°. Орудия имели наибольшую дальность прицельного выстрела 88 кабельтовых, боезапас первоначально 300, позднее 380 снарядов.

Четыре 150-мм скорострельных орудия С/97.99 с длиной ствола 40 калибров находились в четырех башнях на верхней палубе по две с каждого борта в районе миделя. Высота орудий над ватерлинией равнялась 6,7 м, угол вертикального наведения -8° +30°, горизонтального 160° (максимальная дальность выстрела 73,9 кабельтовых). Боезапас первоначально составлял 480 снарядов, позднее был увеличен до 640 выстрелов.

Шесть 150-мм скорострельных орудий С/02 на центральном штыре с длиной ствола 40 калибров находились в казематах, имели высоту стволов от уровня ватерлинии носового и кормового казематов — 4,2 м, среднего 4,1 м. Вертикальный угол наведения и максимальная дальность выстрела были аналогичны башенным орудиям, горизонтальный угол обстрела составлял 130°. Боезапас первоначальный включал 720, позднее 960 снарядов.

Шестнадцать 88-мм скорострельных орудий на центральном штыре С/01 с длиной ствола 35 калибров расположили: два на среднем ярусе носового мостика (высота стволов над ватерлинией 10,6 м, горизонтальный сектор обстрела 113°, четыре в носовой надстройке (высота стволов над ватерлинией 8,5 м, горизонтальный сектор обстрела двух носовых — 113°, двух кормовых — 130°; четыре на спардеке в районе миделя по два с борта (показатели соответственно — 8,34 и 153°); четыре на кормовой надстройке, из которых у двух носовых орудий стволы находились на высоте от конструктивной ватерлинии на 8,5 м, двух кормовых — 8,6 м (горизонтальный угол обстрела носовых 142° и 160° для кормовых) и наконец, два 88-мм орудия установили в спонсонах на корме на батарейной палубе (высота оси орудий над конструктивной ватерлинией 4 м, угол горизонтального наведения в пределах 125°). Угол вертикального наведения всех 88-мм орудий равнялся - 5° + 25°, дальность прицельного выстрела 49,1 кабельтовых, боезапас 4000 выстрелов.

На каждом крейсере имелись четыре 37-мм револьверных пушки с вертикальным углом наведения -10° + 15° и максимальной дальностью выстрела 20 кабельтовых (боезапас 6000 патронов).

Четыре 8-мм пулемета стояли на марсах, имели максимальный угол снижения - 40°, максимальный угол возвышения +13°, дальность огня 13,5 кабельтовых и боезапас 10000 выстрелов на ствол.

На каждом крейсере имелось одно 60-мм десантное скорострельное орудие с длиной ствола 21 калибр на колесном лафете С/00. Орудие было приспособлено для установки на шлюпке, и при максимальном угле возвышения + 19° наибольшая дальность выстрела составляла 4,3 км.

Для вооружения десантных партий в арсенале хранились 297 винтовок Mod.98 и 79 пистолетов Mod.79 (позднее 80 Mod.C/04).

Торпедное вооружение включало один носовой, два бортовых и один кормовой подводные 450-мм торпедные аппараты с запасом из 11 торпед С/45.91.

Крейсер типа "Yorck" имел два становых якоря Холла весом по 6 т, один запасной 6-тонный якорь Холла, располагавшийся на левом борту в носовой части, один кормовой якорь Холла весом 1,75 т, и один верп весом 1,7 т.

На каждом крейсере находились два паровых катера, один адмиральский катер, один баркас, один полубаркас, два вельбота, два рабочих катера, три гига различного размера, два шестивесельных яла, одна двойка — всего 13 плавсредств.

Экипаж состоял из 35 офицеров и 598 матросов. Кроме этого, было предусмотрено размещение на "Yorck", как флагманском корабле, дополнительно 13 офицеров и 62 матросов, на "Roon", как втором флагмане, девяти офицеров и 44 матросов.

Как и крейсера типа "Prinz Adalbert", имели хорошую мореходность, плавный ход при пустых нижних бункерах, чуть кренились от ветра, хорошо управлялись и были устойчивы на курсе, в шторм теряли до 60 % скорости, нижние казематы заливались в свежую погоду.

Схемы окраски:

Принята 15 апреля 1896 г. В то время использовалась только при службе в домашних водах.

серый - корпус до высоты главной палубы, позже - до высоты фальшборта главной палубы, ещё позже - до уровня полубака, если он закрывал большую часть верхней палубы
светло-серый - верхняя палуба, надстройки, трубы, вентиляторы, мачты и т.п., включая орудия, башни и щиты
золотисто-жёлтый - носовое и кормовое украшения
чёрный - отдельным распоряжением устанавливалась окраска в чёрный цвет верхнего края трубы на 1 м или всей трубы, а также мачт выше уровня трубы или чуть выше салингов, а также, временно, грот-стеньги

 

 

Отличия и изменения

Отличались формой шлюпочных кранов. Сперва несли по 4 прожектора: по 1 на топах мачт и 2 на крыльях носового мостика, с 1910 г. - 6: 2 на крыше фор-марса, 2 диагонально на крыше грот-марса и 2 на крыльях носового мостика, в 1914 г. установлены артиллерийские посты на половине высоты стеньг.

 

 

ПОСТРОЙКА

 

Головной корабль "Ersatz Kaiser" заложили на кильской казенной верфи 1 июля 1902 г. для замены броненосного фрегата "Kaiser". Спустя десять месяцев, 25 апреля 1903 г., на верфи частной фирмы "Блом и Фосс" состоялась закладка второго крейсера "Ersatz Deutschland" для замены броненосного фрегата "Deutschland".

27 июня 1903 г. "Ersatz Kaiser", получив имя "Roon", был спущен на воду.

Почти через год. 14 мая 1904 г., сошел со стапеля "Ersatz Deutschland", названный "Yorck".

Как и в случае с предыдущим типом, цены значительно отличались. "Блом и Фосс", построивший ранее "Prinz Adalbert" построил "Yorck" 16 млн. 241 тыс. марок, казённывй "Roon" стоил ощутимо меньше - 15 млн. 345 тыс. марок).

 

СЛУЖБА

 

S.M.S. Roon

По завершении испытаний "Roon" в 1906 г. вошел в состав соединения разведывательных кораблей (с 1909 г. - 3-я разведгруппа) в качестве младшего флагмана и прослужил в нём до вывода в резерв в 1911 г.

С началом войны, согласно мобилизационному расписанию, "Roon" 2 августа вновь был зачислен в 3-ю Разведывательную группу, но с переброской крейсера на Балтику его перевели во 2-ю группу.

Участие "Roon" в войне началось 26-27 августа, когда он ходил в Восточную Балтику на помощь севшему на мель крейсеру "Magdeburg". Затем он охранял подступы к Балтике в районе Бельтских проливов, позднее находился в службе дозора Северного моря.

Весной 1915 г. после расформирования 3-й Разведывательной группы он был подчинён Главнокомандующему морскими силами Балтийского моря.

В мае 1915 года крейсер участвовал в подготовке к захвату Либавы (7-8 мая участвовал в обстреле города). 10 мая был атакован британской подводной лодкой "U-9", но смог уклониться от торпеды.

3 и 4 июня с крейсерами "Prinz Adalbert" и "Prinz Heinrich" выходил для прикрытия вторжения в Рижский залив на линии Дагерорт - Готска-Санден, но операция оба раза была отменена.

Крейсер участвовал в нескольких минных постановках. Один такой выход привёл к бою с русскими крейсерами у Готланда 2 июля 1915 г. : Вышел с двумя крейсерами и 7 эсминцами на прикрытие минной постановки, которую должен был выполнить з/м "Albatross". Утром в 40 милях к NO от Эстергарна отряд разделился - 1 крейсер и 3 эсминца остались осуществлять ближнее охранение, а "Roon" с 1 крейсером и 4 ЭМ направился к Либаве. Вскоре оставленная группа запросила помощи, повернули полным ходом назад и в 10 часов увидели 4 русских крейсера, только что потопивших "Albatross" и с расстояния 13 км "Roon" открыл по ним огонь. Русские ответили. Осколки от близкого разрыва порвали антенну и лишили корабль связи на весь день. В ответ добился попадания одним снарядом ГК в "Баян", разнёсшим на нём шлюпку. Вскоре русские увеличили скорость и стали отходить. Опасаясь, что это ловушка, немцы не стали их преследовать и 10:22 отвернул на юг, но в 10:35 встретил русский броненосный крейсер "Рюрик", который тут же открыл огонь. В ходе перестрелки оба противника получили по одному попаданию снаряда крупного калибра, не причинивших серьёзных повреждений. В 11:00 "Roon" стал отходить. "Рюрик" погнался было за ним, но вскоре отвернул и скрылся.

По возвращении на базу "Roon" заменил на время ремонта повреждённый "Prinz Adalbert" в качестве флагманского корабля морских сил Балтийского моря.

В августе 1915 г. крейсер участвовал в операциях по занятию балтийских островов. Утром 10 августа с большим крейсером "Prinz Heinrich" и двумя малыми крейсерами подошёл к Ирбенскому проливу для обстрела русской батареи на м. Церель, отогнал русские эсминцы, повредив один из них в короткой стычке и затем 40 минут обстреливал мыс. При этом трижды был атакован подводными лодками - русской "Гепард" и британской "Е-1", правда безуспешно. Затем корабль участвовал в прорыве в Рижский залив.

Активная эксплуатация и вступление в строй новых единиц позволили вывести 4 декабря 1916 г. "Roon" в резерв. С 1 ноября он подчинялся Опытной торпедной инспекции и выполнял роль опытного и учебного корабля, и до конца войны корабельные юнги проходили на нем практику.

В 1918 г. планировалось переоборудование крейсера "Roon" в крейсер-авианосец, аналогично лёгкому крейсеру "Stuttgart", оборудованный ангаром (авиагруппа — 4 гидроплана), вооруженный шестью 150-мм орудиями и шестью 88-мм зенитками, планировалось, что работы продлятся 20 месяцев, но окончание войны не позволило сделать это.

По проекту планировалось демонтировать все надстройки в корму от задней трубы, срезать корпус в корме на одну палубу для размещения там ангара и установить несколько кранов. Тяжёлая артиллерия заменялась на скорострельную и зенитную.  Однако в 1918 работы отменили в связи с загруженностью заводов более срочными заказами.

25 ноября 1920 г. "Roon" был исключен из списков флота и в 1921 г. разобран в Киле у Северного мола.

04.1906 - 09.1906 капитан-цур-зее Fritz Hoffmann
09.1906 - 10.1906 фрегаттен-капитан Oskar Hallermund
10.1906 -09.1907 капитан-цур-зее Karl Zimmermann
10.1907 - 09.1908 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Friedrich Schrader
10.1908 - 09.1910 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Georg Scheidt
09.1910 - 09.1911 капитан-цур-зее Hans von Abeken
08.1914 - 04.1915 капитан-цур-зее Johannes von Karpf
28.04.1915 - 29.01.1916 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Hans Gygas
01. 1916 -02.1916 корветтен-капитан Ernst Hoffmann
11.1916 - 01.1917 корветтен-капитан Walter Holtzapfel
01.1917 - 02.1917 корветтен-капитан Bruno Hintze
02.1917 - 01.1918 капитан-цур-зее Wilhelm Adelung
01. 1918 - 12.1918 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Bruno Heuberer

 

S.M.S. Yorck

21 ноября 1905 г. "Yorck" вступил в строй и сразу формально вошёл в состав соединения разведывательных кораблей на время осенних учений, фактически ещё проходя испытания и обучение.  27 марта 1906 г. он уже действительно был включен в состав соединения. Командующий Разведсилами, контр-адмирал Шмидт сделал его своим флагманским кораблём.

21 ноября 1905 г. "Yorck" вступил в строй и сразу формально вошёл в состав соединения разведывательных кораблей на время осенних учений, фактически ещё проходя испытания и обучение.  27 марта 1906 г. он уже действительно был включен в состав соединения. Командующий Разведсилами, контр-адмирал Шмидт сделал его своим флагманским кораблём.

В 1909 г. сменился командующий соединением, теперь ставшим 3-й разведгруппой. Новый адмирал поднял свой флаг на крейсере "Prinz Adalbert".

Дальнейшая служба проходила не всегда гладко - 30 марта 1911 г., во время ремонта на верфи, в одном из котельных отделений произошёл взрыв бензола.

В ноябре 1911 г. корабль нанёс визит в Норвегию.

Неприятности продолжали преследовать "Yorck": 2 ноября 1912 г. во время учений одна из его шлюпок была уничтожена взрывом мины, а 4 марта 1913 г. крейсер случайно протаранил и потопил миноносец "S.178". 21 мая 1913 г. "Yorck" был выведен в резерв.

С началом войны, 12 августа 1914 г., крейсер вернулся в состав 3-й Разведывательной группы и использовался для береговой патрульной службы Северного моря.

4 ноября 1914 г., возвращаясь с одного из таких походов, в густом тумане в устье Яде крейсер наткнулся на две мины немецкого же минного заграждения. От полученных повреждений он быстро опрокинулся и затонул на фарватере. Из 712 человек, бывших на борту, погибло 336. Броненосец береговой обороны "Hagen" спас с воды 127 человек.

Близость к берегу и небольшая глубина в месте гибели крейсера сделали возможным частые спуски на "Yorck". В 1929/30 гг., в 1965 г., в последний раз в 1980-е гг. водолазы поднимали на поверхность сохранившиеся предметы оборудования. То, что осталось, до сего дня лежит на дне в слое наносного грунта метровой толщины.

            

11.1902 - 09.1908 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Leo Jacobson
09.1908 - 09.1909 капитан-цур-зее Arthur Tapken
10.1909 - 09.1910 капитан-цур-зее Herrklotsch
09.1910 - 09.1912 капитан-цур-зее Ludwig von Reuter
09.1912 - 11.1912 фрегаттен-капитан /
капитан-цур-зее
Max Köthner
11.1912 - 05.1913 капитан-цур-зее Moritz von Egidy
08.1914 - 11.1914 капитан-цур-зее Waldemar Pieper

 

 

МОДЕЛЬ

 

 

ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
на немецком
1 Groner E., Mickel P., Mrva F. - Die Deutschen Krigsschiffe.1815-1945. Vol. 1., Bernard & Graefe Verlag, Munchen, De, 1982.
на русском
2 Пахомов Н.А. - Броненосные крейсера Германии 1886-1918 гг. Санкт-Петербург, 2006.
3 Ненахов Ю. Ю. Энциклопедия крейсеров 1860-1910, Харвест, Минск, 2006.
4 Кофман В. - Нелюбимые корабли кайзера. // журнал "Моделист-конструктор".-2008.-№4.
5 Смирнов Г., Смирнов В. - Срезанный цветок, обречённый на смерть. // журнал "Моделист-конструктор".-1979.-№1.
+
некоторые другие материалы с интернет-форумов и энциклопедий

 

 


 
Флот Германской империи (Kaiserliche Marine) 1905-1920
Roon
Yorck
Гибель "Yorck".
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck" в Кильском канале.
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck"
Yorck
"Yorck".
Иоган Давид Людвиг Йорк фон Вартенбург (1759-1830) (нем. Johann David Ludwig Graf Yorck von Wartenburg) — прусский генерал-фельдмаршал эпохи наполеоновских вой, проявил незаурядное тактическое мастерство. Принял деятельное участие в реформировании прусской армии. 31 марта 1814 года был награждён Большим крестом Железного креста.
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon".
Roon
"Roon".
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Альбрехт Теодор Эмиль фон Роон (1803-1879 (нем. Albrecht Theodor Emil Graf von Roon) — прусский генерал-фельдмаршал, морской министр (1861-1871). Провёл военные реформы, резко повысившие боеспособность прусской армии (увеличение численности армии, введение трёхлетней действительной службы, ускорение мобилизационных мероприятий и прочие), сыгравшие большую роль в победах Пруссии в войнах с Данией (в 1864 г.), Австрией (1866 г.) и Францией (в 1870—1871 гг.). Был дружен с королём Вильгельмом I, что позволило Роону оказывать влияние и на внутреннюю политику Пруссии. Так, по его представлению Отто фон Бисмарк был назначен министром-президентом Пруссии.
Roon
Спуск на воду "Roon".
Yorck
"Yorck" на достройке.
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
Схема бронирования "Roon".
Roon
Roon
"Roon"
Roon
ПМ для "Roon".
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"
Roon
"Roon"